Анализ рассказа толстый и тонкий чехова

Сочинение

http://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/chehov-tolstyy-i-tonkiy-analiz/

Чехов «Толстый и тонкий» — анализ рассказа

Чехов толстый и тонкий анализ рассказа 1

Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова.

Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика.

В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» — анализ образов

Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий.

Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора.

Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.

И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы.

Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».

Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.

Продолжение анализа рассказа «Толстый и тонкий» Антона Павловича Чехова:

В ходе взаимодействия между Толстым и Тонким проявляется интересный переворот в их отношениях после узнавания о высоком чине Толстого. Этот эпизод выявляет особенности характеров персонажей и раскрывает новый аспект темы «маленького человека» в литературе.

4 стр., 1514 слов

Урок развития речи. Обучающее по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский ...

... в финале рассказа. III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину. г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание); д) повторение общих требований к сочинению ... удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и ... героев. 2.Проверка таблицы, составленной учащимися. На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить ...

Толстый, изначально представленный как тучный и добродушный человек, остается верен своей натуре даже после раскрытия своего высокого положения. В его речи сохраняется искреннее радушие, даже когда Тонкий пытается подчеркнуть разницу в их статусах. Интересно, что Толстый не стремится подчеркнуть свое превосходство, а остается уважительным и приветливым.

Однако Тонкий, узнав о статусе Толстого, меняет свое отношение. Его попытки лебезить и подчиняться выражаются в обращениях и поклонениях. Михаил, в свою очередь, пытается вернуть разговор к более дружелюбному тону, выражая свое нежелание чиновничества и благоговения.

Чехов умело подчеркивает тему «маленького человека» через поведение персонажей. Толстый, несмотря на высокий чин, остается добросердечным и не стремится унижать Тонкого. Это создает новый взгляд на социальные взаимоотношения и подчеркивает, что истинная униженность может происходить от самого человека, а не от его статуса.

Особенно заметен момент, когда Толстый, не найдя в себе желания поддаваться чинопочитанию, прощается. Автор отмечает, что благоговение чиновника низшего ранга к высокопоставленному человеку выражено на его лице «сладостью» и «почтительной кислотой». Таким образом, Чехов демонстрирует, что именно сам человек может уничтожить свою собственную достоинство, несмотря на внешний статус.

Этот эпизод в рассказе Чехова предоставляет новый взгляд на тему «маленького человека» в литературе, показывая, что истинная униженность и самоуничижение происходят не только из-за внешних обстоятельств, но и из-за внутренних особенностей личности.

Таким образом, рассмотрение отношений между Толстым и Тонким после раскрытия высокого чина Толстого позволяет более глубоко понять тему «маленького человека» в литературе и подчеркнуть, что истинная сущность человека проявляется не только через его социальный статус, но и через его внутренние качества.

Тема маленького <a href=человека в рассказе чехова толстый и тонкий 1" width="640" height="auto"> ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах».

При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма.

В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

10 стр., 4893 слов

Характер николеньки из рассказа толстого детство. : николенька ...

... Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора. Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство ... статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть ...

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых.

Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»).

Особый прием писателя – незаконченные предложения — словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» — основаны на противопоставлении двух героев.В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д’оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев — «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» — «Что вы-с…».

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-rasskazov-a-p-chekhova/5967-tolstyj-i-tonkij-analiz-rasskaza-a-p-chekhova

3 стр., 1017 слов

По рассказу Анна на шее Чехова рассуждение

... ё в книге наладится, а не всегда получается у героев. Также читают: Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Анна на шее Чехова Популярные сегодня темы Современное человечество достигло многого. Научилось ... для зрителей представляется в виде завершенной картины. С приходом зимы вся природа по мановению волшебной феи погружается в мир зимней сказки. Красавица-зима зачаровывает своим ...

«Толстый и тонкий»: анализ рассказа Чехова А.П

Система персонажей 1

Анализ рассказа «Дама с собачкой» Антона Чехова

Рассказ «Дама с собачкой» Антона Чехова является классическим образцом русской литературы. В этом рассказе затронута тема любви и измены, которая является вечной и всегда актуальной.

