По детской литературе «Формирование выразительной речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности»

На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач школы является формирование у школьников положительного отношения к обучению родному языку как языку познания и общения, который находит своё выражение в фонетике и интонации, лексике и словообразовании, морфологии и синтаксисе, а также в речи как продукте речевой деятельности. Кроме того, в процессе изучения родного языка в школе ребёнок должен осознать свою потребность в овладении правильной и хорошей речью как способом дальнейшего самовыражения и самоутверждения, поскольку это даёт возможность устанавливать отношения с людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Одним из показателей речевой культуры является ритмико-интонационная выразительность речи.

Однако, как показывают наблюдения и проведенное исследование, в последнее время большая часть людей не владеют умением правильно, кратко, эмоционально, ясно и точно выражать мысли и чувства, наблюдается тенденция к угасанию ритмико-интонационной окраски, мелодичного, без резких тональных переходов, спокойного темпа речи, чёткого интонационного выделения наиболее значимых частей высказывания, что свидетельствует о снижении уровня речевой культуры, а, в конечном счёте и уровня общей культуры человека, его интеллектуального развития. Наблюдения за речью младших школьников показывают, что в ней сохраняются фонетические и интонационные особенности диалекта, даже при использовании литературной лексики.

В связи с этим особую актуальность приобретает поиски путей повышения эффективности обучения младших школьников ритмико-интонационной выразительности речи как компоненту речевой культуры, пересмотр и постоянное обновление методической системы формирования фонетической грамотности и рецепции устной речи. Большие возможности для решения данной проблемы представляет оптимизация и рационализация процесса обучения ритмико-интонационной выразительности речи за счёт использования таких дидактических средств, как стихотворный текст и музыка, на основе которых учащиеся включены в рецептивные, репродуктивные и продуктивные способы деятельности, что позволяет сформировать устойчивые знания, умения и навыки школьников, научить их избегать монотонности, вялости и т.д.

Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.).

37 стр., 18074 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. С точки зрения Р.С. Рубинштейна, факт столь раннего появления в речи ребенка ...

Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).

Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызывающих, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н Толстого, «Ванька» А. Чехов, «Слепой музыкант» В. Короленко и др.).

К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Отсутствие выразительного чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неумении ребёнка определять задачу чтения и выбирать в соответствии с ней конкретную интонацию. И действительно, если школьник не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении; пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев; представил ли ясно, чётко, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Таким образом, для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями:

Во-первых, умение пользоваться интонационными средствами речевой выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом речи).

Во-вторых, владение неязыковыми средствами выразительности (жестами и мимикой).

В-третьих, это умения, связанные с анализом текста.

Данная последовательность определяет ступени в обучении выразительному чтению, от простого-к сложному.

Названные противоречия послужили основой для определения проблемы исследования, сущность которой заключается в выявлении методических условий, обеспечивающих эффективность работы по совершенствованию интонационного оформления диалогической речи младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:

1. рассмотреть понятие выразительности речи;

2. изучить особенности выразительной речи у младших школьников;

3. изучить методы и приемы работы над выразительностью речи у младших школьников.

База исследования:, Глава I. Теоретические основы выразительной речи у младших школьников

    1. Понятие выразительности речи

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. «Основания выразительности речи:

17 стр., 8384 слов

Особенности музыкального воспитания слабослышащих школьников

... уделяется большое внимание эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха. Несмотря на значимость развития музыкального восприятия у детей с нарушениями слуха, работ по развитию музыкального восприятия очень мало. В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, ...

— Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

— Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры».

Существенную роль в выразительной речи играет интонация. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.

Устная речь имеет следующие интонационные средства выразительности (или основные средства выразительности):

-основной тон высказывания или окраска голоса;

-громкость речи;

-темп речи (или темпо — ритм речи).

Названные средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками, настроением говорящего. Умелому применению основными средствами выразительности можно и нужно учить детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать уроки чтения и литературы, внеклассного чтения, русского языка, уроки развития речи и экспериментальный курс «Речь и культура общения» (авторы – составители: Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская и другие).

Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи.

дикция, дыхание, голос.

Дыхание – основа внешней (звучащей) речи.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха.

Основной орган дыхания — л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут. Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста – преподавателя.

12 стр., 5786 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста ... и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование ...

