Урок русского языка в 7 кл. миниатюра по картине и.левитана метел. Программа м.разумовской. Групповая форма работы

Сочинение

Урок в 7 классе

Программа«Русский язык» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Тема урока: сочинение описаний-миниатюр по картине

И.И. Левитана «Метель» при групповой форме работы.

Тип урока: урок развития речи в процессе групповой творческой работы.

Программа: общеобразовательная

Тема урока: Сочинение описаний — миниатюр по картине

И.И. Левитана «Метель» при групповой форме работы.

Цель урока: написание мини-зарисовок художественного стиля в жанре описания по картине с использованием одноименного музыкального произведения, создание и совершенствование текстов при групповой форме работы.

Задачи урока: кратко ознакомить учащихся с творчеством русского пейзажиста И.И. Левитана и русского композитора

Г. Свиридова; формировать умение выполнения творческого задания в жанре описания; работать над развитием навыков правильной и богатой речи; совершенствовать навык описания пейзажа в художественном стиле, используя выразительные художественные средства; углубление навыков правильного использования различных языковых явлений (однородных членов предложения, сложных предложений); формировать дальнейшие навыки работы учащихся в группе при выполнении творческого задания (отстаивать свое мнение, выслушивать и анализировать чужое мнение, умение дискутировать, выбирать правильный вариант), формирование умений описания живописного произведения с использованием воздействия на учащихся музыкального произведения.

Оформление урока:

1. Репродукция картины И.И. Левитана «Метель» в центре доски.

2. Оформление доски в классе. В центре – тема урока. Внизу эпиграф к уроку:

  • Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

  • Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга злится, вьюга плачет

А.С. Пушкин, «Бесы»

3. На доске выписаны толкования слова «метель» из словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

  • Метель, метелица — ветер, вихрь со снегом; иногда сильный ветер с

пылью, с песком; вьюга, снег идет и снизу и сверху. Говорят

метель, от мести.

Метелистая зима, обильная метелями. Метельный, относящийся к метели.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова:

11 стр., 5334 слов

Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

... и др. Перечисленные исследователи отводили особое место внеклассной работе по литературе в процессе литературного образования и развития школьников. Тесно связанная с уроками литературы, внеклассная работа становится естественным ее продолжением. Единство урочной и ...

Метель – сильный вьюга ночью">ветер со снегом, вьюга. Воет метель. Поднялась метель. Метельная зима.

Метелица (разг.) – то же, что метель. Метелистый (разг.) – обильный метелями. Метелистая зима.

4. На доске запись русских народных пословиц и поговорок, народных примет, связанных с метелями и вьюгами, снегом:

Февраль – время буйных метелей.

Снегу под Крещенье надует – хлеба прибудет.

Хороший снежок посадки сбережет.

Бури да метели под февраль улетели.

Январю – большие морозы, февралю – метели.

Февраль рисует, малюет; красную весну чует.

Кольцо вокруг солнца – будет вьюга.

Облака идут против ветра – к снегу, к метели.

Снегирь зимою поет на снег. Вьюгу.

Снег на всех садится – никого не боится.

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Дорогу метель переметет – корм подметет.

Молния зимой – к буре.

Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворным шапку снимает.Сорока летает близ жилья, лезет под крышу – к вьюге.

5. На доске : запись слов–синонимов, необходимых при работе над сочинением:

картина художник изобразить

полотно живописец написать

репродукция автор живописать

пейзаж мастер запечатлеть

шедевр пейзажист создать

работа создатель передать

6. Дети разделены на 4 творческие группы, у всех к одежде приколоты разноцветные квадратики: 4 группы – 4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый. В каждой группе выбран руководитель группы (отвечающий за оценку работы учеников группы), ораторы (записывающие и зачитывающие готовую работу), генераторы идей (подают идеи всей группе), оппоненты (критики работы своей и других групп).

Оборудование урока:

Увеличенная репродукция картины И.И. Левитана «Метель».

Проигрыватель CD.

