Основные формы работы в курсе сольфеджио

Сочинение

Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Дирижирование в размерах 2/4, ¾, 4/4. Ритмические диктанты. Упражнения на ритмическое остинато. Исполнение простейших ритмических партитур. Слуховой анализ.

Определение на слух лада (минор трех видов, мажор).

Определение мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании, а также пройденных интервалов. Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней. Музыкальный диктант.

Проведение устных диктантов: запоминание фразы в объеме 2−4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, проигрывание на фортепиано, с названием нот).

Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях. Творческие задания.

Сочинение мелодических вариантов фразы. Досочинение мелодии. Сочинение мелодии на заданный ритм и текст, а также ритмического аккомпанемента. Подбор баса к заданной мелодии. 3 класс.

Интонационные упражнения.

Пение мажорных и минорных (3 вида) гамм до 3-х знаков в ключе, тетрахордов, устойчивых ступеней и неустойчивых ступеней с разрешением, опевание устойчивых ступеней, а также секвенций с использованием пройденных мелодических оборотов.

Например:

Пение пройденных интервалов в тональности и от звука, двухголосно. Пение мажорного и минорного трезвучия. Пение в тональности обращений тонического трезвучия. Сольфеджирование.

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4, ¾, 4/4 с дирижированием, размер 3/8 для продвинутых групп. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Пение мелодий, выученных наизусть. Чтение с листа несложных мелодий. Ритмические упражнения.

Пение новых ритмических фигур в размерах 2/4, ¾, 4/4 (18 и 2/16, 4/16).

А также в размере 3/8 петь основные ритмические фигуры. Повторение записанного ритмического рисунка прохлопыванием. Группировка в пройденных размерах, вокальная и инструментальная группировка. Ритмические диктанты. Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато. Исполнение выученных мелодий с собственным ритмическим аккомпанементом. Затакты 1/8, 2/8 в размере 2/4. Слуховой анализ.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... Главным направлением в работе над музыкально - ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ... ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Другими словами, музыкально- ритмические движения - это ... пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения. Музыкально -ритмические движения ...

Для учащихся необходимо определить на слух пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений, опевания устойчивых ступеней, скачки на пройденные интервалы остановки на V, II ступенях); пройденные интервалы, взятые отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука); мажорное и минорное трезвучия, взятые от звука. Музыкальный диктант.

Для учащихся необходимо проводить различные формы устного диктанта, запись выученных мелодий. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий: — пройденные мелодические обороты;

  • группы 1/8 и 2/16, 2/16 и 1/8, 4/16 в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4;затакты 1/8, 2/8 в размерах 2/4.Например:Творческие упражнения.

Сочинение мелодии на заданный ритм, текст, с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов. Самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента, мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения, ответного (второго) предложения. Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов. Подбор баса к заданной мелодии. 4 класс.

Интонационные упражнения.

Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов, трезвучий главных ступеней с разрешением, доминантового септаккорда с разрешением в пройденных тональностях. Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности. Сольфеджирование.

Пение по нотам мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами в тональностях до 4-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами. Пение мелодий, выученных наизусть. Чтение с листа несложных мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантсептаккорду, пройденные ритмические фигуры. Транспонирование выученных мелодий. Ритмические упражнения.

Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, ¾, 4/4 — пунктирный ритм, синкопа, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми).

Определение размера в прослушанном музыкальном произведении. Разбор размера 6/8, работа над дирижерским жестом. Ритмические диктанты. Пение с ритмическим аккомпанементом, исполнение ритмических партитур. Сольмизация выученных примеров и примеров с листа. Слуховой анализ.

Определение в прослушанном музыкальном построении его структуры. Определение на слух и осознание мелодических оборотов (движение по звукам трезвучий, доминантовый септаккорд, скачки на тритоны на пройденных ступенях, пройденных интервалов вне тональности, мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда вне тональности. Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях (3−4 аккорда), осознание функциональной окраски аккордов в тональности. Музыкальный диктант.

Устные диктанты. Письменный диктант в тональностях до 2-х знаков в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы. Запись выученных мелодий по памяти. Например:

Творческие упражнения.

Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения. Сочинение мелодий, использующих движение по пройденным аккордам, скачки на изученные интервалы. Сочинение мелодий различного жанра, характера (марш, колыбельная, вальс).

14 стр., 6707 слов

Пение как основной вид музыкальной деятельности детей старшего ...

... развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения ...

Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов. 5 класс.

Сольфеджирование (чтение с листа) Пение гамм в тональностях до 6−7 знаков при ключе (2 вида мажора, 3 вида минора); отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки. Пение гамм в пройденных тональностях с разрешением: — 4-х тритонов;

  • характерных интервалов (20, https:// ).

уменьшённых трезвучий, (увеличенного трезвучия — повышенный уровень сложности).- доминант септаккорд с обращениями;

  • вводных септаккордов;
  • гармонических оборотов с использованием главных трезвучий и их обращений (проходящих, вспомогательных, полных);
  • интервальных последовательностей.

Пение выученных мелодий с пройденными мелодическими и ритмическими трудностями во всех пройденных тональностях с элементами хроматизма и модуляции. Пение с листа мелодий (тональность с 2−3-мя знаками при ключе), а также с собственным аккомпанементом. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах. Знакомство с классификацией размеров: простые (2/4, ¾, 3/2, 3/8, 2/2), сложные (6/4, 9/8, 12/8), смешанные (5/4, 7/4), переменные. Определение на слух и осознание в прослушанном произведении характера, лада;

  • жанра;формы, темпа;
  • размера, отклонений, модуляций;
  • пройденных гармонических и мелодических оборотов. Определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов тритонов;
  • характерных интервалов;
  • аккордов мажорных и минорных септаккордов;
  • уменьшённых трезвучий;
  • интервальных и аккордовых последовательностей. Музыкальный диктант.

Продолжение работы над всеми видами диктантов: устными, ритмическими, фрагментарными с предварительным анализом. Также учащимся необходимо овладеть письменным диктантом в объёме 8−10 тактов с использованием всех пройденных трудностей (ритмических, мелодических).Творческие навыки.

Сочинение:

  • мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
  • мелодий разных жанров в 2-х, 3-хчастных формах;
  • второго голоса мелодии.

пение песен с аккомпанементом.

  • подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах. Заключение.

В данной работе мы проанализировали основные формы работы в курсе сольфеджио, показали критерии оценок по отдельным формам работы, требования к обучающимся и основные методические указания. В курсе «Сольфеджио» необходимо правильно сформировать комплекс знаний, навыков и умений, направленных на развитие музыкального слуха и памяти у школьников, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, музыкального эстетичесого вкуса, формирование знаний о музыкальных стилях, овладение профессиональной музыкальной терминологией; сформировать навыков самостоятельной работы с музыкальными произведениями. Главным образом, все основные формы работы в курсе сольфеджио можно разделить на интонационные, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие упражнения. В зависимости от класса обучения все формы построены по степени сложности. Только взаимосвязанные формы работы могут повлиять на развитие музыкального вкуса, слуха, памяти и знаний. Поэтому необходимо проведение комплексных уроков, которые будут включать несколько основных форм работы курса сольфеджио.

10 стр., 4739 слов

Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе

... минут – диктант; 10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами; 5 минут – домашнее задание, заключение. Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомерной ... исполнений мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров. Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и ...

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-solfedjio/

1. Золина, Е., Синяева, Л., Чустова Л.

Сольфеджио. 6−8 классы. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция/ «Классика XXI», М.: — 2008.

Е. М. Сольфеджио

3. Баева, Н., Зебряк, Т. Сольфеджио 1−2 кл., М.: — 1989.

Л. Н. Наглядные

5. Калугина, М. Чтение с листа на уроках сольфеджио, М.: — 2007.

6. Мешкова, М. Чтение с листа на уроках сольфеджио/ «Классика-XXI в.», М.: — 2007.

7. Франио, Г., Лифиц, И. Методическое пособие по ритмике/ «Музыка», М.: — 1997.

8. Боровик, Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио/ «Классика-XXI в.», М.: — 2007.

9. Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4−7кл./ «Композитор», М.: — 1996.

10. Мелешина, С. Задачи по гармонии по материалам народно-песенных мелодий, Орел. — 2008.

11. Лежнева, О. Практическая работа на уроках сольфеджио. Диктант. Слуховой анализ/ «Владос», М.: — 2003.

12. Русяева, И. Развитие гармонического на уроках сольфеджио/ «Композитор», М.: — 1993.

13.Петренко, А. Цифровки и цепочки. Пособия по сольфеджио/ «Композитор», СПб.: -2008.