Возникновение и виды хореографического искусства

Курсовая работа

Хореография: искусство создания выразительных движений

Понятие хореографии охватывает различные виды танцевального искусства, в которых художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец».

Хореография — целая система специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью которого создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.

Специфика хореографии

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.

Хореографическое искусство в жизни людей

Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Хореография нужна людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Хореографическое искусство — богатейшая сокровищница народного творчества, имеющая многовековую историю развития. Танец в той или иной форме существует с незапамятных времен, и даже первобытные люди владели искусством танца, демонстрируя свои способности ритуальными танцами у костра.

Введение

Жители разных стран совершенно по-разному относятся к танцам, поскольку у каждого народа есть свои обычаи и традиции. Поэтому неудивительно, что в каждой стране существует свой танец, который максимально точно передает темперамент, культуру и настроение нации.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Занятие танцами в первую очередь приносило и приносит людям удовольствие. На фоне этого в древности обычные танцы стали называть «бытовыми». Тогда к качеству исполнения не предъявлялось никаких требований, не было специальных школ и комиссий по отбору участников. Но стечением времени танец стал больше, чем просто выражение благодарности людей высшим силам за дары природы. Поэтому сегодня танец является настоящим искусством общения исполнителя и зрителя посредством языка тела.

19 стр., 9067 слов

Исторический процесс формирования классического танца

... исследование:, Предмет исследования:, Структура работы:, Теоретическая основа:, Глава 1. История появления классического танца Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой ... сформировался классический академический балет. Цель работы: Задачи: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) определить влияние классического танца на развитие детей дошкольного ...

Актуальность исследования бесспорна, так как танец является способом выражения эмоций человека, попыткой человеческих существ найти гармонию с природой и между собой. Танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей.

Объектом исследования данной курсовой работы является хореографическое искусство.

Предметом исследования данной курсовой работы является история возникновения и виды хореографического искусства.

Цель исследования заключается в изучении происхождения хореографического искусства и его видов.

Цель работы предполагает выполнение следующих задач:

  • определение теоретических аспектов изучения происхождения хореографического искусства;
  • характеристика основных видов хореографического искусства.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ и исследования литературных источников, работ выдающихся отечественных и зарубежных хореографов; метод анализа и синтеза обработанной информации, метод обобщения и систематизации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из: вступления, двух разделов, заключения, приложений, списка использованной литературы (26 наименований).

Общий объем курсовой работы — страниц.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИИ

История хореографии связана с историей танца. Танец возник еще в древности, и хотя его первобытные формы не сохранились до наших дней, мы имеем сведения о них из разных источников. Например, на стенах египетских храмов можно увидеть изображения танцовщиц в живописных костюмах, танцующих перед богами [3, c.152-154]. Развитие хореографии в Европе происходило в средние века. Организованный танцевальный коллектив появился в начале XVI века во Франции и получил название «балет». В сквозной истории развития танца к важным историческим этапам относят:

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ

Современные тенденции в исследовании хореографии связаны с детальным изучением философии, эстетики и хореографического языка танца. Это помогает нам лучше понимать и интерпретировать танцевальное искусство. Одни из основных вопросов, которые исследуются, включают:

  • Роль хореографии в культуре и обществе.
  • Влияние духовных и философских учений на развитие хореографии.
  • Эволюция хореографического метода и техники.

Исследование этих вопросов позволяет нам расширить наше понимание и восприятие танцевального искусства, и увидеть его в контексте культурных, исторических и философских тенденций.

Теории происхождения танца

С ростом интереса к исследованию феномена танца в различных областях науки, включая культурологию, историю, психологию, археологию и философию, становится понятным сближение хореографии с другими видами искусства, а также ее распространение в различные сферы жизни человека. Чтобы полноценно понять суть танца, важно обратить внимание не только на его теоретические аспекты, но и на историю его развития и момент возникновения. Как самостоятельное искусство, танец сформировался в XV-VI веках и был представлен классическим балетом.

11 стр., 5495 слов

Исследования «История русского балета»

... по теме исследования. Структура реферата . Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА Балет как искусство. История происхождения Балет, ...

В академической литературе долгое время существовало представление о ритуально-обрядовом характере потребностей первобытного человека и мотивации его деятельности (Э. Тэйлор, Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль).