CD с записью музыкальной композиции Г.Свиридова «Метель. Зимняя дорога».

Рабочие тетради для учащихся. Автор: А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста для 7 класса», «Творческий центр», М., 2006.

План – памятка «Как работать над сочинением»:

Обдумайте тему сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем надо писать в сочинении.

Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишите, чтобы ее раскрыть.

Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыта ли в нем тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.

Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Внесите исправления.

6. План – памятка определения стиля речи:

а) условия общения

б) задачи речи

в) ведущие стилевые черты

г) характерные языковые средства

Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

1. Вступительное слово учителя о цели урока, его форме и ходе.

За окнами зима, и наш урок посвящен написанию мини-сочинения по картине, изображающей зимнее время года. Вы будете создавать миниатюры, т.е. маленькие сочинения, зарисовки, по картинеИ.И. Левитана «Метель», работая в творческих группах.

1 стр., 390 слов

Сочинение конец зимы 4 класс по русскому языку

... и одеть что-то менее теплое. Мне на каникулах захотелось написать сочинение конец зимы. Звери в конце зимы начинают скидывать свою теплую шерсть, а люди в конце зимы начинают доставать из своего гардероба ... в теплые края. Мне нравиться вспомнить лес и написать сочинение лес зимой. Иногда видно, как белки прыгают по веткам деревьев. Из-за деревьев показываются зайцы, которых практически не ...

На доске — эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа учителем;

  • Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

  • Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга злится, вьюга плачет

А.С. Пушкин, «Бесы»

Так поэт А.С. Пушкин запечатлел картину метели в своем знаменитом стихотворении «Бесы».

2. А сейчас Лебедев Сергей выразительно прочитает отрывок из повести А.С. Пушкина «Метель», в котором вы услышите описание этого же природного явления. При прослушивании сравните, есть ли сходство в описании метели в двух разных произведениях.

«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель. Что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывалисьВладимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шлоСлезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу».

Вот так описывает это природное явление писатель в своем знаменитом произведении.

Вопрос учителя:

  • Похожи ли описания метели в стихотворении и отрывке из повести А.С. Пушкина?
  • Какой представляется нам метель?

3. А что вообще мы знаем о метели? Что это такое? Лексическое значение слова написано на доске. Князева Мария и Ганькина Юлия выполнили к уроку индивидуальное задание по работе с толковыми словарями. Пусть девочки ознакомят всех со своей работой.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

  • Метель, метелица — ветер, вихрь со снегом;
  • иногда сильный ветер с пылью, с песком;
  • вьюга, снег идет и снизу и сверху. Говорят: метель, от мести.

Метелистая зима, обильная метелями. Метельный, относящийся к метели.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова:

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Воет метель. Поднялась метель. Метельная зима.

Метелица (разг.) – то же, что метель. Метелистый (разг.) – обильный метелями. Метелистая зима.

4. На доске записаны русские народные пословицы, поговорки, народные приметы, связанные с метелью, вьюгой, снегом. Готовясь к уроку, вы сами выписывали их из словарей, сборников, журналов. Давайте посмотрим, как русский народ описывает это природное явление. Сколько наблюдательности и любви к родной природе мы увидим в устном народном творчестве:

Февраль – время буйных метелей.

Хороший снежок посадки сбережет.

Бури да метели под февраль улетели.

Январю – большие морозы, февралю – метели.

Февраль рисует, малюет; красную весну чует.

Кольцо вокруг солнца – будет вьюга.

Облака идут против ветра – к снегу, к метели.

Снегирь зимою поет на снег, вьюгу.

18 стр., 8855 слов

Музыкальные сочинения композитора свиридова

... музыкальный техникум. Вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина, созданный выпускником техникума, сразу же принес известность молодому композитору. ... самый главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Среди есенинских произведений Свиридова «Поэма памяти Сергея ... симфонические сюиты « Время, вперед!» и «Метель» (по повести Пушкина), «маленькие кантаты»: «Деревянная Русь» на ...

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Молния зимой – к буре.

