«Эстрадный танец в репертуаре детского танцевального коллектива» методическая разработка

Аттестационная работа

Детский эстрадный танец – это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которого выражена в чётком драматургическом построении, — со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета. Драматургия может опираться на такое расположение хореографического материала, которое само по себе создаёт смысловое, эмоциональное и темповое нарастание номера. Каждый эпизод танцевального номера воплощён предельно выразительным приёмом, танцевально-игровым или просто танцевальным. Также, желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности – либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения. Детский эстрадный танец задумывается обычно для конкретных исполнителей и максимально выявляет их индивидуальные возможности. Репертуар для младших школьников, где танец, его образно-выразительные характеристики подчас являются главными средствами при создании художественной образности. Работая над постановкой номеров, руководитель должен находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста. С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Следует подбирать такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение также должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений. Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

13 стр., 6240 слов

Классический танец

... в ансамбле народного танца. Предметом исследования - классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих ... собственные достижения и просчеты, выработать верные ориентиры дальнейшего развития современного детского танцевального творчества, найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя ...

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей младшего школьного возраста.

В детском танцевальном коллективе «Страна чудес», последние три года наблюдается тенденция к шуточным номерам. Детей в большей степени привлекают сюжетные и юмористические номера с игровыми элементами. В таких номерах больше развиваются актёрские способности детей. Так же эти номера несут радость жизни, и хорошее настроение.

В коллективе остаются и номера другого плана. В целях патриотического воспитания это и «У войны не женское лицо» (сюжетный), «Солдатка» (сюжетный), «Золотой рассвет», в стиле модерн — «Бесприютная душа», «Ангелы любви», джаз-модерн — «Перекрёсток», «Противоречие», стилизация — «EVITA» и другие. Каждый номер соответствует возрастной категории детей.

В данной работе представлен детский сюжетно-игровой танец: постановка 2015 года — «Сырная история», для детей 7-10 лет.

Паспорт танца

Сырная история

Форма и жанр танца: Ироническая сказка.

Постановщик: Педагог дополнительного образования, руководитель детского танцевального коллектива «Страна чудес»

Запись танца: Макаренко Инны Владимировны.

Танец построен на основе движений ритмического воспитания.

Тема номера: Семейная история.

Идея номера: Взаимоотношение, разрешённый конфликт, дружба и взаимовыручка.

Сверхзадача номера: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии. С помощью искусства эстрадного танца приобщение учащихся к миру прекрасного, развитие их художественного вкуса. Задачей данного номера является дружба и доброта. Для друга ничего не жалко.

Краткое содержание: Ни такой я жадный как вы обо мне думаете.

Драматургия танца:

экспозиция – выход мышат, завязка – появление мышки с сыром, развитие действия – попытка отобрать сыр у мышки, кульминация – борьба за сыр, развязка – выход мышки с поделенным сыром, для всех.

Особенности композиции:

I часть – выход мышек, II часть спор из-за сыра, III часть – примирение, уход.

Характеристика музыкального сопровождения: Песенка бурундуков. Музыкальный размер 4/4. Характер весёлый, озорной. 12 частей по 8 тактов. 5-ая и 7-ая части в стиле рэп.

Характеристика исполнителей: в танце принимают участие 10 исполнителей. Главные действующие лица – 2 больших мыши, 8 маленьких мышат. Возраст участников 7-10 лет.

Описание реквизита: Большой кусок сыра, небольшие кусочки сыра, соединённые на одну верёвку. Сыр изготовлен из пенопласта.

Описание сценографии: Световая партитура – общий свет.

Описание костюмов: 2 большие мышки – серые комбинезоны, головные уборы, имитирующие головы мышей с огромными ушами, и кепкой в клетку, гетры оранжевые с чёрными полосками. Чёрные балетки. Мышата – бриджи на оной лямке в красную клетку, серый хвостик, жёлтая футболка, кепка в красную клетку с ушками мышат, белые носочки и балетки.

Описание танца:

Условные обозначения:

М1 – мышонок первый

М2 – мышонок второй.

Мышонок 1 Мышонок 2

1-8 такты.

Выход мышек основным ходом. Впереди М1 .

9-10 такты.

Мышата смотрят вправо.

Из 1 кулисы по первому плану выходит М2 с сыром.

