Сущность и специфика самодеятельного хореографического творчества

Дипломная работа

Искусство является мощным фактором психолого-педагогического воздействия на личность, поскольку оно адресовано его эмоциональной и когнитивной сфере. Произведения искусства вызывают глубокие эмоциональные, эстетические, этические переживания, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном счете, способствуют всестороннему развитию личности. Однако, для того, чтобы воспринять и по достоинству оценить результаты профессиональной художественной деятельности, необходимо обладать эстетическим вкусом, способностью к творчеству, иметь определенный интеллектуальный и культурный уровень.

В настоящее время вопросы морально-этического воспитания и развития творческой активности личности, прежде всего детей и молодежи, находятся в центре внимания социальных педагогов, психологов, самого широкого круга специалистов, работающих в социально-культурной сфере. Концентрация внимания на личности предполагает создание максимально благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития творческих способностей каждого в сфере досуга.

Важнейшую роль в формировании внутреннего мира индивида играет социально-культурная среда, поэтому, сегодня большое значение для исследователей в сфере социально-культурной деятельности представляют вопросы любительского творчества или художественной самодеятельности.

На сегодняшний день в нашей стране широкое распространение получили любительские эстрадные, народные, джазовые, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, поп- и рок-группы и т.д., которые оказывают эстетическое и воспитательное воздействие как на самих участников любительских коллективов, так и на многочисленную аудиторию слушателей. Также существует развернутая система клубных учреждений, способствующих популяризации художественно-творческой деятельности, все чаще открываются культурно-досуговые центры, где люди могут приобщиться к различным видам творчества.

Любительское творчество — форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и творческих способностей.

Цель дипломной работы — изучить сущность и специфику самодеятельного хореографического творчества на примере деятельности Центра современного танца Smart Dance и предложить меры по дальнейшему совершенствованию и развитию этой деятельности.

45 стр., 22390 слов

Особенности социально-педагогической деятельности с личностью

... к проблемам изучения личности в социальной педагогики и психологии. Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью клиента. методы ...

Задачи дипломной работы:

  • изучить базовые понятия художественной культуры и хореографического искусства;
  • выявить характерные черты любительского творчества, его особенности;
  • рассмотреть этапы развития любительского хореографического творчества, как явления художественной культуры;
  • изучить деятельность Центра современного танца Smartdance, показать его вклад в популяризации и развитии хореографического творчества;
  • обосновать многожанровость, как ведущую тенденцию современного хореографического творчества;
  • сформулировать предложения по совершенствованию деятельности Центра современного танца Smart Dance;
  • дать оценку процессам менеджмента в Центре современного танца Smart Dance.

Объектом исследования является любительское (самодеятельное) хореографическое творчество.

Предметом исследования является структура и современное состояние художественной самодеятельности на примере Центра современного танца Smart Dance и перспективы ее развития.

В дипломной работе применялись следующие методы исследования:

  • теоретический метод: использовался для изучения и анализа литературы и документов;
  • эмпирический метод: использовался в виде контент-анализа документов, изучения практической деятельности Центра современного танца Smart Dance;
  • метод обобщения: данный метод использовался на разных этапах исследования и позволил сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: Смагин А.И. «Организация художественного творчества. Курс лекций», Соколова М.В. «Мировая культура и искусство», Наливайко Д.С. — «Искусство: направления, течения, стили», Гомбрих Э. «История искусства», Аксютик М.И. — «Социально-культурная деятельность», Сидоров В. «Современный танец», Орлов А.И. — «Менеджмент», Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия».

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие художественной культуры и ее основные направления. Во второй главе проведен анализ организации любительского хореографического творчества на примере Центра современного танца Smart Dance. В третьей главе рассмотрены пути совершенствования деятельности Центра современного танца Smart Dance, сформулированы конкретные предложения.

1. Художественная культура и ее основные направления

1.1 Понятие художественной культуры. Ее роль в развитии общества

Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.

Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей. Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого. Виды искусства — литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть разными — от метафорической к реалистичной, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени. [29, с. 215]

10 стр., 4949 слов

Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры

... на основе синтеза эстрадной музыки и негритянского ритм-энд-блюза, популярность которого в Америке была ... в поисках культуры». В идеологии рок-культуры заложено отрицание художественного наследия, рок-фанатизм. ... собственным материалом. Обязательное совместное творчество Маккартни и Леннона продолжалось до 1965 ... «качаться и вертеться», правда у чернокожих поклонников этой музыки слова «рок» и «ролл» ...

В повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура- это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства (искусство включено в качестве составного элемента в различные виды деятельности и выполняет несколько важнейших для архаических культур функций — это и элемент магических ритуалов, и собственно эстетическая деятельность, и особый род познания действительности).

[32,с. 36]

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

1) практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

2) художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

3) создание произведений искусства — творческая деятельность

4) восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.[35, с. 583]

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

  • Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям;
  • издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

14 стр., 6756 слов

Научная и художественная картины мира

... создала научную картину физической реальности – механическую картину мира. В ее становлении решающую роль сыграли новые мировоззренчекие идеи и новые идеалы познавательной деятельности, сложившиеся в культуре эпохи Возрождения ... из которой исходит специалист. В традиционной научно - инженерной картине мира считается, что и инженерная деятельность и технология не влияют на природу, из законов которой ...

Важную роль играет просветительский потенциал массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры, однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства).

[4, с. 26]

Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство — это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.

Можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов (например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства — во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства—являлась идеология).

4 стр., 1549 слов

Философия искусства и художественная критика

... современной культуры и т. п. В процессе критической аргументации, более близком к художественной литературе, чем к философии, могут использоваться некоторые разрозненные идеи, которые критик почерпнул из философии искусства ... внутренняя согласованность1 . Можно сказать, пишет Барт, что цель критики является чисто формальной. В случае литературной критики она не в том, чтобы «раскрыть» в исследуемом ...

Логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей. Т.е. это определенная самостоятельность развития искусства, возможность его прорыва в сферу нового, неизвестного в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит, в конечном итоге, к расширенному воспроизводству всей культуры.

Кроме этого, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк — начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения.

Искусство — это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Это, прежде всего, творчество, т.е. инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда — одна из самых острых проблем существования искусства — ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория «прекрасного», которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированны по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал «прекрасного». Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на формирования идеала прекрасного, являются:

1) природные условия, характерные для данной конкретной культуры;

2) некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии;

3) художественные традиции данного исторического типа культуры;

4) национальное представление об идеале «прекрасного»;

5) социально-классовое понятие «прекрасного». [12, с. 156]

Искусство является одним из основных составных частей художественной культуры. Соответственно культура и искусство (как ее подсистема), выполняют одинаковые функции:

1) общественно-преобразующую;

2) познавательно-эвристическую;

3) художественно-концептуальную;

4) предвидения;

5) информационную и коммуникативную;

6) воспитательную;

7) внушения;

8) эстетическую;

9) гедонистическую.

1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность).

Проявляется в том, что художественное произведение осуществляет идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в целостно направленную деятельность и тем самым участвует в преобразовании общества. Кроме того, сам процесс творчества — это преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов из реальной жизни. Любой материал, с которым работает художник, подлежит переработке, в результате которой появляется новое качество. Некоторые научные школы отрицают или умаляют возможность участия искусства в преобразовании существующего мира. Они сводят значимость искусства к выполнению компенсаторной функции — искусство в сфере Духа помогает восстановить утраченную гармонию. Такое действие присуще искусству, но идеи талантливого художника рано или поздно «будят» сознание аудитории, заставляют ее по-новому воспринять привычное явление.

18 стр., 8654 слов

Основоположники модерн танца

... в танце же чувства и мысли сквозь тело». «Айседора заставила считать искусство танца важным и благородным. Она заставила считать его искусством. Говоря кратко, танец-модерн -это сочетание серьезной техники, ... конкретного лица. В танце – модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей танца – модерн сформировалось ...

2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение).

Несмотря на то, что крупнейшие философы мира Платон и Регель считали искусство нижней формой познания истины, которая не может вступать в соперничество ни с философией, ни с религией, все же познавательные возможности искусства огромные. Искусство способно исследовать те стороны жизни, которые недоступны науке. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обычном-необычное.

3. Художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира).

Искусство стремится к глобальному мышлению, решению общемировых проблем, осмыслению состояния мира. Художника интересует и судьба его героев, и человечества в целом, он мыслит в масштабах Вселенной и истории, с ними согласовывает свое творчество. В современной науке сильное и антиинтеллектуальное течение, которое идет от интуитивизма Анри Бергсона, в психологии — от Зигмунда Фрейда, в искусстве — это текущий сюрреализм, который признает «автоматическое письмо», «эпидемию сна», «отключение ума».

4. Функция прогнозирования. В данном случае речь идет об использовании интуиции. Если ученый делает вывод индуктивным путем, то художник способен образно представить себе будущее. Художник, опираясь на интуицию, может достоверно предсказать будущее путем экстраполяции — вероятного продолжения линии развития уже существующего

5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и общение).

Анализ именно этой функции искусства лежит в основе современных эстетических теорий, которые разрабатываются семиотикой и др. Искусство рассматривается как своеобразный канал связи, как знаковая система, которая несет информацию. При этом информационные возможности художественного языка оказываются значительно шире, эмоционально сильнее, чем разговорная речь.

6. Воспитательная (формирование целостной личности).

Воспитательное значение философии заключается в воздействии на формирование мировоззрения, политики — на политические взгляды, а вот искусство влияет комплексно и на разум, и на душу человека, формирует целостную личность. Искусство влияет на личность через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так и отрицательных образах.

7. Функция внушения. Искусство способно внушать способ мышления, чувства, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Особенно эта его способность проявляется в сложные периоды истории

8. Эстетическая (формирование ценностных ориентаций).

Под влиянием искусства формируются эстетические вкусы, пробуждается творческое начало личности, ее желание творить по законам красоты.

9. Гедонистическая (функция наслаждения).

Эта функция связана с тем, что существует игровой аспект художественной деятельности. Игра как проявление свободы приносит эстетическое наслаждение, радость, духовное вдохновение.[34, с. 82]

25 стр., 12084 слов

Искусство и художественная литература: особенности соотношения и взаимовлияния

... типы стилевых общностей в художественной литературе и в искусстве; определить роль эстетического знака, символа, аллегории в художественном тексте и в произведениях искусства установить соотношение сюжетной и композиционной организаций произведений искусства и литературы в эпоху Средневековья, ...

Таковы важнейшие функции искусства, хотя их перечень не ограничивается названными. Несмотря на отсутствие прямой прагматической целесообразности существования людей без искусства невозможно. Искусство формирует личность всесторонне, формирует моральные принципы, эстетические вкусы, расширяет кругозор, знания, воображение, фантазию. Всеобщая потребность в искусстве следует, по словам немецкого философа Г. Гегеля, из разумного стремления человека духовно освоить внутренний и внешний миры, представив их как предмет, в котором он узнает собственное «Я».[27, с. 250]

Подводя итог, можно сделать выводы, что художественная культура — это многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности, «опредмечивание» и «распредмечивание» эстетической информации. Художественная культура — это создание, распространение (с помощью каналов и средств массовой коммуникации), коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических, художественных ценностей. Все звенья и слагаемые динамики художественной культуры взаимно предполагают и опосредуют друг друга, образуя сложно структурированную систему.

1.2 Основные направления художественной культуры и хореографического искусства как части художественной культуры

В настоящее время выделено 63 отдельных направления в искусстве. Некоторые из них просуществовали на протяжении десятилетий, какие-то на протяжении веков. Некоторые направления, которые зародились в Средние века существуют и в современном мире, они модернизируются, приобретают новый облик, однако основные черты остаются прежними.

В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.

При всех весьма сложных переплетениях разных художественных направлений в искусстве отчетливо прослеживаются две основные тенденции:

1) поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Возрождения (Реализм).

2) искусство модернистское, каждый раз выступающее с позиций открытия новых путей и потому называемое в наши дни авангардом. [3, с. 25]

Рассмотрим эти тенденции:

1) Реализм — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов — просветительский, критический, социалистический реализм. Эти методы, преемственно связанные, обладают своими характерными особенностями.