Голос – основа внешней (звучащей) речи.

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности).

Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговаривать на улице в морозную погоду.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр).

Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – это объективная величина, характеризующая энергию звука. Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное». Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Дикция –это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. «К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков – это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции).

По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения».

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т.е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уроках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Первые, начальные упражнения желательно проводить под руководством опытного преподавателя. Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, выразительностью речи называется

    1. Особенности выразительной речи у младших школьников

      31 стр., 15182 слов

      «Развитие лидерских качеств у младших школьников

      ... педагогические основы развития лидерских качеств у младших школьников 1.1. Понятие лидерства и лидерские качества Термин лидер происходит от английского слова «leader» -«ведущий». В педагогической литературе проблема лидерства в детских ... педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами не ...

«Младший школьный возраст — период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» — так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определённый запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т.д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путём. При обучении грамоте, а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознаётся и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов. Словарь ребёнка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Развитие речи идёт не только за счёт тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребёнка по отношению к языку. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания.

Эмоциональная культура речи — совокупность знаний, умений и навыков, незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи. По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь .

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. «Контекстная речь – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка»

22 стр., 10636 слов

Один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее ...

... ведя работу по развитию речи, является понятие «текст». При ознакомлении с текстом, учащимся необходимо исходить из следующих его признаков. ... характер человека 2. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по-вашему, правильно выполнил задание? Какие средства языка помогли ... отличительных черт текста можно на любом отрывке. Предложив задание, доказать, что данный отрывок является текстом. На этом ...

Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.).

Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).

Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н.Толстого, «Ванька» А.Чехова, «Слепой музыкант» В.Короленко и др.).

К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительного чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неумении ребёнка определять задачу чтения и выбирать в соответствии с ней конкретную интонацию. И действительно, если школьник не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении; пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев; представил ли ясно, чётко, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Это, во-первых, умение пользоваться интонационными средствами речевой выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом речи).

Во-вторых, владение неязыковыми средствами выразительности (жестами и мимикой).

В-третьих, это умения, связанные с анализом текста. Данная последовательность определяет ступени в обучении выразительному чтению, от простого – к сложному.

Таким образом, мы изучили теоретические основы выразительной речи у младших школьников и выяснили, что выразительность речи зависит от многих причин и условий, например от техники речи, составляющими которой является голос, дикция и дыхание, также мы узнали, что младших школьников следует учить пользоваться интонационными средствами речевой выразительности, неязыковыми средствами выразительности и анализу текста.

Глава II. Методика работы над выразительностью речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности

2.1. Методы и приемы работы над выразительностью речи у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

41 стр., 20357 слов

Диалога возникает не стихийно, а по воле автора, который является ...

... диалога в художественном произведении, его функциях и типах. Практическая значимость работы: Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы могут служить базой для дальнейшего изучения диалогической речи в художественной литературе. ...

Рассматривая методы и приемы работы над выразительностью речи, дадим определения этих понятий:

Метод — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.

Прием — это часть метода, с помощью которого достигается цель воспитания и обучения. Для развития речи младших школьников необходимо, чтобы окружающие правильно говорили, много беседовали с детьми, отвечали на их вопросы, сообщали им сведения из окружающей жизни¸ словом, чтобы была создана естественная речевая среда, способствующая и общему, и речевому развитию детей определения этих понятий. Методы и приёмы исследования: «Формирование выразительной речи младших школьников во внеурочной деятельности». Вашему вниманию я представляю следующие упражнения по развитию техники выразительной речи:

1. Упражнения в постановке логического ударения

2. Игры и упражнения на выделение пауз

3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи

4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

11.Упражнения в постановке логического ударения

1. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

2. О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.

3. В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении – и на первое, и на второе, и на третье, и т.д. Все зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в смысловом отношении. Поупражняемся произносить предложение, выделяя голосом сначала первое слово, затем второе, затем третье и т.д. Изменится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения?

1 2 3 4

Брат переехал на новую квартиру.

1 2 3 4

Вера набрала много ягод. Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.

10 стр., 4739 слов

Урок развития речи — пишем рассуждение по прочитанному тексту

... Как можно закончить сочинение:, Пословица: Д/з написать сочинение – рассуждение по плану. Сочинение-рассуждение (структура) Формулировка проблемы. Прочитайте ... от бабки.) А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то ... цитата из текста…». Автор считает, что Ваша позиция по затронутой проблеме. Своё отношение ... искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над ...

