Дидактические игры и упражнения на х изобразительного искусства в начальной школе

Дипломная работа

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся дидактические игры и упражнения.

Актуальность проблемы использования дидактических игр и упражнений в процессе обучения определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности. Игра как важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В дидактических играх этой целью является развитие.

В начале своего обучения ребенок еще не может сразу взять и забыть то, как с ним играли в дошкольном учреждении, так как ведущая деятельность была игровой. В первом классе игровая деятельность тоже имеет место быть, но уже под другим названием – «дидактическая игра», которая помогает ребенку в школе понять содержание школьного предмета.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре, как в ведущем виде деятельности, активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

Неразвитость игровой деятельности ведет к тому, что ребенок оказывается не готовым к обучению в начальной школе.

В связи с этим, обучая посредством игры, задача учителя построить урок, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованный урок изобразительного искусства поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

Всё это обусловило актуальность выбранной темы аттестационной работы: «Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в начальной школе».

21 стр., 10448 слов

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

... деятельности. Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах. В работе поставлены следующие задачи : изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, ... оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, ...

Цель – исследовать дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства, как средство приобщения младших школьников к искусству.

Объект – дидактические игры и упражнения как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству.

Предмет – процесс обучения с использованием дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

В качестве гипотезы выдвигаем предположение о том, что целесообразность использования игр и упражнений, как дидактического метода, может способствовать активизации познавательной деятельности, приобщению к предмету если:

  • игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы;
  • игры используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются, соответствуют познавательным возможностям учащихся;
  • игры оказывают стимулирующее воздействие при изучении учебного материала.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления сущности дидактических игр.
  2. Организовать и применить дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и проведение дидактических игр и упражнений.

Экспериментальная база исследования: МОБУ СОШ №3, с. Красноусольский. В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста.

Структура аттестационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе

1.1. Методика преподавания изобразительного искусства

Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Поступивший в учебное заведение школьник занимает абсолютно новую роль в системе взаимоотношений людей: у него возникают постоянные обязанности, объединенные с учебной деятельностью [10, с. 47].

Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство [5, с. 31].

В начальной школе решаются следующие задачи:

  • формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
  • овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;
  • формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре [16, с. 65 – 66].

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность [10, с. 53]. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка [5, с. 39].

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... в начальной школе на всех уроках. Цель данной квалификационной работы - выявить пути повышения результативности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств ...

Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием – задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства [8, с. 98 – 99].

В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп.

Место и роль искусства в современном понимании содержания образования. Содержание образования — это социальный опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования:

  • знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.);
  • способы деятельности (умения, навыки);
  • о творческой деятельности (решение творческих задач);
  • опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.)[8, с.

176].

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

  • непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
  • видеть в окружающем мире своё продолжение;
  • чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
  • осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
  • осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения [15, с. 136 – 137].

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

7 стр., 3436 слов

Художественное образование как явление художественной культуры

... современного искусства; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. [12] .3 Содержание и основные методологические принципы художественного образования Содержание и методологические принципы художественного образования должны ...

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.

В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов [17, с. 107].

Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.

На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии:

  • эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
  • первичных форм художественного воображения;
  • способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах [16, с. 186].

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется и в среднем звене становиться более значимой. Общее для всех видов искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В среднем звене специфические средства выразительности изобразительного искусства должны стать для школьников более ясными.

В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и др. [21, с. 145].

11 стр., 5066 слов

Методика обучения изображению портрета детей дошкольного возраста

... основы обучения изображению портрета детей дошкольного возраста 1 Ознакомление дошкольников с портретной живописью Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет ... занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности. Знакомство с портретным жанром рекомендуется ...

Таким образом, именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в обучении. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это — залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» – гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка [19, с. 178].

Методы обучения изобразительному искусству.

Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово).

Физиологической основой единства словесных наглядных методов является учение И.П. Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа.

Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности [21, с. 194].

Беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисование на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения [12, с. 179].

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре ... детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей ... играм. У детей среднего дошкольного возраста ...

При рисовании на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагога оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют, как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замысливания образа [2, с. 63].

На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания.

В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита).

Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей [2, с. 67].

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки – одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность [10, с. 46].

Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

22 стр., 10597 слов

«Развитие творческих способностей учащихся на х изобразительного ...

... задания в группах. Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Данная цель позволила сформулировать ... Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая ...

Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха [14, с. 204 – 206].

1.2 Дидактические игры и упражнения как эффективное средство при обучении изобразительному искусству

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Технология (от греч. « techne » — искусство, мастерство, умения и «логос» — наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [7, с. 67].

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:

  • совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
  • логика, последовательность компонентов;
  • методы, приёмы, действия, операции;
  • гарантия результата [6, с. 32].

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

  1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
  2. По характеру педагогического процесса:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
  1. Согласно Г.К. Селевко, по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
  2. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
  3. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [18, с. 50 – 60].

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [9, с. 86-87].

Таким образом, дидактическая игра содержит: цель, средства, процесс, результат игры. Поэтому дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети ... искусства. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем дошкольном возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, ... работу сердца, ... игры ...

А. Запорожец подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Игра на уроке — это вид работы, позволяющий снять усталость, предотвращающий умственную перегрузку, поддерживающий трудоспособность. Эти факторы, а также активная работа учащихся обеспечивают высокий уровень усвоения учебной информации.

Дидактические игры могут:

  • иметь словесную форму;
  • объединять слово и практические действия;
  • сочетать слово и наглядность;
  • объединять слово и реальные предметы [20, с. 6 – 10].

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;
  • задания всегда опережают развитие способностей;
  • поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;
  • все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

  • дидактическим целям;
  • организационной структуре;
  • возрастным возможностям их использования;
  • специфике содержания.

Целевая ориентация игр:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

5 стр., 2130 слов

«Пение — как основной вид музыкальной деятельности детей»

... Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами. Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на ... песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, ...

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми. Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

Основные функции игровой позиции педагога:

  • гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
  • повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
  • экономия нервных затрат педагогов и школьников;
  • обеспечение гибкого поведения учителя [9, с. 81 – 96].

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям [13, с. 185].

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя» [3, с. 6 – 7].

Включение игровых моментов на уроках изобразительного искусства позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения.

Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки изобразительного искусства, математики, русского языка, естествознания. Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера.

Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску. И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него.

Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям. Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение. [21, с.136]

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо» [12, с. 184].

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Таким образом , важно сделать урок изобразительного искусств интересным и занимательным. Этому мы посвятим следующую главу нашей работы.

Глава 2. Использование дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе

2.1. Применение дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и интересных упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала [17, с. 159].

Упражнение как важнейший метод учения строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Без них никаких умений и навыков сформировать невозможно.

Упражнение — это активный поиск обучающимися оптимальных способов выполнения действий: умственных при решении учебных задач (упражнений) теоретического плана или сенсорно-двигательных при обучении практическим навыкам как в сознаваемых, так и в несознаваемых компонентах).

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя» [4, с. 32].

Игровые упражнения на уроках изобразительного искусства занимают значительное место в системе учебных ситуаций.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения.

По форме упражнения могут быть:

  • изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
  • устными (ответы по теоретическим вопросам);
  • письменными (анализ произведений искусства).

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе.

Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

Упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

Упражнения на передачу цветом определенного настроения, способствуют осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3 — 15 минут).

Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр: