Оригинальные жанры школьных сочинений «Эпистолярный жанр (письмо)». 9-й класс

Сочинение

Разделы:

Цели и задачи урока:

  • показать ценность эпистолярного жанра, его особенности, составить анкету жанра;
  • обогащение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся;
  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову; ознакомление с нравственно-этическими нормами общения человека с помощью письма;
  • популяризация жанра письма.

Оборудование:

  • книги в эпистолярном жанре (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; А.П.Чехов «Ванька»; К.Симонов «Пять страниц»; С.Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду»; А.С. Пушкин «Роман в письмах») и др.;
  • сочинения учащихся в эпистолярном жанре;
  • высказывания о письме.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сочинение, я думаю, — самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию.

Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове.

Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».

Сегодня мы будем вести речь об одном из оригинальных жанров школьных сочинений – письме, познакомимся с анкетой жанра, послушаем образцы сочинений в форме письма.

II. Письмо – особая форма общения, служащая для передачи информации на расстояние.

1. Что такое письмо?

письмо – а, мн.ч.; письма – сем.

  • Написанный текст.
  • Умение писать.
  • Та или иная система знаков для передачи речи.
  • Манера художественного изображения.

(Примеры записать в тетрадях).

2. Виды писем.

3 стр., 1232 слов

Дети ненавидят писать сочинения. Почему это происходит и как вы можете им помочь

... Письмо может выглядеть так: «Привет, Вася! Я сегодняшний пишу себе письмо. Знаю, что через неделю ты сдашь этот сложный экзамен в музыкальной школе, напишешь сочинение… Я ... сделать, — это понять, какой жанр нравится вам и ребёнку. Научить ... одну. Как научить ребёнка писать сочинения 1. Предложите сочинить сказку Не пишите сочинения, играйте ... Многие не знают, о чём писать. И здесь проблема в том, что и ...

А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)

Письма:

  • личное,
  • деловое,
  • дружеское,
  • официальное,
  • поздравительное,
  • письмо в газету.

(Запись в тетрадях.)

3. Эпистолярный жанр в литературе.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/itogi-konkursa-sochineniy-epistolyarnogo-janra/

греч. еpistola – послание, письмо.

Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина.

Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей.

С письмами вы столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». (письмо Татьяны, Онегина)

Учащиеся могут прочесть эти письма.

4. Анкета жанра.

В жанре письма моно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.

Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо определить анкету жанра. В нее войдут основные признаки письма. (см. с.50 в кн. Дорожкиной Т.Н. и др. «Прекрасный наш язык способен ко всему…»; с.21 в кн. «Лучший урок письма»)

5. Речевые формулы письма.

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Зачин

1. Место и дата написания.

2. Приветствие.

3. Обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Приветствую тебя!

Дорогой (милый, любимый, родной мой)!

Имя и все его формы.

Друг, мамочка и т.д.

Информационная часть

Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Вот некоторые новости…

Нет ничего нового…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…

Концовка

1. Итоговые фразы:

  • просьба писать;
  • предположение, что переписка будет регулярной;
  • благодарность;
  • приветы и прощание;
  • уверение в уважении, дружбе и любви.

2. Попись.

3. P.S.

С (глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас…

Ваш (-а;- и)…

Всегда Ваш (-а;- и)…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!

III. Образцы сочинений учащихся в жанре письма.

(см. сочинения учащихся)

IV. О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

(см. материалы книг и газет )

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из предложенных тем ( ветерану, другу, о родном крае и т.п.).