Основные принципы работы звукорежиссера

Курсовая работа

1.1 Звукорежиссура как вид художественного творчества

Звукорежиссура зрелищных искусств является молодым видом художественного творчества по созданию звукоряда постановки (спектакля, фильма, концерта, эстрадного или циркового представления и т. д.) как художественного целого. Она имеет свои особенности в зависимости от решаемых задач, специфики материала, выразительных возможностей и технологии производства художественного зрелища. Следует отметить, что благодаря развитию мультимедиа-индустрии в последние годы сформировалась еще одна, новая область применения рассматриваемой профессии — звукорежиссура мультимедиа, специфические свойства которой обусловлены интерактивностью — взаимодействием зрителя с персонажами и объектами художественной среды в диалоговом режиме.

Звукорежиссер зрелищных искусств создает в сотворчестве с режиссером-постановщиком и композитором звуковую сферу аудиовизуального произведения, реализуя богатый спектр художественно-выразительных средств и возможностей современных технологий. Сообразно творческому замыслу режиссера, он формирует драматургически обоснованные звуковые акценты, контра-пункты к изображению, звуковой лейтмотив (лейтгему, лейтобраз, лейттембр), конструирует звуковые мизансцены, обладающие пространственностью, фоноколористикой и громкостной динамикой, создает звуковые контрасты и наплывы, различные виды де-формации звукового материала. Зачастую от таких чисто звуко — режиссерских решений — на каком звуковом плане (близком, крупном, среднем, общем) помещены голос, музыка или шумы, сколь длинна пауза, в какой момент и в какой последовательности выходят на «авансцену» слухового действия различные элементы партитуры — зависят эмоционально-смысловые акценты, концепция аудиовизуального произведения.

Находясь как бы на стыке искусства и техники, используя выразительные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звукорежиссер выступает в роли соавтора или интерпретатора идей режиссера в идейно-художественной трактовке драматургических образов.

Процесс создания звукоряда спектакля, фильма, телевизионной и мультимедиа-программы складывается из двух этапов:

Формирование звукозрительной концепции произведения и ее реализация в звукорежиссуре

Одним из важнейших аспектов создания аудиовизуального произведения является формирование концептуальной модели звуковой образности произведения, которая является основой для дальнейшей работы звукорежиссера. Его задача — реализовать данную концепцию на практике в соответствии с другими компонентами произведения.

1 стр., 437 слов

По произведению : Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым ...

... к их восторгам и хуле. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Выть притчей на устах у всех. Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни ... новых плодов. В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. ...

Концептуальная модель звукозрительного образа должна отражать характер звуковой образности аудиовизуального произведения, представляя собой динамическое единство многообразия звуковых элементов. Звукорежиссер излагает свои планы и намерения в звуковой экспликации, которая служит необходимым документом не только для производства, но и для всей последующей работы над звуком.

Очень важно, чтобы работа над звукозрительными образами начиналась на самых ранних стадиях создания произведения. Драматург и режиссер совместно с звукорежиссером должны прорабатывать звукозрительные образы при создании режиссерской разработки пьесы или сценария.

Формирование звукорежиссером образа является абстрактным процессом, который в дальнейшем должен быть постоянно скорректирован и дополнен учитывая конкретные условия, в которых звук будет звучать. Здесь необходимым является учет акустических и психологических условий, а также содержания встречных импульсов.

При реализации творческого замысла необходимо также учитывать технологические возможности, используемые художественно-технические приемы звукорежиссуры, акустические условия звукозаписи, а также наличие необходимого фонотечного материала.

Этапы работы со звуком в создании аудиовизуального произведения

  1. Запись синхронной речи и игровых шумов на съемочной площадке;
  2. Проведение речевого и шумового озвучивания в тонстудии;
  3. Запись оригинальной музыки;
  4. Подбор фонотечного материала и создание оригинальных звуковых эффектов;
  5. Монтаж звуковых компонентов и их окончательное сведение под изображение в единый звукозрительный образ и др.

В результате своей работы звукорежиссер создает полифоническую звуковую ткань, которая неразрывно связана с другими компонентами произведения, и придает произведению целостный звукозрительный образ.

Театральная звукорежиссура включает многие из вышеназванных видов работы со звуком. Однако главным в театре остается непосредственная, «живая» игра актеров на сцене, их исполнительская импровизация.

Современная звукотехника, новейшие компьютерные технологии предоставляют разнообразные возможности в организации и технической фиксации пространственно-временных событий, позволяют наиболее точно воссоздать на сцене и на экране звуко-зрительные образы, возникающие в воображении звукорежиссера на этапе формирования концептуальной модели.

