Переводное сочинение в 10 классе критерии

Сочинение
Комментарий к темам общегородского единого сочинения в 10-х классах 2019 г.

(Рекомендации Кафедры филологического образования АППО СПб)

Темы сочинений 24 апреля будут соответствовать пяти тематическим направлениям итогового сочинения, проводившегося в 2018-2019 учебном году. 5 тем открытых направлений в 2018/19 учебном году :

  • Отцы и дети

  • Мечта и реальность

  • Месть и великодушие

  • Искусство и ремесло

  • Доброта и жестокость

Требуется создать письменное высказывание на предложенную в рамках опредеденного направления тему с привлечением литературного материала и опорой на текст одного-двух (или более) литературных произведений .

Наиболее распространенный путь привлечения литературного материала – смысловой анализ текста, интерпретация тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров, сопоставления и противопоставления персонажей, сюжетов, конфликтов, тем.

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.

Время написания сочинения – 4 часа .

Десятиклассникам разрешается на экзамене пользоваться орфографическим словарём и текстами литературных произведений , который выдадут в аудитории.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность

1. «Отцы и дети»:

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Тема сочинения может быть представлена в виде цитаты. Например: «Как выпонимаете слова Сомерсета Моэма: «Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами?» Или: «Согласны ли вы с высказыванием Бориса Львовича Васильева: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее?»

В рамках направления можно рассуждать о взаимоотношениях поколений, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Отношения «отцов» и «детей» являются сквозной темой в мировой литературе и оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

1. Раскрытие темы:

Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть).

Возможен «панорамный» подход пишущего к раскрытию темы: наряду с литературным материалом обучаемые могут привлекать сведения по истории, обществознанию, искусствоведению, демонстрируя способность к многоаспектному осмыслению проблемы.

Пример подбора аргументов

в сочинении на тему «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?»

Следует выстраивать аргументацию так, чтобы говорить о возможности преодоления конфликта «отцов» и «детей». Можно осмыслить и проанализировать поступки и поведение Петра, который следовал наставлению отца, преодолевая преграды, совершая ошибки, искореняя их. Можно вспомнить и прокомментировать эпизоды: А)Карточный проигрыш – падение – покаяние Петра, примирение с Савельичем. Сама линия романа Гринёв – Савельич может быть осмыслена как возможность преодоления, в том числе, и сословных различий. Б) Неизменное следование присяге, воинскому долгу. Возможно выявить и акцентировать правдивость и нравственную высоту слов и поступков, проявленных в диалогах Гринёва с Пугачёвым. Вспомнить, например, одну из диалоговых сцен, где Пётр одерживает в споре нравственную победу над самозванцем. В) О главном — верности в любви. Кратко охарактеризовать путь Петра и Маши к счастью. Милость и любовь для автора романа — мерило благополучия человека.

Можно делать вывод: Конфликта поколений может не быть, напротив, Пушкин показывает пример здоровой преемственности поколений.

2. «Мечта и реальность»:

ШАГ 4. В основной части сочинения можно использовать и другие литературные произведения, чтобы подтвердить противоречия между мечтой и реальностью. Например, рассказать о герое романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Родионе Раскольникове, который мечтает о совершении великого дела, но сталкивается с жестокой и непредсказуемой реальностью, страдая от чувства вины и угрызений совести.

ШАГ 5. Далее можно рассмотреть и отрицательные аспекты мечты, когда она становится иллюзией и отвлекает от достижения реальных целей. Таковым может послужить персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров, который окружен ложными идеалами и отказывается от реальности и забот о своей семье, поглощенный своими утопическими мыслями.

ШАГ 6. В заключении можно подвести итоги рассуждений о противоречиях между мечтой и реальностью. Отметить, что мечта может быть двуединым оружием, влияя как положительно, так и отрицательно на жизнь человека. Важно научиться находить баланс между мечтой и реальностью, чтобы не утратить контакт с реальным миром и одновременно не потерять стремление к саморазвитию и достижению высоких целей.

Таким образом, противоречия между мечтой и реальностью находятся в центре внимания многих литературных произведений. Они дают нам возможность погрузиться в мир героев и задуматься о роли мечты в нашей собственной жизни. Важно научиться отделять иллюзии от реальности и находить гармонию между своими мечтами и окружающим миром.

ШАГ 4. Характеристика добрых людей, окружающих Катерину Петровну

ШАГ 4. Характеризуем добрых людей, которые окружают одинокую Катерину Петровну: почтальона Тихона и девочку Манюшку, которые заботятся о Катерине Петровне. Говорим о том, как автор строит сюжет, не позволяя дочери, забывшей о своем долге, успеть на похороны. Не забудем прокомментировать смысл слов Тихона: «За добро плати добром, не будь пустельгой». Задумаемся о том, как мечты, заботы о других людях позволили забыть о важных дочерних обязанностях и как Настя оказалась наказанной за это.

ШАГ 5. Выводы

ШАГ 5. Делаем выводы. Рассуждаем о смысле названия рассказа, о телеграмме, которую автор адресует всем читателям, забывшим о своих главных обязанностях, с головой ушедших в другие дела, даже если это дела благотворительности или связанные с профессией важные занятия. Так мечта, ставшая главной и единственной целью, может отвлечь человека от реальной жизни.

3. «Месть и великодушие»:

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Как раскрывать темы сочинений, содержащих цитату.

Во вступлении может быть удачным толкование цитаты. Важно внимательно прочитать цитату. Выделить ключевые слова. Акцентируя на них внимание, дайть своё осмысление высказывания. Это может быть вашим тезисом.

Например, в таком контексте:

Тема: Высказывание Франца Шуберта и его актуальность в современном обществе

Высказывание «Хочешь порадоваться мгновение – отомсти, хочешь радоваться всю жизнь – прости» великого композитора Франца Шуберта на первый взгляд парадоксально. Ключевые понятия в теме связаны с продолжительностью радостного чувства: в случае мести – краткое, мгновенное, а в случае прощения – навсегда, на всю жизнь.

Актуализируем своё понимание цитаты: Я понимаю мысль автора так: осуществляя месть, да и то в случае достижения своей цели, мы радуемся очень кратко, мгновенно. А вот в случае, если сумели «отпустить» зло, простить – это оставляет душевную радость надолго. Думаю, что прощение – это добродетель. Только по-настоящему добрый человек способен простить.

Путь к прощению бывает не простым, но только после него наступает облегчение, счастье.

Далее в основной части эту мысль можно аргументировать на примере пути к прощению двух героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Это прощение и сожаление Пьера после дуэли с Долоховым. Окончательное расставание с Элен. И долгий путь к прощению Анатоля Курагина Андрея Болконского. Выводы – о движении человека в сторону любви и прощения проходят все любимые герои Толстого.

Тема: Искусство и ремесло

4. «Искусство и ремесло»:

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Пример работы над сочинением на тему «Как вы понимаете высказыванием Г. Гебеля: «Искусство – это совесть человечества»?»

Введение

В данной работе предлагается осмыслить высказывание Гебеля и растолковать его неоднозначный смысл. Цитата «Искусство – это совесть человечества» может быть понята по-разному, и в данной работе будет представлено двойственное толкование данного высказывания.

Понимание высказывания

С одной стороны, высокое искусство, включая классическое и лучшие образцы современной культуры, обращено к лучшим аспектам человека. Оно помогает нам стать лучше и развиваться. Однако, с другой стороны, существует и псевдоискусство, которое разрушает мир и отношения между людьми. Это низкое искусство, которое не имеет отношения к совести и лучшим качествам человека. В своей повести «Портрет», Н.В. Гоголь исследует эту противоречивую природу искусства и его влияние на мир и человека.

Анализ повести «Портрет»

Главными героями повести являются художники, чьи истории схожи и в то же время контрастны. Оба они обладали талантом и были трудолюбивыми, но судьбы их сложились по-разному. Один из художников продал свой талант и стал модным живописцем, тогда как другой, несмотря на неудачи, сумел сохранить свой талант и душу.

Особую роль в повести играет портрет жадного и бесчеловечного ростовщика, который заказал талантливому художнику свой портрет перед смертью и словно вселился в него. Этот образ можно рассматривать как символическое отображение сил зла и их влияния на душу человека.

Выводы

Искусство действительно может быть совестью человечества, но его влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Высокое искусство обращено к лучшим аспектам человека и помогает нам развиваться, в то время как низкое искусство разрушает и порочит мир и человека. Повесть «Портрет» Н.В. Гоголя является примером того, как искусство может влиять на человека и общество.

Развитие сюжета

Повесть разделена на две части, где автор обращает внимание на торговлю искусством. В первой части рассказывается о художнике Чарткове, который смеется над разнообразными диковинками в лавке на рынке, считая их оскорблением искусства. Однако, именно в этой смеси предметов он находит настоящий шедевр — портрет страшного ростовщика, который покупает. Вторая часть также начинается с темы торговли, аукциона, который является более престижным местом для продажи предметов культуры. Однако, основное условие здесь — деньги, всё ставится на продажу!

Важно отметить, что когда Андрей Чартков покупает портрет и внезапно обогащается, он сразу же ощущает тоску и усталость. Став богатым, он быстро забывает совет своего профессора о том, чтобы беречь свой талант, чтобы не превратиться в «модного художника». Он не смог сохранить свой талант. В погоне за успехом, комфортом и славой, он становится модным художником и даже иронически отзывается о великих художниках, таких как Рафаэль и МикельАнджело. Но став непогрешимым, известным, богатым и успешным, он вдруг видит картину своего однокурсника и понимает всё! Его талант и совесть дают о себе знать! Однако, под влиянием темной силы и зависти к подлинному дару, он начинает скупать все шедевры, которые попадаются ему на глаза, и разрушать их. Его гибель была ужасной: «В его чертах отражалась хула на мир и отрицание».

Другой художник, безымянный, но талантливый и ищущий, хотя и «состряпал чёрта», создавая изображение демона-ростовщика, смог спасти свою душу. Автор показывает, что внутри человека хранится ценный дар — это молчание, тишина, благоговение и душевная сосредоточенность. Именно когда художник создаёт настоящий шедевр, он возвышается духом и вдохновляется. Он передает своему сыну наследство: «Талант — это самый ценный дар Бога — не погуби его. … Во всём умей находить внутреннюю мысль и прежде всего стремись постигнуть высокую тайну творения».

Так великий Гоголь показывает и пропасть, и высоту, которая может быть свойственна искусству. Сам писатель всю жизнь указывал в произведениях две стороны жизни и культуры, которые может выбрать человек. Он призывал: «Будьте не мёртвые, а живые души». Думаю, что в этом и есть смысл обращения художника к лучшей стороне личности. Наверное, о таком искусстве, совести человечества, писал Г. Гебель. (460 слов)

4. «Доброта и жестокость»:

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примечание:

При проверке сочинений следует учесть, что для аргументации собственного мнения, подтверждения своих мыслей учащиеся могут опираться на художественные (публицистические) произведения как русской, так и и зарубежной литературы, прочитанные самостоятельно и/или не включённые в школьную программу.

Комментарий к темам общегородского единого сочинения в 10-х классах 2018 г.

(Рекомендации Кафедры филологического образования АППО СПб)

1. «Верность и измена»:

Верность своим убеждениям – проявление силы или слабости? (Произведения по выбору учащегося)

В данном исследовании мы будем рассматривать две темы:

1. «Верность убеждениям как сила характера и сила духа»

Вопрос поставлен проблемно, побуждая учащихся развёрнуто объяснить и затем обстоятельно аргументировать свою точку зрения. Здесь предлагается рассмотреть, что верность убеждениям может быть силой характера и силой духа, или же проявляться как принципиальность, прямолинейность, ограниченность и отсутствие духовной эволюции.

Для поддержки своей точки зрения, можно обратиться к различным литературным произведениям. Например, можно обсудить героев, которые несмотря ни на что, отстаивают свои идеологические позиции, таких как Чацкий и Базаров. Также можно рассмотреть персонажей, которые демонстрируют косность и «застылость» своих убеждений, например Беликов и Премудрый пискарь. Важно также рассмотреть произведения, в которых убеждения главных героев подвергаются испытаниям, таких как Пётр Гринёв и капитан Миронов. И, конечно же, можно обратиться к произведениям, в которых жизненный путь героя приводит к переосмыслению прежних взглядов, к примеру, Онегин, Раскольников и герои Льва Толстого Безухов и Болконский.

Также можно рассмотреть антагонистические пары героев, которые демонстрируют разные степени силы убеждений. Например, можно сравнить нравственный максимализм Катерины и нравственную индифферентность Варвары или сопоставить героев, которые отличаются силой или слабостью, несгибаемостью или изменчивостью принципам.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Здесь мы будем анализировать цитату Б. Шоу: «Равнодушие — сущность бесчеловечности». Главная задача данной темы — раскрыть сущность понятий «равнодушие» (как безучастие, безразличие, бесчувствие, чёрствость, безответственность) и «бесчеловечность» (как жестокосердие, жестокость, безжалостность) и объяснить взаимосвязь между этими понятиями.

Для подкрепления своих аргументов, можно использовать различные произведения литературы. Важно выбрать произведения на своё усмотрения.

Далее в данном исследовании мы будем анализировать эти две темы с помощью метода сравнительного анализа. Благодаря этому, мы сможем лучше понять, как сила убеждений и отношение к ним влияют на характер и дух человека, а также на его способность быть отзывчивым или равнодушным.

