Анализ рассказа Распутина «Уроки французского»

Сочинение

1. История создания произведения.

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» был написан и опубликован в 1973 году. Писатель посвятил свое произведение Анастасии Прокопьевне Копыловой, учительнице. Рассказ имеет автобиографичные черты, что отмечал сам В.Г. Распутин. В детстве ему пришлось переехать в чужой дом, существование его отличалось нищетой и отчужденностью от окружающих. Все эти детские воспоминания, которые оказали на писателя огромное влияние, и легли в основу рассказа «Уроки французского».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В.Г. Распутин выбирает жанр рассказа, чтобы с полной реалистичностью показать одно конкретное событие. Небольшой объем произведения, автобиографичность позволяют увидеть внутренний мир самого автора, его отношение к собственному детству. Это также позволяет продемонстрировать события того времени, которые характеризировались разрухой и нищим положением деревенских жителей. Вследствие обращения к деревенской проблематике рассказ В.Г. Распутина можно отнести к деревенской прозе.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа «Уроки французского» носит несколько смысловых значений. Во-первых, это уроки французского языка, которые преподавала Лидия Михайловна повествователю. Благодаря стараниям учительницы мальчику удалось понять, а главное – полюбить данный предмет.

По мере повествования для читателя открывается и другой смысл названия рассказа В.Г. Распутина. «Уроки» — вот главное слово, которое становится ценностью для главного героя. Лидия Михайловна смогла преподать рассказчику уроки доброты и милосердия, которые он запомнил на всю свою жизнь. Уроки учительницы, гласившие о том, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, научили центрального персонажа жизни.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица мальчика, участника всех событий. Это позволяет говорить о правдоподобности и реалистичности рассказа. «Я»-повествование демонстрирует все чувства и эмоции главного героя «Уроков французского».

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема доброго отношения к людям, тема милосердия – вот что лежит в основе рассказа В.Г. Распутина. Писатель поднимает проблему неравнодушия по отношению к окружающим людям. Учительница становится своеобразным спасителем и помощником мальчика, которому приходилось очень трудно жить. Лидия Михайловна смогла научить мальчика хорошему отношению к людям, о чем нельзя сказать про директора школы, в которой работала учительница. В.Г. Распутин с помощью приема контраста поднимает проблему доброты и жестокости.

5 стр., 2404 слов

по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского

... Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»» Валентин Распутин — русский писатель, наш современник. Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения ... так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра ... продукты, и очень переживала, если часть от этих продуктов забирала тетя. Основной ...

Помимо нравственных и моральных проблем, автор поднимает проблемы деревенской жизни. То, в каких условиях жил мальчик-рассказчик, говорит о современных В.Г. Распутину временах: голод, холод, желание найти копейку любым способом. И это, как показывает писатель, испытывали люди с самого детства.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

«Уроки французского» повествуют о событиях 40-х гг. Учительница Лидия Михайловна, видя тяжелое положение рассказчика, старается всячески ему помочь. Кульминационной сценой является то, что директор замечает, что учительница играет с учеником в замеряшки. В результате игры на деньги педагогу пришлось уйти из школы и уехать на малую родину.

Конфликт произведения связан с борьбой добрых начал, к коим можно отнести Лидию Михайловну, и злых начал, к которым относится директор школы. Доброта, как показывает автор, оказывается подвержена силе жестокости, однако добро всегда порождает добро, что видно из отношения главного героя к поступку учительницы.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем рассказа «Уроки французского» является рассказчик, которому всего одиннадцать лет. Ему пришлось уехать от своих близких, чтобы получать образование. Персонаж довольно умен, у него есть проблемы только с одним школьным предметом – французским языком. Мальчик живет в бедности, однако это не стало причиной морального сломления героя.

Важным персонажем, на котором лежит смысловой центр всего произведения, является Лидия Михайловна – учительница, преподававшая французский язык. Она искренна и добра, героиня пытается помочь главному герою, потому что понимает, что ему приходится очень тяжело.

Антитезой образу учительницы служит директор, которого боятся все ученики школы. Он представлен как деспот, которому важна только дисциплина. Герой не пытается разобраться в ситуации с игрой между педагогом и рассказчиком и принимает решение уволить Лидию Михайловну.

8. Композиция произведения.

Композиционно произведение В.Г. Распутина строится по основным законам, включающим наличие завязки, развития действия, кульминации, о которой говорилось выше, и развязки.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Писатель использует приемы психологизма, которые раскрывают характеры героев. Благодаря им и тому, что повествование ведется от лица мальчика, рассказ достоверен и правдив.

10. Отзыв о произведении.

Уроки, которые преподавала добрая и милосердная учительница Лидия Михайловна, смогли дойти не только до главного героя рассказа В.Г. Распутина, но и до читателей, которые поняли цену хороших и по-настоящему человеческих поступков.

3 стр., 1230 слов

Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

... как о своем лучшем друге. Также читают: Картинка к сочинению Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского) Популярные сегодня темы Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не ... когда в какой-нибудь день игра не заладилась. Игра на деньги между учительницей и ее учеником была связана с тем, чтобы ее одиннадцатилетнему мальчику было, на что купить необходимое молоко. Лидия ...

Понравилось сочинение? А вот еще: