«Лепка в дошкольном образовании»

Курсовая работа

Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Исследования ученых Н.С.Ващуленко, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко, подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов. Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
— повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
— развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Глава 1. Теоретический анализ значимости работы с детьми по лепке.

Изучение особенностей обучения лепке детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, так как это активность, которая имеет множество положительных эффектов на развитие ребенка.

Лепка возникла как важный вид искусства, основанный на создании пластических форм при помощи рук и специальных инструментов. Этот прием широко используется в станковой и декоративно-прикладной скульптуре [11].

16 стр., 7568 слов

Лепка в детском саду

... на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме. 1.2 Программа обучения лепке в детском саду Содержанием декоративной лепки могут ...

Лепка имеет ряд значимых особенностей:

  1. Синхронизация работы обеих рук, которая развивает моторику и координацию движений.
  2. Умение планировать работу, предвидеть результат и вносить коррективы в замысел, что развивает навыки планирования и творческого мышления.
  3. Развитие эстетического восприятия, позволяющее ребенку видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Основной целью работы является изучение особенностей обучения лепке детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели предусмотрены следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения лепки как вида искусства.
  • Выявить особенности использования лепки в детском саду.
  • Рассмотреть различные виды лепки и их особенности.
  • Ознакомиться с различными способами и техниками лепки.
  • Изучить необходимые материалы и оборудование для проведения занятий по лепке.
  • Изучить различные методы обучения лепке детей старшего дошкольного возраста.
  • Рассмотреть ход проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД) по лепке.

Слово «скульптура» в русском языке происходит от латинского слова, которое означает высекание или резьбу из твердых материалов, также известное как ваяние. В то же время существует слово «пластика», которое мы заимствовали из греческого языка и которое означает работу в мягком материале, то есть лепку. Впоследствии эти два понятия объединились в одно слово — «скульптура».

Самое раннее искусство скульптуры исходит из древних времен, когда люди стремились запечатлеть свой мир, выразить свои мысли и чувства в художественных образах. Первобытные люди рисовали и высекали на скалах изображения животных, птиц и сцены охоты, которые поражают нас своей жизненностью. В Древнем Египте, помимо пирамид и храмов, были созданы колоссальные статуи фараонов и сфинксов, а также высекались рельефы из камня. В храмах и монастырях Китая и Индии до сих пор сохранилось множество скульптур, изображающих людей, животных и различные религиозные и бытовые сцены. Неизгладимый след в истории скульптуры оставили великие мастера Древней Греции, такие как Фидий, Поликлет, Мирон. В Риме были созданы непревзойденные портретные скульптуры. В Италии эпоха Возрождения (XIV-XVI века) увековечила произведения Донателло, Микеланджело и других великих скульпторов [1, с. 180].

На рубеже XVIII-XIX веков в России стали появляться прекрасные монументальные, декоративные и портретные скульптуры Ф. Шубина, М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Щедрина, Б. Орловского. Советские скульпторы продолжали развивать лучшие реалистические традиции мирового искусства. Их работы, такие как Н. Андреева, В. Мухина, И. Шадра, Е. Вучетича, А. Кибальникова, С. Коненкова, М. Манизера, Н. Томского и других, пользуются большой известностью.

Создание скульптурных произведений

Создание скульптурного произведения является сложным и творческим процессом, который требует максимального напряжения художественных способностей художника. Этот процесс включает в себя несколько важных этапов:

  1. Эскизы и тематические решения

    Первым шагом в создании скульптурного произведения является поиск и разработка темы. Художник стремится выразить свой замысел ярко и правдиво. Он учитывает назначение будущей скульптуры, ее место размещения и материал, из которого будет выполнена. В этот момент художник черпает вдохновение из окружающей жизни.

    18 стр., 8706 слов

    «Теоретические основы развития творческих способностей младших ...

    ... лепке; наблюдения за деятельностью детей; анализ детских работ; фотосъемка. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ История развития лепки Скульптура – один из ... ненавидя женщин, в своем уединении однажды создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Она поразила художника своей красотой. Пигмалион влюбился в созданную им ...

  2. Эскизы и этюды

    Параллельно с разработкой эскиза художник создает этюды, изучая объект изображения натурально. Эти этюды помогают придать выразительность и завершенность будущему произведению и являются важным этапом в процессе творчества.

  3. Лепка и создание скульптуры

    После завершения этапа с эскизами и этюдами художник начинает лепить скульптуру. Он использует выбранный материал, будь то глина, мрамор или другие элементы, чтобы воплотить свою идею в реальность.

