( ) Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами нетрадиционной техники лепки

Дипломная работа

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой — Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... т.е. ее общественные роли. Предметом науки являются связанные между собой формы движения материи или особенности их отображения в сознании людей. Именно материальные ... Опираясь на глубокие знания-объективных существенных связей действительности, наука обнаруживает объективные тенденции развития естественных и общественных процессов. Благодаря этому наука становится средством предвиденья последствий ...

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов является использование нетрадиционных техник рисования. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания, учащихся.

С одной стороны, много внимания уделяется формированию и развитию мелкой моторики, а с другой стороны упражнения и техники по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения.

С целью разрешения данного противоречия выбрана тема исследования: «

Объектом исследования является, Предмет исследования, Цель исследования

задачи исследования:

  • обосновать теоретико-методологический подход к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

  • описать способы развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста нетрадиционными техниками изобразительного искусства;

  • Определить значение нетрадиционных техник лепки в развитии мелкой моторики у младших школьников

  • Выявить исходный уровень развития мелкой моторики младших школьников.

  • Описать серию уроков по лепке на занятиях кружка, направленных на повышения уровня развития мелкой моторики младших школьников.

  • Сравнить анализ результатов констатирующего этапа с контролирующим этапом.

Гипотеза исследования:

  • использованы наряду с традиционными техниками лепки именно нетрадиционные;

  • созданы педагогические условия для благоприятного психологического климата младших школьников.

В процессе исследования использовались следующие методы:, Теоретические методы :, Эмпирические методы:

  • наблюдение,

  • эксперимент;

  • сравнение;

  • анализ и обработка полученных данных.

    16 стр., 7763 слов

    «Специфика изобразительной деятельности разностороннего ...

    ... Он направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как ... искусства как фактора развития творческой личности было предметом ряда исследований в отрасли философии (Е. Басин, Л. Коган и др.), искусствоведения (В. Аронов, М. Волков, ...

Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с.Красносамарское. В исследовании принимала участие группа детей (12 человек) младшего школьного возраста (6-7 лет).

Структура курсовой работы

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие — один из ведущих факторов развития ребенка.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [3].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики [4,22].

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину [8].

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [20].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и не скоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

«Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук» [14].

29 стр., 14356 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, особенно с теми, у ... с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев. Однако данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ...

Л.В. Антакова-Фомина выделяет различные способы развития мелкой моторики, например: игры с мелкими предметами, собирание паззлов, мозаики, конструктора, бусин и т.п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев, лепка, нетрадиционное рисование т.д. [2]

М. М. Кольцова утверждает, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, тренируются не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка [11].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что «игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии» [15].

Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. «Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования всей психической деятельности ребенка» [17].

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Занятия по развитию мелкой моторики руки влияют и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие пространства [13].

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук.

31 стр., 15102 слов

Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца

... методики способствующей развитию двигательной моторики детей шести-семи лет в основе которой лежит танцевальное творчество. III.Апробация авторской методики, её диагностика и корректировка. Дипломная работа состоит из ... руки которых, в тоже время необычайно беспомощны и не умеют справиться с наиболее примитивными заданиями при письме. Другие обладают исключительной точностью мелких движений ...

Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. «Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [23].

В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам).

К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.

К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Для развития мелкой моторики использую следующие средства:

а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.

б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.

г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

д) Раскрашивание картинки.

  • Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

    21 стр., 10137 слов

    Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

    ... развития дошкольников. Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей. Что содержит в себе эстетическое ... умений, повышает эффективность воспитания и развития детей. Работа, проводимая, по эстетическому воспитанию в детских садах непосредственно ...

    Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

  • Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

  • Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

  • Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.

  • Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

  • Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

  • Интенсивное растирание каждого пальца.

  • Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

  • Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые)
  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке
  • Чтение художественной литературы, потешек
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/lepka-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki/

  • «Использование графических упражнений

разнообразные приемы

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Показ при помощи рук различных изображений («очки», » стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешекили сказок;

  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона

  • Сминание пальцами комочков из бумаги;

  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

  • Нетрадиционные техники рисования, включающие в себя:

    выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров,выполнение картин из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д), создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись и тд.