11-12 такты.

Мышата подбегают к М2 , прося у него сыр.

13-20 такты.

М2 убегает от них, мышата бегут за ним.

21-24 такты.

Пытаются отнять сыр движение №2

М1 отбирает сыр у М2

Мышата садятся на пол друг за другом.

25-28 такты.

Мышата исполняют наклон корпуса к зрителю, от зрителя, вытягивают руки к зрителю, качают головой.

В это же время М2 пытается отобрать сыр у М1

29-32 такты.

М1 убегает от М2

Мышата перекидывают ногу через голову впереди сидящего, поочерёдно.

33-36 такты.

И на коленях ползут по кругу. На последний такт встают.

М2 пытается догнать М1 .

М1 кладёт сыр в левый угол, на последний такт заходят в круг.

37-38 такты.

Мышата бегут из круга 8 шагов, с высоко поднятыми коленями.

39-44 такты.

Мышата идут по кругу основным шагом.

М1 и М2 в центре ругаются из-за сыра.

45 такт.

Самый маленький мышонок видит сыр и хватает его.

46-49 такты.

Все мышата бегут за ним.

М1 и М2 продолжают ругаться.

50-57 такты.

Мышата поочереди кусают сыр на каждый такт и передают друг другу.

1-2 – укус

3-4 – передача

Укусил, передал, встаёт на колени и ползёт по кругу.

Последний мышонок отдаёт сыр М1 .

58-61 такты.

М1 убегает от М2.

Мышата ползут по кругу на полукруг и садятся, широко расставив ноги.

62-70 такты.

Мышата (по парам) 1-2 – наклон друг к другу

3-4 – наклон друг от друга

1-2 – вытягивают руки вперёд

3-4 – качают головой.

Повторить 2 раза.

М1 и М2 сольная партия №2

На последний такт М2 отбирает сыр у М1 и убегает за первую кулису.

71-74 такты.

М1 стоит обиженный в центре

Мышата

1-2 – соединяют ноги впереди

3-4 – через правую сторону переводят ноги назад (лёжа на животе)

1-2 – прыжок в присед

3-4 – встать

3 такт – подбегают к М1

4 такт – жалеют его

75-78 такты.

1-2 – самый маленький мышонок подаёт ему руку

3-4 – М1 кладёт свою руку в его руку

1-2 – второй мышонок с другой стороны подаёт ему руку

3-4 — М1 кладёт свою руку в его руку

79-80 такты.

Мышата разбегаются спиной в две линии.

81-82 такты.

Держась за руки, мышата основным ходом двигаются вправо.

83-84 такты.

Держась за руки, мышата основным ходом двигаются влево.

85-86 такты.

Мышата смотрят вправо, выходит М2 , и тащит за собой кусочки поделенного сыра.

87-88 такты.

Мышата подбегают к верёвочке с сыром М1 бежит в конец линии.

89-90 такты.

Поднимают верёвочку с сыром.

91-96 такты.

Убегают за кулисы.

Описание движений

Основной ход.

Движение №1

1 такт.

1 – шаг вперёд, правой ногой, с высоко поднятым коленом. Колено развёрнуто в сторону.

2 — шаг вперёд, левой ногой, с высоко поднятым коленом. Колено развёрнуто в сторону.

3 — шаг вперёд, правой ногой, с высоко поднятым коленом. Колено развёрнуто в сторону.

4 – прыжок по 6-ой позиции.

2 такт.

Повторить 1 такт с левой ноги.

Движение №2

1 такт.

  1. Шаг назад правой ногой
  2. Шаг назад левой ногой
  3. Шаг назад правой ногой
  4. Шаг назад левой ногой

2 такт.

  1. Шаг вперёд с правой ноги
  2. Шаг вперёд с левой ноги
  3. Шаг вперёд с правой ноги
  4. Шаг вперёд с левой ноги

3 такт – повторить 1 такт

4 такт.

  1. Выпад на правую ногу вперёд
  2. Выпад на левую ногу назад
  3. Выпад на правую ногу вперёд
  4. Садятся, как бы падая.

1 соло мышей.

Правая нога вперед.

1 такт

И – приподнять носок правой ноги

1 – присесть, носок поставить

И 2 – повторить и раз

3 – (М1 наступает на М2, М2 отступает) шаг правой ногой,

4 — шаг левой ногой

2 такт.

