« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста как условия развития мелкой моторики » проект

Дипломная работа

Ведение

.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений — ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.).

Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами,

29 стр., 14356 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... разработка системы заданий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей с ДЦП. 2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, групповые и индивидуальные занятия; анализ продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.); констатирующий, формирующий и ...

психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной деятельности, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем дошкольном возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Цель: изучить изобразительную деятельность как условие развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Раскрыть понятия «изобразительная деятельность, мелкая моторика детей младшего дошкольного возраста»

3. Разработать и проверить методику развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности.

11 стр., 5095 слов

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики ...

... рекомендации по применению пальчиковых игр для родителей. Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших ...

Методы исследования: 1. Теоретический анализ научных источников.

2. Наблюдение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Изучение изобразительной деятельности.

Глава I. Особенности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста.

1.1.Специфика развития мелкой моторики у детей младшего возраста

Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами руки ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развитие мелкой моторики происходит в онтогенезе естественным образом на базе общей моторики, начиная с младенческого возраста.

В раннем возрасте ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет трогать и перемещать все, что находится в ближайшем к нему пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами и вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Это период развития точности движений. Этот процесс Н.А. Бернштейн объясняет следующим образом. «Сначала движения ребенка руками неловкие, часто бесцельные и негармоничные, что связано с недоразвитием моторной активности. Потом с помощью мелкой моторики ребенок познает окружающее. Его толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт»

Н.А. Бернштейн считает, что «анатомическое развитие уровней построения движений мелкой моторики идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений» [1, с. 34]. По мнению этого ученого, развитие мелкой моторики имеет значение в связи:

а) с развитием познавательных способностей ребенка;

б) с развитием речи;

в) с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе рисования, лепки, письма [1, с. 35].

Е.П. Ильин, наблюдая развитие мелкой моторики в онтогенезе, так описывает этот процесс. Первые элементарные манипуляции ребенка 3-4 месяцев с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями, т.е. рефлекторными содружественными движениями. Далее при одновременном развитии зрительного анализатора происходит развитие и мелкой моторики. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз, и на 5-ом месяце ребенок уже может брать предмет двумя руками. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого [2, с. 93].

В возрасте 12 месяцев мелкая моторика ребенка становится еще более совершенной. Благодаря этому ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

21 стр., 10410 слов

( ) Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами ...

... и пальцев, лепка, нетрадиционное рисование т.д. [2] М. М. Кольцова утверждает, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, ...

В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев ребенок может строить башню из 3-4 кубиков, самостоятельно есть ложкой, начинает пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваться. В своих действиях ребенок раннего возраста уже начинает подражать взрослым, например «читает» книгу, перелистывая страницы, «укладывает спать» кукол, передвигает игрушечных животных, как будто они ходят и т.д. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они могут бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться. Все эти факты говорят о нормальном развитии мелкой моторики ребенка и более того — о его нормальном психическом развитии.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

5 стр., 2042 слов

Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой ...

... [9] Антакова-Фомина и другие. Многие педагоги и психологи занимались проблемой изучения развития мелкой моторики пальцев у детей данного возраста (В.М. Бехберев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурме, Н.С. Лейтес, И.М. Сеченов ...

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т.к. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,расположенная оченьблизко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

31 стр., 15102 слов

Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца

... р.). II.Разработка методики способствующей развитию двигательной моторики детей шести-семи лет в основе которой лежит танцевальное творчество. III.Апробация авторской методики, её диагностика и корректировка. Дипломная работа состоит из введения, двух ...

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо в школе. Часто их пальчики и кисть не слушаются, им не хватает ловкости.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у малыша возраста 3 лет, можно предложить ему выполнить несколько заданий в игровой форме. Это может быть «Пирамидка» (надеть на стержень кольца), можно дать задание собрать матрешки или другие мелкие предметы, застегнуть пуговицы на одежде и упряжку на обуви, завязать-развязать узелки на шнурках или ленточках. Нужно обращать внимание на то, в каком темпе он делает задания, на подвижность пальцем. Если он успешно выполнил все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получалось, задание сопровождалось раздражением, пальцы его не слушались, были малоподвижными – стоит по меньшей мере задуматься и уделить время развитию мелкой моторики.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

50 стр., 24703 слов

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации ...

... процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности. В нашей стране многие методы терапии творчеством ... к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией ...

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

1.2 Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Таковым образом, к концу раннего возраста малыш умеет прыгать,

бежать, ударять ногой по предметам и кидать их. При этом основным звеном

изучения считается эталон деяния, который выделяет ребенку

совершеннолетний. Д. Б. Эльконин проанализировал процесс усвоения

предметных действий и выделил последующие закономерности.

1. Малыш изготавливает те либо другие воздействия потому, что они

предполагают собой общую со взрослым работа или же производятся по

поручению взрослого. Смысловой центр ситуации усвоения предметных

деяний – взрослый и совместная работа с ним.

2. Малыш сначала усваивает в новых поступках более общее – задача,

значение, главный набросок, т.е. тогда, как поступает деяния разумными,

целенаправленными. Только позже улучшается техно сторона деяний,

отрабатывается их операционально-технический состав.

3. Аспект верности потребления орудий – не фактический итог, а

соотношение образчику воздействия. Воспроизводя эталон, младенец

возводит свой образ деяния с предметом, при всем при этом со временем

осваивая операционально-техническую сторону деяния. Творение вида деяния

– не одномоментный акт, для этого требуются множественные пробы.

Составляющие деяния входят в образ лишь на базе наказания

совершеннолетнего. Зарождение вида деяния – конец формирования

предметного действия.

4. Процесс формирования предметного воздействия у малыша

сопрягается с отождествлением себя со взрослым.

5. Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролер, а

На первых порах взрослые устремляются познакомить малыша с

главный функцией предмета, с ключевым правилом применения вещи. Но особенное значение имеет становление замещающих (символических)

поступков с предметами.

Глава II. Педагогические условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ДОО.

13 стр., 6325 слов

Эстетическая деятельность и ее формы

... Одной из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения. Искусство тесно связано ... б лишена эстетической деятельности. Эстетическая деятельность может реализоваться как самооценка, самодостояние, а может быть только моментом прочих форм деятельности. Эстетическая деятельность в различные ...

2.1 Изобразительная деятельность как педагогическое условие развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особенно важна организация предметной среды, в том числе для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа с дидактическим материалом организуется в группе по двум направлениям:

1. Проведение игр-занятий с подгруппой детей и индивидуально.

2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом. Работу с детьми по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько блоков:

Рассмотрим первый блок работы – тренировка мускулатуры рук. Для того чтобы добиться свободы движения пальцев рук детей, использовались следующие приёмы:

— массаж — один из видов пассивной гимнастики. Массаж рук проводим в начале пальчиковой гимнастики, на занятиях для снятия напряжения, после сна во время корректирующей гимнастики и в ходе индивидуальной работы. — пальчиковая гимнастика является активной пальчиковой деятельностью и даёт отличный стимул для развития речи. Её проведение не должно быть очень продолжительным. 2-3 минуты в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать мелкую моторику рук ребёнка. Упражняем руки с предметами, без предметов, сидя за столом, проводим игровые упражнения, а также упражнения с мячами, шариками и верёвочками…

— «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных истории, сказок при помощи пальцев. Множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой моторики можно придумать, используя самые обычные вещи. Например, из вязаных перчаток легко сделать персонажей «Топа» и «Шлёпа», которые приходят к детям и играют вместе с ними. Дети хорошо запоминают стихи и с удовольствием участвуют в играх. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Поскольку на втором- третьем году жизни речь ребенка представляет собой комплекс «слово + движение, действие, жест, мимика», то параллель «стишок + пальчиковая игра» активизирует его развитие.

Второй блок – Дидактические игры.

Игры для развития мелкой моторики рук проводятся с использованием самых разнообразных предметов, а также специальных игрушек, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук. Малышам часто с трудом даются нелегкие задачи, поэтому в работе необходимо соблюдать следующие условия:

— не допускать переутомления ребенка;

— игры подбираются по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений;

— занятие обязательно обыгрывается – придумывая интересный сюжет игры, используя сюжетные игрушки.