Равнодушие и бесчеловечность

Равнодушие может граничить с бесчеловечностью в литературных произведениях, таких как «Шинель» Гоголя и «Юшка» Платонова. Оно может быть причиной или результатом такого состояния. Так, в рассказе «Крыжовник» Чехова или в персонажах «Вишневого сада», отношение к Фирсу свидетельствует о равнодушии и бесчувственности. Также видно, что герой Печорин в отношениях с Бэлой проявляет равнодушие.

Кроме того, равнодушие может позволять себе попустительствовать образу жизни или осуществлению самой судьбы, как это видно в персонажах «Преступления и наказания» по отношению к семье Мармеладовых. «Молчаливое согласие», отсутствие активной позиции и ответственности за происходящее может привести к настоящей трагедии, как случилось с персонажами романа, такими как Тихон, Борис и все жители Калинова.

В качестве контраргумента можно рассмотреть героев, которые являются неравнодушными и «болеют душой» за мир и людей. К таким героям можно отнести Юшку, Матрёну из рассказа Солженицына, Дарью из «Прощания с Матерой», Чацкого и других.

Цели и средства

Воспользуемся цитатой Ф. М. Достоевского: «Жизнь задыхается без цели». Эта метафора подразумевает, что человек должен ставить перед собой возвышенные и благородные цели, иначе жизнь становится приземленной и лишенной духовного «воздуха». Русская литература насчитывает героев, живущих «не для одного себя» и имеющих высокие духовные запросы, таких как Пьер Безухов и Андрей Болконский, Гриша Добросклонов и Данко.

Напротив, жизнь без цели ограничивается «золоченой рамкой существования», вызывая чувство неудовлетворенности и бессмысленности. Это можно наблюдать у героев, подобных Обломову, Онегину и Печорину, которые не нашли своего предназначения и увлеклись «приманками страстей». Также, это может приводить к деградации личности, как это показано на примере героя Ионыча.

Учащиеся могут аргументированно оспорить цитату-заголовок, указав, что цели героев могут быть ложными, эгоистическими или материальными, например у Чичикова, князя Василия Курагина или Лужина. Цель может ограничивать развитие личности и приводить ее в заблуждение, как это можно видеть в случаях с Акакием Акакиевичем и Лопахиным. Также, цель может стать самообольщением, как это происходит с Раскольниковым.

Смелость и трусость

Тема 1: «Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»? (Произведения по выбору учащегося)


Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?


Тема требует толкования ключевого слова «мужество» — это не только героический поступок, смелость, отвага, но и верность себе, честность перед собой, а также способность принять свою судьбу, выстоять в тяготах быта (Болконский на Бородинском поле, Иван Денисович).


Для аргументации можно привлечь произведения военной и блокадной тематики (повести В. Быкова, Б. Васильева, «Судьба человека» Шолохова, лирику Симонова, Берггольц, «Мужество» Ахматовой и т.п.); привести в пример подвиги, сцены героизма (Тарас Бульба, Тушин, Тимохин, герои Бородина, Данко).


Мужество может воплотиться в решительных поступках (Данко, князь Игорь), а может осуществляться как трудный нравственный выбор; может отразиться в поступках и поведении «прилюдном», на виду у всех (отказ Петра Гринёва «целовать руку» самозванцу, подвиг Андрея при Аустерлице), – а может проявиться наедине с собой или «без свидетелей» как нравственный выбор — (отказ Петра присягать Пугачёву в личном разговоре).


Способность покаяться (князь Игорь), обуздать тщеславие, гордыню (Андрей Болконский), «не вилять» перед лицом смерти (Базаров) – тоже «великий подвиг». Тема позволяет соотнести также мужество и великодушие, умение прощать.


Как контраргумент можно вспомнить героев малодушных, которых именно отсутствие «великого свойства души» делает предателями, толкает на низость (Швабрин, Рыбак, Молчалин).

Тема 2: «Человек и общество»:


Конфликт человека и общества в произведениях русской классической литературы. (Произведения по выбору учащегося)

Тема заявлена достаточно широко, и ее возможно рассмотреть в разных плоскостях, раскрыть на разных уровнях. Это и «неявный» конфликт, заключающийся в противостоянии ценностных ориентаций и жизненных установок (любовь как ценность в сознании Катерины и «страх Божий» в установках «тёмного царства», праведник-Юшка — и жестокость, цинизм окружающих его людей, Стародум – и отрицательные персонажи комедии).

Это и стремление быть самим собой, проявляющееся в отталкивании от социальных стереотипов и в преодолении их, своеобразный нонконформизм (Онегин и столичное, поместное дворянство, Печорин и водяное общество, Обломов и его «гости» в первой главе, а также общество, которое он критикует в разговоре со Штольцем, Пьер и завсегдатаи салона Шерер).

Это и открытое идеологическое противоборство, политические споры, ссоры (Чацкий и «век минувший», Базаров и «отцы»).

Это и нравственно-философское противостояние социальному злу (укладу мира «сытых»), вызов мировому порядку (Раскольников, Иван Карамазов).

Это и романтический конфликт «герой и толпа» («Старуха Изергиль»), а также «поэт и чернь» («Поэт и толпа», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный…» Пушкина, «Пророк», «Как часто пёстрою толпою окружён…» Лермонтова, «Нате» Маяковского и т.п.).

Можно отметить, что первоначальное или кажущееся отличие человека от окружающего его общества не всегда доходит до конфликта, а заканчивается «победой» общества, одолением в человеке человеческого (Ионыч).

Примечание:

При проверке сочинений следует учесть, что для аргументации собственного мнения, подтверждения своих мыслей учащиеся могут опираться на художественные (публицистические) произведения как русской, так и и зарубежной литературы, прочитанные самостоятельно и/или не включённые в школьную программу.

В 2018 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания сочинения максимально приближены к критериям оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы среднего общего образования.

Сочинение оценивается по пяти критериям .

Критерии № 1 и № 2 являются основными . Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).

Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1 или № 2 автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом. При выставлении оценки учитывается объем сочинения.

Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. отсутствует коммуникативный замысел.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения; публицистические или критические статьи; материал культурологического характера, мемуары) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ.

0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, структурировать композицию (вступление, основная часть, заключение) сочинения в соответствии с функциональным значением каждой части работы (постановка проблемы или проблем, рассуждение, итоговые выводы).

Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Исследование направлено на оценку качества письменной речи участников с использованием нескольких критериев. Одним из таких критериев является проверка речевого оформления текста сочинения.

Критерий №4 «Качество письменной речи» нацелен на анализ способности участника точно выражать свои мысли, использовать разнообразную лексику и различные синтаксические и грамматические конструкции. Также важно уметь употреблять термины в нужном контексте и избегать речевых штампов.

Если качество письменной речи участника низкое, включая наличие речевых ошибок, которые существенно затрудняют понимание смысла сочинения, то ему ставится 0 баллов.