Из исходного множества первичных звуковых сигналов, представляющих звучания голосов, разнообразных музыкальных и шумовых фактур, акустических фонов или искусственных синтезированных звучаний звукорежиссер конструирует звуковое поле, обеспечивающее полноценное восприятие зрителем-слушателем эстетической и семантической информации, соответствующей зрительному образу. При этом в тракте звукопередачи происходит процесс активной творческой переработки звукорежиссером исходного множества первичных звучаний: их редактирование, динамическое, спектральное, временное преобразование различными средствами обработки.

12 стр., 5861 слов

Произведения не охраняемые авторским правом

... право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений. режиссер-постановщик; специально созданного для этого аудиовизуального произведения ... (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Авторское право на произведение, созданное совместным творче­ским ...

В экранных искусствах сформированная звуковая сфера произведения фиксируется на носителе (кино-, видеолента, DVD_диск и т. д.) и в момент демонстрации аудиовизуального произведения воздействует совместно с изображением на зрителя-слушателя, определяя его слухо-зрительное восприятие. В сценических искусствах звуковая сфера аудиовизуального произведения формируется непосредственно во время ведения спектакля на основе сочетания «живого» звучания с заранее подготовленными звуковыми элементами или композициями.

Успешное воплощение творческого замысла с помощью технических средств тракта звукопередачи возможно только в том случае, если звукорежиссер знает и учитывает в своей работе комплекс разнообразных аспектов, среди которых наиболее важными являются:

Особенности звуковой структуры аудиовизуальных произведений

Аудиовизуальные произведения различных видов и жанров обладают уникальными особенностями в своей звуковой структуре. Одним из ключевых аспектов являются динамические характеристики звукового поля. Динамика звукозаписи, редактирования и сведения фонограмм влияет на ощущение объемности и эмоциональной наполненности произведения.

Также, спектральные характеристики первичного звукового поля имеют существенное значение. Звуки речи, музыка, шумы и искусственные звучания имеют уникальные спектральные образы, которые определяют их звуковую сферу в аудиовизуальном произведении.

Восприятие аудиовизуального произведения имеет как эстетические, так и психофизиологические особенности. Комплекс ощущений, привнесенных через прослушивание, должен быть передан зрителю максимально полно. Пространственное впечатление, звуковой баланс, тембральная окраска и динамические нюансы — все эти аспекты играют важную роль в восприятии.

Качество звукозаписи и критерии оценки

Субъективная оценка качества звукозаписи играет важную роль в работе звукорежиссера. Она определяет, насколько точно и качественно переданы звуки в аудиовизуальном произведении. Различные системы контроля и отображения звуковой информации упрощают процесс записи, редактирования и обработки фонограмм.

Художественно-технические приемы звукорежиссуры также оказывают влияние на качество восприятия аудиовизуального произведения. Использование определенных технологий звукозаписи, эффектов и технических средств позволяет добиться определенного звукового эффекта и создать нужную атмосферу.

Акустические свойства и техническое оборудование

Акустические свойства студий, ателье, театров и концертных залов имеют большое значение в создании аудиовизуальных произведений. Они влияют на итоговое звучание и передачу звукового поля. Кроме того, применяемые технологии звукозаписи и техническое оборудование также играют роль в работе звукорежиссера.

Роль звукорежиссера

Звукорежиссер несет ответственность за звуковой ряд аудиовизуального произведения и является одним из ключевых членов творческого коллектива. В ходе работы над произведением, звукорежиссер принимает участие в его разработке, зрительской концепции и реализации звуковой структуры. Его задача — передача всего комплекса ощущений, свойственных естественному слушанию, в том числе пространственного впечатления, звукового баланса и динамических нюансов.

Для звукорежиссера техника является инструментом, с помощью которого он воплощает свои творческие замыслы. Широкий кругозор и сочетание технического и художественного подхода позволяют звукорежиссеру достичь максимального качества в воспроизведении звукового ряда аудиовизуального произведения.

10 стр., 4775 слов

Роль музыки в создании образа спектакля

... Музыка в драматическом театре занимает подчиненное положение, однако она способна давать самостоятельное толкование событий, интерпретировать содержание произведения, ... спектакля является звуковое оформление.Музыка в театре: роль и значимость Музыка в театре, начинаясь в слове и продолжаясь в ... иначе пропадет вся сцена». Композитора, понимающего специфику театральной музыки, это не затрудняет. ...

Звукорежиссер — профессионал, способный соединить технические и художественные замыслы звукозаписи. Он обладает широким кругозором и должен владеть не только техническими навыками, но и иметь хорошее музыкальное, художественное и эстетическое образование.

