Игровые технологии на х русского языка в начальной школе

Курсовая работа

Создание условий для достижения нового качества образования в настоящее время является основной задачей государственной образовательной политики, которое обеспечивает для всех детей доступность образования и в современном мире отвечает перспективным потребностям. По этой причине все более популярными становятся инновационные технологии обучения, которые сосредоточены на раскрытии способностей ребенка и всестороннем представлении его или ее умственных способностей. Это включает в себя игровые технологии. Сухомлинский В.А. писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, игры, музыки, творчества, фантазии. Без этого — он засушенный цветок» .

Каковы же преимущества игровых форм обучения? На эффективность использования игр в учебном процессе обратили внимание многие выдающиеся педагоги. В игре навыки человека, особенно ребенка, проявляются особенно полно, а порой и неожиданно. Именно игровые формы урока ставят ученика в центр образовательного процесса. В то же время он не только усваивает материал, предложенный учителем, но и ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и четко понимает, где, когда, как и с какой целью эти знания могут быть применены. Во время игры познавательная деятельность учеников активизируется.

Использование игровых технологий на уроках русского языка, так или иначе, помогает устранить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, изучением и закреплением материала с точки зрения эмоциональной осведомленности, что, несомненно, способствует развитию познавательный интерес к русскому языку как к предмету. Также важно, что игра на уроках русского языка помогает расширить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Он обладает огромным эмоциональным зарядом, он решает не только общеобразовательные проблемы и проблемы развития, но и продвигает качества творческого человека: инициативность, настойчивость, самоотдача, в нестандартных ситуациях умение находить решение.

В.А.Крутецкий является автором учебника «Психология» писал:

Думаю, этого достаточно, чтобы понять, насколько серьезны научные рассуждения о роли игры в жизни ребенка, а также взрослого.

Цель курсовой работы: рассмотреть и разобрать роль использования игровых технологий в процессе обучения русскому языку в начальных классах.

5 стр., 2129 слов

Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать

... из любимых литературных героев. Сочинение на тему может ли человек сам себя воспитать Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. ... Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать» Роман Тургенева «Отцы и дети» создавался в 60 ... человека. Это связано с тем, что процесс обучения, развития его должен продолжаться постоянно. Любой поступок человека отражает его сущность, может ...

Задачи :

  • Исследование роли игровой технологии на уроках русского языка в начальной школе;

  • рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на уроках русского языка в начальной школе;

  • определение учебно-воспитательного потенциала учебной игры;

  • анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка.

Объектом исследования, Предметом исследования

Актуальность темы заключается в том, что игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, поскольку они не только способствуют оживлению деятельности и воспитанию познавательных интересов учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная, с учетом специфики материала, игра помогает учащимся развить речевые навыки и способности, тренирует память;

2) игра развивает внимание и познавательный интерес к предмету, стимулирует умственную деятельность учащихся;

3) игра является одним из приемов преодоления пассивности учащихся.

Раздел 1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка

    1. Педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению

Игра – это одно из чудесных явлений жизни, деятельность, которая кажется бесполезной и в то же время необходимой. Невольно обаятельная и привлекательная как явление жизни игра оказалась очень серьезной и сложной проблемой для научного мышления.

В психологии и педагогике проблему игровой деятельности разработали Л. П. Блонский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Различные исследователи и мыслители за рубежом объединяют одну теорию игр в другую — Ф. Шиллер, К. Гросс, Г. Спенсер, Дж. Пиаже К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Кажется, что каждый из них отражает одно из проявлений многогранного феномена игры, и ни один из них не отражает их истинную природу.

Теория К. Гросса особенно известна. Он видит суть игры в том, что она служит подготовкой к серьезным дальнейшим действиям. Человек улучшает свои навыки, упражняясь в игре. Основное преимущество этой теории, которая стала особенно популярной, в том, что она связывает игру с разработкой и ищет ее значение в той роли, которую она играет в разработке. Основным недостатком является то, что эта теория указывает только «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, начиная с эффекта, к которому она приводит, которое превращается в цель, на которую она направлена, приобретает у Гросса чисто телеологический характер, в котором телеология устраняет причинность. И поскольку Гросс пытается указать источники игры, объясняя человеческие игры так же, как игры животных, он ошибочно сводит их полностью к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая важность игры для развития, теория Гросса принципиально антиисторична. [ 1 1,78].

15 стр., 7235 слов

Виды постановки при игре на скрипке

... постановка определяется им как результат наиболее рационального приспособления данного организма к условиям игры. Поскольку каждому организму присущи те или иные типовые черты строения плечевого пояса и ... а порой и коренные изменения. Подобные изменения можно наблюдать даже у зрелых скрипачей с вполне определившимся ярким индивидуальным исполнительским стилем. В этом отношении особенно наглядным ...

