Литературный стиль

Сочинение

ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЙ, Сочинение-повествование

«Повествовательными текстами называются такие тексты, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий». Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя).

Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов:

  • о случае из жизни автора;
  • на основе услышанного;
  • на основе фантастического вымысла;
  • на основе данного сюжета;
  • на основе сюжета картины;
  • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
  • киносценарий на основе рассказа;
  • сказка на основе рассказа;
  • рассказ от лица животного;
  • по данному началу.

Сочинение-описание

В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.

Пейзаж – это описание местности, когда мы описываем деревья, небо, реку и др.; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

18 стр., 8703 слов

Составить рассказ описание про собаку. мое любимое животное собака

... тех пор, пока я не загнал его совсем в конуру. Маленький рассказ про собаку Вовчик На окраине нашего города находился диковатый район, называемый в ... даже в горле. Они и задушили бедного щенка. Короткий рассказ о собаке Цезарь В одном большом загородном доме жила-была толстая неуклюжая ... а когда все уселись за стол, он пристроился у моих ног. Мир был достигнут лишь тогда, когда я угостил его чем-то ...

Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.

Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.

Структура описания включает:

  • общее представление о предмете («данное»);
  • описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);

отношение автора к описываемому.

Различают следующие виды сочинений-описаний:

  • описание отдельных предметов;
  • описание человека;
  • описание животного;
  • описание помещения;
  • описание природы;
  • описание одежды, костюма;
  • описание действий;
  • описание общего вида местности;
  • описание книги;
  • описание памятника;
  • описание состояния окружающей среды;
  • описание картины чего-либо по воображению и памяти.

В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Сочинение-рассуждение

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

  • различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
  • факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;
  • ссылки на литературу (цитирование);
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literaturnyiy-stil/

  • сопоставление фактов;
  • логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

сочинений-рассуждений

  • рассуждение-ответ на вопрос;
  • рассуждение на дискуссионную тему;
  • рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

15 стр., 7203 слов

Обучение младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки

... обучения младших школьников созданию текста; провести работу по развитию речи младших школьников; рассмотреть воспитательную роль сочинений; провести работу по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки. I. Основы формирования обучения младших школьников созданию сочинения 1.1 Обучение написанию сочинений ... системы. Следовательно, рассуждение как составляющая ...

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

Помните, ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

Сочинение в жанре письма

Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов).

Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XV III веке.

Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XV III века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.

Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.

С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.

Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.

Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.

Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.

План письма.

1. Дата.

2. Приветствие, обращение.

3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.

4. Заключение.

5. Подпись.

Сочинение в жанре рекламы

Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:

  • информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
  • распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;
  • коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.

Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:

4 стр., 1611 слов

ЖАНР СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ)

... сочинения, с другой стороны, изменившиеся признаки жанра уже требуют не глубины и самостоятельности мысли (как несомненного, обязательного критерия состоятельности сочинения), а проявления знаний о композиции текста, о конкретных произведениях литературы ... обусловливал особенности применения сочинения. Школьное сочинение как литературный жанр был известен в царской России, причём темы для работ ...

  • необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;
  • нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы.

Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;

  • текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;
  • в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;
  • если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;
  • сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго.

Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;

материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;

— Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.

Памятка составляющему рекламу

1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.

2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.

3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.

4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.

5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.

6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.

7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.

8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.

9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.

4 стр., 1781 слов

Как жанр публицистики

... текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция. 2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, ... анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя. Другой вид эссе – ...

10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.

Сочинение в жанре эссе

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:

1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.

3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.

Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза» аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора.

Памятка пишущим эссе

1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами.

3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной.

4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности.

6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим.

Сочинение в жанре дневниковых записей

Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике.

Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.

3 стр., 1142 слов

Специфика жанра. Особенности жанрового содержания: понятие мы. ...

... и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, ... из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, ...

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

  • а) исповедь — самооценка своей деятельности;
  • б) анализ событий дня;
  • в) портретная зарисовка;
  • г) эмоциональное самовыражение;
  • д) рефлексия;
  • е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

— каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

  • известная отрывочность записей;
  • зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;
  • преобладание самих фактов над их осмыслением;
  • категоричность и неаргументированность общих оценок;
  • иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

  • дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;