Ритмико-танцевальный комплекс в детском хореографическом коллективе

Курсовая работа

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.

Ритмика — это раздел теории музыки описывающая ритм, его законы изменения.

Теория музыки — общее обозначение комплекса дисциплин (учебных и научных) музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки.

«Ритм в музыке — чередование музыкальных событий, происходящее в определенной последовательности. Соотношение длительностей звуков в их движении, а также соотношение сильных и слабых долей» (14, 12).

«Танец — это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением одним или более людьми в такт музыке. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Ритмическая гимнастика — это разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Оздоровительная гимнастика предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве.

Хореография — это искусство сочинения танца. Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике; наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам. Уже в 20-е годы ХХ в. в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфические для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т.д.В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее — Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие. Так, Т.С. Бабаджан абсолютно правильно обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (11, c.98).

4 стр., 1553 слов

«ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» статья

... Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных ... популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др. Слушание - изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет ...

Итак, вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению — второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика».

Изложенные выше определения и факты определили тему моего исследования: «Ритмико-танцевальный комплекс в детском хореографическом коллективе».

Актуальность: ритмико-танцевальный комплекс является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Объект: ритмико-танцевальный комплекс в детском хореографическом коллективе.

Предмет: содержание ритмико-танцевального комплекса.

Цель: составление ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе.

Задачи:

  • Изучение теоретических источников на тему ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе;

·Выявление значения ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе;

·Определение влияния ритмико-танцевального комплекса на развитие танцевальных способностей в детском хореографическом коллективе;

·Определение методов и приемов составления ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе.

·Составление ритмико-танцевального комплекса для детского хореографического коллектива.

Методологическая основа: использование литературных источников.

Бекина С.И., Ветлугина Н.А., Раевская Е.П., Чибрикова А.Е., Волконский С.М., Жак-Далькроз Э., Рассохина В., Менхин Ю.В., Менхин А.В., Франко Г., Климов А., Петрова В.П., Лифиц И.В.

Мы провели анализ книги «Ритмика», автором которой является И.В. Лифиц. Книга написана в 1999 г. Год издания 1999. Издательский центр «Академия».

Общее построение: книга содержит введение, 7 разделов, список литературы и нотный текст.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... но и внутреннего облика человека. Данная дипломная работа раскрывает особенности работы педагога бальных танцев с детьми в хореографической школе искусств «Карамель». Цель дипломной работы: создание авторской программы по бальному танцу для детей 7-9 лет первого ...

Наименование и содержание глав и разделов:

Введение

Раздел I. Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, регистровой окраски)

Основные движения

Музыкально-ритмический материал для дошкольных отделений

Музыкально-ритмический материал для школьных отделений

Детский репертуар

Раздел II. Гимнастические комплексы. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы музыкального произведения.

Музыкально-ритмический материал для дошкольных отделений.

Раздел III. Метроритм, его выразительное значение и отражение в разнообразных движениях.

Музыкально-ритмические упражнения для дошкольных отделений.

Музыкально-ритмические упражнения для школьных отделений.

Раздел IV. Танцевальные элементы, танец.

Методика разучивания танцевальных элементов, танцев.

Танцевальный репертуар для дошкольных отделений.

Танцевальный репертуар для школьных отделений.

Раздел V. Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры

Музыкально-ритмический материал для дошкольных отделений.

Музыкально-ритмический материал для школьных отделений.

Раздел VI. Самостоятельное музыкально-ритмическое творчество, импровизация.

Музыкально-ритмический материал для дошкольных и школьных отделений.

Раздел VII. Планирование, построение и методика проведения уроков ритмики.

Примерный план построения урока ритмики.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-ritmike-na-temu-razvitie-tantsevalnyih-dvijeniy/

Нотный текст.

Каждый раздел пособия включает теоретическую часть и практический материал, который дается в порядке постепенного усложнения и излагается в определенной последовательности: описание, методические указания, список дополнительного материала, вопросы и задания. Нотный текст представлен во второй части пособия с указанием номеров, соответствующих описанию каждого данного упражнения. Книга Лифиц И.В. «Ритмика» представляет собой учебно-методический комплекс для составления ритмико-танцевального комплекса. Во введении автор раскрывает понятие ритмики, как музыкально педагогической дисциплины, описывает историю ее возникновения, а так же методы преподавания ритмики. Особенно интересным предоставляется раздел V — Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры. Музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования — кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Книга Лифиц «Ритмика» рассчитана на преподавателей дошкольного образования, полезна для практики преподавания, повышения культурных знаний.

