Обучение младших школьников основам эстрадного танца в детском хореографическом коллективе

Дипломная работа

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1. Содержание, формы и методы обучения эстрадному танцу младших школьников в детском хореографическом коллективе

При работе в коллективе педагог не должен забывать об отдельной личности. В соответствии с этим для оптимизации процесса обучения в детском хореографическом коллективе необходимо:

1. совершенствование структуры и содержания хореографической деятельности участников коллектива;

2. создание коллективного общения между детьми;

3. воспитание у детей культуры личностного восприятия друг друга;

4. индивидуальный подход к обучающимся;

5. развитие саморегуляции поведения;

6. самоутверждение в коллективе;

  • Прежде чем приступать к обучению детей педагог должен разработать план предстоящей деятельности. В плане должны быть указаны методы, приемы обучения, формы организации занятий.

Немаловажную роль играет эффективность действий педагога. При разучивании упражнений преподаватель должен следить за исполнением, если возникают трудности помочь и исправить ошибки, оценивать полученный результат. При данном подходе к занятиям преподаватель проявляет свои творческие способности и определяется уровень его педагогического мастерства.

Действия педагога и воспитанника в коллективе определяются с помощью дидактических принципов. Рассмотрим принципы, которые необходимо использовать в работе с детьми.

Принцип сознательности и активности. Предполагает воспитание осмысленного отношения к занятиям, заинтересованности и творческого подхода к изучаемому материалу – двигательному действию. Педагог в процессе формирования двигательного навыка должен:

1. правильно ставить задачу обучения, объяснять технику исполнения танцевального материала с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

2. воспитывать у танцоров самооценку действий путем использования различных приемов (рассказа, видео материалов, показывающих технику исполнения);

3. стимулирование у воспитанников проявляемой инициативы для дальнейшего развития;

4. привлечение детей к деятельности в коллективе, помощи партнеру по танцу, анализу его действий.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... и внутреннего облика человека. Данная дипломная работа раскрывает особенности работы педагога бальных танцев с детьми в хореографической школе искусств «Карамель». Цель дипломной работы: создание авторской программы по бальному танцу для детей 7-9 лет первого года обучения, которая обеспечит эффективное функционирование ...

Принцип наглядности. Создание полного представления о технике. Следует достичь лаконичного и доступного объяснения материала. Учитываются психолого-физиологические особенности детей, а также уровень подготовки и отношение к обучению.

Принцип доступности. Главное в данном принципе изложение материала так, чтобы он был легким для выполнения, но в тоже время сложным, чтобы заинтересовать воспитанников и показать способности учеников. Раскрывается в методических правилах педагогики: от простого — к сложному; от неизвестного — к известному.

Принцип систематичности — переход от одного этапа к другому, от одной задачи к другой. Данный принцип предполагает:

1. определенную последовательность выполняемых упражнений.

2. повтор и закрепление пройденного материла.

3. чередование работы и отдыха для оптимальной работоспособности учеников.

4. постоянное двигательное совершенствование путем внедрения новых и более сложных упражнений.

Рассмотренные принципы обучения дополняют друг друга. При совместной реализации они позволяют достигать высокого результата.

Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры на занятиях эстрадного танца начинается с развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. В основе танцевальной школы эстрадного танца лежат тренирующий, обучающий и воспитывающий факторы. Занятия современным эстрадным танцем поддерживают хорошую физическую форму, улучшают осанку и походку, развивают чувство ритма и выступают, своего рода психологической разрядкой.

Обучение эстрадному танцу сопряжено с огромной физической нагрузкой. В связи с этим в учебном процессе необходимо использовать развивающие упражнения (ОРУ), несложные по технике движения, доступные занимающимся и выполняемые с целью улучшения функционального состояния организма.

Главной характеристикой этих упражнений является простота материала и возможность постепенного усложнения. «от простого к сложному», что позволяет обучать детей разного возраста и подготовки.