В последние десятилетия звукозапись существенно продвинулась в технологическом плане, предоставляя звукорежиссерам широкий набор возможностей для решения различных задач. Благодаря современному техническому арсеналу стало возможным достоверно передавать и создавать акустический интерьер, обеспечивать высокую прозрачность многоплановых полифонических композиций, проводить полную реставрацию фонограмм, а также передавать тонкие оттенки звуковой стилистики и многое другое. Однако для грамотного использования всей этой технической палитры современному звукорежиссеру необходимо умение быстро адаптироваться к изменениям в технике и технологии звукозаписи.

В каждом конкретном случае звукорежиссер должен точно понимать, что должна выражать музыка и какую роль она должна играть в сцене или спектакле. Чтобы определить, где именно и какая музыка необходима, необходимо иметь общее представление о произведении в целом. Важно учитывать развитие событий и характеров, порядок и соотношение сценических эпизодов, композиционное построение и художественные компоненты, действующие в данной сцене.

Музыка оказывает наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя, когда она экономно введена и дополняет действие, помогая зрителю погрузиться в происходящее. Однако часто ограничение в использовании музыки связано не с отсутствием творческой идеи, а с ее отсутствием вообще. Возможно, стоит продумать отдельные номера сюжетной музыки, которые не были предусмотрены автором, но раскрывают дополнительные аспекты сценической жизни героев. Например, звучание песенки за околицей села или в городском саду в качестве фона во время важного разговора действующих лиц. Также можно поручить главному герою исполнить какое-либо музыкальное произведение в момент раздумья и т.д. Однако все эти музыкальные детали не должны отвлекать от главной мысли, которую несет пьеса и спектакль.

В современной пьесе часто наблюдается злоупотребление «бытовой» музыкой, как от автора, так и от режиссера, что приводит к появлению штампов. Например, во многих спектаклях трудовая колхозная жизнь изображается излишне легкой, где хлеборобы вдруг начинают играть на гармони, петь и плясать. Это приводит к поверхностному и легкомысленному изображению жизни.

В некоторых комедиях и сейчас, как и раньше, песенно-танцевальные дивертисменты становятся концовкой, а благополучный конец считается достаточным основанием для звучания музыки. Хотя сами по себе песни, танцы и музыкальные фрагменты могут быть неплохими, они становятся нелепыми и неуместными, если они введены в спектакль для развлечения зрителя и навязывают очевидные выводы. Еще одним примером постановочно-музыкального штампа является использование радио в современных пьесах. Часто действующие лица включают радио, и оттуда звучит музыка, которая подходит к настроению сцены. Это натяжка и условность, и если необходимо, чтобы в данном эпизоде звучала соответствующая настроению музыка, более оправданным будет использование проигрывателя или магнитофона.

1 стр., 381 слов

Исследовательская работа по музыке «П. И. Чайковский музыка ...

... актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что ... 11 слад Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ... "Евгению Онегину". 5 слайд В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. ...

Определить, в каких местах пьесы понадобится музыка вне конкретного материала, невозможно. Однако можно считать закономерным, что «право» на музыку дает поэтическая глубина, эмоциональная наполненность действия и возвышенность его мотивов. Чем действие более прозаично и обыденно, тем меньше «оснований» для ввода музыки в этот эпизод. Однако, понимать эту закономерность формально нельзя, так как важно не внешнее поэтичность или обыденность, а внутренний смысл сцены, отношение к ней автора, режиссера и действующих лиц.

Существует несколько методов использования подобранной или оригинальной музыки в спектакле.

Наиболее простым и часто используемым методом музыкальной иллюстрации является иллюстративно-изобразительный метод. В этом методе основное внимание уделяется внешней стороне действия. Например, в сценах расставания героев, используется музыка, передающая настроение этого момента. Если на сцене изображается раннее утро с восходом солнца, то подбирается музыка, которая отражает эту картину. А если молодые люди отправляются на целину или на комсомольскую стройку, то их сопровождают бравурная музыка, марш или молодежная песня.

Под иллюстративной музыкой подразумевается музыка, которая повторяет или подчеркивает то, что уже понятно без нее. Она не становится составной частью жизни на сцене, а скорее дополняет или подчеркивает действие. Чаще всего такая музыка выглядит примитивной и иллюстративной, когда вступает короткий музыкальный отрезок. Получается, что она является своего рода «этикеткой» к действию.

Примеров подобного оформления в спектаклях с музыкальным сопровождением достаточно много. Во многих случаях музыка звучит по любому поводу и без повода. Однако это не значит, что иллюстративно-изобразительный метод неподходящ для оформления спектакля. Все зависит от художественного вкуса режиссера и его умения правильно подбирать и использовать музыку.

Наиболее сложным методом является тематический метод, который требует от режиссера глубокого понимания драматургии спектакля, творческого опыта и музыкальной фантазии. В этом методе музыка выявляет сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. Она может служить для характеристики отдельных героев, а также групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Музыка может обобщать конкретное действие и указывать на дальнейшее развитие сцены, причем эти особенности могут выражаться в контрасте с непосредственным действием на сцене. При использовании тематического метода сохраняется единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

Музыкальное оформление спектакля «Три сестры» на сцене МХАТа

Характерным примером может служить музыкальное оформление спектакля «Три сестры» на сцене МХАТа. Руководитель музыкальной частью театра Б. Л. Изралевский оформил спектакль музыкой, помогающей создать на сцене истинную чеховскую атмосферу. Каждый музыкальный кусок был не только оправдан ходом действия, но и нес определенную смысловую нагрузку и вместе с тем органично сливался с драматургией пьесы. Причем музыка то подчеркивала настроение героев, то контрастировала ему.

9 стр., 4283 слов

Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков

... Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров - явилось прямым источником эстрадного ... у подростков выявить причины падения музыкального вкуса у подростков предложить идею по созданию программы воспитания музыкального вкуса средствами эстрадной музыки Глава I. Эстрада как ...

В первом акте звучит «Осенняя песня» Чайковского (играет Андрей), во втором — Ирина и Родэ исполняют романс «Ночи безумные», в третьем — из-за кулис доносятся звуки скрипки — Андрей играет «Баркаролу» Чайковского, в четвертом — из открытых дверей и окон дома доносится игра на фортепиано — это Наташа играет «Молитву девы» Падеревского. С арфой и скрипкой по дворам ходят бродячие музыканты. Их музыка служит фоном для многих сценических кусков акта. Они исполняют вальс «Ожидание» Г. Китлера и песню «Надену черно платье». В финале спектакля звучит исполняемый военным оркестром «Марш Скобелева» К. Франта. Бодрая мажорная музыка военного оркестра постепенно приближается, оркестр проходит рядом с домом Прозоровых. На минуту он как бы останавливается у ворот, прощаясь с этим дорогим для уходящего полка местом, и постепенно удаляется, затихая. Призывные звуки труб подчеркивают трагичность судьбы Прозоровых. Уходит полк, разрушены мечты трех сестер, и все же живет надежда, что «счастье» и мир настанут на земле.

Часто план музыкального оформления не содержит точно какого-либо одного метода: в одной сцене музыка может быть введена как иллюстративно-изобразительный элемент, в другой она раскрывает идейный смысл сцены или характер героя, его настроение. В этом же спектакле может быть и увертюра, и музыкальный финал, выдержанные в одном стиле.

При определении места включения музыки, естественно, возникает вопрос и о ее жанре, ритме, темпе, характере оркестровки. Вероятнее всего, что звукорежиссёр уже «видит» какие-то определенные музыкальные произведения, подходящие для данного сценического куска. Поэтому все мысли, возникающие по ходу работы, он заносит в свой предварительный план музыкального решения спектакля. Наметив решение по вводу музыки в те или иные места пьесы, звукорежиссёр встречается с режиссером.

Подбор музыкального материала является не менее важной задачей, чем разработка плана музыкального оформления. При выборе необходимых музыкальных произведений для сценического действия звукорежиссеру следует учитывать характер постановки.

Необходимо не только определить жанр музыкального произведения, но и представить его исполнение на сцене. Это может быть исполнение симфоническим, эстрадным, камерным оркестром или, например, оркестром народных инструментов. При выборе вокальных произведений, таких как песни, романсы, частушки, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить, подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия.

Часто случается, что музыкальное оформление, тщательно разработанное в постановочном плане, не производит должного впечатления в спектакле. Подобранные музыкальные произведения могут быть хорошими сами по себе, но их характер, ритм и темп исполнения не соответствуют жанру пьесы, стилю постановки и образам действующих лиц, с которыми музыка связана. В результате музыка «не ложится» на действие или даже противоречит ему.

Таким образом, при подборе и оценке музыки для конкретного спектакля необходимо не только изучить драматургический материал и разработать подробный план оформления, но и учитывать ассоциации, возникающие в процессе репетиционной работы с исполнителями, режиссером и художником.

4 стр., 1867 слов

Музыка в театрализованном представлении и на эстраде

... очень трудно, тем более что музыканты порой не знают, что в данный момент происходит на сцене, начиная и заканчивая свой номер по команде помощника режиссера. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости ... Эти слова Ю. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью театрального искусства, то есть ...

Большое значение при выборе музыки имеют жанровые признаки пьесы. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по форме и жанру музыки. Так, неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по своему художественному масштабу и жизненному содержанию симфониями Бетховена, Скрябина или Шостаковича. Такая музыка может придать спектаклю выспренность, ложную значительность, кроме того, ее самостоятельность может послужить причиной отрыва музыкального образа от сценического. Для подобной музыки нужны глубокие мысли, большие идеи [13, c.74].

Вместе с тем это не значит, что крупные произведения нельзя использовать в спектаклях других жанров, в том числе и в комедии. Пьеса «Добряки» — «комическая история», как определил ее драматург Л. Зорин, написана им по фельетону, опубликованному в свое время в «Комсомольской правде». Поставлена она на сцене ЦТСА на танцевальных мелодиях (гавот, вальс, галоп), взятых из балетных сюит Д. Шостаковича. Музыка композитора точно подчеркивает сюжетную направленность этого спектакля. Или другой пример. В спектакль «Баня» (Московский театр Сатиры) постановщик органично ввел в сценическое действие фортепианный концерт Р. Щедрина и романс Д. Шостаковича из кинофильма «Овод» в исполнении оркестра скрипачей ГАБТ [7, c.111].

И все-таки жанр пьесы в той или иной мере — предопределяет характер музыкального оформления, и подбираемая музыка должна помочь выявить общие черты жанра спектакля.

Органичное единство стиля автора и музыкального произведения требует особого музыкального чутья и художественного такта.

Непродуманный выбор музыки может вступить в противоречие с писательской манерой автора. В спектакле «Люди, которых я видел» С. Смирнова, поставленном на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького, показана картина суровой солдатской жизни в дни Великой Отечественной войны. Монументальный пролог с величественным реквиемом и Вечным огнем, введенный режиссером, не только кажется парадным, много раз повторенным в других спектаклях, но главное — не соответствующим характеру разговорной, скромной, будничной интонации — отличительной черте всех произведений С. Смирнова [3, c.66].

Подбор музыки для театрального спектакля является важной задачей, так как она помогает передать идею автора и сохранить колорит эпохи. Каждая пьеса имеет свою историческую конкретность, которая должна быть выражена в подобранной музыке.

Один авторский материал недостаточно для решения задачи по подбору музыки. В каждой пьесе присутствуют различные образы действующих лиц, и они требуют соответствующего сопровождения музыкой. Например, положительные образы можно выразить через красивую мелодию, богатую гармонию и разнообразие ритмов. Негативные образы, силы зла и враги обычно ассоциируются с жесткими ритмами и примитивной мелодией. Примером такого подхода может быть музыкальный портрет бюрократа из Пятой балетной сюиты («Болт») Д. Шостаковича, где используются уверенно-тупые интонации фагота и отрывистые реплики тромбонов.

Кроме того, подбор музыки зависит от того, какие эмоции и настроение необходимо передать в данной сцене спектакля. Например, выбор танцевальной музыки зависит от чувств и настроений героев на сцене. Вальс может передать легкую грусть или радость и веселье в зависимости от контекста.

19 стр., 9106 слов

Театрализованное представление

... театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты ... это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами. 2. Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления Литературно-музыкальная ...

Подбор музыки для спектакля также может основываться на кульминационных моментах и драматургическом строе пьесы. Проводится предварительная договоренность с постановщиком танца для подбора танцевальной музыки.

Классическая и современная музыка обладают богатым наследием, которое можно использовать в спектаклях как на исторические, так и на современные темы.

2. Работа над созданием театрализованного концерта

2.1 Особенности подготовки и проведения тематического театрализованного концерта

Подготовка и проведение тематического театрализованного концерта имеют свои особенности, которые необходимо учесть для успешной реализации данного события. Такой концерт является специальным мероприятием, в котором музыкальные произведения и сценическое действие объединяются для создания единого художественного образа.

Одной из основных задач при подготовке театрализованного концерта является выбор тематики. Тематика может быть разнообразной и зависит от задач и целей организаторов. Это может быть концерт в стиле джаза, рок-н-ролла, классической музыки или народных песен. Важно определиться с выбором темы, чтобы она была интересна и актуальна для аудитории.

После выбора тематики необходимо составить программу концерта. Программа должна быть разнообразной и интересной, с учетом жанровых особенностей выбранной темы. Важно подобрать музыкальные произведения, которые будут соответствовать тематике концерта и вызывать эмоциональный отклик у зрителей.

