Мировая художественная культура как предмет вузовского и школьного образования

Курсовая работа

Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманизация современного образования. В ходе этой работы началось введение дисциплин культурологического цикла в качестве обязательных. Эти дисциплины должны обеспечить переориентацию образования на гуманистические потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Культурологическая подготовка должна и дает возможность готовить молодежь к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур; преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм по отношению к мировой культуре.

В процессе изучения предметов культурологического цикла предполагается целенаправленное самостоятельное формирование культурных ориентаций и установок личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и нравственно-эстетических рефлексиях, а именно того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания как элементы целостной общественной культуры, содержащие творческую конструктивную направленность.

Художественному образованию и воспитанию, методике преподавания предметов художественно-эстетического цикла посвящены работы Д. Кардовского, Е. Кондахчана, А. Соловьева, В. Фаворского, Ф. Юона и других. Новые подходы в области художественного образования разработаны А. Мелик-Пашаев, Б. Неменский, Б. Юсов.

Методику обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла продолжают совершенствовать Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие.Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров художественно эстетического профиля раскрыты в работах А. Антоновича, Г. Беды, Н. Боголюбова, В. Кузина, А. Пучкова, М. Ростовцева, А. Хворостова, Е. Шорохова, Т. Шпикаловои.

Объектом исследования является процесс обучения культурологическим дисциплинам.

Предмет исследования — мировая художественная культура как предмет вузовского и школьного образования.

51 стр., 25203 слов

Содержание уроков технологии как средства совершенствования эстетической ...

... работы - показать, что занятия декоративно-прикладным искусством не только формируют эстетический ... личность. Чтобы изменить и сделать мир прекраснее, нужно уметь и творить. Поэтому развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей образования. ... способностей на уроках технологии. Декоративное искусство прошло ... труду, к выбору профессии. Народное декоративно-прикладное искусство ...

Целью курсовой работы является исследование системы методов обучения культурологических дисциплин и определение места мировой художественной культуры в вузовском и школьном образовании.

Для достижения цели решались следующие задачи исследования :

  1. Изучить методико-теоретические аспекты преподавания предмета «Мировая художественная культура»

  2. Определить культурологические аспекты преподавания дисциплины «Мировая художественная культура»

  3. Проанализировать основные направления повышнению эффективности преподавания предмета «Мировая художественная культура»

Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовался теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и учебно-методической литературы.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1.1. Особенности преподавания предмета «Мировая художественная культура»

Настоящее выдвигает новые требования к научной компетентности специалиста, который должен не только получить знания, а уметь самостоятельно овладеть эмпирический и научным фактажом, сознательно ориентируясь во множестве информационного пространства. Культурологическая направленность учебно-воспитательного процесса является одним из ведущих принципов образования, что позволяет не только углубить знания, но и обогатить этнокультурное пространство студента, ориентируя его на самостоятельное овладение мировоззренческими парадигмами [22].

Необходимость изменения парадигмы образования приводит к изучению культурно-исторического опыта человечества и тем самым выходит на новый уровень осознания своего существования, своей судьбы, места культуры как социальной памяти человечества, формирует механизмы его существования.

В системе образования возникают вопросы формирования модели «культурного человека» настоящего, что становится возможным благодаря изменениям в технологии обучения, ориентации на углубление ассоциативного, образного мышления студента, расширение его интеллектуальных потенций. Такой процесс приведет к существенным изменениям не только в структуре образования, но и самой образовательной деятельности, приобретя новационные тенденции в организации учебного процесса и, в частности, обеспечение культурологического аспекта в преподавании такого курса, как «Мировая художественная культура» [17].

Раскрытие содержания учебного курса «Мировая художественная культура» в культурологическом аспекте необходимо прежде всего потому, что теоретическая культурология помогает демонстрировать сущностное проявление отдельных процессов в рамках сложной системной взаимосвязи феноменов культуры. К тому же культурология способна создать методы и схемы, с помощью которых анализируются культурные процессы, определить тот круг вопросов, что в совокупности определяют сам предмет, указывая путь междисциплинарной интеграции и взаимодействия его составляющих [9].

34 стр., 16581 слов

Методика использования инновационных технологий в преподавании ...

... технологии. Предмет исследования - практика применения инновационных педагогических технологий. Цель данной работы состоит в выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании в средней школе мировой художественной культуры. Задачи работы сводятся ...

В системе образования четко прослеживается культурологический подход в широком смысле, то есть постижение умения разносторонне воспринимать и осознавать факты и явления культуры, формировать целостный взгляд на современность, синтезировать полученные знания и уметь эксплицировать их на социально-культурные процессы, изменяя ракурс их восприятия. Процесс формирования именно таких умений направлен на овладение общими основами культурологического знания, что проявляется в различных видах профессионально-педагогической деятельности.

Общие вопросы реализации культурологического подхода в педагогическом процессе, его роль в развитии теории и практики обучения рассматривались в трудах многих педагогов-культурологов [11].

