Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой личностью? Творческий процесс и преграды для него

Эссе

Творчество – это важная часть жизни каждого человека, а творческое мышление – его уникальная способность, которая отличает людей от животных. Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», — девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

7 стр., 3158 слов

Личностные особенности творческого человека

... особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой ... Стадии творческого мышления Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий творческого мышления, которое ... действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней ... Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ...

цель моего исследования

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления — уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов).

Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

13 стр., 6391 слов

Творчество Я.П. Полонского. Лингвостилистический исследование ...

... творчества Полонского. Внимание писателя постепенно переносится с описания быта и нравов на человека, на изучение процесса формирования его личности, ... сочинений, не считая ряда дополнительных изданий. Удивляет огромная работоспособность художника, разносторонность творческих интересов, высокий интеллект, яркое литературное дарование. Перу Полонского ... следующее прозаическое произведение Полонского ...

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить . В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение –

морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

17 стр., 8409 слов

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности

... активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. •Развитию познавательной активности учащихся, формированию ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Реферат тему

«ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО»

Выполнила: Казарова О. В.

Проверила: Васюра С. А.

Ижевск 2011г.

Введение

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

На рубеже XIX — XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.

творчество личность деятельность

1. Понятие и природа творчества

Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».

На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым. Обратимся к примерам.

Есть и второй подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Например, деятельность людей имеющих психические расстройства, рисование приматов, исследовательское поведение крыс или ворон и т.п. Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.

С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

28 стр., 13737 слов

Творческая личность-сущность и развитие

... развитие, культивирование собственного творчества, как порождения новой, не существовавшей ранее информации о средствах и способах удовлетворения потребностей. Благодаря творческой деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса возвышения потребностей, ... исследователей [П4, С4] классифицирование (группирование) личностей людей вполне можно заменить определением параметров их ...

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Еще одно сложное понятие — понятие природы творчества — связано с вопросом о потребностях личности.

Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные.

Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для производства материальных благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

К социальным потребностям относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства или противоположную ей потребность быть ведомым.

Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса. Потому ее ненасыщаемость принципиально важна, ведь о биологически предопределенной потребности в постоянном изменении и развитии.

Изучение творчества как одной из наиболее естественных форм реализации человеком биологической потребности в поиске и новизне имеет в психологии давние традиции. Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.

Сами творцы нередко говорят о том, что проявлениям креативности часто сопутствуют измененные состояния сознания. Несмотря на то, что биографы выдающихся людей нередко писали о склонности многих великих к внешней, искусственной стимуляции творческой активности (алкоголь, кофе, различные психотропные средства), исследования физиологов показывают, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов внешней среды, включая и алкоголь, и разные психотропные средства.

Обобщая вышесказанное, отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что основным фактором, побуждающим генерирование творческих догадок, гипотез, является сила потребности (мотивация), а факторами, определяющими содержание гипотез, — качество этой потребности и вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний. Не контролируемая сознанием интуиция всегда работает на потребность, доминирующую в иерархии потребностей данной личности. Зависимость интуиции от главенствующей потребности (биологической, социальной, познавательной и т.д.), всегда необходимо учитывать. Без выраженной потребности познания (потребности часами думать об одном и том же) трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность. Если решение научной проблемы для личности является лишь средством для достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет создавать гипотезы и идеи, связанные с удовлетворением соответствующей потребности. Вероятность получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно не велика.

19 стр., 9156 слов

Мини почему потребности у всех людей разные

... человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни. Сочинение: Человеческие потребности , Содержание Введение 1. Возникновение потребностей Характеристика базовых потребностей ...

Как мы видим, ясное, удовлетворительное определение творчества и его природы отсутствует, однако хотелось бы подчеркнуть, что творчество есть ни что иное, как создание чего-то нового в не зависимости от того, является ли оно исключительно новой страницей в истории или же переработанным материалом.

Виды творчества и их особенности

Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей — своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%).

На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна.

Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

6 стр., 2723 слов

Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха

... влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как ... человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому : зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью ... революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость ...

Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.

Так же, научному творчеству присуще особое, игривое отношение к действительности, к себе, способность к диалектическому отрицанию, ироническое преодоление устоявшихся норм, правил, скептицизм.

Творец должен выйти за пределы существующего наличного бытия как созданного природой, так и людьми.

Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства, как «Девятый вал» Айвазовского, или же создание механизма, например, парового двигателя. Только если в художественном мы видим воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.

Формирование и развитие личности

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация — разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности — это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей — это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально — исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

5 стр., 2165 слов

Жизнь и творчество Лермонтова

... острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 ...

Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность — то, чем он отличается.

Вообще говоря — «Индивидом рождаются, а личностью становятся»

Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение — очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

Личность — социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность — это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социального «Я» — это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна обучает «правилам жизни» другую.

Человек более универсален, его позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально — сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

6 стр., 2987 слов

Личность и творчество

... деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный. Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), — это личность, профессионал, осознающий, что творчество ... кругом интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; иметь живой и ...

Ведь социализация- это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

Итак, процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения. Человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становится личностью.

Творческая личность и ее жизненный путь

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых , а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого».

Специфика творческой личности в эмоциональном плане изучается давно и на данный момент существуют две противоположные точки зрения: талант — это максимальная степень здоровья, талант — это болезнь.

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость между гениальностью и безумием, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей… Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду».

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. ХХ век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений — это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке — Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др.

Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %).

Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым?

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений — это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно».

Современная наука утверждает — мотивация, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций

Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе.

В данной работе была предпринята попытка изучения психических особенностей творческой личности. Для этого были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, особенности творческих личностей.

В изучении данного вопроса мы отталкивались от того, что психологию в первую очередь интересует внутренний мир личности, а не сам процесс создания нового. Мы выяснили, что понятие творчества не однозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс.

Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется , и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/byit-tvorcheskoy-lichnostyu-schaste-ili-ispyitanie/

Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994

2.Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1988.

  • Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996

.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999

.Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 1978

Салтыкова Екатерина Владимировна

Эссе «Воспитатель-творческая личность»

воспитатель

Воспитатель

воспитанникам

воспитателя

различных конкурсах

Воспитатель МАДОУ №28 г, Салтыкова Екатерина Владимировна

Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни» Посвящается моему учителю истории Ткаликову Артему Валентиновичу Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваше драгоценное время занимаю своими чувствами и мыслями, которые пока несвязно возникают внутри меня, когда я слышу слово Учитель. представляет для меня некоторую сложность, так как мне нужно изложить свои взгляды относительно такого предмета исследования, как становление молодого учителя, следовательно, становление учителя во мне. А это уже самооценка, взгляд внутрь человека. «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его». Эти слова принадлежат М. Лермонтову, и сказаны они были про всех нас на все времена. Мысль, в них выраженная, современна. Это не что иное, как самооценка, самонахождение человека в мире. Так значит, заглянем в этот мир… Жизнь сложна. Чтобы выбрать свой жизненный путь, нужно трудиться не покладая рук, значит надо обладать определенными качествами характера, о которых я и хочу рассказать. Качествами, которые нужно воспитывать в себе всю свою жизнь. Растить их в себе, как добрые зерна. Качествами, которые должны наполнять собой личность того, чье звание высокое и гордое – учить жизни человека! Все начинается с детства… Прекрасная, беззаботная, счастливая пора. Какая девочка в детстве не играла в «школу» и не мечтала стать учителем? Одной из всех девочек на свете была я. С мамой мы придумали свой урок, он назывался урок сказки. Мою кандидатуру, как учителя, одобрили единогласно подружки-ученицы, потому что я с пяти лет читала самостоятельно. Я усаживала их как кукол на диване и мы начинали читать… После прочтения и многоголосого обсуждения мы инсценировали сказки. Сценой была моя детская или лес поблизости дома. Когда мы были по-своему, по-детски уверены, что инсценировка готова, показывали родителям или детворе на улице. С высоты своего скромного педагогического опыта я понимаю, что урок сказки, который мы проводили, был наверняка демократичным уроком: сказку выбирали вместе, вместе же участвовали в постановке, вместе получали одобрение со стороны наших благодарных зрителей. Так, что было дальше? Дальше школа. Любовь к учению, стремление узнавать все новое и новое. Помню свое чувство постоянного голода в знаниях. Всем своим учителям хочется сказать большими буквами СПАСИБО. Спасибо именно за то, что их жизненная дорога пересеклась с моей дорогой. Спасибо за то, что они были замечательными людьми и поэтому делаю им низкий поклон за то, что мой жизненный путь выбран, и дорога, по которой я иду уверенно, эта дорога – моя педагогическая жизнь. Одним из прекрасных педагогов в моей школьной жизни был учитель истории Ткаликов Артем Валентинович, он же директор той маленькой и старенькой школы, которая так гостеприимно встречала нас многие и многие годы. Мне уже не удастся обозначить педагогические технологии, которые он применял на своих уроках, но, то эмоциональное впечатление, которое он оставлял после себя и своих уроков истории – это впечатление у меня останется на всю жизнь. Уроки, как и учителя, бывают разные: интересные и, отнюдь, не очень. Они бывают многогранные, многоаспектные и односложные, бывают поисковые, ищущие и прямолинейные. Уроки Артема Валентиновича были яркими, впечатляющими, запоминающимися. Не знаю, как удержалась в моей памяти его манера раскрывать образы времени, но я до сих пор ловлю себя на том, что подражаю ему, стараюсь мысль передать выразительной и чувственной, правдивой и проникающей. Исторический кружок, который собрал Артем Валентинович, был основан на нашем классе, потому что все до одного историю считали главным предметом в жизни! За два года в кружке мы побывали в Новороссийске, Клайпеде, Риге, Вильнюсе, Талине, Паланге. Нетрудно догадаться, что Прибалтика нам была хорошо знакома. Родной город Омск мы исколесили вдоль и поперек. Не без гордости могу сказать, что готова стать экскурсоводом для гостей моего города, проведу вас по самым интересным местам. И Омск станет для вас незабываемым городом! И за это тоже спасибо моему учителю! И в результате всего вышесказанного – я выбираю профессию учителя, учителя истории и обществознания. Как молодой учитель, понимаю ответственность на моих плечах, но от этого нести становиться не тяжелей, а почетней. Ответственность за то, какими дети выйдут с моего урока, захотят ли вернуться вместе со мной в далекие времена. А что они с собой унесут на своих губах, в своих чутких и еще таких хрупких душах? Наполнится ли их мир ароматом времени, которое изучается на уроке? Эти вопросы всегда подсознательно волнуют меня при подготовке к урокам. Какие мне использовать технологии, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли мне свои мысли, чувства? И наконец, какой мне быть личностью, каким человеком, каким учителем? По моему мнению, учитель должен быть Незнайкой, которому интересны в жизни и он сам, и его дети и окружающее многообразие. Учитель – это такой коллаж из разнообразных знаний и интересов, это особый мир красок, музыки и слова. И, думаю, что путь учителя самый широкий путь в жизни. Ведь учитель – это и родитель, и воспитатель, и актер, и pr-менеджер, и психолог, и правовед. А учитель истории и обществознания – это и математик с точностью объяснений, и филолог с чувственностью и эмоциональностью описания, и физик и химик с постановкой опытов, экспериментов и моделированием общественной ситуации. Да, все это объединено одним главным словом – УЧИТЕЛЬ! Сколько нужно читать и смотреть, думать и переживать, чтобы быть достойным войти в класс, где тебя ждут будущие таланты, где на тебя смотрят глаза будущего! Твердо каждодневно убеждена, и что ежечасно свою лепить педагогическую из того сущность богатства, которое учитель нам должен оставлено предшествующими поколениями. Чтобы опыт ранее живущих был полезен в жизни, необходимо пронести все через себя, как через сито: отторгнуть осадок и впитать живую силу знания. Какое богатство представляет собой классика: литература, музыка, живопись, архитектура! Сколько не перелистанных страниц, сколько не увиденных жемчужин, не услышанных шедевров! И на своем опыте убеждаю, что времени не бывает много, чтобы узнать мир. Это я повторяю своим детям, когда пытаюсь убедить в полезности разносторонних знаний, в счастье обладать знанием. Счастье в жизни получить просто, когда знаешь маленький секрет: для чего ты живешь на свете. Этот секрет есть в каждом человеке, и задача учителя помочь ребенку, если не ответить, нет, то задуматься над этим вопросом. Когда я об этом задумалась сама, то начала с книг, которые сейчас во множестве своем составляют понятие «моя настольная книга». Конечно же, это произведения В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, В. Быкова, Б. Васильева, А. Меня, Ф.М. Достоевского, А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака и еще многих и многих других художников слова. Вы спросите меня, нашла ли я свой секрет? Есть ли ответ на главный вопрос? Я чуть позже отвечу на этот вопрос. А сейчас я хотела бы вернуться в тот исторический кружок, который взрастил во мне любовь к истории. Мы собирались в школьном музее, который стал нам гостеприимным хозяином, и ждали, когда же появиться самый интересный человек на свете – наш Артем Валентинович. Дверь открывалась, и на пороге появлялся наш учитель, глаза которого были усыпаны лучиками смешливых морщинок. Я помню, что он нам был всегда рад, наше присутствие вызывало в нем только радость и гордость, что мы, четырнадцать человек, пришли именно к нему, мы ждем от него что-то новое, мы идем за ним, мы ВЕРИМ ему! Так вот, где секрет счастья в моей жизни, ответ на вопрос: зачем я в этом мире. Каждое утро я вижу рассвет – это мне мир улыбается! Новый день встречает меня разной погодой, так и дети у нас совершенно разные. Но я вхожу в класс и улыбаюсь. Меня встречает рассвет нашей жизни – это наши дети! Это глаза из будущего! В связи с последними словами у меня возникла мысль, что школа – это прекрасное место встречи прошлого, настоящего и будущего. И мы, настоящие учителя, должны заслужить встречи с будущим. Мы должны быть современны, социально мобильны, интересны. И главное самоудовлетворение от – постоянное выполненной движение работы, вперед получать и вверх. искру Испытывать зажигания от соприкосновения с нашим будущим. И опять чувствовать дефицит знаний, и опять учиться. Недавно прочла в учительском эссе: современному ученику нужен современный учитель, который должен быть современным учеником! По-моему, очень убедительно. И в заключении, как учитель истории и обществознания, позволю себе внести свое видение российского образования сегодня. Время полноводной рекой перелилось в XXI век. Порог столетий позади. А что будет там, впереди? Что несет новый век нашим детям и детям еще не родившимся? Прогнозирование истории – очень опасное занятие. И все же… Роль образования в современной России не нужно недооценивать. Образование было и останется некой стрелкой компаса, которая поможет пройти по бушующему страстями океану жизни и не перевернуться, не захлебнуться. Лично я все приоритеты, все принципы будущего отдаю в руки образованию. Ничто так не учит быть гражданином своей страны как изготовление на уроках труда кормушек для замерзающих птиц! И никто, кроме учителя начальных классов более ярко не объяснит значение главных слов на земле: мама, семья, Родина. Поэтому образование, я считаю, останется главным штурвалом в жизни гражданина и патриота своей родины. Такими словами я завтра начну урок истории в своих классах. И еще улыбнусь своим детям, как утреннему рассвету!

РЕФЕРАТ

Творчество в жизни человека

Введение

творчество личность самосовершенствование

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей — писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, — когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи.

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.

Целью моего реферата является исследование роли творчества в жизни человека. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:

Охарактеризовано отношение к творчеству в различные эпохи;, Проанализированы возможные появления творчества в жизни человека;, Сделаны выводы о значении творчества и его существовании в жизни каждого человека.

В своем реферате я постаралась раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. Я попробовала раскрыть творчество, именно как сущностную силу человека, как основу жизни.

1. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.).

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен — не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию — придворные оды и создание праздничных фейерверков.

И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.).

Поэтому существуют неприятные для интеллектуалов различия в доходах, с одной стороны, представителей исполнительского искусства (балета, музыкального исполнительства и т.д.), а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны, творцов.

Обществом, однако, разделялись во все времена две сферы человеческой активности: otium и oficium (negotium), соответственно, активность на досуге и деятельность социально регламентированная. Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах biostheoretikos — жизнь теоретическая — считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем biospraktikos — жизнь практическая.

В Древнем Риме vitaactiva — жизнь деятельная (negotium) — считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vitacontemplativa — жизнь созерцательная — и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков (например — Лукреций).

В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.

Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.

Главное в творчестве — не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин — один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Творчество — это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список — список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации — это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.

2. Творческие способности как спутник человека с рождения. Творческие способности как результат самосовершенствования

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить — что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные).

Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество — это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или . Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой .

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения — продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие — завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда — в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества — пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети — со стоpоны своих pодителей, ученики — со стоpоны учителей, pаботники — со стоpоны своих начальников, солдаты — со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас — людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина — не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению — мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении — объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.

3. Творчество в каждом из нас

Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один — вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество — книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей — нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека — надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества — это мужество». Мужество в творчестве — это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек — творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь — это творчество, а творчество — это жизнь.

Заключение

В заключении хочется сказать, что на Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.

Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт месяц, другой — и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.

Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то — завтра вы опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и настроиться на будущий день — я обязательно сделаю всё, что надо, у меня хватит сил…

Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к жизни творчески — он будет жить!

Творчество — это действие, и действие самостоятельное. Очень часто творческих людей не понимают окружающие, но это не должно сказываться на действиях творца. Творческий человек должен творить для себя, а не в угоду общества. А самое главное, что творческий человек живет в каждом из нас.

Целью моего реферата являлось исследование роли творчества в жизни человека. В работе не один раз сказано, что роль творчества в жизни человека огромна. Творчество — основа жизни. Таким образом, цель реферата достигнута.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/byit-tvorcheskoy-lichnostyu-schaste-ili-ispyitanie/

1.Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. — СПб.:2009. Глава 35. Психология творчества.

2.Тутушкина М.К. «». 4-е изд. / Издательство «Дидактика Плюс», 2001. Глава 3. Творчество в развитии индивидуальности.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?, Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике., Отправь заявку