Изучение русского народного костюма с младшими школьниками

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Можно выделить три направления, в которых данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние: этнография, этнопедагогика, психология:

  • Этнография. Костюм — это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники);
  • художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов;
  • мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов — вышивки, плетения, поясов, изготовления головных уборов. Вопросами русского народного костюма занимались А.В.Арциховский, Г.С. Маслова, Т.В. Станюкович и др.

Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай. В литературе последних лет не раз указывалось на необходимость сопоставления сибирского материала с европейским в целях выявления общерусских традиционных черт культуры и закономерностей их развития. Большое внимание традициям одежды русских крестьян Южного Алтая уделено в работах А.А.Лебедевой, М.М.Громыко, П.Е.Бардиной, В.П.Лебедева и др.

4 стр., 1751 слов

Ценностные ориентации народной русской культуры

... и зла. Ценностные ориентации древних славян В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в ... семьей, в которой господствуют идеалы смирения, дружелюбия, откровенности, совестливости, милосердия. Отсюда - традиционное неразличение в русской культуре государства и общества, ...

— Этнопедагогика. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.

В процессе данной работы большую помощь оказали труды Л.И. Васеха, Баклановой, Шпикаловой.

— Психология. Научная школа отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам, влияющим на успешность любой деятельности и влиянию народных традиций. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования и воспитания личности ребенка на национальных традициях.

Цель: определить педагогические условия изучения русского народного костюма в начальной школе.

Задачи исследования:

  • проанализировать элементы русского народного костюма;
  • изучить методику преподавания темы «Русский народный костюм» в начальной школе на уроках ИЗО;
  • изучить психологическую, педагогическую, методическую литературы по данной тематике;
  • определить систему занятий и методические рекомендации по изучению русского народного костюма.

проанализировать элементы русского народного костюма;

  • изучить методику преподавания темы «Русский народный костюм» в начальной школе на уроках ИЗО;
  • изучить психологическую, педагогическую, методическую литературы по данной тематике;
  • определить систему занятий и методические рекомендации по изучению русского народного костюма.

Объект исследования — учебно- воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет — изучение русского народного костюма в начальной школе.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической литературы по данной проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Теоретические аспекты изучения русского народного костюма в начальной школе

1 Исторические аспекты в изучении русского народного костюма

Своеобразие бытования русской народной одежды заключалось в распространении ее форм с конца XVI — начала XVII вв. на обширных территориях не только Европейского, но и Азиатского континентов — в Сибири и на Дальнем Востоке. Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай.

10 стр., 4526 слов

Русский народный костюм реферат по изо

... художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах. 1.Основные черты русского народного костюма Виды одежды и особенности кроя. Традиционно крестьянская одежда, ... детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись ...

На многие вопросы, касающиеся изучения русского народного костюма, ответы нам дает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.

Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах [1].

От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.

И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся до наших дней или воскресшие под руками реставраторов на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей, камне и дереве языческих и христианских священных изваяний. Конечно, их создатели запечатлели в первую очередь знатных людей своей эпохи или вовсе мифологических персонажей, к тому же рисунки и скульптуры зачастую весьма схематичны. И, тем не менее, эту возможность увидеть прошлое трудно переоценить.

Подобный шанс дают нам и памятники литературы, в которых сохранились описания одежды.

И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся.

В Прикамье одновременно с формированием русского населения происходит распространение северно-русского и среднерусского комплектов одежды, впоследствии они долго оставались определяющими в сельской и городской среде [1].

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки и набойки НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором, сукно из овечьей шерсти.

14 стр., 6510 слов

Проектирование ансамбля молодежной одежды в стиле ретро

... единство с формой одежды. Студенту необходимо овладеть приёмами художественного оформления одежды в области моделирования одежды Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани. Ведь определенным сочетанием ... Предметы, составляющие комплект, равнозначны, взамоимозаменяемы, что и отличает комплект от ансамбля. Комплекты никогда не надоедают, так как составные части их - ...

В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку — сарапинокой, сукно — пониточина ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу, В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха [18].

2 Основные элементы русского народного костюма

Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»).

Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии [19].