Роль культурологической подготовки как важного средства формирования профессионального мышления, овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, методологические и теоретические проблемы культурологической подготовки специалиста, базовые принципы построения культурологических дисциплин в высшей школе обсуждались в работах педагогов новаторов (Б. Гершунский, Е. Бляхер, М. Левченко, М. Резниченко и др.) [4, 8], основательные разработки которых позволяют не только реализовать культурологический потенциал учебных дисциплин, но и заложить основы интеграции на межпредметном уровне, что позволит выйти за пределы узкопрофильной подготовки будущего специалиста-педагога.

Априори выясняется тот факт, что становление культурологии как научной дисциплины и выделения методологии самого предмета происходило в недрах философской мысли, где культура осознавалась как уникальный феномен. Отечественные школы истории культуры и современное состояние историко-культурных исследований представлены в теоретических трудах многих ученых, в частности, А. Библера, А. Гуревича, Н. Конрада, Д. Лихачева, Ю. Лотмана. Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические труды по проблемам духовной жизни общества, разработки «технологической» (С. Маркарян), «аксиологической» (Н. Чавчавадзе), «деятельностной» (М. Каган, В. Давидович), «ценностной» (Л. Коган) и других концепций культуры, в соответствии с которыми понимание таких феноменов, как сознание, религия, политика, мораль, право, приобретает формы ценностного сознания культуры [8].

Все это привело к формулировке подходов к культурологии как фундаментальной научной дисциплине, определению ее границ и место в системе человеческих знаний.

Многоуровневая структура культурологического знания с основательной разработанностью концептуальных подходов ее изучения являются основой в разработке культурологического направления в преподавании учебного предмета высшей школы «Мировая художественная культура» (МХК).

12 стр., 5672 слов

Сочинение харьковский художественный музей

... художественную галерею. В начале 1940-х годов Харьковский исторический музей стал одним из крупнейших в УССР, его собрания насчитывали более 100 тысяч предметов. ... то переоценить культурологическую и историческую значимость этого музея достаточно сложно. Идея создания Музея театральных кукол ... своём роде на постсоветском пространстве музей отражает сексуальные культуры двенадцати стран мира. В ...

Учебный предмет «Художественная культура», формируя эстетическое отношение учеников к искусству, вместе с другими предметами культурологического цикла призван формировать высокую духовность современного молодого человека. Сегодня актуально звучит утверждение, что «в настоящее время наблюдается неразвитость эмоционально-чувственной сферы, низкий уровень эстетической культуры школьников, отсутствие подлинной духовности с одновременным преобладанием одностороннего и упрощенного отношения к искусству как к развлечению, что приводит к снижению морально-эстетических критериев личности» [15].

Актуальным остается и поиск конкретных путей профессиональной деятельности преподавателя художественной культуры, направленной на привлечение учащихся к содержательному диалогу с лучшими памятниками, созданными человеческой цивилизацией, на обогащение эмоционально-эстетического опыта [17].

Мировая художественная культура (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры. В начальной школе нередко имеет название Введение в искусство (гуманитарное образование).

Автором и инициатором создания предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы [20].

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.

К середине 80-х годов был опубликован ряд трудов Л. М. Предтеченской, посвященных различным методическим аспектам преподавания мировой художественной культуры в школе [17, 18, 19] . И в 1988 году этот курс Решением Коллегии Министерства Просвещения РСФСР получил статус обязательного учебного предмета в старших классах общеобразовательной школы [20] .

Результатом работы НИИ школ Министерства Просвещения РСФСР стала программа по мировой художественной культуре, разработанная под научным руководством академика АПН СССР, доктора искусствоведения Д. Б. Кабалевского. Объяснительная записка к программе отмечает, что принципы ее построения, содержание и методическая система преподавания нацелены на использование «силы воздействия различных искусств в их комплексе для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, эстетической воспитанности, составляющих основу мировоззрения и жизненной позиции» [11] . Эта программа, рассчитанная на один час в неделю на протяжении трех лет обучения (восьмой, девятый и десятый классы), предусматривает знакомство учащихся лишь с творчеством крупнейших деятелей классического и современного искусства.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ; Предмет: ... «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное количество ...

Необходимо сказать и о предложенных Л. М. Предтеченской методах обучения старшеклассников, в числе которых «метод художественно-педагогической драматургии, игра как феномен культуры и ведущий метод преподавания искусства в школе, метод развития воображения как необходимого условия восприятия искусства, общения с ним» [20] .

С конца 90-х годов активно идет процесс разработки программ и учебно-методических комплектов по мировой художественной культуре. Появление в 2004 году Новых государственных стандартов школьного образования имело как определѐнные преимущества, так и очевидные «потери» в отношении изучения в старшей школе предмета «Мировая художественная культура». В качестве профильного учебного предмета мировая художественная культура представлена соответственно в художественно-эстетическом профиле.

