Роль наглядности в обучении

Курсовая работа

Актуальность исследования — Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, он выдвинул требование учить детей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. наглядность обучение дидактика дошкольник

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». [30, с. 45] Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Таким образом, дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

39 стр., 19306 слов

Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...

... мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках ... процесс изучения декоративно-прикладного искусства. Предмет изучения - визуальные средства обучения. Гипотеза исследования - развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству будет более эффективным, если процесс обучения ...

Объект исследования — средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения дошкольников.

Предмет исследования — процесс обучения дошкольников

Цель исследования — рассмотреть возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях в ДОУ.

Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста будет проходить успешнее, если в ДОУ будут созданы наиболее эффективные психолог — педагогические условия, для всестороннего развития детей, а также учитываться их возрастные особенности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Определить роль и место наглядности в обучении дошкольников;

3. Рассмотреть методику использования наглядности в процессе обучения дошкольников;

4. Провести сравнительный анализ обучения дошкольников с использованием наглядных средств

Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого — педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, анализ, выделение главного вывода;

Эмпирические методы исследования: изучение психолого — педагогических условий с использованием наглядности при обучении дошкольников с помощью:

  • диагностической методики «Нелепицы», автор — составитель Р.С. Немов;
  • диагностической методики «Времена года», автор — составитель Р.С.

Немов.

  • диагностической методики «Серия сюжетных картинок», автор: С.Д. Забрамная.

Методологическая основа исследования: составляют труды: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.К.Крупской, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского, С.Н.Лысенкова и др.

Теоретическая значимость исследования: исследование позволило рассмотреть основные психолого — педагогические условия использования наглядности при обучении дошкольников, а также определить роль и место использования наглядности.

Практическая значимость исследования: подобраны диагностические методики для изучения психолого — педагогических условий с использованием наглядности при обучении дошкольников.

База исследования — исследование было проведено в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 85 «Улыбка» города Волжский, Волгоградской области, в нем принимали участие дети старших групп в количестве 25 детей экспериментальная группа и 25 детей контрольная группа, в возрасте от 5,6 до 6,2 лет.

Глава 1. Теоретико — методологические основы и условия использования наглядных средств в обучении дошкольников

1.1 Теоретические основы использование средств наглядности в обучении дошкольников

Многие ученые и педагоги рассматривали использование наглядных средств, для создания у дошкольников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания. Еще Я. Л. Коменский (1592-1670гг) выдвинул «золотое правило» и сформулировал дидактичные принципы наглядности, дал всестороннее теоретическое и практическое обоснование системного подхода к привлечению разных органов человека во время восприятия той или другой информации: «Все можно представить органам чувств, а именно: что видим — зрению, что слышим — слуху, что можно есть — вкусу, а то, что можно воспринимать одновременно несколькими органами чувств, то необходимо и представить нескольким органам чувств». [1, с. 10 — 12]

15 стр., 7481 слов

Обучение детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию

... их в образной Изучением. форме изобразительной деятельности дошкольников занимались ... исследования: Экспериментальная база: М Детский «ДОУ сад № 73 и ЦРР» Опытно-экспериментальная проводилась работа с детьми 6-7-го года жизни в количестве 20 Глава. человек 1. Теоретические основы обучения ... Коменский, Ф. Фребель и др.). Изобразительная деятельность не широкого утратила воспитательного значения и в ...

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. [12, с. 25-30]

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять». [19, с.18]

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Я.А. Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». [19, с.22]

Я.А. Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.

1 стр., 360 слов

О методах и принципах обучения иностранному языку

... обучения. Существует ли общая основа, на которой базируются все эти методики? Да, несомненно, в основе этих методик лежит ряд общих методических принципов, которые и необходимо соблюдать учителю , на ... следует ориентироваться на возраст и типологические психологические особенности обучаемых. На данный момент не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода зависит от ...

2) Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали,обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д.

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния сами вещи, либо заменяющие их изображения.

4) Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видев всего этого человеческими глазами.

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Я.А. Коменский считал необходимым использовать:

  • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
  • когда это невозможно, модели и копию предмета;
  • картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. [19, с.25]

Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.