Очень эффективны для разогрева следующие упражнения:

1. упражнения для рук и плечевого пояса;

2. упражнения для шеи;

3. упражнения для ног и тазового пояса;

4. упражнения для туловища;

5. упражнения для всего тела.

Тремя главными физическими качествами, которые необходимы для успешной работы над эстрадным танцем, являются сила, выносливость и гибкость. Остановимся подробнее на каждом из них.

Силовые качества можно развить с помощью многократного поднятия тяжести корпуса (качание пресса, спины, отжимания) и исполнения заданных упражнений с максимальной скоростью.

Выносливость — умение организма стойко переносить продолжительные нагрузки, противостоять утомлению. Различают локальную и общую выносливость. Для локальной выносливости характерно участие ограниченного числа мышц при неоднократном повторении упражнений. Когда же в упражнениях принимают участие многие группы мышц и в связи с этим нагрузка идет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы происходит развитие обшей выносливости. Примером может служить бег на месте, прыжки.

7 стр., 3470 слов

Биомеханический анализ техники физических упражнений в художественной гимнастике

... биомеханический синтез упражнений с предметами Методы: анализ и синтез движений, распространенные на построение упражнений с предметами в художественной гимнастике на примере бросков; разбор программы обучения высоким броскам, выполнявшее в сочетании с упражнениями без ...

Третье физическое качество – гибкость. Амплитуда движений танцора напрямую зависит от развития гибкости в мышцах и суставах. Если уделять внимание только силовым упражнениям, это может привести к ограничению подвижности в суставах и к их закрепощению. Поэтому главным становится сочетание силовых упражнений с упражнениями на гибкость. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость представляет собой подвижность суставов за счет прогрессивной работы мышц (фиксирование ноги на 45, 90 и 120 градусов, гранд батманы).

Поэтому для развития активной гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды движения, и развивается фиксация в суставах на предельной высоте.

Пассивная гибкость в отличие от активной зависит от силы тяжести тела или его частей. Данный вид гибкости можно развивать с помощью партера – наклоны к ногам в парах; с опорой на станок — всевозможные наклоны корпуса вперед к станку и от станка назад к ноге; также одним из действенных упражнений является опускание в шпагат. Для развития пассивной гибкости следует выполнять неоднократное повторение активных действий — наклоны с рабой нескольких центров и фиксацию в различных позах – мост, шпагат складка.

Существует еще один вид упражнений, принадлежащий к группе общеразвивающих. Чтобы добиться высокого результата при выполнении упражнении на гибкость, выносливость и силу необходимо между ними делать паузы. Так называемые паузы – это упражнения на расслабление.

Особое значение на занятиях эстрадного танца имеет умение воспитанников расслаблять мышцы произвольно. Это происходит за счет использования метода контрастных действий – сильные напряжения чередуются с быстрыми расслаблениями. Можно применять также потряхивания, батманы с расслаблением и даже приемы самомассажа.

Рассмотрим наиболее действенные методы обучения эстрадным танцам. Их можно разделить на 4 вида:

1. метод обучения по показу;

2. метод обучения по рассказу. Применяется в разучивании простых упражнений, а также для активизации внимания танцоров. Происходит указание исходного положение и краткое объяснение выполняемого движения;

3. комбинированный метод включает показ педагогом с одновременным объяснением;

4. метод разделения на составные части. Вводится в процесс обучения для разъяснения материала и исправления ошибок при изучении сложно координированных движений;

  • Самым главным считается правильная постановка стоп. При ходьбе стопа поворачивается слегка наружу, а при беге ставится по прямой линии. Нужно стараться избегать чрезмерного расслабления мышц ног и нельзя держать их в постоянном напряжении. Корпус должен быть в фиксированным положении, а колебания сведены до минимума. Существуют следующие виды бега: простой;
  • с высоко поднятыми коленями;
  • со сгибанием ног назад;
  • ножницы;
  • с крестным шагом в сторону или вперед;
  • с движениями рук или других центров;
  • с остановками;
  • с поворотами;
  • Один из важных методов обучения эстрадным танцам является целостный метод. В отдельных случаях применяется метод расчленения.

