Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

Курсовая работа

Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов [17], характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений Музыка, а в основу ее заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения.

Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. По мнению психолога Б.М. Теплова [18], восприятие музыки << совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. »

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально — ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С. Выготским [7], Б.М. Тепловым [18], В.А. Сухомлинским [17], Д.Б. Элькониным [27], теория и методика музыкального обучения и воспитания В.А. Ветлугиной [5], Н.А. Метлова [13], современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной [4], Е.Ю. Шаламоновой [19], И.В. Бодраченко [3], И.М. Каплуновой, И.А. Новокольцевой [9], Г.И. Анисимовой [1], М.Ю. Картушиной [10].

М.Ю. Картушиной [10].

Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;
  • Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;
  • Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;
  • Разработка и апробация комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

База исследования: подготовительная группа МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014 г.

4 стр., 1567 слов

Музыкально - ритмические движения как средство развития творческих ...

... работы – изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений. В соответствии с целью нами определены следующие задачи исследования: Объект – творческие способности детей ... классической форме триединства - действия, времени и места. Сторонники ритмического воспитания предлагали рассматривать объект в изменении во времени ...

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

музыкальное ритмическое воспитание дошкольный

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников

.1 Основы музыкально-ритмического воспитания

Искусство так широко и прочно вошло в жизнь и быт человека, что теперь уже невозможно представить себе, каким бы был мир без музыки, литературы, театра, кино, живописи, без творений архитекторов и мастеров прикладного искусства. Все это, по выражению великого русского писателя Л.Н. Толстого «стало также необходимо для людей, как пища и питье, и одежда, даже необходимее» [30].

Почему же искусство так нужно людям? Этот вопрос с давних пор волнует художников, искусствоведов, философов и психологов.

Искусство родилось в далекой древности, на заре человечества, чтобы облегчить сложное, делать трудное радостным. Труд превращался в искусство, когда люди, занятые им, заботились не только об удобстве и практической ценности создаваемых ими предметов, но и о красоте, и совершенстве их формы.

Искусство призвано служить обогащению и развитию мира наших чувств. Воспитание чувств всегда было той сферой, где могущество искусства проявляется с особой очевидностью. В том, что любое художественное произведение обращено не только к нашей мысли, но и, в первую очередь, к миру наших чувств как раз и скрыта тайна неиссякаемой притягательной силы искусства, его чарующей власти над людьми.

Искусство обладает способностью сплачивать людей, оно помогает противостоять разобщенности, равнодушию, чувствам затерянности и ненужности в большом мире.

Объединяющая сила искусства проявляется не только тогда, когда огромный зрительный зал живет одним, когда он разом замирает или вдруг в едином порыве разражается бурей аплодисментов. Человек ощущает эту силу и в те минуты, когда остается наедине с книгой или звуками музыки.

Эта чудесная способность искусства волновать и оказывать сильное воздействие на самих художников и на тех, к кому обращено их искусство — на зрителей и слушателей — с давних пор приковывала к себе пытливые умы.

В результате к настоящему времени накопилось немало довольно разноречивых теорий. Среди них есть религиозно-мистическое, прописывающее искусству некую божественную силу, есть такие, которые объясняют его воздействие аристотелевским «катарсисом» или фрейдисткими идеями. Однако эти идеалистические теории не выдерживают строгой проверки научными данными.

Подлинно научное объяснение характера и силы воздействия искусства на человека может быть построено только на основе новейших исследований физиологии, психологии и естественных наук. А таких данных накоплено уже немало. Правда приходится признать, что не всем видам искусства исследователи уделили равное внимание.

Особенно тщательному и широкому изучению подвергалось воздействие музыки на человека. Почему именно музыки? Прежде всего потому, что изо всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. И, естественно, более сильные реакции значительно легче уловить и сделать предметом изучения. Проведение исследований в этой области облегчается также наличием достаточно стройной, тщательно разработанной системы теоретических основ музыки.

13 стр., 6068 слов

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного ...

... детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические ... искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок ... Предмет ...

Много интересных научных наблюдений и опытов по изучению воздействия музыки на людей относится к концу XIX — началу XX веков. Среди них работы великого русского физиолога И.М. Сеченова. В своем классическом труде «Рефлексы человеческого мозга» (1866г.) он писал о тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными. Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями [25].

Его ученик, известный русский физиолог И.Р. Тарханов в своей статье «О влиянии музыки на человеческий организм», выпущенной в 1893 г. в Петербурге, писал об экспериментальном пути исследования действия музыки на ритм дыхания и на сердцебиение.

Ритмические упражнения благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, повышается поглощение кислорода [15].

Всем основным функциям человеческого организма свойственна определенная ритмичность; ритм характерен для сердцебиения, дыхания, ходьбы, речи и т.д. Поэтому и на мышечную работу ритм влияет благотворно. В то же время ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на выполнении определенных трудовых операций, отвлекая от посторонних раздражителей.

Ритм содействует появлению некоторого автоматизма, который также облегчает работу. Наконец музыка способствует возникновению определенной одинаковой ритмичности в движениях сразу целого коллектива лиц, работающих вместе.

Музыка обладает способностью захватывать нас своим ритмическим строем. Слушая зажигательную танцевальную мелодию, каждый из нас в свое время непременно ловит себя на том, что его пальцы непроизвольно сами начинают вдруг отбивать такт, голова и туловище плавно покачиваются в ритме мелодии, а ноги так и не стоят на месте, готовые тут же сорваться в пляс.

Движение очень важно для здорового развития организма. Оно усиливает процесс обмена веществ, способствуя лучшему питанию, кровоснабжению, обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость суставам. Ритмические движения, танцы помогают сохранить бодрость и отличную форму, а вместе с ними и молодость.

Большим энтузиастом изучения воздействия музыки на физическое состояние организма человека был наш выдающийся психиатр и невролог академик В.М. Бехтерев. В Петербурге незадолго до первой мировой войны Советом Психоневрологического института была учреждена специальная комиссия для изучения влияния музыки на живой организм и на человека. В мае 1914 г.В.М. Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» [8].

В нем Бехтерев убедительно показал насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для нормального, здорового развития детского организма. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр: поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала.

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... учебно-воспитательную работу ... ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ...

Несомненный интерес представляют работы известного советского психолога Б.М. Теплова. По его мнению, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения» [26].

Классифицируя музыкальные способности Теплов подробно останавливается на развитии у детей музыкально-ритмического чувства: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».

Основоположником ритмики как действенного метода музыкального воспитания является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950).

Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике.

Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, он обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определенного метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Так, постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.

В отличие от обычной гимнастики, подчиненной только метру, в ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки.

С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль уроков ритмики: они развивали у студентов внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива [17].

Занятия ритмикой положительно влияли также на общий тонус учащихся, снижая утомляемость.

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». [17]

Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910 г. он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерау (под Дрезденом), который был организован для детей местных рабочих, а в 1915 г. — Институт Жак-Далькроза в Женеве.

Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Америке, Японии.

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности ...

В России активной пропагандисткой системы Далькроза стала его ученица Н.Г. Александрова (профессор Московской консерватории), которая в 1909 г. начала регулярно проводить занятия по ритмике на организованных ею курсах, в музыкальных школах, кружках.

Особенно широко развернулась деятельность Н.Г. Александровой после Октябрьской революции. Она возглавила Московский институт ритмического воспитания, созданный в 1920 г. по инициативе А.В. Луначарского, преподавала в консерватории, выступала с докладами, которые сопровождались показательными уроками [17].

Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, цирковых, театральных училищах и театрах, в психоневрологических лечебницах.

