Дипломная работа по изо портрет

Дипломная работа

Введение

В любую эпоху и время живопись была довольно популярным, изящным и красивым видом искусства. Так или иначе, она была связана с красками, наносящимися на твердую поверхность, с легкостью воплощая в жизнь наиболее яркие образы, передаваемые всем окружающим великими художниками. Живопись несет в себе значимое средство художественного отражения действительности и передачу реальности, влияя на мысли, чувства, эмоции и фантазии зрителей. Живопись — это по-настоящему замечательный вид искусства. Именно с его помощью окружающие события оживают на полотне. А используются при этом всего лишь масляные краски и кисти.

В наше время портрет — один из наиболее распространенных и любимых художниками и зрителями жанров живописи. В искусстве портрета аккумулируется интерес художника к бесконечному разнообразию человеческой индивидуальности, стремление выразить свое восхищение личностью, богатством духовной жизни человека.

Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличия яркого воображения и художественного вкуса, умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень.

Целью перед собой я ставила выполнение женского портрета, изучение и раскрытие данных техник, способов выражения эмпирического опыта с помощью живописных приемов в технике масляной живописи. Масло — как живописный материал интересовал меня, как студентку, своей живописностью и широкими техническими возможностями.

Портретная живопись является одним из важнейших направлений в искусстве и представляет собой изображение (образ) человека или группы людей, существующих в реальном мире или существовавших в прошлом. Этот жанр имеет свои особенности и требует от художника не только точной передачи внешнего облика портретируемого, но и раскрытия его внутренней сущности.

Моя дипломная работа посвящена изучению портретной живописи конца ХІХ и ХХ века, исследованию путей ее развития и разработке колористического и композиционного решения портрета. Одной из главных целей работы является отображение женской красоты, которая отличается своей величественностью и незыблемостью во времени.

5 стр., 2451 слов

Нравственный портрет маленького человека в комедии ревизор ( ...

... яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет». В первой повести главные герои — художник Пискарев и ...

В работе я также осветил множество сведений, которые могут быть полезны начинающим художникам и интересны опытным. Я изучил историю масляной живописи и портрета, представил описание всех необходимых материалов и инструментов, а также дал практические советы, помогающие сделать выбор в широком ассортименте, представленном на современном рынке.

1. Портрет как жанр в живописи

Портрет является одним из главных жанров в живописи, скульптуре и графике. Главный критерий портретности заключается в сходстве изображения с моделью. Это не только точная передача внешнего облика портретируемого, но и раскрытие его внутренней сущности, включая индивидуальные и типичные черты, отражающие конкретную эпоху, социальную среду и национальность. Одновременно, само отношение художника к модели, его мировоззрение и эстетический подход влияют на способ трактовки портрета и придают образу субъективную окраску.

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях, геммах, портретная миниатюра. По числу персонажей портрет делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр портрета — автопортрет. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров. Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, и портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету. Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры — шаржа, сатирического портрета. В целом искусство портрета способно глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий [1, с. 56].

Человек как объект живописи существенно отличается от живописного объекта — натюрморта тем, что портретируемый — модель одухотворенная, интеллектуальная, со сложным внутренним миром, вызывающая совсем иные (чем натюрморт) эмоции у художника. Человек должен изображаться по тем же живописным законам, что и предметы в натюрморте. Здесь требуются такие же навыки построения рисунка формы, умение прорабатывать тоновые отношения с помощью техники «гризайль» и, конечно, живописно раскрывать образ портретируемого, передавать все цветовые переливы оттенков света, воздушной среды и выражать общее настроение картины [5, с. 4].

Одно из важнейших качеств портрета — сходство изображения с моделью. Однако художник передает не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определенную социальную среду и эпоху. Портретист создает не просто механический слепок с чертами лица человека, но проникает внутрь его души, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Создание портрета — всегда очень сложный творческий акт, на который влияет множество факторов. Это и взаимоотношения художника с моделью, и особенности мироощущения эпохи, которая обладает своими идеалами и представлениями о должном в человеке, и многое другое.

1.1 История портретной живописи

Зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни. В Древней Греции в период классики получили распространение идеализированные скульптурные портреты общественных деятелей, философов, поэтов (бюст Перикла работы Кресилая, 5 в. до н. э.).

5 стр., 2036 слов

Принципы изображения человека в древнерусской литературе: от ...

