Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка — физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.

Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции [14, с.260].

Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» [35, с.125].

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... школе. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Вопрос развития ... указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже ...

Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении [24, с.215].

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.

Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.

Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. дошкольник изобразительный подготовка ребенок

Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.

Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.

Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:

  • развитие мелкой моторики рук,
  • умение работать по образцу,
  • способность концентрировать свое внимание на важном,
  • умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  • Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.
  • Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.

Теоретическими источниками исследования послужили:

4 стр., 1759 слов

Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное ...

... персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки) - Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий ... – Почему? (Полянку кто-то заколдовал). - Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же ... может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно ...

  • ? исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);
  • ? теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);
  • ? исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).

Методы исследования:

  • теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, искусствоведения;
  • изучение и анализ действующих программ кружков и факультативов, дошкольной документации, учебно-воспитательных планов, дидактических пособий по изобразительному искусству и художественному труду;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений образования;
  • педагогические наблюдения и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений учащихся, сравнительный анализ вариантов решения практических заданий;

— психолого-педагогический эксперимент по совершенствованию художественно-творческой деятельности и повышению уровня подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста на кружковых занятиях изобразительным искусством и художественным трудом, обработка экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.

Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и компонентами психологической готовности к обучению в школе.

Теоретическая значимость исследования:

  • ? определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравственной культуры личности;
  • ? предложена организационно-педагогическая модель обучения рисованию дошкольников через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;
  • ? раскрыты сущность и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение уровня подготовки детей к школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспериментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей дошкольного возраста.

36 стр., 17863 слов

Элементы художественного творчества на х развития речи в начальной школе

... развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, ... что ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний учащегося, представляет собой сложную ...

Глава 1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности

1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе

Осуществляемая в стране перестройка системы начального образования, высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей.

Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:

1. морфофункциональном,

2. умственном,

3. личностном [9, с.314].

Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).

Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей. [13, с.25].

Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно — волевой, социально — психологической готовности к школе.

Центральным понятием нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, эмоциональный компоненты [25, с.37].

Одна из проблем, связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе, заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше, тем лучше».

3 стр., 1125 слов

«Готовность ребенка к школе»

... степени знакомы с буквами и цифрами. Наибольшее значение для нас имеет психологическая готовность. В ее структуре выделяют интеллектуальную, мотивационно-личностную и эмоционально-волевую готовность к обучению. ... специальный компонент – способность к письму и счету. Я думаю, это связано с тем, что многие современные дети, поступая в школу, уже в некоторой ...

В данной ситуации, на наш взгляд, наиболее целесообразен выбор того направления, которое наиболее перспективно с точки зрения решения насущных психолого-педагогических проблем, касающихся формирования психологической готовности ребенка к обучению на современном этапе.

Как было отмечено выше, в современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к обучению рассматривается в двух аспектах, как:

1. интеллектуальная готовность детей к школе,

2. личностная готовность детей к обучению, которая включает в себя

а) нравственно-волевую,

б) эмоциональную,

в) коммуникативную,

г) мотивационную стороны [31, с.211].

Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению.

В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.

В рамках данного интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова); усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста форме [11, с.237].

Наряду с исследованиями сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения, мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля, самостоятельности, эмоциональное воспитание [36, с.231].

Нравственно-волевая готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели [9, с.253].

17 стр., 8409 слов

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности

... обучения на активизацию творческой активности учащихся. Теоретическая значимость исследования уточнены понятия «творчество», «активность», «творческой активность» в контексте исследуемой проблемы; обоснована особенность творческой деятельности ... гуманизации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного ...

Основу для развития произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым усилием, с сознательным преодоление сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.

Данному направлению были посвящены исследования Д.Б. Эльконина, Е.М. Бохорского, которые выделили в качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной деятельности, способность к подчинению правилам и требованиям взрослого [22].

В работах Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской показателем психологической готовности к обучению является умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [8].

Данное умение связывается авторами со способностью овладения общим способом действования в ситуации учебной задачи.

Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л.И. Божович. Ею было выделено несколько аспектов психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: в первую очередь, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Данные новообразования психики дошкольника находятся в соответствии с предъявляемыми школой требованиями и тем самым должны обеспечить оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности [13, с.83].

Психологическая готовность к школе связывается также с формированием ряда элементов учебной деятельности, способности действовать по образцу, умения слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою и чужую работу.

В рамках коммуникативного подхода формирование психологической готовности к обучению связано с общением ребенка. В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми, согласно данному направлению, ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, учитывать установки другого человека и адекватно на них реагировать. Тем самым формируются предпосылки учебной деятельности. Положение о решающей роли общения было выдвинуто и последовательно разработано Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставшими функциями личности и формами ее структуры [22, с.16].

