Народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма

Дипломная работа

народный танец патриотизм воспитание

Актуальность исследования состоит в том, что проблемы национального характера, национального самоопределения выдвинулись в число приоритетных проблем, определяющих своеобразие современного состояния мировой, в том числе российской, культуры. Активизация поисков своих национальных истоков и корней, интерес к традициям и обычаям своего народа и своей культуры, стремление возродить утраченные, сохранить еще живущие традиции характерны как для современной России.

Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, детских и молодежных организаций. Важное значение приобретает формирование личности, способной к социализации, уважающей права и свободы граждан, обладающей высокой нравственностью. В связи с этим одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народные танцы являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... направленного на формирование нравственного воспитания. Предмет исследования - процесс формирования нравственных ценностей средствами театрального искусства Гипотеза исследования заключается в следующем: театральное искусство может влиять на процесс формирования нравственных и эстетических ценностей у детей младшего ...

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов. России.

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, в российской педагогической традиции всегда были сосредоточием воспитательной системы.

В связи с этим значительно возрастает роль учреждений искусства и культуры, детских и молодежных организаций, способствующих духовно-нравственному становлению детей и молодежи.

В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии — Т.Д. Устиновой, И.А. Моисеевым, Н.С. Надеждиной, М.С. Годенко, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор,

Большой вклад в исследование народных танцев внесли: Г.Ф. Богданов, Н. И. Заикин, Н. А. Заикина, Г.В.Иноземцева, К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц и др.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад А.П. Ершова, И.Ф. Гончаров, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, В.А. Разумный, С.Т. Шацкий и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования В.В. Геращенко, С.Б. Жукеновой, Л.Д. Ивлевой, Э.А. Королёвой, Ю.М. Чурко, В.И. Уральской, М.Я. Жорницкой, Н.М.Яценко и др.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания исследовались А.А. Ароновым, В.В. Артамчуком, В.Г. В.Г. Бирковским, Д.М. Водзинским, A.M. Ветоховым, О.И. Волжиной, А.Н. Вырщиковым, Н.П. Дунаевым, Л.М. Архангельским, Л.П. Буевой, P.M. Гуровой, С.М. Иконниковой, и другими учеными.

Однако специальных работ, посвященных исследованию роли народных танцев в системе гражданско-патриотического воспитания, ещё не было.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в формировании гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.

Объект данного исследования — народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма.

Предмет исследования — процесс формирования гражданственности и патриотизма посредством народных танцев.

Цель данного исследования — изучение роли народных танцев в формировании гражданственности и патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма;

2. Рассмотреть понятие и виды народных танцев;

3. Дать общую характеристику русским народным танцам;

4. Исследовать специфику формирования гражданственности и патриотизма в Детско-юношеской хореографической школе г. Камышина.

5. Изучить особенности организации занятий по народно-сценическому танцу.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение.

База исследования: МОУ ДОД Детско-юношеская хореографическая школа г. Камышина.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования гражданственности и патриотизма средствами народных танцев

22 стр., 10912 слов

Проблема патриотизма. Формирование и воспитание патриотических ...

... работы: исследование особенности воспитания патриотизма у современной молодёжи. Объект исследования: Молодёжь призывного возраста Предмет исследования: Особенности воспитания патриотизма юношей ... косвенным доказательством распространенности и настоящих мечей среди широких масс свободных общинников в Древней ... неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации ...

1.1 Понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма

Среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм. И это закономерно. Ведь гражданин начинается с понятия «Родина», «Отечество» и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистине является источником духовной силы российских граждан.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию.

Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения.

Патриотизм — одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris — родина, отечество.

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. — М.: Русский язык, 1986.-С.543..

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1995. — Т.3. — С. 24. .

Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм — это система ценностей, которыми располагает человек и общество, чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознание ими своего долга и ответственности перед ним и за его будущее, совокупность идей, эмоций, настроений, отношений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины; это позиция гражданина, его деятельная любовь к своему народу и его истории.

Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Чувство патриотизма формируется с раннего детства. Дальнейшее развитие связано с становлением гражданственности.

Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Поведение личности выступает средством и результатом гражданско-патриотического воспитания, которое можно характеризовать через направленность личности, ее потребности и ценностные ориентации.

