ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ 2. «РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ»

Стандарт Учащийся должен уметь написать сочинение-

образования

подготовки к ГИА.

Технология:

___________ / Г.Р.Руденко /

Технологическая карта урока № 1

I . Урок подготовки к сочинению

Организационный момент,

2 мин

Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа), Приветствует, успокаивает и организует класс, проверяет готовность детей к уроку., Настраивает на активную работу., Слушают. Встают, приветствуют учителя, садятся., Организовывают рабочее место., Домашнее задание,

3 мин

Мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания, Словесный (беседа), Мотивация к деятельности. Организация целеполагания., Осознание цели деятельности, которая предполагается. Представление об ожидаемых результатах., Основная часть,

37 мин

Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся. Закрепить умения учащихся по теме урока, Экспресс-опрос., Работа с карточками., Письменная работа с применением раздаточного материала., Устный опрос (4 мин), Устный опрос с предложением использовать дид. карточки (20 мин), Раздать тексты, предложив выполнить задние в тетради (13 мин)., Учитель организовывает смену видов деятельности., Выполнение задний. Устные ответы. Ответы с использованием дидактических карточек., Записи в тетради с использованием раздаточного материала, Подведение итогов занятия,

3 мин

Рефлексия., Анализ деятельности на уроке. Формулировка впечатлений., Словесный (беседа)

Организация работы для выявления и исправления ошибок. Организация послеоперационного контроля за ходом выполненных заданий.

Самоконтроль и самооценка полученных результатов., Технологическая карта урока № 2

Организационный момент,

2 мин

Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа), Приветствует, успокаивает и организует класс, проверяет готовность детей к уроку., Настраивает на активную работу., Слушают. Встают, приветствуют учителя, садятся., Организовывают рабочее место., Основная часть,

41 мин

28 стр., 13997 слов

«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в ... школ. В первой половине XIX века в Англии появился труд Дж. Кервена «Стандартный курс уроков и упражнений в методе Тоник Соль – Фа обучения музыке», которая представляла собой систематическую школу хорового пения. В ...

Закрепить умения учащихся по написанию сочинения-рассуждения, Самостоятельная работа учащихся, Наблюдение. Организация контроля за деятельностью учащихся., Написание соцчинения, Подведение итогов занятия,

2 мин

Формулировка впечатлений., Словесный (беседа), Мнение учителя о ходе самостоятельной работы, Итоги самоконтроля и самооценки, Пояснения:

Среди разных видов сочинений сочинение-рассуждение проблемного характера (на дискуссионную тему) имеет специфическую форму в силу характера деятельности учащихся и учителя. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему ― это комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, литературы, а в зависимости от выбранной темы ― в области истории, географии, физической культуры мили других дисциплин. Но независимо от выбора темя она несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, то есть показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

И хотя эта работа наиболее важна в выпускном 9-м классе и в старших классах, так как сочинения-рассуждения проблемного характера входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по русскому языку, но необходима она и в 8-м классе, когда активно формируется личность учащегося.

Представляется, такое построение материала позволяет проследить методику работы учителей и преемственность знаний, умений и навыков учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе.

Конспект урока № 1

I . Организационное начало урока (организационный момент).

[«Здравствуйте! Я всегда с радостью вхожу в ваш класс, чтобы помочь вам найти ответы на вопросы, которые волнуют многих, и выслушать вас. Не станем терять время попусту и будем внимательно, не отвлекаясь, слушать друг друга»]

II . Домашнее задание.

«Сегодня мы повторим пройденный материал, сделаем несколько самостоятельных упражнений, чтобы, а дома вам необходимо подготовиться к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему: «Кто такой друг?». И следующее занятие мы посвятим написанию сочинения ― рассуждения, в котором каждый из вас может поделиться своим мнением о том, кто для него друг, рассказать, если у тебя друг и какой он и даже о том, какой ты сам друг.

23 стр., 11234 слов

Прочитайте окончание рассказа мой некрасивый друг. рассуждение-размышление ...