Г.Спенсер сформулировал теорию игр, который в свою очередь развил идею Ф.Шиллера, источник игры считается чрезмерным: избыточная сила, которая не используется в жизни, в работе, находит выход в игре. Однако наличие резерва неиспользованных полномочий не может объяснить, в каком направлении они расходуются, почему они вкладываются в игру, а не в другую деятельность. Кроме того, усталый человек играет и выходит на игру в перерыве.

интерпретация игры как расходования или реализации накопленных сил, по мнению С.Л. Рубинштейна, носит формальный характер, поскольку она принимает динамический аспект игры независимо от ее содержания. Вот почему такая теория не может объяснить игру.

К. Бюлер стремясь раскрыть мотивы игры, выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) в качестве основного мотива игры. Теория игр как деятельность, порожденная удовольствием, является частным выражением теории гедонистической активности, то есть теории, которая полагает, что человеческая деятельность порождается принципом наслаждения или удовольствия. Мотивы человеческой деятельности так же разнообразны, как и она; Та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной мотивации. Подобно динамической теории Шиллера-Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, которое содержит его реальный мотив, который отражается в той или иной эмоционально эффективной окраске. Эта теория признает функциональное удовольствие или функциональную радость как определяющий фактор для игры и видит в игре только функциональную функцию организма. Такое понимание игры действительно неудовлетворительно, поскольку оно может быть применено только к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает его более высокие формы. [ 1 1,79].

В конце концов, теории игр Фрейда рассматривают это как реализацию желаний, которые вытесняются из жизни, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что невозможно реализовать в жизни. Понимание игры Адлером основано на том факте, что в игре проявляется неполноценность убегающего от жизни субъекта, с которым он не может справиться. Итак, круг замкнут: из проявления творческой активности, которая воплощает красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку того, что было перемещено жизнью; из продукта и фактора развития он становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни — из побега [ 1 1,80].

1 стр., 496 слов

Всю жизнь человек должен себя образовывать (А.В. Луначарский)

... что во взрослом состоянии строить свою жизнь придётся самостоятельно. Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Образование – основной способ, позволяющий человеку становиться личностью. Основной путь к образованию – обучение ... державой. Обратимся к примерам из жизни. Педагогическая деятельность требует постоянной практики. Учителя – люди, которые являются одновременно профессионалами и ...

Л.С. Выготский и его ученики рассматривают первоначальное определение в игре, что во время игры человек создает и действует в воображаемой для себя ситуации, а не в реальной, и играет определенную роль в соответствии с переданными значениями, которые он придает окружающим объектам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития определенных форм игры. Однако создание воображаемой ситуации и передача значений не могут быть основой для понимания игры.

Основными недостатками этой интерпретации являются следующие:

  • Ориентирован на структуру игровой ситуации без раскрытия источника игры. Передача смыслов, переход в воображаемую ситуацию не является источником игры. Попытка интерпретировать переход от реальной ситуации к воображаемой в качестве источника игры может быть понята только как эхо психоаналитической теории игры.

  • Интерпретация игровой ситуации, возникающая в результате передачи значений и, тем более, из-за попытки извлечь игру из необходимости играть со значениями, является чисто интеллектуальной.

  • Трансформация, хотя и необходима для высоких форм игры, но является производным фактом действия в воображаемой (мнимой) ситуации в начальной и, следовательно, обязательной для каждой игры.

Теория Л.С. Выготского произвольно исключает те ранние формы игры, в которых ребенок не создает воображаемой ситуации. За исключением таких ранних игровых форм, эта теория не позволяет описать игру в ее разработке.

Д.Н.Узнадзе рассматривает игру как следствие тенденции к действиям, которые уже созрели и еще не были применены в реальной жизни. Опять же, как и в теории игр с избыточной силой, игра является плюсом, а не минусом. Он представлен как продукт развития, который, кроме того, превосходит потребности практической жизни. Это хорошо, но серьезным недостатком этой теории является то, что она рассматривает игру как деятельность в рамках зрелых функций, как уход организма, а не как деятельность, которая возникает в связи с внешним миром [ 1 1, 54 ]. Таким образом, игра превращается в формальную деятельность, не связанную с фактическим контентом, который, в некотором смысле, внешне наполнен. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить настоящую игру в ее конкретных проявлениях.

Основным ведущим направлением деятельности студента является обучение, приобретение знаний. Преподавание — это серьезная работа, требующая определенной степени организованности, дисциплины и волевых усилий со стороны ребенка. Часто вы должны делать то, что вам нужно, а не то, что вы хотите. Студент должен достичь определенного уровня психического и эмоционально-волевого развития. Образовательная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире и формирования элементарных понятий. Обучающийся должен быть опытным в умственных операциях, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Важное значение имеет позитивное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения и волевые усилия для выполнения поставленных задач.

10 стр., 4760 слов

Дидактические игры и упражнения на х изобразительного искусства ...

... темы аттестационной работы: «Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в начальной школе». Цель – исследовать дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства, как средство приобщения младших школьников к искусству. Объект – дидактические игры и упражнения ...

