Проект «БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Сочинение

Деление дворянства

Несмотря на то, что в первой половине XIX столетия дворянство представляло единое сословие, оно разделялось:

  • по происхождению;
  • по размерам доходов.

По происхождению

В зависимости от источника происхождения дворянство разделялось:

  1. Титулованное. К нему относились графы, бароны,
  2. Древнее. Это были представители, предки которых получили такое звание более 100 лет назад.
  3. Данное государём.
  4. Полученное за заслуги на военной или гражданской службе.
  5. Иностранное. Имелись в виду дворяне, получившие это звание за границей и перешедшие на российскую службу.
  6. Личное дворянство.

По размерам доходов

В зависимости от доходов дворянство разделялось на разряды:

  1. Низший. К нему относились дворяне, которые имели до 20 человек крепостных.
  2. Средний. Количество крепостных душ составляло от 21 до 100 человек.
  3. Высший. Такие представители сословия имели более 100 человек крепостных, а уровень их доходов составлял 400-750 рублей.

В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было написано, что все имение, которое было у Дубровского – старшего переходит Троекурову, и решается приехать к отцу. Но когда он к нему приезжает, Дубровский – старший умирает прямо на руках у своего сына. Вскоре после смерти отца к Дубровскому приходит извещение, что дом и все, что осталось, после суда переходит к Троекурову. Жители Кистеневки не хотели переходить к другому хозяину, и поэтому Дубровский решается спалить дом и увести жителей в лес. Чтобы прокормить свой народ, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их, не давая им проходу. Дубровский очень хочет отомстить Троекурову. И вдруг Дубровскому везет: благодаря поддельному паспорту, перехваченному у Дефоржа, который собирался устроиться учителем французского языка у Троекурова, он сам устроился учителем у своего врага. Дубровский ждал удобного случая для мести, но встретился с Машей, дочкой Троекурова, и влюбился в нее. Из-за любви к Маше он не смог отомстить Троекурову. Но любовь Дубровского к Маше оказалась неудачной, потому что Маша вышла поневоле замуж за соседа. Дубровский хотел ее спасти, но безуспешно. Я считаю, что Дубровский стал разбойником поневоле, потому что ему надо было прокормить своих людей….

17 стр., 8349 слов

Сочинения по произведению «Дубровский» А. С. Пушкина

... по объему «Дубровский» скорее повесть. Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого». Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троекурова ... у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой — Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского — ...

более месяца назад

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Права Обязанности Привилегии
  • Потомственный дворянин с небольшим доходом имел право только присутствовать на дворянском собрании без принятия участия в обсуждаемых вопросах.
  • Обсуждение и принятие решения давало право дворянам с годовым доходом в 100 тыс. рублей. Это приравнивалось к наличию 20 крестьянских душ.
  • Правом быть избранными обладали дворяне, имевшие более 100 крестьян.
  • Всему дворянскому сословию принадлежало монопольное право владеть крестьянами.
  • Заниматься торговлей в городах.
Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве.
  • Освобождение от рекрутского набора.
  • Освобождение от налогов.
  • Возможность взятия льготного кредита под залог земель.
  • Освобождение от телесных наказаний.

Дворянство и помещики второй половины 19-го века , Дворянство второй половины 19 века:

Чтобы уменьшить приток в дворянство выходцев из других словев населения, был повышен чин в табеле о рангах, по достижении которого человек мог стать потомственным дворянином. Тем не менее, всего за 30 лет (к 1897 году), количество дворян увеличилось более чем в 2 раза.

Дворяне потеряли преимущества в армейской службе, так как теперь выше ценилась именно подготовка, а не сословие человека. Количество дворян на службе уменьшилось до 1/4 от общего количества служащих, а среди офицеров было только около половины дворян.

Многие дворяне потеряли связь с землей и теперь могли жить только на служебное жалованье. Площадь земель, принадлежащих дворянству, в целом, уменьшилось. Т.е. к концу века в 2 раза уменьшилось именно кол-во помещиков, теперь их осталось всего 40%, по сравнению с годами до реформы 1861 г. Те из них, кто продолжал применять полукрепостническую систему взаимодействия с крестьянами, обычно разорялись. При этом многие дворяне использовали полученные от реформы в 1861 г. деньги для предпринимательской деятельности. Часть дворянства использовало свои деньги, чтобы выучиться на новые профессии: врачей, художников, юристов, либо стать писателями.

Так помещики постепенно теряли влияние в государстве и этот класс растворялся в обществе. На первый план выходили чиновники.

​​​​​​​

Быт дворянства начала XIX века

Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.

Мужская одежда

Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.

Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.

Женская одежда

Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:

  1. Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
  2. Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
  3. Накидки. Они больше надевались для красоты.
  4. Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
  5. Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.
  6. Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.

Воспитание и образование

Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:

  1. Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.
  2. Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.
  3. Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.

Разрешение споров

Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.

Дуэли бывали 3 типов:

  1. На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.
  2. Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.
  3. Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.

Изображение дворянского сословия в произведениях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка».

« Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, то есть награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы

».

А.С. Пушкин

Дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием Российского государства. В Западной Европе дворянство формировалось из старинных аристократических родов, королевских должностных лиц, рыцарства и сложилось в эпоху абсолютизма. В России дворянство возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного, взявшего курс на построение централизованной монархии с опорой на дворянство, что подразумевало борьбу со старой (боярской) аристокаратией. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе. Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, — писал Петр, — пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут». Апогеем могущества русского дворянства стало получение «дворянской вольности» в 1785 году. «Жалованная грамота» Екатерины II устанавливала широкий круг личных привилегий дворянства, вводила дворянское самоуправление. Главная привилегия заключалась в том, дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. В первой половине XIX века дворянство не только сохранило дарованные ранее привилегии, но и преумножило их. В этот период окончательно сформировались понятия дворянской чести и долга, высокого патриотизма и нравственного достоинства. Именно в дворянском сословии была в основном сосредоточена интеллектуальная элита страны — писатели, поэты, художники, композиторы, ученые.

Дворянство в России

возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс землевладельцев — помещиков. Дворянство в качестве особого чина было введено в состав Земского собора, а по губной и земской реформам с отменой кормлений (1555-1556 гг.) дворянство возглавило местное управление. Окончательное складывание дворянства как единого сословия светских феодалов происходит при Петре I. Приобретение дворянского звания по табели о рангах способствовало тому, что дворянское сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, получавших дворянство в результате продвижения по государственной службе, а также за счёт пожалований дворянства по личному усмотрению царя. 21 апреля 1785 г. Екатерина II издала «Жалованную грамоту дворянству», по которой дворянство стало главным привилегированным сословием империи. Важнейшими преимуществами являлись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников), отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. Для доказательства сословных прав в губерниях были заведены родословные дворянские книги, в которые дворянство записывалось по 6 разрядам в зависимости от способа получения дворянства, древности рода и наличия титула.

Дворянство.

Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. Доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. Столичная же жизнь требовала звонкой монеты. Продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. Однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.

В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами.

Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.

Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Зимой, обычно перед Рождеством, помещики возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.

Первая половина XIX века – время поисков «европейских» альтернатив дедовским нравам. Не всегда они были успешными. Переплетение «европеизма» и привычных представлений придавало дворянскому быту черты яркого своеобразия и привлекательности.

Одежда дворянства приобрела черты строгости, освободилась от навязчивой сложности деталей. Вначале 19 столетия в моду входят легкие бальные платья и «Дантичные» прически. Платья надевали на батистовую рубашку или на розовое трико так, что фигура просвечивала сквозь ткань.

В России такие платья были в употреблении вплоть до войны 1812 года. Модницы носили к полупрозрачным платьям ножные браслеты, один на щиколотке, а второй выше колена. «Московский Меркурий» в 1803 году писал, что главное в костюме – это обрисование тела. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то можно считать, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Самой типичной и неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль, которую иногда закалывали брошью. Брошь, вошедшая в моду в России еще в 18 веке, в 19 столетии становится наиболее распространенным украшением. Стремление придать женщине облик античной — статуи, служившей идеалом красоты, не допускало большого количества украшений. В самые первые годы 19 века считалось дурным тоном надевать даже на балы много драгоценностей. В это время в моду входят стальные украшения с алмазной огранкой — пряжки, пуговицы, броши, браслеты.

С 1806 по 1809 год женщины света особенно увлекались драгоценностями. Они носили кольца на всех пальцах, по нескольку часов с пестрыми эмалевыми крышками. Тяжелые подвески серег оттягивали уши, а масса браслетов различной формы охватывала руки. Прически, как того требовал стиль платьев, украшали диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряных дубовых или лавровых листьев. Но шея и обнаженные плечи оставались без украшений. Одним из самых ярких проявлений моды этого времени явилось увлечение резными камнями-геммами. Оно прошло по многим странам Европы и захватило Россию, где художественная резьба по камню становилась самостоятельным видом прикладного искусства. Миниатюрная пластика в камне покорила русское общество. Камеи — рельефные геммы — создавали лучшие столичные ювелиры; много камей привозилось из-за границы. Среди привозных были не только работы современных мастеров, но и уникальные античные находки. Камеи на какое-то время затмили бриллианты и дорогие самоцветы. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши. Из камей составляли браслеты и целые наборы украшений. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни. Очень популярны были слоистые агаты, ониксы, в которых художник сочетал скульптурные и живописные средства изображения. В мелких украшениях типа булавок для галстука камеи являлись главной и единственной деталью художественного решения. Тонкая золотая или серебряная оправа выполняла, по существу, утилитарную функцию, помогая закрепить камень и соединить его с заколкой.

Начиная с середины XIX в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции.

Славянофилы, отрицавшие все европейское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них в 40-50-е гг. надели русские рубахи-косоворотки, поддевки, заправляли брюки в сапоги. Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на «русский стиль» в одежде.

Дворяне — основные персонажи большинства произведений русской классической литературы. Дворянами были и большинство русских писателей классиков, от Фонвизина до Бунина. Что же такое дворянство? Так называлось самое привилегированное сословие царской России. Дворяне, как правило, владели землей и до 1861 года жившими на этой земле крестьянами. С эпохи Петра I звание ПОТОМСТВЕННОГО ДВОРЯНИНА можно было получить по достижении определенного чина в военной или гражданской службе, при награждении некоторыми орденами, а также за особые личные заслуги. Первоначально ДВОРЯНИНОМ именовался человек, служивший при великокняжеском или царском дворе — отсюда и корень слова. С XIV века русские дворяне стали получать от великих князей, а затем царей в уплату за службу землю — ПОМЕСТЬЕ. В 1714 году Петр I закрепил за ними эту землю навеки как наследственную. Тогда же в дворянское сословие влились и феодалы бояре, владевшие землей по наследству от предков.

ВОТЧИНА, то есть земля, принадлежавшая семье издревле, и поместье — земля, пожалованная царем за службу, — слились с тех пор в понятие ИМЕНИЕ. В обоих случаях землевладение обычно именовалось ПОМЕСТЬЕМ, а его владелец — ПОМЕЩИКОМ. Поместье имение не надо смешивать с УСАДЬБОЙ: усадьба — не все землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.

Петр I повелел, чтобы дворяне мужчины в оплату за свои привилегии непременно отбывали государственную службу, причем с самого низшего ранга. Дворяне юноши зачислялись в рядовые гвардейских полков. При преемниках Петра положение изменилось: дабы избавить детей от тягот солдатской службы, родители сразу же после их рождения стали записывать сыновей в гвардейские полки на должности унтер офицеров, притом не отправляя их туда служить, а держа при себе до совершеннолетия.

Для воспитания подрастающих детей дворянство нанимало не только домашних, но и приходящих учителей, с которыми часто рассчитывалось не за каждый урок, а сразу за несколько; удостоверение за проведенное занятие называлось БИЛЕТОМ, по ним впоследствии выплачивали вознаграждение.

НЕДОРОСЛЯМИ назывались дворянские сыновья до 15 16 лет, то есть еще не достигшие возраста для несения государственной службы. Это слово служило официальным термином, равнозначным понятию подросток, несовершеннолетний. Поэтому нас не должно удивлять, что в документах, поданных для поступления в Лицей, 12 летний Пушкин назван недорослем.

В 1762 году император Петр III издал МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА, освобождавший дворян от обязательной государственной службы. Большинство дворян оставило службу и переехало в свои имения, пребывая в праздности и живя на счет своих крепостных. Пушкин справедливо возмущался этими законами и писал о них: «…указы, коими предки наши столько гордились и коих справедливо должны были стыдиться «.

Однако дворянство — понятие неоднозначное. Будучи самым привилегированным сословием, оно было и самым образованным. Из дворянского сословия вышли многие прогрессивные люди России — полководцы и общественные деятели, писатели и ученые, художники и музыканты. Дворянами были и многие борцы против самодержавия и крепостного права.

ТИТУЛОМ называлось почетное родовое или же «пожалованное» государем звание. Древнейшим дворянским титулом на Руси был КНЯЗЬ. Князьями назывались многие древние феодалы — крупные землевладельцы, титул этот переходил по наследству. С начала XVIII века титул князя стал присваиваться императором за личные заслуги. Высшим, но достаточно редким титулом был СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ.

Дворянские титулы от мужей передавались женам. Но если женщина, урожденная княжна или графиня, выходила замуж за некнязя и неграфа, то утрачивала свой родовой титул. Или же приобретала титул мужа

Могло быть и наоборот. Но если у мужа титула не было, то и жена становилась нетитулованной.

До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размерами земли, которой он владел, а числом крестьянских душ, ему принадлежавших. Количество земли считалось не столь существенным без работников, способных ее обработать, она не представляла собой столь высокой ценности. Помещики разделялись на МЕЛКОПОМЕСТНЫХ (владевших душами числом до ста), СРЕДНЕПОМЕСТНЫХ, число душ которых исчислялось сотнями, и КРУПНЫХ (около тысячи и более душ).

Итак, мерилом богатства была не величина поместья, а количество крепостных!

У обедневшего Андрея Дубровского — 70 душ

ДВОРОВЫМИ назывались крепостные крестьяне, оторванные от земли и обслуживавшие барский дом и двор. Жили они обычно в людских или ДВОРОВЫХ ИЗБАХ, расположенных возле господского дома. ЛЮДСКОЙ называлось помещение для дворовых в господском доме. Кормились дворовые люди в людской, за общим столом

К хозяевам приезжали гости, прислуга была на виду; поэтому дворовые одевались лучше, чем барщинные, носили форменную одежду, часто донашивали барское платье. Мужчин заставляли брить бороду.

Хотя дворовые были теми же крепостными крестьянами, но так не назывались. В литературе XIX века постоянно читаем: крестьяне и дворовые, дворовые и мужики. В «Дубровском» Пушкина о Троекурове сказано: «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно «.

В штат дворовых входили КАМЕРДИНЕРЫ — комнатные слуги, в просторечии комардины, камельдины и т.п. Приближенные к молодым господам камердинеры были прилично одеты, отличались самостоятельностью поведения, а иногда и развязностью, стремлением подражать барам. Не случайно Алексей Берестов при встрече с Лизой («Барышня крестьянка» Пушкина) выдает себя, хотя и неудачно, за собственного камердинера.

СТРЕМЯННЫМИ назывались слуги на конях, сопровождавшие бар во время их поездок верхом, в том числе на охоте. Берестов старший в «Барышне крестьянке» выезжает охотиться за зайцем со стремянным.

Управление имением

При крепостном праве для этой цели помещик назначал ПРИКАЗЧИКА

Крупными имениями управляли нанятые помещиками отставные военные. У князя Верейского («Дубровский»), который долгое время находился в чужих краях, всем имением управлял отставной майор.

Охота

Любимым развлечением помещиков была охота. Богатые помещики имели целые охотничьи хозяйства с обширным штатом прислуги. Псари ухаживали за охотничьими собаками

Охота на зайцев обычно велась на «ОТЪЕЗЖИХ ПОЛЯХ» — выражение в наши дни непонятное. «Сосед мой поспешает / В отъезжие поля с охотою своей » — известные пушкинские строки.

Сейчас мы говорим о своре как о стае собак, по охотничьи же СВОРА — поводок, на котором водят пару или нескольких борзых. Состояние Андрея Гавриловича Дубровского, «горячего охотника», определялось тем, что он держал «только двух гончих и одну свору борзых «; здесь свора — не целая стая, как подумает современный читатель, а пара или от силы две пары собак. Таким образом, Дубровский владел не более чем шестью охотничьими собаками, тогда как у Троекурова их было «более пятисот «.

Опека и залог

В ряде случаев правительство могло передать дворянское имение В ОПЕКУ.

Промотавшийся помещик Муромский в «Барышне крестьянке» Пушкина «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым «.

В центре моего исследования — быт и нравы русского дворянства в XIX веке. Особенность как церемониального, так и будничного быта и нравов определяется его игровым характером. В обществе необходимы хорошие манеры и сдержанность в обращении, при дворе же эти качества еще необходимее.

У нас на Руси отпустить гостя без обеда почиталось тогда неучтивостью и погрешением.

Все иностранные путешественники отмечают необычайное гостеприимство русских дворян. «Нет никого гостеприимнее русского дворянина»1.

«Известно, что в старые годы, в конце прошлого столетия, гостеприимство наших бар доходило до баснословных пределов, — пишет П. А Вяземский. — Ежедневный открытый стол на 30, на 50 человек было дело обыкновенное. Садились за этот стол, кто хотел: не только родные и близкие знакомые, но и малознакомые, а иногда и вовсе незнакомые хозяину».

«Когда собравшихся гостей в гостиной хозяин дома познакомит между собой, и доложено ему будет, что кушанье на столе, то встает он и, приглася посетивших в столовую, провожает их, идя сам впереди» и с очевидной гордостью и торжественностью объявляет:

Кушанье поставлено.

Жизнь дворян в имении протекала неторопливо и однообразно.

Монотонный сельский день нарушался приездом гостей в семейные и церковные праздники. Часто гости приезжали без всякого повода, «гостили И кормились по нескольку дней».

О гостеприимстве и хлебосольстве помещиков писали многие мемуаристы.

Делом чести для помещиков было накормить досыта приехавших из Москвы или Петербурга гостей.

Чиноположению с тою же строгостию следует в публике, как этикету при дворе.

чин, чин, чин

и ни на минуту о сем не забывать. Мы постоянно обманываемся из-за наших понятий о благородном происхождении, которые здесь почти ничего не значат. Не хочу сказать, будто знатное имя совсем уж ничто, но оно все-таки на втором месте, чин важнее. Дворянское звание лишь помогает достичь чина, но ни один человек не занимает выдающегося положения благодаря одному лишь рождению; это и отличает сию страну от всех прочих., — писал в 1817 году граф Жозеф де Местр графу де Валезу.

Действительно, российский дворянин обязан был служить «Отечеству и Государю». Военная служба считалась более престижной по сравнению с гражданской. «Военная каста высокомерно называла штатских (фрачных)»рябчиками». Поступок И. и. Пущина, оставившего военную карьеру и перешедшего на «статскую службу», вызвал недоумение современников.

На профессиональное творчество смотрели как на унизительное для дворянина занятие. Творчество воспринималось только как «благородный досуг». В мемуарной литературе находим немало тому подтверждений.

Учительское поприще также считалось делом не дворянским. «Я отказался от гражданской службы и вступил в учительское звание, — пишет Н.И. Греч. — Достойно замечания, что это восстановило против меня многих моих родственников. Как можно дворянину, сыну благородных родителей, племяннику такого-то, внуку такой-то, вступить в должность учителя!».

«По понятиям того времени, — отмечает в своих записках д.Н. Свербеев, — каждому дворянину, каким бы великим поэтом он ни был, необходимо было служить или, по крайней мере, выслужить себе хоть какой-нибудь чинишко, чтобы не подписываться недорослем».

Принцип сословной иерархии, зависимость нижестоящего от вышестоящего определяли нормы поведения дворянина как на службе, так и в повседневной жизни.

Провинциальное дворянство, с одной стороны, старалось подражать манерам столичных аристократов, с другой — с неприятием относилось к «столичному этикету».

Быт и нравы дворян регулировали не только праздничное, но и будничное течение жизни. Самые обыденные моменты жизни дворян подчинялись правилам приличия: распорядок дня, одежда, обувь, еда » убранство интерьера», прием гостей, застолье и т.д. Эти правила были многочисленны. Они усваивались не без труда с ранних лет, в процессе воспитания под руководством опытных наставников. Светское поведение не ограничивалось знанием правил хорошего тона. Одна из основных функций этикета — сдерживать порывы, контролировать проявления эмоций и инстинктов. «Приличия — это то, что при личности, как показатель ее достоинства, состоящего в том, что она уважает личность и в себе, и в каждом другом человеке, сдерживая, обуздывая стихийные проявления собственной природы — биологической и социальной, — которые могут быть оскорбительны для другого».

Знакомясь с разнообразными проявлениями повседневной жизни дворянства, мы неожиданно открываем для себя некие глубинные, духовные ценности эпохи.

Все значимо, все является аллегорией, все “читается” посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей — это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках — наоборот, цвет жизни, деятельности.

И все это тонуло в зелени садов и парков — символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы — все чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Городские ворота открываются и закрываются в определенное время, начиная и завершая городской день.

Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же.

Жизненный круг дополнялся дневным. Сутки в усадьбе явно делились не только временно, но и пространственно. «Предрассветные сумерки вестибюля» продолжали «раннее утро мужского кабинета», «полдень гостиной», «театральный вечер» и так далее, вплоть до «глубокого вечера спальни».

Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом. «В наше время, — вспоминает еще конец XVIII века Е. П. Янькова, — редкий не нюхал, а курить считали весьма предосудительным, а чтобы женщины курили, этого и не слыхивали; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе, и ежели при дамах, то всегда не иначе как спросят сперва: «позвольте». В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как-нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла»[1, c. 6].

Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года, а в особенности в 1820-х годах: стали привозить сигарки, о которых мы не имели и понятия, и первые, которые привозили нам, показывали за диковинку.

И в России на всем протяжении XVIII века дворянство в пищевом этикете ориентировалось скорее на французскую моду, чем на придворный обед.

Сам стол в первой половине XVIII века мог сервироваться тремя способами: французским, английским и русским. Каждый из этих способов отражает национальные особенности обеденного этикета. Французская система была самой старой. Сформировалась она еще при Людовике XIV. Именно он ввел в столовый этикет обед в несколько перемен блюд. До него блюда подавались на стол все сразу, уложенные в чудовищные пирамиды. Теперь же на стол сразу выставляли только одну перемену. После того, как гости налюбовались изысканной сервировкой, каждое блюдо несли опять на кухню, где подогревали и разрезали.

Английская система сервировки, которая начинает распространяться в России с середины XIX века, требует, чтобы все блюда подавались на стол сразу без разбора. Потом подаются лишь жаркое и пирожное. При этом, перед каждым

участником застолья ставилось блюдо, которое он должен был разложить на всех. Получалось некое “стихийное хозяйничание” с передачей тарелок и обслуживанием рядом сидящих дам, совсем на современный манер. Но все же более всего была принята в дворянской России своя, русская система сервировки стола. Здесь гости садились за стол, на котором вообще не стояло ни одного блюда. Стол украшали исключительно цветами, фруктами и прихотливыми статуэтками. Потом, по мере необходимости, на стол подавались горячие и уже разрезанные блюда.

Чисто русские обеды не начинались сразу за столом. Перед обедом всегда следовала закуска. Французы называли такой обычай “пищей до пищи” .

Итак, чин женщины, если она не была придворной, определялся чином ее мужа или отца. В документах эпохи мы встречаем слова: «полковница», «статская советница», «тайная советница». Однако слова эти определяют не независимое положение самой женщины, а положение ее мужа (для девушки — отца).

Подобная исключенность женщины из мира службы не лишала ее значительности. Напротив, роль женщины в дворянском быту и культуре в течение рассматриваемых лет становится все заметнее. Женщина не могла выполнять чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью. Но тем большее значение в общем ходе жизни получало то, что культура полностью передавала в руки женщин.

Так к концу XVIII века появляется совершенно новое понятие — женская библиотека. Оставаясь по-прежнему (как уже говорилось, за редкими исключениями) миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился все более духовным.

Женщина стала читательницей. Но книги были разные, и читательницы — тоже.

Домашние библиотеки женщин конца

XVIII — начала XIX века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х годов — взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века.

Но не только привычка к чтению меняла облик женщины. Женский быт изменялся стремительно, и моды, костюмы, поведение бабушек внучкам представлялись карикатурными и вызывали смех. Казалось бы, женский мир, связанный с вечными свойствами человека: любовью, семейной жизнью, воспитанием детей, — должен был быть более стабильным, чем суетный мир мужчин. Но в XVIII веке получилось иначе: реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад. [3.c.,67]

Первое последствие реформ для женщин — это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически — например, появляется обязательный парик. Кстати, парики, для того чтобы они хорошо сидели, надевались на остриженную голову. Поэтому когда вы видите на портретах XVIII века красивые женские прически, — это прически из чужих волос. Парики пудрили.

Платья, разумеется, тоже стали другими. Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ и последующие женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок).

В модах царила искусственность. Женщины тратили много сил на изменение внешности.

Дамы кокетничали, дамы вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более — в Петербурге с его зловредным климатом!).

Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо. [4.c.,167]

В начале XVIII века детской моды еще нет. Детей одевают в маленькие мундиры, шьют им маленькие, но по фасону — взрослые одежды. Считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства — это то, что надо пробежать как можно скорее.

Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это — заслуга в основном женщины. Мужчина служит. В молодости он — офицер и дома бывает редко. Потом он в отставке, помещик — в доме наездами, все время занят хозяйством или на охоте. Детский же мир создает женщина.

Французский обычай — родителям решать судьбу детей — был не принят, осуждался. Английский обычай — совершенной свободы девушки — был тоже не принят и невозможен в русском обществе. Русский обычай сватовства считался чем-то безобразным, над ним смеялись все. Но как надо выходить и выдавать замуж, никто не знал. Вот что говорили современники о браке : „Помилуйте, в наше время уж пора оставить эту старину. Ведь молодым людям в брак вступать, а не родителям; стало быть, и надо оставить молодых людей устраиваться, как они знают». Но хорошо было говорить так тем, у кого не было дочерей; а княгиня понимала, что при сближении дочь могла влюбиться, и влюбиться в того, кто не захочет жениться, или в того, кто не годится в мужья». Ритуал замужества в дворянском обществе XVIII — начала XIX века носит следы тех же противоречий, что и вся бытовая жизнь. Традиционные русские обычаи вступали в конфликт с представлениями о европеизме. Но сам этот «европеизм» был весьма далек от европейской реальности. В XVIII веке в русском дворянском быту еще доминировали традиционные формы вступления в брак: жених добивался согласия родителей, после чего уже следовало объяснение с невестой. Предварительное объяснение в любви, да и вообще романтические отношения между молодыми людьми хотя и вторгались в практику, но по нормам приличия считались необязательными или даже нежелательными. Молодежь осуждала строгость родительских требований, считая их результатом необразованности и противопоставляя им «европейское просвещение». Однако в качестве «европейского просвещения» выступала не реальная действительность Запада, а представления, навеянные романами.

Нарушение родительской воли и похищение невесты не входило в нормы европейского поведения, зато являлось общим местом романтических сюжетов.

Культура дворянской усадьбы — это особый мир, который предстает перед нами в виде, опосредованном ее создателями и владельцами усадеб, которые сами стали частью этой культуры, и которую мы рассматриваем их глазами, пытаясь понять и оценить ее через их восприятие. Она оказала решающее влияние на весь жизненный уклад обитателей усадеб, чей быт воспринимался через призму этой культуры. Эти отличительные признаки усадебной дворянской культуры стали синонимами, адекватными определениям «усадебный быт», «бытовая культура», связанная с семейными традициями.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-po-istorii-na-temu-odin-den-iz-jizni-dvoryanina-veka/

1. Ансело Ф. Указ. Соч. С.56.

2. Басаргин Н.В. Указ. Соч. С.315-316

3. Булгарин Ф.В. Очерки русских нравов. С 92-93.

4. Дубровин Н.Ф. Русская жизнь в начале XIX в. // РС.1899. №2. С.251.

5. Князьков С.А. Быт Дворянской Москвы … // Москва в ее прошлом и настоящем. 1911. Т.8. С.47

6. Лаврентьева Е.В., 2007 Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия.

7. Неелов Д.Д. Мои воспоминания. РГБ. Ф.218 Карт.478. Ед. хр.11. Л.18

8. ОЗ.1825. Ч.24, С.148-149.

9. Сушков Н.В. Картина русского быта… // Раут. Ист. И лит. Сб.М., 1852. Кн.2. С.451-452.

10. Чужбинский А. Очерки прошлого // Заря.1871. № 6. С.225.

Список использованной литературы и источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-po-istorii-na-temu-odin-den-iz-jizni-dvoryanina-veka/

1. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.).

СПб., 1994.стр. 450

2. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.

3. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1987

4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993.

5. Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н / Д, 1995.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sochineniya-po-istorii-na-temu-odin-den-iz-jizni-dvoryanina-veka/

1. Л.М. Ляшенко История России XIX век: изд. ДРОФА, М., 2002 г. 2. Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 2-е., -М., 1976. 346 с. 3. История России с древнейших времен до второй половины XIX века Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун — т, Екатеринбург, 1995. 4. Ключевский В. О. Соч. в 9-и томах. М., 1989. Т. V. 5. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975. 6. Шепелев Л.Е. Шляпа должна быть с галуном // Родина. 1996. №7. С. 49-52. 7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. Формирование бюрократии, — М., 1974.

Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века

Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.

Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.

Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.

На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.

Написать сочинение Дубровского. 1.Вступление. Дворянство в первой половине 19 века. 2….

В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было написано, что все имение, которое было у Дубровского – старшего переходит Троекурову, и решается приехать к отцу. Но когда он к нему приезжает, Дубровский – старший умирает прямо на руках у своего сына. Вскоре после смерти отца к Дубровскому приходит извещение, что дом и все, что осталось, после суда переходит к Троекурову. Жители Кистеневки не хотели переходить к другому хозяину, и поэтому Дубровский решается спалить дом и увести жителей в лес. Чтобы прокормить свой народ, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их, не давая им проходу. Дубровский очень хочет отомстить Троекурову. И вдруг Дубровскому везет: благодаря поддельному паспорту, перехваченному у Дефоржа, который собирался устроиться учителем французского языка у Троекурова, он сам устроился учителем у своего врага. Дубровский ждал удобного случая для мести, но встретился с Машей, дочкой Троекурова, и влюбился в нее. Из-за любви к Маше он не смог отомстить Троекурову. Но любовь Дубровского к Маше оказалась неудачной, потому что Маша вышла поневоле замуж за соседа. Дубровский хотел ее спасти, но безуспешно. Я считаю, что Дубровский стал разбойником поневоле, потому что ему надо было прокормить своих людей….