Экспозиция

В начале рассказа мы знакомимся с главным героем Дмитрием Дмитриевичем Гуровым, который приехал в Ялту со своей женой, но отношения между ними остались напряженными. Гуров чувствует скуку и одиночество в поездке, и охотно принимает приглашение играть в карты у своих новых знакомых.

Завязка

В этой части рассказа Гуров знакомится с Анной Сергеевной, которая прогуливается со своей собачкой на набережной. Гуров ощущает сильное влечение к ней, и они начинают встречаться в тайне от других.

Развитие действия

Гуров начинает испытывать сильные чувства к Анне Сергеевне, но он не может понять, что она чувствует в ответ. Он узнает, что она замужем и приезжает в Ялту только к летним каникулам. Гуров охвачен бурей эмоций и начинает переживать из-за того, что может потерять ее.

Кульминация

В этой части рассказа Гуров и Анна Сергеевна узнают, что не могут жить без друг друга. Они решают бежать вместе, но Анна не может оставить свою семью и уезжает обратно в Москву. Гуров чувствует, что он остался совершенно один и продолжает свою жизнь в Ялте.

Развязка

В конце рассказа Гуров снова возвращается в Ялту и встречает какую-то женщину в парке, которая говорит ему про «даму с собачкой», но он забирается в душный номер в своем отеле и понимает, что он никогда не сможет забыть Анну Сергеевну и все еще мучается из-за своих чувств к ней.

В рассказе «Дама с собачкой» Антона Чехова явно затронута тема вечной любви и мучительной измены, которая мешает настоящим чувствам и тянет человека вниз. Описание взаимоотношений Гурова и Анны Сергеевны заставляет нас задуматься об истинной природе человеческой любви и ее границах.

Самое страшное, что может произойти с человеком, — это потеря им чувства собственного достоинства, а здесь, во время встречи двух друзей детства, это особенно отвратительно. Можно сказать, что Чехов обличает общество, которое так уродует человеческую душу, но, наверное, не только в обществе дело, ведь сумел же «толстый» сохранить себя.

Представляется, что автор убеждает нас в необходимости самому отвечать за себя, свою душу и свои поступки при любых обстоятельствах.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/tolstyj_i_tonkij_analiz_rasskaza_chekhova_a_p/79-1-0-1673

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

Анализ рассказа чехова толстый и тонкий  1 Actionteaser.ru — тизерная реклама

11 стр., 5287 слов

Сравнительная таблица по рассказу толстый и тонкий. Образ и характеристика ...

... рассказ Чехова "Толстый и тонкий" описывает психологию "тонких" людей, потерявших собственность благодаря рабскому мышлению и поведению перед более состоятельным человеком. Тема социального неравенства также является одной из главных особенностей произведения. В рассказе "Толстый и тонкий" А.П. Чехов ...

Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра.

Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый).

Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию.

Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией.

Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально — деловую.

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик.

Отличаясь по какому — либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними.

Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-tolstyj-i-tonkij/

Лингвистический анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Лингвистический анализ рассказа а п чехова толстый и тонкий  1

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II.

3 стр., 1328 слов

Анализ Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

... героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»). В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов ... быть ему холопом или свободным человеком. Вариант 2 Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в ...

Введение

В данной статье будет рассмотрена эпоха великих реформ, которая считается периодом демократического движения, машин и промышленности. Особое внимание будет уделено связи этого периода с правлением Петра I и его нововведениями, такими как табель о рангах и технический прогресс. Также будет отмечено, что основным мотивом произведений Чехова является идея распада культуры, что отражается в насыщенности текста культурными элементами.

Основная часть

Для полного понимания произведений Чехова необходимо знать некоторые культурные и исторические элементы, которые упоминаются в тексте. Например, стоит знать о местоположении Николаевской железной дороги, которая располагается между Петербургом и Москвой, в самом ключевом месте Российской империи. Также полезно знать о флер-д’оранж, который представляет собой цветок померанцевого дерева и имеет французские корни. Еще одним важным элементом для понимания текста является лютеранство, протестантское вероисповедование, которое пришло из Саксонии.