Критерий №5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность участника. Здесь также присваивается 0 баллов, если в сочинении допущены грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, которые затрудняют чтение и понимание текста. Количество таких ошибок должно быть более 5 на каждые 100 слов.

Таким образом, эти критерии позволяют оценить уровень письменной речи и грамотности участника и определить, насколько он способен ясно и точно выражать свои мысли, а также правильно использовать языковые средства.

1.2. Сочинение – традиционный вид школьной письменной работы. Школьное сочинение представляет собой развернутое высказывание учащихся на ту или иную тему. Сочинение по литературе должно отвечать некоторым особым требованиям. Оно предполагает обязательное обращение к тексту художественного произведения и на основе этого обращения дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения о содержании произведения с точки зрения того, как в нем отразились идеи писателя, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует от пишущего самостоятельности в высказывании мыслей и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

1.3. Обучающимся 10-х классов будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе. Темы сочинений будут сформулированы по направлениям, разработанным Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах в 2017/2018 учебном году. Сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию, что отражает надпредметный характер работы. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

1.4. Темы сочинений , предложенные обучающимся, будут сформулированы по следующим направлениям:

1. «Верность и измена»,

2. «Равнодушие и отзывчивость»,

3. «Цели и средства»,

4. «Смелость и трусость»,

5. «Человек и общество».

Каждое из направлений представлено двумя понятиями, по преимуществу полярными, что расширяет возможности обучающихся в выборе литературного материала для построения аргументации.

Дополнительные материалы и оборудование.

Для выполнения работы каждому участнику предоставляется необходимое количество проштампованных тетрадных листов.

При работе над сочинением обучающиеся имеют право обратиться к текстам художественных произведений для справки (уточнение подробностей сюжета, цитаты, художественной детали и т.п.).

Обучающиеся при возникновении необходимости обращения к тексту работают с произведением за отдельными столами, на которых размещены книги с текстами произведений. Книги предоставляются через 30 минут после объявления тем и начала работы над сочинением.

Для обеспечения работы обучающихся с текстами произведений школьные библиотеки должны предоставить тексты произведений в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения).

Книги следует подготовить таким образом, чтобы у обучающихся не было возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам.

Для уточнения написания слова или его значения разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Словарем обучающийся может пользоваться за своим столом на этапе самостоятельной проверки работы.

Рекомендации по переводу баллов в оценки

13-15

9-12

3-8

менее 3-х баллов

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)


Единое сочинение в 2016/2017 учебном году

Обучающимся 10-х классов были предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе. Темы сочинений будут сформулированы по направлениям, разработанным Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах в 2016/2017 учебном году. Сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию, что отражает надпредметный характер работы. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

1.4. Темы сочинений , предложенные обучающимся, были сформулированы по следующим направлениям:

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,

3. «Победа и поражение»,

4. «Опыт и ошибки»,

5. «Дружба и вражда».

Каждое из направлений представлено двумя понятиями, по преимуществу полярными, что расширяет возможности обучающихся в выборе литературного материала для построения аргументации.

Список тем сочинения в 10 классе в 2017 году (11 мая 2017 г.)

Темы для сочинения

Направление первое: «Чувство и разум»

1. «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)

Направление второе: «Честь и бесчестие»

2. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П. Чехов)

Направление третье: «Победа и поражение»

3. «Величайшая победа – победа над самим собой» (Цицерон)

Направление четвертое: «Опыт и ошибки»

4. «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин)

Направление пятое: «Дружба и вражда»

5. Чем различаются дружба и приятельство?


Требования к проверке сочинения

Проверка сочинения осуществляется комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы. Экзаменующий учитель (учитель, работающий в 10-х классах) не является единственным проверяющим, но принимает полноценное участие в проверке.

Проверка осуществляется в соответствии с критериями, разработанными для проверки сочинений по литературе обучающихся 10-х классов в 2017 году и размещёнными на сайте СПб АППО.

Комментарий к темам

общегородского единого сочинения в 10-х классах

Направление первое: «Чувство и разум»

1. «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)

Рациональное и эмоциональное ‒ две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.

Ключевым понятием в данном исследовании является «равно». Оно отражает важный аспект внутреннего мира человека, взаимодействие разума и чувств. Разум должен быть пронизан чувствами, такими как любовь и милосердие, в то время как чувства должны быть контролируемы и корректируемы разумом. Тезис о целостности и гармоническом единстве духовного мира человека актуален и представляет собой важное направление в русской литературе.

Например, в русской литературе можно выделить героев, которые воплощают этот идеал, таких как Татьяна Ларина и Пьер Безухов. Они являются примерами целостности и гармонии внутреннего мира.

Однако, также важно обратить внимание на героев, которые находятся в сложном противоборстве внутренних сил. Герои как Чацкий, Печорин, Базаров, Андрей Болконский, Раскольников страдают от внутреннего конфликта, приходят к выбору между сердцем и разумом, что приводит к трагическим последствиям.

Другим важным направлением является исследование чести и бесчестия в литературе. Исходя из слов А.П. Чехова, понятие «честь» не поддается отнятию, но может быть потеряно по собственному желанию. Обесчестить человека не может никакая внешняя сила, ответственность за сохранение чести лежит только на нем.

В анализе различных произведений, можно выделить антитетические пары героев, представляющих полярные ценностные аспекты чести и бесчестия. Такие герои, как Гринев-Швабрин, Сотников-Рыбак, князь Андрей-Борис Друбецкой, отражают эту тему в различных литературных произведениях.

Направление третье: «Победа и поражение»

3. «Величайшая победа – победа над самим собой» (Цицерон)

При раскрытии темы можно выбрать одно из узких, частных пониманий «победы над самим собой». Это может быть обуздание тщеславия, гордыни (князь Игорь, Андрей Болконский), переосмысление собственных идеологических установок (Раскольников, Базаров), выход из унижающей достоинство ситуации (Софья Фамусова в финальной сцене с Молчалиным), преодоление страха смерти (Сотников), принятие жизни как долга, смирения (Марья Болконская, Татьяна Ларина).

В рассуждении можно пойти от противного: рассмотреть судьбы героев, которые не пожелали или не смогли преодолеть себя, свою природу: лень (Обломов), прорастание рутиной жизни (Ионыч), обывательские страхи (Беликов, Премудрый пискарь), внутреннее рабство (Червяков).

Направление четвертое: «Опыт и ошибки»

4. «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин)

Ключевое слово данной темы – «сын»: мудрость как результат, как следствие ошибок, неверных решений человека. Учащимся предстоит разглядеть и прокомментировать парадоксальность пушкинского высказывания. Духовный опыт личности с неизбежностью включает в себя ошибки, их переосмысление и преодоление. В страдании, в раскаянии взрослеет и крепнет душа.