Я.А. Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации постепенности и систематичности знаний:

1. Занятия распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на пройденном и укреплялся последующим.

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному» и т.д. [19, с.31]

Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Я.А. Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — «глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Так как только упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д.

Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения:

а) чувств,

б) ума,

в) памяти,

г) упражнения в истории,

д) в стиле,

е) в языке,

7 стр., 3262 слов

Методическое пособие для учащихся Учимся писать -рассуждение ...

... своего сочинения. Авторы ЕГЭ в самом тесте предложили найти фразу, которая не противоречит ... наша жизнь…С каждой такой песчинкой мы ближе к неизбежному концу! А что же человек? От его воли ничего не зависит? Не ... конкретное содержание статьи в ней тонет. Все остальные формулировки определённые стороны ... текст Д.Гранина? Даниил Гранин сам говорит о масштабности проблемы времени: «Цейтнот становится ...

ж) в голосе,

з) в правах и

к) в благочестии». [19, с.36]

Существуют средства наглядности с тех пор, как появились первые учебные заведения. Принцип наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого. И.Г.Песталоцци писал: «Моей самой существенной, исходной точкой зрения следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, сколько оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Все, что следует за ним, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия». [17, с.6] Песталоцци значительно обогатил принцип наглядности. Отстаивая необходимость наглядности, он в то же время считал, что органы ощущения приносят неблагоустроенные свидетельства об окружающем мире. Обучение должно уничтожить неустроенность в наблюдениях, разграничить предметы, то есть сформировать понятие. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить, предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у детей понятия. [25, с.4]

Отвечая на замечание тех, кто считал, что наглядности уделяется много внимания, А. Дистервег утверждал: «Не пришло еще время остановиться, поскольку тысячи учителей используют абстрактный метод учебы». [20, с.168]

Принцип наглядности находит, как считает А. Дистервег, свое конкретное выражение в правилах:

1) от близкого к далекому;

2) от простого к сложному;

3) от известного к неизвестному.

Прогрессивные педагогические деятели на протяжении всей истории работали над проблемой изобретения не только новых методических приемов, но и вспомогательных средств, чтобы облегчить процесс обучения. В частности, передовые педагоги Западной Европы сделали надлежащий вклад в развитие начальной учебы, усовершенствовав систему наглядности.

Без наглядности ребенок не сможет быстро познать окружения и дойти до конкретных выводов. В начальный период учебы дети не нуждаются в выводах, доказательствах, логической последовательности; им нужны определенные обиды — все то, которое возбуждает внимание и конкретизирует определенные понятия.

К.Д. Ушинский также предоставлял огромного значения принципа наглядности; он призывал сочетать применение наглядных пособий по развитию вещания и мышления, а развитость образного вещания ставил в зависимость от использования своеобразного показа наглядно. О наглядной учебе К. Д. Ушинский писал, что: «…это такая учеба, которая строится не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных обидах, непосредственно воспринятых человеком… Этот ход учебы, от конкретного к абстрактному, от представления к мысли, такой естественный и основывается на таких ясных психических законах, что отрицать его потребность может только тот, кто вообще отрицает потребность учитывать в учебе по требованию человеческой природы вообще и детской в частности». И дальше: «Детская природа выразительно требует наглядность. В педагогической системе К. Д. Ушинского (1824-1870гг) использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». [31,с.10]

5 стр., 2022 слов

Обучение лепке детей в группах раннего возраста

... детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей ... память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия. После рассматривания дети начинают ... при обучении детей изображению предметов все определяет правильная организация процесса восприятия предмета, который дети затем ...

Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и она вас не поймет, вы объясняете, тому же ребенку, сложную картину и он вас понимает быстро. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным: одному за рисунками, другому без рисунков, — и вы оцените тогда все значение рисунков для ребенка». [13, с.129]

Принцип наглядности в учебе после появления теоретических трудов и конкретных методических разработок К.Д. Ушинского нашел много последователей, как среди выдающихся педагогов-теоретиков, так и среди широкого круга народных учителей. [22, с.73]

Известный русский педагог М.В. Бунаков, широко использовал идею наглядности К.Д. Ушинского и творчески дополнил ее. Методическая система М.В. Бунакова характеризуется систематическим использованием показа наглядного материала: демонстрация предметов или иллюстрация рисунков, разнообразные упражнения (аналитические и синтетические).

[12, с.31]

Актуализация эмоциональных наблюдений детей является особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках в начальной школе. Это положение глубоко развил в своих трудах В.О. Сухомлинский: «Природа мозга ребенка, — писал он, — требует, чтобы ее ум воспитывался около источника мысли — среди наглядных образов, и в первую очередь — среди природы, чтобы мысль переключалась из наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней учебы ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро устают и не производятся с работой, которую предлагает педагог. А этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. [45, с.96]

Значение наглядности в обучении дошкольников выплывает из концепции высшей нервной деятельности, которая предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.

Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и навсегда заданной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнутые процессами мышления. Для определения термина «наглядные пособия» необходимо выходить из целей и средств обучения, а также из характера отображения ребенком окружающей действительности. Окружающий нас материальный мир не средство, а цель человеческого познания.

Ж. — Ж. Руссо отмечал то, что с использованием наглядности в процессе обучения у ребенка быстрее и эффективнее развиваются такие психологические процессы, как ощущение, восприятие, воображение, мышление. По его мнению, самым эффективным методом восприятия во время использования наглядности является наблюдение.

Понятие «наглядные пособия» имеет такие существенные признаки: [3, с.72-73]

  • первый — любые наглядные пособия являют собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое.
  • второй — любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия — это учебная модель.
  • третий — наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия.

— четвертаый — наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания. [37, с.47-60]

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... и др. Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ...

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого (1828-1910) привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. «Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» — все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы». [30, с.50]

В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, но особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Н.К.Крупская (1869—1939).

Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике воспитания детей дошкольного возраста. О физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. [21, с. 61]

Наряду с основоположниками дошкольного воспитания крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского. Современную дидактику обогатили педагоги-практики — Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, М.Шаталов, Н.Ильин, и др.

Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

21 стр., 10438 слов

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного ...

... – декоративно-прикладное искусство. Цель выпускной квалификационной работы – Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить вопрос формирования у детей разного ... обучения; - выявить этапы управления творческим процессом; - изучить особенности развития творческих способностей детей средствами ДПИ; - рассмотреть - проанализировать Область применения - разработки по ...

4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

8. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

9. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

10. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию, компьютерные презентации и др.; в совершенстве владейте ТСО, методикой их использования.

11. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

12. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

13. С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

14. Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

15. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей. [21, с.450-451]

Таким образом, можно говорить о том, что использование наглядных пособий занимало умы ученых и педагогов на протяжении всей истории педагогики. Проблема наглядности остается актуальной и сегодня. [29, с. 45-46]

Великие педагоги своего времени внесли огромный вклад в развитие обучения детей дошкольного возраста. Но все они едины в том, что наглядность играет не последнюю роль в дошкольном обучении всесторонне развитой личности из наших детей.

1.2 Роль и место наглядности в обучении дошкольников

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. «Наглядные учебные пособия используются в детских садах на различных этапах обучения дошкольников: при объяснении педагогом нового материала, при закреплении его ребенком, во время повторения изученного материала и при проверке педагогом знаний». [21, с.77]

8 стр., 3611 слов

Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности

... использованы в разработке программ по обучению для детского сада, а также для педагогических учебных заведений. Глава 1. Теоретический анализ проблемы 1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников К четырем годам дети ...

«Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью».

В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности. [39, с.89-100]

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство дошкольников с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино).

Ее функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио, компакт-диски, флеш-карты); функция — воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); ее функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. [19, с.101]

Прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. [6, с.38]

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в книгах.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в детсадах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.).

Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний дошкольников.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых).

Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. [32, с.56-66]

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для учебных целей консервированию и препарированию (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.), как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, организации самостоятельной деятельности дошкольников.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д.

Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. В качестве демонстрационных пособий на занятиях применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно. [40, с.30-35]

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования. К ним относятся: гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых, образцы готовых изделий и инструкционные карточки, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.).

Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою специфику.

