Праздники и представления эпохи Возрождения

Контрольная работа

Исследование эпохи Возрождения

Возрождение — эпоха в истории культуры и искусства, отражающая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур.

Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания.

Этапы развития

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Особенности культуры Возрождения

Главная особенность Возрождения — целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения

Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Основными чертами культуры Возрождения являются:

  1. Антропоцентризм: В эпоху Возрождения произошло изменение взглядов на место человека в мире. Человек стал центром вселенной, его способности и потенциал были признаны бесконечными. Человек стал активным творцом своей судьбы и обладателем свободы воли. Это отразилось в искусстве, где герои и персонажи стали более реалистичными и человечными, а также в философии, где был акцентирован интерес к человеку и его возможностям.
  2. Гуманизм: Одной из ключевых черт культуры Возрождения является гуманизм. Гуманисты признавали исключительную ценность человеческой личности, ее способности к развитию, самореализации и достижению гармонии. Они активно изучали классическую литературу и философию, стремились к образованию и развитию своих способностей. Гуманизм проник во все сферы жизни, включая искусство, литературу, образование и политику.
  3. Модификация средневековой христианской традиции: Возрождение привнесло изменения в религиозную сферу. Хотя христианство оставалось важной частью жизни людей, его традиции и верования были модифицированы. Начало эпохи Возрождения совпало с началом Реформации, которая критически относилась к римско-католической церкви.

    8 стр., 3807 слов

    Глава 18 искусство в жизни хейзинга

    ... руины. Игровой элемент римской культуры отчётливо выявляется, наконец, в формах литературы и искусства. Литературу отличают высокопарный панегеризм и выхолощенная риторика. В изобразительном искусстве - поверхностная декоративность, ... системы воплощения мира в образах - пастораль и рыцарство - к новой жизни, а именно к жизни в литературе и в празднике. С понятием гуманизма мы обычно связываем ...

    Это привело к возникновению новых религиозных течений и направлений мысли.

  4. Отношение к античности: Возрождение характеризовалось оживлением интереса к античной культуре и философии. Переводы античных текстов на латынь и их изучение привели к распространению античных идей и ценностей. Античные памятники искусства стали источником вдохновения для художников и архитекторов, их формы и стили были воссозданы в произведениях искусства Возрождения.
  5. Новое отношение к миру: Возрождение принесло изменение в отношении к миру и его изучению. Наблюдение, опыт и научные исследования стали важными инструментами познания мира. Человек стал стремиться к пониманию природы, ее законов и механизмов. Это привело к научному прогрессу и открытиям в различных областях науки.

Названные черты тесно связаны друг с другом и определяют особенности культуры и искусства эпохи Возрождения. Изучение их взаимосвязи и влияния на развитие общества и культуры является целью данной работы.

Цивилизационные изменения и разрушение религиозно-мистического сознания привели к реорганизации литературного и мыслительного пространства в эпоху Ренессанса. В одних случаях это проявлялось в пересмотре ценностных ориентаций общества, в других — в создании новых научных и художественных форм.

Культура Ренессанса посвящала жизнь человека земной цели, а не божественной, что становится ключевым пунктом отсутствия взаймодействия с Богом в средневековой традиции. Эту мысль можно проследить в творчестве Микеланджело, где любовь к человеку и миру слились в одно целое. Важность человека в мироздании была главным аспектом антропоцентризма.

Под влиянием классической греческой философии произошёл ренессанс античных учений. Вновь в центр внимания пришли аристотелизм и платонизм, стоицизм и эпикурейство. Они fueron interpretados de nueva manera, tomando en cuenta los nuevos contextos culturales e históricos.

Таким образом, эти элемeнты внесли значительный вклад в революцию восприятия культуры в эпоху Возрождения и стали провокаторами новых форм мышления. Неостановимый творческий потенциал этого времени привёл к созданию целого ряда научно-технических и художественных открытий, которые легли в основу развития западной культуры.

Культурное значение итальянского Возрождения

Итальянское Возрождение, которое простирается с XV по XVI век, является периодом, когда культурная традиция, отвечающая определенным чертам, прослеживается наиболее ярко. Раннее Возрождение, или кватроченто, относится к XV веку, а высокое Возрождение, или чинквеченто, к XVI веку. Это время стало эпохой расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также явилось периодом, предшествующим ее кризису.

13 стр., 6436 слов

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. ...

... и возрождения человека в романе «Преступление и наказание»» Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я ... совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям. Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание Тема падения и ...