В анализе можно опираться на произведения, герои которых находятся в нравственных поисках, проходят путь надежд и разочарований, совершают проступки и горько за них расплачиваются (об этом все крупные романы XIX века: «Евгений Онегин», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»).

Тема может быть раскрыта и в ракурсе исторического, политического, научного опыта, отразившегося в произведениях о социальных переворотах, бунтах, революциях, гражданских войнах, в антиутопиях русских и зарубежных писателей (Пушкин, Булгаков, Бабель, Замятин, Шолохов, Оруэлл и др.).

Направление пятое: «Дружба и вражда»

5. Чем различаются дружба и приятельство?

Приятельство – взаимно приятное общение. В основе приятельства лежит близость возрастов, сходство биографических деталей (К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский), привычек, общий круг интересов (Безухов – Долохов, Гринёв – Швабрин в первых главах), возможность интеллектуального диалога (Печорин – Вернер), интерес к противоположному типу мировидения (реалист и скептик Онегин – восторженный романтик Ленский), увлечение идеями, личностью (Базаров – Аркадий Кирсанов).

Подобное приятельство недолговечно и может перерасти во взаимную вражду.

Дружба – понятие более глубокое, это не только отношение, но и чувство. Дружба зиждется на духовном родстве (Болконский – Безухов), обязательно включает в себя душевную теплоту (Наташа и княжна Марья), взаимопомощь и взаимовыручку (Обломов – Штольц), преодоление эгоизма, готовность к самопожертвованию.

Примечание: При проверке сочинений следует учесть, что для аргументации собственного мнения, подтверждения своих мыслей учащиеся могут опираться на художественные (публицистические) произведения как русской, так и зарубежной литературы. Материал подготовлен кафедрой филологического образования СПб АППО


Методические рекомендации

для подготовки к сочинению в 10-м классе

Для подготовки к единому городскому (петербургскому сочинению) названы тематические направления, в рамках которых будут сформулированы темы. Темы будут даны в виде проблемных вопросов. Ниже приведены темы сочинений (тематические направления), которые можно предложить учащимся в процессе подготовки к сочинению. Темы носят рекомендательный характер.

1. К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (проблемы культуры, охрана городской среды, следование культурным традициям):

а) Какие мысли Д.С. Лихачева в «Письмах о добром и прекрасном» я воспринимаю как главные?

б) «Забота объединяет людей». Как Вы понимаете эти слова Д.С. Лихачева?

в) Насколько Вам близка следующая мысль Д.С. Лихачёва: «Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации»?

2. Детская литература. Роль детского чтения:

а) Какие книги из детства я обязательно прочитаю своим детям?

б) Почему детские книги читают не только дети, но и взрослые?

в) Какие детские книги, которые любили представители старшего поколения вашей семьи, любите и Вы?

3. К 180-летию со дня выхода романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

а) Как и в чём проявляется благородство героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

б) «Я приехала просить милости, а не правосудия», – так ответила Маша Миронова на вопрос императрицы о цели ее приезда в Петербург. Как Вы понимаете смысл этой реплики, вложенной в уста героини романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкиным?

в) Почему роман «Капитанская дочка» считается своеобразным духовным завещанием Пушкина?

4. К 150-летию со дня выхода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

а) Как и в чём, по мнению Ф.М. Достоевского, проявляются величие и низость человека? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

б) Почему как высший нравственный закон Ф.М. Достоевский утверждает милосердие? (по роману Ф.М, Достоевского «Преступление и наказание»).

в) Чем страшны Лужины? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

5. Год кино в России:

а) Экранизация литературного произведения: спор или диалог писателя и режиссёра? (на примере экранизации произведения отечественной литературной классики).

б) Какой фильм (какие фильмы) отечественной кинематографической классики я посоветую посмотреть моим ровесникам и почему?

в) Что можно сказать «за» интерпретацию сказки «Маша и медведь» и «против» неё в одноименном мультсериале?

6. Человек и природа (на примере русской лирики XIX века):

а) Почему в лирике большое внимание уделено теме природы?

б) Какие стихи поэтов XIX века о природе Вы любите и почему?

в) Всегда ли, изображая природу, поэт пишет только о природе?

Время начала сочинения: 9.00. Темы сочинений станут известны учащимся в день экзамена .

Баллы

1. Соответствие теме

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы).

Тезисы убедительно обоснованы.

 3

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы).

Но не все тезисы убедительно обоснованы.

 2

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы, но ответ или рассуждение является поверхностным).

Тезисы не обосновываются, или тезисы отсутствуют, а имеется лишь рассуждение «по поводу темы».

 1

Сочинение обучающегося не соответствует теме, или в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (отсутствует цель высказывания).

 0

2. Аргументация. Привлечение литературного (культурологического) материала
 3

 2

 1

Сочинение написано без привлечения литературного материала.  0

3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

 3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.

 2

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

 1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

 0

4. Качество письменной речи

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. Речевые ошибки отсутствуют, или имеется не более одной речевой ошибки или не более двух речевых недочёта.

 3

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов, но имеется одна-две речевые ошибки и (или) не более двух речевых недочётов.

 2

Обучающийся точно выражает мысли, но лексика и синтаксис однообразны, не употребляет терминов, имеются речевые штампы. Имеются речевые ошибки (не более четырех) и (или) речевые недочеты (не более пяти).

 1

Обучающийся неточно выражает мысли, имеется большое количество речевых ошибок (более четырех) и (или) речевых недочетов (более пяти).

 0

5. Грамотность

Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов.

 3

Имеется в сумме не более трёх ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.

 2

Имеется в сумме не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.

 1

Имеется в сумме более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.

 0

Максимальный балл

15

13-15

5

9-12

4

3-8

3

Менее 3-х баллов

2

Тезис и аргументация.

Главным требованием, предъявляемым к сочинениям, является требование соответствия теме. Тема может быть задана в утвердительной форме или вопросительной.

Тема, заданная в форме проблемного вопроса, – характерная особенность для современных подходов к обучению сочинению. Ответ на проблемный вопрос позволяет учащимся не просто воспроизвести имеющиеся знания, а творчески применить их, творчески переработать, так как именно проблемный вопрос предполагает возможность множественности ответов, строящихся на том уровне понимания проблемы, содержании знаний, которые имеет ученик.

Проблемный вопрос содержит в себе видимые границы известного и неизвестного.

Поясним на примере.

Обучающимся предложена следующая тема: «Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)».

Что является известным о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», если исходить из этого вопроса? – Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом». Что остается неизвестным и требуется найти? – Почему Пушкин так называет свою героиню.

Логично начать формулировку тезиса с обозначения известного: «Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что……». – От уровня имеющихся у ученика знаний содержания произведения, понимания природы литературного произведения как произведения искусства, где через систему образов автор заявляет о своих идеалах и жизненных представлениях, от понимания учеником позиции автора, знаний по теории и истории литературы будет зависеть точность и глубина ответа ученика.