Устойчивость равновесия напрямую зависит от площади опоры. К упражнениям на развитие равновесия относятся — на всей стопе, на полупальцах и с опорой на одну ногу, на вращения, в наклоне.

29 стр., 14356 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... затрудняет последующее обучение детей. Все вышеперечисленное обусловило проблему исследования: каковы возможности занятий изобразительным искусством для развития мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом. Тема исследования: развитие мелкой моторики руку учащихся с детским церебральным ...

Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести над площадью опоры.

Так же использовались такие действенные методы воспитания и развития личности, как: традиционные – убеждение, поощрение, принуждение и нетрадиционные – стимулирование, создание ситуации успеха, метод рефлексии.

Остановимся подробнее на нетрадиционных методах воспитания, используемых в работе с детьми.

Фантазии для ребенка являются неотъемлемой частью жизни. С помощью воображения дети могут создать вокруг себя необыкновенный мир, представить удивительных животных или вообразить себя фантастическим героем.

Опираясь, на работу известного психолога М.Клайн в занятие хореографией были введены необычные задания, которые помогли развить в детях такие обобщенные понятия как мягкость, тяжеловатость, полетность и т.д. Дети создавали определенные образы животных, птиц передавали под музыку их типичные выразительные движения, характер и настроение.

В процессе обучения и воспитания нами использовалась методика М.Фельденкрайза с целью восстановления грациозности и свободы движений Важным фактором в этой методике стало искусство самовыражения через движение в эстрадном танце

Метод стимулирования нашел свое отражение во введении различных игр в урок хореографии. В игре «Придумай сам» танцоры придумывали индивидуальные или групповые «картины» по различным сюжетам. Детям, придумавшим оригинальную, необычную фигуру отдавалось наибольшее предпочтение и похвала. Но особенно поощрения заслуживали дети, которые смогли преодолеть стеснение, неуверенность и достигнуть красоты в движении. В осмыслении движения важную роль играет выразительность движения, его одухотворенность.

Гибкость является одним из наиболее важных физических качеств танцора. Без способности выполнять движения с большой амплитудой исчезает выразительность, пластичность движения. При недостаточной подвижности в суставах невозможно совершенствовать технику, в связи с ограничением и скованностью движения.

Наиболее эффективными упражнениями для развития гибкости в тазобедренных суставах и позвоночного столба стали наклоны туловища из различных исходных положений и в различных направлениях, «мост» из положения, лёжа на спине и наклоном назад, мост из положения стоя на коленях; маховые движения ногами на полу, на четвереньках, стоя. Для развития подвижности в плечевых суставах использовались круговые движения руками в различных плоскостях, работа плечами симметрично и ассиметрично; работа несколькими центрами (работа плеч в соединении с плие).

Хороший эффект показало выполнение покачивания вперёд и назад в положении «мост».

Физическая подготовка гармонично развивает все качества танцора. Так большое значение на занятиях придавалось воспитанию правильной осанки. У детей исключались: сутулость, излишний поясничный прогиб, косолапость. Но по сравнению с остальным наибольшее внимание уделялось развитию координационных способностей. Для достижения хороших результатов использовались специальные упражнения на выработку координации движений. Вырабатывалось умение изолированно двигаться разные части тела – центры, быстро переключаться с одного движения на другое с различной степенью сложности.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... организма. Главным направлением в работе над музыкально - ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только ...

Упражнения на координацию усложнялись постепенно и поэтапно от одновременных, однонаправленных движений руками и ногами до разнонаправленных асимметричных движений руками в сочетании с движениями разноименной ногой. Данные упражнения направлены не только на развитии координации, но и на развития восприятия, мышления и даже воображения.

Чтобы воспитанникам легче давался материал, применялся метод постепенного разучивания. Сначала были более простые упражнения из двух центров (например, наклоны головы в сочетании с полупальцами), затем из трех и более центров (прыжок на месте правой ногой по трем точкам: спереди, в стороне и сзади, одновременная работа рук, согнутых в локтях и на каждый третий счет поворот головы от работающей ноги).

Вид упражнений, где одновременно приходят в действие, три и более центров считается самым трудным в освоении, поэтому для достижения нужного результата понадобился еще один вид упражнений. Завершающим этапом стали упражнения, в которых происходила смена направлений движения частей тела (руки по очереди на талию, на плечи, вытягивание их наверх, затем снова на плечи и заканчивается, руки по очереди возвращаются на талию).

Упражнения выполнялись стоя на месте, с прыжками и в передвижении.

Необходимыми условиями для развития координации воспитанников стали разнообразные движения, ускорение темпа, постепенность в усложнении задач.

На последующих этапах обучения внимание учащихся сосредоточивалось на осознании уже полученных навыков и ознакомлении их с элементами модерн танца, с основными правилами и закономерностями данных видов хореографии.

Далее у танцоров происходило последовательное накопление танцевального опыта, приобретение автоматических навыков в таких танцевальных движениях, как балансэ, волнообразные движения руками, волны корпусом в сочетание классических позиций рук и ног.

Навык сложных координаций ног, рук, корпуса и головы, которые необходимы для исполнения этих движений, позволяло быстро освоить детям и незнакомые движения данных направлений той же степени трудности. Это давало возможность более свободного использования танцевальной лексики для раскрытия содержания танца.

Чтобы разнообразить процесс обучения и сделать его наиболее интересным в методику разучивания движений был введены элементы соревновательности. Вопросы педагога: «Кто самый лучший?», «Кто у нас в зале красивее всех?», «А сейчас я посмотрю на каждую из линий, и мы выберем самых старательных и внимательных танцоров».

Выбор лучших исполнителей активизируют воспитанников и дают толчок к трудолюбию к тому, чтобы стать еще лучше и попасть на место выбранной группы.

Это способствовало формированию у детей двигательных навыков, закреплению и совершенствованию двигательных умений.

Уровень двигательных навыков и умений оценивался при выполнении двигательных упражнений. Для выявления результатов были проведены зачетные занятия.

В зависимости от педагогических задач по обучению эстрадному танцу применялись различные формы занятий: обучающая, тренировочная контрольная, разминочная, показательная

Гармоничное развитие танцора представляет собой согласие таких важных компонентов как умственные и физические качества, интеллект и чувства, осознание дисциплины и раскрепощенность.

39 стр., 19500 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... «ритм» более обширен и включает перечисленные системы движений. Здесь также необходимо определить четкость позиций и уточнить подчиненность понятий «ритм» и «танец». Ритм как «музыкальная система физических упражнений для ритмического воспитания» ...

Все это возможно только при целостности педагогического процесса, когда преподаватель творчески подходит к работе, разработан педагогический инструментарий и поставленные задачи обучения и воспитания решаются средствами, связанными с художественной спецификой занятий.

Поэтому процесс обучения построен в соответствии с психолого-физиологическими особенностями детей и их интересами.

По форме организации деятельности учащихся занятия были разделены на:

1. коллективные – единый сформированный ансамбль с солистами-помощниками. Детям предоставляется возможность помогать при постановке танца.

2. групповые– разделение воспитанников на группы от трех до шести человек для составления хореографических композиций. Дети, имеют общие цели, между ними происходит активное взаимодействие.

3. парные – приобщение к деятельности двух танцоров для наиболее эффективной работы и создания дуэтных номеров.

4. индивидуальные – подготовка солиста в танце. Индивидуальный подход к обучению воспитанника для его дальнейшего роста и создания сольного номера.

Отметим то главное, что не следует забывать в работе над эстрадным танцем. С самых первых занятий должна быть поставлена задача формирования в воспитанниках правильной постановки корпуса, головы, рук, ног. Достижение грамотности в движении начинается с разучивания шага, бега и простейших прыжков (подскоков, галопа).

При выполнении этих упражнений вырабатывается правильная осанка, что является первоосновой для дальнейшего освоения эстрадного танца.