Уровни творчества. Качества творческой личности

Курсовая работа

3.1 Подходы к творчеству

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

  • творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;
  • творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.

Методы делятся на две больших группы:

  • психологические
  • алгоритмические

Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др.

Все вышеизложенное отражено в следующей схеме:

3.2 Качества творческой личности

1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели

3. Способность работать планомерно. Наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь регулярный контроль выполнения этих планов

4. Высокая работоспособность

5. Хорошая техника решения творческих задач

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар» , Основные критерии Достойной цели

1. Новизна. Либо новыми могут быть средства ее достижения

2. Общественная полезность

3. Конкретность

4. Значительность

5. Еретичность

6. Практичность

7. Независимость , Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне

1. Применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи

2. Выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных

3. Изменена исходная задача, изменено привычное решение

4. Найдена новая задача и новое решение

5. Найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач , Три уровня технического творчества

1. Включает решение ИЗ 1 и 2 уровней. Применение известного решения к известной проблеме.

2. Включает решение ИЗ 3 4 уровней. Новое применение известного решения, или новое решение старой задачи — непринятыми, непривычными в данной области средствами

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, ... опытов? Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых не функционировал ...

3. Решение ИЗ 5 и более высоких уровней. Для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. такое творчество работает на отдаленное завтра.

Что делать, чтобы повысить уровень технического творчества?

Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства — необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций — даже сотни).

Обычно выделяют две группы методов.

Разные типы задач решаются разными способами, для каждой задачи можно подобрать наиболее эффективный способ. Но для этого сначала задачу нужно понять, понять ее суть. Понимание задачи достигается умением ставить вопросы. «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа» Симоненков В. Д., Очинин О. П., Матяш Н. В. Технология: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2002. С. 333..

3.3 Мозговой штурм

Основатель: Алекс Осборн (США) 40 гг. ХХ столетия.

Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (5—8 человек) можно создать условия при которых количество идей высказанных коллективно, — значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Прием: разделение процесса решения на две части: генерации идей и обсуждения идей. , Условия: отсутствие всякой критики во время генерации идей. Доброжелательность, взаимная поддержка. , Философская основа — теория З. Фрейда. , Дополнительный эффект — борьба с авторитарностью. , Правила:

1.Выбирается группа «генераторов идей» (5—7 чел.).

Среди них обязательно должны быть дилетанты по отношению к данной сфере деятельности.

2. В остановке полного комфорта для работы раскрепощенной творческой мысли — идет генерация идей (20—40 мин.).

Все предложения до единого фиксируются (запись на бумаге или на магнитофон) без малейшего признака критики и отбора. Ведущий (наиболее опытный в использовании метода человек) стимулирует творческую активность, поддерживает участников.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... младших школьников. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Проблема развития творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/bakalavrskaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki/ Одной из главных задач, ...

3. По завершении генерации — к работе приступает группа аналитиков. Каждая идея обсуждается. В каждой идее ищется хоть что-нибудь полезное. Выбираются наиболее интересные решения.

4. Доработка отобранных решений, консультации со специалистами и пр Правила игры без правил/ сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск. 1989. С. 166-167..

3.4 Метод обратного мозгового штурма

Основной принцип: поиск недостатков ТС — ключ к ее совершенству.

Суть метода — в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Используется при выполнении следующих процедур:

  • разработка технического задания или технического предложения
  • уточнение изобретательских и рационализаторских задач
  • экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец)
  • оценка эффективности закупаемых изделий и пр.

Примеры: американские группы противодействия при создании новой военной техники; «диверсионный анализ» готового изделия, на которое было много рекламаций;

Цель: поиск и устранение возможных недостатков ТС.

Достоинства: помогает преодолевать психологическую инерцию — привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте; помогает сдвинуть мысль с «мертвой точки».

Недостатки: не имеет способов управления поиском Орлов М.М. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 212..

3.5 Синектика

Идея гениальна лишь в том случае, если она содержит сумасшедшинку.

Синектика — в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди-синекторы — «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам — при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии.

Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях (например, в физике строение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).

Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Определение метода: синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий.

Суть метода: нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

Типы аналогий, используемых синекторами.