Здесь и танцевальная активность интерпретировалась как результат культовых церемоний и магических мистерий. А. В. Амашукели в своей статье «Эстетика танца» приводит несколько концепций происхождения танца: теологическую, космологическую, природную, социологическую, биологическую, психологическую. [1, с 12]

Исторические концепции происхождения танца

Философское исследование Л. П. Мориной утверждает, что танец возник в мифе и сохраняет связь с ним на протяжении всей своей истории. В советский период была распространена идея трудовой концепции, согласно которой древние формы танца и ритмизированной пантомимы зародились в процессе практической трудовой деятельности народа.

Некоторые теоретики классического танца утверждали, что изначально искусство танца родилось из королевского поклонного обряда. Т. Устинова начинает повествовать историю русского народного танца с дохристианского периода, описывая традицию хороводов и игр в кругу.

Игровую концепцию (Хейзинга), то есть рождение танца из игры, разделяют многие практики и теоретики хореографии, а также искусствоведы. В процессе реконструкции архаических культур возникла гипотеза о древнем языке жестов, названном Н. Я. Марром «кинетической» речью.

Танец как архаическая форма искусства

Танец является одной из наиболее архаических форм искусства, сопровождающей человечество на протяжении многих веков. Представляя выражение культурных традиций и идентичности различных народов, он играет важную роль в истории искусства. Исследования Н. В. Каневской подтверждают важность танца в межличностной коммуникации, связывая его с телесным языком и невербальной коммуникацией.

Роль танца в истории искусства

Существовали идеи, утверждающие, что танец является беспричинным и лишенным смысла. Однако, М. Габович указывает на то, что танец имел свою цель и значимость в истории искусства. Балет, например, придал танцу определенную цель и стал формой искусства, которая сочетает движение, музыку и драматургию. Таким образом, танец не является беспричинным, а имеет свою роль и значение в культуре и искусстве.

Многообразие концепций происхождения танца

Концепции происхождения танца представлены в истории познания различными научными подходами и теориями. Каждая из этих концепций пытается объяснить появление танца через один фактор, однако, они не учитывают взаимодействие между внешними и внутренними обстоятельствами. Каждая концепция не может дать полного представления о феномене танца и не претендует на доминирующее положение. Важно отметить, что приоритет концепций менялся в соответствии с исторической эпохой и развитием научных исследований.

Разнообразие концепций в истории

В античности распространены мифологическая и космологическая концепции, согласно которым танец был дан людям богами и подчинен космическим ритмам. В средневековье преобладала теологическая концепция, а в эпоху Возрождения и Нового времени — природная. Развитие психологии как науки привело к поиску психологической причины появления танца, включая теории бессознательного и роль архетипов. Социальные науки также внесли свой вклад в объяснение социально-общественной природы танца.

18 стр., 8910 слов

Искусство витража. История и технология

... вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света ... художественной росписи и многое другое. Целью курсовой работы является изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для достижения поставленной ...

Обстоятельства и причины возникновения танца

Ни одно из условий, от которых зависит возникновение танца, не может считаться прямой причиной его появления. Они служат скорее обстоятельствами, взаимодействующими между собой и способствующими формированию конкретного танцевального явления.

Танец не мог появиться исключительно из желания общения или намерения изобразить трудовую деятельность или играть. Каждая из этих концепций является лишь одной из сторон происхождения и представляет собой лишь одно из равноценных обстоятельств. То, что определяет возникновение танца, — это сложное единство внутренних и внешних условий, взаимодействующих и противоречащих друг другу.

Изложенные в данном исследовании данные подчеркивают важность взаимосвязи танца и личности. Внутренние особенности человека, такие как способность чувствовать ритм, двигаться в ритме и подражать, определяют его возможность танцевать. Платон также выделял врожденную способность к танцу, утверждая, что человек единственное существо, способное придерживаться порядка в движениях и звуках.

Каждый человек обладает уникальной индивидуальностью, которая отражается в его стиле движения. Таким образом, танец становится способом общения и самовыражения, отражая внутреннее состояние личности. Исследование также подчеркивает, что тело человека — это зеркало его души, отражающее внутренние мысли и эмоции.

Взаимосвязь танца и личности

Древние греки также уделяли внимание связи между душой и телом, осознавая влияние внутреннего мира на внешний облик, а также влияние изменений внешности на личность. Это подтверждает исследование В. В. Костецкого, в котором утверждается, что осанка — это не только физическое выражение личности, но и энергетическое, космическое измерение, определяющее апломб личности.

