Педагогическое :»Государственные образовательные стандарты общего образования и предмет «Изобразительное искусство»

Эссе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема: «Государственные образовательные стандарты общего образования и предмет «Изобразительное искусство»

Выполнена:

Исаенковой Людмилой Владимировной,

учителем изобразительного искусства

МБОУ СОШ №18 г. Невинномысска

г. Невинномысск, 2015 г.

«Собственно все новаторство в мире состоит в одном: в новых условиях защищать вечное». Такое высказывание актера и режиссера Ролана Быкова полностью соответствует моему мировоззрению. На мой взгляд, эта линия прослеживается и в государственных стандартах общего образования.

В наш динамичный век, современный человек должен ориентироваться в постоянно возрастающем потоке поступающей к нему информации.

Искусство является мощным и эффективным средством связи. Оно издревле способствовало развитию взаимоотношений между странами, давало импульс к обмену достижениями, идеями, технологиями, материальными ценностями.

Одной из главных стратегических целей становится утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства.

Искусство предоставляет человеку возможность получать информацию не только об объективном мире, но и о субъективном восприятии этого мира художником.

В новых стандартах опыт творческой деятельности выходит на первый план и становится более разнообразным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно – прикладных и зрелищных искусств вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно — творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности. А мы знаем, что миссией новой системы образования является воспитание гражданина России, формирование ценностных ориентиров, нравственных систем, морально — этических норм у подрастающего поколения.

13 стр., 6043 слов

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН» «Деятельность немецкого Веркбунда

... деятели. Наиболее значимый этап деятельности немецкого Веркбунда пришелся на период с момента образования организации и вплоть до первой мировой войны. Хотя для истории искусства и, в частности, ... Морриса и Рескина, основная беда современного им искусства была в его механичности, фабричности, тогда как что может быть приятнее, чем труд, работа, которые позволяют человеку самореализоваться ...

Искусство — явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования лежат в области становления личностных характеристик выпускника: любящего свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и традиции; активно заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

С учетом общих требований стандартов для меня, как учителя изобразительного искусства, одной из главных задач становится формирование основ художественной культуры обучающихся, воспитание уважения к истории культуры нашего Отечества, выраженной в понимании красоты. Учить, не только видеть красоту, но и откликаться на красоту, творить красоту собственными руками. И многие наши дети умеют творить красоту.

Недаром Федор Михайлович Достоевский писал: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком».

По нормам образовательных стандартов обучающиеся должны приобрести опыт создания художественного образа в разных видах искусств: изобразительных (живописи, графики, скульптуре), декоративно — прикладных, в архитектуре и дизайне; приобрести опыт работы различными художественными материалами в разных техниках.

Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях.

Еще великий художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки».

Искусство всегда в поисках, меняются направления, формы. Но также мы знаем, что в наше время человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Мы, взрослые, должны отдавать себе отчет, какую духовную культуру мы несем детям, что смотрим сами, чем восхищаемся. Никакой пошлости нельзя поставить административный заслон. Приказом вкус не изменить. Можно только воспитанием.

Наблюдая за детьми, я могу сказать, что эмоциональное переживание дает толчок к размышлению. Сознание ученика формируется в гармонии с чувственными впечатлениями и переживаниями. Положительные и отрицательные эмоции осмысливаются и получают оценку, совпадающую с первоначальными эмоциями. В результате на постоянно совершенствующейся чувственной основе происходит становление сознания.

Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. Если у ученика сложились, хотя бы в самом общем виде представления о гуманизме, добре, красоте, тогда он сможет отделить положительное и отрицательное в области морали, идеологии, эстетики. Важно, возвышенное и низменное, прекрасное и уродливое, полезное и вредное не смешивалось в его сознании и поступках.

8 стр., 3593 слов

Красота души человека

... тему красота души понятия о красоте красоты (сочинение) Но если мы можем сказать, что у человека красивые глаза, красивая улыбка или красивые руки, то о каждом человеке можно сказать, что у него красивая душа? Красоту души ...

Известно, что глубокое восприятие произведений искусства и культуры зависит от уровня целостного развития личности. Человек должен уметь чувствовать красоту во всем: в природе, в вещах, создаваемых людьми, в человеческих отношениях, в самом себе. Ученика надо ставить в такие условия, чтобы он мог постигать жизнь в широком смысле слова.

Сейчас, нам необходимо сделать шаги к пониманию силы искусства в формировании нравственного, духовного здоровья общества. Это нельзя сделать, сдать, как экзамен. Путь самосовершенствования, самоорганизации трудный и долгий. Но, если, мы постепенно, постоянно, шаг за шагом будем входить в искусство, вдумчиво читать, смотреть, слушать; красота и гармония живого цветка, натюрморта на полотне, поэтической строки или мелодии флейты сделают добрее и мудрее каждого. Наша цель, как определил Б. М. Неменский: «Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, куда еще проще, воспитание человека духовно богатого».

Тысячу раз прав Федор Михайлович Достоевский, который писал: «Я всегда верил в силу гуманного, эстетического выраженного впечатления. Впечатления мало — помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека. А сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности». Я думаю, что это очень важно для современного творческого человека.

Из концепции стандартов образования нового поколения ясно видно, что прочное усвоение знаний учащихся возможно при условии готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала. А моя задача, как учителя изобразительного искусства, заставить мысль школьника работать, поддерживать, поощрять творческие проявления учащихся.

Исходя из государственных образовательных стандартов, мы приходим к выводу, что главная цель обучения — это формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Как говорил Е. И. Рерих: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

Использованные источники и литература:

— Выготский Л. С. «Психология искусства», Москва, 1989

— Статья: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (из материалов лекций)

— Источник из Интернета: «Крылатые выражения»,

— Источник из Интернета: «УГ: Главная Учительская Газета»,

37 стр., 18226 слов

Формирование экономической культуры учащихся

... экономической культуры на уроках технологии. Объектом исследования является: учащиеся 6-х классов Игринской средней школы №3. 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1 Экономическая культура как потребность социально-экономического развития современного общества., Любой человек, ...

— Источник из Интернета: «Образовательный портал»