Воспитание выразительности и координации движений в художественной гимнастике посредством применения музыкальных игр и танцев

Дипломная работа

Художественная гимнастика — один из видов программы Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующей от спортсмена не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени двигательной выразительности (1).

Актуальность.

Поскольку художественная гимнастика является достаточно молодым видом спорта, возникает необходимость развития выразительности у девочек 6-8 лет, начинающих заниматься художественной гимнастикой. Поэтому практически с первых занятий необходимо развивать данное качество.

Однако до настоящего времени остается недостаточно изучен вопрос формирования выразительности движений у девочек данного возраста. Исходя из этого, на основе изучения психо-функциональных особенностей были проведены исследования.

Целью исследования, Объектом исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования., Научная новизна., Практическая значимость

Полученные данные могут служить руководством для тренеров и спортсменов в совершенствовании композиции упражнений и исполнительского мастерства.

выразительность художественная гимнастика тренировочный

Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений .

Большое влияние на развитие музыкально-двигательной культуры оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие пантомимы, классического танца, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике — ритмопластического.

Теория выразительности двигательного навыка легла в основу гимнастики Л.Н. Алексеевой. В ее системе «гармонической гимнастики» уделялось большое внимание этюдной работе импровизации, пантомиме и танцу.

Среди явлений, вызвавших повышенный интерес к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, нельзя не упомянуть Айседору Дункан (42).

Художественная гимнастика — один из немногих видов спорта, предметом обучения и оценки которых является искусство выразительного движения. Несмотря на явную гимнастическую специфичность, понятие «выразительное движение» относится к области психологии. Этим термином в психологических исследованиях обозначается внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, в мимике и экспрессии.

6 стр., 2934 слов

Средства художественной выразительности живописи

... и гуашевыми красками в течение всего периода обучения [4, с.131]. 3. Выразительные средства живописи Художественными средствами изобразительного искусства в разных ... и оттенки цвета [10]. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и ... работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом. Техники и материалы живописи практически ...

О. Елизарова (12) относит выразительность движений к эстетической стороне физических упражнений. Автор отмечает, что для обеспечения выразительности движений требуется высокая техника их выполнения, т.е. совершенное владение навыками, когда все элементы движения доведены до автоматизма. Это достигается при высокой степени совершенства, управлением движениями, когда сознание спортсмена устремлено не столько на технику выполнения, сколько на придание ему эстетического образа.

Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсменок точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью (50).

Но современные произвольные упражнения, по словам З. Вербовой (6), стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. Интерпретация основных средств выразительности (таких, как прыжки, равновесия, повороты, взмахи, волны, наклоны) в композициях произвольных упражнений бесконечно разнообразна. Богатство разнообразия зависит от музыкального произведения и от индивидуальных возможностей гимнастки. Именно с помощью хореографии, по мнению Лисицкой Т. (26), решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике — это проблема воспитания выразительности движений. Особенно высокие требования к ней предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к более образному решению композиций, которое невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова (5)»основную массу хореографических движений средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные».

Ряд авторов Кряж В.В. (23), Вербова З. (6), Костровицкая В., Писарева А. (22), Евстратова Н.А. (11) указывают, что способность к эмоциональному переживанию — это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму. Поэтому если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» — хорошей осанке, красивом положении головы и выражении лица: без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида, выразительность лица и глаз одухотворяет позы. Умение принять правильное положение рук: они принимают самые разнообразные положения, выражая своей пластикой детали эмоционального состояния гимнасток. С помощью рук создаются наиболее характерные черты стиля, детализируется и раскрывается содержание фрагмента. При сложных и стремительных поворотах руки подчинены условиям взятия «форса». Следовательно, выразительность — это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания (6).

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... выразительности; форме музыкального произведения. 1.2 Виды музыкально- ритмических движений. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Основное место в разделе музыкально – ритмических движений ... направлением в работе над музыкально - ритмическими движениями является систематическое ...

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщины, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Установлено, что в отличие от других видов упражнений они основываются на принципах целостности, динамичности и танцевального характера исполнения (6,8).

Целостность упражнений заключается в согласовании движений различными звеньями тела (симметричные, однонаправленные и разнонаправленные, асимметричные) выполняемых слитно и последовательно. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность заключается в способности гимнастки выполнять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, амплитудой и силой музыкального сопровождения.

Танцевальный характер упражнения приобретают в связи с тем, что выполняются под музыкальное сопровождение. И благодаря этому содержат в себе эмоциональный заряд, передают характерные оттенки и средства выразительности сопровождаемой их музыки (8).

По утверждению Кулагиной И.Е. (24), Елизаровой О. (12), музыка и движение — трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

Музыкальные акценты подчеркивают дополнительными движениями отдельных частей тела. Это могут быть акцентированные выразительные повороты головы, подчеркнутое смещение туловища и другие двигательные акценты, которые вносят в движения очень важные нюансы, устанавливающие эстетическую выразительность. В двигательных акцентах очень важно соблюсти меру эстетически выразительного выполнения. Для него характерно соответствие выраженности музыкального и двигательного акцентов.

При изучении упражнений художественной гимнастики важнее всего добиваться согласованности движений, составляющих упражнение, с его музыкальным материалом. Для двигательного аппарата эти упражнения полезны тем, что тренируют передвижение в разных направлениях. Особую пользу приносит необходимость ориентироваться в создаваемых композициях, в замысловатых рисунках составляющих упражнения (25).

Учитывая неразрывность понятий «музыка» и «движение», Лисицкой Т.С. (26) установлено, что музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий, поз. Можно проиллюстрировать это на следующих примерах.

Музыка героического характера порождает целый ряд эмоциональных особенностей. В позах и движениях гимнасток это обычно выражается поднятой головой на вытянутой шее с твердым внимательным взглядом. Руки напряженно вытянуты, кисти продолжают их линию. Для всей позы характерны активность и устойчивость. Впечатление активности усиливается от положения на высоких полупальцах.

6 стр., 2554 слов

Русская музыка ‘серебряного века’, музыкальный модернизм ...

... В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в ... как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом ... оценивать это движение, но вся мировая печать согласна в том, что ...