Очевидно, что ответить на вопрос, подобный предложенному, нельзя, не зная содержания произведения. Знание содержания произведения становится основой ответа.

Приведем примеры из сочинений учеников:

1.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом потому, что она любит русскую природу, она «нежная мечтательница», она «любит не шутя», а самое главное – она не предает мужа, остается ему верной женой».

2.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что вложил в образ любимой героини всё, что так ценил в женщине и вообще в человеке: близость к народу, которая проявилась в образе Татьяны и в её любви к родной природе, и понимании того, что такое честь, искренность чувств, отсутствие лукавства, внутреннее достоинство».

Оба ответа верны. Но какой из двух более соответствует требованию понимать позицию автора и уметь отражать её в сочинении? – Очевидно, второй.

Однако надо иметь в виду, что ученик не только вправе предъявить собственное видение идеи произведения, но и, можно сказать, должен это сделать; проблемные вопросы стимулируют ученика к предъявлению собственной интерпретации. Учитель, проверяющий работу, или эксперт наблюдают за тем, как доказывается интерпретация, насколько убедительны представленные доказательства утверждению.

Очень часто учащиеся забывают об образной природе литературного произведения и пишут о героях как о реальных живых людях.

Создавая образ человека в литературном произведении, автор показывает его в отношении к природе, искусству, смерти, в его способности (или неспособности) любить, в целях его действий, в родительстве, в его вере (или безверии), в его связи с народом, народным идеалом. Понимание законов создания образа становится для читателя основой понимания авторского отношения к изображаемой им человеческой личности, герою.

Сочинение ученика – это представленное им осмысление позиции автора, отраженной в образе.

Хорошо продуманный и сформулированный тезис уже открывает перспективу его раскрытия.

Так, автор первого утверждения должен обратиться к содержанию произведения и показать отношение Татьяны к природе, к любви (что она действительно «любит не шутя»), прокомментировать причину отказа Татьяны на призыв Онегина в последней главе романа, а также привести доказательства тому, что для Пушкина действительно важно было это все показать в образе Татьяны, если она является для автора «милым идеалом».

Автор второго утверждения должен показать близость героини к народу (здесь важно вспомнить, например, как влияет на становление характера Татьяны её близость к «Филипьевне седой»), как и в чём проявляется её ум, показать, что во внутренней борьбе побеждают честь и благородство (поэтому будет важен анализ последнего эпизода, в котором действует Татьяна); что именно невозможность выбрать между честью и бесчестьем бесчестье и делают героиню «милым идеалом» Пушкина.

Как видим, два сочинения на одну тему не будут похожи между собой. Каждый из авторов сочинения вправе выбрать свою логику раскрытия темы, но каждый должен доказать верность собственного утверждения, отвечая на поставленный в теме вопрос.

Именно это умение и оценивается критерием «Соответствие теме».

Умение ученика обратиться к тексту произведения для доказательства своих суждений в рамках темы оценивается критерием «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Следует обратить внимание на то, что в рамках заявленных тематических направлений для сочинения десятиклассников в 2016 году не все темы потребуют обращения к литературному материалу. Очевидно, что такая тема, как «Какой фильм (какие фильмы) отечественной кинематографической классики я посоветую посмотреть моим ровесникам и почему», требует обращения к кинематографическому (культурологическому) материалу.

Очевидно, что перед тем, как приступить к сочинению, ученик должен освоить некоторые понятия. Среди них важнейшими являются понятия тезис, аргумент, интерпретация.

Тезис.

Одно из самых простых и понятных объяснений понятия:

Тезис — утверждение, подлежащее доказательству.

Наличие такого утверждения в сочинении является обязательным, если при проверке опираться на критерии оценивания сочинений.

Другие определения тезиса также могут быть предложены учащимся для осмысления; понимание учащимися того, сформулирован ли ими тезис в сочинении, позволяет выстроить дальнейший план работы, отобрать доказательства, защищать свою работу.

Тезис – одно из центральных положений теории или концепции;

Тезис – кратко сформулированные основные мысли доклада, статьи;

Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута антитезисом.

Аргумент.

Наиболее простое определение аргумента:

Аргумент – суждения, факты, положения, используемые в качестве доказательства точки зрения, мнения, убеждения.

В сочинении по литературе аргументом является суждение по тому или иному эпизоду, фрагменту произведения, его анализ с точки зрения особенностей образов, деталей художественного повествования, своеобразия изложения. Умение учащихся видеть особенности текста и их умение описывать текст лежит в основе этой работы.

Необходимо предупредить учащихся, что сочинение по литературе, если нет специального задания, не предполагает спора с автором; доказывается возможность предъявленной интерпретации, а не верность (или неверность) суждений автора произведения.

Приведем как удачное одно из сочинений прошлых лет .

Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Тема героизма полно представлена в русской литературе. Как проявляется героизм? Что такое истинный и ложный героизм? Что движет человеком, совершающем геройский поступок? – на эти вопросы отвечают авторы произведений, в которых показан герой, А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», Л.Н. Толстой в «Кавказском пленнике».

Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? – эта проблема проходит, можно сказать, через все военные сцены романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении автор с разных сторон показывает героизм, его проявления и предпосылки, указывая, кто на самом деле является героем и каковы признаки подлинного героизма.

Подлинный герой – тот, кто совершает подвиг без каких-либо корыстных целей, во благо общества и в помощь ближнему. В романе Толстого такой подвиг совершают Андрей Болконский и Пьер Безухов вместе со всей батареей генерала Раевского, а также множество безымянных героев, отказавшихся в день Бородинского сражения пить водку, готовых умереть и потому переодевшихся во все чистое.

Героический поступок может казаться подвигом. Но если рассмотреть предпосылки этого подвига, то может оказаться, что человеком движет как раз корысть и собственный эгоизм, и это подвиг делает не подвигом, а героя – не героем.

Так разжалованный в солдаты Долохов совершает подвиг, убив одного француза и взяв в плен французского офицера. Если не помнить о мотивах Долохова, то его поступок является проявлением мужества и геройства. Можно было бы считать Долохова героем, если бы Толстой не показал, что движет его поступком. После сражения Долохов подходит к полковому командиру и просит его запомнить себя, потому что возвращение эполет ему обещали после «первого дела»: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, Ваше превосходительство».

Так Толстой показывает, что героизм Долохова является ложным.

Не является героем для Толстого и Наполеон. Наполеон эгоистичен и самолюбив. Он жертвует множеством своих солдат, идя дорогой славы, он бросает солдат на произвол судьбы, когда отступает, преследуемый русскими войсками зимой 1812 года.