    14 стр., 6721 слов

    Методика преподавания лепки в начальной школе

    ... искусству для начальной школы. Цель работы: выявить изучить методику преподавания уроков по лепке в начальной школе. Объектом является лепка как ... работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям ... если рельеф утопает на плоскости - это контррельеф. В современном бытовом обиходе мелкая пластика может ...

  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;

  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;

  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

  • Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру;

  • Лепка из соленого теста.

  • Шитьё, вышивание.

  • Конструирование

  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.);

  • Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

  • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Можно сделать вывод о том, что использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики.

    1. Значение нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики младших школьников

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого . «…в семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете [27].

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Цель: изучить изобразительную деятельность как условие развития мелкой моторики детей ... кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу ...

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка — это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки. В отличии от скульптора , изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать. что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

К нетрадиционным техникам лепки относятся:

  • использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

  • интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

  • создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов, поддерживанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности , способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

11 стр., 5095 слов

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики ...

... пальчиковых игр для родителей. Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития ... умение довести выбранную работу до конца. 1.2 Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мелкая моторика развивается естественным ...

Тестопластика лепка из соленого теста (Приложение А).

Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия , выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких. Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:

— дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ;

— становятся более внимательными;

— улучшает речевое развитие детей;

— формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;

— развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);

— развивается общая и мелкая моторика.

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и интеллекта ребенка.

Пластинография это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные(Приложение Б).

Одна из разновидностей нетрадиционной техники рисования – рисование пластилином или пластилинография. Пластилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать. Это необыкновенно увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. Такое занятие будет полезно для развития творческих способностей ребёнка, воображения, фантазии. А также оно очень эффективно для развития мелкой моторики рук. Ведь занимаясь рисованием из пластилина, ребенок будет размазывать пластилин по поверхности, отщипывать небольшие кусочки от целого куска, разминать его, смешивать пластилин разных цветов, раскатывают кусочки пластилина в шарики, колбаски. Все эти движения обеспечивают достаточно хорошую нагрузку детским пальчикам и ладошкам.

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности может стать необычным, увлекательным решением задач творческого .

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности.

Рисование пластилином

Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Если знать и использовать

Во-первых

Второе замечательное свойство

Третий из

При создании

Но и это еще не все

Четвертое его свойство – термолабильность

Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином : разнообразные стеки да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестерёнки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – всё равно руки.

Кроме того (вспомним про

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание

Скатывание

Слегка потянув щепоткой часть пластилина —

Изображение плоских и гладких поверхностей требует

Сплющивание

Прищипывание

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ.

Работа на картоне

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ.

Работа на стекле

3 способ.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

4 способ.

Рисование “жгутиками

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи (Приложение В).

5 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

  • сначала важно научить надавливать на пластилин,

  • затем размазывать его от центра к краям контура

  • сочетать оба приема.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять школьникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Можно сделать вывод о том, что работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент -благоприятный эмоциональный настрой не только учителей, но и детей.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ

2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики младших школьников

Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей .

При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников необходимо учитывать:

  • Возрастные особенности развития детей.

  • Психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

  • Индивидуальные особенности развития детей.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

    • Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

    • Время выполнения не более 2 — 3 минут.

    • Благоприятная психологическая атмосфера.

    • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

    • Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

    • На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600 — 800 люкс).

Выполнения заданий обычно оцениваются по пяти уровням:

Высокий — задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Выше среднего — при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

Средний — при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

Ниже среднего — выполнение задания под руководством взрослого.

Низкий — ребенок не справляется с заданием.

На констатирующем этапе опытно – эксперементальной работы определяется уровень развития мелкой моторики младших школьников младших школьников. В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

В исследовании принимали участие дети 6 — 7 лет — 12 человек. Все дети были разделены на 2 группы — экспериментальную и контрольную. В каждую группу вошло по 6 детей.

Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали несколько направлений:

  1. Проверку кинетического праксиса, то есть способности двигать руками. Для этого предлагали ребенку на бархатной бумаге выложить по контуру нить или по памяти нарисовать нитью любимую игрушку (Приложение Г).