Штаны

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

8 стр., 3595 слов

Моя любимая одежда на английском языке для мальчиков

... несколько шерстяных шапок, шарфов и перчаток, которые я ношу с моими куртками, шубой и плащом. Сочинение на тему моя любимая одежда на английском для мальчиков 7 вариантов The well-known styles are classic, romantic, sporty, ... Платья, брюки, юбки, обувь, шорты и т.д. важны в повседневной жизни. Мы носим одежду для того, чтобы отличаться от других и чувствовать себя комфортно. Мода постоянно меняется, ...

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки». Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша. В Прикамье порты шили из полосатой пестряди.

Сарафан

Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. «Сарафан — собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa» — одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами» [15].

В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Начиная с XIX в. и до 20-х годов ХХ в. сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.

Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции (крою), начиная с самого древнего.

Глухой косоклинный сарафан, известный в разных губерниях под названиями саян, ферязь, глухарь, сукман, дубас. Первоначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором перед и спинка сарафана формируются из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Округлая или прямоугольная горловина вырезалась по сгибу, иногда дополнялась небольшим нагрудным разрезом спереди по центру. С боков подставлялись многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани — красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, — а также из белого и синего холста. Такие сарафаны украшались обшивками кумача или крашенного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.

5 стр., 2155 слов

Казахская национальная одежда

... одежда чаще всего на лисьем меху особой популярностью пользовался мех из лисьих лапок. Использовались также мерлушки, реже козлиные шкуры. Богатые женщины шили ... корок граната. Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в ... молодая женщина носила его по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его ...

Постепенно туникообразный крой практически перестал применяться, а большую популярность получил распашной косоклинный сарафан, составлявшийся из трёх прямых полотнищ ткани — двух спереди и одного сзади. Голевой сарафан, китаешник, китайка, клетовник из 4-6 прямых полотнищ клетчатой домоткани, клинник, красик, круговой, кумашник. Сарафаны этого типа шились из разнообразных тканей: холст и шерсть разных цветов домашнего производства, набойка кумач, тафта, штофный шелк, парча, нанка, китайка, а также другие хлопчатобумажные ткани. Украшения таких сарафанов были также весьма разнообразны: кружево, красный шнур, бисер, кумачные, позументные, атласные полосы, расположенные вдоль нижнего края подола или вдоль застежки на лямках.

Самым распространенным типом, широко бытовавшем почти на всей территории проживания русских, стал круглый (прямой) сарафан — атласник, азиятка, дольник, раздувай, рытник. Он составлялся из 4-8 прямых полотнищ ткани (в основном фабричного производства) и представлял собой высокую широкую юбку, присборенную на груди, с маленькой застежкой по центру спереди или под левой лямкой сбоку. Такой сарафан имел узкие пришивные лямки. Он был очень прост для шитья, ткань была легкой по сравнению с холстиной, по этому он быстро стал популярен и потеснил косоклинный сарафан. Будничные сарафаны этого типа шились из клетчатой домотканой пестряди или фабричной ткани темных расцветок, в то время как праздничные были из набойки, яркого ситца или сатина, кумача, шелка, парчи и др. материалов. Круглые сарафаны украшались по подолу и на груди нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже аппликациями.

Менее распространенный, являвшийся своеобразным вариантом круглого сарафана — сарафан с лифом, состоявший из двух частей. Первая — это пышная сосборенная юбка из нескольких прямых полотнищ, вторая — лиф с узкими лямками, плотно обтягивающий грудь, он пришивался (частично или полностью) к пышной юбке.

Кроме того, в некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку (под грудь) без лямок.

Коротко охарактеризовав основные типы сарафанов, бытовавших на территории нашей страны к концу ХIХ в., рассмотрим какие существовали в Прикамье.

В Прикамье отмечено несколько разновидностей сарафана. Наиболее ранним видом сарафана следует считать «глухой» сарафан, в ранних вариантах — туникообразного покроя. В XVIII — XIX вв. наиболее распространенным типом сарафана был косоклинный сарафан [15].