Героизм – это не только проявление мужества и смелости. Иногда героем становится тот, кто относится к людям с добротой, ценит их жизнь, берет на себя ответственность за вверенные ему жизни и даже за судьбу родины.

Таким героем у Толстого является Кутузов. Это полководец в изображении Толстого не жертвует солдатами понапрасну, стремится сохранить войско, всей душой переживает за солдат. В нем нет наполеоновской напыщенности. Именно поэтому Кутузов становится народным героем, за которым с доверием готов идти солдат.

Похожим на Кутузова является капитан Тушин. В нем есть мудрость, любовь к ближнему, сострадание к нему. Он не осуждает испугавшегося Ростова, подсаживает его на подводу, понимая, что молодому офицеру еще надо привыкнуть к бою, научиться справляться со страхом.

Именно Тушин, скромный, боявшийся штабных офицеров Тушин не ушел с поля битвы, когда остался без прикрытия, продолжал вести бой. Это было во время жестокого Шенграбенского сражения, когда тысячный отряд Багратиона противостоял многотысячной французской армии, давая возможность соединиться русским войскам, уже находившимся в Австрии и вновь прибывающим из России.

Понимание воинского долга, мужество, бескорыстие делают Тушина подлинным героем, и это Толстой показывает читателю.

Героям чужды эгоистические и корыстные цели, герой отдает себя, не требуя награды взамен. Толстой обличает мнимый героизм и с уважением показывает подлинный, который для Толстого всегда сопряжен с заботой о ближнем, с действиями для блага народа.

Приведенное сочинение может быть оценено максимальным баллом по каждому критерию:

оно соответствует теме, каждый тезис, выдвинутый учеником, убедительно обоснован;

тема сочинения раскрывается с опорой на текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир», при этом верно понята авторская позиция, она обозначена, предъявлены разного рода ссылки на текст: пересказ, цитирование, указание на отдельные детали текста;

сочинение характеризуется композиционной цельностью, смысловые части связаны между собой, тема развивается, раскрыто содержание основных понятий, на основе которых строится высказывание;

автор сочинения точно выражает свои мысли, речь самостоятельна, грамотна;

орфографические и пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют.

Разумеется, тот ход, который предложил ученик для раскрытия темы, не является единственным. Данное сочинение предлагается для рассмотрения как пример, а не универсальный образец.

Вариант сочинения по направлению «Верность и измена»

Согласны ли Вы с пословицей «Предательством счастья не сыщешь»? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Тема верности напрямую связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал верности, человек следует ему в своей жизни. Верность – это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга, способность человека отстаивать то, что ему дорого.

Что такое измена? Это нарушение верности, предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Плутарх сказал однажды: «Предатели предают прежде всего себя самих».

Не раз мы слышали народную мудрость: «Предательством счастья не сыщешь». Да, каждый из нас стремится к счастью. Но жизнь нас порой ставит в такие ситуации, когда мы оказываемся перед выбором пути к счастью. Всегда ли возможно оставаться верным себе, долгу, друзьям, когда желание быть верным мешает тебе достичь счастья? Можно ли, оступившись один раз, встав на путь измены, предательства ради обретения счастья, быть счастливым? Найти ответы на эти важные вопросы сложно, порой, кажется, невозможно. Мировая литература не раз обращалась к вопросам верности и преданности, измены и предательства.

Одним из ярких произведений, где автор обращается к теме верности и предательства, я считаю роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Здесь противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. Оба они поставлены перед выбором: сохранить верность долгу и, возможно, погибнуть или сохранить свою жизнь, любовь, встав на путь предательства.

В качестве героя, ступившего на путь измены, автор романа изображает Швабрина, являющегося полной противоположностью Гринёву. Обоим приходится выбирать: сохранить любовь, жизнь, став предателем, или погибнуть, оставшись верным долгу и присяге. С помощью предательства Швабрин пытается сохранить свою жизнь, добиться любви Маши Мироновой и стать счастливым. Для того, чтобы обрести счастье, он использует разные способы: клевету, донос, предательство. Мы читаем в романе: «Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». Так он пытается избавиться от возможного соперника в любви и счастье. А когда Швабрин понимает, что Гринёв испытывает к Маше симпатию, он пытается приписать ей больше отрицательных качеств: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Так Швабрин пытается расчистить дорогу к своему счастью. Можно ли назвать такие поступки по отношению к девушке, которую любишь, предательством? Конечно!

Но, несмотря на все ухищрения Швабрина, Маша Миронова и Пётр Гринёв полюбили друг друга. Они хотят быть вместе. И тогда Швабрин пишет донос отцу Гринёва. Цель этого: » удаление [Гринёва] из крепости и [его]разрыв с комендантским семейством».

Но и это не помогло Швабрину в достижении счастья. Теперь герой Пушкина оказывается перед выбором. Принести присягу Пугачёву и остаться живым рядом с Машей Мироновой или быть верным Родине и лишиться жизни, любви. И вот уже читатель видит его среди бунтовщиков, «обстриженного в кружок и в казацком кафтане». Предвкушение счастья заглушает в Швабрине чувство раскаяния. Швабрин становится начальником Белогорской крепости, и Маша Миронова в его власти. Но счастлив ли герой романа? Нет, ничего он не добился, так как его поведение только оттолкнуло ту, ради которой он совершил предательство.

Как мы видим, А.С.Пушкин считает, что путем предательства счастья не достигнуть. По мысли автора романа, счастливым может быть только тот человек, который остаётся верным своему долгу, присяге, Отечеству. Таким в романе показан Пётр Гринёв. Именно он обрёл счастье с Машей Мироновой.

Путь предательства, выбранный Швабриным ради обретения счастья, привёл его к моральной и физической гибели. Таким образом, права народная мудрость: «Предательством счастья не сыщешь». ()


Темы сочинений в 10-м классе (12 мая 2016 г.) и комментарии к ним

1. Многие высказывания Д.С. Лихачёва стали афоризмами. Выберите один, с вашей точки зрения, самый точный. Как Вы понимаете выбранное Вами высказывание Д.С. Лихачёва? (Раскрывая тему сочинения, обучающиеся могут обратиться к примерам из русской литературы и (или) собственному опыту).

Без памяти нет совести.

Жизнь – это прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.

Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость.

Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды?

Русская литература – совесть русского народа.

Самая большая ценность народа – это язык, – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди.

Страж свободы человека – его совесть.

Экология – проблема нравственная.

Краткий комментарий к теме (все комментарии носят рекомендательный, а не обязательный характер):

Выбор учащимися одного афоризма. Его толкование.

Формулирование проблемной задачи сочинения (в виде тезиса).

Доказательство на примере литературного произведения или обращения к фактам жизни и творчества Д.С. Лихачева. Дополнительные аргументы могут быть основаны на личных впечатлениях и жизненном опыте.

2. Какие книги из детства я обязательно прочитаю своим детям?