Как отмечает А.В. Запорожец, «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений, оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих процессов» [36, с.125].

К данному направлению относится также подход Е.Е.Кравцовой, основанный на ведущей роли общения в развитии ребенка и деятельностной концепции: проблема психологической готовности к обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих видов деятельности в возрастном периоде 6-7 лет, то есть перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Смена ведущих типов деятельности интерпретируется Е.Е.Кравцовой как смена форм общения ребенка с окружающими людьми [22, с.17].

31 стр., 15361 слов

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества ...

... проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека ... ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию ...

Все вышеперечисленные подходы представляют собой основные направления в исследовании психологической готовности детей к обучению в школе. Однако, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать ряд особенностей, имеющих место на современном этапе.

Так например, многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения становления психологической готовности какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов данного образования, которое было необходимо на этапе первичного изучения этого феномена, накопления теоретических данных и эмпирического материала, к созданию целостной концепции психологической готовности ребенка к школе.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано усложнением задач воспитательно-образовательной работы, повышением требований к уровню развития будущих школьников. Как отмечают специалисты, имеет место недостаточная психологизированность в дошкольном воспитании. То есть при построении системы последнего мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика данного периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом, организация режима дня скорее прямо перенесены из других, более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.

Таким образом, приходим к выводу о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Поэтому для построения наиболее эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в преддверии перехода к следующему жизненному этапу — обучению в школе, необходимо задействовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы личности ребенка дошкольника.

1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования

В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность — основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

3 стр., 1331 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... подобласти «Музыка». 4. Рассмотреть показатели диагностики музыкальной культуры ребенка. 5 . Рассмотреть музыку как средство развития ребенка. Методы исследования 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание Понятие «музыкальная культура» в последнее время становится все ...

Проблема преемственности между детским садом и школой появилась с возникновением общественного дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда большинство детей приходит в школу из детского сада.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения детей в детском саду, которая будет способствовать подготовке их к школе [18, с.255]. С другой стороны, в исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных психологами Е. И. Игнатьевым, Г. А. Лабунской подчеркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учетом имеющихся у детей знаний, умений и навыков приобретенных в детском саду [3, с. 70].

Рассмотрим содержание работы детского сада и школы по изобразительной деятельности. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности дети в основном выполняют практическую работу, с произведениями искусства они знакомятся на других занятиях: рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.

Репродукции картин, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства используются как варианты удачно выполненных образцов.

В школе изобразительное искусство становится учебным предметом и не только включает обучение рисованию, но и предполагает знакомство, и глубокое изучение детьми произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В детском саду разнообразны занятия по изобразительной деятельности: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепка предметная и сюжетная, аппликация и конструирование разных видов. Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все они равноценны. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и декоративное рисование. При этом большое значение как учебный предмет приобретает рисование с натуры. Практическая деятельность по лепке, аппликации и конструированию в школе отнесена к ручному труду [18, с.267].

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности — от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.

34 стр., 16570 слов

Фольклор в детском саду

... Фольклор (англ. Folklore - народная мудрость) – это общее название художественной деятельности конкретного народа, включающей в себя устное народное творчество, промыслы, костюмы, традиции и обряды, ... развития дошкольников через организацию занятий с элементами фольклора. 3. Описать опыт практического использования фольклора в музыкально-педагогическом процессе в МБДОУ «Детский сад «Колосок» ...

Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей 6—7 лет к рисованию с натуры. Программы воспитания и обучения в школе и детском саду предусматривают условия создания преемственности по этой линии.

Анализ программы начальных классов по изобразительному искусству показывает, что наряду с последовательным усложнением учебных задач в предметном рисовании имеет место некоторое повторение программы детского сада. Так, в I классе дети учатся определять форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на простых по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель).

Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, которые решались в детском саду. Это объясняется тем, что не все дети приходят в школу из детского сада, с ними необходимо начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили еще до школы. Кроме того, в школе предъявляются более высокие требования к выполнению рисунка и некоторые повторения оправданны.

Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру [35, с.255].

В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка — рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.

Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.

Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.

В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.

В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.

Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.

Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа — обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования [6, с.51].

При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).

В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.

Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.

Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.

Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Именно на данном теоретическом предположении мы обосновали основные положения опытно-экспериментального исследования, которые и будут отражены в следующей части курсовой работы.

Глава 2. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

2.1 Задачи развития творчества детей в детском саду

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено — дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание детей.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов [19, c. 59].

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца и многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей [23, c. 49].

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя — направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

3.1 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы.

Задачи диагностической работы:

1. Изучить общие особенности готовности детей к школе — сформированность и уровень развития основных психических процессов.