Концепция танцевальной культуры имеет тесную связь с формированием множества условий, которые вовсе не возникли одновременно, а, наоборот, накапливались постепенно и последовательно, создавая основу для зарождения танцевального искусства. Важно отметить, что причины возникновения танца чрезвычайно взаимосвязаны, и каждая из них нашла свое место в развитии этой культуры. Танец возник не на пустом месте – его появление стало результатом длительного созревания различных условий.

Процесс формирования причин, предшествовавших появлению танца, является постепенным и длительным. Необходимо время для накопления всех необходимых факторов, как внутренних, так и внешних, которые в итоге привели к возникновению этого уникального искусства. Важно понимать, что прерывание действия даже одного из компонентов может привести к исчезновению причины, хотя другие компоненты продолжат действовать. Это наблюдается в процессе изменений, которые происходят со временем в истории развития танца.

Появление новых условий или идей может привести к возникновению новых течений в танце, обогащая его разнообразие и содержание. Например, идеи философии свободы, выдвинутые Фридрихом Ницше и Артуром Шопенгауэром, а также концепция экзистенциализма, послужили основой для появления нового направления в танце – танца модерн, который получил развитие в Германии и Америке.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...

Данное исследование также затрагивает мнение некоторых ученых, выдвигающих социальную концепцию происхождения танца. Среди них И. А. Герасимова, А. В. Амашукели, Л. П. Морина, Т. В. Цареградская и другие. Работы Л. П. Морина отмечают, что танец мог возникнуть в социальном контексте, чтобы удовлетворить социальные потребности. Согласно ее мнению, единство и синкретизм в танце скорее являются функцией самого танца, а не его основной причиной. Несомненно, танец тесно связан с общественной жизнью – распределение танцев по социальным слоям, использование танца в качестве инструмента воздействия на народные массы. Хореография всегда чутко реагировала на изменения в религии, политике и общественном мышлении. Однако эти факторы скорее влияют на развитие танца, чем на его появление.

Для полноценной жизни человеку необходимо самовыражаться и общаться с другими, а в древние времена самым доступным способом был язык жестов, невербальная коммуникация. Несмотря на то, что форма танцевальной активности претерпела значительные изменения, потребность в невербальном первородном общении осталась. Поэтому протокоммуникативная концепция освещает одну из сторон проблемы происхождения танца. С другой стороны, первобытный человек не придумывал специально танцевальных движений или поз, заботясь об их эстетичности, он просто повторял, копировал то, что дает ему природа, и пользовался этим. Общение с божествами, предками, духами составляло основу ритуально-обрядовой, мифологической, магической концепций. Необходимость в ярком эмоциональном действе вовлекает танец как в ритуалы и обряды первобытных людей, так и в жизнь современного человека. Ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание и на сознание человека. Это свойство танца, широко использующееся в танцевальной терапии сегодня, уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Умение концентрировать, выплескивать, получать внутреннюю энергию является важным компонентом танцевальной активности человека в любую историческую эпоху.

Попытки объяснить происхождение танца с позиции какой-то одной концепции являются метафизическими. На основе всеобщности закона причинно-следственной связи можно заключить, что постижение причины возникновения танца становится возможным лишь при совокупном рассмотрении концепций, которые освещают различные стороны, аспекты зарождения танца и являются внутренними и внешними обстоятельствами.

Истоки хореографического искусства

История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно упомянуть, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках, датированных 6-8 веком до нашей эры [7, c. 17].

Изначально танец нес разнообразные функции, включая общение, самовыражение, просвещение и даже массовое внушение. В древности танцы были способом передачи важных событий, таких как любовь, война и охота, в ритуальной форме, часто имитирующей повадки различных животных. Они служили средством обращения к богам, выражения чувств и поднятия боевого духа перед битвами и охотой. Ритуальные танцы способствовали общей организации и сплоченности, что имело важное значение в древности.

Танец также использовался как мощное орудие для массового воздействия и манипуляции людьми. Ритуальные па шаманов и африканские танцы являются примерами таких плясок. Они сочетали в себе ритм музыкальных инструментов, главным образом ударных, и темп движений, которые постепенно усложнялись и ускорялись. Это оказывало сильное воздействие на участников ритуала, помогая достигать трансового состояния для просветления и массовой релаксации.