Учебные диафильмы. Диафильм — статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для дошкольников особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным. [20, с.141]

Обучение приемам работы следует начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма. Для этого вначале нужно научить ребенка видеть изображение в кадре. Внимательно, не торопясь, дети рассматривают рисунок, стараясь не упустить ни одной детали. Такое подробное рассматривание поможет понять содержание кадра и ответить на самые простые вопросы: что (кто) изображено в кадре? Что делает действующее лицо? Где происходит действие? Как можно оценить это действие, поступок? На эти или подобные им вопросы по очереди отвечают разные ученики.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы — фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Педагог демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.

В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к различным занятиям, например, серии диапозитивов «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес». Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении педагога выполняют главным образом иллюстративную функцию. [15, с.78-82]

Технология мультимедиа (multimedia) — современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.

С точки зрения использования мультимедиа в качестве педагогического инструмента — это представление объектов и процессов не только традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества — качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Аудиосопровождение учебной информации значительно повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или явления в его развитии.

К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств — значительный объем и разнообразие данных, а также возможность прямого доступа к ним; а также технические средства, позволяющие работать с информацией различного типа.

Внедрение в обучение новых информационных технологий обучения, основанных на применении интерактивных методик и мультимедиа, с помощью которых ученики приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление, позволяют более эффективно решать различные проблемы традиционного обучения.

Ребенок получает возможность использовать большие объемы разнообразной информации в комплексном ее представлении, доступ к которой иными способами не может быть обеспечен. Использование средств мультимедиа непосредственно в ходе учебного занятия, обеспечивают оперативность получения нужных сведений. Никакие иные «некомпьютерные» источники информации: библиотеки, архивы, справочники, книги — такой оперативности, безусловно, не обеспечивают. [11, с.30-40]

В то время как традиционные технические средства обучения ориентированы на организацию осознанного восприятия новых знаний, мультимедийные средства позволяют организовать активную деятельность по их получению и преобразованию.

За последние годы создано большое количество мультимедийных программ учебного назначения (в основном распространяемых на CD), призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им.

Теперь мы можем говорить об электронном пособии, которое способно не только «выдать предметную текстовую информацию, снабженную иллюстрациями: оно «ведет» по содержанию, усиливая восприятие возможностями современного компьютера. В частности можно смоделировать и увидеть какой-либо процесс в его динамике. Педагог может работать не только с содержанием материала, но и с его структурой, что намного облегчает анализ материала и подготовку к проведению учебных занятий.

Обучающие мультимедиа-программы могут включать и элементы контроля знанийдошкольков, например, путем включения вопросов с набором альтернатив, выбор каждой из которых может сопровождаться оценочными комментариями; данная возможность особенно важна в процессе самообразования.

Обычно в школьный комплект мультимедийного оборудования современной школы входит мультимедиа ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска обратной проекции, система звукоусиления. [29, с.45-56]

Современный мультимедиа-ПК укомплектован звуковой, графической картами, активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт — дисков CD, DVD.

Мультимедийным проектором называют оптикоэлектронное устройство, позволяющее преобразовывать входной электрический видеосигнал в модулированный выходной световой поток, проецируемый па экран с целью визуализации изображения.

Современные проекторы отличаются компактностью, мобильностью, простотой применения. Работа с ним напоминает работу с монитором компьютера — есть регулировки яркости и контрастности, сдвига изображения влево и вправо. Современные проекторы подключаются практически к любому источнику видео/аудио сигнала, не нуждаются в сложной и частой регулировке, для работы имеют пульт ДУ и удобное экранное меню.

Совместное применение системы прямой проекции и интерактивной доски обратной проекции придают комплексу новые качественные характеристики. Результаты работы учителя у электронной доски. [5, с.56]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае педагог определяет задание, направляет деятельность дошкольников. А также, средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе дошкольников: используя, например, содержание кадров диафильма.

Многие ученые и педагоги рассматривали использование наглядных средств, для создания у дошкольников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Внедрение в обучение новых информационных технологий обучения, основанных на применении интерактивных методик и мультимедиа, с помощью которых ученики приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление, позволяют более эффективно решать различные проблемы традиционного обучения.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера.

В этом случае педагог определяет задание, направляет деятельность дошкольников. А также, средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе дошкольников.