15 стр., 7258 слов

Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

... г. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников .1 Основы музыкально-ритмического воспитания ...

Гипотеза состоит в том, что ритмико-танцевальный комплекс действительно играет большую роль в детском хореографическом коллективе.

Теоретическая значимость: работа заключается в изучении и анализе научно-методической литературы, отражающей теоретические основы и методологические подходы к составлению ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе.

База исследования: Ансамбле Эстрадного Танца «Экспрессия»

ритмика гимнастический танцевальный

Глава I. Развитие и становление ритмики как предмета

.1Распространение системы ритмического воспитания в начале XX века

Ритмика — это музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза (1865 -1950), получившие широкое распространение в начале ХХ века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий — не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них неопределимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения.(9, 175).

Преподавая в Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью. Он стал искать новые пути в музыкальной педагогике, чтобы эффективнее развивать чувство ритма, «культивировать ритмическое чувство само по себе».

Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела.

Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900 — 1912 гг.; складывающаяся система быстро приобрела популярность во всем мире.

Основатель нового учебного метода Эмиль Жак-Далькроз родился в Вене в 1865 г. С детства он был окружен музыкой, в семье все музицировали, дед прекрасно играл на скрипке, дядя был пианистом. С 6 лет начинается его обучение музыке и в 7 лет он сочиняет свое первое произведение — марш. В 1875 г. вся семья переезжает из Вены в Женеву. С 12 лет одаренный ребенок становится учеником Женевской консерватории, а в 16 лет его принимают в члены Общества любителей художественной литературы, он пишет стихи, начинает сочинять песни, являясь автором не только текстов, но и музыки. Его многочисленные песни для детей до сих пор популярны во Франции и Швейцарии.

В воспоминаниях о творчестве Жака-Далькроза известный композитор, профессор Московской консерватории Анатолий Николаевич Александров отмечал, что эти песни часто ритмически свежи, изящно гармонизированы, в них много приятных, легко запоминающихся мелодий в духе французских народных песен. Жак-Далькроз увлекался и театром, посещал театральные курсы и даже один сезон в качестве актера Лозаннского театра совершал турне по Франции.

8 стр., 3818 слов

«Влияние классической музыки на организм человека, детей, на ...

... и Пучини. II. Влияние классической музыки. 2.1. Влияние классической музыки на организм человека. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и ... входящих в орбиту Европы. Надо также отметить, что со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в ...

Молодой музыкант (ему шел 21-й год) был приглашен в 1888 г. в Алжир вторым дирижером оркестра на один сезон. Там он знакомится со своеобразной африканской музыкой, с ее сложными ритмическими комбинациями.

Музыкальное образование Жак-Далькроз пополняет в Париже и Вене, заканчивая Парижскую и Венскую консерватории; теорию композиции изучает у А.Брукнера, Л.Делиба, Ц.Франка, Р.Фукса. С 1892 года Жак-Далькроз становится профессором Женевской консерватории. Преподавая гармонию и сольфеджио, он обнаруживает, что многие ученики затрудняются в передаче временных делений — то есть ритма при написании музыкальных диктантов или использовании произведений. Далькроз предложил им выполнить несложные движения (использовать дирижерский жест, отбить рукой или прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами или проделать простые движения всем телом и т.д.), чтобы физически прочувствовать ритм. Эффект превзошел все ожидания: даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии чувства ритма. Именно сольфеджио навело Далькроза на мысль о воплощении музыкальных впечатлений в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии ритмической гимнастикой, позднее — ритмикой.

Ритмические упражнения, разработанные Далькрозом, постепенно усложняясь, оказывали влияние на весь психофизиологический облик человека, создавали правильные моторные привычки, укрепляли память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания, стимулировали творческую фантазию. Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, танцевать, петь (ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др.).

Всем профессиям, трудовым процессам также присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии, и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения.

Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Об этом прекрасно написал ученик Далькроза С.Волконский: «Ритмика воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять во внешности то, что внутри нас» (10, 17).

Далькрозу понадобились необычайная энергия, упорство, фанатическая вера в правоту своего метода, чтобы отстаивать его и в течение ряда лет добиваться признания. Он снимает помещение, в котором начинает проводить специальный курс ритмической гимнастики, и только в 1905 г. ему разрешают официально заниматься ритмикой в стенах Женевской консерватории.