Использовались следующие виды дидактических игр:

— игры с предметами и материалами : детям предлагалось нанизывать кольца (шарики, кубики) на стержень; выполнять упражнения с резиновыми грушами или надувными игрушками; сортировать мелкие предметы; конструировать; наматывать и разматывать нитки или ленточки («Кто быстрее», «Ниткопись», «Волшебный гребень»); надевать предметы на кисти рук; использовать крупную мозаику; составлять бусы; шнуровать предметы; завязывать узелки, заплетать косы; отстегивать и пристегивать прищепки; запускать пальцами волчки; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; выкладывать фигуры из палочек.

3 стр., 1449 слов

Нужна ли детям школьная форма: -рассуждение

... в сфере образования. Причины ажиотажа В докладе-сочинении на тему «Нужна ли школьная форма» нужно назвать причины заинтересованности в ней властей. ... другие вещи? Требования к одежде В тексте сочинения на тему «Школьная форма» следует рассказать, что важно учесть и ... будет переложить эти затраты на государство, чтобы оно обеспечивало детей нововведённой формой. Материальная подоплёка этой стороны ...

— игры с естественными материалами природы — пересыпание сыпучих материалов; отпускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

— игры с изобразительными материалами. — очень полезно использовать пластичные материалы (В этих играх развивается сила рук.) Когда малыш разминает тесто или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Например, предлагалось детям сделать «ямки», надавливая на него прямым указательным пальцем или всеми пальцами одновременно, вдавливать предметы (семена, бусины, фасоль, горох).

— пальчиковые сказки – в этих играх развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Для пальчиковых сказок были изготовлены маленькие куклы, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок разыгрываем небольшие сюжеты, в которых дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или иной персонаж говорит, двигается или кланяется.

Таким образом, развитие мелкой моторики имеет особое значение для развития ребенка раннего возраста, так как действия с предметами являются в этот возрастной период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и на своевременное развитие речевого аппарата.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному.

Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».

В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.

В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков — низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.

В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде «головонога»: прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами «для красоты».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно — пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование представляет неоценимое значение для педагога ДОУ в плане диагностики всех познавательных процессов. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создаются линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Для старших дошкольников рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе с углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры, предмета.

Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, потанцевал которой используют в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом. Но и с твердым (мрамор, гранит).

Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами (глина и пластилин).

Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ. Основное место на занятиях лепкой занимает глина. Как наиболее пластичный материал. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Занимаясь лепкой, ребенок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой. Чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается, как застывшее движение. После лепки им легче будет изображать движение в рисовании.

Для того чтобы способности ребенка развивались, он должен с близкого расстояния и без торопливости видеть, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте поражает интересным замыслом. Старшие дошкольники – большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого.

Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

Таким образом, пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается не только мелкая моторика пальцев, но и познавательные процессы, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Аппликация – это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания разноцветных кусочков материи и бумаги. Аппликация в виде вырезанных бумажных кружев, салфеток, применялись для украшения полок с посудой. Широко используется аппликация из кожи и меха в оформлении одежды, ковров. Художники использовали аппликацию в искусстве. Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу изображения ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение так же получается путем соединения отдельных частей на общем фоне, но техника работы совершенно иная. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали, как по контуру, так и в нутрии его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому. Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисунке и живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз. Такое оформление доступно исполнению не только профессионалам, но и любителям, поскольку нужные формы можно использовать готовые, срисовав или переводя их; цвет также дается в готовом виде, можно подобрать требуемые тона. Процесс аппликационных работ складывается из двух действий: вырезывания и прикрепления к фону, формы наклеиваются или пришиваются (в зависимости от материала).

Иногда вырезывание имеет самостоятельное значение, когда используется как праздничное оформление (снежинки, цветы, флажки).

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре) и величин (больше, меньше).

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются круглые формы, затем детали; в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самым ценным является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоидентификация в творческой деятельности, целенаправленность, произвольность и непроизвольность воображения).

