«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Курсовая работа

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и мышления, связной речи.

Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Изучением мелкой моторики занимались такие учёные, как Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Леонтьев, М. Монтессори, А. Н. Корнев и др.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений и помогают концентрировать внимание [4].

Объект исследования:

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников.

Цель:

Выявить возможности пальчиковых игр для развития мелкой моторики у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть значение мелкой моторики и способов её развития у детей дошкольного возраста.
  3. Подобрать пальчиковые игры для развития психических функций.
  4. Разработать рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей.
  5. Разработать рекомендации по применению пальчиковых игр для родителей.

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи находятся в единодушном мнении относительно важности мелкой моторики в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они утверждают, что через развитие мелкой моторики формируются высшие психические функции, такие как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, а также речь. Осуществление точных координированных движений необходимо для освоения таких бытовых навыков, как письмо, одевание, а также выполнение различных действий.

16 стр., 7518 слов

Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...

... Сказки являются эффективным средством повышения уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Однако, сказки часто представляются дошкольникам недостаточно разнообразно. В основном, это сводится к чтению, рассказыванию, ... ДОУ налажены связи с учреждениями образования, здравоохранения, культуры (на договорной основе), есть возможность использования их оздоровительно-образовательного ...

Установлено, что уровень развития мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие детской речи. Задержка в развитии движений пальцев может замедлить развитие речи, несмотря на общий уровень моторики. Многочисленные исследования показали, что развитие речи ускоряется благодаря развитию мелкой моторики, поскольку движения пальцев стимулируют развитие центральной нервной системы.

Сформированная мелкая моторика руки способствует правильному развитию речи, а развитие речи в раннем возрасте следует рассматривать как особый предмет, подобно другим навыкам, таким как использование ложки или карандаша.

Исследования показали, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков и развивают активную речь. Согласно В.Сухомлинскому, «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи у детей, исследования показали совпадение степени развития мелкой моторики с уровнем развития речи.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте

Мария Монтессори, итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики, подчеркивала важность сенсорного развития в раннем детстве. Она считала, что познание окружающего мира начинается с сенсорных процессов, таких как ощущения, восприятие и представление. Ребенок через них получает первую информацию о мире и создает основу для более сложных познавательных процессов, таких как память, воображение и мышление. Сенсорное развитие также связано с формированием различных способностей, например, музыкальных и изобразительных, и является основой для развития мелкой моторики руки.

Влияние движений ребенка на развитие мозга

Мария Монтессори утверждала, что каждое движение ребенка является важным элементом для развития его мозга. Упражнения в повседневной жизни, которые требуют тренировки пальцев рук, имеют сильное тонизирующее воздействие на кору головного мозга. Исследования Н.М. Щелованова, Н.Л. Фигурина, М.П. Денисовой и М.Ю. Кистяковской показали, что овладение тонкими движениями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства. Вид предмета стимулирует движение рук в его направлении, и постепенно у ребенка формируются организованные действия рук. Например, пальцы, сжатые в кулак, начинают распрямляться, и рука начинает выполнять особые движения захватывания предметов.

Значение мелкой моторики в развитии ребенка

Развитие мелкой моторики руки играет важную роль в нескольких аспектах, которые определили направления научных исследований:

27 стр., 13261 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... развитие ребенка С раннего детства существует явная зависимость между совершенствованием мелкой моторики и развитием речевой функции. Именно поэтому использование тренировок мелкой моторики пальцев рук может, особенно, быть полезным в работе с детьми, у которых имеются нарушения развития ...

  • Сенсорное развитие: Мелкая моторика напрямую связана с развитием ощущений и восприятия у ребенка. Осязание является одним из пяти чувств, которые дети используют для получения информации об окружающем мире в раннем возрасте.
  • Познавательные процессы: Развитие мелкой моторики создает предпосылки для более сложных познавательных процессов, таких как память, воображение и мышление.
  • Способности: Многие способности, включая музыкальные и изобразительные, связаны с развитием ощущений и восприятия, которые требуют хорошо развитой мелкой моторики.

Таким образом, развитие мелкой моторики руки имеет важное значение для сенсорного развития, формирования познавательных процессов и развития различных способностей у ребенка. Тренировка пальцев рук и упражнения в повседневной жизни способствуют развитию мозга и формированию организованных действий рук у детей уже с первых месяцев их жизни.

1.2 Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку. К двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и школьном возрасте моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и его психофизическое развитие, в дошкольном возрасте определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза.

По данным Е.П. Ильина дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания:

  • рефлекс «поиска груди»
  • сосательный рефлекс
  • рефлекс шагания
  • хватательный рефлекс
  • шейно-тонический рефлекс
  • рефлекс Моро

Как дети учатся есть

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл приводит следующие примеры: шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и, наконец, добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадают прямо в рот. [10]

Влияние движений пальцев на развитие речи

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. [12]

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Это пальчиковые игры

16 стр., 7714 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... работ малыш ведет много мелких и точных движений пальцами и руками, значительно обогащаются внутренние закладки, необходимые для писательства и другой школьной деятельности. Для ребенка важен процесс в процессе изобразительной деятельности, ... влияние на развитие мелкой моторики ребенка имеют игры, в которых участвует движение и создание различных вещей. Также ребенок начинает подражать взрослым и ...

Польза пальчиковых игр для развития ребенка

  • Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.
  • Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковые игры

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

  5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

  6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

  7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

  8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 — 4 лет) рекомендуемое время — от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 — 7 лет) — 10-15 минут в день.

  9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

  1. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

  2. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. [6]

31 стр., 15164 слов

Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

... Предмет исследования - педагогические возможности работы над развитием первоначальных навыков игры на гитаре. Цель исследования - обобщить опыт обучения игре на гитаре и разработать практические рекомендации воспитания ... то есть природной музыкальностью, прекрасными физическими данными (большими, сильными руками), а также незаурядной силой воли и целеустремленностью. Кроме того, необходимо ...

1.4 Особенности использования пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте

Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила», но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту игру, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот — жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза – Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. [1]

В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения пальцев или неким игровым образом.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игры очень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

Развитие детей с помощью пальчиковых игр

  • Игровой фольклор — прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста;
  • Игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры — инсценировки, проведенные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... детей. Это способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств ... самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. Это зрение, осязание, движения рук [7, с. ... умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые ...

(Стучим пальцами об «замок»)

Помашем руками,

Не поддался замок никому.

2. «Поезд»

Поезд быстро – быстро летит,

Поезд дорогу заветит,

Серый дымка вьется, вьется,

Поезд к нам мчится, мчится.

(В ритме скороговорки сложить ладони, двигать ими, размыкая и смыкая пальцы для изображения мчащегося поезда и дыма)

3. «Пчелка»

Я-пчелка, я стараюсь

Я летаю, цветы собираю.

(Пальцами изображаем пчелку, медленно переходим от руки круке)

И без пчелочки сладкого меду не будет.

(Поглаживаем ладонями друг друга, показывая, насколько мед липкий и сладкий)

2.2. Упражнения для развития ручной ловкости

1. «Петушиный бой»

Обязательно пройдите обучение у взрослого! Почему? Потому что, если не правильно ладонью с боку ударить себя по другой ладони снизу, то это приведёт к травме!

(Зафиксирвоанный большой палец одной руки под ребро ладон словно ударяет пеньковым ударом в другую руку, к где большой и его голяка язычкам поинтересован ни осколки магазинов (снизу под ребро ладони!)

2. «Скручивание бумаги»

Детям предлагают начать со скручивания бумаги в трубочки. После овладения этим изо дня в день навыком можно добавить выполнение более сложной работы – изготовление из скрученной бумаги фигурок различной формы.

3. «Выполняем кулачковые бои»

За основу может быть ипользована полюбившыаяс всеми детьми ингра в «Висёлку», где для каждой использованной буквы предлагается обход помещений со свёрнутыми в кулаки кистьми.

2.3. Развиваем координацию и самостоятельность.

Данный вид поддеятий подходят для классов колективно и включает фигурную ритмику (деление структурированной практики на зонами рук, бедра, приседание), актерскую импровизацию: дискортное «изображение» (выполнение определенного дейтсвия по кивку преподаватилея) – это сопровождается формирование гибкости в задачи и поиск необычных решений.

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли!

(Пальцы расцепились)

 пальчиковые игры для детей старшего возраста 1

2 . «Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

3. «Домик «

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

31 стр., 15102 слов

Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца

... двигательной моторики детей шести-семи лет в основе которой лежит танцевальное творчество. III.Апробация авторской методики, её диагностика и корректировка. Дипломная работа состоит ... определение таких понятий как моторика, двигательная активность, танец, танцевальное творчество и т. д., рассмотрение таких процессов как развитие двигательной моторики детей, формирование двигательного, танцевального ...

