Методика преподавания лепки в начальной школе

Курсовая работа

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилин а проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете Халезова, Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил..

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

2 стр., 515 слов

В чем различие между взрослым человеком и ребенком?

... вере, идее, их роли в жизни общества. «Вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным» - именно эта фраза наиболее ... не могу доказать их существование. Как мне кажется, вера помогает людям справиться с самыми сложными испытаниями в жизни. Для аргументации ... выстоять, мальчик, как убеждён главный герой, должен видеть смерть человека, но не предателя. Так нужна ли вера каждому из ...

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Ю.А Полуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы.

Цель работы: выявить изучить методику преподавания уроков по лепке в начальной школе.

Объектом является лепка как вид изобразительного искусства.

Предметом — методические приемы обучения лепке младших школьников.

Задачи работы:

  • изучить историю развития скульптуры,
  • описать историю развития и особенности народной глиняной игрушки,
  • описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.

Для решения сформулированных задач использованы следующие методы исследования:

  • анализ психологической, педагогической, методической литературы;
  • разработка уроков с использованием пластичных материалов.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические приемы, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках изобразительного искусства и студентам для углубления знаний по данному вопросу.

Глава 1. Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе

1.1 История развития скульптуры

Скульптура — один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая новая раскопка свидетельствует о том, что резец, которым человек высекал изображение зверей и птиц на скалах и костях, на стенах своих пещер, был собратом молоту, огниву, луку с тетивой[6] Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил. .

До сих пор над песками Египта рядом с пирамидами, залитые жгучими лучами солнца, возвышаются колоссы — львиные тела, увенчанные человеческой головой. Это сфинксы, высеченные из скал, загадочные и прекрасные.

От времен эпохи Древнего царства Египта к нам дошла безупречно выполненная скульптура — знаменитый портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира».

15 стр., 7466 слов

«Возникновение и развитие первобытного искусства»

... выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. ... о душе человека и многое-многое другое. 2. Особенности первобытного искусства Памятники древнего искусства показывают нам, на чем в тот период со

Но самое великое чудо, созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульптором Тутмосом, — портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити. К этому времени человечество уже несколько веков слагало хвалы образу вечной женственности.

Мифы Древней Греции рассказывают о художнике Пигмалионе, который, ненавидя женщин, в своем уединении однажды создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Она поразила художника своей красотой. Пигмалион влюбился в созданную им статую, и богиня красоты Афродита, вняв мольбе Пигмалиона, оживила Галатею.

В этой легенде большой смысл. Все пластическое искусство о мертвых схем всегда шло к жизни, к человеку, к его самым сокровенным думам Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с..

Ближе по времени к нашей эпохе искусство древних греков, достигшее своего расцвета две с половиной тысячи лет назад. Греческий историк Плутарх писал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Эти статуи были «прекрасны, казалось, они живые, они дышат». Образы греческой скульптуры проникнуты духом ясной гармонии, ваятели воспевали красоту человеческого тела, отожествляя красоту тела с красотой души. Искусство древнегреческих скульпторов вечно, оно, как и тысячи лет назад, продолжает «доставлять нам художественное наслаждение». Греческие скульпторы прославляли — жизнь, человека, мужество. А это и есть высшее назначение искусства.

Самым гениальным скульптором Возрождения был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).

Славу лучшего скульптора утвердила за Микеланджело статуя Давида, поставленная на площади Синьории во Флоренции в начале 16 века.

К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.

Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык, полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства. Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене на камне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник Василию Теркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка — памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Риме на Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той, которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.

Скульптура может быть опорой в архитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).

13 стр., 6475 слов

Скульптура – один из видов изобразительного искусства

... посвятил свое искусство изображению животных. Но чаще всего изображение в круглой скульптуре растений предметов быта, машин ... то такая скульптура называется круглой. Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена ... семью, в доме которой не было бы статуэтки или резных изделий из дерева, кости, камня. Занятия изобразительным искусством, и в частности скульптурой, ...

Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, то его называют — горельеф, если меньше — барельеф, а если рельеф утопает на плоскости — это контррельеф.

В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников.

В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.

Таким образом, скульптура занимает важное место в жизни людей, начиная с ранних эпох возникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники и по сей день, мы восторгаемся их красотой и величественностью. Одной из разновидностей скульптуры считается народная глиняная игрушка.

1.2 Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке

Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, если ученик в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с..

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.

Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мелкая народная пластика дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы школьников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества ...

Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Творческие способности ребенка во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца значительно сокращается по 15-20 секунд в зависимости от сложной предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятие лепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодично изменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но и от условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтому к началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, что обязательно надо учитывать учителю.

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... следует начинать на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного ...

В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.