Ее сподвижники и последователи — В.А. Гринер, М.А. И Е.А. Румер, Е.В. Конорова, Н.П. Збредева, Н.А. Метлов, З.К. Шушкина и др. творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально-педагогического метода и тем самым подняли его нп качественно новую ступень

Неоценимый вклад в развитие музыкально-ритмического воспитания в нашей стране внесла Е.В. Конорова, которая преподавала ритмику в ряде московских театров и в течение двадцати лет работала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Е.В. Конорова является создателем программ по ритмике и автором методических пособий. Она неоднократно проводила всесоюзные конференции и семинары по ритмике, выезжала в другие города с докладами и демонстрацией показательных уроков.

В настоящее время педагоги, опираясь на систему Далькроза, продолжают совершенствовать ритмическое воспитание. Ими разработана методика занятий по ритмике в различных учебных заведениях с учетом их специфики.

1.2 Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста

По определению Выготского Л.С. деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения [7].

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении музыкально — ритмических навыков ребенок внимательно слушает музыку, старается правильно выполнить движение, начать его и закончить в соответствии с музыкой, улавливает заданный темп, при исполнении отражает несложные оттенки. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... музыкально- ритмических движений. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры . Музыкальная игра - это активная деятельность, ...

Музыкальная деятельность дошкольников по определению Ветлугиной Н. А — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие [5, 6]. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Особое место в музыкальной деятельности в дошкольном учреждении отводится такому виду деятельности, как музыкально-ритмические движения, с помощью которых у детей формируются музыкально-ритмические навыки. Формирование музыкально-ритмических навыков осуществляется в таких формах музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, праздники и развлечения, досуг.

Основной формой музыкальной деятельности детей старшей группы, где осуществляется формирование музыкально-ритмических навыков являются занятия. На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных навыках на занятиях.

Возможности музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формированию музыкально-ритмических навыков значительно возрастают, потому что на пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный).

У них проявляется навык выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.).

Они проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе, потому что физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированное. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

14 стр., 6628 слов

«Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального ...

... влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка. 2. Развитие системы музыкального воспитания 2.1. Характеристика системы музыкального воспитания. Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, организованные формы ...

Музыкальная деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков строится по определенным педагогическим принципам. Систематичность, постепенность и последовательность. Система упражнений, выстроена по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально — ритмических навыков [5].

Музыкальная деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы в дошкольном учреждении включает в себя музыкально — ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально — игровое и танцевальное творчество.

Упражнения предназначены для развития гимнастических, танцевальных движений, на этих элементах построены игры, танцы и хороводы.

Музыкальные игры — ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.

Хороводы — чаще всего проходят под народные песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя различные роли.

Танцы — построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении, состоят из знакомых элементов движения.

Музыкальное и игровое творчество — в процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и тд.

В первую очередь при разучивании музыкально — ритмических движений детей учат целостному восприятию музыкальных произведений.

Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения и использовать средства их выражения в движении. Поэтому, в музыкальной деятельности по формированию музыкально-ритмических навыков, следует выбирать такой музыкальный репертуар, который поможет ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным.

Таким образом, использование педагогических принципов, учет особенностей развития детей старшей группы, правильный подбор музыкального репертуара все это в совокупности обеспечивают успешную музыкальную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков.

1.3 Особенности развития музыкально-ритмических движений детей 6-7 лет

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие области, предназначенные для ... средства развития координации движений старших дошкольников Изучить развитие координации движений детей 5-6 лет. Выявить влияние танцевальной деятельности на уровень развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста. ...

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых — музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение — это один из способов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: «быстро» и «медленно» (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), «громко-тихо» (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др. [14].

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.

Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание).

Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения

У детей шести лет появляется уверенная и твёрдая поступь, движения их становятся более осознанными. Всё это даёт возможность усложнять ритмические упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий [14].

К шести-семи годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой включают работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах [5,6].

33 стр., 16052 слов

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам ...

... детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования". Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается ... задачи развития и воспитания ребенка. Рассмотрим подробно особенности психического и физиологического развития детей возраста младшего ... результатов. Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании ...

Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).

Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения

Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и «игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют [5,6].

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал — исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.

Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Глава 2. Особенности работы над музыкально-ритмическими движениями с детьми 6-7 лет

2.1 Этапы работы по обучению детей современных музыкально-ритмическим движениям

Исследование было проведено на базе МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014 г. Мы провели диагностику музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально-ритмических движений:

  • упражнения;
  • танцы и пляски;
  • хороводы;
  • игры;
  • танцевальное творчество.

Критериями оценок стали следующие показатели:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.

Опираясь на программу М.А. Васильевой, в диагностике были использованы следующие показатели уровней развития музыкально-ритмических навыков [15].

Критериями оценок в развитии навыков детей в упражнениях стали:

  • слушает музыку, не равнодушно;
  • участвует в музыкальных движениях;
  • выполняет движения в соответствии с ритмом музыки.

Показатели уровней развития навыков детей в упражнениях.

Низкий уровень (1 балл): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении, решает предложенную ритмическую задачу вне ритма музыки, действует фактически вне ее.

Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку. Не очень ярко проявляет себя в музыкальном движении, решает ритмическую задачу, только воспроизводя метрическую пульсацию.

Высокий уровень (3 балла): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в движении, воспроизводит ритмический рисунок.

Критерии оценок в развитии навыков детей в танцах и плясках стали:

  • эмоциональность;
  • соблюдает темп музыки;
  • умение выполнять перестроения.

Показатели уровней развития навыков детей в танцах и плясках.

Низкий уровень (1 балл): ребенок не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не умеет выполнять перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку ориентируется в пространстве, но не может самостоятельно выполнять перестроения, изменяет движения в соответствии с 2-х, 3-х частной формой произведения, но не меняет движения со сменой музыкальных фраз. У него нет навыка изменения темпа в движении.

Высокий уровень (3 балла): ребенок через движение передает эмоционально-образное содержание музыкального произведения. У него развито чувство ритма. Он свободно ориентируется в пространстве выполняет самостоятельно перестроения, меняет движения в соответствии с изменениями темпа, 2-х, 3-х частной формой произведения, со сменой музыкальных фраз.

Критерии оценок развития навыков детей в хороводах:

  • ориентация в пространстве;
  • эмоциональность в плясках;
  • умение инсценировать.

Показатели уровней развития навыков детей в хороводах.

Низкий уровень (1 балл): ребенок плохо ориентируется в пространстве, не эмоционально выполняет плясовые движения, не может самостоятельно инсценировать сюжет.

Средний уровень (2 балла): ребенок ориентируется в пространстве, но не совсем уверенно, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения, им не хватает творческой активности.

Высокий уровень (3 балла): ребенок свободно ориентируется в пространстве, ярко, эмоционально исполняет плясовые движения. Самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни.

Критерии оценки в развитии навыков детей в играх:

  • умение действовать самостоятельно;
  • выразительно выполнять движения;
  • использование знакомых элементов танцевальных движений.

Показатели уровней развития навыков детей в играх.

Низкий уровень (1 балл): в играх ребенок не умеет действовать самостоятельно, выполняет движения не выразительно, не умеет использовать знакомые элементы танцевальных движений.

Средний уровень (2 балла): ребенок выполняет движения не достаточно выразительно, действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов.

Высокий уровень (3 балла): ребенок умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, не подражая другим детям, творчески использует танцевальные элементы.

Критерии оценок развития навыков детей в танцевальном творчестве:

  • самостоятельно придумывает движения к пляскам;
  • импровизация;
  • инициатива.

Показатели уровней развития навыков детей в танцевальном творчестве.

Низкий уровень (1 балл): ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировки песен, хороводов.

Средний уровень (2 балла): ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов. Высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировки песен, хороводов. Для того, чтобы проверить уровень сформированности музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы им были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность.

