Развитие творчества детей в рисовании. материал

Эссе

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с ;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

5 стр., 2147 слов

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей

... В свою очередь это влечет к ухудшению здоровья человека и, соответственно, развитию жестокости и эгоизма, алкоголизма и наркомании. Не забывайте, что создание новых технологий забирает десятки тысяч жизней людей, ... на изобретение и общество в ... в эпоху Нового времени. Повседневная жизнь В сочинении про науку следует отразить мнение людей, ... личность человека Техника врывается в нашу жизнь стремительными ...

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Этапы:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства :

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы :

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Высокий – 20%

— Средний – 37%

— Низкий – 43%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

32 стр., 15835 слов

Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

... Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников. 4. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества. Гипотеза исследования: мы ...

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  • Созданию уголка эстетического восприятия.
  • Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:

    — это портрет;

    — памятники;

    — сказочно-былинный жанр;

    — натюрморт;

    — книжная графика;

    — пейзаж.

Приготовила для детей следующие игры :

— «Соедини по линиям и раскрась»;

— «Какое настроение?»;

— «Составь композицию»;

— «Составь фигуру»;

— Лото «Народные промыслы»;

— Лото «Узнай элемент узора».

— гора самоцветов;

— составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

— Русские узоры;

— Матрешки.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

3 стр., 1316 слов

Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...

... ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Этапы творческой деятельности ребёнка, выразительные средства используемые ребёнком в создании образа. Условия развития творчества детей. Мотивы творческой деятельности и их развитие. Личностные особенности детского творчества. Этапы творческой деятельности ребенка, выразительные средства используемые ребёнком ...

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пальчиковая живопись

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование ладошкой

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний .

Прижми и отпечатай

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Рисование углем

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Кляксография

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Набрызг

Радость творчества знакома каждому малышу.

Трафарет

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Рисование по мокрому

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Моя любимая сказка»;

— «Моя любимая мамочка»;

— «Ветвистые деревья»;

— «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

— «Морозные узоры», «Цветные сны»;

— «Лебеди», «Тюльпаны»;

— «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;

— «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

3 стр., 1474 слов

Изображение крестьянских детей в творчестве Некрасова

... стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни. Стихотворение «Крестьянские дети» "Крестьянские дети" - одно из лучших и самых задушевных произведений Некрасова о детях, в котором ... зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Родители тоже ничем не могут помочь детям, потому что сами ...

В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Диагностика на контрольном этапе показала:

— Высокий – 32%

— Средний – 48%

— Низкий – 20%

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-razvitie-tvorchestva-detey/

  1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
  2. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
  3. Т. Н.Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга»М.
  4. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» М., 1995.
  5. Рей Гибсон «Веселые игры» М., 1995.
  6. Ф. Кембелл «Я учусь рисовать» М. 1996.
  7. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997
  8. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
  9. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
  10. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  11. Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с»М., 2001
  12. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования, конспекты, занятий».-М.: ТЦ Сфера, 2009
  13. Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2011
  14. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».-М.: «Издательство Гном и Д», 2007
  15. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».-СПб.: КАРО,2007