Кроме того, стоит знать систему табеля о рангах и понимать, что значит быть статским. Знание значений имен и связанных с ними традиций также может быть полезным. Например, имя Порфирий ассоциируется с тонкостью, болезненностью и уступчивостью, а имя Михаил — с равенством и подобием Богу.

Жанр текста, как указано, является юмористическим рассказом. В связи с этим, произведение построено на неожиданных связях и написано коротко и ёмко. Одно событие в тексте характеризует эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистика текста подобна эскизу, где черты изображения поверхностны, а образы героев характеризуются метонимией, то есть одной характеристикой, которая воплощает всего персонажа.

В тексте можно выделить два основных концепта — толстый и тонкий. Тонкий персонаж представлен более детально, его реплики длиннее, а имя Порфирий имеет более высокую традицию, чем имя Миша. Встреча с тонким ассоциируется с широкой улыбкой, в то время как широта — характеристика толстого. Таким образом, тонкий персонаж стремится внешне выглядеть более значительным и занимать центральное положение в мире.

Рассмотрение данного текста позволяет увидеть попытку героя, Тонкого, придать себе значение и влияние за счет использования книжных выражений и вводных слов для усиления формальности речи. В то же время, автор отмечает, что эта попытка не приносит желаемого результата, так как она только подчеркивает ненормальность ситуации.

Другой интересный факт заключается в том, что герои этого рассказа могут относиться к одному и тому же концепту, например, словосочетанию «друг детства». Однако, на практике, границы между ними не стираются, и различия остаются. Тонкий, в конечном счете, лишает героев возможности объединиться, что подчеркивает ненормальность ситуации.

Сравнение героев и представляемых ими концептов позволяет заметить различные способы их восприятия. Тонкий называет Толстого вельможей, подчеркивая их высокий статус, в то время как Толстый относится к этому как к чинопочитанию, не видя различий в уровне чина. Возможно, это указывает на целостность Толстого в сравнении с разделенным сознанием Тонкого.

Рассказ построен на диалоге, где нет движений, а пространство представлено одной точкой. Герои не сходятся и не расходятся, их встречи сводятся только к общению и культуре ведения диалога. В начале текста используются крылатые выражения, делая речь приличной. Однако, по мере развития рассказа, качество диалога снижается, что отражается в повторах и увеличении многоточий и пауз. Речь становится неясной и нечеткой, что подчеркивается последними репликами Толстого — хихиканьем и тошнотой.

3 стр., 1078 слов

Портреты героев толстого и иллюстрации к его роману

... к Кутузову Толстой относится с уважением, изображает его правдиво, но не идеализирует, а Наполеона рисует предвзято, немного искажая его личность. Роман «Война и мир» наполнен всевозможными героями. ... как искренность, естественность, отсутствие тщеславия и патриотизм. И даже портреты двух этих персонажей противопоставлены друг другу. В изображении Толстого у Кутузова выразительная фигура, походка, ...

Более того, диалог замыкается повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в высказываниях.

Время в рассказе не разворачивается, а повествование ограничивается воспоминаниями о прошлом и конкретными моментами в назывных предложениях. Автор подчеркивает отсутствие будущего и неизбежность деградации, возвращения к прежним этапам развития.

Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно. Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы.

В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости. Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.

Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе.

Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.

Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие.

К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.

Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог.

С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается.

Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено.

Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).

Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом.

8 стр., 3727 слов

Образ маленького человека в рассказе чехова «смерть чиновника»

... Чехов. В частности, произведение затрагивает проблему «маленького человека», которой очень интересовался писатель. На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в «Шинели». Чехову ...

Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности.

Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.

Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией.

В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.

Источник:

Чехов «Толстый и тонкий» — чинопочитание и рабская философия

Чехов толстый и тонкий чинопочитание и рабская философия 1

Введение

Проза Антона Павловича Чехова явилась новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он превратил жанр короткого юмористического рассказа в высокое искусство. Современники Чехова упрекали его в том, что его произведения не содержат сюжетных поворотов. Действительно, фабула его рассказов очень проста.