В марксистско-ленинской теории искусства по вопросу о реализме существуют две основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художественную культуру своего времени.

12 стр., 5985 слов

Искусство эпохи модерна

... Гамбурге, Берлине, Мюнхене, Вене и Праге. Искусство модерна, сосредоточив свои интересы на художественных ремеслах, предоставило исторический шанс и ... словарем элементов нового течения в искусстве. Он и стал основой творчества в стиле модерн. Творчество Мухи со временем становилось ... скульптуру, до всех видов прикладного искусства. Он проник в литературу, театр, танцы, музыку, овладел модой на одежду, ...

Представители другой точки зрения ограничивают его историю определёнными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало развития реализма связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения жизненного материала, названым типизацией. [38]

В хореографии основа реализма — это правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. На этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматических ситуаций в постановке, развитие действия, идейный смысл постановки в целом. Правда жизни воплощается посредством условного танцевального языка, в основе которого специфическая система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому реализм в хореографии не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преимущественно в пантомиме или в отдельных танцевальных движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художественное целое. [26, с. 429]

2) Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модернистское искусство, как правило, непонятно многим зрителям, малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним — их объединяет отрицание реального отображения действительности.

Основной причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества. [7, с. 58]

Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века. Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители «Танца модерн» пришли к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована. [40]

Модерн-танцу свойственна сиюминутность, высокая доля импровизации. Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. Модерн небогат внешними аксессуарами — исполнители предпочитают простые туники и трико, часто танцуют босиком. В танце модерн широко используется партерная техника. Исполнители модерна обогатили искусство танца множеством оригинальных танцевально-пластических средств. Идея модерн-танца исключительно важна. Только она помогает стать танцу эмоционально и чувственно «нагруженным». Все экспрессивные средства танца модерн направлены на демонстрацию некой идеи. В зависимости от того, какова идея танца, строится хореография, ее форма. Построение танца в основе своей имеет визуальное восприятие человека. Все движения должны быть гармоничны, одно движение перетекает в другое, подобно тому, как человек плавно и органично идет по земле, или же словно дерево, качающееся под порывами ветра. При этом все движения должны демонстрировать состояние души исполнителя, идею, роль, с которой на момент сроднился актер-танцовщик. Именно по причине попытки достичь большего олицетворения идеи, модерн-танцу свойственна частая смена фигур. Хореография должна полностью соответствовать музыке. Модерн-танец может исполняться не под ритм, но всегда под музыку. Подъем в музыке соответствует «подъему» в хореографии и наоборот. Все музыкально и гармонично. Используя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры модерна рассказывают зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души. Модерн — это танец, стремящийся выразить духовные потребности человека. Естественность и свободное самовыражение танцоров в импровизации служат этой цели наилучшим образом. Модерн — не просто техника, это мироощущение. В этом достоинство модерна, его эмоциональное богатство — танец поражает до глубины души напряженностью и глубиной ничем не прикрытых эмоций. [41]

Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение актуальное искусство), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов).

Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).

Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм. Произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания, так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

В России в 90-х годах использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств).

Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).[42]

В хореографии Contemporary Dance— направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. [43]

Свободный пластический танец — новый вид танца родился на рубеже XIX—XX веков. Выдвинута новая философская и художественная, основанная на античном идеале гармонического развития человека, концепция «танца будущего». Стремление сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания, ценить в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей главная задача для Contemporary Dance. [44]

В настоящее время в искусстве, как подсистеме художественной культуры, происходят перемены с далеко идущими последствиями. Анализируя их можно сделать следующие выводы:

1) тенденция к гуманизации;

2) тяготение к глубокому познанию себя через искусство;

3) тенденция избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство;

4) тенденция избегать трансцендентации, т.е. не выходить за пределы опыта и познания.

Таким образом, сегодня, художественная культура — это сложное, многослойное образование, которое объединяет все виды искусства, сам процесс художественного творчества, его результаты и систему мероприятий по созданию, сохранению и распространению художественных ценностей, воспитанию творческих кадров и зрительской аудитории. Художественная культура характеризуется сложностью и многоплановостью. В ней на равных уживаются разные по своей сути духовные ценности, жанры, стили, направления.