9 стр., 4395 слов

Бальный танец как вид искусства

... тренировки. 1. Возникновение и развитие бальных танцев Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения ... бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали так называемые «низкие танцы», часто в виде шествий, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство ...

С развитием человечества танец развивался вместе с ним, становясь неотъемлемой частью жизни. Он приобретал «форму», концепцию, наполнялся смыслом и гармонией с развитием понятий социума и культуры.

Предполагается, что первобытные танцы возникли из необходимости общения и передачи важной информации в первобытных обществах. Они включали элементы пантомимы и подражания, а участники стремились, чтобы каждое движение и жест имели смысл и выражали определенную мысль или действие. Первобытный танец был основан на эмоциях и был тесно связан с острыми переживаниями, отражая чувства и стремление к счастью.

В своей дальнейшей работе будем рассматривать развитие и значимость танца на протяжении истории и его влияние на различные аспекты жизни человека.

Продолжение исследования

Охотничьи танцы в первобытном обществе имели глубокий символический смысл и были связаны с ритуалами, целью которых было обеспечение успешной охоты и получение пищи для племени. Через танец первобытный человек стремился наладить гармонию и взаимодействие с природой, миром диких животных, которые были источником его существования.

Элементы охоты, образы животных и характеристики их движений передавались в танцевальных постановках, призванных символически укрепить связь охотника с миром дикой природы. Охотничьи танцы сопровождались магическими песнями, молитвами к духам животных, богам охоты и плодородия, усиливая их действенность и эффективность.

Таким образом, охотничьи танцы несут в себе не только физическую подготовку к охоте, но и духовное значение, утверждая связь человека с природой и призывая ее благосклонность. Исследование первобытных танцев позволяет лучше понять мир и мировоззрение древних обществ, их способы взаимодействия с окружающей средой и осознание своего места в космосе.

Охота и война: роль танца в первобытном обществе

Танец являлся неотъемлемой частью жизни первобытного человека. В разных сферах его деятельности, таких как охота и война, танец играл важную роль, служа репетицией и подготовкой к предстоящим событиям.

Охотничьи танцы

Охотничьи танцы первозданных обществ предоставляли людям возможность тренировать навыки охоты. Во время плясок мужчины учились выслеживать зверя и маскироваться, развивали наблюдательность. В результате физической и психологической подготовки, достигнутой через танец, их шансы на удачную охоту значительно возрастали. Стремление к достижению успеха в охоте делало танец невероятно значимым аспектом жизни.

Однако, помимо охотничьих навыков, танец приносил и эстетическое удовлетворение. Как для танцоров, так и для зрителей, наблюдающих за пляской, танец представлял собой эстетическую и духовную ценность. Таким образом, охотничьие танцы сочетали в себе утилитарные и эстетические функции.

Военные танцы

У первобытных народов существовало множество военных танцев, которые представляли собой своеобразную «игру» в предстоящую войну. Эти пляски служили репетицией ожидаемых боевых действий. Борьба за землю, стада скота и другие ресурсы в первобытном обществе обусловливали необходимость навыков обороны и нападения. Военные танцы помогали развивать эти навыки и поддерживали боевой дух народа.

1 стр., 397 слов

Сочинение танец как искусство

... понимают, зачем родители их отдают на танцы, то через некоторое время они уже не смыслят жизни без этих динамичных движений. Здесь главное ... смотреть по-другому, да и круг общения становится шире, ведь танцами увлечена практически вся подвижная молодежь. Я мечтаю, добиться в ... ритмику, где нашу группу учили как правильно нужно слушать музыкальный ритм. А после меня отдали на танцы. И хотя сначала я не ...

Ритуальные военные пляски объединяли общину, дающую силу и взаимодействие в боевых операциях. Через танец соплеменники находили вдохновение для достижения общей цели – защиты или захвата новых территорий. В военных танцах закладывалась не только боевая тактика, но и духовная связь со своим народом и его историческими традициями.

Роль танца в ритуалах и обрядовых церемониях

Танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний в первобытном обществе. Ключевыми событиями, представленными в таких ритуалах, были свадьба, рождение ребенка, инициация и похороны.

Ритуалы свадьбы

В ритуалах свадьбы танец выполнял две основные функции. С одной стороны, он соединял молодых в танцевальных сценах, символизирующих привязанность и гармонию между ними. С другой стороны, танец передавал образы женщины и мужчины, связанные с огнем и продолжением рода.