Образец выполнения:

— Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

— Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

— Ты завтра встречаешь сестру? – Да, встречаю.

— Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

4. Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?

5. Прочитайте пословицы, выделяя голосом (логическим ударением) подчеркнутые слова

Тот герой, кто за Родину горой.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

6. Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.

Образец выполнения:

— Лишь в восемь часов работа была закончена.

— Только отец сохранял спокойствие.

— Как раз здесь начинается минное поле.

— Именно в кратере нашли этот минерал.

7. Бывает, что автор никак не выделяет на письме значимое по смыслу слово – ни шрифтом, ни знаком ударения, ни частицей, ни повтором. Тогда на помощь приходит позиция слов в предложении. Логическое ударение в письменном тексте, как правило, падает на последнее слово. Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.

— Под сосной Сережа нашел гриб.

— Сережа нашел гриб под сосной.

— Гриб под сосной нашел Сережа.

— Мы завтра пойдем в поход.

— Мы пойдем в поход завтра.

— Завтра в поход пойдем мы.

2.Игры и упражнения на выделение пауз

1. В чем разница?

Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.

Как обрадовали | его успехи | друга!

Как обрадовали его | успехи друга!

После ухода учителя | в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс | принесли журнал.

У нас | с братом беда.

У нас с братом | беда.

2. Кто правильнее?

13 стр., 6313 слов

Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста

... работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления; - определить роль воспитателя ДОУ - провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в ... памяти и эмоционального состояния дошкольников с помощью разных видов сказочных произведений. Практическая значимость –, Структура выпускной работы. работа состоит из: введения (краткое ...

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.

Что, болит? — Что болит?

Ну что, споем? – Ну, что споем?

Как вы закончили? – Как, вы закончили?

Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

Я не видел брата товарища и его сестру.

3. Кто быстрее?

Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?

Поездку отложить нельзя выезжать.

Детей отправьте вечером встретим.

На утес одинокий орел садится.

4. Рассеянный наборщик

Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логики и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.

Где поставить запятую

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

— Вот что значит запятая!

Б.Заходер

5. Устраните путаницу

Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Г.Граник

6. Что написал почтальон Печкин?

Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почтальон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.

Здравствуйте мама и папа!

Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора — вы про него еще заметку в газету писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему, а его корова меня на дерево загнала.

Конкурс чтецов

Организуется конкурс чтецов, который состоит из 2 туров.

3.ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1-ГО ТУРА

Прочитайте вслух стихотворение Эдуарда Успенского. Вы, наверное, заметили, что в нем часто употребляется многоточие. Как вы думаете, почему? О чем говорит этот знак? А как вы передадите его в устной речи? Правильно, паузой, но не обычной, а какой?

Стихотворение о любимом друге

У меня что-то сердце щемит,

Будто в нем поселился термит.

Друг у меня был,

Но он про меня забыл.

Не пишет, не шлет телеграмм,

Живет себе где-то там!

Звали его Андрей,

Но кажется, и Сергей.

И был мне… Володя Кружков

Ближе всех прочих дружков.

Нет, не Кружков, а Квадратиков.

И жили мы, как пара братиков.

Сядем мы с ним на диван,

И я говорю: — Иван!

Пойдем с тобою в тайгу,

И я тебе помогу.

Уехал он с мамой в Италию,

И я так грущу по … Виталию.

Мне все говорят: — Бросьте!

Забудьте об этом … Косте.

Не пишет тебе … Клим.

И ладно! И бог с ним!

А может быть, в этом далеком

Краю

Вася мой ранен в жестоком

Бою?

А вдруг он сидит в Магадане

С папой на чемодане?

А там дуют сильные ветры

И не продают конверты.

Нам сейчас хорошо в Москве,

А он там, вдали, в тоске.

Я сегодня весь день погрущу

И себя никуда не пущу.

Э.Успенский

4.ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2-ГО ТУРА

Прочитайте стихотворение Юрия Коваля. Обратите внимание на то, как мелко дробит автор текст на стихотворные строчки – даже отдельные слова выделяются новой строкой. Как вы думаете, почему? Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, выделяя вертикальной линией паузы. Не забудьте, что паузы делаются в конце каждой строки. Много ли пауз получилось? Как вы думаете, влияет ли такое количество пауз на темп (скорость) чтения?

Вот шагает гражданин

Вот шагает гражданин.

Он один,

Совсем один.

Он ужасно одинок.

Вслед за ним бежит щенок.

Этот маленький щенок

Тоже

Очень

Одинок.

Один щенок; однако

За щенком

Бежит собака,

И она –

Совсем одна

И, конечно, голодна.

Над собакою – сорока,

Тоже

Очень

Одинока.

Из норы

Глядит сурок.

Он суров

И одинок.

В небе –

Солнышко высоко,

Солнце

Тоже

Одиноко.

Вот шагает гражданин.

Он – один,

Совсем один…

Эй! Скорей остановись!

На дорогу оглянись!

Ю.Коваль

Общий принцип проведения таких упражнений – «вызвать интерес к предмету сообщения, создать речевую ситуацию непринужденного общения и одновременно предоставить детям решать речевые задачи самостоятельно, укрепляя умение держаться заданной темы, говорить выразительно, то есть с соблюдением интонации, соответствующей содержанию высказывания или текста художественного произведения»

Таким образом, мной предложено несколько направлений работы по формированию выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью у младших школьников. Игровые упражнения помогают развить умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же развить способности передать голосом эмоциональные переживания.

2.2. Методика работы над выразительным исполнением отдельных жанров, Главная цель потешки, Главная задача прибаутки (побасенки), Предназначение небылицы

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Правила выразительного чтения сказок

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Голосом выделяются особо красивые выражения, поэтические обороты, чтобы дети могли обратить внимание именно на эти моменты.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения – длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие – то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.

Рекомендации по выразительному чтению басен

Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)

Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором.

Правила выразительного чтения былин

Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.

Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики.

Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.

Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.

Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.

В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.

При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.

Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.

Кульминационный момент – это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.

Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.

Особенности выразительного чтения мифов

Миф читается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему).

Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.

В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).

Не допускается интонация бытовой речи, ирония.

При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.

Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.

Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.

Заключение

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Работая по проблеме исследования, мы убедились в актуальности данного вопроса. Необходимость работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Учатся ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Возрастающие требования к качеству звучащей речи учащихся, к произношению, ударению, интонации и ритму в повседневном общении определяют значимость работы над техникой речи при условии правильного использования интонационных средств выразительности, соблюдения орфоэпических норм.

Формирование выразительной речи рамках внеурочной деятельности — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-detskoy-literature-skachat-besplatno/

1. Антипова А.М. Внеклассная работа по литературе в современной школе. — М., 2007.

2. Аристархова С.А. Сценическая речь. М.: Просвещение, 2000.

3. Багичева Н.В, Кусова М.Л, Плотникова Е.И. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников-М: ФЛИНТА: Наука, 2011.

4. Бураков Н. Экспресс-курсы по развитию техники чтения. Я читаю выразительно,

5. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М: Просвещение,2011.

6. Ерофеева Т.Н. Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера/Т.Н. Ерофеева// Молодой ученый.-2014.

7. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения/ И.Л.Жукова //Начальная школа.-2007.

8. Иванова И.А. Развитие речевых умений младшего школьника во внеурочной деятельности//

9. Кондакова А.М, Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования;

— М: Просвещение, 2008.

10. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению/А.М Кушнир // Начальная школа.-2007.

11. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников в образовательных учреждений. 2-е изд. М.: Арктика, 2004.

12. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности/ Л.Д. Короткова // Начальная школа.-2007.

13. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. С.-Пб: Питер, 2009.

14. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд. Академия/

15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 2001.

16. Маланов С.В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению/ С.В. Маланов// Начальная школа плюс до и после.-2006.

17. Рыжкова Л., Гришина Г. Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи, 2015.

18. Скороговорки А. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. ISBN 5-89349-502-0, 5-02-002996-3; 2005.

19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи, М, 2001.

20. Ушинского К.Д. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов»/ Начальная школа, №10, 2001.

21. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на примере занятий фольклорного ансамбля) : дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2005.

22. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи, М, 2000.

23. Шапарь В. Словарь практического психолога, М: 2004.

24. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи.-М: АСТ. 2008.

25. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва,2000.