Рабочая программа элективного курса » и -рассуждение как жанры школьного сочинения»

Сочинение

Общая характеристика элективного курса

Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Место элективного курса в учебном плане

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения» — элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 17 часов в год. После завершения курса выполняется итоговая работа.

Результатом изучения курса

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;
  • структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;
  • знать приемы редактирования текста.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

  • узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
  • анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
  • создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Ожидаемые результаты обучения

знать/понимать

  • структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
  • критерии оценивания ответа на задание части С;

— смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;

  • лексические, грамматические и речевые нормы.

уметь

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему исходного текста;
  • комментировать сформулированную проблему;
  • отражать позицию автора исходного текста;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
  • последовательно излагать собственные мысли;

— использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

3 стр., 1486 слов

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...

... текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. ... не одобряют, а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый вспомните ...

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Содержание учебного курса

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план: он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли

Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-janr-elektivnyiy-kurs/

Литература для учителя:

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

Литература для учащихся:

1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. — М.:Астрель, 2002.

2.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

3.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

4.Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

кол-во

часов

форма проведения

дата

план

факт

  1. Введение – 1 час

1

Основные требования к сочинению

1

Лекция с элементами беседы

04.09

  1. Вы пишете сочинение – 2 часа

2

Тема сочинения, отбор материала при помощи плана, цитирование в сочинении

1

Практикум

11.09

3

Работа над сочинением и его редактирование

1

Практикум

18.09

  1. Эссе как вид творческой работы – 6 часов

4

Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

1

Лекция

25.09

5

Особенности эссе как жанра

1

Практикум. Анализ образцов эссе

02.10

6

Разновидности эссе: философское и литературно-критическое.

1

Лекция с элементами беседы

09.10

7

Стиль, тип речи эссе

1

Семинар

16.10

8

Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе

1

Лекция с элементами беседы

23.10

9

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ

1

Практическая работа.

06.11

IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы – 8 часов

10

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения

Лекция

13.11

11

Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем

Практическая работа с текстами

20.11

12

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

Практическая работа с текстами

27.11

13

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений

04.12

14

Финал сочинения-рассуждения.

Практическая работа.

11.12

15

Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ

Практическая работа.

18.12

16

Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ

Практическая работа.

23.12

17

Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку

Практическая работа.

25.12

ИТОГО: 17 часов