Детское художественное творчество (фигурки из пластилина или глины и другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка — это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка.

Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 176с., — (Б-ка учителя изобразительной деятельности)..

Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

15 стр., 7469 слов

Методика обучения лепке в детском саду

... лепки, как вида изобразительного искусства; 2) изучить особенности лепки в детском саду; 3) рассмотреть методику обучения лепки детей ... лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, ... создаются из ... тем не менее овладение правильной техникой необходимо. Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ...

Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзя считать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью, например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или их частей, передается их значение в изображаемом событии.

Нередко скульптура не содержит никаких необычных комбинаций и передает вполне реальное событие, но особая характерность изображений прямо говорит о том, что ребенок проник глубже видимого, во внутренний мир своих персонажей. При равной оригинальности комбинаций одни рисунки «живут», а другие — только обозначают жизнь. Эффект «оживления» изображения зависит не от умения ребенка правдоподобно и детально изображать, а от выразительной силы его творческого воображения.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково. Для их развития и обучения детей лепке в начальной школе существуют программы по изобразительному искусству, которые мы рассмотрим в следующей главе.

Глава 2. Особенности изучения лепки в начальной школе

2.1 Анализ программ по изобразительному искусству

Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задач обучения изобразительной деятельности — искать не отдельные точки соприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.

В работе проанализированы некоторые из программ, разработанных разными авторами для начальной школы.

Чаще всего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Согласно этой программе, лепка посредством образного отражения предметов и явлений действительности помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.

21 стр., 10410 слов

( ) Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами ...

... изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста; описать способы развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста нетрадиционными техниками изобразительного искусства; Определить значение нетрадиционных техник лепки в развитии мелкой моторики у младших школьников Выявить исходный уровень развития мелкой моторики младших ...

В данной программе уроков по лепке из глины и пластилина очень мало. Знакомство детей с пластичными материалами начинается со 2 класса. Данной теме уделено всего 3 урока: «Осенние подарки природы» (Лепка с натуры фруктов и овощей. Жанр натюрморта.), «Друзья детства» (Лепка с натуры животного. Анатомия, пропорции. Характер животного. Жанр анималистики.), «Мы любим спорт» (Лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека.).

На первом уроке дети лепят с натуры с использованием натурных моделей — фрукты, овощи, муляжи. Основными задачами урока является:

  • познакомить с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников с изображением фруктов;
  • закрепить умения работы с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов;
  • развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания;
  • воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

На 2 занятии дети лепят из пластилина животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь).

Задачи урока:

  • дать представления об особенностях работы над изображением в объеме разными материалами;
  • познакомить с анималистическим жанром;
  • развить наблюдательность, внимание к природе, творческие способности;
  • На 3 уроке дети лепят фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры. Основные задачи:
  • развить умение уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме;
  • развить образное видение;
  • развить умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру, совмещать в одно целое детали;
  • развить повышенную эмоциональность, впечатлительность, творческий склад ума, воображения, ассоциативного мышления;
  • развить умение работать с пластилином, понятие о работе скульптора;
  • развить умение найти координационные точки фигуры;
  • усвоить примерное соотношение масс частей тела.

В 3 классе учителя продолжают развивать у учащихся умение лепить при помощи предметов декоративно прикладного искусства («Лепка из пластилина дымковских коней».).

На этом уроке дети знакомятся с дымковской глиняной игрушкой, развивают и укрепляют мелкие мышцы руки.

К концу курса обучения по этой программе дети должны уметь работать с глиной и пластилином и знать элементы лепки.

Отличительная черта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.

Еще одной из авторских программ, наиболее часто используемых в начальной школе, является программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая была разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель — народный художник России академик Неменский Б.М.

Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах) для I—IV классов начальной школы, написанных по данной программе.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... работе других детей. Это способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств ... искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, ... работы с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. ...

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — это основа общего художественного развития ребенка. Если миновать этот этап познания искусства, художественное развитие неминуемо окажется ущербным. В I—IV классах закладывается фундамент — основы художественных представлений. Каждый учебный год в этой системе является незаменимой ступенью целостного художественного развития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребенка в осознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека и каждого народа. Именно связи искусства с жизнью (а не просто само искусство) являются содержанием учебного предмета.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питеских А.С. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями/ Под руковоством Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2006.- 145с. . Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На протяжении всего курса школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, объем, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

В первом классе дети знакомятся с мягкими материалами: глиной и пластилином. Они узнают, что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдают природные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.д.

Во втором классе дети учатся лепить из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

В третьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различных материалов по выбору (пластилин, глина), знакомятся с видами игрушки (детские, народные, самодельные).