Содержание основных образовательных программ включает знакомство с художественной культурой на всех этапах исторического развития человеческой цивилизации (Античность, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время и др.), раскрывает специфику культурного наследия народов стран Азии и Африки, Востока и Западной Европы, Северной Америки и др., дает представление обо всех видах искусства в процессе их эволюции (музыка, архитектура, живопись, изобразительное искусство и др.).

Особое внимание уделено отечественной художественной культуре, ее своеобразию и мировому значению, проблеме «культурного синтеза и культурного заимствования», «открытости современной русской культуры» [13] .

1.2. Культурологический аспект преподавания дисциплины «Мировая художественная культура»

Одной из главных проблем в методике курса МХК является сочетание эмоционального и рационального, образного и понятийного, идейно-теоретического и художественного способов постижения мира, что проявляется в специфике самого предмета.

Для решения проблемы надо обратиться к дисциплинам, которые позволят провести сравнительный анализ научного и художественного мышления, определить методологические и концептуальные основы культурологического знания, выявить взаимосвязь теории и методики прикладной культурологии, которая реализуется в учебном курсе «Мировая художественная культура».

Основными направлениями в таком подходе есть [21]:

— рассмотрение фундаментального и прикладного культурологического знания с точки зрения содержания задач учебного курса МХК;

— выделение взаимосвязи методологии прикладной культурологии с методиками его преподавания и обучения;

— изучение интегративности и полипредметности учебного курса МХК, что имеет сложную внутреннюю структуру, особый язык ассоциативного мышления и опирается на научный тип абстракции;

16 стр., 7541 слов

Рабочая тетрадь по «Мировой художественной культуре» ...

... применения. Объект исследования – комплексные рабочие тетради по мировой художественной культуре. Предмет исследования – потенциал возможностей использования рабочих тетрадей на уроках МХК. Для выполнения данной дипломной работы были использованы следующие методы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, письменный опрос, ...

— разработка учебных программ, технологии культурологической основы содержания дисциплины МХК с точки зрения современной теоретической культурологии и новаторских методик и технологий;

— проведение культурологического анализа содержания и методов учебного курса МХК с точки зрения современной теоретической культурологии с целью выявления концептуальных связей культурологии с прикладными учебными и воспитательными стратегиями и методиками [12].

Культурологическая методология является синтезом нескольких аналитических подходов:

генетического;

исторического;

структурно-функционального;

факторного;

моделирующего и др.

Кроме того, следует учитывать:

— системный характер рассматриваемых явлений и процессов, используя при этом исторический подход, проблемно-логический метод анализа, теоретического моделирования;

— принцип синхронно-диахронного рассмотрения художественных систем;

— использование цивилизационного подхода при типологизации культурных и художественных явлений;

— современный взгляд на мир с его принципами синергетики и тому подобное.

Художественная культура как целостное явлениеявляется динамической структурой с взаимодействующими формами художественного творчества, поэтому концептуальные методологические принципы учебного курса МХК следует рассматривать в контексте полипредметности его составляющих, учитывая художественно-эстетический подход, определяющий проблему теоретического и художественного синтеза. Свою производительность методология культурологии обнаружила при переходе из сферы теоретической в сферу практическую (пропедевтики), то есть принципов преподавания и изучения предмета МХК.

художественный образ, художественная картина

Процесс усвоения и осознания учебной дисциплины МХК достаточно сложный и должна строиться в соответствии с динамикой его внутренней структуры, что, по нашему мнению, имеет несколько этапов:

— овладение эмпирическим фактажем историко-художественных явлений и методами их анализа;

— типологическое изучение различных явлений художественной культуры с целью выявления стержневых, стилевых, эпохальных особенностей культурного явления;

— философско-теоретический анализ различных культур с позиций анализа закономерностей в художественном развитии человечества, проявления мировоззренческих ориентаций в развитии цивилизационных процессов и их духовного потенциала в формировании художественной картины мира.

16 стр., 7866 слов

ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

... или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку ...

Для реализации такого подхода необходимо использовать метод многоуровневого культурологического рассмотрения учебного материала и моделирования учебных методик и стратегий. Кроме того, есть смысл обратиться к трудам известных культурологов-теоретиков, в частности, М.С.Кагана, который, исследуя духовный смысл художественной культуры, отмечал особенности ее проявления в различных видах искусства, что не исключает различия между разными формами выражения восприятия. Виды искусства по-разному воплощают художественные образы, появляются и развиваются неравномерно, к тому же на каждом историко-культурном этапе их соотношение имеет разный характер, поэтому нельзя получить объективного представления о том или ином типе культуры, не открыв конкретной динамики «соотношения» сил различных искусств, не объяснив ее. Без включения в общий художественный контекст культуры каждого вида искусств невозможно объяснить особенность развития того или иного отдельного вида искусства, а это значит, что для изучения и преподавания МХК важно не только глубокое проникновение в историю культуры в целом, но и понимание внутренних процессов развития самого феномена культуры.