... присутствующие и в житиях, и в учительной литературе, и в литературе исторической, сближали литературу с публицистикой. Образ человека выступал не только в его поступках, в его действиях, но и в прямой ... аскет и т.д.). Средневековый историзм требует идеализации (в широком смысле слова), и именно в этой идеализации и проявляется художественное обобщение средневековья. Древнерусский писатель в своих ...

В античной Греции право быть запечатленными в статуе получали прежде всего атлеты, победившие на Олимпийских и других общегреческих играх. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа).

Древнеримский портрет отличается неприкрашенной правдивостью в передаче индивидуальных черт и психологической достоверностью. В лицах мужчин и женщин, запечатленных в разные периоды истории римского государства, передан их внутренний мир, чувства и переживания людей, ощущавших себя властителями жизни на заре римской эпохи и впавших в душевное отчаяние в пору ее заката. В эллинистическом искусстве, наряду с бюстами и статуями, получили широкое распространение профильные портреты, вычеканенные на монетах игеммах [6, с. 132].

Первые живописные портреты были созданы в Египте в 1-4 веках н. э. Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики (прил. А, рис. А.1).

В Средние века, когда личностное начало растворялось в религиозном порыве, портретные изображения правителей, их приближенных, донаторов были частью монументально-декоративного ансамбля храма [9, с. 76].

Новая страница в истории портрета была открыта итальянским художником Джотто ди Бондоне. Согласно свидетельству Дж. Вазари, он принес в живопись обычай рисовать людей с натуры, что не практиковалось уже более двухсот лет. Портрет постепенно завоевывал свое место в религиозных композициях, а затем стал самостоятельным изображением на доске, а позднее — на холсте.

В эпоху Возрождения портрет стал одним из ведущих жанров в искусстве, прославляющим человека как «корону творения» и воспевающим его красоту, мужество и неограниченные возможности. Художники эпохи раннего Возрождения ставили перед собой задачу точного воспроизведения черт лица и внешности модели, не скрывая ее недостатков. Одновременно формировалась традиция профильного портрета.

Период Высокого Возрождения в Италии был характеризован расцветом портретной живописи. Мастера такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан и Тинторетто придавали своим героям не только силу интеллекта и осознание личной свободы, но и внутренний драматизм. Творчество Рафаэля и Тициана носило сбалансированный и спокойный характер, но также включали драматические психологические портреты. Символический и аллегорический портреты также стали популярными.

В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет потерял гармонию, а на смену пришли драматизм и напряженность образа, как видно в работах Я. Понтормо и Эль Греко.

К середине 15 века портрет начал бурно развиваться в северных странах. Художники Нидерландов, Франции и Германии, такие как Ян ван Эйк, Роберт ван дер Вейден, Петер Кристус, Ханс Мемлинг, Жан Фуке, Франсуа Клуэ, Корнелиус Де Лион, Лукас Кранах и Альбрехт Дюрер, были проникнуты ренессансным гуманизмом, что отразилось в их творчестве. В Англии, портретная живопись была представлена творчеством иностранных мастеров, таких как Ганс Хольбейн Младший и художники из Нидерландов.

25 стр., 12300 слов

Европейское академическое искусство XIX века

... годы». Соединение в творчестве этих художников элементов классицизма и романтизма отразило факт появления академизма как самостоятельного явления середины - второй половины XIX века. Возрождение академической живописи, которую « ... подчас искренность чувства и оригинальность замысла (в т. ч. в портрете и жанровой картине); но в дальнейшем принципы школы, распространившиеся в Италии (а позже и за е ...

В искусстве Голландии 17 века просматривается стремление к наиболее полному и многостороннему пониманию человеческой натуры во всей ее сложности. Впечатляют портретные образы Рембрандта с их эмоциональной напряженностью и проникновением в глубокие уголки человеческой души.

1.1 История портретной живописи

Искусство портретной живописи развивалось на протяжении всей истории человечества. Оно позволяет запечатлеть на холсте не только внешний облик, но и душу человека, отразить его внутренний мир и переживания.

В эпоху Ренессанса портрет становится одним из важнейших жанров в изобразительном искусстве. Портретисты того времени стремились создать образ своего героя, отражающий все грани его личности. Великие мастера эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – в создании портретов смогли достичь невероятной выразительности и глубины исполнения.