1-2 – М2 наступает, М1 отступает назад

3 – М1 выпад вперёд, М2 выпад назад

4 – М2 выпад вперёд, М1 выпад назад

3 такт.

1 – М2 показывает рукой на сыр

2 – на себя

3 – 4 в свой рот, как бы говоря, что сыр съест он

4 такт

1 и 2 — М1 мотает головой в отрицание, наступая на М1

3 и 4 – М2 кивает в ответ, наступая на М1

5 такт

1 и 2 и 3 и 4 и – повторить 1 такт 1 и 2 два раза

6 такт.

И – поскользнуть на левой ноге

1 – правую ногу поставить на пятку вперёд

И — поскользнуть на правой ноге

2 – левую ногу вынести в сторону на 45 градусов, подъём сокращён

И 3 и 4 – повторить движение с левой ноги

7 такт.

Движением 6 такта меняются местами.

8 такт.

1 – сесть в глубокое приседание

2 – встать, руки вытянуть вперёд.

3 и 4 – машут руками.

9 такт.

Наступает М1 на М2 движением №2

10 такт.

Наступает М2 на М1 движением №2

11 такт.

1 – соскок правым плечом друг к другу во 2 параллельную позицию

2 — соскок левым плечом друг к другу во 2 параллельную позицию

3-4 – грозят друг другу кулаком

12 такт.

1 – соскок правым плечом друг к другу, грозя кулаком

2 — соскок левым плечом друг к другу, грозя кулаком

3 — соскок правым плечом друг к другу, грозя кулаком

4 – М2 соскок левым плечом друг к другу, грозя кулаком, М1 забирает сыр у последнего мышонка и убегает.

2 соло мышей.

1 такт.

М1 начинает с правой ноги, М2 с левой

1-2 — 2 прыжка на левой ноге, правая нога в сторону с сокращённым подъёмом на 90 градусов, и – согнуть колено, 1 – вытянуть колено, и 2 – повторить и 1.

3-4 – с другой ноги

2, 3, 4 такты.

Повторить 1 такт.

Заключение:

Благодаря данной аттестационной работе мы убедились в том, что детский эстрадный танец, как и другие виды хореографии, формируют у учащихся общую культуру личности, воспитывают патриотизм, трудолюбие, упорство, умение добиваться результатов. Номер «Сырная история» научил детей приемам актерского мастерства, где через роль учатся дружить, быть отзывчивыми по отношению к своим близким.

Приложение: Фотография костюмов, видеоматериал

Библиография:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/attestatsionnaya/na-temu-horeograficheskiy-detskiy-estradnyiy-kollektiv/

1. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. 2-е изд., испр. и доп./ Сост. Н. А. Александрова. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. — 624 с.: ил. — (Мир культуры, истории и философии).

2. Джазовый танец на эстраде: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство « ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. — 240 с.

3. Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады / Е. Кузнецов. — М. : «Искусство»,1958

4. Российский джаз. В 2- х т. Т. 2/ Под ред. К. Мошкова, а Филипповой. — СПб.: Издательство « Лань»; Издательство « ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. — 544 с.

5. Рыбакова Е.Л. Джаз в культуре России (конец XX — начало XXI века) / Е.Л. Рыбакова // Культурная жизнь Юга России. — Краснодар, 2007. — № 1. — С. 27-30

6. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре Росси / Е.Л. Рыбакова// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи, — СПБ. : 2007

7. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев — М.: «Искусство» , 2008.

8. Славский Р. Искусство пантомимы — М.: «Искусство»,2011.

9. Хрусталев, М. Эстрадный танец / М. Хусталев. — М. : «Театр», 1964,

№ 9

10. Ханнес А., Авербах Ю. Л. и др. Энциклопедия кругосвет. Балет. — Москва.

11. Шереметьевская Н.В. ‘Танец на эстраде’ — Москва: Исскуство, 1985 — 416с.

12. Эстрада в России. XX век. Лексикон. — М. : РОССПЭН, 2000- 784 с.

13. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М.: ?Олма-Пресс?, 2004 — 862 с.

14. Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах XX — XXI веков. Сб. ст. Вып. 1. М.: ГИИ. 2010. — 304с.