Роль педагога в век информационного общества

Контрольная работа

Оглавление

Введение.

Проблема выбора перед студентами педагогических колледжей и ВУЗов была всегда. Куда пойти работать? Кто-то решался и шел работать воспитателем или учителем, затем уходил с этой работы, кто-то оставался и работал всю жизнь в этой удивительной профессии – педагог или воспитатель дошкольного учреждения. Воспитатель становится для ребенка первым учителем, человеком который вместе с малышом открывает для него целый мир. Будущее ребенка, развитие его наклонностей и способностей во многом определяются талантом и любовью педагога к своим воспитанникам. Каждый, кто связал свою жизнь с детским садом, должен проявлять максимум терпения, внимания и заботы для того, чтобы маленькие дети росли с открытым сердцем и светлой душой. Каждый малыш индивидуален и требует особого подхода. Необходимо знать много секретов педагогического мастерства и использовать их в своей деятельности.

Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша.

Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть роль педагога в век информационного общества;
  • выяснить, что такое профессиональная компетентность педагога;
  • узнать, какие личностные качества помогают стать педагогом с большой буквы.

Предмет для рассмотрения в данной курсовой работе – это личность педагога в настоящее время

Методы, которые используются в работе – это рассмотрение вопросов о роли педагога в век информационного общества, профессиональной компетентности педагога и о личных качествах педагога. Для рассмотрения вопросов используется специализированная литература и средства интернет.

1 Роль педагога в век информационного общества

Когда писалась данная курсовая работа, то невольно вспомнилась одна женщина, у которой трое детей. Недавно она устроила младшую дочь в садик, комментируя только этому педагогу она доверяет своего третьего ребенка. Почему же? Казалось столько времени прошло, а в садике ничего не изменилось? На самом деле, это неправда. Данный воспитатель – это один из самых уникальных людей, это педагог с большой буквы. На занятиях у нее в группе дети получают не только новую информацию, они закрепляют ее через игру и другие формы занятий. Планы работы не повторяются из года в год, они полны много интересных находок и новых методических материалов. Современные детки требуют от воспитателей постоянных перемен. Развитие общества, инновации в образовании требуют от педагогов нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

7 стр., 3391 слов

Специфика работы педагога хореографа с детьми в дошкольном образовательном ...

... средства обучения, которые стимулируют детей к наиболее продуктивной исполнительской работе. Например, при изучении нового ... народной, современной хореографии обеспечивают детей знаниями по основным видам танцев, формируют танцевальные умения и ... ребенка. Анализ и обобщение педагогических, философских, хореографических достижений прошлых поколений показывает, что на всех этапах развития общества ...

Модернизация кругом: компьютеры, планшеты, интерактивные доски и прочее, стало работать сложнее, но в тоже время и интереснее. Трудно, так как мы живем в век высоких технологий, в век информационного общества. Интересно, потому что все это необходимо узнать и научится применять.

Каждый день появляются сообщения о каких-то новинка, которые якобы приносят в наш век максимум комфорта. Эта компьютеризация захватывает все новые и новые сферы, в том числе и образование.

От умения педагога ориентироваться в этом множестве инноваций зависит его работа с детьми. Если педагог не умеет или хуже того, не хочет узнавать новинки и ими пользоваться, то такой педагог не заслуживает работы в детском учреждении. Не секрет, что новинки есть и в детских садах, а не только в школе, поэтому важно ими пользоваться . Иногда дети в возрасте 5-6 лет свободно владеют компьютером, поэтому им будет легко понять, как работать с интерактивной доской, как рисовать в специализированных программах. Поэтому важно педагогу уметь работать с таким видом деятельности. Воспитателя никто не просит каждый день работать с компьютером, но хотя бы раз в неделю необходимо это делать. Как считают некоторые ученые, например, В.М.Нестеренко, информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего педагога в ВУЗах и колледжах стремится к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.

Готовясь к профессионально- педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного( пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии. Число специалистов, вовлеченных в процесс обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых непрерывно растет. При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в педагогической профессии. В настоящее время получили нетрадиционные формы и виды образования1 : экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучения и др., что диктует спрос на образовательные услуги и порождает новые педагогические специальности.

2 Профессиональная компетентность воспитателя

Профессиональная компетентность воспитателя – это главное и необходимое условие повышения качества педагогического процесса. Известно, что деятельность воспитателей садиков многогранна и требует определенных знаний и умений, а также определенных качеств. В данной части рассматривается все, что связано с понятием «профессиональная компетентность».