Таким образом, каждый из видов изобразительной деятельности, в которых участвуют дети дошкольного возраста, способствует формированию их отдельных личностных качеств («чувство прекрасного», креативности), развитию познавательных процессов, в особенности внимания, воображения. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих, ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

2.2. Специфика организации изобразительной деятельности в ДОО как условие развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного

возраста.

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства.

Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знать особенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом виде деятельности.

В начале эти отношения могут строиться на основе того, что малыш обычно сопровождает речью свое рисование. Речь помогает ему полнее передать «содержание» рисунка. В этот момент важно поддержать стремление ребенка рассказать о своем рисунке. С этого начинает складываться общение ребенка и взрослого в изобразительной деятельности. С возрастом меняется характер общения. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту, дети осваивают различные изобразительные материалы, способы изображения. Цель общения в этот период — формирование и проявление у ребенка творческих способностей. Существенными здесь являются наблюдательность, воображение, художественное мышление, память. Эти качества, психические процессы дошкольник развивает и совершенствует при изучении объектов изображения, рассматривании их в различных видах изобразительного искусства, освоении различных способов изображения.

Импульсивная, всеобъемлющая активность, экспрессия в дошкольном детстве позволяют ребенку любоваться, эстетически воспринимать окружающий мир. Восторг восприятия требует яркого воспроизведения, вызывает желание самовыразиться. Это дает возможность педагогу не только переживать вместе с малышом радость восприятия, но и формировать эстетическое отношение к окружающему миру, которое будит воображение, развивает образное мышление, необходимое для художественно-творческой деятельности.

В процессе творчества отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны. Ребенок будет свободен в своем творчестве настолько, насколько взрослый знает его характер, интересы, стремления. Знает так, что по первым линиям и пятнам на листе может угадать, что задумано и в каком направлении этот ребенок способен реализовать свой замысел. Роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы вместе с ребенком восходить к акту творчества.

Непременное условие занятий по изобразительному искусству — атмосфера доверия и заинтересованного общения. Главный устроитель такой атмосферы — педагог, способный импровизировать, перевоплощаться, использовать различные средства педагогического воздействия, применять эффективные формы и методы разговорного жанра при решении художественно-творческих задач, вести диалоги с детьми по принципу «занимательного общения».

Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующими должны стать сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, сказочные повествования, игровые ситуации, ролевые игры, ролевая гимнастика, игры-импровизации, элементы пантомимы! Перевоплощение ребенка в зрителя, художника, актера придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Современные подходы к развитию и воспитанию дошкольников дают возможность каждому педагогическому коллективу по-новому планировать и строить работу с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов.

Каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более эффективных методов и приемов обучения, которые бы помогли лучше изучать и анализировать каждого ребенка отдельно, как личность и детский коллектив в целом, раскрывать их возможности и особенности, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Творческая деятельность — это сложный процесс, который включает в себя психологическую подготовленность детей, их психическую активность и целенаправленную поисковую деятельность

В развитии творческой активности дошкольников в целом и каждого ребенка в отдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированное руководство педагога.

Роль его на разных этапах работы с детьми в этом направлении не одинаковая:

— Активная, предполагающая прямое обучение и непосредственное участие педагога в этом процессе, когда дети только начинают приобретать знания, умения, когда их надо учить наблюдать и видеть, анализировать и обобщать увиденное, когда их надо вооружить необходимыми способами и приемами изображения, нетрадиционной техникой создания образов, познакомить с разными материалами и т. д.

— Менее активная, когда воспитатель направляет свои действия на активизацию опыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков, на организацию поисковой деятельности. На этом этапе работы с детьми педагог использует неполный, частичный показ способов изображения, примерные, вариативные образцы.

— Опосредованная. Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых бы дети могли самостоятельно реализовать свой замысел, выразить в изобразительной, декоративно-прикладной деятельности свои чувства, настроение, проявить интерес к тому или иному ее виду. Дети оказываются в ситуации поиска решений. Педагог, не осуществляя прямого руководства деятельностью детей, всячески способствует проявлению инициативы, творческой активности.