Краткий комментарий к теме:

О роли чтения в жизни человека, особенной роли именно детского чтения. Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только ещё лучше. Почему так говорят? Собственные впечатления, воспоминания о книгах, прочитанных в детстве и юности (авторы, вид книг, собственные детские ощущения; какие мысли, споры, впечатления они оставили, их значение для личностного становления; возможно, история «встречи» с конкретной книгой: кто показал, прочитал впервые, когда, при каких обстоятельствах).

Формулирование тезиса о роли чтения в детстве.

Отзыв или анализ (возможен краткий пересказ, комментарий) одной или более любимых детских книг. Темы любимых книг. Сюжеты, особенности композиции, характеры персонажей, анализ любимых эпизодов. Особенности конфликта. Личные переживания, оставшиеся после чтения.

Заветная мысль автора книги, которую хочется передать потомкам. Почему именно эту книгу должны прочитать мои дети: что она воспитает в них, передаст им, чему научит и т.п.

Любимые книжные герои детства, почему важно продолжить семейную традицию.

Выводы о роли детских впечатлений для развития и становления человека.

3. Почему роман «Капитанская дочка» считается своеобразным духовным завещанием Пушкина?

Краткий комментарий к теме: Во вступлении возможно определить разницу между завещанием материального характера и духовным завещанием, можно упомянуть, что роман — последнее эпическое произведение Пушкина, законченное 19 октября 1836 года, ровно за 100 дней до гибели.

Поиски автором путей развития нации, государства, личности, проблема становления человека. Что для человека и русского мира спасительно: «бунт, бессмысленный и беспощадный»; незыблемость и сила закона или … милосердие и любовь?

Смысл эпиграфа к роману. Смысл названия. Семья и любовь как главные духовные ценности в романе. Приоритет милосердия и любви как непреходящих ценностей.

Путь Петра Гринева, утверждающего традиционные ценности семьи. И путь Маши Мироновой, совершающей подвиг во имя любви и провозглашающей любимую мысль писателя: «Я приехала просить милости, а не правосудия».

4. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Как Вы понимаете смысл этого восклицания Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Краткий комментарий к теме:

Образ Сони Мармеладовой как христианский идеал для автора романа. Эмблематика имени: София – премудрость.

Соня как воплощение гуманистического идеала терпения, смирения, кротости, жертвенности. Антитеза корыстным, протестным, разрушительным явлениям в романе. Чтение притчи о Лазаре – идейная кульминация романа.

Роль Сони в судьбе Раскольникова и/или в системе персонажей романа.

Убежденность автора в спасительности жертвенного добра и гибельности пути, основанном на протесте и ненависти.

5. Экранизация литературного произведения: спор или диалог писателя и режиссёра? (на примере экранизации произведения отечественной литературной классики).

Краткий комментарий к теме:

Особенности интерпретации художественного текста посредством киноязыка. Обретения (преимущества) и потери.

Выбор конкретного произведения литературной классики и написание своеобразной рецензии (отзыва) на киноверсию. Отзыв может включать одну или несколько позиций:

  • Впечатление, произведенное киноверсией: более сильное, чем литературное произведение, менее сильное? Почему?

— Сюжет и композиция. Насколько фильм близок к литературному подлиннику или отличается от него? Кто с кем спорит? Какие сюжетные линии, сохранились в кинофильме, какие исчезли и почему? Какие мысли в кинодиалоге режиссер развивает и дополняет?

— Идея. Какая идея (проблема) в киноверсии оказалась основной? Каков режиссерский замысел? Насколько он соответствует или расходится с писательским замыслом? Это диалог или спор? Есть ли, на ваш взгляд, неоправданные отступления от текста, искажающие главную мысль произведения? Чем они вызваны и какой смысл вкладывал в своё произведение режиссер-постановщик?

  • Трактовка образов. Внешние черты, жесты, движения, манера речи экранного героя. Как портретные характеристики героев воплощаются во внешности актеров, исполняющих их роль?

Игра актеров. Удалось ли актёрам создать характеры героев, как их задумал автор? Мысли и чувства персонажа. Откуда зритель узнает о них? Как передал режиссер внутреннюю речь героя; текст его письма (дневника)? Какие размышления персонажа, о которых мы читали в тексте, превращаются в его действия?

  • Операторская работа, декорации, общие, крупные планы, музыкальное, шумовое оформление, свет и цвет, компьютерная графика и др. С помощью чего особенности стиля литературного произведения реализованы в киноверсии?

6. Как связаны между собой темы природы и родины в русской лирике XIX века? (На примере одного или нескольких стихотворений).

Краткий комментарий к теме:

Сочинение может включать одну или несколько позиций:

Темы природы и родины органично переплетаются. Родная природа неразрывно связана с образом родины. Любовь к родине, выраженная через пейзаж («Родина»Лермонтова).

Чувства, вызываемые созерцанием русской природы: восхищение («Невыразимое» Жуковского), восторг («Зимнее утро» Пушкина), счастье («Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова), умиротворение («Вечер» Фета, «Есть в осени первоначальной…» Тютчева), осознание смысла жизни («Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова).

Пейзажная лирика раскрывает суть родной земли и народного характера.

  • Характерные черты русского пейзажа, воплощающие национальное начало:

— скромность, простота, непритязательность, «смиренная нагота» («Родина» Лермонтова, «Эти бедные селенья…» Тютчева, «Зимняя дорога» Пушкина, можно рассматривать лирические отступления из романа «Евгений Онегин»).

— стихийность, динамика, колдовское начало, фантасмагория («Бесы», «Зимний вечер» Пушкина, «Весенняя гроза» Тютчева).

— бескрайнее пространство, просторы («Родина» Лермонтова, «На Волге» Некрасова).

  • Характерные мотивы, связанные с утратой/поисками/обретением родины и включающие образы природы:

— мотив скитальчества, пути («Зимняя дорога», «Няне» Пушкина, «Тучи», «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова);

— мотив воспоминания о родных краях или о прошлом, вызванные реалистическими (лес, поле) или романтическими (море, звезда) образами природы («19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Погасло дневное светило…» Пушкина; «Невыразимое» Жуковского);

— мотив возвращения на малую родину («…Вновь я посетил…» Пушкина, «Родина» Некрасова («И вот они опять, знакомые места…»)).

Природа (родная земля) и родина (государство, общество) в лирике могут противопоставляться. Контрасты родины, выраженные через описание природы:

— сельского (лесного) пейзажа как»приюта спокойствия» и социального зла, несправедливости в государстве («Деревня» Пушкина, «Железная дорога» и «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода…) Некрасова);

— необъятной шири, раздолья и мучений угнетённого народа («На Волге» Некрасова)

— святости родных мест и разобщённости, холодности людей, их фальши («Как часто, пестрою толпою окружен…» Лермонтова).