  4. Изготовление и обжиг

    После лепки скульптуры она обжигается, придавая ей прочность и устойчивость. Этот этап является критическим, так как от правильной обжигки зависит конечный результат.

  5. Воздействие на зрителя

    Основной целью скульптуры является взволновать и заинтересовать зрителя. Она должна способствовать развитию художественного вкуса и творческой мысли у тех, кто ее видит.

История лепки из глины и теста

Искусство лепки из глины и теста имеет древние корни и было важной частью разных культур:

  • Глина использовалась для создания посуды и статуэток. Ее использование началось, когда человек обратил внимание на свой след в сырой земле, который оставался после высыхания. Изначально, глина использовалась для покрытия плетеных корзин и затем для изготовления посуды.
  • Также, славяне создавали из теста обрядовые игрушки, такие как жаворонки, символизирующие приход весны. Сегодня лепка из соленого теста стала популярным хобби и способом развития творческих способностей детей.
  • Искусство лепки из глины и теста продолжает жить и развиваться, сохраняя свою важность в мире искусства и ремесла.

Таким образом, искусство лепки остается актуальным и вдохновляющим видом творчества для людей разных возрастов и культур.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедеврами.

    1. Особенности лепки в детском саду

Роль лепки в образовании и воспитании детей

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства. Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициативность, умственная активность и независимость. Непосредственное и сенсорное познание предметов ... и т.д.). Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке, аппликации товарищей, справедливо и доброжедательно ...

Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе.

Связь развития рук и мозга

Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Развитие навыков через лепку

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Источник

[1,с.134]

Один из важных аспектов обучения в дошкольном возрасте — это развитие творческих способностей ребенка. Лепка может стать одним из способов развития творческих способностей. Дети уже в детском саду могут знакомиться с различными видами пластических материалов: глиной, пластилином, глиняной массой и т.д. Во время лепки дети получают эстетическое наслаждение от форм, которые получаются в процессе лепки, и развивают такие навыки, как точность движений рук и глазомер. Педагоги и воспитатели могут помочь детям научиться лепить, передавать в пластических материалах предметы окружающего мира или выражать свое отношение к нему. Однако для овладения более сложными формами лепки необходимы определенные знания и навыки, которые также должны быть постепенно развиваемы.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

5 стр., 2022 слов

Обучение лепке детей в группах раннего возраста

... из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей более сложной формы представления об ... на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия. После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на ...

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются[20,с.24].

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Лепка из пластилина

Таким образом

  • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизировать работу обеих рук;
  • Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изучив все теоретические аспекты, можно сделать вывод, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

Глава 2 Практическое изучение и применение в работе материалов и инструментов для лепки с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Виды лепки

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

Предметная лепка.

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

15 стр., 7469 слов

Методика обучения лепке в детском саду

... тем не менее овладение правильной техникой необходимо. Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ... форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, ... рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, ...

На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.

Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар).

Для средней группы — уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы — видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки [3, с. 25].

Сюжетная лепка.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.

Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [20, с. 86].

Декоративная лепка.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с неродным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

2. Декоративная лепка в дошкольном образовании

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей [3,с.27].

Декоративная лепка не только развивает творческие способности детей, но и учит их работать с инструментами. В процессе лепки, дети могут использовать различные инструменты, такие как гвозди и винты с разнообразными формами шляпок, чтобы создавать уникальные орнаменты. Это развивает мелкую моторику и делает пальцы более гибкими и чувствительными к форме [37, с. 93].

2.1. Основные методы декоративной лепки

Для детей дошкольного возраста доступны разнообразные методы и техники лепки. Некоторые из них включают в себя:

  • Вдавливание и оттягивание для создания сосудов в старшей группе.
  • Ленточный способ, при котором стенка сосуда имитируется лентой формы.
  • Круговой налет, где колечки постепенно примазываются к дну сосуда.
  • Выбирание глины из целой формы с использованием стеки-петли.

Важно отметить, что классификация методов лепки условна, и дети могут комбинировать и дополнять их при создании своих произведений искусства.

11 стр., 5281 слов

Обучение дошкольников декоративной лепке

... лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в ... изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения. Декоративная лепка. Наблюдая мелкую декоративную пластику ...

2.2. Техника лепки

Техника лепки предоставляет детям широкие возможности для самовыражения и творчества. Важно понимать, что это богатство и разнообразие методов лепки доступны детям дошкольного возраста. Классификация этих методов относительно условна, и дети могут переходить от одного метода к другому и дополнять их, создавая уникальные изделия.