Результаты диагностики представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1

п / п Фамилия, имя ребенка Упражнения Танцы и пляски Хороводы Игры Танцевальное творчество Общая сумма очков 1 Настя А. 2 2 3 2 110 2 Никита В. 1 1 2 2 17 3 Катя Г. 2 2 2 3 110 4 Игорь К. 2 1 2 2 18 5 Маша К. 1 1 1 1 15 6 Вика Л. 1 1 2 1 16 7 Дима М. 1 1 2 2 17 8 Ксения Н 2 2 2 3 2 11 9 Саша Т. 1 1 2 2 17 1 0 Саша Ш. 2 1. 1 1 16

Низкий уровень:

Исходя из результатов данной таблицы, можно выявить уровень сформированности навыков музыкально-ритмических движений в процентном соотношении.

Таблица 2

Таблица уровня сформированности навыков музыкально-ритмических движений в %

№ п/п Фамилия имя ребенка Общая сумма очков % отношение Уровень развития умения 1 Настя А. 10 66.6% средний 2 Никита В. 7 46,6% низкий 3 Катя Г. 10 66,6% средний 4 Игорь К. 8 53,3% средний 5 Маша К. 5 33,3% низкий 6 Вика Л. 6 40% низкий 7 Дима М. 7 46,6% « низкий 8 Ксения Н. 11 73,3% средний 9 Саша Т. 7 46,6% низкий 10 Саша Ш. 6 40% низкий

Низкий уровень (от 50% и ниже): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не может самостоятельно инсценировать сюжет, не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам,, в играх не использует знакомые элементы танцевальных движений.

Из таблицы видно, что 6 человек из 10 имеют низкий уровень сформированности музыкально-ритмических навыков. К таким детям относятся: Никита В., Маша К. Вика Л., Дима М., Саша Т., Саша Ш. Это составляет 60% от общего количества детей.

Средний уровень (от 50 % до 75 %.): ребенок достаточно спокойно слушает музыку, ориентируется в пространстве, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения ребенок, умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, в играх действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов. Средний уровень сформированности музыкально-ритмических навыков имеют 4 человека. Это Настя А., Катя Г., Игорь К., Ксения Н., что составляет 40% от общего количества детей.

Высокий уровень (от 75 % до 100%): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее, у него развито чувство ритма, самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни, умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировании песен, хороводов.

Из таблицы видно, что высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

2.2 Система работы по определению уровня музыкально-ритмического развития детей 6-7 лет

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет. Музыкально-ритмические навыки совершенствуются в единстве с теми движениями, которые нужны для исполнения музыкальных игр, плясок, хороводов и помогают выразительному исполнению музыкально-игровых образов, характерных движений в хороводе и. т.д.

Обучение навыкам музыкально-ритмических движений проходило по нескольким этапам: Ознакомление: новое упражнение, танец, хоровод или игра показывались детям в связи с музыкой. Музыкальный руководитель предварительно проигрывал музыкальное произведение, затем дети анализировали характер произведения, затем следовал показ движений музыкальным руководителем или воспитателем. Разучивание: разучивание связано с раскрытием эмоционального содержания произведения. Педагог объяснял детям, как выполнить то или иное движение, в игровой форме разучивал элементы танцев и плясок Движения, которые вызывали затруднения, повторялись несколько раз. Закрепление: большое значение имеет закрепление полученных навыков. Дети учатся выполнять движения свободно, эмоционально, более четко и осознанно.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • развитие музыкального восприятия;

умение двигаться в соответствии с характером» музыки, формой произведения:

  • развитие творческой активности;
  • обучение умению двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие;
  • формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям.

Комплекс занятий содержит упражнения для усвоения элементов танца, гимнастики, бега, шага, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное творчество. Большое значение на занятиях уделялось упражнениям. Они помогали ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учили пространственной ориентировке, укрепляли основные виды движений, способствовали освоению элементов плясок, танцев, игр.

На занятиях были применены следующие упражнения:

  • «Ходьба различного характера»;
  • «Найди свое место в колонне»;
  • «Побегаем»;
  • «Стройте круг»;
  • «Цирковые лошадки»;
  • «Пружинки»;
  • «Смелые наездники»;
  • «Кто лучше пляшет».

