Хореография как вид искусства

Курсовая работа

Хореография — это уникальное искусство, способное взбудоражить красотой и эмоциями любого зрителя. Отдельные люди, занимающиеся целительной силой танца, обладают неординарно тонкой психологической природой, развитым эмоциональным восприятием и светлым характером.

Значимость темы дипломного проекта

Изучив хореографию и её особенности, приехавшие волшебники потрясают свою аудиторию безусловно. Для обучения и преподавания искусства танца необходимы предрасположенность, способности и высококачественное профессиональное образование. Преподаватели хореографии в свою очередь должны знать особенности каждого ученика и работать над их развитием, исключительно индивидуально. В соответствии с опытом каждого ученика продвижение в танцевальной технике будет уникальным.

В данной работе будет рассмотрена тема детской и взрослой хореографии и их особенностей. Данная тема имеет ценность научного изучения в легких техниках преподавания и самосовершенствования. Вопрос о различиях между детской и взрослой хореографией всегда заинтересовывал педагогов и профессионалов хореографии, в связи с чем, этот дипломный проект может послужить дополнением к исследованиям и трудам экспертов для особенностей детской и взрослой хореографии.

Предмет и цель работы

Предметом нашего исследования является детский и взрослый хореографический репертуар. Цель данной работы заключается в выявлении отличительных особенностей и содержания классического, народного и современного танца.

Задачи

  • Описать хореографию как вид искусства
  • Раскрыть отличительные особенности и содержание классического, народного и современного танцев
  • Рассмотреть основные методические принципы преподавания хореографии для разных возрастных категорий
  • Выявить отличия детского и взрослого танцевального репертуара

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении лекций по методике преподавания хореографии, в практике преподавания хореографии, хореографических дисциплин, в разработке методических пособий и учебников по курсу преподавания хореографии, в практике постановочной хореографической деятельности.

Настоящая работа состоит из введения, трех теоретических глав, практической главы, где приводятся примеры постановки танцев для детей и взрослых, заключения и библиографии.

20 стр., 9773 слов

Особенности развития музыкальности учащихся хореографического ...

... детской школе искусств». Объект исследования:, Предмет исследовании:, Цель исследования:, Задачи исследования: исследовать проблемы музыкальности и ее развития; выявить особенности восприятия музыки в хореографии; ... в области преподавания танца занимает одно из центральных мест. Хореография, как искусство коллективное, ... Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то ...

Глава 1. Хореография как вид искусства

1.1 Сущность и понятие хореографии

Понятие хореография (от греч. choreo — танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений.

Многие считают, что хореография — это танец, или хореография — это балет, но по мнению Захарова Р. понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография — самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества.

Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец — это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

Хореографическое искусство и его роль в культуре

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

19 стр., 9067 слов

Исторический процесс формирования классического танца

... эстетическое воспитание детей; Объект исследование:, Предмет исследования:, Структура работы:, Теоретическая основа:, Глава 1. История появления классического танца Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в ...

1.2 Классификация танцев: стили, формы, содержание

Хореография включает три раздела: народный танец, бытовой танец (или бальный танец) и профессиональное искусство танца, включая классический балет.

Народный танец — это искусство, основанное на творчестве самого народа. После Великой Октябрьской социалистической революции в танцах народов нашей страны появились новые темы, новые образы и иная манера исполнения. Сейчас существует множество лирических, героических, комических, медленных и плавных, вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, которые ярко и убедительно раскрывают образы наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, как профессиональных, так и самодеятельных, мы можем увидеть танцы, посвященные различным темам и историческим событиям в жизни народа.

Бытовой танец, или бальный танец, встречается в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду и иногда в драме. Любой начинающий хореограф может познакомиться с особенностями всех этих видов хореографии.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Однако развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе. Ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Танец: история, виды, классика

История развития танца берет свое начало в древних временах, когда люди испытывали радость и восторг, двигаясь в ритме музыки. Танцы были связаны с религиозными и обрядовыми церемониями, были элементом культуры разных народов, свидетельствуя о их обычаях, почтении к богам и себе подобным.

Виды танца

В настоящее время существуют различные виды танца, которые можно разделить на следующие группы:

  • Нацональный танец;
  • Бытовой и бальный танец;
  • Профессиональное искусство танца;
  • Классический танец.

Национальный танец — это вид танца, который возник в определенной стране и связан с историей и культурой этого народа. Национальный танец передает глубокую и богатую историю каждой страны, и его исполнение является показателем национальной гордости и культурной идентичности народа.

Бытовой и бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и других мероприятиях.

Профессиональное искусство танца — включает в себя профессиональную хореографическую обработку национальных и народных истоков. Такие танцы часто исполняются на сцене и связаны с сценическим искусством и театральным спектаклем.

Классический танец

Классический танец является строгим и изящным танцевальным жанром, который требует высокой степени профессионализма. Он основывается на эстетических принципах, эффектных движениях, ритмичной музыке и уникальных хореографических элементах. Классический танец предусматривает определенную подготовку тела, требует гибкости, силы и координации.

На уроке классического танца проводятся разнообразные упражнения и экзерсисы, направленные на гармоничное развитие тела и развитие способностей танцующих к выполнению синхронных, элегантных движений, необходимых для классического танца.

5 стр., 2251 слов

Обучение младших школьников основам эстрадного танца в детском ...

... упражнения для всего тела. Тремя главными физическими качествами, которые необходимы для успешной работы над эстрадным танцем, являются сила, выносливость и гибкость. Остановимся подробнее на каждом из них. ... и исправления ошибок при изучении сложно координированных движений; Самым главным считается правильная постановка стоп. При ходьбе стопа поворачивается слегка наружу, а при беге ставится по ...

Таким образом, танец имеет богатую историю и находится в стадии постоянного развития, отражающего способности и культуры разных народов. Классический танец является выразительным жанром, который требует высокого уровня профессионализма и навыков танцоров.

Классический танец

Классическим танцем называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмысленны и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего своим телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, — с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, в другой — инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство классического танца — основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии.

Термин «классический танец» возник поздно — лишь в конце XIX века — и вытеснил прежние названия: «благородный, серьезный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля. Мощный толчок для развития этого танца дал романтический балет.

Формы и жанры репертуара для всех возрастных категорий

В процессе создания сценического репертуара для любых возрастных категорий, необходимо осваивать все разнообразие хореографических форм и жанров, сложившихся на сегодняшний день в исполнительской практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов. Эту тенденцию, как основную линию развития хореографических коллективов, необходимо признать правильной, при условии точного учета специфики их работы и реальных возможностей.

При создании учебного и концертного репертуара хореографы должны полностью раскрыть все творческие возможности и преимущества, которые заключены в самой их природе. Существует множество примеров такого творческого подхода. В некоторых коллективах найдены интересные формы популяризации танцевального искусства, которые знакомят широкую аудиторию с творческим процессом исполнителей и создателей танца, а также с трудностями тренировочной работы. В случае с детскими коллективами, класс-концерт является популярной формой проведения, которая позволяет представить материал в особом свете. Удачные постановки не копируют сложность материала, а являются интересными по замыслу, режиссерскому решению и способу подачи. Например, в таких постановках используется лексика, соответствующая уровню обучения классическому танцу, но благодаря своеобразному композиционному решению и качественному исполнению они имеют успех у зрителей и специалистов. Также существует положительный опыт театрализации учебного процесса на материале народно-сценического, историко-бытового и современного балетного танца.

Танцевальная сюита широко используется в репертуаре как детских, так и взрослых коллективов. Она чаще всего основана на материале народного танца, реже — на современном бальном танце, и только исключительно — на историко-бытовом танце.

9 стр., 4200 слов

«Эстрадный танец в репертуаре детского танцевального коллектива» ...

... Детский эстрадный танец задумывается обычно для конкретных исполнителей и максимально выявляет их индивидуальные возможности. Репертуар для младших школьников, где танец, ... детского танцевального коллектива «Страна чудес» Запись танца: Макаренко Инны Владимировны. Танец построен на основе движений ритмического воспитания. Тема ... В данной работе представлен детский сюжетно-игровой танец: постановка 2015 ...