2.2.1. Конструктивный способ

Один из основных методов лепки — конструктивный способ. В этом методе, дети используют различные элементы и формы, чтобы создать свои произведения. Это может включать в себя использование геометрических орнаментов, а также создание предметов, имитирующих цветы, птиц и животных. Важно помнить, что конструктивный способ позволяет детям выразить свою фантазию и креативность в процессе лепки.

В заключение, декоративная лепка в дошкольном образовании способствует развитию творческих и художественных навыков у детей, а также формирует у них умение работать с различными материалами и инструментами.

Способы лепки

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • Объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

  • Объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

  • Объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка) [5, стр. 120].

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности ( длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).

Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.

27 стр., 13432 слов

Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство ...

... формы и методы ознакомления детей с дымковской игрушкой на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческих способностей у детей ... в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов ... лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму ...

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов — модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.).

Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы[1,с.94].

Примечание: Метод модульной лепки хорошо подходит для развития творческого мышления и моторики у детей. Он позволяет детям экспериментировать с формой и создавать уникальные произведения.

Основные приемы и техники лепки

  • Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение — заостряют, сплющивают, загибают.
  • Защипывают край или какую-то часть формы — хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение.
  • Загибают края формы — горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, — тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность.
  • Используют стеку и другие приспособления — колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов — прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шерстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица.
  • С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополнение образов различными элементами

14 стр., 6721 слов

Методика преподавания лепки в начальной школе

... изобразительному искусству для начальной школы. Цель работы: выявить изучить методику преподавания уроков по лепке в начальной школе. Объектом является лепка как вид ... воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Занятия лепкой ...

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек. Из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей. Также можно использовать перышки и стружку для комбинированных поделок.

Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

В детском саду для занятий лепкой обычно используют глину и пластилин. Глина является наиболее ценным материалом благодаря своим нейтральным и удобным для работы цветам. Она может иметь различные оттенки, такие как грунтовой коричневый, белый, серый с зелеными и голубыми оттенками. Также можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которую можно обжигать в муфельной печи. Глина очень приятна в работе, а большой кусок ее может создать отличную основу для интересной лепки. Чтобы глина всегда была готова к работе, ее необходимо хранить в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она может покрыться ржавчиной. Для поддержания влажности глины ее следует держать в прохладном, сыром помещении, покрывая влажной тряпкой.

Пластилин, в отличие от глины, является упругим материалом и требует специальной подготовки перед началом работы. Он может быть однотонным или цветным. Однотонный пластилин помогает лучше понять цельность формы и строение предмета. Цветной пластилин придает разнообразие и является дополнительным средством выразительности [7, с.33].

Кроме глины и пластилина, в лепке используются и другие вспомогательные материалы, такие как каркасы. Каркасы могут быть выполнены из обычных палочек разной длины и толщины. Они помогают сделать фигуры более устойчивыми и динамичными.

В процессе лепки также необходимо уметь пользоваться стеками. Стеки могут быть деревянными, которые легко можно изготовить самостоятельно, или металлическими. Стека в самой простой форме представляет собой палочку, заостренную с одной стороны и закругленную с другой. Она также может иметь форму петли или быть изготовленной из проволоки.

Стека используется для обработки деталей, когда это трудно сделать рукой. С ее помощью можно удалить лишнюю глину с формы, сделать надрезы и другие манипуляции.

Для успешного обучения детей лепке рекомендуется использовать небольшие по размеру доски, которые будут размещаться на столе. Размеры доски зависят от размеров лепки. Если фигура имеет размеры 15 х 10 см, то доска может быть размером 35 х 22 см. В случае, если фигура больше, рекомендуется использовать доску большего размера. Наиболее удобной формой доски является круглая, но также может быть использована квадратная форма.

2.4 Методы и приемы обучения лепке на занятиях

При обучении лепке детей старшей группы используются различные методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

На ранних этапах обучения используется натура как for detevogo stara, o.minecraft.child’=»» ka=»» percevat’=»» s=»» kolva=»pui» net=»» pro=»» chace=»» oh=»» zat=»» dobiv=»» s=»» li=»» voi=»» formul=»» soboe=ness=»» vo=»» cho=»» im=»» gflyattye=»» raz=»» s=»» rot=»» hlesa=»» nem=»» vo=»» dla=»» ale=»» cim=»» etogo=»» chas=»» d=»» rozap=»» kvuhe=»» olnerakbpa=»» zama=»» tr=»» vozled объекта. Для этого можно объединить детей в маленькие группы, предложить каждому взять предмет в руки, ощупать его форму и рассказать о ней[1,с.87].