В музыке романтико-лирического характера, для которой характерно спокойное, созерцательное настроение с некоторой долей грусти, неудовлетворенности. В наибольшей степени настроение выражается в положении расслабленных с безвольно повисающей кистью руках. Исполнительницы принимают много низких положений — сидя, в стойке на коленях, полумосты. Полурасслабленность и пассивность поз подчеркиваются опорой на одну лишь ногу, в то время как другая — полусогнута, расслаблена.

Характер бравурных испанских, латиноамериканских танцев — страстный, ликующий и даже резкий — заставляет исполнительниц выдвигать вперед подбородок, вскидывать голову. Взгляд твердый, решительный. Положение рук конкретно: на поясе, бедре. Позы активны, поступательны, напряжены.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений, позволяет глубже понять содержание, построение, ритм и другие характеристики музыкальных произведений (10,21,28).

По мнению Зиминой А.Н. (16), музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т.е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

  • Характеру музыки
  • Средствам музыкальной выразительности
  • Форме музыкального произведения

Раскрывая требования о характере музыки, необходимо сказать, что каждое музыкальное произведение имеет свой характер, который выражается всеми средствами музыкальной выразительности. Овладение ими дает возможность занимающимся наиболее полно отразить характер музыки в своих движениях (8,10).

Для того чтобы этого добиться, необходим правильный подбор музыкального сопровождения, который не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая гимнастику, должна влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, различных типов памяти.

Эмоциональность занятий повысится, если дети будут заниматься под музыку, доступную их восприятию. Лучше, если это будут детские песни. Однако в каждом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная, эмоциональная (8,45).

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, как отмечает Ротерс Т.Т. (33), композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности — мелодии, гармонии, ритма, темпа. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

Среди выше перечисленных средств особое значение для музыкально — ритмического воспитания имеют темп, метроритм, динамика.

Темп — это скорость движения музыкального произведения; метроритм — организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей; динамика — сила (громкость) звучания.

По словам Евстратовой Н.А. (11), ритм, в неразрывной связи со всеми выразительными средствами музыкального произведения отражается в слухо — двигательной реакции ребенка как целостное восприятие музыки. Традиционно музыкально — ритмические движения основной целью имеют активизировать восприятие музыки, ее образов через выразительные движения, привить детям навыки осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные, двигательные и творческие способности.

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей, развитию воображения детей младшего ... классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа ...

Для этого необходимо знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать и правильно согласовывать движения со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать музыкальный слух. Лишь при этом условии гимнастки могут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями.

Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс, передающий содержание произведения в целом. Например, давая задания на изменение силы движений, надо подбирать такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа. При этом важное значение придается изменениям динамики.

При обучении движениям, согласованным со средствами музыкальной выразительности, трудно рекомендовать определенную последовательность. Однако следует помнить, что все они — темп, метр, ритм, тембр — объединятся мелодией (48).

Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка (4).

Еще в 19 веке основоположник детской педиатрии С.Ф. Хотовицкий (1847) писал, что ребенок совершенно своеобразное существо, с рядом особенностей строения органов и тканей. Его организм отличается от организма взрослого человека и главное его отличие — это непрерывное развитие (20).

Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского организма (13).

К 5-7 годам наблюдается нарастание темпов роста — период второго втягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 сантиметров (13).

Как отмечает Клюев М.Е. (20), развитие опорно-двигательного аппарата к 7-ми годам не завершено. Каждая из 206 костей скелета претерпевает изменение по форме, размерам и внутреннему строению. Продолжается процесс окостенения скелета, кости богаты хрящевой тканью, не обладающей большой прочностью, и легко поддаются искривлению.

Моторная деятельность ребенка имеет свои особенности и связана с функцией коры головного мозга. Установлено, что чем большую роль играет кора головного мозга в развитии движений, тем продолжительнее период их развития и тем сложнее и разнообразнее движения взрослого организма. У ребенка вначале начинают функционировать высшие анализаторы, а затем развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность требует воспитания движений в определенной последовательности (14).

31 стр., 15102 слов

Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца

... корректировка. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Развитие ребенка младшего школьного возраста (дети 6-7 ... В сущности, все движения сначала появляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают ... –двигательных функций ребёнка шести-семи лет. 2. Изучение значения танца в развитии двигательной моторики детей шести-семи лет. ...

Совершенствование движений продолжается многие годы и связано с формированием соответствующих регулирующих звеньев, зависит от повторяемости действий, т.е. от двигательного воспитания, или тренировки.

О повышении точности и скорости движений с увеличением возраста детей свидетельствуют исследования Л.Е. Любомирского (1974, 1979).

На примере изучения движений типа слежение — управления автором показано, что дети 7-8 лет придерживаются тактики преследования сигнала, у них отчетливо проявляется запаздывание регулирующих движений.

Существенное улучшение функции, обеспечивающей программирование начала действий происходит, по данным Л.Е. Любомирского (1974), в период от 7-8 до 11-12 лет (38).

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, и колеблется от 73 до 76 мм. рт. ст. Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно — сосудистую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Немаловажным фактом является то, что к школьному 7 — летнему возрасту анатомическая структура, и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными для систематического обучения детей музыке (40).

Игра — одна из основных форм деятельности ребенка. В жизни детей она занимает особенно важное место. Понятие игры охватывает многие весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца с погремушкой до спортивных игр.

Большинство музыкально — двигательных упражнений имеет понятное детям содержание (образ игровой), которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки. Подкрепляемый пояснением педагога, игровой образ будит и направляет воображение детей, наполняет их движения близким им и интересным содержанием, делает музыку более ясной и понятной (11).

Игра — основной вид деятельности у детей дошкольного возраста. По мере развития ребенка изменяются сами игры и их роль в психическом развитии. Игры развивают общую двигательную активность детей, способствуют познавательной деятельности (43).

Сущность игры, по мнению Аникеевой Н.П. (2), в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства переживаемые им, реальны.

Если занятия проводятся в игровой форме, дети легче воспринимают и запоминают двигательные задания. Они воспринимают упражнения через слуховой и двигательный анализаторы и воспроизводят движения путем повторения за руководителем. Таким образом, возникают предпосылки для улучшения слухового, двигательного и зрительного типов памяти (41).