Наиболее интересной и полноценной формой работы с детьми является детский балет, а с взрослыми профессиональными коллективами — постановка классических или современных балетных спектаклей.

Детский балетный спектакль имеет большое значение для эстетического воспитания ребенка, так как показывает детям возможности танцевального искусства во всей его полноте.

Роль постановки детского балета в развитии детей-исполнителей

Подготовка к спектаклю детского балета имеет огромное значение для творческого роста детей-исполнителей. В процессе работы они не только приобретают навыки технического характера, но и развивают способность создавать образы и передавать их юному зрителю. Это невозможно достичь, разучивая только отдельные танцы.

До создания спектакля дети исполняют отдельные танцы, чаще всего народные пляски. Хотя при этом приходится задумываться над характером танца и созданием образа, эта задача является менее сложной. В случае постановки детского балета ученикам приходится выдерживать свою роль в течение всего спектакля.

Влияние постановки детского балета на коллектив

Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. Дети начинают осознавать свою ответственность перед коллективом и стремиться к общей цели. В процессе работы над спектаклем растёт и крепнет дружба между участниками коллектива. Общий интерес и желание, чтобы всё получилось наилучшим образом, связывают участников спектакля.

Сложность постановки детского балетного спектакля

Постановка детского балетного спектакля предполагает создание оригинального произведения, а не просто постановку классического балета. Это наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой и тщательной подготовки, а также квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая форма работы достаточно редка, так как ей могут заниматься только коллективы и хореографические отделения с достаточным творческим и исполнительским потенциалом.

Использование сценических форм в работе танцевальных коллективов

Для разных возрастных групп танцевальных коллективов следует полнее использовать сценические формы, такие как тематический или сюжетный танец. Именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, что впоследствии поможет им овладеть техникой исполнения балетных спектаклей.

Важность камерного танцевального репертуара в современном хореографическом искусстве

В настоящее время в репертуаре коллективов значительное место занимают массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Однако нельзя недооценивать и номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический, демихарактерный, народный, эстрадный.

23 стр., 11102 слов

Народный сценический танец как фактор сохранения традиций

... сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций ... в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность ... танец посвящается героям войны — землякам исполнителей. Известны примеры, когда до создания такого танца ...

Танец «малой формы», т.е. с небольшим количеством исполнителей, выдвигает перед автором постановки и ее участниками сложную задачу: добиться максимального воздействия на зрителей при строгой ограниченности средств. При невозможности использовать широкопространственные композиции акцент переносится на развитие лексики танца, что требует повышенного внимания к образному началу индивидуализации танцевального языка каждого исполнителя. В условиях хореографического коллектива это обязывает к поиску тематики, наиболее близкой, доступной учащимся и профессионалам.

Работа над камерным репертуаром, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива, требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности. В камерном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

Очень важна роль камерного танцевального репертуара и в воспитании культуры зрительского восприятия, поскольку от зрителя здесь также требуется сосредоточенность, чуткость, умение постигать музыкально-пластический образ.

В случае с детской возрастной группой хореографические отделения — новая перспективная форма работы со школьниками — дают широкие возможности для творческих поисков, для создания собственного интересного, оригинального репертуара. Уже сейчас лучшие из них становятся «лабораториями» по изучению проблем эстетического воспитания средствами хореографического искусства. Очень важна их роль как методических центров, влияющих на «хореографический климат» района, города, области, оказывающих систематическую методическую помощь.

Художественный коллектив, его репертуар и принципы подбора в современной хореографии

Отчетные концерты, спектакли и выступления определяют праздничную атмосферу для зрителя, способствуя дальнейшей распространении танцевального искусства во всем его разнообразии форм и жанров. Вопросы репертуара для профессиональных художественных коллективов тесно связаны с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности коллектива, и ролью, которую он играет в духовно-эстетической жизни общества.

Для успешной работы коллектива необходим свой репертуар, с одной стороны, соответствующий его специфическим особенностям и функциям, а с другой стороны, пополняющийся всем лучшим, что есть в художественной сокровищнице общества.