На занятии следует вновь рассмотреть натуру. Воспитатель определяет пропорции и с помощью характерного движения руки подчеркивает особенности формы предмета. Затем задает детям вопросы, направленные на выявление основных характеристик формы и окончательного решения. Если дети уже знают, как лепить, они приступают к созданию изображения. В противном случае, воспитатель частично демонстрирует необходимые методы.

Полное демонстрирование методов детям старшей группы практически не применяется, так как они хорошо знакомы с изображением исходных форм. Требуется лишь показать новые способы, которые дети еще не встречали [49, с. 95].

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в создании образа, который был зафиксирован ранее, а также развитие творческой активности в использовании различных методов лепки.

Введение



Для формирования четких представлений необходимо, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, проводя наблюдения за живыми объектами, читая художественную литературу и рассматривая различные художественные объекты, такие как скульптуры малой формы, народные игрушки и муляжи. Важно, чтобы дети не только рассматривали предметы и иллюстрации, но и делали это с расчетом на последующее изображение.

Особенности сюжетной лепки



Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Обычно, сюжет, предоставляемый детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает. Подготовка к занятию может включать в себя рассмотрение предметов, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций. Внимание детей направлено на форму предметов. В начале занятий обсуждается композиционное решение, например, при лепке кошки с котятами дети решают, какой должна быть подставка и в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения [37, с. 21].

Наблюдение и руководство в процессе занятия



В процессе занятия воспитатель тщательно следит за каждым ребенком, контролируя, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия и композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное и интересное решение темы.



В случае затруднений у детей в правильной передаче формы и пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку картинку, уточнить его представления; в крайнем случае, продемонстрировать способ лепки на отдельном куске глины.

Влияние ситуаций, создаваемых воспитателем


Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем.



Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель подчеркивает, что обожженная в муфельной печи посуда будет прекрасным украшением кукольной столовой, поэтому каждый должен постараться вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Использование стихов и загадок в начале занятия

Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель может прочитать четверостишие или загадать загадку в начале занятия. Это делается для создания хорошего настроения у детей и направления их внимания на образ. Стихи и загадки должны ярко характеризовать образ в краткой и лаконичной форме, обращая внимание только на особенности формы и деталей предмета [43, с. 30].

Анализ работ в конце занятия

Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма и какими способами лепили [46, с. 156].

Оценка работ

Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за справедливостью оценки и тем, чтобы не обидеть тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций и просит сравнить вылепленную работу с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются по-другому: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения и способы лепки.

Организация анализа

Организация анализа работ может происходить в различных формах. Например, дети могут сидеть на своих местах, а воспитатель задает им вопросы. Или воспитатель вызывает к себе отдельных детей, чтобы они проанализировали чью-то работу. Еще один вариант — все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола и рассматривают работы, обсуждая их качество [46, с. 156].

Вариативность форм анализа

Формы анализа работ могут быть разнообразными и зависят от творчества воспитателя, а также от условий и обстановки, в которых он работает с детьми.

Ход проведения

Столы для занятий лучше всего расставлять

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглаженной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия — процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия — от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объявления темы . Воспитатель знакомит детей с предметом, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия — репродуктивных или продуктивных. Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать [49, с.30].

Обследование предмета

Вторая, основная часть занятия — выполнение замысла

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие

После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.

Персональная выставка

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных умений, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение способов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

На каждом из занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Заключение

Лепка из пластилина и глины — как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки можно сделать вывод, что занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение творчески подходить к процессу лепки.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Также занятия лепкой дают дошкольникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Кроме того у детей формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира [46,с.184].

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/metodika-obucheniya-lepke-v-vozrastnyih-gruppah-detskogo-sada/

1. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н. Арановская – М., 2007.-848с.

20. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. / А.А.Грибовская — Скрипторий, 2008.- 151 стр.

3. Коссаковская,Е.А. Лепка в детском саду / Е.А.Коссаковская.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.

37. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. / Н.Алексахин -1994-№ 9-23-27с.

49.

43. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество./Т.Г.Казакова – М.: Просвещение, 1985-193с.

46. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова – М.: Просвещение, 1982-236с.

7. Комарова, Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. / Т.С.Комарова — М.: Педагогика, 1990-247с

5. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. / В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова — В. – М., 1987-223с.

10.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий РГБ; ред. Т.В.Власанко; Web — мастер Н.В.Козлова.- Электрон. дан.- М.: Рос. гос. б-ка, 1997.- Режим доступа: https://podrastu.ru/deyatelnost/izobrazitelnaya/lepka-v-doshkolnom-vozraste.html , свободный

11. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный.