Форма и декор одежды стиля Барокко

Курсовая работа

Формирование формальной и декоративной структуры костюма периода Барокко

Общая характеристика развития культуры и искусства Западной Европы в XVII веке. Стиль Барокко

В Европе XVII века наступило время становления государственности. Сформировались национальные государства с характерными для того времени формами правления — абсолютизмом. Франция стала образцом классического абсолютизма.

XVII век стал значимым для западноевропейской моды, в особенности для моды во Франции. Французский двор короля Людовика XIV занял господствующую позицию в моде начиная с середины XVII века. И это совпало с периодом расцвета абсолютной монархии во Франции. Мода во Франции стала дворянской и королевской, с некоторыми элементами испанской моды, адаптированными к французскому вкусу.

Новый костюм, который возник на этом времени, продолжал использовать основные принципы старой маньеристической конструкции.

СФранция стала законодателем моды и оказывала прямое влияние на ассортимент, конструктивные и декоративные аспекты костюмов других европейских стран.

Однако, портретная живопись Рубенса, А. ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса и других художников того времени свидетельствует о том, что нидерландский, английский, голландский и испанский костюмы имели свои уникальные формы и стиль, вызванные национальными особенностями.

Характерные черты стиля «барокко» — это театральность, парадность, тяжеловесность и пышность. Основная роль моды в этот период — подчинение себе других, усиление абсолютной власти французского короля и других монархов.

Вступление

Семнадцатый век ознаменовался не только политическими и экономическими перемещениями, но и бурными изменениями в культурной и художественной сферах Европы. Век буржуазных революций и разнообразных идеологических течений привел к смене приоритетов в искусстве, отражающих новые социальные и политические реалии. Одним из таких стилей стала искусство барокко, которое приобрело популярность и главенствующее положение в Европе.

Исторический контекст

В текущем состоянии Голландия, богатая буржуазная республика, переживала кризисное состояние к концу семнадцатого века. Она уже не являлась могущественной державой и начала испытывать деградацию. В это же время, появилась новая социальная группа — буржуазия, которая стала играть важную роль в экономике и политике. Век XVII стал эпохой неограниченных монархий, больших экономических сдвигов и столкновений, а также временем буржуазных революций.

7 стр., 3409 слов

Реферат про барокко кратко

... его вариант, и называют его ультрабарокко. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше ... о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между ... так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. 3.1. Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется ... Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру ...

Франция, благодаря успешным войнам и внутренним реформам, приобрела огромное значение на международной арене и стала сильным централизованным государством абсолютной монархии. В этот период, мануфактура и крупные частные капиталы начали приносить большие экономические прибыли. Интеллектуальная и культурная жизнь Европы также переживала новую фазу, отходя от потрясений, связанных с реформацией церкви и исчерпывающий идеи эпохи Ренессанса.

Искусство XVII века

Сложный и противоречивый XVII век был исторически периодом позднего Ренессанса, который получил название «золотой век» искусства и логически продолжал идеи предшествующей эпохи. В это же время, родился и стиль барокко, который стал главенствующим в искусстве многих государств Европы. Параллельно развивались французский классицизм и реалистическое искусство Голландии, Испании, Италии, Фландрии.

Стройность и гармония были заменены тяжеловесностью и экспрессией в архитектуре барокко. Этот стиль проявился в прихотливой форме и тяжелых линиях постройки. В интерьерах стиль барокко отражался в роскошном декоре, перенасыщенном лепниной, позолотой и зеркалами. Огромные анфиладные помещения с потолочными росписями и рельефной отделкой также были характерными чертами этого стиля.

Барокко в искусстве

Стиль барокко (от итальянского «причудливый», «вычурный») стал главным направлением искусства в Европе XVII века. Великолепие, искусственная природа и огромные масштабы — все это отличительные черты барокко. Этот стиль активно использовался в архитектуре, скульптуре, живописи и других художественных направлениях.

Вся Европа стала свидетелем мощного развития искусства в XVII веке. Данный период стал важной эпохой для мировой культуры и имел значительное влияние на последующие стили и направления.

Искусство барокко и классицизма

Искусство барокко и классицизма являются двумя выдающимися стилями в истории живописи и архитектуры. Причудливость стиля барокко проявляется в мистике сюжетов, аффектации персонажей и фантастической сказочности. В этом стиле конкретные люди общаются с мифологическими существами, что создает нереальную атмосферу.

Искусство барокко имеет тесную связь с вкусами католической церкви и королевских дворов. В нем присутствуют театральность, парадность, тяжеловесность и пышность, которые являются характерными чертами этого стиля.

В отличие от барокко, художественный образ классицизма основан на стремлении к простоте и рациональности. Классицизм получил свое главенство во Франции в эпоху Людовика XIV, являющуюся пиком абсолютизма. Главной особенностью этого стиля является сочетание величавой торжественности архитектурного образа с предельной ясностью.

Хотя в XVII веке классицизм находился на первом этапе своего развития, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли и дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Они отличаются ясной логикой пространственного решения, гармонией композиционного построения фасадов и простотой архитектурных форм.

Особое внимание зодчие классицизма уделяли изучению античной архитектуры и системы ордеров. Это позволило создать систему регулярных парков и разработать мотивы и формы для скульптурных и декоративно-прикладных элементов архитектурного ансамбля.

5 стр., 2053 слов

Культура Европы в XVII–XVIII веках

... XVII века, после того, как Европа преодолела катаклизмы религиозных войн. Барокко как стиль в европейской архитектуре и искусстве XVII века Барокко – это стиль в европейской архитектуре и искусстве XVII века, ... нечто вроде художественной мануфактуры. Его ... барокко Стиль барокко в Испании превратил XVII столетие в «золотой век» национальной культуры ... Яркими примерами классицизма стали его полотна ...

В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем является долг, победа общественного над личным и высших этических принципов: героизма, доблести и моральной чистоты. Эти принципы находят свое художественное выражение в образах, исполненных величия и взыскательной красоты.

В целом, искусство барокко являлось зрелищным и поражающим воображение блеском, роскошью и праздничностью, с элементами мистики. Классицизм же стремился к идеалу простоты и рациональности, создавая архитектурные ансамбли исключительной гармонии и чистоты.

Влияние развития наук на культурное развитие в XVII веке

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование. Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Итак, в XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм, но помимо этого складывается третье, реалистическое направление в искусстве.

Развитие западноевропейской культуры в XVII веке

XVII век является значительным этапом в истории западноевропейской культуры. Это время, когда национальные государства Европы начали укрепляться и расти, происходили экономические сдвиги и социальные столкновения, а также формировался капиталистический строй. В этот период также происходило обретение национального самосознания народных масс и усиление противоречий между феодализмом и капитализмом.

Политическое и экономическое развитие европейских стран в XVII веке было неравномерным. В Голландии и Англии произошли победы буржуазных революций, во Франции и Испании победил абсолютизм, а в Италии и Германии установился мелкодержавный деспотизм. Борьба за политическое господство велась между дворянством и буржуазией, причем движущей силой в этой борьбе стали народные массы.

Римско-католическая церковь была названа Энгельсом интернациональным центром феодальной системы. В ответ на Реформацию католическая реакция ожесточилась, и церковь применяла огонь и меч, инквизицию и различные формы идеологической борьбы для воздействия на сознание народа. Таким образом, культура XVII века отражает всю сложность этой эпохи.

Характеристика системы кроя костюма в XVII веке

2. Принципы формирования костюма

Формирование западноевропейского костюма в XVII веке осуществлялось под влиянием культуры и искусства того времени, а также социально-экономического положения, трехдцатилетней войны и предпочтений королей.

Эпоха короля Людовика XIV была характеризована сложными церемониями, праздниками, роскошью и строгим этикетом. Одежда соответствовала медленным и плавным движениям, требуемым сложным церемониялам. В этом периоде свободное развевающееся платье стало выражением фантазии, а также стремления к эксцентричности и роскоши. Франция приобрела большое политическое влияние на другие европейские страны, а французский язык стал международным. Франция экспортировала не только модные фасоны, но и предметы художественного ремесла, шелковые чулки, кружева, перчатки и бижутерию.

20 стр., 9568 слов

Мир прекрасного, искусство моды

... женщины- это портрет красивой женщины. Искусство и мода. Но самое интересное то, что ... на них орнаментом, узором или рисунком на одежде. И чем больше развивалась одежда, тем сильнее подчиняла она себе украшения. Порой создавались подлинные шедевры искусства, ... костюма - экзомида, хитон, пеплос, хламида. Древний Рим. История древнеримского государства восходит к VIII веку до н.э. и завершается в V веке ...

В костюме XVII в., как и в искусстве, проявляются в основном два стиля — барокко и классицизм. С этого времени французский вкус и мода овладели всей Европой и не переставали владеть ею в течение целых столетий. Мода барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал совершенно иным. И здесь шелк и кружева оттеснили бархат и металл, французская мода подчеркивала природные данные, теперь пышные формы сменили четко стилизованные. Мода опять добивается реальности. Строгие формы испанской маньеристической моды были побеждены, её контуры стали более прерывисты, исчезает «треугольник».

Одежда стала очень живописна. Её драпировка учитывает свет, тень, блеск, движения и общую индивидуальность того, кто её носит; она приспосабливается к тому, кому предназначается костюм.

Если повышенная декоративность костюмов Ренессанса проявлялась в экстравагантности форм, в живописной пестроте разрезов, то в XVII в. она проявляется в перегрузке рельефными украшениями, которые скульптурно создавались из самой ткани. Это многочисленные пучки лент, рюши, оборки, гофрировки, буфы, отделка галуном, шнуром, позументом из золотых и серебряных ниток.

Женский костюм не менее, чем мужской, подвергся изменениям уже к середине XVII века. Изменение его произошло в сторону большей пышности отделки, яркости цвета и утрировки форм. В деталях он менялся чаще, чем мужской, так как в большинстве случаев создавался при королевском дворе под влиянием вкусов многочисленных фавориток Людовика XIV. Однако эти изменения не нарушали общего характера костюма стиля барокко.

Мужской костюм XVII в. находится под влиянием военизации. Мушкетер, верный солдат короля — идеальный образ времени. Костюм наследует его черты стройной подтянутости, военной выправки на протяжении всего XVII в. Однако в 50-70-е гг. влияние этого образа на некоторое время отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты — созданием полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV. В этот период были изобретены штаны-рейнгравы (двойная юбка-штаны, по одной из версий, придуманная голландским послом).

Эволюция мужской и женской красоты во Франции в XVII веке

Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в. — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами.

Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV — «король-солнце» — высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником.

Идеал женской красоты также претерпевает изменения, характеризуясь величественностью, парадностью и жеманством. Женская фигура приобретает высокий рост, «лебединую» шею, покатые откинутые назад плечи, узкую талию и пышные бедра, а также волнистые длинные волосы, дополняющие представительный и декоративный женский облик.

Французская мода и источники информации о моде

Французская мода переживает свой расцвет. Моду диктуют король и приближенные. Одним из источников информации о моде становятся печатные иллюстрированные издания, включая первый модный журнал «Mercure galante», основанный в 1679 году. В нем можно было найти сведения о моде во Версале, а также советы по изготовлению представленных изделий и рекомендации относительно того, какую одежду следует носить в конкретный сезон.

16 стр., 7976 слов

Балет как феномен русской культуры XVII — начала XX века

... в XVII веке, а первые балетные представления в XVIII столетии. С тех пор в нашей стране выросла великая культура классического балета. Русскими балетмейстерами созданы своеобразные, неповторимо прекрасные спектакли. ... в балетном театре возникала изнутри самого жизненного уклада, а не внедрялась в него извне. Балетный театр в ... лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А ...

Портретная живопись также играла значительную роль в распространении моды. Художники такие, как Риго и Ларжильер, в своих портретах с точной детализацией передавали пышный и богатый костюм аристократии, обогащая таким образом представление о моде в том времени.

В произведениях искусства, таких как «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера и «Портрет Людовика XIV» Риго, мы можем увидеть эффектные костюмы барокко, которые представлены в величественных позах парадных портретов. В то время блестящие королевские дворы были местом, где рождалась и сосредотачивалась новая мода. Личность короля была образцом для подражания среди его подданных, а его вкус являлся непререкаемым авторитетом. В политической сфере соперничество иногда принимало форму борьбы за роль законодателя моды между французским королем Людовиком XIV и королем Англии Карлом II.

Большое влияние на европейский костюм оказала Тридцатилетняя война. В ходе этой войны были отказаны от жестких прокладок и валиков в мужском костюме, которые еще сохранялись в первые 20 лет XVII века. Костюм стал более легким, динамичным и свободным, соответствующим образу человека нового времени — ловкого молодого царедворца и дуэлянта. Новый костюм сформировался при французском дворе и оказал влияние на костюм в других европейских странах. В Англии складывается более лаконичный и строгий костюм, менее объемный, с уравновешенными пропорциями, что соответствует эстетике классицизма.

В Нидерландах революция привела к тому, что ведущей силой в обществе стала буржуазия. Это не могло не отразиться на формировании особого костюма, строгость которого была обусловлена протестантской этикой и ценностями буржуазного общества. Однако во всех странах, включая Испанию, которая противодействовала французской моде, сохранялась прежняя структура костюма, менялись только объемы, пропорции, отделки и ткани. В XVII веке чаще носили шерсть и легкие шелковые ткани, чем тяжелую парчу.

Во время Тридцатилетней войны самым модным стал военный костюм, который носили без лат. Все модники облачились в кавалерийские сапоги с отворотами, шпорами и на каблуках, в плащи с множеством пуговиц, которые носили мушкетеры, и широкополые шляпы, отделанные перьями. Женский костюм также менялся — исчезали металлические корсеты, линия талии становилась завышенной, объемы увеличивались, появлялись элементы мужской моды, такие как большие отложные воротники и манжеты, шляпы, а крой лифа напоминал покрой пурпуэна. Такие платья стали называть «удобными».

9 стр., 4385 слов

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого

... что религиозные противоречия в Нидерландах давали о себе знать еще в первой половине XVI века, когда народ поддержал Рефор­ ... мехом короткие верхние одежды. Кстати, такие же теплые «кацавейки» носили наши русские женщины во времена царствования Петра I, когда ... только долг...». Это письмо полностью характери­зует голландских женщин XVII века. Подтверждение мы находим и на мно­гочисленных картинах. Они ...

2.2 Форма и особенности конструкции одежды

Испанский каркасный костюм XVI в. остается и в европейском костюме XVII в. Но из костюма уходят:

1) карикатурная прокладка (в мужском костюме);

2) жесткая каркасная юбка.

Формы мужского костюма становятся декоративными, линии — более естественными. Декорация в костюме — обилие лент, кружев и т. д. — преобладает над конструкцией.

Черты развития конструирования и моделирования в первой половине века особенно заметны. Например, с помощью композиционных линий в женском костюме создается зрительная иллюзия необыкновенно тонкой талии, покатых плеч. Пышная юбка и балонообразные рукава контрастируют с торсом, затянутым корсетом. Это впечатление усиливается наклонными линиями рельефов.

Костюм XVII в. характеризуется сложным кроем с изобилием разрезных вертикальных линий. Эти линии позволили создать прилегающий силуэт в костюме.

Короткий мушкетерский плащ «казак» — один из вариантов решения костюма с помощью разнообразных деталей и способов их соединения. Казак можно, используя многочисленные застежки (до 150 петлиц и пуговиц), превратить в короткую пелерину или же одежду с длинными и широкими рукавами. Иногда спинка пристегивалась к боковой части рукава, впереди оставались разрезы для свободного движения рук.

Исследование столетних изменений в женской и мужской одежде указывает на постепенный эволюционный процесс, приведший к формированию характерных силуэтов. Мужской костюм прошел несколько этапов изменений, от военной одежды к двойной юбке — штанам, затем снова приобретая более мужественный вид. Новые элементы, такие как жюстокор, веста и кюлоты, дополнили рейнгравы, а некоторое время даже носились вместе с жюстокорами.

Однако, обилие тканей, кружев, лент и других отделок свидетельствует о преобладании декоративных решений над конструктивными в развитии женской одежды. Тем не менее, первая половина века представляет интересные черты в конструировании и моделировании одежды, где модельеры и портные использовали зрительные иллюзии для создания определенного силуэта или фигуры.

Визуальные иллюзии играли важную роль в создании женского костюма, где композиционные линии создавали впечатление тонкой талии и пышных плеч. При этом корсет контрастировал с юбкой и рукавами, а наклонные линии рельефов усиливали этот эффект.

Мужской и женский гардероб предполагал наличие всех видов одежд, включая накладные, распашные и драпирующиеся костюмы. Множество вариантов позволяло демонстрировать богатство и разнообразие стилей.

Изучение женского костюма за век показывает, что каркас и корсет оставались ключевыми элементами, меняя свою форму от коротких полужестких до длинных сильно затягивающих талию и приподнимающих грудь. Нижняя часть платья оставалась объемной за счет одновременного ношения нескольких юбок.

История женской моды в начале века

В начале века женщины носили распашное платье роб, под ним котт с веерообразным каркасным воротником, отделанным кружевом. Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел съемную вставку, законченную треугольным мысом, низкий и широкий отложной воротник, отделанный кружевом. Платье котт было на каркасной основе, которая надевалась поверх рубашки, с завышенной талией. Верхним платьем служил широкий распашной роб с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего котт. Цветовое сочетание верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно (темное и светлое).

13 стр., 6442 слов

История костюма и прически

... прически великолепно гармонировали с общим характером ренессансной одежды. Ведущей была мода, диктуемая высшими классами. В народном же костюме сохранились надолго традиции прежних лет. Однако костюм эпохи Возрождения ... носить ее с естественной грацией. В особенности это относится к женской одежде того времени. Все броское и вызывающее итальянки отвергали. Уже с конца XV века итальянский костюм ...

Роб, который имели право носить только дворянки, шили со шлейфом. Юбка роба, распашная от талии, также драпируется и отворачивается, открывая юбки котт. Многочисленные складки и драпировки юбок значительно расширяли линию бедер, увеличивали объем нижней части женской фигуры.

Модные тенденции 30-х годов

В 30-е годы продолжали носить роб и котт, но воротник роб стал отложной, рукава широкие баллонообразные из полос либо декорированные узорчатой тесьмой. Рукава были перехвачены на сгибе или в нескольких точках. С отложным воротником хорошо сочеталась прическа «Мария Медичи» с челкой «гарсетт» (девчонка) и пышными туфами у щек. Лиф роб как бы расходился на груди и соединялся поперечными полосками ткани, сквозь которые видна была ткань съемной вставки с треугольным мысом, прикреплявшаяся к лифу котт. Роб и котт были разного цвета и из разнофактурных тканей.

Мода в середине века

К середине века линия талии возвратилась на место. Каркасная основа сохранилась, но приобрела другую форму. Лиф узкий остался с треугольным мысом, а юбка приобрела воронкообразный каркас на китовом усе. Рукава пышные, с разрезами и бантами. Декольте широкое, но неглубокое, отделано полосой ткани или кружев.

Модные изменения во второй половине века

Во второй половине века силуэт женского костюма резко меняется. Рукава теряют объем и становятся короче (до линии локтя).

Внизу они украшаются широкими кружевными оборками.

Со второй половины века мода на женскую одежду претерпела серьезные изменения. Воротники уступили место накинутым на плечи косынкам, выполненным из легких тканей, таких как газ, шифон, которые были украшены кружевом. Косынки стягивали на груди, используя брошки или банты. Глубокий вырез декольте, лишенный воротника, декорировался оборками из гипюра, кружева или гофрированного батиста.

Зимняя одежда включала теплые и тяжелые робы, надеваемые поверх котт. В то время домашняя одежда стала более легкой и выполнена из более тонких тканей.

Вышивка и аппликация широко использовались в декоре, особенно на съемной вставке лифа. В летней одежде использовалось кружево и тончайший газ на цветном чехле, что создавало живописный эффект.

Несмотря на изменение формы декольте и рукавов со временем, двойная юбка, состоящая из модеста и фрипона, оставалась неизменной. Модест, верхняя юбка к платью-робу, и фрипон, нижняя юбка к платью-котту. Нижняя юбка на каркасе еще называлась «секрет».

Иногда котт носили без роба. В таком случае на фрипон надевали модест съемную юбку со шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем выше родовитость его обладательницы.

Модест и фрипон останутся в костюме женщин до конца столетия, хотя и будут декорироваться и драпироваться по-разному на разных этапах моды.

К концу столетия женский костюм и прическа приобрели четко выраженный силуэт. Котт стал иметь глубокое квадратное декольте и узкие в 3/4 длины рукава с кружевами и оборками по низу. Черные кружева, введенные в моду мадам Ментенон, стали популярными. Муфты, палантины и перчатки, усовершенствованные в крое, тоже были в моде. Король особенно любил муфту, чтобы спрятать в ней зябнущие руки.

18 стр., 8630 слов

Разработка технологии выполнения коллекции причесок c применением ...

... костюм является произведением искусства. В курсовой работе мы ставим следующие задачи: рассмотреть историю развития причесок с применением постижерных изделий. изучить особенности причесок с применением постижерных изделий. ознакомиться с секретами причесок с применением постижерных ... века парики постепенно выходят из моды, но аристократия продолжает носить ... не только по цветам, но и по времени суток, ...

В нижней одежде осталось одно платье с двойной юбкой. Применение более жесткого корсета делало фигуру более тонкой и изящной. Женщины носили чулки на подвязках и панталоны длиной до колена.

У француженок нижнее белье состояло из светлой рубашки, шелковых чулок и панталон, которые были богато украшены рюшами и оборками.

Также нижней одеждой служило нижнее платье. Лиф платья, кроенный по форме корсета из китового уса, туго стягивался и спереди застегивался на банты и кружева, с декольте овальной формы, украшенным оборками и кружевами.

Верхних одежд практически не было, в зимнее время нижнее платье выполнялось на меховой подкладке.

Наряду с испанскими яркими, светлыми, чистыми тонами в моду входят нежные полутона: серые, белые, черные, желтые, подчеркивающиеся цветовым контрастом, например, огненно-красное нижнее платье, серое — верхнее.

Мужской костюм.

В первой трети XVII в. мужчины носили сорочку, короткую куртку пурпуэн, неширокие штаны разной длины и плащ. Мужской костюм испытал влияние одежды мушкетеров и сочетал в себе военизированный стиль с обилием лент, кружев, пуговиц и бантов. Модны воротники «а-ля Ван Дейк» и шляпы «а-ля Рубенс».

Воротники «мельничные жернова» носили в основном представители городских профессий и купцы. После запрета церковью кружевных воротников появились отложные воротники рабат с завязками под горлом.

Пурпуэн состоял из короткой, до талии, спинки и несколько удлиненного переда с мысом. К лифу пришивалась баска из отдельных трапециевидных клиньев разного размера. Места прикрепления частей баски к лифу отделывались пышными бантами. Рукава пурпуэна были широкие, у проймы отделанные эполетами (крылышки, напоминающие испанские наплечные XVI в.), часто с продольными разрезами, сквозь которые была видна ткань сорочки или декоративная шелковая ткань отделки. Пурпуэн застегивался выше талии, при этом обычно была видна сорочка.

Штаны, так же, как и пурпуэн, довольно часто имели разрезы с отделкой шелком. Обычно штаны надевали на шелковые чулки, а на них под сапоги еще одни полотняные (в роли чехлов), к верху которых пришивали кружева. Иногда кружева вкладывали в верхнюю часть ботфортов, как в кульки.

Поверх пурпуэна часто надевали манто — круглый плащ с разрезом спереди и квадратным воротником. Довольно часто манто отделывали мехом.

Среди военных была популярна одежда казак — гибрид куртки и плаща с огромным числом пуговиц. Благодаря им части казака можно было комбинировать и получать разные фасоны. Короткий прямой казак носили мушкетеры.

История мужской моды

Мужская мода всегда была важной частью культуры и социального статуса. В разные периоды истории ее развитие проходило через различные изменения и трансформации. В данной статье мы рассмотрим эволюцию мужской моды с конца XVI века до конца XVII века.

Дворянский костюм

В XVI веке одной из обязательных деталей дворянского костюма была шпага, которая была прикреплена к перевязи. Шпага могла быть парчовой или ременной. Перевязь надевалась через правое плечо, а шпага к перевязи крепилась слева, чтобы она была почти вертикально расположена к полу.

7 стр., 3118 слов

Искусство России XVII века

... В борьбе старого и нового, в противоречиях рождается искусство нового времени. XVII веком завершается история древнерусского искусства, и он же открывает путь новой светской культуре. Активное строительство начинается ... новаторства», чтобы именоваться стилем, (см. об этом: Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. С. 17-18, 38-39). Типичные образцы «нарышкинского барокко» - церкви в ...

К 30-м годам XVII века появился новый вид штанов — панталоны. Они представляли собой прямые штаны, которые заканчивались ниже колена и были отделаны петлями из лент.

Детская мода

В середине XVII века в период «детской моды» мужской костюм состоял из короткой куртки брасьер с рукавами до локтя или без них. Куртка была отделана оборками, бахромой на плечах, лентами и позументами по краям. Сорочки с кружевами и бантами, пышные, с напуском, выпущенные из-под брасьера, с буфированными рукавами, перехваченными в нескольких местах лентами, и штаны — рейнгравы. Под складчатую юбку носили штаны-шаровары. Застежка на сорочке, украшенная рюшами, получила название жабо. Однако пожилые седовласые придворные неловко чувствовали себя в такой одежде.

Жюстокор и камзол

Во второй половине XVII века мужчины начали носить жюстокор в качестве верхней одежды. Жюстокор напоминал мундир и был распашной одеждой, обычно до колена. Он прилегал к телу, расширялся книзу и имел пояс-шарф на талии. Рукава жюстокора были узкими от плеча и расширялись внизу. Они были с отворотами. Жюстокор имел нововведение — прорезные карманы. Сначала жюстокор был синего цвета на красной подкладке и вышит золотом или серебром. Его разрешалось носить только узкому кругу лиц. До 70-х годов жюстокор носили с рейнгравами.

Под жюстокором носили короткую весту с рукавами. Позже, по мере того как жюстокор стали застегивать на все меньшее число пуговиц, веста стала удлиняться и к 80-м годам сравнялась по длине с жюстокором, превратившись в камзол. На шею носили кружевной воротник — галстук, обычно белый. На жюстокоре было жабо сорочки. Рукава жюстокора к этому времени стали длинными.

Кюлоты и чулки

В этот период стали носить другие штаны — кюлоты, которые заканчивались до колена. Кюлоты имели сбоку разрезы и застежку. Их шили из различных материалов, таких как бархат, шерсть, шелк, и они обычно соответствовали цвету жюстокора. В качестве носочных изделий мужчины предпочитали чулки, которые были белого, розового или голубого цвета и часто украшались вышивкой.

Плащи

Плащи также были популярны в мужской моде. Они использовались в качестве верхней одежды и дополняли образ мужчины.

2.3 Характеристика материалов, используемых при изготовлении костюма

В XVII веке для изготовления костюма использовались различные виды тканей, которые отличались своей роскошью и качеством. Одной из популярных тканей того времени был атлас, который использовался для создания женских платьев. Атлас был гладким и блестящим, что придавало платьям особую элегантность.

Также широко применялась тафта — ткань с глянцевой поверхностью, которая часто использовалась для создания платьев и накидок. Муар — еще одна популярная ткань того времени, отличалась гладкой и блестящей поверхностью, часто использовалась для изготовления женских платьев и аксессуаров.

В качестве материала для мужского костюма использовалась тонкая шерсть нежных полутонов. Черный, серый, красный, коричневый, темно-зеленый и рыжий цвета были основными цветами мужской одежды того времени.

Особое внимание уделялось также использованию различных видов кружев. Кружева были популярны и использовались для украшения воротников, манжет, передников, наколок, чулок и обуви. Особенно популярным было гипюр — тонкое кружево, а также очень тонкие, как волос, кружева.

В последней трети XVII века стала модной полосатая и клетчатая ткань. Шелковые чулки были разноцветные, включая красные и голубые оттенки. Бархат, сукно и шерсть также продолжали использоваться при создании костюма, особенно в мужской одежде.

Вышивка вновь стала популярной и использовалась в декоре костюма. Также применялись набивные ткани. Гобелены, которые были широко представлены в декоре интерьера, также использовались в декоре костюма и хорошо сочетались с текстилем.

В костюме широко применялись ленты, петли и галуны в качестве отделки. Роскошь в украшении и отделке костюмов достигла такой степени, что были введены ограничения, в том числе эдикт «О роскоши», который был написан кардиналом Ришелье.

Платья того времени шились, в основном, из парчи и шелка, производимых во Франции, которые заполонили тогда все европейские рынки.

В Чехию французская парча ввозилась как в конце XVII века, так и в течение всего XVIII века.

Кроме сукна и шерстяных тканей, из которых, в основном, изготавлялась одежда для мещанства, в большом количестве за границей торговцы покупали и шелка. Особенно большой спрос в Чехии был на всякого рода лионский шелк. Иногда появлялись и голландские шелка, белые испанские шелковые ткани наряду с другими видами испанского шелка. Далее привозили кружева, черные и белые, ручной работы и тонкие, как волос, шелковые, разноцветные, серебряные и золотые. Были и узкие мелкие кружевца.

Одежду шили из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей. Производство тканей приобретает промышленный характер.

Рубашку шили из полотна. Чулки — из шелка и шерсти. Кюлоты — из бархата, шелка, шерсти.

Разнообразие лент было ещё большим, нежели кружев.

И здесь мы найдем самые разнообразные виды: ленты обойные, серебряные, узкие и широкие, с модным узором, блестящие, кёльнские и базельские, лионские узкие и широкие, переливающиеся, серебряно-атласные, наимоднейшие, узкие и полосатые, атласные, двойные и т.д.

Но в гораздо большей степени заграница поставляла основное для модной одежды сырье — китовый ус.

Орнаментация ткани находится под прямым воздействием стиля барокко. Крупные декоративные цветы причудливых очертаний, орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (так называемый трельяж) — основные рисунки тканей того времени. В композицию узора включали также короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров настолько велики, что их раппорт достигал иногда полуметра.

Широко распространяются гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные и тканые рисунки. Они украшают воротники, манжеты, передники, наколки, даже чулки и обувь.

Если в Ренессансе повышенная декоративность костюмов проявлялась формах и разрезах, то в XVII веке она проявляется в перегрузке рельефными украшениями из ткани: ленты, рюши, оборки, гофрировки, буфы, галун, шнур, позумент из золотых и серебряных ниток.

Обувь, головные уборы, прически, макияж, и другие дополнения и аксессуары к одежде

Мужская обувь разнообразна: туфли на каблуке, красные каблуки, сапоги с ботфортами и кожаная обувь без задника. Дамская обувь на французском каблуке — пантофли, туфли с ажурной перфорацией, нависшим кончиком носка, рантом и брошью или бантом.

Головные уборы мужчин: фетровые шляпы «а-ля Рубенс», «а-ля Рембрандт», а также шляпы с узкими полями и высокой тульей, и треуголки. Модный головной убор- светлая фетровая широкополая шляпа с перьями. Шляпу-треуголку носили углом в сторону лица.

Согласно этикету, шляпу снимали только в церкви, при встрече с королем и во время трапезы, но начиная с конца XVII в. головной убор принято снимать в помещении. Женщины носили шляпы с большими полями, украшенные перьями; различные чепцы, капоры с пелериной, кружевные наколки и чепец «фонтанж».

Прически мужчин были разнообразны: «анри катр», пейзанская стрижка, прическа «а-ля Каденетт», «комета» и прически с любовными локонами.

История причесок в начале XVII века

В начале XVII века прически мужчин формировались из их собственных длинных или полудлинных волос. Однако в конце века, мода на прически радикально изменилась – мужчины стали носить огромные парики рыжего цвета, которые напоминали львиные гривы.

Самым модным вариантом парика был парик с прической, известной как «три бриды». Этот вид прически часто сочетали с коком (тупеем), размещенным над лбом. Король Людовик XIV предпочитал алонжевый (удлиненный) парик из белокурых натуральных волос. Сначала его локоны были взбиты в беспорядке, но затем стали укладывать в трубчатые ряды.

Светлые парики на тот момент носили члены королевской семьи, а все остальные люди должны были использовать парик в сочетании с пудрой.

Вскоре парик стал символом высокого положения, и было считалось неприличным для дворянина появляться в общественных местах без парика. При этом, мужчины либо совсем оставались без волос, либо стригли их коротко.

Согласно того времени, мужчины носили длинные волосы, которые были распущены и достигали плеч. В дополнение, они имели маленькую бородку (в виде узкой полоски волос на подбородке) и небольшие усы на краю губ. Моду на бороду вводит Людовик XIII.

История бородки «а-ля-рояль» имеет любопытное происхождение. Однажды, ради скуки, Людовик XIII собственноручно брил всех офицеров своего полка, оставив только маленький кустик волос на подбородке. Такая бородка была названа «а-ля-рояль», что означает «по-королевски».

История женских причесок в начале XVII века

Женские прически в тот период несколько менялись. От гладкой прически с прямым пробором спереди, до прически с косами, локонами и узлом, а также высоко вздымающейся прически по имени «фонтанж». Последняя состояла из комбинаций локонов и крахмальных наколок.

Основные типы причесок включали следующее:

  1. Разделение волос прямым пробором и завивка укороченных прядей у щек. Коса сзади укладывалась в виде короны.
  2. Прическа с челкой, боковые пряди взбивались, а на затылке оставляли косу или прикрепляли шиньон.

Макияж и аксессуары

В декоративной косметике на широкую практику использовались белила и румяна. Дополнительно на лицо, шею и грудь наклеивали мушки из черной шелковой ткани. Женщины также использовали тени, помаду и духи.

У мужчин лицо либо было бритым, либо имело небольшие усы и клиновидные бородки.

Дополнения и аксессуары к одежде

Характерными дополнениями к женскому костюму были светлые шелковые чулки, перчатки, галстуки-шарфы, кружевные косынки, передник, белый или цветной, отделанный кружевом, бахромой, рюшами, вышивкой, складные веера, часы, подвешенные к поясу, или зеркало в дорогой оправе. Из ювелирных украшений особенно ценились жемчужные ожерелья, розетки, серьги, браслеты, кольца, диадемы.

Модным камнем считался алмаз, но гранить его ювелиры еще не умели. Появились первые украшения с бриллиантами.

К модным дополнениям относились также шейные платки. Они привозились из Гамбурга и Франкфурта. Оттуда же приходили платки, предназначаемые для деревни. Реже в Чехию привозили муфты, перья для шляп и пудру для волос. Напудривание волос было уже предзнаменованием XVIII века.

Широко использовали в костюме жемчужные ожерелья, браслеты, алмазные подвески, кольца, серьги, диадемы, брошки, жемчужные бусы обвивали руки и шею.

Брошами украшали воротники, шляпы, прически. Драгоценными вышивками украшали сумочки, веера, перчатки.

2.5 Анализ композиции костюма

Костюм XVII века имеет много общего с архитектурой того времени. Для архитектуры и интерьера помещений стиля барокко характерны вычурность, роскошь, помпезность, богатая светотень, позолота. В костюме барокко объемы и драпировки (модест, фрипон, шлейф) дают богатую светотень. А вычурность костюма перекликается с вычурностью архитектурного стиля.

Блеск и позолота присутствует в декоре интерьера, так же как аналогичные эффекты в костюме: золото и серебро отделки, вышивки, позументов; эффекты шан-жан — игра цвета на изломе ткани; обилие сверкающих драгоценностей.

В целом для женского костюма первой половины века характерны большие объемы.

В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождаются бурная динамика, захватывающие страсти, живописность, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.

Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство XVII в. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. В искусстве это нашло выражение в геометричности линий и форм, четкости объемов, в костюме — в дальнейшем совершенствовании каркасной формы, подчинении человеческой фигуры стандартной схеме объемов и пропорций, определенной ясности и целесообразности конструкции.

Если повышенная декоративность костюмов Ренессанса проявлялась в экстравагантности форм, в живописной пестроте разрезов, то в XVII в. она проявляется в перегрузке рельефными украшениями, которые скульптурно создавались из самой ткани. Это многочисленные пучки лент, рюши, оборки, гофрировки, буфы, отделка галуном, шнуром, позументом из золотых и серебряных ниток.

Орнаментация ткани находится под прямым воздействием стиля барокко. Крупные декоративные цветы причудливых очертаний, орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (так называемый трельяж) — основные рисунки тканей того времени. В композицию узора включали также короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров настолько велики, что их раппорт достигал иногда полуметра.

Каркасный костюм, возникший в Испании XVI в., остается в европейском костюме XVII в. Однако иные материальные средства создают новую отвлеченную схему объемов и пропорций. Из костюма уходит жесткая каркасная юбка (вертюгаден) и карикатурная прокладка в мужском костюме. Его линии становятся более естественными и подвижными, формы — декоративными.

Обилие тканей, кружев, лент и других отделок говорит о значительном преобладании декоративного решения костюма над конструктивным. Модельеры и портные находят удивительно точное конструктивное решение костюма для придания фигуре определенной схемы с помощью зрительных иллюзий.

Так, в женском костюме с помощью композиционных линий создается зрительная иллюзия необыкновенно тонкой талии, покатых плеч. Затянутый корсетом торс контрастирует с пышной юбкой и баллонообразными рукавами. Наклонные линии рельефов на спинке усиливают это впечатление.

Вариантное решение костюма с помощью разнообразных деталей и способов их соединения представляет короткий мушкетерский плащ казак. С помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) его можно было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или в короткую пелерину. Пристегнув спинку к боковой части рукава, можно было спереди оставить разрезы для свободного движения рук.

Сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий силуэт изделия, характерен для костюма XVII в.

Выводы

В ходе курсового проектирования мною были изучены материалы и литература по данной теме. После ознакомления с историей Западной Европы в XVII веке, ее культурой, искусством, конструкцией и композицией костюма, я составила текст пояснительной записки, в которой осветила все основные вопросы западноевропейского костюма. То есть, что повлияло на формирование костюма, каким он был, из каких материалов создавался, какие использовались аксессуары, украшения, прически, макияж того времени и другое.

Пояснительная записка включает десять копий исторического костюма. Это способствует его наглядному изучению, что в совокупности с теорией дает полное представление о западноевропейском костюме XVII века. К копиям даются пояснения о наиболее значимых чертах костюма.

Схема кроя одежды представляет собой наглядное построение выкройки, по которой был изготовлен макет костюма на куклу. Для изготовления своего макета я выбрала женское платье второй половины XVII века. Его отличительной частью является характерная для того времени двойная юбка, состоящая из верхней юбки (модест) и нижней (фрипон).

Нижняя юбка выполнена на каркасе, что придает платью объем. Верхняя часть платья — корсаж. Рукава широкие, ниже локтя, украшенные лентами и кружевами, также как низ юбки и корсаж. Кружева, ленты, вышивка, золотые и серебряные нити — неотъемлемая часть западноевропейского костюма XVII века. Поэтому в своем макете я использовала эти детали. Основная ткань моего макета — это популярная в то время вышитая парча, нижняя юбка сшита из атласа, который тоже был в моде.

Корсет, хоть и стал менее популярен, он все равно остается по истине самой женственной частью женского туалета, который подчеркивает одни части тела и скрадывает другие, делая фигуру изящнее. Юбки на каркасе, и тем более двойные тоже, в большей мере, остались в прошлых веках. Однако сейчас они используются в качестве праздничной и вечерней одежды. А популярные кружева и ленты всегда являлись и являются в ниши дни прекрасным украшением и дополнением. Таким образом, модели, разработанные на основе костюма XVII века получаются очень интересными, наполненными и праздничными.

Мода барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал совершенно иным. И здесь шелк и кружева оттеснили бархат и металл, французская мода подчеркивала природные данные, теперь пышные формы сменили четко стилизованные. Мода опять добивается реальности. Строгие формы испанской маньеристической моды были побеждены, её контуры стали более прерывисты, исчезает «треугольник».

Формы мужского костюма становятся декоративными, линии — более естественными. Декорация в костюме — обилие лент, кружев и т. д. — преобладает над конструкцией.

Черты развития конструирования и моделирования в первой половине века особенно заметны. Например, с помощью композиционных линий в женском костюме создается зрительная иллюзия необыкновенно тонкой талии, покатых плеч. Пышная юбка и балонообразные рукава контрастируют с торсом, затянутым корсетом. Это впечатление усиливается наклонными линиями рельефов.

Костюм XVII в. характеризуется сложным кроем с изобилием разрезных вертикальных линий. Эти линии позволили создать прилегающий силуэт в костюме.

Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующихся.

С этого времени французский вкус и мода овладели всей Европой и не переставали владеть ею в течение целых столетий.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-stil-odejdyi-barokko/

1 Ермилова В.В., Ермилов Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Москва «Академи», 2000.

2 Захаржевская Р.В. История костюма. Москва «Рипол классик», 2008.

3 История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964.

4 Киреева Е.В. История костюма, 2-е изд. Москва «Просвещение», 1976.

5 Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963.

6 Мерцалова М.Н. История костюма. Том 2. С.-Петербург «Чарт-пилот», 2001.

7 Современная энциклопедия. Мода и стиль. Москва «Аванта+», 2002.

8 http://fashionshow-w.blogspot.com.

9 http://shabby-decor.ru/.

10 http:// http://vernisag.com.ua/.