Однако, это не означает, что его произведения примитивны. Чехов владел искусством краткого повествования, мастерски подбирал точные детали для описания персонажей, использовал художественную недосказанность, оставляя пространство для воображения читателя.

Один из ярких примеров чеховского гения — рассказ «Толстый и тонкий» (1883), который впоследствии вошел в сборник «Пестрые рассказы».

«Толстый и тонкий»: сюжет

Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году в юмористическом литературно-художественном еженедельнике «Осколки».

Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги, где встречаются два гимназических приятеля — один толстый, другой тонкий. Они радостно встречаются после долгой разлуки. Особенно разговорчив тонкий, который вспоминает забавные случаи из их юности и представляет свою семью — жену Луизу и сына Нафанаила. Он рассказывает о своих достижениях, о своей службе в коллегии, о наградах, о музыкальных уроках, которые проводит его жена. Он также интересуется успехами своего старого друга.

Однако, когда тонкий узнает, что толстый стал тайным советником, он мгновенно меняет свое поведение. Он переходит с «ты» на «вы» и начинает выражать заискивающие комплименты. Толстому это не нравится, но он все равно протягивает руку тонкому, который пожимает всего три пальца. Толстый уходит, оставляя коллежского асессора с его женой и сыном на вокзале. Их лица выражают благоговение и приятное ошеломление.

3 стр., 1091 слов

Чехов и его произведения «Палата №6», «Ионыч»

... незнакомым с биографией Чехова читателям станет понятно, что писатель создавший такие произведения, как "Палата № 6", "Случай из практики", ... не я, а время". Чехов восстает против насильственного взгляда на жизнь, удобного для тех, ... но и души человеческой, исследовал ее тонкие стороны и пытался поделиться своими наблюдениями ... что с ним происходит - и тем глубже трясина обывательщины, в которую он ...

Проблематика: чинопочитание и рабская философия

Чехова-сатирика имела огромное значение для русского общества XIX века, так как она затрагивала актуальную тему чинопочитания. Любое ущемление человеческой личности вызывало острое негодование среди писателей и общества в целом.

Начальный вариант рассказа «Толстый и тонкий» имел немного другой характер. В нем Толстый играл роль начальника Тонкого, выгоняя своего подопечного за опоздание на службу, а последний раболепствовал и заискивал перед руководством, в надежде избежать наказания.

Подобная ситуация органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного и лишенного прав, вынужденного пресмыкаться перед сильными мира.

Теперь главного героя никто не заставляет поступать рабски, он делает это по собственной воле. Более того, подобное поведение доставляет ему удовольствие.

Читательская симпатия естественным образом переходит на сторону господ, в то время как «маленький человек» больше не вызывает сочувствия, а вызывает отвращение.

Таким образом, в рассказе «Толстый и тонкий» Толстый, несмотря на свой высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравненных к генералам), с радостью общается со своим старым школьным другом. Его взгляд на Тонкого не изменяется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (в должности, эквивалентной пехотному капитану).

Для Тонкого первостепенное значение имеет его положение в обществе. Его первым же делом указывает на свой чин, станислава (младшая государственная награда), которой он обладает. Далее, его манера разговора с другом зависит исключительно от того, какой ответ последний даст на вопрос «До какого чина ты дослужился?».

Если бы Толстый был титулярным советником, Тонкий бы вел себя высокомерно; в общении с коллежским асессором он был бы более равнодушен; но блеск и недостижимая высота тайного советника заставляют Тонкого тут же опуститься на колени.

Он даже не пытается извлечь выгоду из того, что знаком с влиятельным чиновником, и один лишь рабски благоговеет.

А.П.Чехов также продолжит затрагивать тему человеческого двуличия и приспособленчества в своем рассказе «Хамелеон», написанном в 1884 году.

Продолжение анализа произведения Антона Чехова «Толстой и тонкий»

Художественная деталь в рассказах Чехова

Подобно многим его произведениям, «Толстой и тонкий» выделяется не столько сюжетом, сколько художественной деталью. Чехов мастерски использует моменты из повседневной жизни, чтобы раскрыть характеры и внутренний мир своих героев.