Традиционная система образования не в состоянии обеспечить адекватный уровень развития детей с психофизиологическими и интеллектуальными навыками для обучения и развития на более высоком уровне сложности. Поэтому современная школа в последнее время ищет модели обучения, которые позволяют разнообразное развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических навыков и интеллектуальных навыков. Наиболее эффективной формой индивидуализации образовательного процесса, предлагающей наиболее приятные условия, являются нестандартные уроки с игровыми технологиями [ 7 ; 24].

Нестандартные уроки — организация своего рода дополнительной деятельности. По форме это занятие игриво, знакомо и привлекательно для детей, а по ориентации оно носит воспитательный характер.

Ученые-методисты (В.В. Столина, А.А. Бодалева), психологи (Ю.В. Франк, Н.Г. Гайдер) считают, что проведение занятий в игровой форме положительно сказывается на детях, их психике, эмоциональном состоянии [ 7 ;25].

1.2. Основы технологии игровых форм обучения

В общеобразовательной организации особое место занимают такие формы занятий, которые гарантируют активное участие каждого учащегося на уроках, повышают индивидуальную ответственность и авторитет знаний учащихся за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии форм обучения в играх. В.П. Беспалько в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» дает следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология — это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, служба, работа. Игра только внешне кажется легкой и беззаботной. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, выдержки, самостоятельности, ума» [ 3 ; 45 ].

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от репродуктивной деятельности через трансформационную до главной цели — творческой поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует репродуктивная и трансформационная деятельность, в ходе которой учащиеся осваивают методы обучения.

Исходя из этого, мы можем сказать, что технология игровых форм обучения направлена ​​на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего обучения, свое поведение в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы для своей самостоятельной деятельности и предвидеть его непосредственные результаты.

34 стр., 16581 слов

Методика использования инновационных технологий в преподавании ...

... инновационных педагогических технологий. Цель данной работы состоит в выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании в средней школе мировой художественной культуры. Задачи работы сводятся к следующим ... выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности. Воспитанники и сама деятельность представлены процедурно, т.е. как определенная система ...

«Разнообразная» полезность игры известна уже более века, но в современных условиях особое внимание следует уделять ее роли в формировании познавательной деятельности и развитии творческих способностей детей, развитие способности приобретать знания самостоятельно [ 5 ; 4].

Конечно, одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут гарантировать успех в решении всех задач. В то же время спонтанное и чрезмерное использование игр подрывает образовательный процесс, который в лучшем случае превращает их в формальные игры или псевдоигры, в которых давно скучают дети и сам учитель. Поэтому наиболее практичной стратегией образовательной деятельности является разработка и внедрение интегрированных игровых программ в работе с детьми, то есть систематизированных наборов пьес, направленных на достижение определенных целей, задачи и которые предлагаются детям в соответствии с пошаговой логикой пространственно-временного развертывания игры.

Учитель должен овладеть, с одной стороны, способностью разрабатывать и реализовывать программы разработки игр для практической работы и, с другой стороны, умением использовать игровые резервы, которые присущи самой игре, а также типам и формам, присутствующим в игре, в реальной жизни детей. Присущие игре дидактические, адаптирующая, воспитательная, коррекционно-развивающая, развивающая и другие функции должны быть освоены и осознаны педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных нелепостей, грубых ошибок и случайностей, которые возможны при некорректном и бессистемном, просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми.

Таким образом, ценность игры не может быть исчерпана и оценена развлечениями и развлечениями. Это ее феномен, который она может развить как развлечение, отдых, обучение, креативность, терапию, модель человеческого отношения и проявления в работе [ 5 ;5].

В современной школе, в которой основное внимание уделяется активизации и интенсификации учебного процесса, игра используется в следующих случаях:

  • как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой или даже частью предмета;

  • как часть более общей технологии;

  • как урок или его часть (введение, контроль);

  • как технология внешкольной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» охватывает довольно широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, образовательная игра имеет существенную особенность — четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в четкой форме и характеризуется образовательно-познавательной направленностью. Игровая форма деятельности создается в классе с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат средством мотивации и стимулирования образовательной деятельности [ 7 ;6].

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа ...

1.3. Классификация игр

Существует несколько групп игр, которые развивают познавательную активность ребенка и интеллект.

Первая группа – это предметные игры, вроде манипулирования предметами и игрушками. Через предметы-игрушки — дети узнают цвет, форму, объем, материал, мир людей, мир животных и т. д.

Вторая группа — это сюжетно-ролевые, творческие игры, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры, такие как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные являются важной составляющей образовательной, но, прежде всего, внеклассной работы познавательного характера.

Творческие ролевые игры в обучении — это не просто способ организации познавательного материала или развлекательная техника. Игра обладает огромным эвристическим и убедительным потенциалом, она разделяет то, что, по-видимому, едино, и объединяет то, что в обучении и в жизни сопротивляется сравнению и балансированию. Научное предвидение, гадание на будущее можно объяснить «способностью воображения игры представлять системы целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла, не являются системами».