преподавателя-культуролога

Учитывая всю сложность и в определенной степени всеохватность тех знаний, которыми должен обладать будущий педагог-культуролог, наступила насущная необходимость выделить тот круг вопросов, которые являются ядром, основой будущего знания педагога-культуролога, чтобы профессионально, на уровне современных требований и новейших обучающих технологий преподавать такой, казалось бы, необъятный материал. Этот вопрос возникает и вследствие особенностей самого предмета, который своим ядром имеет теорию художественной культуры, что на сегодняшний еще не получила основательной разработки, хотя на протяжении последних десятилетий прошлого века эта проблема поднималась в трудах как культурологов-теоретиков, так и практиков-преподавателей [14].

теории художественной культуры,

Основательные разработки современных учебных программ по дисциплине «Мировая художественная культура» свидетельствуют о глубоком постижении культурологического пространства, получившем широкое освещение в различных вариантах авторских и коллективных работ, но спектр вопросов, что в них рассматриваются, имеет искусствоведческие ориентации в изложении материала. Есть смысл попробовать выйти за рамки эмпирического фактажа, обобщив накопленный опыт предшественников для определения круга вопросов, составляющих непосредственно ядро художественной культуры, сосредоточив внимание на таких категориях, как художественная картина мира, художественный образ, художественное творчество, художественное направление, художественный стиль, которые еще не получили должного теоретического обоснования в общей теории художественной культуры [16].

Именно знание основ теории, а не только истории художественной культуры, позволят на высоком профессиональном уровне преподавать курс МХК в высшей школе. К тому же программа курса должна наиболее полно дать представление не только о эпохах, художественных стилях и направлениях в развитии мировой художественной культуры, что довольно часто предлагается при изучении и приводит к узкому восприятию материала, а, прежде всего, дать представление о том, что представляет собой Художественная культура как учебная дисциплина, какие существуют критерии в ее изучении, какова ее структура и составляющие элементы и тому подобное.

32 стр., 15581 слов

Народная культура и искусство России

... их интерпретации по сравнению с невербальными видами искусства. Основные тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII в., выявленные на основании письменных ... живописца и графика, заслуженного деятеля искусств России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определивших характер историко-революционной ...

Получая именно такие знания, будущий педагог-культуролог не будет только следовать тем программам, которые потенциально в заложенном в них материале направляют на изучение как можно большего материала по различныму ряду из разных художественных произведений разных художественных эпох. При этом теряется целостность понимания самого предмета, его структуры и законов внутреннего существования. Такое распыление, взаимоподмена основ художественной культуры лишь частью выделенного из ее целого материала приводит к определенному нивелированию основами именно художественной культуры [7].

Поэтому необходимо четко определить основные критерии анализа этого предмета и дальнейшие его перспективы изучения.

Есть смысл признать приоритет культурологии и как многоуровневого по своей внутренней структуре знания, охватывающего как философско-культурологическое постижения действительности, культурологическое структурирования ценностей, так и предметную содержательность спектра проявлений культуры как явления. В связи с этим возникает насущная необходимость в научно методологическом определении ядра культурологи — культуры художественной, его внутренней целостности, взаимозависимостей между его составляющими, функциональной значимости. Такую взаимосвязь между культурологией и художественной культурой следует рассматривать в нескольких аспектах, в частности, культурология как наука позволит:

выявить сущность отдельных процессов, происходящих в пределах сложной иерархии взаимосвязи феноменов художественной культуры;

построить методики

определить

Такой подход позволит выделить статус самой дисциплины «Мировая художественная культура» в пределах именно культурологического знания. Построение внутренней структуры дисциплины МХК должно происходить в соответствии с принципом системности, который, по нашему мнению, непосредственно связан с принципом проблемности, реализация которого поможет рассмотрению различных художественных систем в их типологии с последующим построением ассоциативных связей.

Генетически художественная культура всегда была неотъемлемой составляющей культуры как таковой, не выделяясь из ее контекста, хотя дальнейшее развитие привело к дифференциации ее подсистем, механизмов, функций, что предоставило ей возможности приобрести собственную внутреннюю структуру, выделить как самостоятельные различные формы и механизмы художественного производства. Содержательная наполненность самого предмета художественной культуры требует выделения всей иерархии как фундаментального, так и прикладного культурологического знания с его внутренними связями, интегративным подходом к полипредметной сути, что находит выражение в сложном построении этого явления. Художественная культура будет рассмотрена уже не с позиций эмпирико-описательной истории культуры, что является прерогативой исторической области науки, а структурно-функциональных взаимозависимостей ее составляющих, то есть внутренней структуры такого явления, как культура художественная. Именно в таком плане главной задачей учебной дисциплины является формирование знаний о процессах, происходящих в духовном мире человека, художественной картине целостного образа мира.

30 стр., 14609 слов

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...

... дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи 1 Проблема развития художественных навыков у учащихся детских школ искусств ...