Помимо музыкальной части, в театрализованном концерте важную роль играет сценическое действие. Необходимо разработать концепцию сценического оформления, которое будет соответствовать выбранной тематике и создавать необходимую атмосферу. Режиссеру и хореографу предстоит разработать хореографию и постановку, которые будут дополнять музыкальное исполнение и создавать цельное художественное представление.

Важным моментом является подбор костюмов и декораций. Они должны гармонировать с общей концепцией концерта и помогать передать выбранную тему. Костюмы и декорации могут быть яркими и красочными, чтобы привлечь внимание зрителей и создать нужную атмосферу.

Подготовка театрализованного концерта включает и репетиции. На репетициях артисты работают над исполнением музыкальных произведений, оттачивают свое мастерство и совершенствуют сценическое действие. Режиссер и хореограф вносят коррективы, улучшают постановку и хореографию, чтобы достичь наилучшего результата.

Проведение театрализованного концерта требует организационной работы. Необходимо заранее подготовить площадку, звуковое и световое оборудование, а также организовать продажу билетов и рекламу мероприятия. Важно также обеспечить комфортное пребывание зрителей и обеспечить их безопасность.

Таким образом, подготовка и проведение театрализованного концерта требуют тщательной организации и планирования. Важно учесть все особенности выбранной тематики и создать цельное художественное представление, которое будет вызывать положительные эмоции у зрителей.

Театрализованный концерт — это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический.

13 стр., 6367 слов

Сценарий эстрадного номера

... эстрадного искусства — "Его Величество номер" — говорил Н. Смирнов-Сокольский. Последовательность, "монтаж" номеров составляет суть концерта, театрализованной программы, эстрадного спектакля. Первоначально понятие "номер" ... В сценарии номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь ...

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно — смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль).

Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим. Количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым).

Требования к номерам: лаконичность, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность программы.

Номер — это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.

Эстрадный номер — доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.

Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

Концертная программа — это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:

1. Разнообразие номеров.

2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.

3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.

Первый этап исследования заключается в поиске «эмоционального камертона» для театрализованного концерта. Данный тип концерта предполагает сильную связь между артистом и зрителем, суть которой основывается на диалоге между сценой и залом. Главная цель театрализованного концерта — сделать зал союзником артиста.

Вначале необходимо вникнуть в исходные данные и найти несколько отправных точек для создания сценария. Первой отправной точкой является тема. Праздничный календарь определяет общую тему, которая включает в себя годовой цикл народных и государственных праздников, а также годовщины, связанные с историческими событиями.

Вторая отправная точка — решение о виде театрализованного представления. Сценарист уже изначально знает, будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика.

Третьей отправной точкой является место проведения и аудитория — зрители. Эти два элемента являются последними, но важными, чтобы создать полную картину концерта.

Сценарист начинает конкретизировать тему, определять основной прием организации материала, количество эпизодов и выразительные средства. В его уме возникают различные художественные коллективы и конкретные сценические номера, которые войдут в драматургическую ткань сценария. Он также обращается к литературным произведениям, которые могут помочь создать эмоциональный фон праздника.

В конце концов, у сценариста начинает складываться ясная представа о том, как будет выглядеть концерт. Он видит некоторые детали отчётливо, а другие — смутно и расплывчато. Однако самое главное на данном этапе — это идея, которая нравится самому сценаристу. Эта идея может относиться как к основным элементам сценария (тема, жанр, конфликт), так и к деталям (название сценария, имена персонажей, художественные номера).

Развитие основной идеи

В данном исследовании рассматривается развитие основной идеи сценария и его структура. В начале работы определяется роль эмоционального камертона, который будет уравнивать все остальные компоненты замысла. В данном случае, роль эмоционального камертона играет веселый персонаж-талисман Домовёнок.

Далее происходит конкретизация основных элементов замысла через создание сценарного плана. Начало этого этапа связано с четким определением темы будущего праздника. Правильно названная тема помогает сценаристу очертить круг материала, который необходимо изучить. Тема должна быть сужена, чтобы избежать ее размытости и общности.

Существуют два способа развертывания темы — диахронный и синхронный. В первом случае, предмет изображения рассматривается по этапам своего развития, что характерно для сценариев юбилейных торжеств. Во втором случае, предметом исследования являются различные аспекты одной проблемы, что строит драматическую основу для тематических вечеров и развлекательных программ.