Кроме сарафана, в Прикамье почти повсеместно для обозначения этого вида одежды употребляли слово дубас. Этим термином преимущественно называли более старые виды сарафанов, чаще всего косоклинные или выполненные из домотканного холста. «Письменные документы сообщают, что до XVII в. сарафаны и дубасы различались только материалом, дубасы шили из крашенного холста, а сарафаны из покупных тканей. Праздничный сарафан отделывали лентами и кружевом и носили с рубахой из очень тонкого холста, а те, кто имел возможность, — из покупных тканей. Наиболее ранним у народов Прикамья был глухой сарафан — дубас. Старые дубасы шили косоклинные, с передним швом во всю длину и широкими проймами. До сегодняшнего дня дубас сохранился только у старообрядцев как часть молельного костюма, и шьют их сейчас из темного сатина» [1].

13 стр., 6224 слов

Русский народный костюм

... геометрическим орнаментом. Непревзойденная декоративность народного костюма – его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное значение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на ...

Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна — пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для повседневной носки и из фабричных тканей — для праздников. Они имели отрезную талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста, который пришивался только на груди.

Издавна на Урале была распространена одежда из овчины, носили шубы крытые и нагольные — без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном, а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному — в талию и со сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей и с воротниками из беличьего или соболиного меха.

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны, русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы использовали для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.

Пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. «Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение «без креста и пояса», «распоясался», означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения». Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие — гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом («под брюхо»).

Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом — кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

Головные уборы

Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух — меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.

35 стр., 17159 слов

Творчество И.Е. Репина. Костюм стиля «романтизм». Скульптура ...

... друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды, проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость ... вынашивал каждый образ будущей картины. После нескольких переделок к весне 1873 г. работа была окончена. Обратимся к рассмотрению картины. По песчаной отмели волжского берега на ...

Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хоть прядь волос. «Наказывали общим презрением и тех, кто «опростоволосил» женщину или попытался это сделать, у севернорусских жителей раньше были даже судебные процессы над теми, кто «окосматил» женщину, сорвав с её головы чепец» [1].

Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники — все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры — со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.

Платок, который носили русские женщины — это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

Обувь

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили — стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.

Кожанная обувь похожая на поршни, но не морщенная, а сшитая, с подшитой подметкой, называется коты, их носили и женщины и мужчины и в будни, и в праздники. Название их происходит от слова «катать», так как первоначально их катали из шерсти.

Кожанную обувь с высокими голенищами — сапоги (чеботы) — русские шили сначала без каблуков, его заменяла небольшая железная подковка на пятке, так же носили бахилы — подметка к ним пришивалась изнутри, они были широкие и неуклюжие.

Все вышеописанные виды обуви носили как мужчины, так и женщины. К специальной женской обуви относятся башмачки — черевички — с низким голенищем.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти, известные в крае повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку — полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку — подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи — длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками — гасниками. Онучи делали из среднего по качеству холста белого цвета. Лыко заготавливали в летний период и хранили в бобинах, а длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью, инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три — четыре дня.

40 стр., 19596 слов

Народные ремесла и промыслы России и Донского края

... народным промыслам и ремеслам. II . Основная часть 1. Виды народных промыслов России. Их характеристика Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в ... Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка. Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба. Недалеко ...

Валяная обувь появилась у русских в конце XVII — начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни, к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.

Детский костюм

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке).

В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков — в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка [4].

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации.

Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда «детей» в разряд «молодёжи», многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так, ещё в XIX веке в некоторых областях России вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде — рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду — ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это понятно, так как она обладала в древности оберегающим смыслом. «Девушка до 15 лет, а чаще до свадьбы носили подпоясанную рубаху, а по праздникам надевали поверх передник с рукавами — шушпан» [6].

Девушки надевали сарафан только после выхода замуж, был целый обряд расплетания косы и переодевания в сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что девушкам не нужно было закрывать волосы, они не прятали косу, непокрытые волосы считались показателем «чистоты» девушки. Девушки носили повязку, венец или почелок, бедные девушки носили перевязку из пестряди, а более богатые — шелковую украшенную вышивкой или бисером. Перевязки и ленты лишь обрамляли голову, и только свадебные головные уборы — коруны — полностью покрывали голову.

3 Знаки и символы русской вышивки

русский народный костюм вышивка

Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения.