В XVII веке портрет получает новое развитие за счет развития техники живописи. Придворные художники создают жизненно-утверждающие портреты, передающие энергию и характер своих героев. Французский художник Николя Пуссен в своей работе присущий аристократическому знанию об интонациях портретировал видных французских представителей своего времени.

Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса. Противоречивость и сложность действительности отразились в портретном творчестве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати.

Полнокровные и яркие натуры, привлекали П. П. Рубенса, а выразительность и технику подчеркнула кисть его соотечественника А. Ван Дейка. В XVIII веке портреты стали более точными в социальных характеристиках, острых и правдивых благодаря работам французских художников.

Героический дух эпохи великой французской революции воплотился в портретах Ж. Л. Давида, а Ф. Гойя искал выразительность через эмоциональную и гротескнов-сатирическую форму.

Романтические тенденции перенеслись в портретное творчество Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции и Ф. О. Рунге в Германии.

Во второй половине XIX века российские художники создали собственный стиль, сочетающий в себе требования государственного заказа и самобытную художественную мысль. Петр Андреевич Федотов создавал портреты остроумных и смелых героев своих произведений, характерных своей жизнеутверждающей силой и смелостью.

Русская школа портретной живописи берет начало в XIX веке с ходатайств работ М. Адамсона и К. Бриуллова сделали крупнейшие государственные подзаказы для портретов императорской семьи.

1.2 Портрет в русской живописи

Русские художники создали своеобразный, самобытный стиль портретной живописи. Русские мастера уделяли особое внимание психологическим типажам своих знакомых и партнеров, а также героев своих произведений, достигая невероятной глубины отображения нравственности и характера личности. Портреты российских художников были наполнены эмоциональной прочностью и внутренней силой.

13 стр., 6264 слов

По Академической живописи «Портрет» в усской живописи 17 века»

... - теоретик и практик, общественный деятель, в 1984 году выпускает иллюстрированное издание «Русская живопись 17 века». Ее труд восполняет пробел в истории русского искусства. Его главная задача состоит ... социально-культурный аспект и связанная с ним концепция личности - в этот период портрет развивается в сфере дворянской по преимуществу культуры. Уже со второй четверти XVII ...

Великие мастера русской живописи, такие как К. Бриуллов, И. Крамской, А. Иванов и М. Врубель создали незабываемые портреты, полные достоинства и благородства своих героев, перенося на полотно их личности и индивидуальность. Русский портрет получил новое воплощение в XX веке диалектичностью искусства модерна в творчестве В. Серова и символизма в работах Н. Рериха.

Портрет в истории русского искусства

В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета».

Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин. Художники второй половины 18 века научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира — тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов, таких как Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов, представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал.

Эпоха романтизма заставила художников, таких как О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, по-новому взглянуть на портретируемых, ощутить неповторимую индивидуальность каждого, изменчивость, динамику внутренней жизни человека, «души прекрасные порывы». Во второй половине 19 века в творчестве передвижников, таких как В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, развивается и достигает вершин психологический портрет, линия которого была блестяще продолжена в творчестве В. А. Серова.

Художники рубежа 19-20 веков стремились усилить эмоциональное воздействие портретов на зрителя. Стремление запечатлеть внешнее сходство сменяется поисками острых сопоставлений, тонких ассоциаций, символического подтекста. К таким художникам относятся М. А. Врубель, художники объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». В 20-ом и начале 21-го века портрет по-прежнему выражает духовные и творческие поиски художников различных направлений, таких как В. Е. Попков, Н. И. Нестерова, Т. Г. Назаренко и др.

Советское многонациональное искусство портрета

Советское многонациональное искусство портрета является качественно новой ступенью в развитии мирового портрета. Его основное содержание — образ строителя коммунизма, отмеченного такими социально-духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремлённость, социалистический гуманизм. В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова).

Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др.), представителей советской интеллигенции (живописцы К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский).

10 стр., 4963 слов

Акварельная живопись

... Илья Карим. Его работы, выполненные акварелью и чернилами, являются ярким примером современного искусства. Рисунки Ильи Карима поражают ... Первый – по сухому грунту, второй – по мокрой поверхности бумаги. История акварельной живописи начиналась с рисования именно по сухому ... и почерк каждого человека. Искусство акварели особенно восприимчиво к "темпераментному движению кисти", которое исходит из духа ...

Новаторскими чертами отмечены советские групповые (произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и историко-революционные («Лениниана» Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др.) портреты. Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советское портретное искусство отличается богатством и многообразием индивидуально-творческих решений, смелыми поисками новых выразительных средств.

1.3 Композиция портрета

При работе над портретом мы сталкиваемся с проблемой размещения фигуры в пространстве. Необходимо посадить модель так, чтобы форма головы читалась четко, а освещение подчеркивало объем и характер форм натуры. Для этого лучше всего осветить голову сбоку и сверху. Легче почувствовать форму и передать ее, если голова освещена таким образом, что ее светлые места (например, лоб) были бы светлее фона, а темные (например, уходящая в глубь щека) — темнее фона.

Фоном для головы и фигуры может быть гладкая драпировка спокойного серого или серо-коричневого цвета.

После определения положения модели, необходимо организовать композицию рисунка головы на холсте. Композиция портрета начинается с выбора точки зрения художника — места, с которого он будет рисовать свою модель, а также с выбора размера и формата холста.

Художественные открытия в искусстве основаны на поиске нового в реальности и способах ее выражения. В портретной работе новизна, как общий закон искусства, прежде всего связана с уникальностью внешнего облика и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен видеть в модели индивидуальность, привлекающую его внимание, и чувствовать личный интерес, который способствует более глубокому пониманию этой модели.

Новизна также имеет отношение к композиционным решениям и выбору технических средств изображения. В композиции портрета часто возникает ситуация, когда постановка имеет небольшое количество предметов, требуя использования сдержанных, лаконичных, но внимательно продуманных методов изображения.

2. Техника масляной живописи

Для того чтобы стать настоящим художником, необходимо не только отлично владеть рисунком, композицией, перспективой и тонким чувством цвета, но также прекрасно знать материалы живописи, их преимущества и недостатки, и рационально использовать их. Искусство свободного владения материалами живописи, с помощью которых художник создает портрет, не приходит сразу. Оно достигается благодаря упорной ежедневной работе, изучению особенностей материалов, систематическому накоплению знаний и опыта. Без всего этого невозможно создать произведение, которое привлекает зрителя своей красотой, живым передачей особенностей цвета и света природы, а также звучностью красок.

Масляная живопись, больше чем любая другая техника, позволяет достичь на плоскости впечатление объема и пространства, богатства цветовых эффектов и глубины тонов, выразительности и динамики письма. Технические приемы нефтяной живописи разнообразны. Мазки могут быть непрозрачными и прозрачными, плотными и рельефными, тонкими и гладкими.

2.1 Основа под живопись

Правильно выбранная художником основа под картину во многом влияет на качество живописи, свободу и легкость проведения живописного процесса, сказывается на сохранности колорита и всего произведения в целом.

6 стр., 2699 слов

Урок русского языка в 7 кл. миниатюра по картине и.левитана метел. ...

... 7 класса», «Творческий центр», М., 2006. План – памятка «Как работать над сочинением»: Обдумайте тему сочинения. ... форме и ходе. За окнами зима, и наш урок посвящен написанию мини-сочинения по картине, изображающей зимнее время года. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие сочинения, ... формировать дальнейшие навыки работы учащихся в группе ... дорогу, деревья. Какие краски использовал художник? Можно ...

Основа ее, материал, фактура, грунт должны в полной мере соответствовать технике художника и особенностям его метода ведения живописного процесса.

Довольно распространенной основой для этюдов маслом является грунтованный холст, наклеенный на картон. Его может изготовить сам художник. Для этого берется лист плотного картона толщиной от 1 до 4 мм и разрезается на части соответствующего размера (если нет картона требуемой толщины, можно склеить тонкий картон столярным клеем и выдержать под прессом 6-10 дней).

Затем берут холст с любой фактурой и плотностью ткани и раскраивают на куски определенной величины, припуская с каждой стороны по 0,5 см на кромки, которые потом загибают по краям картона и приклеивают к его оборотной стороне.

Картон смазывают теплым жидким раствором столярного клея средней крепости, накладывают сверху также смазанный клеем холст, разглаживают его, загибают кромки, приклеивают их и кладут картон под пресс на 10-12 суток. Вынув из-под пресса и проверив, прочно ли соединился холст с картоном и хорошо ли держатся кромки, заклеивают оборотную сторону картона оберточной бумагой.

Заготовив нужный размер холста наклеенного на картон, приступают к грунтовке. В зависимости от метода работы художника и его манеры письма используются клеемеловые, эмульсионные, масляные и синтетические грунты.

2.2 Масляные художественные краски и кисти

Краски на масляной основе (масляные краски) входят в число древнейших органических покровных материалов. В Китае они известны более 2000 лет. Масляные краски состоят из природных высыхающих масел (например, льняное масло, масло китайского дерева, или тунговое масло, и соевое масло), которые подвергают процессу самоокислительной полимеризации в присутствии катализаторов и кислорода воздуха. Живописные масляные краски состоят из сухих порошкообразных красящих веществ, придающих им цвет, и связующего вещества, в основном масла, обладающего способностью связывать частицы красочного порошка, удерживая их на поверхности картины.

Стертые с маслом красящие вещества образуют пастообразную масляную краску. Благодаря связующему веществу краски, высыхая, образуют прочные, твердые и стойкие к внешним воздействиям красочные пленки.

От качества связующего вещества, а также в известной степени от вводимых в красочную пасту в небольших количествах воска, а в отдельных случаях и смол во многом зависят блеск, прозрачность, светоустойчивость и неизменяемость красочных слоев живописи.

Кисти для этого вида искусства они не менее важны, чем краски. В основном я пользовался следующими кистями:

Щетинные кисти с грубыми, нелакированными черенками с бесшовными обжимными кольцами.

Большой набор: 3 кисти каждого номера плоской, прямой формы.

Маленький набор: по 1 кисти № 2 — 12 круглой, остроконечной формы.

Кисти из коровьего волоса, мягкие, для проработки деталей и лессировок, такой же формы, как щетинные кисти.

3 стр., 1328 слов

Основные формы работы в курсе сольфеджио

... в различных фактурах. Заключение. В данной работе мы проанализировали основные формы работы в курсе сольфеджио, показали критерии оценок по отдельным формам работы, требования к обучающимся и основные ... в размере 3/8 петь основные ритмические фигуры. Повторение записанного ритмического рисунка прохлопыванием. Группировка в пройденных размерах, вокальная и инструментальная группировка. Ритмические ...

Большой набор плоской прямой формы.

Флейцевая кисть: Щетинные кисти — для грубой, крупноплоскостной работы, на джуте и другом грубом холсте. Для живописи «алла прима», для структурной. Волосяные кисти — для тонких лессировок.

Кисть в форме кошачьего языка аналогична флейцевым кистям. На грубых холстах пользуются после работы флейцем кистью прямой формы. Кистями в форме кошачьего языка предусмотрено закругление углов.

Круглая остроконечная кисть: Щетинные кисти служат для размашистых грубых набросков, например для изображения фигур в полный рост, для растирания (размывания) красок на контурах. Круглые волосяные кисти служат для филигранной проработки рисунка.

Кисти для грунтовки: широкие мазковые кисти, мягкие волосяные кисти, плоские, угловой формы, применяются только для грунтовки!

Кисти для покрытия лаком: широкой формы, мягкие волосяные кисти [18, с. 6].

2.3 Палитра красящих веществ

Отбор отдельных красящих веществ для своей постоянной палитры — серьезное и очень ответственное дело для художника, и особенно пейзажиста. Исключительно быстро меняются условия освещения и тональные отношения <#»884639.files/image001.jpg»>

Рисунок А.1 — «Портрет пожилого мужчины». Энкаустика.

 палитра красящих веществ 1

Рисунок А.2 — Д. Веласкес. «Портрет Папы Иннокентия X»

 палитра красящих веществ 2

Рисунок А.3 — О. А. Кипренский. «Портрет Е. С. Авдулиной»

 палитра красящих веществ 3

Рисунок А.4 — В. А. Серов. «Мика Морозов»

 палитра красящих веществ 4

Рисунок А.5 — А. Крамской «Неизвестная»

 палитра красящих веществ 5

Рисунок А.6 — И. Е. Репин «Осенний букет»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Этапы работы над дипломным проектом

 палитра красящих веществ 6

Рисунок Б.1 — имприматура

 палитра красящих веществ 7

Рисунок Б.2 — пропись

 палитра красящих веществ 8

Рисунок Б.3 — подмалевок

 палитра красящих веществ 9

Рисунок Б.4 — живописный слой

 палитра красящих веществ 10

Рисунок Б.5 — лессировки

 палитра красящих веществ 11

Рисунок Б.6 — завершение работы