Развитие темы приводит к появлению смысловых узелков, которые становятся основой для будущих эпизодов. Документальный и художественный материал, собранный в соответствии с темой, формирует основной смысловой ряд. Сценарный ход создает дополнительный ряд. Удачные сценарные решения возникают при пересечении этих двух рядов.

В театрализованном концерте и эстрадном представлении часто используется так называемый сюжетный ход. В этих обстоятельствах дополнительный смысловой ряд реализуется через взаимодействие персонажей, то есть через развитие драматургического конфликта. Художественные номера или эстрадные миниатюры сохраняют полную автономность, а ход развивается пунктирно. Действие персонажей сюжетного хода возникает между выступлениями артистов различных жанров или сценками, связывая их и подчиняя единому смысловому и художественному решению. Где-то определяются только виды искусств, которые составляют основу эпизода, где-то возникает художественное произведение с точным названием, а где-то реальная фамилия реального героя.

Второй этап разработки замысла сценария заканчивается составлением плана. План сценария — это перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода. Теперь посмотрим, как строится работа над сценарием, где вместо группы придуманных персонажей присутствуют ведущие, исполнители концертных номеров и реальные герои, а сюжетные связи уступают место монтажным. Речь идёт о литературной основе тематических вечеров, концертных и конкурсно-игровых программ.

Образ ведущего (или ведущих) далеко не однозначен. Он может существовать в реальной плоскости (способ ведения от себя, как конкретной личности с конкретным именем и фамилией), и воображаемой (способ ведения от лица персонажа — маски).

Текст ведения от персонажа написать довольно трудно, так как герой поставлен в несвойственное ему положение, но работа эта чрезвычайно интересна. Монологи в этом случае приобретают стилистическую окраску, становясь живыми и образными [16, c.142].

Участие в театрализованном представлении реальных героев — одно из главных свойств праздничной драматургии. Рассказывая о том или ином событии, сценарист постоянно апеллирует к свидетельствам его участников. Их выступления не менее важны в развёртывании сюжета, чем авторские тексты от ведущего — написать их заранее нельзя. Поэтому возникает необходимость прогнозирования возможных вариантов будущего действия. Наиболее ярко этот принцип реализуется в игровых программах и тематических вечерах. При написании таких сценариев возрастает роль ремарки, где указываются возможные пути развития драматической ситуации.

Перечислим сюжетообразующие компоненты, которые связаны с реальными героями:

  • Устные выступления.
  • Художественные номера.
  • Участие в игровых и конкурсных заданиях.
  • Церемониальные действия.

Задача сценариста в каждом конкретном случае отыскать точную меру участия реальных героев в развитии действия. При помощи различных выразительных средств эмоционально подготовить зрителей к их появлению.

Особую группу действующих лиц в праздничной драматургии составляют исполнители художественных номеров. Их выступления в театрализованном представлении — такая же неотъемлемая часть сюжета, как и участие реальных героев. Смысловую ткань сценария создаёт не только произведение, которое исполняется, но и поведение самого исполнителя.

При монтажном способе построения сюжета выстроить единое действие невозможно. Художественные фрагменты никоим образом не пересекаются друг с другом (разные герои, сюжеты, обстоятельства); конкретные номера самодостаточны; документальный материал и выступления реальных героев напрямую не связаны с вымышленной действительностью. Зато возможно единство мысли. Развивается не ситуация, а смысл. Разноголосица художественных и документальных фрагментов образует новое драматическое пространство и основной структурной составляющей его становится эпизод.

Разными способами конструируется сюжет в конкурсно-игровых программах. Театрализованные подчиняются общим закономерностям сюжетосложения, которые рассматривались выше, а вот игровые программы для одного или двух ведущих (монопрограмма), имеют свою специфику.

2.2 Технологический процесс создания театрализованного концерта

Технологический процесс подготовки ТК делится на: проектный период, подготовительный период, период реализации.

Проектный период.

1. Разработка темы и идеи ТК.

Тема — определяет содержание и отвечает на вопрос — «О чем?»

Идея — Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения. Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение — в идее.

2. Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.

Нужно помнить, что концертные номера — это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера — сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.

Принципы составления номеров КП:

  • Нарастание зрелищности.
  • Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные — на слух и на зрение).
  • Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице.
  • Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер).
  • Техническая совместимость.
  • Принцип непрерывности концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности концертного действия:

  1. Занавес и система суперзанавеса.
  2. Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.
  3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)

4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.

5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене

6. Ведущий, связывающий действие на сцене и зрительный зал. Своим мастерством создает «энергетическое поле» между зрителем и сценой, которое взаимообогащает творческий процесс в концерте.