Исследование первобытных танцев

Изучение роли танца в первобытном обществе позволяет понять его важность как элемента физической, психологической и эстетической подготовки человека. Танец оказывал воздействие на различные сферы жизни первобытного человека – охоту, войну, обряды и ритуалы, объединял общество и передавал мудрость предков.

Изучение этой темы позволяет лучше понять культурную эволюцию человечества и развитие танца как искусства и формы самовыражения.

Ритуалы рождения ребенка

В ритуалах рождения ребенка танец мог демонстрировать радость и празднование в связи с появлением новой жизни. Он также мог служить обрядовым символом, передающим мудрость предков и духовную поддержку для молодых родителей.

Ритуалы инициации

Ритуалы инициации, связанные с достижением совершеннолетия, включали в себя танец как способ показать принятие и вхождение в новое состояние жизни. Молодые люди, исполняя определенные танцевальные движения, символически вступали во взрослый мир с его обязанностями и правами.

Ритуалы похорон

В ритуалах похорон танец был связан с прощанием со ушедшим, выражал скорбь и уважение к умершему. Он также сопровождал последний процесс проводов и символизировал переход души покойного в мир предков и повиновение исконным традициям и религиозным обрядам.

В древности существовали различные виды танцев, связанных с ритуалами и обрядами. Одним из них были женские танцы, направленные на привлечение плодородия. В таких танцах женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Они исполняли специфические движения, которые имели строго определенную цель. Таким образом, танец использовался как средство достижения особого состояния, отличного от обычного.

Основой первобытных танцев были магия и ритуал. Характерной чертой этих танцев была искренняя убежденность в их полезности и силе. Ритуальные и обрядовые танцы не разделялись на зрителей, исполнителей и создателей, они исполнялись в кругу. Такая форма танца была связана с магическим смыслом, включая культ Луны и Солнца, взывание к плодородию и благополучию. Круг также был удобной формой для массового участия в обрядовом танце.

14 стр., 6536 слов

Вклад великого балетмейстера Игоря Моисеева в искусство народного танца

... создание «театра народного танца» и особенности неповторимой моисеевской школы танца. Структура работы 1. Народный танец: историко-культурологический аспект 1.1 Истоки народных танцев народный танец моисеев хореография Народный танец - это одно их самых древних искусств. Оно возникло из ...

История развития танца в древности

Танец в древние времена играл значительную роль в культуре различных народов. Важным элементом было наличие шаманов-профессиональных танцовщиков, которые передавали свои знания и навыки из поколения в поколение. Они играли ключевую роль в сохранении и развитии танцевального искусства. Эти танцы были не только развлечением, но и способом обращения к божествам и желанием умилостивить их через пляску.

Развитие танца также происходило в древней Греции. Древние греки считали танец прекрасным даром богов, в чём свидетельствовали их представления о музе Терпсихоре, изображенной в виде танцующей девушки с оливковой ветвью в руках.

Ритм и ритуал в танцах

Различные древние танцы характеризовались особыми музыкальными инструментами и обрядовыми действиями. Например, наряду с топаньем, в роли музыкального сопровождения выступали хлопки в ладоши, удары ног, игра на различных барабанах и дудках из природных материалов. Эти действия сопровождались специфическими ритуалами и символическими жестами, позволяя участникам обращаться к своим божествам через танец.

Искусство древнегреческой пляски

Искусство древнегреческой пляски имело особое значение в театральных постановках. В трех жанрах древнегреческой драмы — трагедии, комедии и драме — использовались различные виды плясок, соответствующие настроению и содержанию произведений. Эти пляски требовали особых навыков и талантов от профессиональных танцовщиков, которые проходили специальное обучение.

Таким образом, история танца в древности свидетельствует о важной роли этого искусства в культуре и развлекательной жизни различных народов. Танец не только отражал умение и талант танцовщиков, но и служил способом общения с божествами и выражения чувств, мыслей и настроений.

Танцевальное искусство в Древней Греции

Искусство танца имело священное значение в культуре Древней Греции. Для греков танец был не просто развлечением, а своего рода обрядом, приносящим очищение души и позволяющим приблизиться к богам. Он имел строгое и благородное начало, являясь частью религиозных ритуалов.

Таким образом, танец в Древней Греции имел сакральное значение и способствовал глубокому духовному опыту.