4 стр., 1549 слов

Театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка

... познавать культуры и традиции других народов. Таким образом, театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка сегодняшнего дня находится в стадии становления, ... учебного материалы и рождается инновационная модель воспитания личности с использованием театрально-педагогических технологий. В современной модели театральной педагогики уже сегодня можно выделить: Приёмы развития ...

В российской педагогике цели и задачи гражданского и патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали гражданственность и патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на содержание патриотизма — общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. — М., 1994. — Т. IV. — С. 488.

Замечательные слова К.Д. Ушинского, записанные в его дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности», определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А. Сухомлинский в книге «Воспитание гражданина» уделяет внимание формированию гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения.

Воспитание гражданской личности — это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. По утверждению Б.Т. Лихачева, «стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм» Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999.-С.76.

Патриотическое воспитание включает в себя формирование политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и готового встать на защиту Родины и своего народа. В интернациональном воспитании особое место занимает формирование культуры межнационального общения, нетерпимости к национальной ограниченности и шовинизма.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Поскольку само понятие «патриотизм» сложное, то и воспитание у молодежи этого чувства — процесс сложный и своеобразный, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии единства цели, методов, форм и средств, консолидации заинтересованных органов государственной власти, местного самоуправления, партий, движений, общественных организаций и объединений.

29 стр., 14371 слов

Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций ...

... культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 29]. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения ... опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, ...

Истинный патриотизм народа — благо для государства. Благодаря уму наших предков чувство патриотизма воспитывалось в каждом новом поколение, самопожертвование ради Отчизны стало чертой характера россиян. Благодаря этому Россия выстояла в многовековой борьбе с агрессорами. Во внешней политике Россия всегда придерживалась принципов добрососедских отношений, дружбы народов Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России ХХI века: концепция, программа и практика патриот. воспитания молодых граждан России / В. И.Лутовинов, И. И. Мельниченко. — М.: Светотон, 2004. С.16.

Патриотизм — явление наследственное, передающееся от сына к отцу, от поколения к поколению. Поэтому воспитание уважительного отношения к истории своего народа непосредственно связано живым общением молодого поколения со старшим — участником многих исторических событий нашей страны.

Гражданственность как фундаментальная база демократии включает в себя следующие приоритетные ценности: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность.

Итак, гражданственность — присущая, свойственная жителям форма правовых отношений между собой и их отношений с государством; воспитание — навыки поведения человека, привитые семьей, школой, обществом и проявляющиеся в личной и общественной жизни; воспитание гражданственности — систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по созданию условий для развития личности, позволяющих человеку позитивно и ответственно осуществлять правовые отношения с государством и с другими людьми; патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у жителей чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Н.В. Бордовская, А.А. Реан рассматривают гражданское воспитание как формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Основа формирования гражданственности состоит в воспитании, образовании, развитии молодого поколения. Основной процент населения во всем мире составляет молодежь в возрасте 16-25 лет. От того, какое образование они получат, зависят положение, состояние отдельной нации и всего мира. Человек только тогда считается гражданином страны, если он соблюдает и выполняет определенные обязанности как нравственная, образованная личность — патриот.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

10 стр., 4976 слов

Специфика детского танца

... Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведения о танцах разных народов ... 2. Характер и особенности ритмических рисунков детский танец В ритмической пластике движения должны ... воспитания. Наиболее важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является правильная организация физического воспитания. Общие задачи физического воспитания ...

Цель формирования гражданственности и патриотизма — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

1.2 Понятие и классификация народных танцев

Хореография («choreia» — пляска, «‘grafia» — графия) в переводе с греческого языка означает — искусство создания танцевальных форм.

Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.

Танец — вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.С.12.

Танец — это выражение мысли и чувства средствами условных движений — жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.

Танец, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

В хореографическом искусстве выделяют:

  • народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;
  • бытовой или бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;
  • профессиональное искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы.

16 стр., 7921 слов

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

... красоты окружающего мира. Глава I. Русский танец как историческое явление 1. Исторические истоки танцев славян Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со ... среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, ...

Понятие «танец» подразумевает «вид духовной деятельности, в которой пластика человека реализует его представления о мире и самом себе, а также формах взаимодействия человека с реальным и воображаемым окружением. Является ритмически организованным ритуально-игровым поведением, обретающим определенную пластическую форму, обычно эстетически осмысленную».

Основой танца в настоящее время являются «специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа.

Организующим началом танца ученые считают ритм и пластическую идею, проявляющиеся в первом случае либо в ритмоощущении танцора, либо в метроритмической структуре мелодии, звуковых образах, во втором случае — почерпнутая из наблюдений за действительностью пластическая идея носит изобразительно-подражательный характер.

Различные ученые в разное время к вопросу классификации, типологии танцев подходили по-разному. Так, Платон на основе двух критериев — 1) закона порядка движений человеческого тела или каденца, 2) звуковой гармонии, ритмизующих движениях человеческого тела — все пляски делил на следующие виды:

  • культовые пляски, в которых восхвалялись боги;
  • пиррические пляски, название которых идет от названия стопы в греческой стихотворной метрике;
  • данный вид пляски имел и другое название — военные пляски или упражнения с подобными подражательными движениями;
  • светские танцы, которые из-за исполнения их нимфами и сатирами называл еще «сомнительными» танцами.

В основе данной классификации, как видим, лежит принцип функционального назначения танца. Другой мыслитель древности Аристотель, исследуя хореографическую структуру танцев, разделил их на основе критерия характера движений на три вида :

  • общесимволические танцы, посредством которых выражаются отвлеченные общие идеи мироздания;
  • подражательные танцы, состоящие из различных подобных жестов, на основе которых впоследствии развился самостоятельный вид искусства — пантомима;
  • декоративные танцы, построенные на движениях с аксессуарами и являющиеся продуктом творческого полета, фантазии их создателя.

Однако, первую обоснованную попытку классификации танцев предложил Р.Д. Батчелор, который выделил четыре группы танцев:

  • танцы, построенные на подражании движениям цапли;
  • круговые танцы, исполняемые с постепенным наклоном корпуса вперед и назад;
  • танцы, исполнители которых раскачивались вперед и назад;
  • танцы, построенные на движениях первых трех групп.

Классифицируя танцы по одному или нескольким критериям, различают в танцевальном виде искусства фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный танцы, причем в фольклорном танце следует выделять пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской, фабрично-заводской субкультуры. Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р. Краус. Ученый выделяет пять групп танцев:

3 стр., 1299 слов

Кубанский танец — феномен русской народной хореографии

... казачью старшину, войсковое правительство и духовенство), и она стала тем каналом, через который региональная культура вовлеклась в общекультурные государственные процессы. Традиционно- бытовая культура кубанских казаков развивалась на ... века. Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее. Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения ...

  • балет;
  • танец модерн;
  • социальный танец;
  • сценический танец;
  • народный танец Народный танец.

Проблемы изучения: Сб. науч. трудов. / Серия “Фольклор и фольклористика”. СПб., 1991.С.43.

Жанрово-тематический принцип классификации танцев предлагает А.И. Гуменюк. Он рассматривает жанр, как исторически сложившуюся категорию, и поэтому выделяет в народной хореографии три жанра :

  • календарные танцы (хороводы);
  • бытовые танцы;
  • танцы тематические (сюжетные).

А.А. Климов выделяет следующие жанры народного танца: хоровод и пляску. Причем, как отмечает автор, в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени, вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам — кадриль, лансье, польку и другие виды.

Итак, народный танец — танец определенной национальности, народности или региона. Народный танец:

  • является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций;
  • характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Народный танец сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность. Он имеет четкую функциональную задачу. Например, охотничьи танцы возникли у первобытного человека как заклинание и моление об удачной охоте. Так же, как военные танцы, называвшиеся у греков пиррическими, были учебными танцами, которые воспитывали в молодых людях ловкость фехтовальных приёмов и исполнялись на победных торжествах.

Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выполняла тарантелла. Сам танец получил своё название от тарантула. Яд от укуса этого паука можно было изгнать только вместе с потом. Потому-то знахари и предлагали своим больным кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: жрецы выстраивали танцующих соответственно расположению небесных тел, а сам танец отображал эволюции, которые проделывали звёзды и планеты на небе.

Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи.

14 стр., 6536 слов

Вклад великого балетмейстера Игоря Моисеева в искусство народного танца

... наследия Игоря Моисеева в мировую народную хореографию: творческий путь, его вклад в создание «театра народного танца» и особенности неповторимой моисеевской школы танца. Структура работы 1. Народный танец: историко-культурологический аспект 1.1 Истоки народных танцев народный танец моисеев хореография Народный танец - ...