В ходе итальянского Возрождения были созданы и представлены миру многие выдающиеся личности. Среди них поэт Данте Алигьери, живописец Джотто да Бондоне, поэт и гуманист Франческо Петрарка, поэт, писатель и гуманист Джованни Бокаччо, архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, гуманист и писатель Лоренцо Валла, гуманист и писатель Пико делла Мирандола, философ и гуманист Марсилио Фичино, живописец Сандро Боттичелли, живописец, ученый Леонардо да Винчи, живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти, живописец Рафаэль Санти и многие другие.

Одной из ключевых черт итальянского Возрождения была четкая ориентация на человека. Это связано с несколькими факторами, включая социально-экономические изменения, особенно развитие товарно-денежного хозяйства. Городская культура также сыграла важную роль в процессе самоутверждения человека. Города были центрами мастеров, которые покинули крестьянское хозяйство и полностью полагались на свои ремесла для проживания. Именно среди таких людей могла сформироваться идея о независимом человеке.

Роль Италии в развитии торговли в средние века была значительной. Города Италии, такие как Флоренция и Венеция, играли важную роль в сети торговых путей, соединяющих Восток и Запад. Флоренция славилась суконным производством, привлекая торговцев из различных городов. Разнообразные ремесла процветали во многих городах Италии, что способствовало их экономическому развитию.

Стремление связать различные торговые пути и получить выгоду от перепродажи товаров на Западе было основной целью маленьких городов Италии. По словам историка Фернана Броделя, активность итальянских городов пробудила региональную экономику и стимулировала торговый взлет.

Также стоит отметить, что крестовые походы ускорили торговый взлет христианского мира и принесли выгоду Венеции, особенно после IV крестового похода, завершившегося разграблением Константинополя. Это событие обеспечило Венеции геополитическое преимущество и стимулировало развитие торговли с Востоком.

Таким образом, участие итальянских городов в торговле, их стремление к получению выгоды от торговли с различными регионами и активное участие в торговых операциях способствовали экономическому развитию Италии в средние века.

Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая, конечно же, была прерогативой верхов общества. Несмотря на формирование в XIV-XVI вв. нового менталитета, «во всех проявлениях жизни царила, хотя расшатанная, католическая церковность»[4].

18 стр., 8857 слов

Возрождение в Италии

... средневековья и начало новой эры. Термин "Возрождение" был введен итальянскими гуманистами, такими как Джорджо Вазари, и позднее стал ... пять крупных государств и еще меньше городов-государств.Изучение эпохи Возрождения в Италии позволяет нам понять, почему страна стала ... Возрождение. Раннее Возрождение, или Кватроченто, включало в себя период с конца XIV века по первую половину XV века, охватывая работы ...

Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников Возрождения становились учения Платона и Плотина? Почему античное (в большей мере греческое) пространственное искусство так притягивало внимание художников? Новое мироощущение человека, определенный, возможно, наивный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре обосновании, чем и выступила классическая древность. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», — писал русский историк И. Кареев[5].

Из философских учений античности, прежде всего, платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возрожденцев. Причины этого блестяще раскрыты А.Ф. Лосев[6].

Неоплатонизм, истолкованный средневековыми мыслителями, был знаком возрожденцам. Ренессанс очистил его от догматического средневекового влияния, равно как переосмыслил и античное содержание.

Лосев выделяет в истории культуры три типа неоплатонизма:

  • первый, собственно античный — космологический,
  • второй, средневековый — теологический,
  • третий, возрожденческий — антропоцентрический.

История неоплатонизма свидетельствует о его эволюции и адаптации к различным космологическим и антропологическим концепциям. Античный неоплатонизм перерабатывал учения Платона, интерпретировал учение Аристотеля о Нусе и дополнил их собственными концепциями. Основой средневекового неоплатонизма была теория абсолютной личности, в то время как антропологический возрожденческий неоплатонизм уделял внимание универсальной и самостоятельной личности. Эволюция неоплатонизма отразилась и на мировоззренческих задачах, поставленных перед человеком.

В эпоху Возрождения особое внимание уделялось визуальному восприятию, что нашло отражение в расцвете живописи и других пространственных искусств. Художники, обладая пространственными закономерностями, считались ближе к познанию божественной красоты, что отчетливо выражалось в искусстве эпохи Возрождения.

Таким образом, неоплатонизм продолжает оставать актуальным для понимания истории космологических и антропологических концепций, а также для анализа мировоззренческих тенденций в различные исторические периоды.