... активные истребители насекомых, причем в основном насекомых, вредящих человеку. Мой некрасивый друг Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела ... только ловит пролетающих насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как бы прижато, а ... рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, ...

III . Основная часть

Учитель: Мои хорошие! Сегодня мы будем работать над рассуждением дискуссионного характера. Эта работа трудна, но она и важна для нас, ведь такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к будущим школьным экзаменам и не только. Этот урок может стать этапом экзаменам жизни, поскольку сегодня наш разговор о дружбе и о друзьях.

  1. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

рассуждение, дискуссия, дискутировать?

Ответы: да, нет., Что значит: «на дискуссионную тему»?, Ответы: Это значит на спорную тему (дискуссия = спор)., Рассуждение ― это:

1) умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме;

2) высказывание, обсуждение (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Дискуссия ―, Дискутировать

Учитель: Да, всё верно. Рассуждение ― это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение ― важный тип речи, содержащий доказательство, логическое мышление, убеждение, выводы. Хорошо научится использовать рассуждение, чтобы вступать в спор, дискуссию, полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которой не согласен, вести дискуссию, спокойный диалог.

во-первых, во-вторых, в-третьих,

А теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в сочинении., В нашем языке много разных слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает каждого из нас жизнь:

приятель,

одноклассник,

друг,

знакомый,

сослуживец,

товарищ.

Попробуем разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для разных людей.

друг, знакомый, приятель, одноклассник, товарищ, сослуживец

2) Можем ли мы считать их синонимами? Почему?

3) Расположите эти слова в порядке усиления близости отношений.

знакомый

одноклассник, сослуживец

приятель

товарищ

друг

4) Почему слово друг последнее в этом ряду?

Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.

2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?

«Друга не нужно просить не о чём,

2 стр., 936 слов

Легко ли быть другом? — -рассуждение

... дружбы не получиться. Каждый должен быть заинтересованным в дружбе, стараться и много трудиться. Односторонней дружбы не бывает. Понятно, что человек не всегда сможет сразу понять, готов другой дружить или нет. Быть другом ... — самообладание, терпение и тактичность, а также многие другие. Рассуждение 2 Дружба, как и любовь, не может существовать по умолчанию. Нельзя расценивать этот ресурс, как ...

С ним не страшна беда., Друг – это третье моё плечо,, Будет со мной всегда…»

Может быть, эти строчки и есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой?

Давайте вдумаемся в эти слова:

«Друга не нужно просить не о чём…». Почему?

Потому что он всегда понимает, что тебе нужна помощь ― по взгляду, по настроению, по голосу

«Друг это третье мое плечо…» ― что это означает?

Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.

У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:

Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,

Когда беда у тебя.

А друг плохой бежит, когда готова

Еда у тебя».

3. А как Вы думаете, дружба между людьми возникает сама по себе, неожиданно, или мы долго идем к дружбе, выбираем друзей?

Хочу предложить Вам следующий текст.

Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас).

На этом удобном принц и пе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.

Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?, Объясните орфографию и пунктуацию этого предложения.

4. Звучит фонограмма: «Песня о друге», В. Высоцкий

Наверно, вы, конечно узнали «Песню о друге» актёра Владимира Высоцкого в его авторском исполнении? Согласны ли вы с его мнением, что дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями?

5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар свыше?

Можно, но для этого нужно многое в себе переделать: отказаться от самовлюбленности, от своих притязаний на лидерство, от чувства зависти и ревности. Но самое главное, как нежное растение, выращивать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность, верность. Справиться с такими задачами не каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь настоящих друзей .

6. Определим, какие жанры можно использовать для написания сочинения-рассуждения.

1) «Письмо к другу».

Разговорный, Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения

2) «Статья в газету» или «Пост в блоге, в аккаунте»

Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.

3) Рассказ.

Стиль ― повествовательный.

4) Дискуссия с вымышленным собеседником.

Предполагает использование прямой речи.

7. Каких ошибок необходимо избегать при написании сочинения-рассуждения?