1.3 Общая характеристика русского народного танца

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУКИ, 2003.С.32.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

В V — VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII — IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро- монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа.

Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и , как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно — через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков.

XVII век связан с именем «почти легендарного» балетмейстера Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.

К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.

Традиции русской пляски во все времена были живы. Ее плясали при дворе, да и в плоть до XX века удержалась пляска в провинции. Постепенно видоизменяется русское народное танцевальное искусство. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярные европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез и другие. В I половине XVIII века центральным танцем был менуэт, который пришелся ко двору у русских исполнителей, т.к. он требовал на исполнение как раз тех черт, которые присуще русской женщине: это пластика и ее природная скромность, мягкость и выразительность танца. И лишь в народе русский танец не только сохранился, но и развивается, принимает новые разновидности. Так, в результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляется кадриль, полька и др. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.

После Октябрьской революции новой формой проявления танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а так же самодеятельные коллективы. Эти массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех областях России, сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на большую сцену. Художественная самодеятельность стала своеобразным приемщиком и продолжателем традиций русской народной хореографии.

Создатель первого Государственного ансамбля народного танца А.И. Моисеев верно и перспективно определил его задачи и творческие особенности. Моисеев ставил перед собой задачу бережно сохранять и пропагандировать народное танцевальное искусство, создавать сценические формы на основе подлинных народных движений и ритмов.

Долгое время считали, что русский народный танец — это только пляска; так и говорили: «давайте спляшем «русскую», спляшем «барыню»». Трудно определить сколько народных творчеств и плясок бытует в России. Их невозможно сосчитать.

Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец.

Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод — это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.С.34.

Участники хоровода держатся, как правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Различают орнаментальные и игровые хороводы.

Орнаментальные хороводы.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы.

Пляска. В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска — это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека. Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, — характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. — все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где-то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

Одиночная пляска., Парная пляска., Перепляс., Массовый пляс., Групповая пляска.

Итак, в русской народной культуре веками складывалась богатейшая, чрезвычайно разнообразная, самобытная хореографическая традиция. Огромной заслугой народно-хоровых коллективов, ансамблей народного танца явились популяризация и сохранение в обществе интереса к народной культуре на протяжении продолжительного периода отечественной истории.

Глава 2. Исследование специфики формирования гражданственности и патриотизма в Детско-юношеской хореографической школе г. Камышина

2.1 Анализ работы Детско-юношеской хореографической школы по формирования гражданственности и патриотизма

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская хореографическая школа» г. Камышина является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области хореографического образования и воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков хореографическому искусству.

Детско-юношеская хореографическая школа с момента создания является центром детского хореографического творчества, научно-методическим центром хореографии города и области.

Детско-юношеская хореографическая школа является начальной ступенью обучения хореографическим дисциплинам.

Организация образовательной деятельности в школе строится на основе учебного плана, в соответствии с примерным государственным учебным планом.

Главная цель школы — всестороннее развитие ребенка средствами хореографии и музыки: развитие танцевальных и музыкальных способностей, воспитание эстетического вкуса, получение начального хореографического образования, общее физическое развитие.

Предметом деятельности школы является обучение и воспитание в процессе реализации программ начального хореографического образования.

Педагогами разработаны модифицированные, экспериментальные учебные программы по «Ритмике», классическому, народно-сценическому, русскому, историко-бытовому, джаз-модерн танцам, истории хореографического искусства, акробатике.

В процессе своей деятельности школа решает следующие задачи:

  • выявляет и отбирает художественно одаренных детей (посещая средние школы и конкурсы г.Камышин и проводя наборы в подготовительные классы);
  • отдает приоритет индивидуальному подходу в обучении детей, учитывая интересы учащихся;
  • создает условия для творческого самовыражения учащихся (в форме вечеров концертов, конкурсов, фестивалей и сочинений своих постановок);
  • создает детские творческие лаборатории (театр танца «Триумф», ансамбль танца «Экситон», ансамбль народного танца «Сюрприз»);
  • создает условия для интенсивного творческого роста, формирования самостоятельности учащихся и выпускников школы;
  • обеспечивает выбор специализации и подготовку к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения системы Министерства культуры в классы профориентации;
  • проводит на базе школы семинары — практикумы, конференции, мастер-классы для педагогов школ подобного типа, методических объединений и курсов.

В осуществлении поставленных задач освоения учебного материала, преподаватели ориентируются на природные способности, возможности и особенности детей, а также держат ориентир на развитие творчества, инициативности, образного, практического мышления и многих других качеств личности учащегося, необходимых в видах процесса художественной и эмоциональной деятельности.

Обучение в школе осуществляется путем непрерывного дифференцированного образования художественно одаренных детей и молодежи г.Камышина в области:

  • 1-й этап (подготовительный) — 1-2 года обучения (3-4 классы общеобразовательной школы);
  • 2-й этап (основная школа) — 6 лет обучения (4-9 классы общеобразовательной школы) по окончанию которой выдается свидетельство государственного образца об окончании;
  • 3-ий этап (профориентированые классы) — 2 года обучения (10-11 классы общеобразовательной школы), для подготовки учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения.

В школе занимается около 300 учащихся, которые изучают «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Современный бальный танец», «Музыкальная грамота», «Беседы по хореографическому искусству», «Подготовка концертных номеров».

Основная задача школы — создание условий для реализации начального художественного образования в области хореографического искусства.

Педагогами разработаны модифицированные, экспериментальные учебные программы по «Ритмике», классическому, народно-сценическому, русскому, еврейскому, историко-бытовому, джаз-модерн танцам, истории хореографического искусства, акробатике.

В школе изучаются все направления хореографического искусства: классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, бальный танец, современный танец, беседы о хореографическом искусстве, музыкальная литература, ритмика, музыкальное воспитание и музыкальные игры, балетная гимнастика.

Уроки танца проводятся 4 часа в неделю. На занятиях по хореографии ребята изучают классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный бальный и эстрадно-спортивный танец. Кроме часов, предусмотренных в учебном плане по хореографии, запланированы педагогические часы для проведения индивидуальных занятий по танцам с учениками 1-9 классов не более 8 часов на каждый класс.

Помимо изучения основного курса обучения хореографии, в школе работают подготовительное отделение и класс профессиональной ориентации. Выпускники школы имеют возможность поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

На базе школы неоднократно проводились научно-практические конференции и семинары хореографов городского, областного, регионального и Всероссийского уровня.

Одной из важных задач, стоящих перед школой, является оказание методической помощи творческим коллективам области. Педагоги хореографической школы помогают в организации и проведении летних творческих смен, семинаров-практикумов для руководителей и талантливых детей области.

В дни школьных каникул проводятся «Недели искусства». В основном эти программы носят познавательно — развлекательный характер. Сюда входит цикл мероприятий: «Фольклорная карусель», «Весёлая ярмарка», «Театральная клоунада», «Народные гуляния», «Театральный калейдоскоп».

В этом учебном году ученики хореографической школы принимали участие в празднике, посвященном началу учебного года, подготовили театрализованные концертные программы, посвященные Дню Учителя и Дню Матери. На настоящий праздничный карнавал “Рождественские встречи” впервые были приглашены родители и педагоги нашей школы, где праздничный концерт скорее напоминал яркое костюмированное представление.

На базе школы созданы хореографические коллективы. Театр танца «Триумф», ансамбль танца «Экситон», ансамбль народного танца «Сюрприз», ансамбль классического танца — не только активные участники всех городских мероприятий, но и победители Всероссийских и международных конкурсов в городах: Москва, Сочи, Волгоград, Бердянск, Испания.

Ансамбль народного танца «Сюрприз» — участник городских, областных праздников, народных гуляний, международных фольклорных фестивалей.

Целями коллектива являются творческое развитие воспитанников посредством народного танца, приобщение к национальной культуре.

Основной задачей обучения воспитанников является сохранение чистоты и богатства исполнения русских танцев, танцев народов населяющих Россию и танцев других народов мира.

Важной задачей является ориентация детей и молодежи на национальные ценности и формирование этнического самосознания; воспитание творческой, раскрепощённой личности, живущей в гармонии с собой и окружающим миром.

Занятия в народном ансамбле даёт их участникам возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта карельского народа, его нравы и обычаи, черты характера.