Игры-путешествия. Все они выполняются учениками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются их ролью. Студенты пишут дневники, пишут письма с полей, собирают разнообразные познавательные материалы. Отличительной чертой этих игр является активность воображения, которая создает оригинальность этого вида деятельности. Такие игры можно определить как практическую деятельность воображения, поскольку в них она осуществляется во внешнем действии и непосредственно включена в действие. Следовательно, в результате игры у детей возникает теоретическая деятельность творческого воображения, создание чего-то проекта и реализация этого проекта с помощью внешних воздействий. Существует сосуществование игровой, образовательной и рабочей деятельности. Ученики много работают над изучением книг, карт, справочников и т. д. по этой теме.

Третья группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей, — это игры с готовыми правилами, обычно называемыми дидактическими.

Как правило, они требуют от ученика умения расшифровывать, распутывать, раскрывать и, прежде всего, знать тему. Чем искуснее составлена ​​дидактическая игра, тем искуснее скрыта дидактическая цель. Учащийся учится работать со знаниями, включенными в игру, невольно, невольно, во время игры.

Четвертая группа игр — строительные, трудовые, технические, дизайнерские. Эти игры отражают профессиональную активность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают творческий процесс, учатся планировать свою работу, отбирают необходимый материал, критически оценивают результаты своих и чужих действий и демонстрируют креативность в решении творческих задач. Профессиональная деятельность вызывает познавательную деятельность.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, ...

Игры пятой группы, интеллектуальные игры — обучающие игры, обучающие игры, которые влияют на умственную сферу. На основе конкурса, посредством сравнения, они показывают школьникам, которые играют на уровне своей подготовки, физической форме, предлагают пути самосовершенствования, а это значит, что они стимулируют свою познавательную деятельность.

Учитель, использующий в своей работе все 5 видов игровой деятельности, обладает огромным арсеналом способов организации учебной и познавательной деятельности учащихся [ 4 ; 24].

Лучшие дидактические игры основаны на принципе самообучения, то есть они сами направляют учащихся на овладение знаниями и навыками. Обучение обычно включает в себя два компонента: сбор правильной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты обеспечивают дидактический опыт для студентов. Но получение опыта занимает много времени. Чтобы увеличить «приобретение такого опыта» студентов, научите их самостоятельно обучать этому навыку. Это должно включать образовательные игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у студента острый интерес к предмету, позволяют им развить индивидуальные способности каждого учащегося и стимулируют познавательную деятельность. Ценность дидактической игры определяется не тем типом реакции, который она вызывает у детей, а ее эффективностью в решении конкретной проблемы применительно к каждому ученику [ 9 ; 61].

Эффективность дидактических игр зависит, во-первых, от их систематического использования, а во-вторых, от целенаправленности игровой программы в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, при решении проблемы развития познавательной деятельности необходимо рассматривать развитие самостоятельного мышления студента в качестве основной задачи. Это означает, что необходимы группы игр и упражнений, которые формируют способность выделять основные, характерные особенности объектов, сравнивать, составлять их, группы игр для обобщения объектов по определенным критериям, способность отличать реальное от нереального, обучать умение контролировать себя и т. д. Программирование таких игр — дело каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». [ 9 ;25]

Целью использования технологии игровых форм обучения является развитие стойкого познавательного интереса у студентов через различные игровые формы обучения.

Задачи:

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... актуальностью проблемы, тема исследования: «Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки» Цель исследования : доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и ...

  • образовательные: способствуют усвоению учебного материала учащимися; способствовать расширению кругозора студентов за счет использования дополнительных исторических источников;

  • развивающие: развивать творческое мышление учащихся; способствовать практическому применению навыков и умений, усвоенных на уроке;

  • воспитательные: воспитание моральных взглядов и убеждений; развивать историческое самосознание — сознательное участие в прошлых событиях; Способствовать воспитанию личности, которая развита и реализована.

При выборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным и запоминающимся. Учебный материал должен содержать четкие, конкретные картинки. Если учащиеся не видят картинок общественной жизни, культур, стран, людей, они изучают только словесные формулировки без жизненно важного содержания, которое быстро забывается. Помимо текста учебника и преподавателя, при работе со студентами существует богатая возможность использовать тексты художественных произведений.

В дальнейшем такой подход при выборе содержания учебных материалов помогает студентам работать на холсте на основе ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь — учитель показал, как он шаг за шагом собирает информацию, как это позволяет ему оживить ее, сделать урок интересным, эмоционально насыщенным — в свою очередь, студенты используют одни и те же средства в своей самостоятельной работе [9; 34].

Раздел II . Способы стимулирования познавательной активности учащихся в учебной деятельности

2.1. Концепция познавательной деятельности

Существуют разные подходы к понятию познавательной деятельности студентов. Б.П. Есипов считает, что активация познавательной деятельности — это сознательное и преднамеренное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, навыками и способностями. Г. М. Лебедев отмечает, что «познавательная активность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности учителя и учеников, а во втором — о деятельности учеников. Во втором случае автор интегрирует интерес, самостоятельность и добровольные усилия школьников в концепцию познавательной деятельности [ 3 ;142].

