Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова

Сочинение

«Открытый урок. Сочинение-рассуждение »

Открытый урок русского языка в 6 классе, Учитель: Фурасьева Татьяна Владимировна

ТЕМА : Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.

Цели :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
  • совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие мировоззрения;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • формирование навыка построения доказательных рассуждений
  • формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
  • развитие у учащихся творческих способностей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание культуры речевого поведения;
  • воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Запись числа, темы урока

  1. Слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).

Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

  1. Актуализация прежних знаний. Повторение пройденного о типах речи.

Описание, повествование, рассуждение

  • Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи).

Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ ?

Повествование, Рассуждение

  • Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?
  • Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

6 стр., 2976 слов

Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна (5 класс)

... слова «весна и природа». Так какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? ( Описание природы. Весна ) Слайд 5 Как вы думаете, чтобы написать сочинение, какие цели мы должны ... весенней природы. В) Работа над заключительной частью сочинения (Заключение) Какое, по вашему мнению? ( Мы рады наступлению весны! Вот такое это удивительное время года! ), Г) Работа с планом сочинения Слайд ...

а ) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б ) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

  1. Работа по теме урока.

  1. Структура текста-рассуждения.

три элемента

  • Поясните каждый элемент.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

вступлением

из каких составных

  1. Вступление.

  2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

  4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

  • Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?

– Итак, рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

  1. Спор и рассуждение.

  • Что такое спор? А дискуссия?

По толковому словарю С. И. Ожегова , спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия

  • Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение ?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

3) Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

  • Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

  • Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
  • Государственный.
  • Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
  • Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
  • Вот и здесь так же.

Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

3 стр., 1185 слов

Рассуждение на основе фрагмента текста (С2.2)

... мысль подтверждают предложения 2, 17 – 19.) 20. – Итак, тезис есть, два аргумента с примерами из текста есть. Что теперь будем делать? (Вывод). Помните, что вывод связан с тезисом. Это итог ... сочинения у вас уже есть, теперь будем строить доказательства, т.е. приводить аргументы. 11. Обращаемся к пункту 5 алгоритма (Приложение 2): Найдите в тексте те фрагменты, которые подтверждают идею текста, ...

Задание: – Найдите тезис, доказательство, вывод.

Мама — самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Творческая работа.

– А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме «Учеба». («учиться — всегда пригодится», «кто много учится, тот много знает» и т.д.)

Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?

  1. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

  1. Работа с текстом упр.436

  • Прочитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка?

(О подарках. Это и есть предмет спора)

  • Так о чём мы будем с вами говорить?

словарную работу

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

Выражение сочувствия

Должен ли быть подарок куплен или сделан своими руками.)

  • Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них
  • Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? – Попробуйте объяснить каждую точку зрения.

Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

Предполагаемые точки зрения:

  1. Прав дедушка

  2. Права внучка

  3. Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

  1. Подарок, купленный на деньги родителей, — это не мой подарок, а их.

  2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

  3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

(Заслушиваются выводы учащихся.)

  • Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:

Тезис –

Аргументы – 1) … 2) … 3) …

Вывод –

  • Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.
  1. Составление плана.

1.Тезис: прав дедушка.

6 стр., 2737 слов

«Что такое человечность?» Выделите в тексте сочинения абзацы ...

... . Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите ...

2.Доказательства:

  • а) мнение подруг из класса – потребительское;
  • б) сделанное своими руками – неповторимо.

3.Вывод.

8) Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»

  • Как можно начать такое сочинение?

Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали.

  1. Запись материалов к предстоящему сочинению.

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

1.Я уверен…

Я думаю (считаю, полагаю…), что…

Мне кажется, что…

2.Докажем это.

Почему? А вот почему…

Это можно объяснить так…

По-моему, прав…

Я не могу согласиться с тем, что… но…

Могут сказать (возразить), что…

3.Итак…

Таким образом…

Следовательно…

Я понял, что…

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

  1. Самостоятельная работа (написание сочинения).

5. Подведение итогов урока.

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Какие выводы сделали для себя?

6. Домашнее задание:, Использованные источники

(рисунок)

http://podarokhandmade.ru/8-o-sochetanii-cvetov-v-podarochnoy-upakovke.html

(фото)

http://awa38d.narod.ru/father.htm

картинка

картинка

картинка

http ://taktoent .net /

8