3. Поиск сюжетного (сценарного) хода ТК.

4. Композиционное построение ТК

Оно позволяет упорядочить материал и логично изложить события, расположить составные части праздника в последовательности: экспозиция-завязка — ход борьбы — кульминация — развязка — финал [10, c.174].

Схема построения действия:

Экспозиция (Завязка основного конфликта) момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта) новое положение, после развязки, Финал

5. Первая проба сценария (набросок)

6. Работа с художником, световые и звуковые решения.

7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки.

Подготовительный период:

1. Рабочий вариант сценария

2. Написание свето — звуковой партитуры для технических служб.

3. Репетиции с ведущими по тексту. Проработка образов. Постановка актерских задач.

4. Репетиции эпизодов с ведущими.

5. Репетиции с ведущими на сцене. Постановка мизансцен.

6. Репетиция концертных номеров творческих коллективов на сцене.

7. Разработка и подготовка экспозиции, кульминации и финала

8. Оформление и монтировка сцены. Техническая репетиция

9. Сводная репетиция концерта.

10. Работа над оформлением фойе [16, c.182].

Необходимо во время репетиций делать пометки на сценарии по действию. На репетициях нужно объяснить ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена — это язык режиссера, пространственное решение смысловых кусков. На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей — солистов или оркестрантов.

Обязательно ведущим надо дать в руки микрофон. Нужно обратить внимание еще раз на чтецкие номера в контексте общего прогона и исправить возможные недочеты. Техническим службам необходимо выставить свет и проверить звук. Фойе может стать частью действия, а может просто создавать праздничное настроение. Необходимо продумать его оформление, музыку на вход гостей, проведение тематической массовки.

Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:

  • обсуждение сценария ТК с постановочной группой;
  • сводные репетиции;
  • прогонные;
  • монтировочные;
  • генеральные;

— В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер).

Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.

Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они должны соответствовать своей роли по типажу, владеть своим телом, речью и не бояться сцены.

Технический прогон без ведущих, технический прогон с ведущими, репетицию начала, финала и кульминации с участниками, оформление фойе.

Особенностью прогона является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными.

Находясь на стыке искусства и техники, используя выразительные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звукорежиссер выступает в роли соавтора или интерпретатора идей режиссера в идейно-художественной трактовке сценических образов.

Успешное воплощение творческого замысла с помощью технических средств звукопередачи возможно только в том случае, если звукорежиссер знает и учитывает в своей работе художественно-технические приемы звукорежиссуры, особенности восприятия аудиовизуального произведения (эстетические и психофизиологические).

Техника для звукорежиссера — инструмент, с помощью которого он воплощает в жизнь свои творческие замыслы.

В каждом конкретном случае звукорежиссеру надо точно знать, что музыка должна выражать, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте театрализованного действия. Только при умении охватить взглядом произведение в целом можно выявить, где, в какой действенной функции, какая именно нужна музыка.

Приступая к подбору, звукорежиссёр должен знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать на сцене: в исполнении симфонического, эстрадного, камерного или, например, оркестра народных инструментов. При подборе вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить — подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия.

Сценарий театрализованного концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно — смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль).

При подборе музыкального материала к такому концерту звукорежиссеру очень важно учитывать целевую группу аудитории (дети, взрослые, профессиональные объединения) и в соответствии с этим составлять музыкальное наполнение программы. Музыкальный материал должен быть понятен аудитории, вызывать положительные эмоции, создавать определенное настроение на разных этапах действия.

звукорежиссура художественный музыкальный концерт

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-muzyikalnoy-zvukorejissure/

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб, 2006

2. Бабушкин В. Б. Звукорежиссер — это технарь с великолепным гуманитарным образованием, и наоборот. М.: АСТ ПРЕСС, 2003.

3. Баранов А.А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: Учеб. Пос. для студентов режиссерских отделений/С-Пб. гос. Ун_т культуры и искусств. — СПб, 2001. — 200 с.

4. Динов В. Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2002.

5. Жарков А.Д. «Организация культурно-просветительской работы», М.: Знание, 1989

6. Журнал «Звукорежиссер», 2006, № 3.

7. Козюренко Ю.И. Звукозапись в оформлении спектакля. М., 1973.

8. Маньковский В.С. Основы звукооператорской работы. М., 1985.

9. Рождение звукового образа: сб. / под общ. ред. Е. М. Авербах. М., 1985.

10. Рубб «А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения», М.: ВЛАДОС, 2002

11. Стародубровская Г.Н. Уроки звукорежиссуры. М., 1982.

12. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. М., 1978.