В обучении активную роль играют образовательные проблемы, суть которых заключается в преодолении практических и теоретических препятствий в осознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые ведут учащихся к индивидуальной исследовательской и исследовательской деятельности.

Влияние деятельности на формирование познавательной активности подростков зависит от ее педагогически правильной организации, использования ее объективных условий и внутренних способностей личности ученика.

Особое значение для создания зрелых форм воспитательно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы воспитательной деятельности, реализация форм самоконтроля и самооценки. Резервы — это постоянные интересы в выявлении широко распространенных закономерностей в учебной дисциплине и способах получения знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности [ 3 ;169].

2.2. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося

В работе над технологией игровых форм обучения используется разнообразный набор учебных пособий:

1. Работа с учебником.

2. Использование учебного аппарата.

3. Иллюстрации к учебнику.

4. Географические карты.

5. Учебные картинки.

6. Учебные фильмы, киноленты, пленки, художественные альбомы и открытки.

7. Тексты художественной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyika-i-literaturyi-2/

8. Творческие работы самих студентов — рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры

Управление многими играми необходимо для активизации процесса самообразования ребенка. С нашей точки зрения, ряд следующих моментов следует отнести к педагогическим подходам к организации детских игр.

Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему нужно и какие образовательные задачи требуют их решения. Если игра коллективная, вам необходимо точно знать состав игроков, их интеллектуальное развитие, физическую форму, возрастные характеристики, интересы, уровни общения и совместимости и т. Д. Выбор игры зависит от времени проведения, климатических условий, продолжительности, часов дневного света и месяца проведения. Наличие игровых аксессуаров зависит от конкретной ситуации в детском коллективе.

Цель игры находится вне игры, а результат игры может быть выражен в виде внешних объектов и всевозможных изделий (моделей, моделей, игрушек, конструкторов, кукол и т. д.), «Продуктов» художественного творчества, переднего плана и т. д. В игре заменены естественные темы. Дети играют в игры из желания повеселиться, и результат может быть конструктивным. Игра может служить средством для получения чего-то, хотя источником ее действий являются добровольно взятые на себя задачи индивидуума, креативность игры и дух соревнования. В играх ребенок достигает целей на нескольких взаимосвязанных уровнях, взаимосвязанных между собой.

Первая цель

Цель второго уровня

Цель третьего уровня

Основная задача при предложении игры состоит в том, чтобы вызвать к ней интерес, в такой постановке вопроса, когда цели педагога и желания ребенка совпадают. Приемы игры могут быть устными и письменными. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, которые вызывают желание играть, воспроизводить плакаты, рекламу радиоигр и т. Д. Предложения игры включают в себя объяснение ее правил и приемов. Объяснение игры — очень важный момент. Игра должна быть кратко и точно объяснена перед началом. Объяснение включает в себя название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, включая различение игроков, объяснение значения аксессуаров игры и т. д. [ 11 ; 68 ]

Игровым обычно называют коллектив детей, «созданный для проведения игр»

Одним из решающих моментов в детских играх является распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, основными и второстепенными. Назначить детей на роли в игре сложно. И скрупулезный. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических характеристик. Многие игры основаны на равенстве ролей. В некоторых играх требуются капитаны, водители, то есть командные роли в соответствии с сюжетом игры. Учитывая, какая роль особенно полезна для ребенка, учитель использует следующие приемы:

  1. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

  2. Назначение на роль непосредственно взрослым.

  3. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

  4. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

  5. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При разделении командных ролей необходимо, чтобы роль помогала неуполномоченным укреплять свой авторитет, неактивным — быть активными, недисциплинированными — организовываться, детям, которые что-то компрометировали — восстанавливать утраченный авторитет, новичкам, мальчикам, которые стесняются детской команды — доказывать себя, дружить со всеми.

В игре следует позаботиться о том, чтобы не было высокомерия или чрезмерной власти командных ролей над второстепенными ролями. Непослушание в игре может испортить игру. Убедитесь, что роль имеет действие, роль без действия мертва, и ребенок выйдет из игры, если делать нечего. Отрицательные роли нельзя использовать в игре, они разрешены только в юмористических ситуациях.

Перечислим основные принципы организации игры:

  1. Принципы развития игровой динамики.

  2. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

  3. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

  4. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил: от игрового состояния — к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, «вечным» [ 9 ;145].

Этот процесс может быть упрощен с помощью соответствующих методов педагогического руководства в учебных целях. В юношеских классах некоторые виды игр полностью переносятся на ментальный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, ролевые игры).

Детское воображение создает план визуального представления реальности, формирует умение оперировать ими.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов на уроке.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Задачи:

  • умение строить диалог;

  • эмоциональный настрой на получение знаний;

  • получение конкретных знаний через личное ощущение;

  • создание образного представления об изучаемом предмете.

  1. Урок – игра (сюжетно-ролевые игры)

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.