1.2. Методика преподавания художественной культуры в общеобразовательных учебных заведениях: современные приоритеты

Современная система образования уже не может довольствоваться пассивным запоминанием информации, поскольку ее объем такой большой и разнообразный, что неактивное, незаинтересованное сознание не может ее усваивать и практически применять в жизни. Поэтому успешное, эффективное обучение в XXI в. возможно только при условии создания мотивации к творческой активности — определяющего условия духовного, интеллектуального развития личности. Именно на это и направлена цель изучения художественной культуры.

Выбирая определенную систему методов, приемов, различных учебных ситуаций, преподаватель художественной культуры имеет целью прежде всего не усвоение учащимися конкретной информации, связанной с теорией и историей разных видов искусства, а формирование личностного отношения индивида к миру эстетических ценностей. Поэтому система профессионального обучения в педагогическом вузе предполагает наряду с теоретическим осмыслением студентами сущности учебно-воспитательного процесса усиления внимания к развитию практических умений выполнять профессиональные функции, к профессиональному развитию личности самого учителя.

Преподавание художественной культуры мотивирует учителя к постоянной работе, направленной на совершенствование своего педагогического мастерства, которая реализуется в эффективном руководстве учебным процессом, в высоком уровне технологичности в организации дидактического взаимодействия и предоставляет возможности достигать запланированных результатов в очень сжатые отведенные программой временные границы.

Как отрасль педагогического знания методика преподавания художественной культуры направляет свои усилия на совершенствование содержания, структуры и системы художественного образования учащихся в течение всех лет обучения на основе культурно-антропологического подхода, на поиск методов, приемов, видов учебной деятельности, целесообразных в контексте воспитания ценностного отношения к достижениям человечества.

Самая высокая педагогическая результативность в подготовке будущего преподавателя культурологических дисциплин, который пришел к выводу о личностной значимости именно антропологического измерения в своей деятельности, достигается при условии, когда освоение учебного материала курса происходит в двух плоскостях: теоретическом (на лекциях и семинарах) и практическом (в системе педагогических практик).

Современная методика преподавания художественной культуры ориентируется прежде всего на формы работы, способствующие всесторонней активизации познавательной деятельности и предоставляющие творческую направленность диалога школьников с достижениями художественной культуры. Методическая концепция организации дидактического взаимодействия с учащимися, выбранный для занятия иллюстративный материал призваны создать информационно-коммуникативное пространство, благоприятное для эмоционально окрашенного диалога, «в котором реализуются экзистенция художественного произведения, экзистенция ученика и экзистенция учителя: сочинение начинает свое вечно обновляемое существование [15].

Такой диалог является многовекторным, поскольку происходит не только с одноклассниками, с учителем, но и с внутренним «Я» личности, с самим художественным явлением.«Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе» [22] — эта мысль психолога может стать исходной для учителя, поскольку его сверхзадача — достичь высокого уровня такого диалога — духовного. Для педагога это вершина педагогического мастерства, на которую он поднимается в течение всей своей профессиональной жизни, стремясь передать свое понимание сокровищ художественной культуры человечества и заинтересовать учеников. Непросто коммуникацию на таком уровне сделать определяющей в своей работе со всеми учащимися, однако полное ее отсутствие свидетельствует о формальном, безразличном отношении педагога к работе, о неверии в свои способности, а это может привести к эмоциональному выгоранию.

Реагирование на действия учителя во время общения на занятии предполагает не только отражение полученных учащимися знаний, но и, конечно, анализ полученной информации, размышления над ней. Педагог должен быть ориентированным прежде всего на внутренний мир учеников, на личностные значимые смыслы, возникающие в сознании в процессе работы с новым материалом. Итак, важным содержанием гуманистического взаимодействия есть открытая система знаний и ценностных отношений, сложившихся в благоприятном коммуникативном пространстве. В этом смысле важна не внешняя эффектность методических приемов, созданных учебными ситуациями, а глубинное проникновение в сущность полученных знаний. Именно такой процесс и предоставляет возможности учащемуся сделать сугубо индивидуальное понимание необходимости для собственного духовного роста полученных на уроках художественной культуры знаний. А это происходит только при условии активного и заинтересованного участия учеников в интерпретации произведений искусства, во время которой ни одна высказанная мысль не будет воспринята ни учителем, ни коллегами как неправильная (речь идет, конечно, не о конкретном факте, который требует запоминания, а о индивидуальной рецепции произведения).

Мир культуры с его языком символов является тем средством воспитания, которое стимулирует личность к саморазвитию, духовному обогащению. Не понимая символики, человек не может адекватно воспринимать достижения культуры, вести внутренний диалог с произведением искусства, получать эстетическое наслаждение и сделать значимые для себя выводы. Понимание языка культуры и овладение им предоставляет способность к оценке и самооценке, к экзистенциальному выбору, к культурной самоидентификации. Поэтому на занятиях мировой художественной культуры должно больше внимания уделяться выяснению особенностей символического языка искусства, а не аккумулированию различных сведений. Объем информации стремительно растет, то есть знаниевый подход при изучении предметов культурологического цикла становится достаточно узким: сумма запечатленных в памяти определенных фактов, связанных с историей культуры, знакомство с художественными произведениями могут сочетаться с безразличием, отсутствием эмпатийного отношения к искусству.