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

4. «Стул «

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет «раз».

5. «Скворечник «

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуть внутрь.

6. «Елка «

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).

Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

7. «Колокольчик»

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

8. «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

9. «Зайчик в норке»

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны(ушки).

Большой палец прижат.

10. «Лошадка»

У лошадки вьется грива, пальчиковые игры для детей старшего возраста 2

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. [14]

11. «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола)

12. «Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо)

20 стр., 9801 слов

( ) Развитие мелкой моторики у младших школьников средствами ...

... и т.п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев, лепка, нетрадиционное рисование т.д. [2] М. М. Кольцова утверждает, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, ...

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в

стороны, изображая круглую колбасу)

А из фарша всем котлеты пальчиковые игры для детей старшего возраста 3

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки)

13. «Кулак, ребро, ладонь»

Положите на стол обе ладони тыльной стороной кверху. На счёт «раз-два» обе ладони одновременно, то сжимайте в кулаки, то разжимайте. Положите на стол ладонь правой руки и кулак левой. На счёт «раз-два» совершайте кистями движения в противоположные стороны, то сжимая их в кулак, то разжимая. Постепенно темп должен нарастать. Покажите ребёнку положение, которое должны занимать руки по команде:

  • «Кулак» — кулак лежит на столе;
  • «Ладонь» — ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх; пальчиковые игры для детей старшего возраста 4

«Ребро» — ладонь стоит ребром на столе.

Сначала играйте одной рукой: команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»;

команды вразнобой, например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»

10. «Молоток, рубанок, пила»

Мы папе помогаем – пилим и строгаем.

Уточните значение команд:

  • «Пила» — нужно поставить ладонь на стол ребром и «пилить» ею;
  • «Рубанок» — сначала нужно совершить скользящее движение ладонью по столу в направлении от себя, а затем пронести руку над столом в направлении к себе, несколько таких движений имитируют работу рубанком;
  • «Молоток» — нужно постучать кулаком по столу.

11. «Вилки, ложки и ножи»

Попросите ребёнка помочь вам на кухне — разобрать столовые приборы и положить каждый предмет на своё место. Скажите:

Вилки, ложки и ножи

За столом всегда нужны.

«Вилки» — кисти рук вытянуты, пыльцы раздвинуты, ладони- тыльной стороной кверху;

  • «Ложки» — ладони повёрнуты тыльной стороной вниз и скруглены;
  • «Ножи» — поставьте ладони ребром на стол и совершайте режущие движения в направлении к себе и от себя (руки двигаются в противофазе).

Правила такие же, как и в игре «Кулак, ладонь, ребро».

12. «Лыжи, санки, коньки»

  • Скажите ребёнку:

Лыжи, санки и коньки

Мчатся наперегонки.

Объясните значение команд:

  • «Санки» — обе ладони положите на стол вплотную друг к другу, совершайте синхронные движения вперёд-назад;
  • «Лыжи» — обе ладони скользят вперёд-назад по столу в противофазе;
  • «Коньки» — скользите рёбрами ладоней вперёд-назад по столу в противофазе.

[9]

23 стр., 11256 слов

«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...

... что встречающиеся в работе термины «простей­шие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музы­кальных инструментов для младших школьников. Цель исследования, Задачи исследования: 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; ...

2.2. Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).

Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

7. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. [8]

2.3. Рекомендации по применению пальчиковых игр для родителей

При работе родителей с детьми при проведении пальчиковых игр в домашних условиях следует соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Упражнять развитие мелкой моторики детей, начиная с первых месяцев жизни ребёнка;
  2. Включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша в комплекс упражнений;
  3. Начинать или заканчивать занятия сеансом массажа кистей рук;
  4. Проводить работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша;
  5. Первоначально все движения должен выполнять взрослый, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно;
  6. Внимательно следить за правильным выполнением упражнений ребёнком. Если малыш затрудняется, немедленно помогать ему;
  7. Чередовать новые и старые игры и упражнения, чтобы постепенно осваивать более сложные двигательные навыки;
  8. Выполнять определенные движения одновременно с прослушиванием и произнесением ребёнком стихотворения;
  9. Поощрять творческую активность ребёнка, позволять ему самому придумывать упражнения;
  10. Проводить занятия эмоционально и активно, поощрять малыша за успехи, однако следить за его настроением и физическим состоянием.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает логическим мышлением, развитой памятью, вниманием и связной речью.