2. Организация любительского хореографического творчества (на примере Центра современного танца Smart Dance)

2.1 Становление и развитие любительского хореографического творчества

Любительское творчество — это уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг — это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. [39]Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. [13, с.13]

С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о «прекрасном» — это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказываются могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем. [42, с.5]

Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. Существовали кружки любителей музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, но, как показывает история, в первоначальном своем виде они существовали недолго, достаточно быстро кружки модернизировались, сливались друг с другом и принимали новые формы. [18, с.33]

В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования «нового человека» — строителя коммунизма, обусловила поиск новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе «коммунистических идеалов». На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих, прежде всего, своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство — театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 — им. Н.К. Крупской), а в 1958 — Центральный дом народного творчества (ЦДНТ).

В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

Советская власть создала все условия для развития народного творчества. Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства СССР. Одной из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность [11, с.3] В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участниками в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. «Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности — яркое свидетельство успехов в этой области». [11, с.4] С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры — оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность, в том числе хореографическая, продолжает жить и сегодня. Главными задачами современной самодеятельности являются:

1) организация досуга;

2) эстетическое формирование личности;

3) творческое развитие личности;

4) духовное развитие;

5) участие в общегородских праздниках и массовых гуляний. Специфическими признаками самодеятельного творчества являются:

1) добровольность;

2) организованность;

3) отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности;

4) более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности;

5) безвозмездность и др.

Фундаментальной отличительной чертой любительского творчества является совокупность ее специфических функций, которые следует выводить из функций досуга и функций художественной культуры:

1)воспитательная;

2) рекреационная;

3) компенсаторная;

4) гедонистическая [28, с. 36].

Художественная (включая в себя хореографическую) самодеятельность является не только школой мастерства, но и школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны. [5, с.33]

Также она играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. [17, с.32] Формирование активной, духовно богатой личности — цель самодеятельного театра. Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. [19, с. 78]

Коллектив художественной (в т.ч. хореографической) самодеятельности — это творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.

Можно заметить, что любительское творчество повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Однако, несмотря на то, что существуют теоретически обоснованные признаки и характеристики любительского творчества, при практической организации условий, необходимых для успешного функционирования художественной деятельности как социально-культурного и социально-педагогического явления, сегодня они зачастую не учитываются.

Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий специалист по вопросам теории любительского художественного творчества, в своей работе «Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление» рассматривает основные критерии, по которым на практике оценивается эффективность художественной самодеятельности:

1) количество участников организованных коллективов художественной самодеятельности;

2) количество организованных коллективов (кружков художественной самодеятельности);

3) количество концертов, спектаклей и других публичных выступлений организованных коллективов;

4) численность «обслуженных» или «охваченных» выступлениями художественной самодеятельности.[36, с. 169]

Автор утверждает, что подобного рода критерии препятствуют развитию художественной самодеятельности.

Помимо этого, крайне неприемлемой является и оценка любительского творчества по критериям профессионального творчества. Достижение высокого профессионального уровня исполнения не должно быть самоцелью (доминирующим стимулом) деятельности любительских коллективов.

Анализ состояния современного танца в Беларуси показал, что среди различных направлений и жанров хореографического искусства, наиболее распространенными, востребованными и развивающимися на сегодняшний день являются модерн, джаз, хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельное направление, развивающееся в рамках хип-хоп культуры. [48]

На сегодняшний день в РБ значительную роль в обучении искусству танца на начальном уровне хореографической подготовки, творческом развитии и самореализации личности играют школы искусства, хореографические школы, любительские хореографические коллективы и студии танца, активно развивающиеся и функционирующие на сегодняшний день. Согласно данным на 2002г. в стране насчитывалось 2540 любительских хореографических коллективов, среди которых 101 коллектив имел звание «народный» и «образцовый»[23,с.135]. Анализ состояния современного любительского хореографического искусства выявил активное открытие множества частных школ, студий современного танца, подтверждая стремительное развитие современной хореографии, представленной различными танцевальными направлениями (модерн, джаз, хип-хоп танец, брейк-данс и др.), являющейся наиболее востребованной на сегодняшний день.

Таким образом, любительское творчество — это уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры.

Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства должна осуществляться с учетом тенденций и изменений, происходящих в их будущей профессиональной деятельности, гибко реагируя на новые требования и запросы общества. Активное развитие различных направлений современного танца, обусловливающее спрос на специалистов-хореографов, владеющих знаниями и методикой обучения модерн, джаз, хип-хоп танцу, детерминирует необходимость внесения соответствующих изменений в процесс обучения как профессионального учебного заведения, так и любого самодеятельного коллектива.

2.2 Характеристика и анализ деятельности коммерческой организации — Центра современного танца Smart Dance

Центр современного танца Smart Dance работает с 2008 года. За прошедший период заметна прогрессирующая положительная динамика развития организации.

Главной целью Центра является привнести в жизнь учеников танцевальное искусство, оказать позитивное влияние на жизнь танцоров независимо от их возраста и способностей.

Цель обучения в Smart Dance — это получение основных знаний и практических навыков хореографического искусства в современных направлениях хореографии.

Предлагается только качественное обучение во всевозможных танцевальных дисциплинах. Для удобства восприятия, а также с целью некоего упорядочения стилей современной хореографии, организаторы центра современного танца Smart Dance разделили хореографические направления, преподаваемые в центре на 3 вида:

1) от классики до модерна;

2) street dance (уличная и клубная культура);

3) фитнес.

Обучение проводится по учебной программе, утвержденной министерством образования РБ. Она основывается на базе школ современного танца свободной пластики, техниках модерн (контемпорари дэнс), джаза, гимнастики, акробатики, актёрского мастерства и рассчитана на 4 года обучения.

На первом году обучения осуществляется:

  • первоначальное знакомство с определенным направлением танца (на выбор учащегося) как видом искусства;
  • овладение элементами музыкальной грамоты;
  • изучение базовых элементов и движений определенного направления танца (на выбор учащегося).

На втором году обучения осуществляется:

  • исполнение танцевальных комбинаций различных стилей определенного вида танца;
  • развитие гимнастической подготовки учащихся;
  • изучение основ вращений, слайдов, глайдов и других движений, требующих первоначальной стилевой подготовки;
  • работа по развитию творческих способностей учащихся.

На третьем году обучения осуществляется:

  • исполнение этюдов в различных хореографических стилях выбранного направления танца;
  • разучивание номеров для концертного исполнения;
  • развитие музыкальных, танцевальных и художественных способностей (актёрское мастерство);
  • освоение сложных вращений;
  • освоение простейших акробатических трюков.

На четвертом году обучения осуществляется:

  • изучение и освоение концертных номеров репертуара направления;
  • освоение сложных технических и пластических хореографических элементов этого направления танца;
  • усовершенствование техники исполнения;
  • освоение сложных гимнастических и акробатических элементов, использование их в концертных номерах;
  • использование приобретённых навыков в постановочной работе.

Формой промежуточной аттестации являются академические концерты, контрольные уроки, открытые уроки, концертные выступления.

Основными задачами Центра современного танца Smart Dance являются:

1) следование передовым исследованиям в формах танцевального искусства;

2) помощь учащимся раскрыть свой потенциал и поверить в себя;

3) при желании учащегося помочь начать карьеру в танце.

Далее проведем сравнительный анализ деятельности Центра современного танца Smart Dance, за последние 3 года (2010-2012 гг.).

Таблица 1. Динамика экономического развития Центра Smart Dance

Развитие Центра

2010

2011 г

2012

1

Количество филиалов Центра

2 филиала

4 филиала

5 филиалов

2

Количество групп занимающихся

14 групп

27 групп

43 группы

3

Общее количество занимающихся

210 человек

405 человек

645 человек

4

Площади арендованных помещений

87 кв. м.

208 кв. м.

297 кв. м.

В среднем в каждой группе занимаются от 10 до 15 человек. Если группа не заполнена, то набор продолжается до полной комплектации группы занимающихся.

Занятия проходят в больших светлых хореографических залах (каждый от 40 до150 кв. м.), полностью оборудованных для занятий хореографией: паркетный пол, зеркала, хореографический станок, превосходная аудио- и видео-система.