Задачи:

  • умение ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.

  • умение работать со словарем.

  • у мение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

  • у частвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме .

  • умение и навык работы в библиотеке.

  • ф ормировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

  • умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос. [ 9 ; 149]

Урок, проведенный в игровой форме, требует некоторых правил:

  1. Предварительная подготовка. Необходимо обсудить круг проблем и формы участия. Роли должны быть предварительно назначены. Это стимулирует познавательную деятельность.

  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и поможет повысить эмоциональный фон урока.

  3. Обязательна констатация результата игры.

  4. Компетентное жюри.

  5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Итак, главное — уважать личность ученика, стремление развивать интерес к работе, наоборот, стараться развивать его, не оставляя чувства беспокойства и сомнений.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М. Баева «Мы играем на уроках русского языка: пособие для учителей иностранных школ». Автор дает основную концепцию игры как учебного пособия и делает следующие выводы:

  1. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  2. Игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  4. Игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  5. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [1; 56].

Игры, предложенные П.М. Баев для учащихся иностранных школ может быть использован в готовом или измененном виде на уроках русского языка в русской школе.

Как положить урок в игровую форму в школьной практике? Вариантов очень много, но, на мой взгляд, должны соблюдаться следующие условия:

1) соответствие игры образовательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) модерирование в использовании игр в классе.

Требования к проведению дидактических игр:

  • Игра — это форма деятельности учащихся, в которой реализуется окружающий мир, открывающий пространство для собственной деятельности и творчества;

  • Игра должна основываться на интересах;

  • Обязательно требуется элемент соревнования между участниками игры.

Кроме того, в контексте темы я хотел бы выделить следующие типы уроков:

1) ролевые игры на уроке (постановка);

2) организация игрового образовательного процесса с использованием игровой деятельности (урок — конкурс, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) организация игры образовательного процесса с использованием действий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти почерк, выполнить один из видов анализа и т. д.);

4) использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знание нового материала, закрепление знаний, навыков, умений, повторение и систематизация того, что было усвоено).

Фрагменты дидактических игр и упражнений на уроках русского языка в начальной школе.

Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, развивать фонематический слух, расширить словарный запас.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Подбирая проверочные слова, объяснить орфограммы.

Используя данные слова, составить предложения.

Игра «Шифровальщики»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков, процессов синтеза и анализа, понимание смысло-различительной функции буквы и звука, развитие логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся.

Ход:

Например:

1. Лажок, аалтрек, зоонкв, раукжк (ложка, тарелка, звонок, кружка)

2. Страа, оарз, роамкша, енкл (астра, роза, ромашка, клен)

3. Здзеав, плнаеат, сген, отрбиа ( звезда, планета, снег, орбита)

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания мягких и твердых знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Вата», другая – «Камень». Команда «Вата» встает, если я прочитаю слово с мягким знаком, если читаю слово с твердым знаком, встает команда «Камень».

Слова:

Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель: активизировать внимание, словарный запас, память, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи.

2. Жилет, животное , живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

Игра «Бумеранг»

Игра воспитывает у детей быстроту реакции и внимание: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простая задача (легкая), простой человек (бесхитростный), простая истина (прописная); беспокойный взгляд (тревожный), беспокойный человек (неугомонный); крепкая подошва (прочная), крепкая дружба (надежная).

Найди антоним.

Близкий человек (чужой), близкий берег (далекий); веселое настроение (грустное), веселая комедия (скучная); глубокие знания (поверхностные), глубокий колодец (мелкий); мелкая река (глубокая), мелкая рыба (крупная).

«Фразеологический зверинец».

Цель:

Добавить недостающее слово – название животного. Хитёр, как…(лиса).

Голоден как…(волк).

Нем как…(рыба).

Труслив, как…(заяц).

Здоров как…(бык).

Колючий как…(ёж).

«Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

Дидактическая игра: «Одним словом».

Цель: развивать умение обобщать, активизировать словарный запас детей.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

  1. Шестьдесят минут-…(час).

  2. Обрубок дерева — …(чурбан).

  3. Густой частый лес- …(чаща).

  4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

  5. Хищная рыба с острыми зубами — …(щука).

  6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник) и

  7. Прикрывать глаза от солнца — … (щуриться).

Анализ показал, что такие уроки достигли своей цели. Использование этих методов позволило определить, насколько прочно дети овладели знаниями по темам. Эти методы помогли раскрыть уровень знаний детей в интересной, интересной форме и активировать интеллектуальную деятельность младших школьников.

Даже К.Д. Ушинский посоветовал включить в серьезную воспитательную работу учащихся элементы развлечений и игр. Это позволяет студентам организовать свою работу и сделать ее более продуктивной. При разработке игр необходимо обеспечить, чтобы учебные задания предлагались именно в виде заданий, но чтобы дети все еще играли, когда они выполняются.