2. Выявить наличие предпосылок к учебной деятельности и испытуемых: умение подчинять свои действия определенному правилу и точно выполнять указания взрослого.

3. Оценить уровень развития графического навыка у испытуемых — как предпосылки для последующего успешного развития письменности.

Для решения поставленных задач в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментально работы были проведены следующие методики:

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.

2. Методика «Учебная деятельность».

Остановимся на основных характеристиках данных методик.

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека.

Задание 1. Рисование мужской фигуры по памяти.

Задание 2. Срисовывание письменных букв.

Задание 3. Срисовывание группы точек.

Стимульный материал: листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.

Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, именно эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Задания на срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение дошкольников работать по образцу. Эти два задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Обработка результатов теста проводится по пятибалльной шкале отдельно по каждому из заданий (Приложение 1), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Уровень развития детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как высокий, от 7 до 11 — средний, от 12 до 15 — низкий. Дети которые получили от 12 — 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Методика «Учебная деятельность».

На данной методике остановимся более подробно, так как при проведении воспитатель должен учесть все ее особенности и объяснить их ребенку.

Цель: выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности, а именно: — умение подчинять свои действия определенному правилу,

  • умение слушать и точно выполнять указания взрослого.

Стимульный материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геометрических фигур размером 2×2 мм. Образец представлен в Приложении 2.

Верхний ряд состоит из треугольников, средний — из кружков, нижний — из квадратов. Фигурки нижнего ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего — в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — по 16.

В верхней части первой страницы расположена короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (А).

Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать узоры под диктовку взрослого.

Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры — и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

  • два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
  • линия узора должна идти только вперед;
  • каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты».

Внимание детей обращают на образец. Затем говорят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Проверяют выполнение задания и в случае необходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения.

После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторяют правила соединения фигур).

Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.

После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора.

Диктант для первой серии.

«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».

Диктант второй серии.

«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».

Диктант третьей серии.

«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».

Оценка результатов:

Каждое правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение, соответствующее диктанту.) Штрафные баллы — по одному — начисляются:

  • за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
  • за разрывы (пропуски зон соединения) между правильными соединениями.

Все остальные виды ошибок не учитываются.

Дети, набравшие 71-72 балла по данной методике имеют высокий уровень; средний уровень имеют дошкольники, набравшие 43-70 баллов; и если ребенок по данной методике набрал ниже 42 баллов, то его готовность к учебной деятельности определяется как низкая.

3.2 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе

По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно. Для более отчетливого понимания общей картины результатов исследования была составлена общая сравнительная таблица данных по обеим группам, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.

Проведем анализ полученных результатов исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц (Приложение 3, 4, 5).

Итак, прежде всего необходимо обратить внимание, что по результатам проведения первой методики среди исследуемых детей нет дошкольников, обладающих высоким уровнем подготовленности к процессу обучения в школе.

В то же время считаю необходимым акцентировать внимание на то, что дети с низким уровнем подготовки к обучению в обеих исследуемых группах составляют 30 и 35% соответственно. Поэтому основное внимание при построении экспериментальной программы по подготовке к школе будет непосредственно обращено на работу с детьми именно такого уровня развития.

В целом можно охарактеризовать общий уровень подготовки детей к процессу обучения в школе как хороший, но недостаточно высокий. Так в экспериментальной группе у 70% детей наблюдается средний уровень подготовленности. В контрольной группе количество детей со средним уровнем составило 65%.

Особое внимание уделим уровню развития графического навыка у дошкольников.

Необходимо отметить, что со вторым заданием теста Керна-Йерасека дети обеих групп справились недостаточно хорошо. Так в экспериментальной группе только 25% детей выполнили задание на 1-2 балла. Данная группа детей хорошо ориентируется на образцы, у них сформировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания и сенсомоторной координации у этих дошкольников. В контрольной группе дети со средним уровнем развития графического навыка также составляют небольшое процентное соотношение от общего количества детей — их всего 30%.

По результатам методики «Учебная деятельность» были также построены сводные таблицы результатов отдельно по каждой группе испытуемых (Приложение 6 и 7) и составлена сравнительная таблица данных (Приложение 8), на основе которой можно сделать следующие выводы.

Навыки учебной деятельности не сформированы у большей половины детей испытуемых групп. Можно смело утверждать, что 55% детей экспериментальной группы и 65% контрольной не готовы подчинять свои действия требованиям учебной деятельности, необходимые в школе. Так как умение подчинять свою деятельность требованиям взрослого, работать по образцу и концентрировать свое внимание у данной категории детей развита на низком уровне.

Также проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на достаточно низком уровне. Методика «Учебная деятельность» вызвала у детей особые затруднения. На высоком уровне с заданием не справился ни один ребенок в обеих исследуемых группах дошкольников.