не должна быть нарушена структура рассуждения: тезис (

5 стр., 2025 слов

Урок русского языка Обучающее – рассуждение «Что такое настоящая ...

... и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и ... Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?» УЧИТЕЛЬ : Ребята, посмотрите на тему и скажите, ... текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя ... корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...». _ Есть в языке ...

факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь

стиль: если употребляем «во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с другой стороны»).

Кроме того, в сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких «словесных формул», как:

я тоже думаю, что…

я согласен с тем, что …

обычно говорят…

многие думают (многие уверены)…

могу сказать…

нетрудно заметить…

8. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что в начале урока занятия я не назвала его тему, а лишь сказала в общем виде, что поговорим о дружбе и друзьях. Это потому что тема эта личностная, глубокая и ёмкая. Но вы в силах рассуждать о вопросах, которые сегодня на уроке находятся в центре нашего внимания.

Ещё раз напомню о домашнем задании:

выбрать форму сочинения-рассуждения, которое будет писать на следующем занятии.

выбрать один или несколько из прозвучавших сегодня тезисов, которые будет доказывать в своем сочинении-рассуждении,

сформулировать тему своего будущего сочинения-рассуждения.

Конспект урока № 2

I . Организационное начало урока (организационный момент).

[«Здравствуйте! Я, как всегда, рада встрече с вами, ребята. И сегодня вам необходимо найти ответ на вопросы, которые волнуют многих: о том, что такое дружба, кто такой друг». Я знаю, что вы подготовились к сочинению. Не будем терять время и начинаем работу. Вы можете воспользоваться словарями и другими книгами, которые лежат на специально отведенном для этого столе». На доске написаны примерные темы сочинения.]

III . Основная часть

Примерные темы сочинения-рассуждения:, Роль дружбы в жизни человека, Роль дружбы в

« Дружба в жизни человека »

« Несколько слов о дружбе »

«Мой друг … (имя)»

«Я и мои друзья»

«Кто такой друг»

« Друг познаётся в беде »

«Друг. Товарищ. Приятель»

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг»

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» /Сотер Ликтор/

Учащиеся пишут сочинение-рассуждение., Учитель контролирует их деятельность и отвечает на вопросы.

III . Подведение итогов урока

Заканчиваем работу и сдаем тетради с сочинением.

Спасибо.

Вы хорошо сегодня поработали. Довольны результатом своей работы?

На следующем занятии вы узнаете свои оценки, и мы проведем работу над ошибками, а также поделитесь впечатлениями о том, как помогло вам это исследование.

19 стр., 9472 слов

Методическое пособие «Как работать над м» методическая ...

... уроках литературного чтения. во 2 классе -учебник часть 1, с.123-132. В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», с. 153-158, В.Драгунский «Друг ... писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЧИНЕНИЙ Сочинения ... с. 46-48, «Учимся делать научное ... класс, с.74-82, 3 класс, с.40-44, 54-63, 4 класс, ...

  1. Внукова, Е.А. Обучение написанию сочинений различных жанров / Е.А. Внукова, Е.И. Колчина, Л.И. Потапова // Первое сентября. 2006. 27 января.

  2. Еремеева А.Е. Рассуждение на дискуссионную тему [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/09/18/rassuzhdenie-na-diskussionnuyu-temu (дата обращения: 28.04.2019).

  3. Оформление методических разработок открытых уроков: Методические рекомендации / Сост.: Нагабедьян Е.Н. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2016. – 40 с.

  4. Русский язык. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Быстровой. ФГОС / автор-составитель М.В. Бабкина. – М.: Русское слово, 2015. – 152 с.

  5. Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. ФГОС / сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 272 с.

  6. Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 2. ФГОС / сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 184 с.

  7. Русский язык. 8 класс: учебник / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: ДРОФА, 2011. – 237 с.

  8. Русский язык. 8 класс: учебник / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. – М.: ДРОФА, 2014. – 272 с.

  9. Русский язык. 8 класс. Учебное пособие / авторы-составители С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.