Влияние танцевального искусства на римское общество

Римляне воспринимали танец как простое развлечение и удовольствие. В своем развитии римские танцы постепенно утратили свою религиозную основу, став отражением страстей и эмоций. Несмотря на это, древние римляне возвеличивали первого танцора — Ромула, и сами внесли вклад в развитие мирового танца путем создания пантомимы.

Пантомима — это стилизованная последовательность движений, представляющая собой отдельный жанр танца. Она приобрела широкую популярность, но со временем приобрела эротическое и вульгарное содержание, что вызвало противодействие со стороны церкви.

Ритуальные танцы также занимали свое место в культуре Древнего Рима. Например, члены жреческой коллегии салиев исполняли культовый воинский танец под названием «трипудий». Также существовали ритуалы, связанные с древними культами плодородия, которые со временем превратились в народные праздники, вроде сатурналий.

13 стр., 6082 слов

Декоративно-прикладное искусство — народные промыслы

... развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями. 1.КЕРАМИКА Гончарное ремесло известно в России с ... в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области. Гжель Самый известный крупный народный ...

Танец в Средние века

В Средние века непрофессиональный танец играл важную роль как средство выражения запретных эмоций и способ общения. Он становился основным элементом карнавальной культуры, где все слои населения принимали участие. Танец во время христианских праздников создавал неподдельную радость бытия и мог быть спонтанным, экстатическим и разгульным.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Народный танец

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

Искусство хореографии зародилось в глубокой древности. В первобытную эпоху возник танец, как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой деятельности. В плановом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный.

Народный танец долгое время сохранял связь с трудовым процессом, язычными и бытовыми обрядами. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, состояние человеческого духа. Уже в античности существовал танец в качестве зрелища аналогично театральному. С конца 1в. начал формироваться балет.

Хореография народного танца

Современное хореографическое искусство включает в себя как традиционное народное, так и профессионально-сценическое искусство. Танцевальное искусство присутствует в каждой культуре и этнической группе, и это не случайно. Народная хореография играет важную роль в социальной жизни общества, особенно среди детей, подростков и молодежи.

Одной из характерных черт народного танца является его глубокая связь с народными традициями.

Элементы народного танца

  • Ритм — быстрое или медленное повторение основных движений;
  • Рисунок — композиция движений;
  • Динамика — варьирование размаха и напряженности движений;
  • Техника — владение телом, мастерство в па и позициях, а также использование жестикуляции и движения рук.

Изучение народного танцевального творчества

Народное танцевальное искусство постоянно меняется, обогащается новыми элементами и отражает жизнь конкретного времени. Изучение народного танца начинается с понимания его значимости для народа, его отражения жизненных реалий и культурных особенностей.

Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство.

Народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.

Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.

Главная черта народного танца — содержательность танца в самом широком смысле слова.

Другой существенной чертой народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

Народ в танце все делает осмысленно и все связывает с жизнью.

Яркой чертой народного танца является выразительность. Человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.

Таким образом, отражая жизнь в танце, народ делает широкие обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.

Классический танец

Классический танец — вид хореографического искусства, основным выразительным средством которого является человеческое тело, это исторически сложившаяся система выразительных средств в хореографии. Классический танец связан с профессиональной музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу [4, c. 17].

Классический танец представляет собой четко выработанную систему движений, где нет ничего лишнего и случайного.

Основными выразительными средствами классического танца, отличающего его от других видов хореографии, являются: позы, пальцевая техника и allegro(прыжки).

Классический танец сложившийся в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля.

Классический танец «воспитывает» тело. Важнейшей предпосылкой владения телом является крепкая постановка корпуса, а затем уже рук, ног и головы, что дает в дальнейшем освоение техники, прыжков, развитие устойчивости. Классический танец развивает различные группы мышц, формирует осанку, подтягивает фигуру, развивает координацию, танцевальность и музыкальность. Также Классический танец глубоко эмоционален, что дает исполнителям ярко выразить все свои артистические способности, самореализоваться и получать от этого большое удовольствие [8, c. 31].

Основные требования классического танца:

  • выворотность;
  • подъём на полупальцы;
  • стремление в полётности;
  • благородство;
  • строгость;
  • завершённость форм;
  • чёткие линии в позах.

Классический танец — это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства [12, c. 38].

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце [13, c. 81].

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой [14, c. 43].

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность — термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности — классического).

Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

Спина — это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

хореографический искусство танец

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»).

Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение [32, c. 131].

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см).

Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую).

Эта позиция в настоящее время используется редко.

Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см).

Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом, вес распределяется равномерно.

Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой.

Бальный танец

Бальный танец — это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах. Его также называют бытовым танцем. Но, несмотря на такое тривиальное имя, понятие «бытовой» или «бальный танец» воплощает в себе сочетание самых ярких и самых чувственных танцев мира, которые исполняются в паре. Эта хореографическая постановка создает просто невообразимо красивое и грациозное зрелище [1, c. 54].

Бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки

Происхождение бального танца датируется примерно 19 веком и основывается на европейских танцевальных видах и стилях. Но стоит отметить, что в конце 19-го-в начале 20-го столетия в бальных танцах появилась «искорка», благодаря африканской и латиноамериканской музыке и танцевальной культуре. Стоит упомянуть, что основу современных бальных танцев составляют постановки с африканскими корнями, которые очень удачно и мастерки замаскированы под европейский стиль технической обработкой.

Вообще, бальные танцы как вид искусства претерпели очень много изменений за весь период своего существования. И каждая эпоха — Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм — со своим «уставом» жизни вносила свою лепту в формирование танцевальной бальной культуры. К тому же, в каждой отдельной стране придумывались свои манеры и стили исполнения бальных танцев, характерные для ее исторических обрядов и традиций.

Уже в 1920-е годы бальные танцы обрели колоссальную популярность и стали полноценным самодостаточным видом искусства. В этот период в Англии при Императорском обществе танцоров-учителей был создан специальный Совет по бальным танцам. Вскоре этим Советом была проведена стандартизация всех известных на тот момент танцев, а именно: танго, вальс, медленный и быстрый фокстрот. С тех пор стали существовать конкурсы и соревнования, а сам бальный танец был разделен на два направления — social dance и спортивный. В период с 30-х по 50-е года в реестр стандартных бальных танцев добавились еще несколько, а именно: ча-ча-ча, джайв, пасодобль, самба и румба [18, c. 51].

В наше время бальные танцы все также остаются неимоверно популярными, а турниры и соревнования организовываются по всему миру. Из всего огромнейшего разнообразия видов бальных танцев можно выделить самые любимые и популярные на сегодняшний день: вальс, румба и танго, а из более веселых и зажигательных — джайв и самбу.

Бальный танец — это, прежде всего, выражение музыки, диктуемых ею эмоций. Танец — это стремление к красоте, гармонии, духовности [22, c. 38].

Танцор никогда не должен забывать главного, для чего, собственно, он и вышел на паркет: это танец для зрителя — единственного главного ценителя танцевального мастерства. Зрителя не интересует, правильно ли исполняет танцор свои фигуры, его не привлекает голая техника. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность. Наблюдающий за парами на паркете, в отличие от зрителей на других спортивных состязаниях, не думает о том, насколько сложные элементы исполняют танцоры, сможет ли он также, а просто наслаждается красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами.

Бальный танец — один из самых зрелищных, элегантных и романтических видов хореографического искусства, где танец превращается в своеобразное театральное действо, где красивый костюм подчеркивает характер и образ танцоров, где синтез музыки и отточенных, пластичных движений является искусством [25, c. 26].

Современный танец

Современный танец — понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок и свою систему подготовки (джаз и модерн), в это же направление относят и бытовой (социальный) и бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства [23, c. 114].

Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец- это танец современный, модный и актуальный для своего времени.

Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танец, не имеет стандартов.

Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются новые стили. Здесь могут быть показаны как прекрасные, так и малопривлекательные стороны жизни.

Первые формы хореографического модерна (от французского moderne — современный) появились в конце 19-го в начале 20-го веков в Европе и Америке. У истоков этого направления стоят несколько крупных фигур: французский педагог, теоретик Франсуа Дельсарт, его последователь, швейцарский педагог, музыковед Эмиль Жак-Далькроз.

Основателями школы танца модерн стали двое американских танцовщиков — Айседора Дункан и Луи Фуллер. Дункан разработала свободный танцевальный стиль, где использовались быстрые, выразительные движения тела. Фуллер применил театральное освещение и костюмы для создания фантастических эффектов.

Ведущим теоретиком 20-х годов стал Рудольф фон Лабан — идеи австрийского теоретика искусства танца оказали влияние на стили современного танца, появившиеся в 1920-е гг. Лабан разработал систему записи танцевальных движений, стремясь более точно выражать различные эмоции и настроения.