Актуальным остается и эмпатийное понимание ученика педагогом, обращение к внутреннему, личностному миру современного молдодого человека: «… составляющая, обеспечивающая атмосферу самостоятельного (основанного на собственном опыте) обучения — это эмпатийное понимание. Когда учитель способен понять реакцию ученика, когда он чувствует, как ученик воспринимает процесс обучения, вероятность успешного обучения в таком случае значительно повышается» [15].

Именно такой подход к определению приоритетов в методике преподавания открывает путь к самореализации, самоактуализации, то есть к органическому воплощение в образовательном процессе учебного заведения функций культуры познавательной, информативной, мировоззренческой, коммуникативной, аксиологической, воспитательной.

Постижение символического языка искусства способствует глубинному пониманию художественного произведения, культурных смыслов явлений, которые рассматриваются, формированию убеждений, что является предпосылкой восхождения до самого высокого уровня коммуникации — духовного диалога.

Ориентируясь на особенности психолого-педагогического основы организации учебного взаимодействия на мировой художественной культуры, необходимо формирование у педагогов таких компетенций и качеств:

понимание основ истории и теории художественной культуры;

  • знание теоретико-методологических и методических аспектов художественно-эстетического образования;
  • понимание сущности профессионального педагогического общения как диалога и умение реализовать критерии диалогического взаимодействия на уроках художественной культуры, а также во время внеурочной деятельности;
  • осознание сущности психолого-педагогических требований к организации дидактического взаимодействия на уроках художественной культуры;

осознание особенностей возрастной психологии, а также психологии восприятия искусства;

  • осознание целесообразности применения определенных методов, учебных приемов в структуре уроков разных типов в соответствии с поставленной учебной, воспитательной и развивающей целью;
  • знание приемов организации интерсубъектного взаимодействия на различных этапах урока, умение самостоятельно и квалифицированно строить урок на основе принципов проблематизации содержания художественной культуры, художественно-педагогической драматургии, что интегрирует проблемное воспитание средствами искусства непосредственно в процесс изучения искусства;
  • готовность и способность формировать у учащихся ценностных приоритетов духовно богатой личности, осознающей органичность кросс-культурных связей высокой культуры и культуры повседневности;

знание методов искусствоведческого анализа произведений искусства;

  • способность осуществлять творческий подход к организации диалогического учебного процесса на уроках художественной культуры;

умение интерпретировать художественные произведения;

  • приобретение первичных умений использовать деятельностные методы в преподавании предмета с целью переориентации учащихся на самостоятельное и критическое использование полученных знаний и приобретенных умений в различных жизненных ситуациях;
  • организовывать художественно-педагогическое взаимодействие в различных формах диалога с произведениями искусства.

Считаем, что такие приоритеты в преподавании исследуемой дисциплины, определяют перспективы поиска психологически целесообразных и эффективных методических приемов, учебных ситуаций, которые будут создавать положительную мотивацию к работе. Ориентированность методики художественной культуры на формирование личностно значимых ценностей поможет учителям приобретать профессиональное мастерство, открывать новые векторы диалогического взаимодействия в процессе педагогической коммуникации.

2.2 Использование активных форм и методов обучения на уроках мировой художественной культуры

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Курс «Мировая художественная культура» для учеников-старшеклассников создает благоприятную почву для выполнения задач гуманитаризации. Указанный курс ориентирован не столько на то, чтобы дать ученикам конкретные знания по истории и теории искусства, сколько на то, чтобы сформировать позитивные отношения индивида с миром эстетических ценностей, способствовать формированию художественного вкуса, доказать, что мировая и отечественная художественная культура, шедевры которой создавались человечеством на протяжении веков, не является чем-то абстрактным, оторванным от практической деятельности современного человека.

Именно эти задачи призваны решить активные формы и методы урочной и внеурочной работы. Это, в первую очередь, нестандартные уроки: уроки в музее, уроки- спектакли, уроки в читальном зале и библиотеке. А также чрезвычайно эффективным является метод проектов.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, поскольку они формируют у учащихся устойчивый интерес к учебе, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, имеют эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Многолетний опыт работы педагогов подтвердил эффективность этих форм и методов.

Перед тем, как рассмотреть вышеуказанные активные формы, стоит акцентировать внимание на сквозном принципе самообразования, на который опираются эти формы. Самообразование — ведущий принцип, согласно которому основой учебного процесса является самостоятельная работа учащихся по расширению своего мировоззрения, развитию навыков учебно-воспитательной работы на основе комплексного освоения предметов гуманитарного цикла. Уже на стандартных уроках мировой художественной культуры учащиеся получают не только обязательные домашние задания, но и задания для реализации принципа самообразования. Выполняя эти задачи, дети достаточно свободные и имеют возможность для проявления творческой инициативы. Результаты самообразования оцениваются не столько по качеству оформления отчетного материала, столько по добросовестной работе, динамике роста творческих способностей, активности восприятия материала в широком культурологическом контексте и глубокой исторической перспективе. Именно во внедрении активных формах работы принцип самообразования является ведущим, связующим звеном.

На нестандартных уроках мировой художественной культуры в общеобразовательной школе ученики должны получать знания в нестандартной форме. Главным признаком таких уроков является продуктивная, творческая деятельность, самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной задачи, необычные условия работы, активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов, соревнований и других задач с элементами интереса учащихся (жизненные и фантастические ситуации, инсценировки, загадки, «расследование» и т.д.).

Нестандартные уроки имеют необычный замысел, организацию, методику проведения. Они больше нравятся ученикам, чем традиционные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Вводить в практику такие уроки желательно всем учителям, но превращать их в главную форму работы не желательно из-за больших затрат времени.

С середины 70-х годов в отечественной школе появилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учеников от познавательной деятельности педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала именно нестандартными уроками, которые имели целью активизацию и поддержание интереса учащихся к определенной учебной дисциплине. Проведение таких уроков свидетельствует о попытке педагогов выйти за пределы шаблона.

В последнее время детализируется типология нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Попробуем классифицировать наиболее часто нестандартные уроки, которые можно провести в рамках курса художественной культуры в 10-11 классах.

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, КВН, деловая игра, викторина, кроссворд и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общей практике: исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, открытие и т.д.

4. Уроки, которые напоминают формы общения: пресс-конференции, телепередача, телемост, репортаж, диалог «живая газета», устный журнал, регламентированная дискуссия и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок в музее, ученый совет, расследование и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка т.д.

7. Уроки, которые опираются на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-спектакль и т.д.

8. Интегрированные уроки

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и др.

урока в музее.

Таблица 1.

Отличительные особенности урока в музее по сравнению с уроком в школе

Проведение урока в музее не только активизирует учебный процесс, но и оставляет эмоциональный след, стимулирует творческую деятельность, компенсирует возможные недоработки в области гуманитарной подготовки учащихся.

Есть определенные трудности проведения уроков в музее. Например, дополнительного решения требуют именно такие организационные вопросы, как установление контакта с администрацией музея, составление школьного расписания с учетом необходимости раздела класса на подгруппы и затраты времени на дорогу.

уроки-спектакли.

Не может быть двух одинаковых уроков-спектаклей даже по одной и те же самой теме. Для каждого класса создается свой сценарий, где для всех учеников дифференцированно разрабатывается посильная роль. Например, урок-спектакль на тему «Эпоха Возрождения — эпоха гуманизма» может проводиться в различных формах: литературно музыкальная композиция при свечах в классе на фоне слайд-декораций, вечер сонетов, спектакль на сцене школьного зала и тому подобное.

Уроки в читальном зале

Здесь возможны высококвалифицированные, профессиональные консультации библиотечных работников. Вообще занятия самообразованием в месте, специально для этого созданном в атмосфере уважительного отношения к книгам, к материальным носителям духовной культуры — могут и должны стать у учащихся потребностью и привычкой.

Особенностями организации занятий мировой художественной культуры в читальном зале есть:

1. Обязательное регулярность этих занятий в специально назначенное время.

2. Скоординированность с уроками в музее.

3. Обработка одной общей темы учениками из разных первоисточников одновременно.

Уроки в библиотеке

Изменения, которые происходят в современном обществе, непосредственно касаются характера образовательного процесса. Объем информации, который проходит через средства массовой коммуникации, становится все больше разветвленным и насыщенным. Практически вся информация уже теперь приходит к человеку через средства массовой информации, которые могут быть широко использованы в современной школе. На современном этапе, традиционное представление материала такого комплексного и интегрированного курса, как «Мировая художественная культура» невозможно без углубления в атмосферу новых комъютерних информационных технологий.

Происходит интеграция курсов информатики, медиакультуры и мировой художественной культуры для овладения языком различных средств информации и технологий их использования. Такой подход (медиаобразование) дает возможность организации самостоятельной поисковой деятельности и активизации творческих способностей учащихся.

Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях; восприятие различной информации, ее понимание; осознание последствий ее воздействия на психику.

метод проектов.

Метод проектов пропагандирует отказ от авторитарности в обучении и поощрения личной инициативы учащихся, резко повышает мотивацию познавательно-продуктивной деятельности. Мотивация оказывается наиболее сильной, когда задаче придается практическая значимость (разработка экскурсии, написание сценария, создание видеофильма, фотостендов, издательского проекта и т.п.).

Можно выделить основные умения и навыки проектной деятельности в медиаобразовательном аспекте для учеников 10-11 классов.

1. Различать научную и художественную информацию.