  2. Диагностика тактильных ощущений детей через игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек».

тактильного восприятия

Задачи:

  • развитие мелкой моторики;

  • расширение знаний о качествах предметов;

  • развитие внимания;

  1. Обследования щепоти руки ребенка: перекладывания ею из одной чашки в другую грецких орехов, бобов, гороха.

  2. Методика «Рисование ножницами».

Цель методики — выявляет у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно — моторную координацию и мелкую моторику кисти рук.

  • Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага.

Учащимся показываются вазы разной формы, чтобы ребята могли рассмотреть, ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Цель — используется для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Оборудование: лист бумаги, пластилин.

Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Были определены следующие критерии:

  • 2 баллы низкое развитие моторики;

  • 4 баллы среднее развитие моторики;

  • 6 баллов высокое развитие моторики

Данные констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблицах 1.1., 1.2.

Таблица 1.1

Первичное состояние развития мелкой моторики у детей на констатирующем этапе экспериментального исследования (Экспериментальная группа)

Таблица 1.2

Первичное состояние развития мелкой моторики у детей на констатирующем этапе экспериментального исследования (Контрольная группа)

Результаты диагностик «Рисование ножницами» и «Пластилиновые узоры», можно представить в диаграмме (Рисунок 1.1) и (Рисунок 1.2)

Рисунок 1.1 Результат диагностики «Рисование ножницами», получен на контрольном этапе.

 выявление исходного уровня развития мелкой моторики младших школьников 1

Рисунок 1.2 — Результаты диагностики «Пластилиновые узоры», полученные на контрольном этапе

 выявление исходного уровня развития мелкой моторики младших школьников 2

Таким образом, преобладающее количество детей в экспериментальной и контрольной группах имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Это обуславливает необходимость провести с этими детьми работу, направленную на улучшение развития моторики. Проведенные методики показали необходимость дальнейшего развития моторики младшего школьника. Наиболее эффективным способом развития мелкой моторики является использование нетрадиционной техники лепки так же с использованием различных средств.

2.2 Описание серии уроков по лепке на занятиях кружка, направленных на повышение развития уровня мелкой моторики младших школьников

По окончанию

Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого было подобрать содержательную деятельность для учащихся по развитию мелкой моторики на занятиях кружка.

Цель этапа: подобрать содержательную деятельность для учащихся по развитию и повышению мелкой моторики на занятиях кружка лепки.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач на занятиях кружка по развитию мелкой моторики были включены в следующие особенности:

  • в конспекты уроков были внесены те необходимые задания, которые опирались на развитие мелкой моторики учащихся посредством нетрадиционных техник лепки

  • делались презентации для организации внеурочных занятий «Лепунтики», по основным приемам лепки (сплющивание, скатывание, размазывание, вдавливание, надавливание), по правилам построения композиции , по формам (шар, цилиндр, жгут цилиндрический , конус) которые помогали лучше освоить данный материал и способствовали более усиленному и успешному развитию и корректировке мелкой моторики рук.

  • Разнообразие материалов : глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала).

    Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.

Предложенные способы эффективного развития мелкой моторики является составляющей общей структуры учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Для реализации поставленной цели была разработана и проведена система занятий.

Экспериментальная серия уроков внесённая в программу кружка лепки предназначена для развития мелкой моторики детей. Педагогические условия его проведения предусматривают для учеников широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а для педагогов — новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определенную методическую последовательность с учетом знаний, умений и навыков учеников.

Содержание программы нацелено на развитие мелкой моторики. Также оно расширяет представление учеников о множестве и разнообразии видов и техник лепки.

Предлагаемые занятия основной упор делают развитие мелкой моторики рук именно нетрадиционными техниками лепки, а также на расширенное знакомство с разными техниками, способами и видами лепки.

В основе формирования способности к развитию мелкой моторики лежат два главных вида деятельности учеников: это творческая практика и изучения теории. Программа кружка оказывает содействие развитию мелкой моторики ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

Целью данной программы является развитие мелкой моторики каждого ребенка в процессе лепки.

Основными задачами есть:

Обучение учеников теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области развития мелкой моторики.