Наблюдения показывают, что для того чтобы младшие дети начали игру, недостаточно умения просто воспроизводить какие-то действия, необходимо, чтобы у детей возникло определенное эмоциональное отношение к персонажу, который представлен сюжетной игрушкой.

Ни в какой другой деятельности ребенок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Хорошей игре он отдается весь целиком, открывая ее все «поры» своей души.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... развития координации движений старших дошкольников Изучить развитие координации движений детей 5-6 лет. Выявить влияние танцевальной деятельности на уровень развития координации движений у детей ... на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это ... движения» («ритм») [3]. Ритм для разных возрастных групп включает упражнения, танцевальные шаги, игры, ...

Об огромном воспитательном воздействии игр на детей не раз говорила Н.К. Кружская: «…Дети растут не только на учебе, но … и в процессе игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь» (7).

Еще одно исключительно важное преимущество игровой деятельности, как утверждает Фомина Н.А. (46), составляет внутренний характер ее мотивации, что также способствует развитию творческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Педагоги, которые четко уяснили для себя ценность игры с точки зрения развития у детей оригинального мышления, могут использовать естественную потребность детей играть и связанный с этим высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Поэтому при соответствующей организации игра создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка — дошкольника. Сложные двигательные умения усваиваются ребенком не в игре, а путем прямого обучения, но игра же создает условия для их дальнейшего совершенствования.

Это происходит благодаря тому, что в игре сами движения из средства достижения известных результатов превращаются в самостоятельную цель игровой активности ребенка, становясь тем самым предметом его сознания. Беря на себя определенную роль, ребенок сознательно стремится воспроизвести определенные движения, характерные для определенного персонажа, намеренно передает эти движения (29).

А вот Степаненкова Э.Я. (37) указывает, что красота движения проявляется в совершенном физическом контроле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Шиллер Ф. справедливо писал: «Реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он воспроизводит».

Касаясь конкретно музыкальных игр, необходимо отметить, что, создавая тот или иной игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства музыкальной выразительности помогает детям (3).

Игра ребенка привлекала к себе многих исследователей. Изучая ребенка в процессе игры, они пытались ответить на вопросы, связанные с возникновением игры и ее значением в жизни ребенка.

Развитие игровой деятельности рассматривалось ими как процесс самовыявления внутренних биологических свойств, как деятельность внутренней энергии организма вне влияния жизни и труда людей.

Иначе подходили к вопросу теории игры представители прогрессивной педагогики. Ушинский К.Д. неоднократно указывал на большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, но и серьезных занятий, игра — это мир практической деятельности для ребенка, которая удовлетворяет не только физические потребности, но и духовные его потребности (32).

5 стр., 2346 слов

Психологическое развитие ребенка в игре

... игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры ... в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном ...

Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток.


Цель исследования — разработать методику применения музыкальных игр и танцев в учебно-тренировочном занятии по художественной гимнастике для развития выразительности и координации движений у детей 6-7, 8-9 лет.

В соответствии с целью работы в ходе исследования решались

  • Определить средства, позволяющие воспитывать выразительность и координацию движений.
  • Разработать методику применения музыкальных игр и танцев для развития выразительности и координации движения у детей 6-7, 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
  • Проверить эффективность разработанной методики в педагогическом эксперименте.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
  • Педагогическое тестирование.
  • Педагогический эксперимент (сравнение двух групп).


Изучение и анализ литературных источников (статьи, авторефераты, учебные и учебно-методические пособия) проводились с целью ознакомления с состоянием исследуемой проблемы в литературе. Анализу подвергались литературные данные, рассматривающие вопросы содержания и структуры применения игрового метода для развития выразительности движений в практике ФКиС; особенности развития координации движения у детей 8-9 лет; анализировались существующие методики воспитания выразительности и координации движений в художественной гимнастике; изучались психофункциональные особенности девочек 6-7, 8-9 лет.

Всего было изучено 63 литературных источника.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/muzyika-v-hudojestvennoy-gimnastike/

Для анализа развития выразительности и координации у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, брались контрольные упражнения, включающие бальную оценку от 1 до 5 баллов:

б — согласованные действия (отличное)

б. — не всегда согласованные действия (хорошее)

б. — частично согласованные действия (недостаточное или удовлетворительное)

б. — Практически отсутствие согласованных действий (слабое или неудовлетворительное)

б. — полное отсутствие согласованных действий.

ТЕСТЫ , определяющие показатели выразительности движений:

Целостность

1 тест. Выполняется волна руками (руки в стороны) в течение 10 секунд.

  • тест. Выполняется волна туловищем назад 3 раза.

Динамичность

3 тест. Включается музыкальное сопровождение 2/4 (быстрый темп).

В течение 32 счетов выполняются подскоки на каждый счет.

5 стр., 2269 слов

Творческие задания и игры для развития песенного творчества

... покачаю: баю-баю, баю-баю. Игра на сочинение попевок в определенном жанре «Помоги сороке» Ход игры: Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий. 1) ... для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.) 1) Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) Импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок ...

тест. Под музыкальное сопровождение 3/4 (медленный темп) выполняется выведение ноги на носок (правая, левая) на сильную долю (акцент).

Танцевальный характер

Включается 3 музыкальных фрагмента, девочкам необходимо изобразить кого-либо из животного мира, отвечающего характеру музыки:

  • тест. Цыганские напевы;
  • тест. Жаворонок;
  • тест. Плюшевый медвежонок.

ТЕСТЫ , определяющие показатели музыкальной выразительности:

  • Динамика

10 тест. Под музыкальное сопровождение, в котором присутствует тихое и громкое звучание выполняется ходьба на носках в полуприседе и прыжки на двух соответственно.

Метроритм

11 тест. Под музыкальное сопровождение 2/4 детям предлагается выполнить хлопок на сильную долю, а затем на слабую по 16 счетов.

тест. Под музыкальное сопровождение 3/4 на сильную долю необходимо топнуть на две слабых доли прохлопать. Задание выполняется в течение квадрата.

ТЕСТЫ, определяющие развитие координации движений.

Координация

13 тест. Способность к удержанию равновесия в движении (динамическое равновесие) следует определять по времени прохождения скамьи (узкой рейке).