2. Разрабатывать сценарии для театральных постановок, видеофильмов.

3. Проектировать экскурсии.

4. Оформлять информацию в виде фоторепортажа, буклетов, издательских макетов и др.

При защите конкретного проекта, в первую очередь, оценивается основной навык — самообразование, который направлен на самостоятельную (индивидуальную или коллективную) долговременную, целенаправленную, практически значимую работу.

Таким образом, важной проблемой является концепция комплексной, интегративной модели учебного процесса в высшей школе, что в состоянии достаточно полно реализовать потенциальные возможности курса МХК в аспекте раскрытия культурных ценностей различных историко-культурных временных границ, выделение особенностей того или иного культурного архетипа, построения идеальной модели «культурного человека» определенной эпохи, что определит приоритеты в формировании личности современности. В контексте проблематики находится и построение собственно технологии обучения, проявление в разных методиках, подходах и концепциях, конечной целью которых является не только процесс усвоения, но и творческого осознания и научного познания уже на уровне эвристически-поисковом, с учетом интеграции разных способов постижения знаний: научного, художественного, философского, предметного. Следует учитывать принцип детерминизма, нацеленность образовательного процесса на совершенствование, открытость инновационным процессам, практическим задачам более сложного уровня, освоение новых информационных систем в таком динамичном мире. Новые образовательные программы должны изменить парадигму образования, отойти от традиционных унификаций, ориентируясь на динамические мыслительные процессы, которые построены на нелинейной логике интеллектуального уровня развития личности, что соответствует современной картине мира.

«Мировая художественная культура» как учебный предмет способствует формированию у школьников основ художественного мышления, что позитивно сказывается в целом на развитии у молодѐжи способности думать, ставить и осознавать проблемы, находить пути их разрешения, осуществлять необходимые при этом действия и делать соответствующие выводы. Но, главное, потенциал мировой художественной культуры может в полной мере обеспечить и качественно новый уровень образования на старшей ступени общеобразовательной школы. И это проявит себя во взаимодействии учащихся с окружающим миром (социализации), согласованности между убеждениями и различными аспектами деятельности (воспитанности), сформированности у юношей и девушек истинно человеческих качеств: любви и доверия к людям, трудолюбия и самостоятельности, этических принципов, стремления к знаниям – творческого самообразования и саморазвития.

Специфика предмета МХК предусматривает применение не только традиционных методов обучения, что связано прежде всего с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание извне, а только самостоятельно. То есть проблемная мотивация является одной из форм условия методической организации учебного процесса, без чего невозможно эмоциональное сопереживание, которое обеспечивает распредмечивание форм художественной культуры, реализованных в шедеврах художественного творчества.

Особенностями активных форм обучения является разнообразие жизни школьников, формирование интереса к познавательному общению, к активизации школьной жизни, удовлетворению потребности учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Нестандартные уроки и метод проектов должны использоваться в работе каждого учителя, поскольку они активизируют учебный процесс, обогащают и разнообразят построение методической структуры урока.

  1. Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2011.

  2. Алексеева Л.Л. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. — № 2, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.

  3. Багновская Н. Культурология: Учеб. пособие / Н. Багновская ,; М-во образования РФ, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -297 с.

  4. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. — М., 1990.

  5. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании МХК. – М.: ООО «Фирма МХК» — 2001.

  6. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике общеобразовательных учреждений: Монография. – М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. – 235 с.

  7. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. — Л., 1980.

  8. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. -2-Е изд., Переработать. и доп .. -М .: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2000. -575 с.

  9. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. — 1983. — № 7. — С. 116-125.

  10. Методические рекомендации для преподавания МХК. Пособие для учителей. – М.: ООО «Фирма МХК», 2001.

  11. Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII — X (IX – XI) классов (с краткими методическими рекомендациями).

    – М.: НИИ школ, 1987. – 92 с.

  12. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII – X классы) (с краткими методическими рекомендациями).

    – М.: НИИ школ, 1983. – 144 с.

  13. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 446 с.

  14. Пешикова Л. В. Методика преподавания МХК. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  15. Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2009. — 1 часть статьи, 2 часть статьи

  16. Полищук Е. История культуры: Краткий справочник / Е. Полищук — М .: Рус. Центр духовной культуры, 2000. -181 с.

  17. Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 1984.

  18. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 1978. — С. 151—234.

  19. Предтеченская Л.М. Методические рекомендации для переподавания МХК / Л.Н. Предтеченская, Л.В.Пешикова. — М., 2001. — 150 с.

  20. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура – пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. – С. 3 -10.

  21. Рапацкая Л. А. МХК: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  22. Себар Т. В. Уроки МХК: Учебно – методическое пособие. – М.: Сфера, 2000.

  23. Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру / И.Химик. — М., «Просвещение», 1994. — 152 с.

  24. Хомич Л.А. Роль искусства в профессионально педагогической подготовке учителя // Искусство и образование. — 1998. — № 4. — С. 50-53.

  25. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л., 1983.