Структура программы состоит из 5 образовательных блоков (теория, практика).

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирования деятельностно-практического опыта. Практические знания оказывают содействие развитию у детей мелкой моторики, творческих способностей, умения воплощать свои фантазии, как и умения выражать свои мысли. Дети 6-7 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задачи. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных педагогических условий:

  • Многообразие.

  • разнообразие форм и содержания образования;

  • разнообразие видов деятельности, доступных ученикам образовательного пространства;

  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, преимуществами и т.п.;

Экспериментальная программа является открытой системой, то есть воспринимает влияния внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Ожидаемые результаты:

    • Развитие мелкой моторики школьников.

    • Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

    • Создавать прекрасное своими руками.

    • Ценить свою работу, уважать чужую.

    • Уметь применять теоретические знания на практике.

    • Уметь пользоваться материалом.

Ниже приведены несколько уроков по лепке, на занятиях, направленных на развитие мелкой моторики младших школьников.

На первом занятии мы знакомились с оснащением и организацией рабочего места, а так же знакомились с основными приемами лепки , проговаривали правила техники безопасности используя буклеты (Приложение Д).

Следующее занятие проходило по теме : «В мире животных».

Была использована такая нетрадиционная техника лепки, как лепка жгутиками.

Для проведения данного урока были поставлены следующие цели:

Образовательные: научить работать самостоятельно, применяя данную технику лепки, приемы работы с пластилином, закреплять умения поэтапно вести работу, планировать свою деятельность, закреплять знания правил рабочего места, правил личной гигиены при работе с пластилином.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, умение работать с пластилином при создании определенных деталей (жгут).

Воспитательные: воспитать коллективизм, ответственность за порученное дело, аккуратность, бережливость, дисциплинированность, культуру труда, эстетический вкус. Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков. Оборудование: учебник, пластилин, презентация, картон.

Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность. Учащимся были поставлены вопросы, направленные на знания о месте жительства животных. Вспомнили и правила техники безопасности при работе с пластилином.

На данном уроке использовался учебник И.Козлова «Самые красивые фигурки из пластилина». В нём уже были изображены те поделки, которые должны были сделать учащиеся.

На уроке учащимся предлагалось создать любое животное из пластилиновых жгутов , которые дети создавали сами на занятии , выполняли поделку на картоне, также предлагалось взять образец, если затруднялись выполнить данный вид работ, несколько человек выбрали работу по образцу, так как им было трудно выполнять новую для них технику.

Презентация включала в себя: слайд для демонстрации образца и поэтапной работы. Так же в ней были правила работы с пластилином.

На таком уроке учащиеся не только развивают мелкую моторику рук, но и учатся соблюдать аккуратность при работе с такими мелкими материалами. Работа очень кропотливая и интересная, все старались выполнить как можно аккуратней. Некоторые учащиеся сами нашли применение своей поделки, некоторые дети решили украсить комнату, другие дети решили сделать подарок родителям, сестре или брату.

Следующий урок был по теме : «Весёлый аквариум»

Была использована такая нетрадиционная техника лепки, как: мозаика. Цели урока:

Образовательные: закрепить и углубить знания о морских обитателях, , развитие мелкой моторики.

Развивающие: развить мелкую моторику рук, развить навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве, формировать координацию, способствовать формированию умений работы с исходной формой шар.

Воспитательные: воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого, воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого, умение осознавать и выражать свои чувства, понимать чувства других, способствовать сплочению детского коллектива. Оборудование: пластилин , презентация. Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность творческого характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Кроме непосредственно лепки из пластилина ученики учились делать художественные изделия. Приведем пример занятия.

На занятии дети ознакомились с таким художественным материалом как соленое тесто и разные способы его обработки. Занятия направлено на развитие умения и навыков работы с пластическими материалами, а также на развитие творческой активности и фантазии детей.

Соленое тесто — это хорошо известный и доступный материал для лепки. Оно экологически чистое, его легко обрабатывать, изделия из него долговечные и очень симпатичные. Хотя соленое тесто и стало в последнее время очень популярным материалом, но лепить из теста — очень древняя традиция. Когда-то давным-давно люди начали лепить коржики из муки и воды и опалять их на раскаленных камнях. Потом из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из теста также имели символическое и мистическое содержание, они заменяли людей и животных, которых приносили в жертву. В современном мире — это разные сувениры, настенные панно и подарочные композиции. Цель занятия: изготовить «валентинку» из соленого выкрашенного теста. Задачи: способствовать формированию умения приготовления соленого теста; закрепить умение вырезания по шаблону и привычки работы с тестом; развивать мелкую моторику детей, фантазию, художественный вкус; воспитывать уважительное отношение к своей работе.

Материалы и инструменты:

  • 1/4 альбомного листа, простой карандаш, ножницы;

  • заранее вымешанное тесто трех цветов: красное, зеленое, желтое;

  • скалка, стек, вода, зубочистки, насадки для кулинарного шприца, сухая гвоздика;

  • фартук, клеенка, тряпочка для рук.

В феврале в многих странах отмечают день Святого Валентина — день всех влюбленных. Этот праздник к нам пришел совсем недавно. Прежде Святого Валентина почитали только католики. Но вне зависимости от вероисповедания люди влюбляются. И этот праздник стали отмечать влюбленные разных стран, и мы в том числе.

Что история этого праздника? Чему праздник названное именем Святого Валентина?

Святой Валентин — это невымышленный персонаж. Был такой священник в Древнем Риме в ІІІ в. н. э. Однажды Валентин помог обвенчаться юноше и девушке, родители которых противились этому браку. Слава о священнике распространилась по всем Риму, к нему потянулись молодые пары. Валентин втайне венчал влюбленных, прекрасно понимая, что за это будет наказан. Его казнили 14 февраля, этот день стал днем его памяти. А через 200 лет Валентин стал единым святой для влюбленных.

Существует много легенд о Валентине. В легендах переплетаются вымысел с правдой. Послушайте одну из них: «Жил когда-то в Риме человек Валентин. А было это так давно, что Рим этот называют сейчас Древним. Древнеримским языком имени Валентин означает «здоровый, сильный». Это нравилось Валентину, и он старался, как мог, своему имени соответствовать.

Много римских красавиц готовы были выйти замуж за такого здорового и сильного человека. Но Валентин думал: «А ли будут они проявлять заботу о моем здоровье так, как надо? Вот Цецилия. Ее имя означает «слепая», тут не до здоровья. Или Клавдия — «хромая»… Нет уж….Однажды Валентин встретил девушку, которую тоже звали…Валентина! Вот кто мог его понять. И тут что-то случилось с его здоровьем. Стало чаще биться его сердце. Валентин думал, что он заболел, но болезнь его называлась — любовь. Влюбленный Валентин бродил по Древнем Риму и думала: «Вот это девушка! Женюсь!» Но как сказать об этом Валентине, как открыть ей свои чувства? Вот когда начались действительные мучения. Сердце Валентина билось на весь Рим. Он совсем запустил свое здоровье.

В той стране день 14 февраля назывался днем птичьих свадеб. В настоящее время слетались птицы, объединялись у пары, чтобы вить гнезда. Обычные голуби и те ходили парами у Валентина под окнами. И тут начал Валентин горько сетовать на свою судьбу — так громко, что почувствовал его сам Господь Бог на небесах. Сжалился над римским мучеником, поселил у себя в раю и сделал святым». Детям задавались следующие вопросы :

  • Скажите, а как Валентин мог сознаться в своих чувствах Валентине, не обращаясь к ней лично?

  • Мог послать ей письмо, записку-валентинку.

  • Что такое валентинка?

Это открытка или письмо любовного содержания. Это могут быть любые подарки: конфетки, сладость, брелки, мягкие подушечки — главное, чтобы они были в виде сердца.

В этот день принят дарить друзьям или подругам валентинки, в знак любви и дружбы, и это должно быть от чистого сердца.Сейчас валентинку можно купить в магазине, но больше обрадует валентинка, сделанная своими руками.

Сегодня на занятии мы изготовим валентинку из соленого теста.

Вспомните, какой способ приготовления теста мы усвоили на минувшем занятии? Окрашенное тесто.Чем оно отличается от обычного замешивания?

В него сразу добавляется краска. Расскажите, как приготовить окрашенное тесто?

Сначала смешать 1 стакан муки и 0,5 стакана мелкой соли. В 0,5 стакана води добавить краску — гуашь (сделать концентрированный раствор).

При замешивании добавить выкрашенную воду. Чем дольше месить тесто, тем эластичней оно будет.

Сердце — симметричная фигура и имеет ось симметрии. Чтобы выполнить шаблон надо составить листок пополам и нарисовать половину сердца. Вырезать, развернуть, шаблон готов.

Прежде, чем начать работу вспомните, как вы любите того человека, для которого будите делать сердечко. Вложите в работу все свои чувства и эмоции, у вас выйдет истинное произведение искусства.

Для изготовления самого сердца надо взять тесто красного цвета. Размять его руками, на столе добавить нему форму блина и раскатать скалкой. Блин должен быть толщиной 0,5 см. Надо добиться того, чтобы толщина блина была одинаковой. На готовый блин положить шаблон сердца и стеком вырезать его. Чтобы вышли равные края, движения стеком должны быть сверху вниз, понемногу продвигаясь вперед. Если этого не вышло, края можно выровнять с помощью воды. Чтобы сердечко можно было подвесить, надо прикрепить петельку. Надо скатать колбаску длиной 3 см и присоединить ее с помощью воды.

Украсить сердце можно розой, одним из символов влюбленных. Обозначить центр сердца, сделав пальцем небольшое углубление, вокруг которого сгруппируем листочки. Чтобы изваять листочки, надо скатать тесто зеленого цвета колбаской. Разделить его на 3 или 5 одинаковые части (в зависимости от того, сколько будет письмец у розы).

Скатать их у кульки, положить на стол и сплющить, прибавив форму овала. Большим и указательным пальцами сжать с одной стороны овала, выйдет письмецо. Стеком нанести прожилки. Листочки расположить в центре сердца, предварительно смочив водой. Для изготовления розочки надо раскатать полоску теста шириной 1 см и длиной 6 см. Положить ее на ладонь и скатать трубочкой, начиная от кончиков пальцев к запястью. Свободный кончик приклеить, смочив его водой. Внешние края надо расправить, словно бы раскрывая бутон. Готовую розу с помощью води приклеить в центре сердца.

Далее свою работу можно украсить, используя остатки теста, зубочистки, насадки для кулинарного шприца, сухую гвоздику и фантазию. Что заключительный этап работы осталось сделать? После того как изделие высохнет, его надо покрыть лаком.

Люди говорят, что у каждого человека есть своя половинка на земле, другой человек. Они как две части одного сердца ищут друг друга. Давайте проведем игру «Моя половинка».

Все раздают половинки сердец. Сердца разрезаны по продольным линиям так, чтобы линии сердец отличались. По команде игроки стараются найти «свою» половинку. Выиграет тот, кто сделает это быстрее.

Реализация возможностей развития мелкой моторики учеников младшего школьного возраста в кружке становится возможной, на наш взгляд, при определенных педагогических условиях. Среди них, прежде всего, следует выделить те, которые обеспечивают социальные параметры функционирования и развития ценностей.

2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования

На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы

Таблица 1.3

Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследования (экспериментальная группа)

Таблица 1.4

Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследования (контрольная группа)

Таким образом, проведя контрольный этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня развития мелкой моторики младших школьников, мы выявили, что результаты исследования, показали значительную динамику, и уровень развития мелкой моторики увеличился.

Была разработана и проведена серия уроков технологии, направленных на решение данной проблемы (Приложение Е).

После апробирования серии занятий, направленных на развитие мелкой моторики мы можем сказать, что предложенная нами серия уроков технологии эффективна. Данное утверждение подкреплено результатами повторно проведённых методик. Исследование теоретических проблем, проведенная экспериментальная работа и анализ полученных результатов, позволили сделать вывод: в школьном обучении мелкая моторика играет важную роль.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенная методика позволяет улучшить развитие мелкой моторики: двое детей продемонстрировали высокий уровень, количество детей низкого уровня уменьшилось с четырёх до года.

В контрольной группе в развитии мелкой моторики изменений не произошло.