В плясках и танцах у детей развивались двигательные умения, умение передавать различный характер музыкальных произведений, своевременно менять движения в соответствии с 2-х и 3-х частной формой произведения и музыкальными фразами, умение передавать ритмическую пульсацию в хлопках, притопывании.

На занятиях были использованы следующие пляски и танцы:

  • «Пляска с притопами»;
  • пляска «Топотушки»;
  • танец «Цветочки и жучки»;
  • танец «Полька».

В хороводах дети учились над выразительностью выполнения движений, упражняются в спокойном шаге, умении строить ровный круг, согласовывать движения с характером песни.

Хороводы:

  • «На горе-то лен»;
  • «Веснянка».

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети учились в движении передавать разнообразные чувства и более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения.

Игры:

  • «Ай, дили-дили»;
  • «Именинный торт».

В танцевальном творчестве дети учились придумывать, комбинировать, творчески проявлять себя в движении, инсценировании песен.

Задания для развития танцевального творчества:

  • «Котик и козлик»;
  • «Задорные чижи».

Решая задачи, направленные на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

Заключение

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая деятельность, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.

У детей 6-7 лет уже имеется опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

К детям подготовительной группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

На базе МДОУ №103 г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014г. была проведена диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально — ритмических движений:

  • упражнения;
  • танцы и пляски;
  • хороводы;
  • игры;
  • танцевальное творчество.

Высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

Проведенная работа подтвердила правомерность выдвинутого предложения и позволила заключить следующее: решая задачи, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muz-ritm-dvij-v-doshkolnom/

1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. — Ярославль: Академия развития. 2005. — 96с.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с., Бодраченко И.В. Речевые игры // Музыкальный руководитель. 2007. No1 с.13, Буренина А.И. Ритмическая мозаика. — С-Пб.: — 2000. — 217. с., Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.

Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1962

Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология: Классические труды-М.: Просвещение, 1996.

Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / А.Л. Готсдинер, В.Н. Мясищев // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — Л.: Музыка, 1981. — С.14-29.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». — Армавир, 1999.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2000

Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель. — 2007. — №8.

Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Зимние забавы. — Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2006. — 40 с.

Картушина М.Ю. Народные праздники. — М.: ТЦ Сфера. 2006. — 319 с., Крестовников А.Н. Очерки о физиологии физических упражнений. — М.: ФиС, 1951. — 532 с.

Куприна Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

Метлов Н.А. Музыка детям. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — М., 2005., Музыкальное образование. /Под ред. Л.В. Школяр. — М., 2001.

Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях. / Теория музыкального образования // Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 336 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 208 с.

Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. — 2005. — №3.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / И.М. Сеченов. — Избр. произв., 1953. — с.72-77., Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003.

Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. — 2009. — №5.

Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. // Музыкальный руководитель. — 2007. — №.1.

Шаламонова Е.Ю. Веселая гимнастика // Музыкальный руководитель. 2007. No1. с.27, Эльконин Д.Б. Психология игры. — М: Просвещение, 1986

Приложение

Хоровод на горе-то лен (Украинская народная мелодия)

Дети стоят в кругу, опустив руки. Первый куплет. Плавно поднимают обе руки вперед-вверх и затем наклоняются вниз, опуская руки. Движения повторяются 2 раза. Припев. Взявшись за руки, идут по кругу вправо и с окончанием музыки садятся на пол, вытянув вперед ноги. Второй куплет. Сидя повторяют те же движения. Припев. Сидя хлопают в ладоши и с окончанием песни встают и подбочениваются. Третий куплет. Повторяют движения первого куплета. Припев. Поочередно топают перед собой павой и левой ногой. С окончанием музыки расширяют круг и раскрывают руки в стороны. Затем исполняется любая пляска на украинскую мелодию или пляшут солисты в центре круга, остальные хлопают.

Игра «Ай, Дили-дили» Дети стоят в кругу.

«Ай, дили-дили-дили мы кого-то видели»-дети идут по кругу «Глазастого, вихрастого, ушастого, зубастого»-показывают руками большие глаза, поставив руки на пояс качают головой, показывают большие уши, поставив руки на пояс топают ногами.» Он сидел под кустом громко щелкал языком»-на первую фразу расширяют круг-на вторую сужают. «Может это был козел»-выходит ребенок в маске козла, качая головой. а «Может серый волк пришел»-выходит ребенок в маске волка и выполняет скользящие хлопки. «Или может быть медведь, не смогли мы рассмотреть»-выходит ребенок в маске медведя вразвалочку. «Потому что испугались, испугались, разбежались» — дети убегают, а козел, волк и медведь их догоняют. Кого поймают, тот становится козлом волком и медведем.

Танец «Полька»

(муз.Ю. Слонова) Дети стоят парами, держась за руки. Такты 1-8. Поскоками двигаются по кругу вправо, с концом музыки останавливаются, повернувшись друг к другу и опустив руки. Такты 9-10. На первую четверть каждого такта делают хлопок в ладоши перед грудью. На вторую четверть такта ударяют по рукам своего партнера. Такт 11, Делают три легких и быстрых хлопка у правого уха, слегка наклонив голову вправо. Такт 12. То же движение у левого уха, наклонив голову влево/

Танец «Топотушки»

У центральной стены, на некотором расстоянии друг от друга, поставлены 4 стульчика. На них, положив ногу на ногу, садятся мальчики. Они «играют» на балалайках и гармошках. Слева от них колонной стоят девочки лицом к зрителям. У каждой в правой руке платочки.

Первая фигура.

Музыка В. Девочки, отведя руки немного в стороны ладонями вниз, кружатся топотушками вправо. На повторении музыки В движутся топотушками между стульчиками и прячутся за ними. С окончанием музыки мальчики встают.

Вторая фигура.

Музыка А. На 1-ый такт мальчики смотрят из-под руки вправо. На 2 — ой такт стоят

ровно, чуть пожимая плечами («куда это могли исчезнуть девочки»).

На 3-ий такт

смотрят влево, На 4-ый такт снова пожимают плечами. На повторение музыки еще раз выполняют движения 1-4-го тактов. Музыка В. (повторяется дважды).

Девочки движутся топотушками между стульчиками и останавливаются в четырех углах комнаты.

Третья фигура.

(повторяется дважды).

Мальчики берутся за руки и притопывая, кружатся вокруг себя

Четвертая фигура.

Музыка А (повторяется дважды).

Девочки кладут руки мальчикам на плечи, обмахиваются платочками и идут парами по кругу, выстраиваясь в один ряд лицом к зрителям.

Музыка В (повторяется дважды).

Дети по одному кружатся топотушками.

У девочек руки опущены и разведены в стороны. На последнюю четверть такта все танцующие произносят: «Все» притопывают правой ногой.

Мальчики поднимают вверх музыкальные инструменты, а девочки платочки в правой руке.

Упражнение «Кошечка»

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках.

Под веселую музыку на сильную долю такта сначала выгибает спину «злая кошечка», затем прогибает «добрая кошечка».

Упражнение «Собачка»

Исходное положение: ребенок стоит на четвереньках. Под энергичную музыку подносит колено к носику и с силой выбрасывает прямую ногу назад.

Пляска с притопами

(«Гопак» украинская народная мелодия)

Дети стоят парами по кругу.

Такты 1-4 (с повторением).

Пары, взявшись за руки, легким танцевальным шагом двигаются по кругу (вправо).

Такты: 5-8-. Повернувшись лицом к своей паре, дети топают 4-раза одной ногой, руки на поясе.

Подняв руки, кружатся вокруг себя (девочки вправо, мальчики влево ).

Упражнение » Ежик»

Исходная позиция: ребенок сидит, обхватив колени руками, голова прижата к коленям.

С началом музыки ребенок отталкивается назад и качается на спине.

Упражнение » Свечка»

Из положения «ежик» ребенок встает на лопатки, держа ноги наверху с вытянутыми носками, спину придерживая руками.