Выяснить, как решаются задачи, похожие на данную

Отождествить себя с техническим объектом

Кратко выразить суть задачи (объекта) в художественной форме

Ввести какие-нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

3.6 Прямая аналогия

Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения (здесь могут сочетаться рациональные и иррациональные методы).

Виды прямых аналогий: традиционная техническая, визуальная (по внешней форме), компонентная (структурная), функциональная, по ситуации, по свойствам, на основе метода ассоциативных гирлянд и гроздей (все множества — пересекающиеся).

Традиционная техническая аналогия:

а) Подбор готового технического объекта или узла для удовлетворения выявленной потребности: почти каждой новой задаче можно найти аналогичную, уже решенную. Если задача совсем новая, то аналоги можно использовать для решения подзадач.

б) Обнаружение подобия между объектами, которые и «во сне никогда рядом не приснятся»

  • техническими
  • природными
  • общекультурными

Техника рационального поиска аналогов — задайте себе следующие вопросы (советует математик А. Пойа):

  • не встречалась ли вам раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме?
  • известна ли вам какая-нибудь родственная задача?
  • рассмотрим неизвестное. Постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным.
  • вот задача, родственная данной и уже решенная. Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат? Нельзя ли использовать элемент, чтобы стало возможным пользоваться прежней задачей?
  • если не удается решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более сходную задачу? Аналогичную?

Поиск технических аналогов может вестись:

  • в близких отраслях техники
  • в ведущих отраслях техники — в условиях поставленной задачи
  • (или) в отраслях техники, в которых накоплен большой опыт решения аналогичных задач
  • в отраслях техники, в которых похожие задачи решаются в более жестких условиях.

Пример: завод сельскохозяйственного машиностроения. Задача по совершенствованию системы обдува радиаторов кормоуборочного комбайна.

В головной части комбайна за металлической сеткой установлены масляный и водяной радиаторы. Для увеличения эффективности охлаждения их теплоизлучающих поверхностей — воздушный поток, поступающий через сетку, ускоряется установленным за радиатором вентилятором. Летом радиаторы начинают отказывать. Причина: мелкие частицы сухой травы проходят с потоком воздуха через сетку и осаждаются на элементах радиаторов, на них вырастают «шубы».

Поиск в родственных отраслях — тракторной и автомобильной промышленности — не дал результата.

В условиях поставленной задачи ведущими отраслями техники являются мукомольная и угольная промышленность. Они работают с «пылевыми потоками» в гораздо более жестких условиях. Но здесь решается обратная задача — сбор пыли. Для накопление пылевидных частиц — их электризуют, заряжают одним знаком, а радиаторы — другим. В «перевернутом виде» — решение очевидно — и пыль и радиатор нужно заряжать одноименно.

Аналогия по внешней форме: Находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду, или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому-либо другому.

Компонентная (структурная) аналогия

Находится по аналогии с перечнем элементов (компонентов), складывающих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру устройства объекта, вы ищете аналогичные структуры объектов в окружающем мире, которые бы наилучшим образом повторяли взаимодействие перечисленных компонентов.

Функциональная аналогия

Определяют, какие функции должен выполнять рассматриваемый объект, а потом ищут, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие функции (в технике, в природе, в искусстве и пр.)

Аналогия по ситуации

Ищется по различным фазам положения или состояния явлений и предметов. , Аналогия по свойствам , Необходимо дополнительно отвечать на вопрос какой? какая? какое? , Пример: мяч — какой?

  • резиновый: соска, калоша, купальная шапочка
  • упругий: зонт, ветер, жвачка, струя

Аналогия на основе метода ассоциативных гирлянд и гроздей.

Гирлянды — формируются в виде списка — от исходного слова тянется цепочка аналогий, но каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову. Можно строить коллективную гирлянду или индивидуальную.

Гроздь — ищется гроздь ассоциаций к исходному слову.

Рассматриваются свойства объектов, включенных в «гроздь» или «гирлянду». Лучшее — пробуют применить по отношению к совершенствуемому объекту.

Дополнительно метод хорошо помогает выявить настроение человека или коллектива, отношение к чему-либо.

Личная аналогия (эмпатия)

Наиболее сильный вид аналогии. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. решающий задачу человек вживается в образ объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Главный смысл эмпатии — войти в роль кого-либо или чего-либо. Для того, чтобы изменить, улучшить что-то, необходимо его понять, понять взаимоотношения с окружающими предметами.

Частный случай ЛА — Моделирование меленькими человечками (ММЧ).

ММЧ — позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Позволяет каждому испытать на себе, что чувствует моделируемый объект, применяя внутренние образные заместители.

Сущность ММЧ:

Нужно представить себе, что все нас окружающее — состоит из множества маленьких человечков (не веществ, не микробов, не атомов).

Человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. Можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия — строение объекта.

Философская основа ММЧ — изоморфность основных структур бытия.

Символическая аналогия , Необходимо величайшее умение, чтобы быть мастером метафор , Аристотель , Символическая аналогия — это своеобразный поэтический образ объекта,

метафора, раскрывающая его свойства.

Наш язык «начинен» метафорами: у пилы — зубы, у стульев — ножки, у загадок — ключи, у мозга — полушария, компьютерные программы бывают дружественными. Символическая аналогия — это прием «размораживания слов и способов понимания» — когда объект определяется через парадоксальную метафорическую форму, высвечивающую его суть.

Она основывается на обобщенном, абстрактном, метафорическом, поэтическом, словесном или графическом образе объекта. На умении обозначить этим образом (символом, знаком) реальный объект, выявляя его явные (актуальные) и скрытые (потенциальные) свойства, достоинства и недостатки.

Обычно составляется такая аналогия из двух слов: прилагательного и существительного, причем, по смыслу они должны противоречить, отрицать одно другое.

Например: мрамор — радужное постоянство, застывшее непостоянсто;

  • облако: легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота.

Старший брат символической аналогии — оксюмарон — стилистическая фигура, состоящая в объединении понятий парадоксальным образом и отнесении их к одному объекту («Цветы зла», «Горячий снег», «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Без вины виноватые», «Очевидное-невероятное»).

Последовательность действий: к обозначению объекта подбирается символическая аналогия (метафора), выявляются ее скрытые смыслы — и на их основе переосмысляются скрытые (актуальные и потенциальные) свойства объекта.

Фантастическая аналогия

Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (отсутствие источников энергии, нарушение физических законов и пр.).

Синекторы прибегают к помощи золотой рыбки, волшебной палочки, обученных животных и т. п. Использование ФА позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем.

Ход решения синектической задачи:

* Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД).

Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

* Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП).

Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема делится на подпроблемы.

* Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

* Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. на этом этапе осуществляется критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999. С. 199..

Подобные документы

  • Роль технического творчества в создании новой техники. Виды научного познания, классификация технических систем. Противоречия и закономерности развития технических систем. Оценка творческой работы, роль коллектива и личности в техническом творчестве.

    контрольная работа [98,0 K], добавлен 05.02.2011

  • Русская философия – целостное духовное образование. Эпоха творчества Николая Александровича Бердяева. Философия творчества Н. А. Бердяева. Смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

    реферат [36,8 K], добавлен 27.03.2007

  • Содержание понятия творчества в философии Ницше. Соотношение концепции творчества с другими идеями немецкого философа. Идея сверхчеловека как высшего человека, истинного гения, творца жизни. Рассмотрение творчества как целостного жизненного феномена.

    дипломная работа [102,7 K], добавлен 13.02.2013

  • Мировоззренческие и философские подходы к определению понятия «творчество» различных исторических эпох. Виды и функции творчества, стадии творческого мышления. Взаимосвязь и соотношение творчества и познания, эволюционные процессы активного творчества.

    реферат [27,6 K], добавлен 25.10.2009

  • Исследование жизненного пути и творчества Н.А. Бердяева, его места в мировой философии. Экзистенциальная философия как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование. Поиск нового смысла бытия в творчества философа.

    реферат [36,0 K], добавлен 06.04.2014

  • Философские смыслы творчества в эпохах античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени. Дионисийское начало как основа понятия творчества в философии Ф. Ницше. Свойства сверхчеловека и специфика его творчества. Суть концепции «вечного возвращения».

    курсовая работа [75,1 K], добавлен 08.01.2014

  • Философские смыслы творчества в эпохах, предшествующих Ницше. Особенности взаимосвязи понятия «сверхчеловек» с понятием «творчество». Основные философские смыслы творчества по Ницше. Влияние концепции «вечного возвращения» на понимание творчества.

    дипломная работа [105,0 K], добавлен 29.01.2013