Однако, постановка репертуара в современной хореографии является непростым делом, хотя, конечно, есть принятые критерии и принципы его оценки. Его сложность связана, прежде всего, с тем, что каждый коллектив имеет свои уникальные технические и художественные взаимоотношения, на основе которых руководитель коллектива делает постановки.

Длительная и трудная работа по обучению и репетициям может не принести положительный эффект — педагогический и художественный, если было выбрано превышающее возможности произведение, или наоборот, произведение оказалось слишком простым и не требовательным.

54 стр., 26732 слов

Классический танец как средство формирования исполнительской ...

... классического танцев. Выявить элементы классического танца, восполняющие недостающий эффект в формировании исполнительской культуры народных ансамблей. 3. Создать программу по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца. Теоретической базой, Методологической основой, Методы исследования:, ... применении экзерсиса классического танца. Структура дипломной работы: Диплом состоит ...

Особенности составления репертуара для взрослых в хореографии

Репертуар для взрослых отличается от детского тем, что содержание постановок более глубоко и требует от исполнителей осмысления и понимания сути воплощаемых сюжетов. Взрослым исполнителям, которые обладают техникой и психологией, есть возможность исполнения более сложных по сути танцев, которые у детей выглядят неуместными и смешными.

Список литературы

  • Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца. — М.: Лань, 2006
  • Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. — М.: ЮНИТИ, 2002
  • Боттомер П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2006
  • Бурцева Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.

Развертывание исследования

Для проведения данного исследования был проведен анализ литературы, включающий ряд научных работ и методических рекомендаций, посвященных искусству танца и его методике преподавания. Всего было проанализировано 15 источников, включая книги, авторефераты и научные статьи.

Среди основных источников, изученных в рамках данного исследования, следует отметить следующие:

  • Гривицкас В. Искусство танца: Автореф. дис…. канд. искусствоведения. — М.: Гардарики, 2001
  • Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. — М.: Владос, 2006
  • Захаров Р.В. Сочинение танца. — М.: Академия, 2002
  • Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1979
  • Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века).

    — М.: АСТ, 2005

  • Королева Э.А. Ранние формы танца. — Кишинев, 1977
  • Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ).

    Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. — Ростов-на-Дону, 2004

  • Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 2005
  • Майстрова Л.Ф. Люблю и превращаюсь в вас//«Экологическое образование», 2004, №3
  • Методические рекомендации для преподавателей хореографических отделений. — М.: Наука, 1998
  • Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. — М.:АСТ, 2004
  • Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. — М.: Академия, 2003
  • Опыт работы над детским хореографическим спектаклем. — М.: Искусство, 1999
  • Письмо Минкультуры РФ от 19.03.2001 N 01-57/16-32 О государственных стандартах высшего профессионального хореографического образования
  • Современный бальный танец. — М.: Астрель, 2004
  • Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора. — М.: Академия, 2006

Исследование было направлено на выявление и анализ основных аспектов искусства танца, его истории, методик преподавания и влияния на развитие личности. Были изучены различные направления танца, включая народный танец, бальный танец и современный танец. Кроме того, были проанализированы исследования зарубежных ученых, посвященные происхождению и развитию танца.

В результате анализа литературы были выделены основные темы, которые будут рассмотрены в данном исследовании:

14 стр., 6929 слов

«Методика преподавания литературы на современном этапе развития ...

... исследования, Практическая значимость, Курсовая работа состоит Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования Обзор литературы по проблеме исследования ... Цель исследования – изучить особенности литературного образования в современном дискурсе. Объектом исследования является процесс преподавания по теме литературы. Предметом исследования ...

  1. История и эволюция танца.
  2. Методология преподавания танца.
  3. Влияние танца на развитие личности.
  4. Роль танца в народной культуре.

Дальнейшее исследование будет проведено на основе анализа этих тем с использованием методов сравнительного анализа, системного подхода и исторического исследования. В результате работы будет представлено исследование, которое позволит более глубоко понять и оценить значение искусства танца в современном обществе.