Сорока летает близ жилья, лезет под крышу – к вьюге.

5. Обратимся к репродукции картины И.И. Левитана «Метель».

Рассказ учителя о художнике.

Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) – великий русский художник–пейзажист, живший в 19 веке в России. Умел раскрыть тончайшие состояния природы и атмосферы. Где бы он ни был (работал в Швейцарии, Финляндии, Франции, Италии), темы его картин – русская природа в разные времена года. Произведения Левитана передают традиционные народные представления о России.

6. Устная работа класса по описанию картины И.И. Левитана «Метель». Вопросы учителя к классу:

  • Соответствует ли настроение стихотворения и отрывка из повести настроению картины?
  • Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?
  • Какое время года изображено на полотне? Почему вы так думаете, по каким приметам определили, что это конец января — февраль?
  • Какую погоду, какое природное явление изобразил художник?
  • Опишите дорогу, деревья. Какие краски использовал художник? Можно пользоваться словосочетаниями, записанными дома.
  • Какие эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры вы можете употребить при описании природы? Дома вы готовились к этому вопросу.

Прочитайте несколько примеров.

  • Что еще изображено на полотне? Расскажите, используя художественные средства, чтобы ваше описание было выразительным, красочным.

7. Физкультминутка. Физорг класса Шокуров Сергей проводит физкультурную разминку в течение 2 минут.

8. Рассмотрите на доске запись слов-синонимов, которые можно использовать при написании сочинения.

картина художник изобразить

полотно живописец написать

репродукция автор живописать

пейзаж мастер запечатлеть

шедевр пейзажист создать

работа создатель передать

9. Сегодня на уроке прозвучит музыкальное произведение Георгия Свиридова «Метель. Зимняя дорога», Рассказ учителя о композиторе.

СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (р. 16 XII 1915, г. Фатеж, ныне Курская обл.)

Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.

Г. Свиридов

Искусство Свиридова отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи.

Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина — произведение, прочно стоящее в ряду музыкальной классики на стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров, где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью .

2 стр., 590 слов

Учитель и ученик. Кто кого?

... Итак, действительно, хорош тот ученик, что смог превзойти своего учителя. И хорош тот учитель, что нашел в себе силы это признать и благословить своего недавнего питомца на открытие своих «америк». Павел Николаевич Малофеев ... превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!» Тема – характер взаимоотношений между учителем и учеником. Основная мысль текста С тех ...

Важная особенность свиридовского искусства — его сверхисторичность. Оно — о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее.

Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее.

Музыка Свиридова стала классикой искусства XX века благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры

Звучит музыкальное произведение.

10. Вопросы учителя после прослушивания:

  • Что вы представляли, когда слушали музыку?
  • Как выдумаете, одинаково ли изображают метель художник и композитор?
  • Помогла ли музыка вам более полно понять картину художника, почувствовать красоту русской природы?

11. Творческая работа учащихся в группах. Приступаем к творческой работе. Каждая группа должна написать мини-сочинение по картине, используя домашнюю работу: словосочетания на тему «Метель», примеры тропов на заданную тему. В работе над сочинением вам поможет памятка «Как работать над сочинением».

В группах выбраны руководитель, генераторы идей, оратор, оппонент. У каждого из них есть свои задачи.

Руководитель группы организовывает работу всех членов команды, следит, чтобы все участвовали в работе, выставляет по итогам оценки каждому члену группы.

Генераторы идей подают идеи, следят за логикой изложения мыслей, за использованием выразительных художественных средств.

Оратор записывает сочинение, помогает генераторам идей в оформлении мыслей, выразительно читает готовое сочинение всему классу.

Оппонент критически подходит ко всему процессу работы в группе, контролирует соблюдение всех правил написания сочинения заданного стиля и жанра. В дальнейшем оценивает сочинения других групп.

12. Закончилась работа в группах, и я предлагаю зачитать готовые сочинения.

13. Краткий анализ творческих работ учителем. Выделение того, что получилось хорошо, и возможных недостатков.

14. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

Итак, закончился наш урок с творческим групповым заданием. На сегодняшнем уроке вы познакомились с картиной великого русского художника И.И. Левитана «Метель», узнали новое о композиторе Г. Свиридове и связи его творчества с творчеством А.С. Пушкина. Была проведена работа со словарями, пословицами и поговорками. Сегодня вы слушали выразительное чтение отрывка из художественного произведения и музыкальное произведение на эту же тему. Таким образом, вы проследили взаимосвязь литературы, живописи и музыки. На уроке вы учились писать миниатюры, т.е. маленькие тексты на заданную тему: описывали пейзаж, изображенный на картине известного художника. В этой работе вы показали себя творческими людьми, способными работать в коллективе, в группе, совместно решать общую задачу. В результате работы на уроке были созданы 4 маленькие художественные зарисовки пейзажа, с использованием художественных средств, таких языковых явлений, как однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, сложные предложения.

На уроке каждому ученику были выставлены оценки.

Домашнее задание:

В рабочей тетради для учащихся автора А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста для 7 класса» выполнить работу по тексту №9, в котором речь идет о буре.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). ... в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. В настоящее время ...

15. До свидания. Урок окончен.

Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Слушают учителя.

Учащиеся записывают в тетрадях эпиграф к уроку. Слушают учителя.

Идет зачитывание отрывка из повести.

Ученики слушают выразительное чтение.

Ученики отвечают на вопрос учителя. Возможные ответы:

  • Описания метели похожи. Это грозное природное явление с ветром, снегом. Во время метели можно сбиться с дороги, т.к. ничего не видно из-за снега, летящего с огромной скоростью.

Идет зачитывание записи на доске. Ученики слушают и записывают в тетради лексическое толкование слова.

Идет зачитывание записанных на доске пословиц. Записывают в тетради любую понравившуюся поговорку или пословицу.

Ученики слушают учителя, записывают в тетради его имя, годы жизни.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Возможные ответы:

  • Да, настроение стихотворения, прозаического произведения и картины перекликаются, кажутся очень похожими.
  • Глядя на картину, чувствуешь холод, ветер, совсех сторон метущий снег.

Появляется ощущение того, что ты потерялс, заблудился.

  • На картине изображена середина или конец зимы, т.к. метели бывают именно в это время.
  • На картине изображена метель.
  • Дорога, деревья занесены снегом.

Сугробы огромные, в них вязнут кони, сани. Художник использовал в основном белый цвет, он перекрывает все остальные. Кое-где виден голубой, нежно-фиолетовый цвета.

  • Примеры эпитетов: серебристый снег, лютый мороз, злой ветер. Примеры сравнений: снег, словно вата;
  • пурга, как мачеха;
  • лежит шапкой. Метафоры: пушистое одеяло снега, снежное одеяло, белые мухи. Олицетворения: ветер воет, метель злится, пурга завывает.

Учащиеся выполняют упражнения, разминаются.

Ученики слушают рассказ учителя о композиторе, записывают в тетради его имя, годы жизни.

Ученики слушают музыку.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Возможные ответы:

— Когда слушали музыку, представляли бескрайние русские просторы, занесенные снегом. Снег летит с разных сторон, он кружит, сбивает с ног.- Преставлялась заснеженная дорога с санями. Сначала музыка быстрая, значит, кони торопятся попасть на знакомый двор, в конюшню. Потом слышно отчаяние и людей, и лошадей, слышна тревога.

  • Да, в изображении метели у художника и композитора много общего. Метель преставлется безжалостной, злой, коварной. Она отнимает силы у людей и животных. Бороться сней бесполезно. Это грозное природное явление.
  • Музыка помогла прочувствовать красоту и смысл картины..

Учащиеся работают в группах, учитель при необходимости помогает, подбадривает.

Зачитывание ораторами готовых творческих работ.

Выступление оппонентов с анализом работ групп.

Выставление руководителями групп оценок за работу учащихся.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.