6 стр., 2792 слов

Система эуритмики Эмиля Жака-Далькроза и ее основные идеи

... благосостояния родителей, а от одаренности ребенка. Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Жак-Далькроз говорил, что ... получивший образование в консерваториях Вены и Парижа, Далькроз известен еще и как основатель ритмической гимнастики, основоположник системы ритмического воспитания. Далькроз сам никогда не занимался ...

В эти годы Далькроз много пишет, критикует устаревшие методы обучения. Он подмечает, что многие педагоги часто во главу угла ставят преодоление технических трудностей в исполнительстве, упуская главное — эмоциональный отклик на музыку, умение воспринимать ее всем своим существом.

Далькроз считает необходимым раннее музыкальное развитие детей и их общее эстетическое воспитание. Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма.

В 1907-1908 гг. Далькроз активно демонстрирует свой метод, проводя показы в разных городах Швейцарии, затем Австрии, Германии, Голландии, Англии, Франции и других стран и всюду ему сопутствует огромный успех. В 1912 г. он побывал со своими учениками и в России.

В 1909 г. в Германии Далькроз встречает Вольфа Дорна — великолепного организатора культурных мероприятий, разносторонее одаренного человека (он был известным спортсменом-альпинистом, знатоком экономических и юридических наук, поклонником разных видов искусств, умелым предпринимателем).

Вольф Дорн предлагает Долькрозу переехать в Дрезден и обязуется изыскать средства для строительства Института музыки и ритма в Хеллерау, маленьком рабочем поселке под Дрезденом. За один год было выстроено великолепное здание (по проекту известного архитектора Генриха Тессинова) и в апреле 1911 г. институт открылся. В Хеллерау занимались студенты из многих стран, повсюду звучала немецкая, французская, английская, русская, испанская, польская, норвежская, голландская, датская, шведская речь. Душой студентов был мсье Жак, как звали Дальероза ученики — человек огромного обаяния, богатейшей фантазии, неутомимый рассказчик с чисто французским чувством юмора, феноменальный импровизатор (он не только сочинял музыку для занятий, но и выступал с концертами как пианист-импровизатор).

В Институте музыки и ритма занимались не только взрослые, но и дети местных мастеров — деревообделочников. Музыкальное развитие учащихся продвигалось быстрыми темпами, они не испытывали утомления: сложные ритмические задания сменялись ритмизированными играми с мячами, лентами, серсо. В старших группах стали вводиться пластические этюды, предназначенные для передачи в движении эмоционально-образного содержания музыки. Взрослым преподавалась ритмика, художественная гимнастика (пластика), танец, сольфеджио, гармония, обучение игре на фортепиано, импровизация, хоровое пение, анатомия и физиология.

В институте был оборудован зрительный зал, где применялись ступенчатые конструкции, на которых происходило действие, к ним крепились декорации, использовалась светомузыка и другие новинки театральной постановочной техники. Все это, вкупе с невиданной еще ритмичностью учеников Далькроза, создавало незабываемое зрелище.

Каждую весну проводились фестивали а в 1913 г. Далькроз поставил оперу Глюка «Орфей», выступив в качестве режиссера и дирижера. Ученики играли в массовых сценах, создавая пластические образы обитателей рая и ада.

Институт музыки и ритма привлекал внимание людей разных стран, там побывали многие известные деятели культуры: Гордон, Крэг, Бернанд Шоу, Эптон Синклер (описавший институт в одном из своих романов), Анна Павлова и многие-многие другие. В процессе тех лет появилось немало восторженных откликов о ритмике.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное ... психических процессов, а также дается возрастная периодизация психофизиологического развития ребенка. Проблеме развития музыкальных способностей уделяется большое внимание в исследованиях Н.А. ...

К сожалению, институт просуществовал недолго — до 1914 г. (развязалась первая мировая война).

Далькроз был вынужден уехать из Германии. Возвратившись в Женеву (Швейцария была нейтральной страной), Далькроз в 1915 г. открывает новый институт музыки и ритма, которым он руководил до последних дней своей жизни, даже будучи тяжело больным.

Из стен института Хеллерау вышло много преподавателей, среди них несколько русских, которые продолжили развивать метод Далькроза в России; наиболее выдающиеся из них Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер (Москва), С.М. Волконский, Н.В. Романова (Петербург) и другие.

Далькроз высоко ценил своих русских учеников, возлагая особые надежды на курсы ритмики, открытые в Петербурге и Москве. Он писал: «Мы знаем, что среди всех, вне Хеллерау учрежденных курсов метода Жака-Далькроза, никогда не было проявлено большего увлечения и высказано более глубоко понимания внутренней стороны ритмической гимнастики, чем у вас. Вот почему, полные ожидания, взираем мы на вас, на то новое, что вы внесете в ритмическое воспитание» (11, 5).

И действительно, надежды Далькроза оправдались, в нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой стали Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова, Н.П. Збруева, В.Е. Яновская, В.А. Шукшина, их ученики и последователи. Рассматривая Ритмику как часть общего эстетического воспитания, российские ритмисты придали ей определенную целенаправленность, разработали специализированную методику преподавания в различных учебных заведениях.

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель — активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, — вот основной девиз любого ритмического занятия.

.2 Влияние занятий ритмикой на развитие детей

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.

Вот как об этом писала основоположник советской ритмики Н.Г. Александрова: «Откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время его занятий по ритмике? Очевидно, от музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемым этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?» (12, 249).

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... педагогические условия и методические приемы при обучении музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова ...

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает).

Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп — все это может отражаться и в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально — эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие ... ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка ... особые требования, в том числе и в области специальных упражнений. Специфика этих требований в хореографическом ...

Выводы по первой главе

Далькроз высоко ценил своих русских учеников, возлагая особые надежды на курсы ритмики, открытые в Петербурге и Москве. Он писал: «Мы знаем, что среди всех, вне Хеллерау учрежденных курсов метода Жака-Далькроза, никогда не было проявлено большего увлечения и высказано более глубоко понимания внутренней стороны ритмической гимнастики, чем у вас. Вот почему, полные ожидания, взираем мы на вас, на то новое, что вы внесете в ритмическое воспитание» (11, 5).

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель — активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, — вот основной девиз любого ритмического занятия.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика — это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно — как ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях и способностях

Глава II. Содержание ритмико-танцевального комплекса

.1Музыка как одно из основных составляющих ритмико-танцевального комплекса

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Для развития творческой исполнительной деятельности в танце, детям нужно более углублено изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения — это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

Большое влияние на успешность решения задач ритмики оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения — помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала, -а так же развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки и, что, несомненно, важно, теоретического изучения основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).

Таким образом, с первых лет жизни, ребенка просто необходимо воспитывать посредством хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

.2 Гимнастические упражнения в ритмико-танцевальном комплексе

Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой схему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы) выполняемые в заданном темпе и ритме. (17, 19).

Воздействие гимнастических упражнений на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

В целом направленное воздействие гимнастики заключается в поддержании здоровья в гармоничном, физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частые задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Большинство гимнастических упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны — что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности.

Отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия.

Основные гимнастические упражнения в ритмико-танцевальном комплексе:

·Упражнения для головы: повороты в стороны, с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед и назад, круговые вращения;

·Упражнения для рук: круговые, поднимания и опускания — по характеру маховые или напряженные, одновременные и поочередные с различными сочетаниями действий кистями, предплечьями, плечами;

·Упражнения для туловища: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания — с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

·Упражнения для ног: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разными сочетаниями действий стопами, коленями, бедрами;

·Прыжки.

Все гимнастические упражнения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с акцентом на отделы позвоночника (шейный, грудной и поясничный).

Необходимо чередовать статические и динамические упражнения. Следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения. Акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы. Желательно свободное равномерное дыхание, но допускается кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение. Нужно постепенно усложнять упражнения и чередовать медленный и быстрый темп.

.3 Танцевальные движения

В ритмико-танцевальном комплексе определенное место занимает изучение танцевальных движений и несложных танцев. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.

Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития, улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче грациозней двигаться, становиться раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Обучение танцам расширяет кругозор. Обучающиеся знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.

В народных танцах и хороводах выражен народный темперамент, смелый и вольный дух, широта натуры, гуманизм и оптимизм. Народные танцы помогают формировать чувство национальной гордости, приобщают к фольклору и художественным традициям разных народов. Историко-бытовые танцы отражают особенности отдельных исторических эпох. Многие из них, будучи принадлежностью какой-либо народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились международными. Так было с менуэтом, полонезом, вальсом, полькой, мазуркой. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали на исполнение свой отпечаток. Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов. Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений, они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. Танцы, пляски, хороводы, обычно делят на две группы: зафиксированные и свободные. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Особое место в этой группе занимает характерный танец — плясовые элементы в нём соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.

Важно осознать необходимость танцевальной подготовки, научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений.

Выводы по второй главе

С первых лет жизни, ребенка просто необходимо воспитывать с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. В целом направленное воздействие гимнастики заключается в поддержании здоровья в гармоничном, физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частые задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка. Важно осознать необходимость танцевальной подготовки, научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений.

Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребенок научится тем вещам, которые очень пригодятся в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития, улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче грациозней двигаться, становиться раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Педагоги учреждений дополнительного образования должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть «прекрасное» в окружающей жизни. Живое эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, дает положительный результат.

Глава III. Ритмико-танцевальный комплекс в детском хореографическом коллективе

Основной целью нашей выпускной квалификационной работы является составление ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе. Ритмико-танцевальный комплекс состоит из:

а) Гимнастических упражнений:

·Упражнения для головы: повороты в стороны, с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед и назад, круговые вращения;

·Упражнения для рук: круговые, поднимания и опускания — по характеру маховые или напряженные, одновременные и поочередные с различными сочетаниями действий кистями, предплечьями, плечами;

·Упражнения для туловища: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания — с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

·Упражнения для ног: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разными сочетаниями действий стопами, коленями, бедрами;

·Прыжки.

б) Танцевальных движений:

·Ходы, шаги (бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, тихая, осторожная ходьба, пружинистый шаг, шаг с подскоком, шаг «Польки»);

·Бег (легкий бег, неторопливый, танцевальный или пружинистый бег, стремительный бег, широкий бег, высокий бег);

·Прыжки;

·Подскоки (легкие, сильные);

·Верчения;

·Галоп.

Одним из основных составляющих ритмико-танцевального комплекса является музыка.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

.1 Музыкальное оформление

Подбору репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи.

В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений. В 20-40-е гг., ХХ в. когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и других), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50-60-е гг., ХХ в. когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и других), возникает новая тенденция — к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.

Основными принципами отбора репертуара для ритмико-танцевального комплекса являются:

·художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

·моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

·разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

·соответствие движений характеру, образам музыки;

·разнообразие движений (танцевальные, гимнастические упражнения).

.2 Основные движения

Самыми доступными движениями как для детей, так и для взрослых являются естественные, или основные, движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног

Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют ее общий характер, улавливают ее настроение. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, задорно, лукаво, озорно, блестяще, бойко, празднично, а другие — мягко, спокойно, нежно, плавно, безмятежно, напевно, протяжно, простодушно, задумчиво, приветливо и т.д. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечет за собой и изменение характера движений.

В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъемно; с разной силой, объемом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности.

Гимнастические упражнения:

·Упражнения для головы: повороты в стороны, с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед и назад, круговые вращения;

·Упражнения для рук: круговые, поднимания и опускания — по характеру маховые или напряженные, одновременные и поочередные с различными сочетаниями действий кистями, предплечьями, плечами;

·Упражнения для туловища: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания — с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

·Упражнения для ног: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разными сочетаниями действий стопами, коленями, бедрами;

Танцевальные движения:

·Ходы, шаги (бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг,шаг на носках, тихая, осторожная ходьба, пружинистый шаг,шаг с подскоком, шаг «Польки»);

·Бег (легкий бег, неторопливый, танцевальный или пружинистый бег, стремительный бег, широкий бег, высокий бег);

·Прыжки;

·Подскоки (легкие, сильные);

·Верчения;

·Галоп.

Необходимо учитывать усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений. Например, задание, совершенствующее навык подпрыгиваний-поскоков, рекомендуется выстраивать от простых подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.

Многие движения изучаются не изолировано, а последовательно, в определенном порядке, так как одни движения создают двигательную основу для других, подготавливают к их быстрому освоению. Следовательно, при подборе не только музыкального материала раздела, но и двигательного существует своя логика, четкая последовательность, соблюдается принцип постепенного усложнения.

.3 Примерное содержание ритмико-танцевального комплекса

Данный ритмико-танцевальный комплекс рассчитан на 15 минут. В нем используются следующие гимнастические упражнения:

·Упражнения для головы: повороты в стороны, с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед и назад, круговые вращения;

·Упражнения для рук: круговые, поднимания и опускания — по характеру маховые или напряженные, одновременные и поочередные с различными сочетаниями действий кистями, предплечьями, плечами;

·Упражнения для туловища: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания — с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

·Упражнения для ног: поднимания и опускания, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разными сочетаниями действий стопами, коленями, бедрами;

·Прыжки.

Далее используются танцевальные движения:

·Ходы;

·Шаги из бального танца, народного танца, детского танца;

·Прыжки (разножка, в повороте по VI поз., с поджатыми ногами);

·Хлопки;

·Бег на месте или в небольшом продвижении;

·Махи руками;

·Упражнения для бедра;

·Пружинные движения;

·Релеве на полупальцы.