Эффективным условием развития мелкой моторики и координационных способностей младших школьников на занятиях стало использование нетрадиционных техник лепки, позволяющей непосредственно работать с такими материалами как пластилин солёное тесто глина, смесь папье-маше. Необычность способов и средств при работе с лепкой вызывало у детей эмоционально-положительное отношение к деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях

Стоит особенно отметить, что развитие мелкой моторики необходимо для каждого ребенка.

Таким образом , необычный подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей общей моторики, развитию мелкой моторики внимания уделено меньше. В то же время, исследователи указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием детей, при этом особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у детей.

В результате проведенного нами экспериментального исследования выявлены различные уровни сформированности мелкой моторики руки у детей

В результате экспериментальной работы в зависимости от степени сформированности моторики определены три группы детей: с высоким, средним и низким уровнем.

Предложена программа, направленная на развитие мелкой моторики в системе дополнительного образования. Предлагаемые занятия должны гармонично входить в структуру занятий учреждения дополнительного образования и реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.

Результаты обучения выявили положительную динамику развития моторики детей.

Предложенная методика позволяет улучшить развитие мелкой моторики: двое детей продемонстрировали высокий уровень, количество детей низкого уровня уменьшилось с четырёх до года.

В контрольной группе в развитии мелкой моторики изменений не произошло.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.

Мелкая моторика учащихся важно и необходимо развивать. Учителям следует давать задания, направленные на её развитие. Проблема низкого уровня развития мелкой моторики, координации кисти рук изучается давно и имеет большой развивающий потенциал, к сожалению специальных работ недостаточно, чтобы развивать все возможности данного проекта для развития моторики младших школьников.

В процессе проделанной работы над исследованием по теме: Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами нетрадиционной техники лепки. Мы определили сущность понятий «мелкой моторики», «нетрадиционные техники», «лепка», рассмотренные с точки зрения разных авторов и за основу нашей работы взяли следующие определения:

Мелкая моторика –

Нетрадиционные техники –

Лепка- один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Для развития мелкой моторики на занятиях кружка , уроков технологии можно использовать такой вид работ, как лепка. Так как это один из древнейших видов искусства и доступных любому возрасту.

С помощью трудов таких ученых, как

Книги, печатная периодика

  1. Алексеева Е.В. Искусство 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Искусство в начальной школе» для 1 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. — Волгоград: Учитель АСТ, 2013. — 96 с.

  2. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. АнтаковаФомина. – М. : Просвещение, 2013.

  3. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.

  4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии . / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, .2013 – 175 с.

  5. Гаврина С.Е., КутявинаН.Л.,ТопорковаИ.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

  6. Гатанова Н. В. Развиваю мелкую моторику / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина.- СПб.: Издательство «Питер», 20 14 . – 32 с.

  7. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

  8. Жукова .О.Г, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

  9. Зайцева И. А. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин – Ростов н /Д : МарТ, 2013. – 304 с

  10. Казакова.И.С. Учимся рисовать и лепить животных / И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2016. — 32 с.

  11. Козлова И.С. Самые красивые фигурки из пластилина. – Ростов н/Д: Владис,: ил.- (Умелые руки) 2012.-192 с.

  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2006. Издание:

  13. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с.

  14. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии : учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 480с.

  15. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия – М., 1996.

  16. Марковская, И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР / И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989. — 67 с.

  17. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев / О.А. Новиковская. – М. :Аст; СПб: Сова, 2014.-96 с.

  18. Павлов,И.П. Физиология больших полушарий головного мозга /Изд.СтереотипМ.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»2014. -80 с.

  19. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 128 с.

  20. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2015. – 479 с.

  21. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Л. П. Сваина. – М. : АТС, 2014. – 48 с.

  22. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : АСТ, 2010. – 56 с.

  23. Утробина К.К «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2016.-68 с.

  24. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. – М. : МПСИ, 2014. – 296 с.

Электронные ресурсы

25. Идиятова А.Н. Кружок по лепке. [Электронный ресурс],

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Приложение а 1

Приложение а 2

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Приложение б 1

Приложение б 2

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Приложение в 1