Наблюдая за встречей двух старых знакомых, Чехов не тратит много слов на описание внешности. Он предпочитает фокусироваться на деталях, которые несут в себе глубокий смысл. Толстый, только что пообедав, излучает удовлетворение, а его губы лоснятся, как спелые вишни, а аромат хереса и флердоранжа сопровождает его. В то время как тонкий, загруженный багажом и пропахший ветчиной, выдает свой бедствующий статус.

Характеры персонажей в деталях

Диалог между приятелями открывает перед читателем характеры героев. Толстый проявляет немногословие, дружелюбие и спокойствие, в то время как тонкий — суетливость, хвастливость, и речь его полна энергии.

Чехов снова привлекает внимание к деталям при описании метаморфозы, происходящей с тонким и его семьей. В улыбке тонкого, сжимающемся под грузом багажа, автор искусно передает изменения в его внутреннем состоянии. Жена тонкого и сын Нафанаил также подвергаются описанию, что усиливает впечатление от сцены.

Таким образом, Чехов создает необычайно живописные портреты своих персонажей, освещая их внутренний мир через характерные детали из повседневной жизни.

Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.

Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/chekhov-tolstyjj-i-tonkijj.html

А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Анализ произведения

А п чехов толстый и тонкий анализ произведения 1 ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Время и история создания

Рассказ написан в 1883 году, опубликован в юмористическом журнале «Ос­колки», подписан А. Чехонте.

Сюжет

На вокзале встретились два школьных товарища: один толстый, другой тон­кий.

Толстый преуспел в жизни, Тонкий выглядит скромнее, как мелкий чинов­ник, отягощенный житейскими неурядицами: он вышел из вагона, неся в руках много картонных коробок, из-за его спины выглядывают его жена и сын. Встре­ча одноклассников бурная и радостная: «они троекратно облобызались и устре­мили друг на друга глаза, полные слез».

Тонкий знакомит Толстого со своей семьей. Школьные товарищи с восторгом и смехом вспоминают годы учебы в гимназии. Разговор переходит на служеб­ные дела.

Толстый сообщает, что дослужился до тайного советника и имеет две звезды.

Тонкий сразу же меняется в лице: «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Он подобострастно улыба­ется и обращается к своему старому другу «ваше превосходительство». Друже­ский тон забыт. Тонкий уже не может не пресмыкаться. Толстого раздражает такое поведение, и он, раздосадованный, уходит.

Поэтика, композиция, идея

Жанр — рассказ.

Тема — изображение низменного чинопочитания. Писатель не дает героям конкретных имен, но данная им уже в названии характеристика (толстый и тон­кий) позволяет узнать о героях очень многое: толстый — важный человек, за­нимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. В этом приеме проявляется свойственная Чехову лаконичность.

Действие

Действие начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». Сразу указаны важные обстоятельства рассказа: место, ситуация, герои. По речи героев можно понять, что они были в хороших отношениях.

Не описывая подробно внешность, Чехов обращает внимание на главное в ге­роях через деталь: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, по­дернутые маслом, лоснились, как спелые вишни… Тонкий же… был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Чехов использует метафоры (лоснились губы), сравнения (как спелые вишни), эпитеты.

Обстоятельства и герои не описываются Чеховым подробно — явление рисуется во всей его целостности, писателю надо выделить главное, учитывая небольшой объем произведения. Действие в рассказе развивается очень быстро.

Развязка

В результате изменения ситуа­ции внезапно приходит развязка, совпадающая с кульминацией: оказывается, что толстый «уже до тайного дослужился». Дружественная атмосфера вдруг пропадает. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры.

Сам он съежился, сгорбился, сузился…» А дружественное обращение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше превосходительство». Картина доведена до абсурда: когда «приятели» прощались, Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. В этих деталях — картина целого ми­ра, построенного на чинопочитании и лакействе.

Преклонение перед должностью, за которой личность человека остается ненужной, лишней, унижает достоинство человека, — это одна из самых важ­ных тем чеховского творчества.

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3986-a-p-chekhov-tolstyj-i-tonkij-analiz-proizvedeniya