Выводы по третьей главе

Наша работа заключается в изучении и анализе научно-методической литературы, отражающей теоретические основы и методологические подходы к составления ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе.

Подбору репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены поставленные цель и задачи.

Самыми доступными движениями как для детей, так и для взрослых являются естественные, или основные, движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног

В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъемно; с разной силой, объемом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности.

Многие движения ритмико-танцевального комплекса изучаются не изолировано, а последовательно, в определенном порядке, так как одни движения создают двигательную основу для других, подготавливают к их быстрому освоению. Следовательно, при подборе не только музыкального материала раздела, но и двигательного существует своя логика, четкая последовательность, соблюдается принцип постепенного усложнения.

Заключение

Тема нашей выпускной квалификационной работы «Ритмико-танцевальный комплекс в детском хореографическом коллективе»

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось составление ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе. В работе четко указаны пункты содержания ритмико танцевального комплекса. Поэтому, мы считаем , что цель достигнута.

В выпускной квалификационной работе были поставлены задачи, которые мы выполнили:

·Изучили теоретические источники на тему ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе;

·Выявили значение ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе;

·Определили влияние ритмико-танцевального комплекса на развитие танцевальных способностей в детском хореографическом коллективе;

·Определили методы и приемы составления ритмико-танцевального комплекса в детском хореографическом коллективе;

·Прыжки.

Далькроз высоко ценил своих русских учеников, возлагая особые надежды на курсы ритмики, открытые в Петербурге и Москве.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель — активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, — вот основной девиз любого ритмического занятия.

С первых лет жизни, ребенка просто необходимо воспитывать развитием хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Направленное воздействие гимнастических упражнений заключается в поддержании здоровья в гармоничном, физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частые задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Важно осознать необходимость танцевальной подготовки, научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия.

Педагоги учреждений дополнительного образования должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть «прекрасное» в окружающей жизни.

Живое эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, дает положительный результат.

Подбору репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены поставленные цель и задачи.

Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют ее общий характер, улавливают ее настроение. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, задорно, лукаво, озорно, блестяще, бойко, празднично, а другие — мягко, спокойно, нежно, плавно, безмятежно, напевно, протяжно, простодушно, задумчиво, приветливо и т.д. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки , появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечет за собой и изменение характера движений.

В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъемно; с разной силой, объемом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности.

Многие движения ритмико-танцевального комплекса изучаются не изолировано, а последовательно, в определенном порядке, так как одни движения создают двигательную основу для других, подготавливают к их быстрому освоению. Следовательно, при подборе не только музыкального материала раздела, но и двигательного существует своя логика, четкая последовательность, соблюдается принцип постепенного усложнения.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмические движения под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика — это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно — как ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помогать детям, быть здоровыми, определиться в их желаниях и способностях.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-ritmike-na-temu-razvitie-tantsevalnyih-dvijeniy/

Основные источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-ritmike-na-temu-razvitie-tantsevalnyih-dvijeniy/

Бекина С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение — 1983.

2Борышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф — 2001.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение — 1982.

Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия. М.: Просвещение — 1984.

Зимина А.Н. Музыкальные игры. М.: Просвещение — 1971.

Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение — 1985.

Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения. М.: Просвещение — 1991.

Чибрикова А.Е. Ритмика. М.: Издательский дом Дрофа — 1998.

Сб: Система эстетического воспитания. — М., 1962.

Волконский С.М. Ритмическая гимнастика. Листки курсов ритмической гимнастики. — 1913. — №1.

Жак-Далькроз Э. Листки курсов ритмической гимнастики. — 1913. — №1

Рассохина В. Н.Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране /Из прошлого советской музыкальной культуры. — М., 1982. — Вып 3.

Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс — 2002.

Франко Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., Советский композитор, 1989.

Климов А. Основы русского народного танца М., Искусство, 1981.

Лифиц И.В. Ритмика М., Академия, 1999.

Петрова В.П. Музыкальные занятия с малышами. М., Просвещение, 1993

Янкелевич Е.И. Осанка красивая, походка — лёгкая. — М., 2001.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» М., ВЛАДОС 2004 г.

Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма М., Дошк. восп. 1991- № 1

Руднева С.Д., Фили Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Отечественные журналы:

·Балет

·История Балета

·Воспитание Детей

·Антураж

·Музыка