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Со временем первоначальные представления древних людей о фигурах-символах были утрачены, и эти элементы превратились в декоративные украшения.

Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный — символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

Орнамент — от латинского ornare (украшать) — повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия.

Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

Русская крестьянка в праздничном национальном костюме — символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли — семян и растений — в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях).

Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

4 Значение изучения русского народного костюма для обучения, воспитания и развития младших школьников

Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности [9].

Педагоги многих школ пытаются воспитать физически здоровую, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, классные часы, конкурсы, праздники.

Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры, русского народа.

Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрость духа.

Возрождение народных традиций становится приоритетным направлением в педагогической деятельности. Знание истоков культуры своего народа помогает понять и объяснить многие моменты истории и, может быть, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями.

В народной традиционной культуре неразрывна связь времён и поколений. Новое рождается старым, несёт в себе его черты, продолжает его. Нарождающиеся новые формы и стили крепко слиты со старыми, выходят из них, развивают их.

На уроках ИЗО можно наглядно представить творчество русского народа. Технология творческого развития учащихся раскрывается через индивидуальные и групповые работы учащихся на заданную тему. Игровое обучение младших школьников доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения и является любимым видом деятельности детей и родителей.

Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки. Дети особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы. Народный праздник — веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Используя народный опыт, я могу помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря о самом праздничном действе, приобщиться к радости коллективного сотворчества [11].

Выводы по первой главе

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Глава II. Методика изучения русского народного костюма в младших классах

1 Анализ программ по изучению русского народного костюма на уроках изобразительного искусства

У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают учиться, работать, общаться друг с другом. Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир, поэтому он интересен детям.

Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Кроме того, подготовка и участие в праздниках, инсценировках не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, гуманизм, толерантность и др.)

В связи с этим необходимо приобщать младших школьников к народному творчеству и одним из ключевых моментов в этом может стать изучение русского народного костюма. Данный вопрос целесообразно рассматривать в разных аспектах при изучении различных предметов: изобразительного искусства, технологии, литературы. Кроме того можно также предусмотреть внеурочные курсы по изучению народного творчества, где отдельной главой стоит выделить изучение народных костюмов, в том числе и русского народного костюма.

Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Каждый педагог может взять за основу уже известные программы. Таковыми являются программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина и др.

По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» изучение народного костюма начинается с начальной школы, где дети знакомятся с народной культурой, костюмом, бытом, изображая орнаментальные мотивы, изучают цветовую гамму, сравнивают костюмы различных народов. Уже в старших классах учащиеся углубленно изучают специфику народного костюма. Закладывая знания, умения, навыки в младшем школьном возрасте, педагог способствует дальнейшему развитию полученных знаний и умений, а также ориентирует ребенка на духовно-нравственные ценности.

Из этого можно сделать заключение: в начальной школе закладываются основные знания и умения, которые на следующих ступенях образования ребенок развивает и совершенствует.

В своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикалова Т.Я. глубоко касается народных традиций в костюме. На уроках изобразительного искусства дети рисуют узоры-обереги в русском народном костюме. А на уроках труда уже занимаются объемным конструированием кукол в народных костюмах. Получается, что изобразительное искусство неотделимо от художественного труда. Дети изучают народный костюм визуально, перенося изображение на плоскость. А затем идет развитие практических навыков по созданию элементов, макетов костюма в материале.

2 Система занятий по выполнению элементов русского народного костюма

Для успешного изучения темы «Русский народный костюм» необходимо детально продумать и разработать систему по ее изучению. При этом целесообразно не ограничиваться изучением данного вопроса в младших классах, а продолжить его рассмотрение и в средних классах. Каждый урок по данной теме должен иметь своё место в общей программе преподавания и органично в неё вписываться. Материал необходимо разбить по классам так, что к завершающему этапу обучения (7 класс) ученики могли иметь довольно полное представление о народном костюме и традициях своего края.

Должно быть также предусмотрено постепенное от класса к классу усложнение заданий, продумано их разнообразие. Безусловно, не стоит забывать то, что объём и содержание того или иного материала зависит от состава класса, его подготовленности. В данном случае это определяется учителем. Уроки в системе изучения традиционного народного костюма могут быть выстроены в порядке, показанном в прилагаемой таблице.

Таблица 1. Система занятий по изучению русского народного костюма по программе Б.М. Неменского.

КлассВремя проведения урокаТема урокаСодержаниеИспользование местного материалаЗадание1 кл.2 четверть»Узоры на стекле»Наблюдение за красотой зимних узоров. Сравнение их с росписью шелковой ткани.Яросл. красавицы тоже любили одеваться в шелк, сарафаны из шелка считались самыми красивыми. Их одевали на праздник, например, на Рождественские посиделкиЭскиз по мотивам ледяных узоров на стекле (можно расписать для сарафана Снегурочки ткань) Материал: бумага, воск, акварель, крупные кисти.2 кл. (1-4) 1кл. (1-3)2 четверть»Украшения и фантазия»На уроке демонстрируются и рассматриваются украшения: бижутерия, вышивки, кружева, в которых отражены элементы природы.Рассматриваются примеры изделий из специального кружева (могут принести дети).

Идет рассказ о давнем существовании этого ремесла на Ярославщине. Демонстрируются варианты костюма, где есть украшения сцепным кружевом..Украшение заданной формы «воротничок». Материалы: бумага. воск, акварель, крупн. кисти.3 четверть»Образ человека и его характер»Раскрыть художественные принципы изображения доброго и злого героя. Подбор красок для изображения доброй и нежной «Царевны — Лебедя» и фона в коллективной работе.Обобщение информации о кружевном мастерстве Яросл. крестьянок. Знакомство с традиционными силуэтами народной женской одеждыКоллективные работы (по 2 чел.) «кружевная сказка». девочка «одевает» Царевну-Лебедь, а мальчик создает морской пейзаж по сказке. В конце урока фигура наклеивается на фон.2 кл. (1-4) 1 кл. (1-3)3 четвертьВыражение характера человека через украшенияРассказ о том как и для чего использовал украшения человек. Приводятся примеры украшений русской красавицы и богатыря. Отрабатываются приемы составления узора.Рассказ о том как с помощью чего украшали праздничные головные уборы в Ярославской губернии.Украшение заданной формы «кокошник» и «богатырский шлем». Материалы: бумага, краски, кисти.3 кл. (1-4) 2 кл. (1-3)1 четверть»Мамин платок»Познакомить детей с искусством создания набивных платков, правилами составления узоров на платках. Обучить приемам печати наклейками (клише).Рассказ о работе кустарных мастерских по изготовлению тканей и платков, например, Ярославских. Заострить внимание на местной традиции дарить платки, умении подбирать платок в зависимости от события (свадьба, похороны, праздник сенокоса).Эскиз платка (тонирование листа, изготовление клише, печать, роспись кистью).

Материалы: бумага, картон, клей, гуашь, кисти.1 четверть»Образ русского человека» (женский)Дать комплексное представление образа «русской красавицы» по произведениям художников.Знакомство с сарафанным комплексом Ярославской губернии. Беседа об отличиях девичьей и женской одежды.Изображение русских женских образов, типичных для Яросл. губернии. Материалы: бумага, акварель или гуашь, картон.4 кл. (1-4)1 четверть»Образ русского человека» (мужской)Просмотр произведений искусства, включающих в себя образ мужчины-труженика и защитника. Беседа о мужском образе, как комплексе понятий.Знакомство с мужским народным костюмом Ярославской губернии.Изображение русских мужских образов: пахарь или богатырь, типичных для Яросл.губернии. Материал: бумага, воск, мелки.1 четверть»Язык узора в вышивке»закрепление понятия ритм в узоре. Приобретение навыка работы графическими материалами.Знакомство с элементами Ярославской вышивки, их символикой. рассказ о традиции собирать приданое.Эскиз праздничной вышивки (можно по вариантам).

Материалы: бумага, тушь, перо, фломастеры.5 кл.3 четверть»Что за прелесть эти сказки».(портрет сказочного героя)Просмотр и беседа по иллюстрациям к народным сказкам.Закрепление знаний о народном костюме. Рассказ о свадебном обряде, которым заканчиваются многие сказки.Выполнение портретной работы по мотивам русских сказок. Материалы: бумага, краски, кисти.6 кл.3 четверть»Историческая тема в живописи»Беседа о сложном мире исторической картины. Отличие исторической картины от произведений других жанров.Рассказ о сезонных обрядах и обычаях, бытовавших в Ярославской губернии. Обратить внимание на значение декора в праздничных костюмах.Выполнение работы по теме «традиции русской деревни». Материал: бумага, краски, кисти.7 кл.1 четвертьКонструкция и декор элементов народного костюма Ярославской губернии.Занятие в «крестьянской избе» музея по теме «Народная одежда». Конструирование силуэтов предметов народного костюма. Красочное оформление всех деталей костюма.Обобщение знаний об элементах Ярославского народного костюма. Заострить внимание на местных отличительных чертах декорирования костюма. Обобщение знаний об обрядах и традициях Ярославского края. Конструирование куклы-книжки по народному крестьянскому костюму Ярославской губернии (индивидуально).

Составление коллективных панно с применением кукол. Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, тушь, перо.

2.3 Методические рекомендации для учителей при изучении русского народного костюма на уроках ИЗО

Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.

Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

При изучении данной темы следует также учитывать, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме. В этой теме необходимо акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.

При изучении русского народного костюма на уроках ИЗО учителю целесообразно использовать ИКТ. Это позволит не только облегчить работу педагога, но и увидеть каждому из учеников весь колорит русского национального костюма. При этом возможно использование приведенных ниже Интернет-ресурсов. На основе увиденного материала ученикам предлагается выполнить эскиз народного костюма.

Используемые ресурсы:

1. Женский праздничный народный костюм. Изображение женского праздничного костюма. XVIII в. <#»justify»>Ниже приведем фрагмент урока с использованием данных ресурсов.

Беседа учитель — ученик.

Учитель: Не только в жилищах, предметах быта, но и в одежде люди стремились выразить свое представление об устройстве мира, рассматривая себя как часть вселенной. Какая бывает одежда?

Ученик: Праздничная и повседневная.

Учитель: Используя ресурсы 1 — 3, сравним их. Праздничная одежда имеет трех ярусный строй. На примере праздничной одежде, рассматривая ее, используя ресурсы 1 — 14, обращаем внимание, что головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, подол рубахи или сарафана, украшенный орнаментами, символизируют пашню. Сравниваем между собой верх женского костюма и фронтом дома. Находим между ними общее. Головной убор замужней женщины отличался от девичьего. Замужняя женщина не должна была показывать свои волосы. Найти и записать в тетрадь (Почему?)

По головному убору можно было узнать к какому сословию принадлежит человек. Ресурсы 19 — 20.

Рубаха — основа женского и мужского костюма. Она служила как оберег от сглаза, отдать или подарить рубаху, значило отдать здоровье. Праздничная рубаха украшалось вышивкой. Сочетание белого и красного цвета — отличительная черта русского костюма. На севере и на юге страны шили рубаху из домотканого льна. Ресурс 5.

Найти и записать в творческую тетрадь пословицы и поговорки со словом «рубаха» и объяснить их значение. Пример : рубаха — парень и т.д.

Обратите внимание детей на отличие северорусского и южнорусского костюма, используя ресурсы 6, 8, 12.

В северных районах (сарафан, душегрейка, кокошник, рубаха)

В южных районах (рубаха, юбка панева, кика, передник, навершник)

Найти и записать в тетрадь значение этих слов.

Мужской костюм был не такой затейлив как женский. Ресурсы 14 — 18.

Большое внимание уделялось такому элементу как пояс. Он служил не только как украшение одежды, но и служил оберегом (круг).

Сбор информации и запись в тетрадь.

Далее выполним практическую работу. На основе увиденного материала. Выполняем эскиз народного костюма. Можно использовать заранее приготовленные рисунки человека. Работа выполняется красками.

Выводы по второй главе

Народные традиции и культура — основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины.

Основой и «лицом» культуры того или иного народа всегда был костюм. Многое отражалось в нем. Для каждого человека он был индивидуальным (своего рода паспортом), каждый символ нес определенное значение. Не было и двух одинаковых костюмов. Каждая мастерица вкладывала огромный труд, любовь в создание вещи. Поэтому народный костюм наделялся особыми свойствами.

Осваивая традиционную культуру посредством изобразительного искусства, ребенок вовлекается в процесс познания материальных ценностей, получает базовые знания о народной культуре, складываются представления о духовном мире русского народа. У учащихся формируется способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом. Ведь в народной культуре материальный мир был тесно связан с миром духовным (наделение вещей особенными свойствами, участие этих вещей в обрядах и обычаях и др.).

И главная задача педагогов — в условиях современной ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное отношение ребенка к миру.

Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива.

Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.

Осваивая традиционную культуру посредством изобразительного искусства, ребенок вовлекается в процесс познания материальных ценностей, получает базовые знания о народной культуре, складываются представления о духовном мире русского народа. У учащихся формируется способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом. Ведь в народной культуре материальный мир был тесно связан с миром духовным (наделение вещей особенными свойствами, участие этих вещей в обрядах и обычаях и др.).

И главная задача педагогов — в условиях современной ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное отношение ребенка к миру.

Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива.

В общеобразовательной школе можно говорить о разноплановых показателях отношения ребенка к изобразительному искусству, в частности к изучению родной культуры. Поэтому очень важно педагогу знать каждого ребенка, делать усилия по воспитанию в нем личности, закладывать основы нравственности и духовности, будучи духовно сильным человеком.

Как показало наше исследование, народная культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.

Вышесказанное определяет значение русского народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств.

Как известно, Россия — это многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. И в российских школах обучаются дети различных национальностей. Еще одной немаловажной задачей педагогов изобразительного искусства при изучении народного костюма является сохранение национальных традиций в их взаимосвязи и индивидуальности. Изучение одной культуры не должно быть в ущерб другой.

Таким образом, воспитание духовно-нравственного отношения личности к миру происходит постепенно, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. В семье закладываются основы нравственности; Церковь способствует духовному развитию личности; в школе формируются знания, умения, навыки, а самое главное заключено в воспитании ребенка. Духовно-нравственное отношение педагога к личности каждого ребенка порождает ответное отношение детей к педагогам, к окружающим, к миру.

Каждый гражданин нашей необъятной родины обязан помнить свою культуру. Изучение народных традиций, народного костюма, быта, народных праздников — дело не только профильных учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей, а это задача общеобразовательных учреждений. Закладывая эти основы в школе, педагоги способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-izo-russkiy-narodnyiy-kostyum-v-shkole/

1. Агафонова Н.Н. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова. — Пермь: Книжный мир, 1995. — 176 с., ил.

.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. — М., 2000.- 233 с.

.Белавин А.М. Страницы истории земли Пермской: Рабочая тетрадь по истории Прикамья для средней школы /А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова. — Пермь: Книжный мир, 1997. — 43 с.

.Детям — о традициях народного мастерства. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

.Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997. — 480 с.

.Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и дрададемовый платок: Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX века / Р.М. Кирсанова. — М. „Книга», 1989. — 119 с., ил.

.Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2005. — 132 с.

.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. — М., 1978. — 142 с.

.Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс, авт. Н.А.Горяева под редакцией Б.М. Неменского. — М. «Просвещение», 2003г.

.Немов Р.С. Психология образования.- М., 1995.- 640 с.

.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. — на сайте www . ed . gov . ru .

.Поурочные планы «Изобразительное искусство», 5 класс по программе Б.М.Неменского, авт. О.В.Свиридова, изд. «Учитель», Волгоград.

.Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 2009 г.

.Программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикалова Т.Я. 2010 г.

.Просина С. Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. — 2009. — №3. — С.28-31.

.Радугина А.А. Психология и педагогика.- М., 2000.- 256 с.

.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- Санкт-Петербург, 2006. — 85 с.

. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. — М.: Сов. Россия», 1989. — 310 с.

.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. — Волгоград: Учитель, 2008. — 93 с.

.Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. / С. Стрекалов. — СПб., 1877. — 198с.

.Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. / Г.Н. Чагин. — Екатеринбург, 2002. — 168с.

.Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография / А.В. Черных. — Пермь: Издательство «Пушка», 2007. — 296 с.: ил.

.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Интернет-ресурс: http://school-collection.edu.ru/