Рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме. Существуют следующие

Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения

:

  • вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
  • подчинять своё сочинение определённой идее;
  • отбирать материал для сочинения;
  • систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
  • строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
  • правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
  • редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.

Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.

Сочинение-повествование

«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2].

Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя).

Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

11 стр., 5405 слов

По рассказу Фотография, на которой меня нет Астафьева

... Фотография – становится памятью мальчика, гладя на нее, он вспоминает своих одноклассников, детские годы. Также читают: Картинка к сочинению По рассказу Фотография, на которой меня нет ... нравственные проблемы Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему ... на фотографию, они тщательно готовятся к этому торжественному событию. Повествование в рассказе ...

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов:

  • о случае из жизни автора;
  • на основе услышанного;
  • на основе фантастического вымысла;
  • на основе данного сюжета;
  • на основе сюжета картины;
  • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
  • киносценарий на основе рассказа;
  • сказка на основе рассказа;
  • рассказ от лица животного;
  • по данному началу.

Сочинение-описание

В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.

Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.

Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.

Структура описания включает:

  • общее представление о предмете («данное»);
  • описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
  • отношение автора к описываемому.

Различают следующие виды сочинений-описаний:

  • описание отдельных предметов;
  • описание человека;
  • описание животного;
  • описание помещения;
  • описание природы;
  • описание одежды, костюма;
  • описание действий;
  • описание общего вида местности;
  • описание книги;
  • описание памятника;
  • описание состояния окружающей среды;
  • описание картины чего-либо по воображению и памяти.

В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Сочинение-рассуждение

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

6 стр., 2593 слов

Как подготовиться к сочинению-рассуждению методическая разработка ...

... можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?, к рассуждению – почему? Основная мысль текста-повествования, текста-описания проводится автором с определенной целью, поэтому ... тому, как много людей одинаково оценивают красоту. Основная мысль может лечь в основу Способы связи частей рассуждения. В рассуждении для перехода от тезиса к доказательству ...

В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

  • различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
  • факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;
  • ссылки на литературу (цитирование);
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-janre-reklama/

  • сопоставление фактов;
  • логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

виды сочинений-рассуждений

  • рассуждение-ответ на вопрос;
  • рассуждение на дискуссионную тему;
  • рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

нетрадиционных жанров

Сочинение в жанре рекламы

Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:

  • информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
  • распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;
  • коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.

Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:

  • необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;
  • нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы.

Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;

  • текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;
  • в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;
  • если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;
  • сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго.

Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;

9 стр., 4047 слов

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

... страничку в интернете, прочитала: «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие ... рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. . Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ ...

материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;

— Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-голица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.

Памятка составляющему рекламу

1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.

2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.

3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.

4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.

5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.

6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.

7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.

8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.

9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.

10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.