Реализация игровых приемов и ситуаций в обучающей форме происходит по следующим основным направлениям:

  • перед учениками ставится дидактическая задача в виде игрового задания;

  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве носителя;

  • в образовательную деятельность внедрен элемент конкуренции, который превращает дидактическое задание в игровое задание;

  • успех дидактического задания связан с результатом игры.

Дидактическая игра является ценным средством обучения умственной деятельности детей, она активизирует умственные процессы и вызывает у студентов большой интерес к процессу познания. В нем дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои сильные стороны, развивают навыки и умения. Это помогает сделать каждый учебный материал увлекательным, создает глубокое удовлетворение среди учащихся, создает радостную рабочую атмосферу и облегчает процесс усвоения знаний.

В.А. Сухомлинский очень высоко оценил игровой процесс и писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра — есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но она отличается от обычной школы тем, что человек, который учится в процессе игры, даже не подозревает, что он чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Этот учитель является учителем. Процесс обучения может проводиться в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик спрашивает учителя, если он не понимает, что-то и может исправить его понимание, или учитель задает вопросы ученикам для контроля).

В игре нет легко узнаваемого источника знаний, нет ученика. Процесс обучения развивается на языке действия; Все участники игры учатся и учатся через активный контакт друг с другом. Научиться играть осторожно. Азартные игры в основном добровольные и желательные [7;8].

В каждом классе есть группа учеников, которые классифицируются как «невидимые и тихие». Коллективный командный дух, желание победить, часто трансформирует этих застенчивых детей и дает им возможность проявить себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие навыки.

Игра особенно полезна для детей с низкой успеваемостью, поскольку в процессе подготовки у ребенка повышается учебная мотивация. Подготовка не является однообразной и однообразной работой по сбору необходимой информации по предметам. Дети делятся на команды заранее. С помощью учителя распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учеников внутри группы, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик мог показать свои навыки. Для этого вы можете предложить различные формы ответов: письменные, устные. Вы также можете предложить соревнования с ограниченным фокусом: соревнования капитанов, соревнования теоретиков и т. д.

В игре есть свои правила, победитель должен выйти в финал, и интеллектуальная игра не является исключением. Однако вам нужно убедиться, что окончание заканчивается максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения темы и первым шагом к началу следующей игры. Мы должны убедиться, что большинство участников игры получают мотивационные награды и дипломы.

Умственные игры приносят большую эффективность, если они проводятся не время от времени, а в системе [ 4 ;11].

2.3. Использование игровых технологий во внеклассной работе по русскому языку

Различные виды внеклассных работ по русскому языку («Что? Где? Когда?», Лингвистический КВН, «Счастливый случай», экскурсии, олимпиады, вечера и т. д.), которые могут проводиться между учениками разных классов, доставить ученикам удовольствие. Такие формы игры могут использоваться как в начальной, так и в средней школе.

Целью уроков КВН является повторение разделов или тем. Организация таких уроков в основном состоит из 6 этапов.

Первый этап — разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме или разделу.

Второй этап — конкурс «Домашнее задание» (готовится за 2-3 дня до урока).

Нужно сыграть сценку, где необходимо отразить основное содержание раздела или темы.

Третий этап – это решение задач с выборами ответа.

Четвертый этап — это конкурс «Угадай-ка». Один ученик выходит из класса. Когда этот ученик возвращается, остальные ученики намеками и примерами показывают явление или понятие, входящее в тему. Ученик который вышел должен угадать, что показывают.

Пятый этап — это конкурс «художников» и «артистов». В команде «художник» выходит из класса. «Демонстратор» всем показывает эксперимент и объясняет его. В класс приглашают «художника» и для него «артист» пантомимой показывает опыт. «Художник» должен узнать то что показывает «артист» и изобразить все рисунком.

Шестой этап — это подведение итогов.

Такие события позволяют повторять изученный материал в игровой форме, развивают умение выделять различные признаки явлений. Укрепить знания студентов о концепциях.

Экскурсии в основном предназначены для углубления, понимания и закрепления учебного материала. Активация студентов на экскурсиях выражается в устных ответах, рассказах, вопросах, в их личном опыте и суждениях .

Требования к играм:

  • игра — это форма ученической деятельности, в которой реализуется окружающий мир, открывающий пространство для личной активности и творчества;

  • игра должна быть основана на интересе;

  • элемент соревнования между участниками игры является обязательным.

Такие внеклассные мероприятия используются для развития навыков использования знаний, полученных на практике. Это сложная форма учебной деятельности, которая требует много подготовки и много времени.

Основные особенности проведения внеклассных мероприятий по русскому языку:

  • моделирование отдельных видов практической деятельности;

  • моделирование условий, в которых происходит деятельность;

  • наличие ролей, их распределение среди участников игры;

  • разница в ролевых целях участников игры;

  • взаимодействие участников, выполняющих определенные роли;

  • наличие общей цели для всей игровой команды;

  • групповая или индивидуальная оценка деятельности участников игры.