С каким бы этапом не была связана деятельность педагога, она должна быть построена так, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательного занятия и не ощущал постоянного авторитарного давления взрослого.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудожественных и доступных детскому восприятию произведений: глиняные и деревянные игрушки, цветные иллюстрации к книгам и т.д. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения было эмоциональным. Взрослый вместе с детьми любуется яркой расписной игрушкой, с интересом рассматривает иллюстрацию. При планировании работы по знакомству с декоративным искусством большое внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость и красоту игрушки, основные цвета, форму частей и деталей. Знакомя детей с книжной графикой, воспитатель направляет их внимание на внешнее изображение: кто нарисован на картине, что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительные детали; подчеркивается связь изображения с текстом.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности в раннем возрасте заключается, во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка и лепки, во-вторых, в направлении внимания и усилий на создание графического и пластического образа. Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. Для рисования желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребенка. Воспитатель планирует игры-занятия по рисованию, основанные на игровом сюжете, например «веселые кисточки» пляшут под веселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идет, капельки тихо падают на землю и т.д.

Дети раннего возраста усваивают первоначальные навыки владения материалом для лепки, создают несложные формы предметов. Лепка является чрезвычайно важным видом изобразительной деятельности, в процессе которого происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления. Игры-занятия по лепке планируются три раза в месяц и организуются индивидуально и малыми подгруппами. В процессе рисования и лепки ведущее место занимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общим содержанием.

Воспитатель должен научить детей пользоваться изобразительным материалом: держать и действовать карандашом, кистью, красками (набирать краску, промывать, просушивать); достаточно смело и уверенно выполнять изобразительные действия: рисовать линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна, охотно и смело лепить (отрывать кусочки, скатывать); выполнять изображения, узнаваемые другими людьми.

Педагог создает условия для формирования предпосылок детского творчества. Образовательные и творческие задачи решаются в тесном единстве, поскольку овладение простейшими техническими навыками и умениями происходит на конкретном содержании образного характера.

Формирование навыков и умений в процессе элементарной деятельности с изобразительными материалами должно подчиняться созданию изобразительного образа и воспитанию интереса к изобразительной деятельности. Педагог способствует тому, чтобы ребенок проявлял интерес к изобразительной деятельности, стремился заниматься ею по собственной инициативе, рассказывал о своих интересах в рисунке, видел образ в своих рисунках и лепке.

Этих успехов от детей можно ждать к трем годам в том случае, если для развития изобразительной деятельности ребенка созданы все условия.

Изобразительная деятельность ребенка — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.

Изобразительная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет изобразительная деятельность может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия изобразительной деятельностью с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам изобразительной деятельности не следует забывать, что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования описанных занятий в практической работе необходимо приводить примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу, а в дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т.д.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.

Описанные в книге задания позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание.

Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки не нужно убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки.

Таким образом, в результате проделанной работы можно констатировать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики путем изобразительной деятельностью у детей раннего дошкольного возраста во взаимодействии с педагогом и родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

1. Анисимова, О.А.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного

возраста / О.А. Анисимова // Педагогический опыт: теория, методика,

практика: материалы II Международной научно-практической

конференции. – М., 2015.

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010.

3. Бабенкова, В.А.Развитие мелкой моторики рук у детей младшего

дошкольного возраста / В.А. Бабенкова, Т.В.Бурка // Дошкольное

образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015.

4. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И. Волынкин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

5. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца. — М. : Просвещение, 1976.

6. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М. :Academia, 1997.

7. Дьяченко, О.М.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного

возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2013.

8. Ефремова, С.Ф. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего

возраста с задержкой речевого развития / С.Ф. Ефремова // Актуальные

проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики:

теория и практика: материалы IX Международной научно-образова тельной конференции; под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2015.

9. Зарлык, А.Ж.Развитие мелкой моторики рук у детей [Электронный

ресурс] / А.Ж. Зарлык. – Режим доступа: www.interactive-plus.ru

10. Комарова, И.В.Особенности сенсорного развития детей раннего

возраста / И.В. Комарова, Л.Л.Махина // Обучение и воспитание:

методики и практика. – 2014. — № 11.