На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ее назначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идет работа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4 четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надо смотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такое парковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о видах деятельности: изображение на плоскости и в объеме;
  • постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
  • украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобретают первичные навыки художественной работы в скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
  • первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространственных построений, первичные представления об изображении человека в объеме;
  • развивают свои познавательные и наблюдательные способности;
  • осваивают выразительные особенности художественных материалов: пластилина, глины;
  • начинают понимать особенности образного языка скульптуры;
  • учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся скульпторов, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • Программа «Изобразительное искусство.

Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 — 8 классы», научный руководитель Т.Я. Шпикалова, была разработана для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.

Данный курс предназначен для изучения в 1—8-м классах — от одного до четырех часов в неделю. Программа интегрирована на базе изобразительного искусства и художественного труда. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры. Здесь более широко представлена народная глиняная игрушка, декоративное оформление предметов. Программа нацеливает на формирование у младших школьников целостной эстетической культуры.

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательной школы, разработанная Полуяновым Юрием Александровичем, составлена в рамках теории (концепции) “Система развивающего обучения”. Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. «Развивающее обучение» направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению.

За годы начального обучения дети попробуют свои способности к скульптуре разных видов и жанров из материалов, которые доступны и посильны для их возраста. Вначале будет пластилин, позже к ним прибавится глина (если в школе для этого есть условия).

С самого начала детей учат художественному объемному изображению: красивому, своеобразному, выражающему чувства и мысли каждого ребенка, его неповторимую индивидуальность.

Первые занятия лепкой знакомят детей со скульптурой как одним из ведущих видов изобразительного искусства и художественного труда, дают им возможность попробовать свои силы и способности в лепке «круглой скульптуры». Чтобы облегчить им переход от привычных плоских рисунков к объемному изображению, за основу скульптуры берутся те же пятна, которые они делали кистью, вырезали ножницами и потом соединяли в фигуру-силуэт.

Создание объемных форм по пятнам разной формы и величины начинается с тренировочной работы. С освоения первичных приемов лепки: скатывания, раскатывания, вытягивания, сжатия и формовки прикладыванием к плоскости мягких пластичных материалов: глины, пластилина и других им подобных. Учитель показывает их так же, как на предыдущих занятиях «в слепую», то есть, совершая движения руками так, как будто между ладонями положил кусочек пластилина, но его там нет. Ученики угадывают на какое из пятен, сделанных краской, при таких движениях получится похожая объемная форма. Потом пробуют повторить такое же движение без пластилина, а под конец из пластилина создают эту форму.

После каждого урока учитель должен сделать оценку эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия.

В настоящее время программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов находится в Министерстве образования на стадии утверждения. Программа действует в школах работающих по системе развивающего обучения Эльконина (Давыдова).

Автор программы Полуянов Ю.А. продолжает разрабатывать программу для средней школы.

Исходя из общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятиях изобразительной грамоты. На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт работы с пластичными материалами при выполнении лепных работ, c такими как пластилин и глина.

Обучение изобразительному искусству также позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению класса и участвовать в школьных или городских выставках.

Для того чтобы реализовать цели, поставленные в программах, необходимым условием является применение различных методов, способов, приемов при работе с пластичными материалами на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

2.2 Методические приемы обучения лепке младших школьников

скульптура лепка изобразительный моторика

Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

Глина — природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

Пластилин — искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Выделяют особенности работы с пластилином:

  • мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);
  • работа идёт сразу в цвете;
  • позволяет создавать дополнительные цвета;
  • материал практически не требует дополнительной подготовки;
  • позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений;
  • плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;
  • при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

По содержанию лепка бывает — предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения — фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия — вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика — «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются — конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано — уже в 2 — 3 года — и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма — основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.).

Скульптурный способ — более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 — 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы — это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются — прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать — заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки — основные формы, лежащие в основе будущих образов — шарик и валик (шар и цилиндр).

Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы — капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает — искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» — отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином «налепами» выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе — четко, ярко, загораживает, дальше — нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета — внутри контура, а цветом фона — снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило — не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

Заключение

Лепка из пластилина и глины — как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы пришли к выводу, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболее сензитивным для развития творческих способностей детей.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Мы выявили, что занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

После изучения темы мы пришли к выводу, что занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-lepka-v-nachalnoy-shkole/

1. Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 1 / Сост. Е.В. Алексеева. — Волгоград: Учитель АСТ, 2004. — 96 с.

2. Алексеева, Елена Владимировна. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. — Волгоград: Учитель АСТ, 2004. — 96 с.

3. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.

4. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.

5. Выгонов, Виктор Викторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ В.В. Выгонов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 256с.,12ил.

6. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.