Игровой процесс позволяет формировать, изучать, находить и принимать решения о качествах активного участника игрового процесса. Развивайте навыки, которые можно найти в других условиях и ситуациях. Узнать конкурентоспособность, эксцентричность поведения и умение адаптироваться к меняющимся игровым условиям. Изучите умение общаться, устанавливать контакты; Наслаждайтесь общением с партнерами и учитесь создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игра – это самая активная форма человеческой деятельности. Редко можно найти ребенка (и взрослого), который не участвует ни в какое время в какой-либо игре. Гибкая система образовательных игр позволяет учиться с интересом, и этот интерес только увеличивается с выбором игр. игры. Эта модель обучения является более перспективной, чем традиционная модель. Проводится по схеме: ученик-учитель-ученик, это позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это неосознанно, интуитивно, а учитель играет роль катализатора; его навыки и знания помогают ученику быстрее развиваться.

Уроки и внеклассные занятия с использованием игровой методологии значительно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепостить студента, его мышление.

В реальной практике обучения все виды игр могут действовать как как независимые, так и взаимодополняющие. Использование каждого типа игр и их различных комбинаций определяется характеристиками учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами [1;86].

Заключение

В сознании ещё достаточно

Такие взгляды, сформировавшиеся за время существования в педагогике подходов к авторитаризму, «гиперсерьезности» и монотонно-серых псевдоклассических методов, давно отвергли игровую учебную деятельность. Тот факт, что игра качественно разработана, методически обусловлена ​​и успешно внедрена в контексте урока, требует активной и вдумчивой работы, тщательного анализа учащихся, равно как и других методологических форм изучения языка, которые также активизируют обучение, развивают интерес учеников к языку был полностью проигнорирован. Это способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному возбуждению, что, несомненно, положительно влияет на усвоение материала

В наше время, когда научно-педагогическая общественность всё больше осознают необходимость переориентирование лингводидактики в сторону обеспечения глубоко индивидуального подхода к каждому из учеников. Природосоответствующий характер обучения как развития лучших задатков ребёнка, которые прежде всего предусматривают соблюдения единства её самодеятельности и самостоятельности с педагогическим руководством и учётом процессов её самореализации и саморазвития. Существенные позиции в учебном процессе завоёвывает идея разнообразия учебных форм, которая требует от учителя творческого подхода к своей работе.

Каждый учитель языка и литературы должен вкладывать большие усилия и высокий профессиональный уровень во время подготовки каждого урока, чтобы студенты получали высокие лингвистические знания в особенно понятной, привлекательной и интересной форме.

Чтобы донести до детей уникальную красоту и таинственную, волшебную изощренность и сложность нашего языка и предоставить им необходимую минимальную информацию о языке и его законах для грамотного использования языка и смелого языкового творчества, учителя языка должны избегать клише в своей работе и осторожно использовать свои собственные методы. Разработка методик дополняет традиционный набор методов оригинальными инновациями.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что в среднем с помощью игр учащиеся усваивают образовательную информацию — 70%, что гораздо более эффективно по сравнению с такими методами, как чтение (10%) или лекция (5%)[10;61]. Педагоги также заметили, что дети, которые постоянно занимаются интенсивной, разнообразной и систематической, игровой деятельностью, имеют лучшее здоровье по сравнению со своими сверстниками, которые вынуждены работать в условиях «серого шаблона», однообразного стандарта [ 6 ;73].

Активному формированию у ребенка мировоззренческих, идеологических, нравственных и духовных приоритетов способствует использование игровых технологий. Форма игры освобождает учащихся более успешно и эффективно, снимает их жесткость, поскольку ошибки, которые допускает ребенок во время игры, не беспокоят его так же сильно, как в обычных упражнениях. Кроме того, во время игры учитель является не контролером, а ведущий или игрок, что облегчает общение на уроке.

Все эти причины предопределили разработку единой системы изучения русского языка с использованием игровых технологий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyika-i-literaturyi-2/

  1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка/П.М.Баев.-М.: Просвещение, 1999.-302с.

  2. Баранов Н.Т. Методика преподавания русского языка/Н.Т. Баранов. — М.: Просвещение, 1990.-457с.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.-345с.

  4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения/Ф.Н.Блехер. — М.: Просвещение, 2003.-451с.

  5. Бромберг И.Г. Игровые программы/И.Г.Бромберг//Начальная школа. — 1991.-№ 9.-С.3-7.

  6. Гин А. Приёмы педагогической техники/А.Гин.-М.: Вита-пресс, 1999.-273с.

  7. Коновалова Е.И. Н естандартные уроки /Е.И. Коновалова. — М.: Дрофа, 2002.-234с.

  8. Соловейчик М.С . Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /М.С.Соловейчик.- М.: Просвещение, 1999.- 331с.

  9. Шмалов С.А. Игры учащихся-феномен культуры /С.А.Шмалов.- М.: Новая школа,1994.-250с .

  10. Щербань П. Прикладна педагогіка / П.Щербань.-К.: Вища школа, 2002.-478с.

  11. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.П.Эльконин.-М.:Педагогика, 1999-220с.