Итак, что же такое профессиональная компетентность воспитателя ДОУ. Во-первых, это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиям должности, базирующей на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности 2 . Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

4 стр., 1532 слов

Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

... к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальной опыт в самых разнообразных видах музыкальной практике. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети ...

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных к самостоятельному развитию в инновациях в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности 3 воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: 4

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно-методической;
  • социально-педагогической.

Первое направление предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Второе направление — учебно-методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Третье направление – социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются

Знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Профессиональная характеристика педагога 5 . Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

  • потребности и способности к активной и разносторонней профессионально й и социально-культурной деятельности;
  • тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
  • понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
  • умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

3 стр., 1236 слов

Моя педагогическая деятельность как педагога дополнительного ...

... педагогической деятельности я хочу сказать: я счастливый человек, потому что я была и есть на своём месте в жизни, я – педагог дополнительного образования! ... художественное слово. ... педагога дополнительного образования, руководителя кружка «Юный режиссёр». Кружок "Юный режиссер" (основы операторского мастерства) - для обучающихся, от 14 до 17 лет. Зачисление в кружок происходит по желанию детей. ...

  • знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
  • способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.).

Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание для разделения на специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

Профессиональный статус педагога

В настоящее время требуются новые теоретико- методологические основания для того, чтобы системно осмыслить личность и деятельность педагога XXI в., объективно оценить его место в российском обществе на рубеже тысячелетий, а также выявить степень его готовности к дальнейшему реформированию системы образования.

Первым шагом на этом пути может быть интеграция социологических и психолого-педагогических методов изучения педагогов как специфической социально-профессиональной группы.

Одни социологи 6 характеризуют педагогов как «социально-профессиональный отряд специалистов, большинство которых составляют женщины с высшим образованием. Оба названных обстоятельства (пол и образование) наряду со спецификой характера педагогического труда определяют социальный облик и основные черты образа жизни педагогической интеллигенции». Другие определяют учительство как «особую, социально значимую группу интеллигенции, осуществляющую духовно-практическую деятельность по формированию личности». Оба подхода подчеркивают социальную и психолого-педагогическую значимость педагогической деятельности, что должно определять высокий общественный престиж и соответствующий профессиональный статус учительского труда. Эта мысль выделена в «Рекомендации о положении учителей», принятой в Париже в 1966 г. специальной межправительственной конференцией о статусе учителей: «Положение учителей должно соответствовать потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Следует признать, что для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает».

15 стр., 7416 слов

Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...

... направленные на выявление признаков одаренности в системе работы педагога дополнительного образования по хореографии. Задачи: - изучить систему деятельности педагога дополнительного образования; - рассмотреть детскую одаренность, ... профессиональной подготовки. Воспитание, Развитие - Социально-педагогические функции дополняют образовательные функции, обеспечивают более полное выполнение целей, в ...

Возрастной состав учительства является значимой информацией при определении тенденций и перспектив функционирования и развития системы российского образования на рубеже тысячелетий. И хотя нет прямых статистических данных о возрастном составе педагогов, большинство авторов на основании анализа их распределения по стажевым группам делают вывод о старении учителей. Рассмотрим ситуацию на примере Тульской области: в 1996 г. число учителей со стажем работы до 2 лет — 6,8 %; от 2 до 5 лет — 9,8 %; от 5 до 10 лет — 17,3 %; от 10 до 20 лет — 30,2 %; свыше 20 лет —35,9%. Среди 16 285 педагогов 2881, т.е. 17,7 %, — пенсионеры, из них 2166 (75,2%) — в городе и 715 — в сельской местности. К 1999 г. возрастная динамика принципиально не изменилась.

Факт старения педагогических кадров порождает ряд проблем, анализ и решение которых будет способствовать как повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, так и улучшению социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности учительства. Старение учителей влияет, прежде всего, на их профессиональную мобильность, что отражается на рынке труда в области образования.

Увеличение доли педагогов, имеющих стаж работы свыше 15 лет, порождает проблему приоритетов в профессиональной деятельности в связи со старением его психолого-педагогических и предметно-методических знаний. Учителя, входящие в данную возрастную группу, получили профессиональное образование в условиях идеологизированного тоталитарного государства. Это обстоятельство, как свидетельствует анализ практики и результатов специальных исследований, создает социально-психологические установки к неприятию многих инноваций в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим усиливается значимость системы повышения квалификации в ознакомлении педагогов с современными отечественными и зарубежными психолого-педагогическими теориями и концепциями, имеющими гуманистическую направленность. Это необходимо для формирования у педагогов таких профессионально-этических установок, которые позволят готовить учащихся к самореализации в семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности на основе самопознания и формирования личной ответственности за свою судьбу.