«Творческий педагог-творческий ребенок» статья

Эссе

Штаборова Наталья Викторовна

МДОУ № 131 «Радуга»

«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»

Константин Георгиевич Паустовский

В настоящее время в дошкольных учреждениях не утратила своей актуальности проблема необходимости творчески ориентированных педагогов, формирующих творческие личности воспитанников. Творческое воспитание — это огромный труд, требующий полной самоотдачи, огромный багаж знаний, создание определенных условий для развития творческого потенциала. Только творческий педагог способен воспитать творческую личность, при этом творческий потенциал пары педагог – ребенок определяется критичностью взрослого и фантазией ребенка.

А что же такое творчество? Вот некоторые определения понятия творчества:

  • ТВОРЧЕСТВО — абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).
  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).
  • Рубинштейн С.Л. рассматривал творчество не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Я считаю, что определение творчества по Рубинштейну более полное и точное, так как он рассматривал не только создание нового, но и говорил о изменениях, происходящих в личности и педагога, и воспитуемого. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).

5 стр., 2391 слов

Творчество в педагогической деятельности

... развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству ... исследователей. Различают творчество в широком смысле как создание материальных и духовных ценностей вообще и творчество в узком смысле слова как создание таких материальных ...

Зачем надо развивать детское творчество? По моему мнению, это необходимо для того, чтобы ребенок был активным, научился проявлять свою инициативу, самостоятельность, стремился расширять сферу своей деятельности, научился решать нестандартные задачи и в будущем самоопределился, и нашел свое место в жизни.

Какова роль педагога в воспитании творческой личности? Ребенок открыт миру, готов к движению вперед, но у него мало опыта, источника творческих идей. [1].

Именно поэтому помощь взрослого необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка. Я считаю, что педагог должен занять грамотную позицию во взаимоотношениях с ребенком, которая проявляется в направлении, увлекающем ребенка, и не ограничивающем его. Творчество взрослых – это созидание, большой труд и самоотдача. Именно этому должен учить ребенка взрослый: желанию творить, не разрушать, получать удовольствие от сделанного, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути. [1].

В то же время и взрослый учится у ребенка видеть мир его детскими глазами, лишенными стандартных штампов, стереотипов современного общества.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть необходимо, создать определенные условия . На мой взгляд, условия являются необходимой составляющей воспитательного процесса. Наиважнейшее условие воспитания творческой личности является творческий педагог, который в своей работе применяет «постоянный поиск новых форм, новых материалов, новых методик» [3].

Работая над темой по развитию мелкой моторики младших дошкольников, у меня возникла необходимость создания новых материалов (массажные коврики для пальчиков, картотека по пальчиковой гимнастике и другой практический игровой материал), использования новых приемов. Также к важным условиям я отношу положительный микроклимат. Ещё Рубинштейн Л.С. подчеркивал, что «легче бывает сделать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны» [2].

Очень важно обращаться к ребенку по имени, использовать доброжелательный ласковый тон на протяжении всего занятия, хвалить, одобрять детей, делать минимум замечаний в адрес детей, в противном случае педагог сам устает от этой обстановки. Следующим условием является создание предметно-развивающей среды. Чем богаче предметно-развивающая среда, тем активнее будет ребенок. Творческий педагог должен использовать различные формы проведения занятий с разнообразным проблемным содержанием, применять различные приемы творческого раскрытия, чтобы у дошкольников не возникло «ощущение обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей». [2].

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... Творчество не приходит к детям по какому-то наитию». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, ... план и писать по плану. Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются ... практике. Удачно отметил Н.Г.Чернышевский, говоря о трех качествах образованного человека: это ...

В своей работе педагог должен руководствоваться следующими правилами: от простого к сложному, многократность повторения одного и того же содержательного материала, самостоятельные исследования детей по открытию законов, учитывать индивидуальность ребенка, принимать любое творение ребенка, подчеркивать важность самого процесса, а не результата.

Практическое раскрытие творческого потенциала детей осуществляется прежде всего в игре. Именно в играх творческая сущность ребенка выявляется в наиболее наглядной форме. К.Д. Ушинский рассматривал игру как проявление воображения и фантазии. Д. Менжерицкая понимала под воспитание творчества в игре развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умение придумывать игру, осуществить задуманное. Игровое творчество прежде всего проявляется в развитии целенаправленности, при этом особенно видно влияние воспитательной работы [4].

Мнения этих педагогов неоднократно находили подтверждения в моей практической деятельности. Например, после того дети усвоили простые упражнения пальчиковой гимнастики, я предлагаю им задание рассказать руками небольшие истории, сказки, стихи. Несомненно, эти задания способствуют развитию воображения и фантазии у детей. Творческий потенциал ребенка раскрывается не только в игровой, но и в других видах деятельности: художественной, конструктивной, музыкальной, театральной.

Детство – это особый период жизни, который надо прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все необходимые условия. По мнению Е.И. Николаевой в совместном творчестве взрослый может приобрести новое видение мира, а ребенок – свою личность [1].

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/vospitanie-tvorchestvom/

  1. Николаева Е.И. Совместное творчество ребенка и взрослого. / Дошкольная педагогика №5, — 2008.
  2. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольника. / Дошкольное воспитание, №6, — 2006.
  3. Чадова Н.А. Воспитатель – это творческая профессия. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, — 2007.
  4. Менжерицкая Д. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью. / Дошкольное воспитание, №8, — 2008