Мелкая моторика выполняет множество функций в жизни и деятельности человека. Она активизирует нужные психологические процессы и тормозит ненужные, способствует организации и целенаправленному отбору информации в соответствии с потребностями организма. Она также обеспечивает сосредоточенность на одном объекте или деятельности, развивает избирательность и продолжительность концентрации.

Итак, пальчиковые игры и упражнения совершенно необходимы для всеобъемлющего развития детей дошкольного возраста. Они оказывают влияние как на физиологическую сторону посредством мелкой моторики, так и интеллектуальную — расширяют словарный запас, улучшают произношение, обогащают знания и развивают мышление.

Рассмотрим некоторые еще более подробные аспекты. По данным работы Александровой, Т. В., исследовательницы в области дошкольного развития, (Александрова, 2008), пальчиковые игры могут быть не просто интересным развлечением для ребенка, они способны расширить его культурный и идеологический контекст через познание традиционных народных сказок и песен.

Как замечают исследователи моторного и психического развития детей Галигузова, Л. Н. и Мещерякова, С. Ю. (Галигузова, Л.Н и Мещерякова, С.Ю., 2008), движения пальцев занимают значительный объем мозга, который отвечает за управление движениями. Это значит, что повышая свои навыки в мелкой моторики, ребенок также тренирует свой мозг на самом фундаментальном уровне.

Возможности для коррекции и преодоления различных проблем в развитии малышей проявляются в пальчиковых играх (Гонеев, А.Д. и Сластенина, В.А., 2004).

Они могут стать крайне полезными для детей с задержками в развитии или с особыми потребностями, помогают развивать связь между движением и умственной деятельностью, тем самым, стимулируя когнитивные процессы.

Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что пальчиковые игры имеют колоссальное значение для детей дошкольного возраста. Они не только предоставляют возможность для улучшения физических навыков, но также способствуют развитию речи, расширению словарного запаса, логического мышления и познания окружающего мира.

Исследование о роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей

Данное исследование посвящено роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей. Анализ литературы позволил выявить несколько ключевых источников, которые рассматривают данную тему.

Литературный обзор

В ходе исследования были проанализированы следующие источники:

  1. Гуськова, О. В. Курсовая работа на тему: «Роль пальчиковых игр» / О. В. Гуськова

  2. Игры для малышей от 2 до 6 лет / сост. Р. Граббет. — М.: Росмэн, 2000.

  3. Илюхина О. В. Консультация по логопедии в старшей группе на тему: «Использование пальчиковой гимнастики на физкультминутках» / О. В. Илюхина

  4. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева

  5. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: «Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей» / И. Р. Никифорова

  6. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. — изд. 3-е, доп. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

  7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание, 2009. — № 1.

  8. Сайманова Н. Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании / Н. Сайманова

  9. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание, 2009. — № 6.

  10. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. — М.: Издательство ЭКСМО, 2009.

Из представленных источников можно выделить несколько основных аспектов, связанных с ролью пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей. В работе Гуськовой О. В. исследуется педагогический аспект данной темы, а автор предлагает свои рекомендации по использованию пальчиковых игр в образовательном процессе.

Книга «Игры для малышей от 2 до 6 лет», составленная Р. Граббет, предлагает разнообразные игры, включающие элементы пальчиковой гимнастики, для развития моторики у детей младшего возраста.

Консультация Илюхиной О. В. рассматривает применение пальчиковой гимнастики на физкультминутках в старшей группе детского сада.

Исследование Киселевой М. подробно описывает пальчиковую гимнастику как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Рекомендации Никифоровой И. Р. предназначены для воспитателей и родителей и содержат полезные советы по применению пальчиковых игр в воспитательном процессе.

В работе Новиковской О. А. «Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук» подробно рассматривается методика развития моторики через пальчиковые игры.

Исследование Прищепы С. освещает важность развития мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Рекомендации Саймановой Н. предназначены для родителей и дают практические рекомендации по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании.

В статье Соколовой Г. рассматривается гимнастика для пальчиков, предназначенная как для девочек, так и для мальчиков.

Книга Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику» содержит разнообразные задания и упражнения для развития моторики у детей.

Анализ указанных источников позволит провести дальнейшее исследование и выявить ключевые аспекты роли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей.

  • Ушакова, Н. В. Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста / Н. В. Ушакова [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.velikol.ru/dostc/Н.%20В.%20воспитатель%20гбдоу%20№123%20Используемая%20литератураc/main.html

  • Приложение

    20