Великие педагоги своего времени внесли огромный вклад в развитие обучения детей дошкольного возраста. Но все они едины в том, что наглядность играет не последнюю роль в дошкольном обучении всесторонне развитой личности из наших детей.

Глава 2. Реализация принципа наглядности в разностороннем развитии дошкольников

2.1 Методика использования принципа наглядности в воспитательном процессе дошкольников

Метод обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом (с греч. — буквально: путь к чему- либо).

[11, с.2]

Каждый метод состоит из отдельных элементов, которые называются — приемами (например, приемами метода работы с книгой являются составление плана прочитанного, пересказ, составление конспекта и т.д.)

Совокупность приемов, составляющих метод, и служит решению дидактических задач (дидактика от греч. — поучающий, относящийся к обучению).

Ознакомлению с новым материалом, приобретению умений и навыков, их закреплению, применению. [11, с8] В двустороннем характере метода обучения нужно уметь различать методы преподавания, которые выполняют информативные и управляющие функции (педагог объясняет, показывает, инструктирует), и методы учения (дошкольник слушает, наблюдает.).

Так, закрепляя материал, ребенок выполняет ряд упражнений, предложенных педагогом, в то же время педагог анализирует действия учащегося, разбирает ошибки, организует новые упражнения для закрепления успехов, контролирует результаты.

Устное изложение как метод обучения содержит в себе не только информацию педагога, это одновременно и деятельность дошкольника, направленная на восприятие, осмысление материала. Метод обучения всегда включает в себя деятельность ведущего и ведомого. В этом заключается его своеобразие.

Своеобразие заключается и в том, что учитель, управляя деятельностью ученика, должен видеть внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения.

Процесс познания, совершаемый учеником, зачастую скрыт от преподавателя, внешняя сторона его деятельности (ученик наблюдает, слушает) еще не раскрывает самого процесса познания, качественной его стороны. Одинаково выражаемая внешне деятельность ученика, внутренне, по своей качественной характеристике может быть совершенно иной.

Так, наблюдая, ребенок может преследовать лишь цель усвоения готовой информации, но это может быть и поисковая деятельность, направленная на решение познавательной задачи. Знания, приобретенные в поисковой деятельности, более осознаны, прочны, подвижны. Ребенок легче применяет их на практике. [31, с.12]

Открытие знаний стимулирует развитие его мышления, воображения, творчества. Таким образом, педагогическая ценность метода определяется внутренней, часто скрытой стороной познавательного процесса, а не внешней формой его выражения.

Своеобразие методов обучения состоит также в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в учебном процессе. Задача эта решается педагогом в процессе управления обучением дошкольника.

Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (живое слово учителя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические).

Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода. [39, с.18]

В группе методов организации и осуществления учебных действий и операций можно выделить подгруппы:

  • перцептивных методов, в которую входят методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (сокращенно называют их словесными методами: рассказ, лекция, беседа и т.д.);
  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (сокращенно название — наглядные методы: иллюстрации, демонстрации, и др.);
  • методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия (сокращенное — практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.

[15, с. 33]

На основании дидактических принципов, разработанных Я.А. Коменским, многие педагоги применяют средства наглядности в разностороннем воспитании дошкольников.

2.2 Сравнительный анализ условий обучения дошкольников с использованием наглядных средств

Исследование по использованию средств наглядности при обучении дошкольников было проведено в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 85 «Улыбка» города Волжский, Волгоградской области, в нем принимали участие дети старших групп в количестве 25 детей экспериментальная группа (приложение 1) и 25 детей контрольная группа (приложение 2), в возрасте от 5,6 до 6,2 лет.

Цель исследования — рассмотреть возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях в ДОУ.

Исследование по использованию средств наглядности при обучении дошкольников особенностей проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе нами был составлен комплекс диагностических методик:

  • диагностическая методика «Нелепицы», автор — составитель Р.С. Немов. (Приложение 3)

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

  • диагностическая методика «Времена года», автор — составитель Р.С. Немов. (Приложение 4)

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно — образного мышления) детей с 4 лет.

  • диагностическая методика «Серия сюжетных картинок», автор: С.Д. Забрамная. (Приложение 5)

Цель: выявление уровня сформированности наглядно — образного мышления детей с 4 лет.

На констатирующем этапе первой была применена диагностическая методика исследования «Нелепицы».

На основании анализа результатов в экспериментальной группе на констатирующем этапе были получены следующие данные:

4 ребенка (16 %) набрали от 8 до 9 баллов: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

12 детей (48 %) набрали от 4 до 7 баллов: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть, или ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

8 детей (32 %) набрали от 2 до 3 баллов: к сожалению эти дети за отведенное время не успели заметить 1 — 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Один из детей показал очень низкий результат, он за отведенное время успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Полученные данные по диагностической методике «Нелепицы», автор — составитель Р.С. Немов, по экспериментальной группе на констатирующем этапе.

На констатирующем в контрольной группе по диагностической методике «Нелепицы» мы получили следующие данные:

2 ребенка (8 %) набрали от 8 до 9 баллов: дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумели до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

9 детей (36 %) набрали от 4 до 7 баллов: дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успели до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть, или заметили все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

12 детей (48 %) набрали от 2 до 3 баллов: к сожалению эти дети за отведенное время не успели заметить 1 — 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Двое детей показали очень низкий результат, они за отведенное время они успели обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Полученные данные по диагностической методике «Нелепицы», автор — составитель Р.С. Немов, в контрольной группе на констатирующем этапе.

Проведенная нами диагностическая методика «Нелепицы» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны.

Далее нами была проведена диагностическая методика «Времена года», автор — составитель Р.С. Немов.

Анализ полученных результатов в экспериментальной группе на констатирующем этапе по данной методике:

Трое детей (12%) набрали от 8 до 9 баллов (высокий уровень развития) — дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 — 7 признаков, подтверждающих их мнение, на всех картинках, вместе взятых.

8 детей (32%) набрали от 6 до 7 баллов (норма) — они правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3 — 4 признака, подтверждающих его мнение.

13 детей (52%) набрали от 4 до 5 баллов (средний уровень) — дети правильно определили время года только на 1 — 2 картинках из 4 и указали только 1 — 2 признака в подтверждение своего мнения.

Один из детей не справился с заданием и показал низкий уровень развития, ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Полученные данные по диагностической методике «Времена года», автор — составитель Р.С. Немов, в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Анализ полученных результатов в контрольной группе на констатирующем этапе по данной методике:

Двое детей (8%) набрали от 8 до 9 баллов (высокий уровень развития) — дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 — 7 признаков, подтверждающих их мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6 детей (24%) набрали от 6 до 7 баллов (норма) — они правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3 — 4 признака, подтверждающих его мнение.

15 детей (60%) набрали от 4 до 5 баллов (средний уровень) — дети правильно определили время года только на 1 — 2 картинках из 4 и указали только 1 — 2 признака в подтверждение своего мнения.

Двое детей не справился с заданием и показали низкий уровень развития, они не смогли правильно определить ни одного времени года и не назвали точно ни одного признака.

Полученные данные по диагностической методике «Времена года», автор — составитель Р.С. Немов, в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Проведенная нами диагностическая методика «Времена года» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. У многих детей был определен средний уровень развития.

Далее на констатирующем этапе нами была проведена диагностическая методика «Серия сюжетных картинок», автор С.Д. Забрамная.

Проведенная нами диагностическая методика «Серия сюжетных картинок» показала, что уровень развития детей одинаково невысок. У многих детей был также определен средний уровень развития.

На основании полученных результатов на формирующем этапе нами был разработан комплекс занятий — экскурсий, направленный на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств.

Содержание воспитательно-образовательной работы на прогулках — экскурсиях по городу Волжскому, Волгоградской обл. был апробирован с детьми старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, какие условия будут созданы, зависит то, как мы сможем обучить ребенка, дать ему необходимые знания об окружающем его мире.

Далее, после проведения на формирующем этапе комплексе мероприятий направленный на совершенствование всестороннего развития дошкольников с использованием наглядных средств для всестороннего развития дошкольников мы провели контрольный этап, на котором были применены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

Итак, на основании результатов констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень всестороннего развития детей в экспериментальной и контрольной группах был одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.