Длина скамьи — 4 метра, ширина планки — 8 сантиметров, высота — 20 сантиметров. Дети должны дойти до конца скамьи удобным для себя способом и сойти или спрыгнуть по желанию. Задание выполняется три раза. Время определяется по секундомеру. Учитывается средний результат выполненных попыток (с.)

тест. Способность сохранять равновесие при стоянии (статическое равновесие) оценивается с помощью модифицированной пробы Ромберга. Занимающийся должен стоять двумя ногами на планке шириной 5 см и высотой 6 см, так, чтобы носок сзади стоящей ноги вплотную примыкал к пятке впереди стоящей ноги, руки опущены вниз, взгляд ребенка фиксирован. Ошибкой и прекращением выполнения задания считается схождение с места хотя бы одной ногой, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии (с.)

Примечание:

Оценка результатов исследования выразительности и координации осуществлялась путем выставления баллов за каждое контрольное упражнение.

Организация педагогического эксперимента осуществлялась для доказательства рабочей гипотезы в соответствии с общепринятыми требованиями (чистота условий, достаточная выборка).

Для этого было проведено педагогическое тестирование, эксперимент проводился в течение одного месяца в октябре 2003года и с ноября по декабрь 2004 года на занятиях по художественной гимнастике и разработаны и внедрены в учебно-тренировочный процесс музыкальные игры и танцы.

Основная задача эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность методики применения музыкальных игр и танцев для развития выразительности и координации в учебно-тренировочном занятии.

В эксперименте приняло участие 20 девочек в возрасте 6-7, 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Эксперимент проводился на базе спортивного зала ДК «40 лет Октября» в два этапа.

На I-ом этапе исследовалось влияние применения музыкальных игр на развитие выразительности движений у детей 6-7 лет.

Данный эксперимент осуществлялся с помощью сравнения развития выразительности движений, музыкальной выразительности, координации движений экспериментальной и контрольной групп путем применения музыкальных игр и танцев на занятиях.

Однородность обеих групп определяли следующие показатели: возраст испытуемых, уровень физического развития и двигательной подготовленности.

Обработка полученных в ходе исследования данных проводилась с помощью математико-статистических методов и заключалась в вычислении среднего арифметического (Μ), среднего квадратического отклонения (δ), стандартной ошибки средней арифметической (mX).

При нормальном распределении достоверность различий выборочных средних арифметических значений определялась с помощью t-критерия Стьюдента. (15)

Статистически достоверными считались различия при р<0,05, что является надежным уровнем значимости в педагогических исследованиях.

Расчет указанных показателей проводится с помощью ПЭВМ, по стандартным методикам.

Исследования проводились на базе спортивной детско-юношеской школы Олимпийского резерва СДЮШОР №2 в ДК «40 лет Октября», с девочками 6-7 лет группы начальной подготовки (НП), 8-9 лет группы специализированной подготовки, занимающихся художественной гимнастикой.


В наших исследованиях уровень выразительности юных гимнасток оценивался по следующим показателям: динамичность, целостность, танцевальный характер, темп, метроритм, характер, динамика. Методика и организация измерения каждого показателя подробно изложены в главе II .

Были созданы 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. Количество занимающихся в каждой группе составило по 10 человек.

Результаты исходного тестирования по исследуемым показателям выразительности обеих групп представлены в таблице 1 (приложение 1) и графически изображены на рис.1.

Примечание  1

Рис.1. Средние показатели выразительности исходного тестирования детей контрольной и экспериментальной групп, (баллы).

Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.

Так, в экспериментальной группе по показателям выразительности зарегистрированы следующие средние величины: целостность 3,3±0,26 и 2,7±0,23, динамичность 3,2±0,33 и 3,4±0,4, танцевальный характер 3,4±0,22, 3,1±0,18 и 3,4±0,16, динамика 3,5±0,22, метроритм 4,0±0,26 и 3,2±0,39.

Практически аналогичным образом выглядит картина тестирования детей контрольной группы. Так, показатели целостности составили 3,2±0,25 и 2,9±0,23, динамичности 3,4 ±0,26 и 3,3 ±0,15, танцевального характера 3,5±0,17, 3,1 ±0,18 и 3,3 ±0,15, динамики 3,5 ±0,23 и метроритма 3,6 ±0,22 и 3,4 ±0,22. Выявленные нами различия статистически не достоверны (p>0,05).

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует об однородности детей контрольной и экспериментальной групп. При этом уровень развития их выразительности оценивается как средний

Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений.

В имеющихся работах, затрагивающих данную проблему, преимущественно рассматриваются гимнастки уже высокого класса. Исходя из этого, нами была разработана методика развития выразительности и координации движений у детей 6-7, 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, посредством специально подобранных музыкальных игр и танцев, которая осуществлялась в 2 этапа подготовки спортсменок. Методика разработана с учетом основных принципов

На этапе начальной подготовки на занятиях по разрабатываемой методике предполагалось решать следующие задачи:

  • Разучить музыкальные игры
  • Развивать музыкальную выразительность
  • Развивать выразительность движений

Занятия художественной гимнастикой строятся по общепринятой схеме и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.

На 1 этапе музыкальные игры были поделены на 2 группы по 10 игр в каждой группе. Первая группа включает игры, направленные на развитие двигательной выразительности («Море и ручеек», «Будь ловким», «Звероловы и звери», «Воротца», «К своим флажкам», «Запомни мелодию», «Кто раньше?», «Эстафета», «Карусель», «Узнай какой инструмент звучит») (приложение 4), вторая группа — игры, направленные на развитие музыкальной выразительности («Снеговики и снежинки», «Три медведя», «Зайцы и медведь» , « Пройди круг или линию», «Круг и кружочки», «Змейка», «Передача мяча по кругу», «Будь ловким!», «Веселая карусель», «Ловишка») (приложение 5).

Первая группа игр была включена в основную часть занятий, для того чтобы дополнительно мотивировать деятельность занимающихся, подготовить девочек к разучиванию новых элементов, позволить без особых усилий освоить данные элементы, повысить интерес к дальнейшей работе.

Вторая группа игр применялась в заключительной части занятий, поскольку такие игры не требуют особых усилий и являются хорошим средством снятия напряжения у детей после занятия, а также позволяют решить поставленные задачи.

Занятия для детей 6-7 лет проводятся 3 раза в неделю, в каждое из них было включено по 2 игры из каждой группы.

Игры чередовались с учетом показателей развития двигательной и музыкальной выразительности, их длительность обусловлена содержанием.

На 2 этапе подготовки на занятиях по разрабатываемой методике предполагалось решать следующие задачи:

  • Разучить музыкальные танцы
  • Развивать музыкальную выразительность и выразительность движений
  • Развивать координацию движений

На этапе 2 специализированной подготовки, учитывая психофункциональные изменения детей 8-9 лет и основной вид деятельности (учебную), в качестве основных средств развития выразительности и координации движений были использованы детские танцы на основе известных мультипликационных фильмов.

Для этапа специализированной подготовки было подобрано 8 танцев различных по степени сложности и интенсивности.

Помимо общепринятой разминки в конец подготовительной части были включены несложные танцы, состоящие из прыжков, беговых упражнений, подскоков (3-5 движений), которые направлены на разогрев организма (папуасы, братец Луи).

Каждый танец выполнялся по 2-4 раза без остановки.

В конце основной части в качестве активного отдыха, для того чтобы снять утомление и отвлечь от монотонной работы, подбирались более продолжительные, сложные по технике исполнения, включающих в себя большее количество шагов, со сложной координацией рук и ног характерные танцы на определенную тематику (латиноамериканские, криминальное чтиво).

Занятия для детей 8-9 лет проводятся 5 раз в неделю, в каждое из них были включены музыкальные танцы.

В первую неделю занятий танцы разучивались по связкам, затем исполнялись как целостная композиция.

В конце недели в заключительной части занятия с целью повышения эффективности разработанной нами методики гимнасткам предлагалось составить композицию под музыку (продолжительностью 20-30 секунд) из мультипликационных фильмов, сказок, для того чтобы возникали ассоциации движений.

Таким образом, считаем целесообразным включение в содержание тренировочных программ по художественной гимнастике специально подобранных музыкальных игр и танцев.

В педагогическом эксперименте ставилось целью проверить эффективность разработанной методики развития выразительности и координации у юных спортсменок посредством специально подобранных музыкальных игр и танцев.

Контрольная группа детей занималась по традиционной программе, в экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике.

Для наших исследований были взяты показатели двигательной выразительности: целостность, динамичность, танцевальный характер; музыкальной выразительности: темп, динамика, характер, метроритм (9, 16).

Результаты тестирования экспериментальной группы до и после проведенного эксперимента представлены в таблице 2 (приложение 2) и графически изображены на рис.2.

Примечание  2

Рис.2. Средние показатели выразительности юных гимнасток экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента, (баллы).

Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.

Контрольной группы в таблице 3 (приложение 3) и графически на рис.3.

Примечание  3

Рис.3. Средние показатели выразительности юных гимнасток контрольной группы до и после эксперимента, (баллы).

Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у девочек как экспериментальной, так и контрольной групп через месяц занятий произошли изменения исследуемых показателей. Однако у девочек экспериментальной группы изменения исследуемых показателей более выражены, чем у девочек контрольной группы и статистически достоверны (p<0,05).

В экспериментальной группе установлено значительное увеличение следующих показателей. Так, целостность движений в среднем увеличилась на 30,3% и 33,3%, динамичность — на 28,1% и 32,3%, танцевальный характер — на 26,4%, 35,5% и 32,3%, темп на 28,1% и 32,3%, динамика — на 37,1%, метроритм — на 22,5% и 31,2%.

В контрольной группе, где занятия проводились по традиционной методике, также наблюдался прирост показателей выразительности, но менее выраженный. Статистический анализ не выявил, что произошедшие изменения носят достоверный характер (p>0,05).

Так, целостность движений увеличилась с 3,2±0,25 до 3,6±0,23 и с 2,9±0,23 до 3,3±0,23, что составило 12,5% и 13,8% соответственно, динамичность — с 3,4±0,26 до 3,5±0,25 и с 3,3±0,15 до 3,4±0,17, что составило 2,9% и 3%, показатели танцевального характера возросли с 3,5±0,17 до 3,7±0,16, с 3,1±0,18 до 3,3±0,17, с 3,3±0,15 до 3,5±0,15, что составило 5,7%, 6,4% и 6%, темп движений увеличился с 3,4±0,26 до 3,5±0,25 и с 3,3±0,15 до 3,4±0,17, что в процентном соотношении составило соответственно 2,9% и 3,03%, динамика — с 3,5±0,23 до 3,7±0,22, что составило 5,7%, метроритм движений увеличился с 3,6±0,22 до 3,8±0,18 и с 3,4±0,22 до 3,6±0,15, что составило 5,9%.

Оценивая полученные результаты исследования контрольной группы, необходимо отметить, что на занятиях с детьми 6-8 лет, на начальном этапе подготовки, возможно использовать только азы хореографии. Поэтому развитие выразительности у детей данного возраста только этим средством является не столь эффективным как, например, у гимнасток более высокой квалификации. Это в свою очередь может объяснять менее выраженные изменения показателей выразительности у девочек контрольной группы в педагогическом эксперименте.


1. Анализ научно-методической литературы дает основание заключить, что существует необходимость поиска новых (более эффективных) дополнительных средств для развития двигательной и музыкальной выразительности у детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

  • Разработана методика развития выразительности у детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на основе специально подобранных музыкальных игр, отвечающих основным психофункциональным особенностям детей данного возраста.


1. Аверкович Э.Г. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток. Авторефер. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. — М., 1980. — 1-15с.

  • Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144с.
  • Бекина С.И.

и др. Музыка и движение. (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) М.: Просвещение, 1983. — 208с.

— Бердус Г.И., Бердус М.Г. Вводная физическая рекреация в форме ритмической гимнастики и ее влияние на анатомо-морфологические, функциональные и психологические показатели: Медико-биологический контроль при занятиях физической культурой и спортом: Сборник научных трудов. — Алма-Ата, 1990. С.14-17.

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., Искусство, 1971. — 17с.
  • Вербова З.

Искусство произвольных упражнений. М., Физкультура и спорт, 1967. — 85с.

  • Гельфан Е.М. От игры к самовоспитанию. М., Просвещение, 1964. С.12-18.
  • Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры.

/ Под редакцией Н.К. Меньшикова. — СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 1998. — 463с.

  • Гимнастика: Учебник. — М.: Академия, 2001. — 448с.
  • Губанов В.А.

Гимнастика. Музыкальное сопровождение занятий гимнастикой. (Лекция для студентов — заочников II курса).

М., 1971. С.5-11.

  • Евстратова Н.А. Движение под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду. Автореферат Дис. канд. пед. наук, Самара, 1997. — 20с.
  • Елизарова О.

Физиологическая характеристика гимнастики: Лекция для студентов и слушателей факультета усовершен. — М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 29с.

  • Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: высшая школа, 1985. — 384с.

3ахарьева Н.Н. Возрастная физиология детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Волгоград. ВГАФК, 1999. — 71с.

3ациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152с.

3имина А.Н. Основы музыкального воспитания детей младшего возраста:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 304с.

  • Игры и развлечения/ (Составитель Л.М. Фирсова) — М.: Молодая гвардия, 1989. — 25с.
  • Игры — обучение, тренинг, досуг.

Под редакцией В.В. Петрусинского // В четырех книгах (1кн.).

— М.: Новая школа, 1994. — 368с.

  • Игры, обучение, тренинг, досуг. Под редакцией В.В. Петрусинского // В четырех книгах (2кн.).

    — М.: Новая школа, 1994. С.24-31.

  • Клюев М.Е.

Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками. — Рига, 1981. — 38с.

  • Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Гром-Пресс, 1997. — 64с.
  • Костровицкая В., Писарев А.

Школа классического танца. Л., 1968. — 262с.

  • Кряж В.В. Гимнастика, ритм, пластика. — М.: Просвещение, 1990. — 170с.
  • Кулагина И.Е.

Художественное движение (Метод Л.Н. Алексеевой): Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Флинта: наука, 1999. — 120с.

  • Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. — М.: Тера-Спорт, 2001. — 96с.
  • Лисицкая Т.С.

Хореография в гимнастике. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176с.

  • Лисицкая Т.С. Ритм + пластика: (230 упражнений).

    — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160с.

  • My зыка и танцы на уроках гимнастики: Учебное пособие.

— Волгоград: ВГАФК, 1996. — 78с.

  • Нестеров В.А., Воротилкина И.М., Могилев B. C. Мотивационно — эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста/ Учебное пособие. — Хабаровск: Дальневосточный ГАФК, 1998. С.4-17
  • Обухова Л.Ф.

Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360с.

  • Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под редакцией Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1984. — 167с.
  • Психология младшего школьника.

Под редакцией Е.И. Игнатьева, М, 1960. С.13-25.

ЗЗ. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 175с.

  • Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение, — М.: Просвещение, 1972. 334с.
  • Собинов Б.М.

«Танцующая» гимнастика. — М.: Сов. Россия, 1972. — 176с.

  • Спорт, музыка, грация.2-е издание переработанное. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 144с.

З7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пос. — М.: Академия, 2001. — 368с.

  • Физиология развития ребенка. /Под редакцией В.И. Козлова, Д.А. Фарбер;
  • науч.-исслед. Институт физиологии детей и подростков Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 296с.
  • Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.П. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб. Детство-пресс, — 352 с.
  • Фомин Н.А., Филин В.Н.

Возрастные особенности физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 186с.

  • Фомина Н.А. В музыкальном ритме сказок: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 1999. — 81с.
  • Фомина Н.А.

Музыкально-двигательная подготовка в системе физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 35с.

  • Фомина Н.А. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 33с.
  • Фомина Н.А.

Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности. Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Волгоград, 1996. С.10-24.

— Фомина Н.А., Максимова С. Ю, Дрописнова Е.П. Использование музыкально-двигательных средств в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Подготовка спортивного резерва и здоровье: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Активные проблемы оздоровления физической культуры и подготовки спортивных резервов» (26-29 окт.) — Волгоград: ВГАФКД998. — С.221-223

  • Фомина Н.А., Яценко A. M. Сказочный мир движений: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Перемена, 1999. — 43с.
  • Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физической культуры.

/ Под редакцией Т.С. Лисицкой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232с.

  • Художественная гимнастика. Учебное пособие для ин-тов физической культуры. Под редакцией Л.П. Орлова.М., «Физкультура и спорт», 1973. — 188 с.
  • Шмаков С.А.

Ее величество — игра: забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Мир «Магистр», 1992. — 160с.


1. Разработанные игры рекомендуется использовать на начальном этапе подготовки детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

  • Игры рекомендуется разбить по группам в зависимости от их направленности и чередовать, учитывая, сколько раз в неделю проводятся занятия.
  • В каждой игре необходимо отмечать лучших для повышения их мотивации к дальнейшей деятельности.

Приложение 1

Таблица 1

Группы испытуемых

Показатели выразительности, баллы

Целост- ность

Динамичность

Танцевальный характер

Темп

Дина- мика

метроритм

Экспериментальная

3,3±0.26

2,7±0.23

3,2±0.33

3,4±0.4

3,4±0.22

3,1±0.18

3,4±0.16

3,2±0.33

3,4±0.4

3,5±0.22

4,0±0.26

3,2±0.39

Контроль ная

3,2±0.25

2,9±0.23

3,4±0.26

3,3±0.15

3,5±0.17

3,1±0.18

3,3±0.15

3,4±0.26

3,3±0.15

3,5±0.23

3,6±0.22

3,4±0.22

p

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

t

0,28

0,61

0,47

0,23

0,36

0

0,45

0,47

0,23

0

1,18

0,44

Результаты исходного тестирования выразительности юных гимнасток

(M±m)

Приложение 2

Таблица 2

Вели чииы

Этапы эксперимента

Показатели выразительности, баллы

Целост- ность

Динамичность

Танцевальный характер

Темп

Дина- мика

метроритм

Μ±m

до

3,3±0.26

2,7±0.23

3,2±0.33

3,4±0.4

3,4±0.22

3,1±0.18

3,4±0.16

3,2±0.33

3,4±0.4

3,5±0.22

4,0±0.26

3,2±0.39

после

4,3±0.26

3,6±0.2

4,1 ±0.18

4,5 ±0.17

4,3 ±0.21

4,2±0.25

4,5 ±0.27

4,1±0.18

4,5±0.17

4,8±0.13

4,9±0.1

4,2±0.25

p

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,001

<0,01

>0,05

t

2,7

3,0

2,37

2,56

3,0

3,0

2,9

2,37

2,56

5,2

3,21

2,17


Приложение 3

Таблица 3

Средние показатели тестирования выразительности гимнасток 6-8 лет контрольной группы в педагогическом эксперименте

Вели чииы

Этапы Экспер имента

Показатели выразительности, баллы

Целост- ность

Динамичность

Танцевальный характер

Темп

Дина- мика

метроритм

Μ±m

до

3,2±0.25

2,9±0.23

3,4±0.26

3,3±0.15

3,5±0.17

3,1±0.18

3,3±0.15

3,4±0.26

3,3±0.15

3,5±0.23

3,6±0.22

3,4±0.22

после

3,6±0.23

3,3±0.23

3,5 ±0.25

3,4 ±0.17

3,7 ±0.16

3,3 ±0.17

3,5 ±0.15

3,5±0.25

3,4±0.17

3,7±0.22

3,8±0.18

3,6±0.15

p

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

t

1.2

1.2

0.28

0.43

0.87

0.8

0.95

0.28

0.43

0.62

0.71

0.74

Приложение 4

I группа музыкальных игр.

«МОРЕ И РУЧЕЕК»

Программное содержание.

I вид. Дети сидят на стульях, расположенных двумя полукругами (один за другим).

Впереди — младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуются многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители.

II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав команд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» передвигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим).

Дети команды «Море» стараются 1 их поймать.

III вид. Дети стоят в двух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» — младшие, в круге «Ручеек» — старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны).

Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек).

Короткие и долгие звуки чередуются многократно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции детей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирование песни.

«БУДЬ ЛОВКИМ»

Программное содержание

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, развивать быстроту реакции.

Описание игры

Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает.

Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится.

Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1-2.

Такты 5-12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу в одном направлении.

В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и каждый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и кладет

ладони рук на спинку ближайшего стула).

Один ребенок остается без места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы награждается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим следует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказались ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга (за стульями).

Методика разучивания

В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре, объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движение, с ним проводится индивидуальная работа.

В конце 2-го этапа и на 3-м этапе обучения дети играют в игру самостоятельно.

«ЗВЕРОЛОВЫ И ЗВЕРИ»

Программное содержание

Задачи . Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать внимание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую активность.

Содержание игры.

Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопарка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли. выскочили тут ловкие звероловы из кустов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медведей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.

Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков-всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех; зайчиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».

Методика разучивания

«ВОРОТЦА»

Дать понятие о длительности ритмических рисунков, четвертей и восьмых в музыкальных частях произведения размером 2/4, 4/4.

Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые.

На начало марша пары идут по кругу, сохраняя интервалы. На «Раз» 8-го такта педагог подает команду: «Первые!» или «Вторые!» Пары, номера которых были названы, останавливаются и образуют «воротца», повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх. Неназванные «вторые» или «первые» пробегают в образовавшиеся «воротца», причем правый в паре бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Музыкальное произведение — начинается сначала, пары снова идут по кругу и игра начинается вновь.

Если пар много, можно образовать два, три круга, расположенных в разных частях зала. Самое главное, чтобы дети успевали на четыре музыкальных такта обежать свой круг и начать игру снова.

«К СВОИМ ФЛАЖКАМ»

Играющие делятся на 3-4 команды и становятся в круг лицом к центру круга. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками, передвигаются по залу, площадке (в соответствии с характером музыкального произведения).

Музыка прекращается, все приседают и закрывают глаза, игроки с флажками по указанию педагога переходят на другие места. После слов старшего; «К своим флажкам!» играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну, шеренгу и т.д. по указанию педагога).

«КТО РАНЬШЕ?»

Команды находятся в противоположных частях зала, площадки в каком-нибудь построении (круг, шеренга, колонна и др.).

Дети слушают первую часть музыкального «Произведения и выполняют ранее изученные упражнения. На вторую часть команды дети должны меняться местами и построиться в указанном ведущим порядке. На третью часть команды дети бегом передвигаются к боковым линиям, где на первую часть дети выполняют ранее изученные упражнения, а на третью передвигаются на боковые линии, выстраиваются в шеренги и садятся. Выигрывает команда, которая быстрее построится и сядет.

«ЭСТАФЕТА»

В каждой колонне направляющий держит мяч и под музыку продвигается шагом польки до определенной черты. Там он меняет мяч, возвращается шагом галопа к своей команде и передает мяч следующему участнику команды, а сам становится сзади своей команды. Выигрывает команда, у которой все участники без ошибок и раньше выполнят задания.

«КАРУСЕЛЬ»

Программное содержание

Описание. Детские стулья поставлены по кругу, боком к центру, сиденьями в одну сторону (например, вправо) — это карусель. Стульев должно быть на один меньше числа играющих. По приглашению воспитателя дети садятся на стулья. Ребенок, — которому не хватило места, отходит в сторону (не успел взять билет).

Первая часть музыки. Карусель кружится — дети, сидя на стульях, притопывают нотами в такт музыке. Движение замедляется, карусель останавливается.

Вторая часть музыки. Такты 1-2. Вступление. Дети тихо слезают с карусели и встают вокруг стульев лицом в одну сторону. Вместе с ними встает, ребенок, не получивший билета.

Такты 3-10. Легко бегут вокруг карусели. По окончании музыки снова занимают места на карусели. Тот, кто не успел занять место (оставшийся без билета), отходит в сторону. Игра повторяется.

Методические указания.

Вначале при разучивании игры можно ставить на 2-3 стула меньше числа. играющих, так как один ребенок порой огорчается, если он не участвует в игре. Вместе с другими детьми он чувствует себя более уверенным. Постепенно воспитатель учит сознательно относиться к правилам игры.

Стулья желательно ставить по два (боком к центру).

На празднике игра может быть красочно оформлена: к потолку заранее подвешивается обруч, к которому прикрепляются длинные цветные ленты; концы их забрасываются на обруч. Перед началом игры ленты опускаются и слегка привязываются к спинкам стульев — образуется цветная крыша карусели.

«УЗНАЙ КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ»

Программное содержание

I вид . Дети сидят за столами парами. Перед каждой парой — старшим и младшим ребенком — лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольник — нужно поднять карточку с его изображением, бубен — с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, ошибавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.

II вид. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна — второй, под звучание металлофона — третьей. Порядок звучания инструментов педагог варьирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направлении: и построиться.

III вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание угольника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего — под звучание металлофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.

«ЗАПОМНИ МЕЛОДИЮ»

Группа или класс делится на команды по 5-6 человек и выстраивается в колонны. Перед каждой командой на расстоянии 8-10 м лежит предмет (мяч, булава, кегля).

Каждая команда рассчитывается по порядку:

1-полька

2-вальс

3-галоп

4-марш

5-русский танец

Дети, услышав свою мелодию, продвигаются вперед танцевальными движениями или выполняют в движении действия, указанные педагогом.


Приложение 5

II группа музыкальных игр.

«СНЕГОВИКИ И СНЕЖИНКИ»

Программное содержание

I вид . Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино.

Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.

II вид. « Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса — кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».

III вид . Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Программное содержание, Игровые пособия

I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем — медведи побольше, а когда в низком — самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнявшие задание.

II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны

и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным

изображением).

Когда произведение звучит в низком регистре, из дома

выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем — Анастасии Петровны, а в высоком — Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.

«ЗАЙЦЫ И МЕДВЕДЬ»

Программное содержание

Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность.

Описание игры, Методика разучивания

При проведении игры предлагает послушать следующий рассказ: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только зайчики распрыгаются, а он тут как тут — идет-бредет переваливаясь. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что. медведь идет, быстро прискакали и в норки спрятались. Сидят, ни ушками, ни лапками не шевелят. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». После рассказа педагог исполняет музыку и предлагает детям поиграть. Сначала воспитатель может сыграть вместе с детьми, взяв на себя роль медведя или одного из зайцев. При повторных проведениях игры роли исполняют сами дети. После окончания игры педагог дает пояснения о ее ходе.

«ПРОЙДИ КРУГ ИЛИ ЛИНИЮ»

Группа или класс делится на 3 команды. Каждая команда делится пополам и строится в колонны друг против друга. Между двумя половинами команды на полу нарисованы (обозначены) восемь кружков или линий, положены гимнастические обручи. Расстояние между ними 30-60 см. Капитаны команд, имеющие в руках флажки, стоят направляющими в своих командах. По первому сигналу капитаны в заданном ритме передвигаются шагом, бегом или прыжками по кружочкам или линиям. На каждую музыкальную длительность ритмического рисунка делается один шаг. Капитаны противоположной части команды, получившие флажки, в том же ритме проходят, пробегают или прыгают по кружочкам (линиям) передают флажки следующим детям, а сами становятся конце противоположной колонны.

За каждое нарушение ритма команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

«КРУГ И КРУЖОЧКИ»

Группа или класс делится на четыре команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде педагога или музыкальному сигналу все выстраиваются в середине зала в общий круг и под вальс выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу. Когда мелодия звучит громче, все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других. Игра начинается снова.

Описание игры 1

«ЗМЕЙКА»

Группа или класс делится на три команды и выстраивается колонны, в указанных местах зала. Педагог выбирает две мелодии, например, польку и вальс. Под польку все дети передвигаются в зале «змейкой», под вальс выполняют прыжки на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекратилась, все бегут на свои места. Выигрывает колонна, которая раньше

«ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ»

Дети построены в круг лицом к центру. У каждого из играющих в руках резиновый мяч (если круг большой, то можно дать 2-3 мяча).

Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем и быстром темпе.

При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо по кругу; при среднем — передается по кругу влево, а при быстром — перекатывается по полу вправо. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко и продолжает игру. Победителем считаются дети, не допустившие ошибок в определении темпа.

«БУДЬ ЛОВКИМ!»

Программное содержание

Описание. По широкому кругу стоят стулья, спинками наружу. За каждым стулом встает ребенок. В центре — водящий, он приседает на корточки.

Такт 1. Все дети присаживаются за стульями, как бы прячась, а водящий встает, стараясь, не сходя со своего места, заглянуть за спинки стульев.

Такт 2. Дети встают, водящий присаживается на корточки, как бы прячась.

Такты 3-4. Движения повторяются.

Такты 5-12. Все играющие бегут в одном направлении по кругу (за стульями).

Водящий бежит со всеми вместе в общем кругу.

С окончанием музыки все садятся на любой стул. Оставшийся без места становится водящим. Игра повторяется.

Методические указания

«ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»

Программное содержание.

Описание . Дети стоят по кругу боком к центру. У каждого в руках палочка с султанчиком на концах и с колокольчиком, привязанным к середине палочки.

В центре круга на скамейке стоит ребенок с бубном — музыкант. Дети держат палочки двумя руками перед собой. Можно заменить палочку погремушкой или цветным флажком.

Такты 1-8. Вступление. Карусель приходит в движение. Дети шагают на месте, высоко поднимая колени и оттягивая носки. Палочку. держат перед собой.

Первая часть музыки. Такты 9-12 (13-16-гповторение).

Карусель двигается вперед. Дети чётким шагом, высоко поднимая ноги, идут вправо по кругу. Музыкант ударяет в бубен в ритме музыки.

Такт 17. Все поднимают палочки с колокольчиками (или погремушки) вверх, звенят ими и кладут их перед собой на пол (перпендикулярно центру).

Музыкант кладет свой бубен на скамейку и становится. В общий круг.

Вторая часть музыки. Карусель постепенно ускоряет движение. Дети легко бегут по кругу, ускоряя темп бега. С концом музыки каждый быстро поднимает палочку. Если перед ребенком не окажется палочки, он может перебежать в другое место круга, где она лежит. Оставшийся без палочки выходит из игры. Воспитатель выбирает нового музыканта.

«ЛОВИШКА»

Программное содержание

Описание. Дети или воспитатель выбирают ловишку. Он становится, повернувшись к стене. Остальные дети — у противоположной стены лицом к нему.

Такты 1-4 (с затактом).

Дети тихо подбегают к ловишке.

Такты 5-8. Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет их.

Методические указания.