«Лепка в дошкольном образовании»

Курсовая работа

Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Исследования ученых Н.С.Ващуленко, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко, подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов. Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты [10].

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

— повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

— развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

— синхронизируют работу обеих рук;

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

— при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

8 стр., 3652 слов

Бизнес план лепки пельменей на дому

... по цене 160 р./250 г. Офисные работники могут заказать горячий обед, попробовать продукцию и купить замороженные пельмени домой на ужин. Планируемые расходы Для реализации проекта бизнес-плана производства пельменей на дому ...

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Цель: изучить особенности обучения лепке детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • изучить возникновение лепки, как вида искусства;

  • выявить особенности лепки в детском саду;

  • рассмотреть виды лепки;

  • познакомиться со способами и техникой лепки;

  • рассмотреть материалы и оборудование для лепки;

  • рассмотреть методы обучения лепке детей старшего дошкольного возраста;

  • рассмотреть ход проведения НОД

Глава 1.Теоретический анализ значимости работы с детьми по лепке.

    1. Возникновение лепки как вида искусства

Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры [11].

В русский язык слово «скульптура» перешло из латинского языка, где оно обозначает высекание, резьбу из твердых материалов, или иначе — ваяние. Одновременно с ним существует слово «пластика», перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу в мягком материале — лепку. Со временем оба эти понятия объединились в слове «скульптура».

С древнейших времен люди стремились запечатлеть окружающий их мир, передать в художественных образах свои мысли и чувства. Первобытный человек рисовал и высекал на скалах поражающие нас жизненностью изображения зверей, птиц, охотничьи сцены. В Египте много тысяч лет назад наряду с пирамидами и храмами воздвигались колоссальные статуи фараонов и сфинксов, в камне высекались рельефы. В древних храмах и пещерных монастырях Китая и Индии сохранилось очень много скульптур, изображающих людей и животных, сцены религиозного и бытового содержания. Широко известны прекрасные статуи Фидия, Поликлета, Мирона и других скульпторов античной Греции. Непревзойденные образы портретного искусства созданы мастерами Древнего Рима. Эпоха Возрождения в Италии (XIV-XVI вв.) отмечена бессмертными произведениями Донателло, Микеланджело и многих других ваятелей [1,с.180].

На рубеже XVIII-XIX веков в России появились превосходные монументальные, декоративные и портретные скульптуры Ф. Шубина, М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Щедрина, Б. Орловского. В творчестве советских скульпторов продолжают жить и развиваться лучшие реалистические традиции мирового искусства. Большой известностью пользуются работы Н. Андреева, В. Мухиной, И. Шадра, Е. Вучетича, А. Кибальникова, С. Коненкова, М. Манизера, Н. Томского и многих других.

5 стр., 2163 слов

Искусство общения в работе менеджера

... (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения. В работе менеджера важную роль играют деловые беседы и переговоры. Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, ...

Создание скульптурного произведения представляет собой сложный процесс, требующий напряжения всех творческих сил, четкой последовательности в работе, а также постоянного изучения окружающей жизни, из которой художник черпает темы и образы. В эскизах он ищет решение темы, которое ярко и правдиво выражало бы его замысел, учитывает назначение, место и материал будущего произведения. Одновременно с лепкой эскиза скульптор рисует и лепит с натуры этюды, помогающие добиться выразительности и завершенности произведения, которое должно взволновать и заинтересовать зрителя, способствовать развитию его художественного вкуса и творческой мысли [1,с.182].

Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких [1,с.184].

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов [10].

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедеврами.

    1. Особенности лепки в детском саду

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства. Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе [1,с.134].

15 стр., 7469 слов

Методика обучения лепке в детском саду

... получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с ... современных народных мастеров. Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, ... тем не менее овладение правильной техникой необходимо. Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ...

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.

Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородскими или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.

Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей»[20,с. 25].

Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.

Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только [20, с. 23].

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициативность, умственная активность и независимость. Непосредственное и сенсорное познание предметов ...

Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.

Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [20,с.24].

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Лепка из пластилина

Таким образом

  • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

  • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

  • синхронизировать работу обеих рук;

  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изучив все теоретические аспекты, можно сделать вывод, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

5 стр., 2022 слов

Обучение лепке детей в группах раннего возраста

... предмет. Однако этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей ... е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия. После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на ...

Глава 2 Практическое изучение и применение в работе материалов и инструментов для лепки с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Виды лепки

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

Предметная лепка.

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.

Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар).

Для средней группы — уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы — видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки [3, с. 25].

Сюжетная лепка.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.

Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [20, с. 86].

Декоративная лепка.

8 стр., 3993 слов

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

... формы. Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных ... Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу ... ребенок не справляется с заданиями, нужно выяснить, в силу каких причин это происходит. Иногда наблюдений музыкального руководителя и воспитателя ...

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с неродным прикладным искусством, разными его видами, в там числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей [3,с.27].

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы [37, с. 93].

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налета, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

2.2. Основные способы лепки и техника лепки

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

    27 стр., 13432 слов

    Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство ...

    ... формы и методы ознакомления детей с дымковской игрушкой на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческих способностей у детей ... в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов ... лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму ...

  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка) [5,.120].

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности ( длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).

Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов — модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.).

Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы [1,с.94].

16 стр., 7568 слов

Лепка в детском саду

... проблеме; педагогический эксперимент: беседа. 1 . Обучение лепке в детском саду 1 Виды лепки в детском саду В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ...

Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы — хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы — горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, — тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления — колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов — прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки — для комбинированных поделок.

2.3. Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности [7,с.33].

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки — палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.

Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски — круг, но она может быть и квадратной.

2.4 Методы и приемы обучения лепке на занятиях

При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней [1,с.87].

На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались [49, с. 95].

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения [37, с. 21].

В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное интересное решение темы..

В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку картинку, уточнить его представления; в крайнем случае, показать способ лепки на отдельном куске глины.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем.

Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а, следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направить их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета [43, с. 30].

Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами лепили.

Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ [46, с. 156].

Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

2.5. Ход проведения

Столы для занятий лучше всего расставлять

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглаженной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия — процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия — от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объявления темы . Воспитатель знакомит детей с предметом, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия — репродуктивных или продуктивных. Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать [49, с.30].

Обследование предмета

Вторая, основная часть занятия — выполнение замысла

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие

После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.

Персональная выставка

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных умений, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение способов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

На каждом из занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Заключение

Лепка из пластилина и глины — как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки можно сделать вывод, что занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение творчески подходить к процессу лепки.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Также занятия лепкой дают дошкольникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Кроме того у детей формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира [46,с.184].

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/metodika-obucheniya-lepke-v-vozrastnyih-gruppah-detskogo-sada/

1. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н. Арановская – М., 2007.-848с.

20. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. / А.А.Грибовская — Скрипторий, 2008.- 151 стр.

3. Коссаковская,Е.А. Лепка в детском саду / Е.А.Коссаковская.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.

37. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. / Н.Алексахин -1994-№ 9-23-27с.

49.

43. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество./Т.Г.Казакова – М.: Просвещение, 1985-193с.

46. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова – М.: Просвещение, 1982-236с.

7. Комарова, Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. / Т.С.Комарова — М.: Педагогика, 1990-247с

5. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. / В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова — В. – М., 1987-223с.

10.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий РГБ; ред. Т.В.Власанко; Web — мастер Н.В.Козлова.- Электрон. дан.- М.: Рос. гос. б-ка, 1997.- Режим доступа: https://podrastu.ru/deyatelnost/izobrazitelnaya/lepka-v-doshkolnom-vozraste.html , свободный

11. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный.