Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

Курсовая работа

Развитие русского народного танца

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и стал способом передачи мыслей, чувств, настроений и отношений к жизненным явлениям народа.

Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха и изменения в политических, экономических, административных и религиозных условиях отражались в общественном сознании и народном творчестве. Такие перемены в быту русского народа непременно отразились и на танце, который на своем многовековом пути развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был неотъемлемой частью культовых обрядов. Эти танцы долго сохраняли следы быта и религиозных верований. Однако с разложением первобытно-общинного строя, разделением труда и ростом городов, из народной среды выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

В различных местностях такие исполнители имели различные наименования, но их деятельность была одна — профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

Имеющиеся схемы, рисунки и фрески из прошлого свидетельствуют о том, что у плясунов того времени была своя техника танца, включающая выворотность ног, большой батман на II позиции, rond de jambe, en l’air, echappe, jete, заноски и разнообразные прыжки. Танцовщицы также исполняли акробатические танцы на руках, балансировали на руках и голове с помощью кубиков и корзин.

О древности танцев на Руси свидетельствуют предания о хороводах и играх в кругу, которые происходили на свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период.

Глава I. Русский танец как историческое явление

1. Исторические истоки танцев славян

Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно в 9-10 веках. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры, как в целом, так и в искусстве танца в частности, несколько замедляется, так как 1236 год стал переломным в древнерусской истории — начало татаро-монгольского ига.

Прямо после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство, что привело к разорению и опустошению многих древнерусских земель, вымиранию целых этнических народностей и тому подобное. По оценкам различных историков, Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным, а принудительно навязанной другой историей.

15 стр., 7033 слов

История развития танца модерн

... частью различных таинств, мистерий, начиная от первобытных обществ, заканчивая Египтом, Китаем, Грецией. танец модерн современный таинство В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и ... его истории, отталкиваясь от причины возникновения нового направления. Необходимо отметить, что само время - начало 20 века - явилось плодотворной почвой для появления и развития ...

На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах и праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей, такие как земледелие, ткачество, приготовление пищи и другие аспекты их жизни. Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства, такие как обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и другие элементы.

Исторические корни славянских танцев

Необходимо отметить, что до 1236 года на Руси существовали две религии — христианская и языческая. В то время христианство еще не было широко распространено, и исконно славянским являлось язычество. Следовательно, на истоки танцев славян оказало большее влияние древнерусское язычество.

Духовные истоки древних славянских танцев

До появления христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древняя история народов, а главное — их представления о космосе, природе и человеке, формировались из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе древних сказок, песен и мифов наших предков, которые дошли до нас. И религиозно-обрядовая хореография занимает важное место среди этих древних искусств.

История человечества показывает, что задолго до появления живописи и культовой архитектуры искусство танца было естественным и врожденным в человеке самой природой. Человек смотрел с удивлением на огненный шар, который катился над его головой, и с помощью быстрого и радостного танца демонстрировал жизненную силу солнечного света. Он стоял у порывистого ручья, который шумно спускался с горы в долину, и возникали танцы, символизирующие течение воды. Он ощущал приятное дуновение воздуха, и возникали плавные танцевальные формы, напоминающие хоровод. Через свои танцы древние славяне передавали поэтическое видение красоты родной земли, вызывали в воображении образы цветущей природы, красок осени и зеленого луга.

Танцы тех времен всегда имели глубокий смысл. Каждая фигура танца несла свое значение и символизировала определенное действие или событие. Общий рисунок танца черпался из окружающей природы. В «золотом» узоре танца «просвечивали» силуэты листьев, цветов, птиц и животных. В танцах можно было увидеть гроздья калины, зреющие плоды, траву, колышущуюся под ветром, качающиеся березы, колосья пшеницы, листочки льна и летящих птиц.

Развитие славянского язычества

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие — в Рода и Рожаница, третьи — в души умерших предков и в духов; четвёртые — в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие — сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,- душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.

34 стр., 16610 слов

Первобытная культура, главные факторы становления и развития ...

... РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ НА ТЕМУ: Первобытная культура, главные факторы становления и развития культуры первобытного общества. Основные этапы развития первобытной ... музыки и танце первобытной эпохи см. также в ст. Музыка, Танец. Пещера ... и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, ... было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение ...

Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада — Крадица.

Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая — движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.

Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.

В 6 — 8 вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.

Умилостивление духов и богов через жертвоприношение и поклонение

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал.

Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды и соответствующие им ритуальные танцы носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда «солнце поворачивает на лето». По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла — масленица, содержавшая такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, «красном», челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: «Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей». В праздничных обрядовых песнях, танцах содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:

7 стр., 3149 слов

Сочинения “Нравственный облик древнерусского человека”

... героя древней литературы и художественные способы его изображения. «Человек в древнерусской литературе» — сочинение [Электронный ... Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство ... в песенно-фольклорной традиции. Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в ... Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — ...

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Очистив, таким образом, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. С приходом весны люди получали возможность выйти на свежий воздух, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников.

Весенние праздники на Руси

На Руси в древности было много весенних праздников, связанных с жизнью природы и земледелием. Один из таких праздников был известен как «красная горка». Названием он обязан «красной» весне и прекрасным холмам, покрытым зеленой травой. Именно на этих горках люди отмечали праздник, проводили народные игры, пели песни и танцевали. Также в это время заключали брачные союзы.

Люди также верили, что с приходом весны оживают растительные и водяные духи, а духи мертвых выходят из-под земли. Им нужно было привлечь этих духов на свою сторону при помощи очистительных обрядов, а также специальных танцев, таких как «Вертимка».

Важным моментом в земледелии был момент колосится хлеба. В тот период проводился обряд «колосяница», в котором на центральное место выделялась береза. Девушки ходили в лес и устраивали пиршество, посвященное березе.

Начинаясь с дозревания хлеба, начинался новый цикл земледельческих обрядов, посвященных божествам Купале и Яриле. Купало был богом урожая, а его праздник был связан с началом жатвы. В честь бога Купалы часто проводились праздники с зажиганием костров.

Хореография славян возникла под влиянием различных прикладных видов искусств, таких как музыка, театр, пение, рисование и занятие спортом. Важное значение имела также социально-экономическая жизнь славянской общины, влиянием которой были пронизаны народные танцы и ритуалы.

Музыка играла главную роль в возникновении и развитии славянской хореографии. Большое значение имели народные инструменты, такие как гудок, рожок, свирель и баян. Эти инструменты использовались для сопровождения народных танцев и песен.

Театр также оказал влияние на развитие славянской хореографии. Часто народные танцы сопровождались спектаклями и маскарадами. В театральных постановках использовались костюмы, маски и реквизит. Это позволяло передавать характер и настроение народных танцев и ритуалов более эмоционально и наглядно.

Пение было важным инструментом для передачи текстов народных песен. Вместе с музыкой и хореографией оно создавало целостный образ, отображающий народную культуру и историю. Использование пения также позволяло насытить народные танцы эмоциональностью и поднять настроение участников и зрителей.

4 стр., 1752 слов

Русская пляска как вид народного художественного творчества

... русского человека. [19, 78] Степень научной значимости темы исследования. Огромную работу по сбору и пропаганде русского танцевального фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ... актуальность данной дипломной работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является ...

Рисование также было связано с народными танцами и ритуалами. Художественный оформление костюмов и атрибутов, использование различных изображений на костюмах и во временных конструкциях усиливали эмоциональную составляющую народных танцев и песен.

Занятия спортом также оказывали влияние на развитие славянской хореографии. Спортивные игры и соревнования, особенно воинские, были насыщенны танцами и ритуалами. Это позволяло участникам концентрироваться на соревнованиях и отвлекаться от стресса.

В целом, интерес к народной культуре, традициям и истории сильно влиял на развитие славянской хореографии. Это было связано с потребностями славянской общины в точном передаче информации и сохранении национальных традиций для будущих поколений.

Развитие древнерусской живописи

В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д).

Это были как правило переносные идолы-боги, которые во время ритуальных танцев переносились с места на место. Этот пережиток связи древнерусского танца и живописи можно заметить сейчас в некоторых украинских народных обрядах — ношение звезды на Рождество, вертепа с театрализованными действиями и т.д.

Новый виток развития древнерусской живописи — это живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Вспомнить, например ношение икон во время Крестного хода на Пасху — это имеет отдаленное напоминание о ритуальных обходах с танцами и пением языческих жертвенников.

Параллельно развитие древнерусской живописи пошло по пути не связанным с церковной традицией. Она выработала не только новые жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но и не создавала священный образ, а стремилась изобразить обычных людей, запоминающиеся события человеческой жизни. И конечно на уцелевших раритетах древних времен можно увидеть праздничные действа — хороводы, пляски, выступления ряженых и т.д.

В приближении к повседневной реальности видели народные умельцы возможность передать потомкам свой внутренний мир, свою жизнь с ее праздниками и буднями, радостями и горестями.

Богатство форм русской хореографии

Особенности форм русского народного танца

Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы.

В начале 19 века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества — былины, сказки, песни. И снова в них мы можем найти частые ссылки на то, что истоки хореографического искусства славян видны даже в таком далеком от мира танца области как литература.

25 стр., 12196 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... века. Но пляска издавна жила в народных традициях. Песенно- плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, ... Яницкая, А.И. Перчихина и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии. Практическая значимость работы заключается в возможном ее употреблении для повышения своих знаний ...

Одновременно с развитием древнерусского танца открываются и национальные истоки в музыке, начинается создание первых музыкальных мелодий для танца. Вначале простые и одноголосные, превратившиеся позже прекрасные произведения древнерусской музыки, народных песен, древние церковные песнопения.

Композиторы прошлого века от М.И. Глинки до С.В. Рахманинова, равно как и современные композиторы, неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество. Эти истоки привлекают внимание, становятся предметом изучения. Древнее музыкальное творчество наших предков становятся источником вдохновения для нас, потомков давних славян, живым ключом, питающим новую, «европейскую» украинскую музыку и хореографию.

Отдельно следует отметить огромную роль в развитии народной хореографии, как древних времен, так и сравнительно более позднего времени, исторического народного костюма. Так как для каждого вида танца применялся свой костюм с учетом времени года.

Например, если определенный религиозный языческий праздник выпадал на зиму, то в теплых одеждах на 30 градусном морозе станцевать медленный поэтичную хороводную форму весьма затруднительно — следовательно, ритмы танцев убыстрялись, фигуры более простые, но энергичные. Так в прошлые времена славянский народ, создавая свои традиции, обычаи приспосабливал под них свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности.

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод — массовый танец, его рисунок — простой круг — олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки.

Характерные отличительные черты форм русского народного танца

Хороводы

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности 1

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Хоровод — это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и

Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности.

15 стр., 7346 слов

Народно-сценический танец

... и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ... характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в ...

На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Пляски

Развитие пляски в древности

В древности пляски носили обрядовый и культовый характер, являясь важной частью религиозных и общественных церемоний. Со временем, однако, пляски стали приобретать бытовой характер и стали популярным развлечением для народа.

Исходной формой пляски был хоровод — круговое движение, в котором участвовали люди, держащиеся за руки. Постепенно пляска вышла из хоровода, разорвала цепь и стала самостоятельным танцем. Она усложнила свою техническую основу, создала свои формы и рисунки, а также заменила хороводную песню на плясовую и различное музыкальное сопровождение.

Характеристики русской пляски

Пляска, являясь наиболее распространенным и любимым жанром русского народного танца, имеет свои характерные особенности. Она состоит из ряда отдельных движений, которые отличаются характерной манерой исполнения и имеют русский национальный колорит.

Каждое движение в пляске наполнено смыслом и выражает различные состояния человека. Русская пляска отличается разнообразием движений, которые могут быть увеличены за счет импровизации исполнителей. Выразительность пляски проявляется через руки, голову, плечи, лицо, кисти рук и другие части тела.

Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В ней могут участвовать люди разных возрастных категорий — парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. У мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше, в то время как женская пляска отличается величавостью, плавностью, благородством и задушевностью, но также может быть исполнена с задором и энергичностью.

Особенности русской пляски

Каждая пляска имеет свое содержание и сюжет, что является одной из отличительных особенностей этого танца. Однако, одной из ключевых особенностей пляски является индивидуальная импровизация исполнителей.

Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Она также позволяет усложнить и разнообразить пространственный рисунок, включая лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки и разнообразные по рисунку переходы пар. Все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где-то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, покрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска — это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Но особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.

В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение — высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно в реалистической, достоверной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной культуры, русского балетного искусства.

Кадриль

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале 19 столетия.

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности 2

История русской кадрили

Кадриль — это танец, который существует уже несколько веков. Он произошел от французской кадрили, но постепенно видоизменялся и приобретал новые формы в разных странах. В России кадриль стала особенной — в нее вошли элементы русских хороводов и плясок, а также разнообразные движения и формы исполнения.

Русская кадриль разнообразна как по рисунку, так и по количеству фигур. Если французская версия танца была состояла из 5-6 фигур, то в русской народной кадрили встречается от 3 до 14 и более фигур.

Особая черта русской кадрили — названия фигур, которые не только определяют содержание, но и характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии.

Описание исполнения

Каждая фигура кадрили исполняется под отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами — остановками, как в музыке, так и в пляске.

Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки.

Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

Профессиональные исполнители

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, т.е. зрелищами. Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким.

Непосредственными продолжателями скоморошьих представлений были игрища — короткие народные театральные представления сатирического характера, высмеивающие человеческие пороки, изображающие вечную тему борьбы добра и зла. Основными выразительными средствами игрищ были пляски и пантомима, с помощью которых и передавалось содержание.меньшее значение имел танец и в народной комедии. Народная кукольная комедия сохраняла старинный народный танец, тщательно отбирая и обобщая его движения, складывавшиеся веками. Упрощенные, доведённые до совершенства отчетливостью исполнения, они давали возможность передать характер, первоначальные танцевальные приемы русской, украинской и цыганской плясок.

2 Виды форм русского народного танца

Виды хоровода

Орнаментальные

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности 3

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Игровые хороводы представляют собой танцевальные композиции, в которых участвуют несколько исполнителей. Часто в таких хороводах персонажами являются животные и птицы, и участники подражают их движениям и повадкам. Однако, основным элементом игровых хороводов является раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

В игровых хороводах используются различные предметы, такие как платочек, лента, венок, палка и другие. Эти предметы могут также служить символами. Например, венок может символизировать брачный союз, а платочек может заменять подушку или перину. В таких хороводах часто выделяется исполнитель, играющий определенную роль, иногда даже две или три роли. Однако, чаще всего выделяются несколько действующих лиц.

Композиционно игровые хороводы строятся по кругу, линиям или парам. В центре круга происходит основное действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники делятся на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного или кругового построения. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Каждое построение хоровода имеет свое определенное название, такие как «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и другие. Эти построения называются фигурами хоровода и являются важной частью танцевальной композиции.

Рисунок танца представляет собой расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Он должен быть подчинен основной идее хореографического произведения и эмоциональному состоянию героев. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом и помогает передать эмоции и настроение исполнителей.

Одиночная пляска может быть как мужской, так и женской. В ней наиболее полно проявляется индивидуальность, мастерство и изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации и позволяет передать различные эмоции, такие как радость, веселье, любовное чувство и юмор. Исполнители также могут использовать движения, связанные с трудовыми процессами, образами животных и птиц и другими элементами.

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Парная

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности 4

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.

Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах — один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача — не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности 5

Групповая пляска является одной из наиболее популярных форм танца, в которой могут принимать участие множество людей. Однако, чаще всего, она исполняется небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет свое установленное построение, которое включает в себя различные фигуры хороводов, а также одиночную или парную пляску и элементы импровизации.

В групповых плясках принимают участие не только молодые парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или тройкам. Групповые пляски отличаются разнообразием рисунков, сюжетов и содержания. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит.

Основным элементом групповой пляски является круговая фигура, которая исполняется против часовой стрелки. Групповая пляска имеет точное место рождения и бытования, и она продолжает жить и сейчас, как в народе, так и на сцене.

Виды кадрили

Кадриль — один из наиболее популярных видов групповых плясок. Она имеет несколько разновидностей, включая квадратную, линейную и круговую кадрили.

Квадратная кадриль

Квадратная кадриль исполняется четырьмя парами, которые стоят друг напротив друга по углам квадрата. Движения и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

Основные построения и переходы пар в квадратной кадрили:

  • а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;
  • б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;
  • в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу пары расходятся обратно на места или же меняются местами;
  • г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Линейная кадриль

Линейная кадриль может включать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и так далее. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

  • а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;
  • б) девушки образуют круг между двумя линиями парней;
  • в) круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;
  • г) две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для линейных кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Круговая кадриль

Фигуры

Фигуры в круговых кадрилях в русских танцах представляют собой разнообразные рисунки и построения, которые исполнители формируют, держась за руки или за платочек. При выполнении фигур руки могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и так далее.

Фигуры могут быть исполнены как одними девушками или юношами, так и девушками и юношами вместе.

Круг

Фигура «Круг» не имеет ограничений по количеству участников, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх без напряжения. Движения по кругу обычно осуществляются по часовой стрелке. После мягкого полуоборота корпусом в направлении движения, юноши и девушки продолжают двигаться простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

«Звездочка»

Исследование о танцевальных фигурах

В данном исследовании мы рассмотрим несколько танцевальных фигур, которые могут исполняться как юношами, так и девушками. Каждая фигура имеет свою особенность и может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участников.

Фигура «Карусель»

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Фигура «Корзиночка»

Фигура «Корзиночка» образуется из двух кругов — внешнего и внутреннего. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Внешний круг состоит из юношей, а внутренний — из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Фигура «Цепочка»

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходит под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться как вправо, так и влево, используя «гармошку» или «припадание». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Обращение с платочком (женское)

Существуют два основных способа обращения с платочком. Первый способ: платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу. Второй способ: платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу.

Для первого способа, пропускаем конец платка между указательным и средним пальцами и выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Для второго способа, пропускаем короткий конец платка между указательным и средним пальцами и выводим его между указательным и большим пальцами.

Также существуют характерные положения рук с платочком у девушек. При первом способе, правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка, а левая рука поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. При втором способе, согнутые пальцы рук соединены на уровне груди, кисти рук немного отходят от корпуса, а локти находятся на одной высоте с кистями.

Глава III. Специфические особенности русских народных танцев Сибири

Русский народный танец Сибири неразрывно связан с общерусским танцевальным фольклором, однако он имеет свои специфические особенности, неразрывно связанные с историей заселения Сибири. На формирование отличительных особенностей сибирского народного танцевального творчества оказали влияние постоянные контакты русских переселенцев с близкими к ним по культурным традициям переселенцами из Белоруссии и Украины.

Пляска — наиболее распространенный вид хореографии — бытует повсеместно и в Сибири. Переселенцы из европейской части России принесли с собой основные виды плясок, сберегли их манеру, технику исполнения. Сохраняя первоначальную основу и переходя из поколения в поколение, пляска развивалась, открывая большой простор для индивидуального и массового творчества.

Ни один народный праздник, гулянье не обходились без плясок. Об этом свидетельствуют путешественники по Сибири, писатели, исследователи народного творчества.

Как и любая другая, сибирская пляска состоит из отдельных движений, которые отличаются друг от друга манерой исполнения, отражают конкретные черты пляшущего человека. С помощью танцевальных элементов исполнитель раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, характеру музыкального или песенного материала.

Наиболее характерные положения рук у юношей

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Типичные действия с платком в женских танцах

А) Характерным движением в женских танцах Сибири считается «обыгрывание» платка. Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

В) Другой типичный момент в женских танцах — медленное оборачивание тела, которое создает впечатление раскрывающегося цветка.

Название танца Регион Описание
Кружево Красноярский край Танец представляет собой запутанные образования парами и смены партнеров. Широко расставленные руки напоминают лепестки цветка.
Частушка Все регионы Сибири Танец исполняется под частушки (народные песни).

Парный танец, где партнеры выполняют живые, жесткие движения. Главная задача танца — передать чувство игры между партнерами.

Сибирская пляска: выразительность и индивидуальность

У исполнителей сибирской пляски очень выразителен верх корпуса, особенно голова и руки. Исполняя пляску, сибиряк раскрывал свои индивидуальные черты, демонстрировал свою изобретательность. Если исполнитель «вворачивал» в пляску замысловатое коленце, то после обязательного прохода по кругу дробным или сменным шагом он вздергивал голову вверх. Сибирские пляски просты в построении и подборе движений, поэтому они доступны каждому, кто желает танцевать. В плясках могли участвовать как юноши, так и девушки, реже участвовали женатые мужчины и замужние женщины.

Сибирские пляски, в отличие от плясок западных областей России, исполняются малым количеством участников, так как местом их исполнения зимой была изба, летом на улице — место у дома. Одни проходят в быстром темпе, например «семейская» пляска «Ножницы», другие, например «Барыня с подныром», начинаются в медленном, а заканчиваются в быстром темпе. В таких плясках присутствует строго установленное хореографическое построение.

Известно, что пляска родилась из хоровода, давая волю творческой фантазии, индивидуальному мастерству исполнителя. Из-за климатических условий, бытового уклада пляска в Сибири приобрела свои специфические черты. Ее техническая основа усложнена, имеются свои формы и рисунки, хороводная песня заменена плясовой.

Талантливый сибирский народ создал множество различных по построению и содержанию плясок. Каждая из них имела свой стиль, свою манеру исполнения, свою лексику. Мужскую сибирскую пляску отличает удаль, виртуозность, ловкость, юмор, сочетающиеся со скромностью, вниманием и уважением к партнерше. Женской сибирской пляске присущи гордость, благородство, плавность и в то же время юмор и задор. Например, такие пляски, как «Сербияночка», «Саратова», широко распространенные в Сибири, являют собой яркое эмоциональное выражение сибирского русского характера.

Отличительной чертой как общерусской, так и сибирской пляски является индивидуальная импровизация, то есть свободное комбинирование разных движений, усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов.

Сибирская пляска: особенности и влияние на танцевальный фольклор

Сибирская пляска отличается выразительностью и богатством лексики. В отличие от хоровода, она имеет более сложный и разнообразный характер. В некоторых сибирских хороводах, таких как «вечерошные», «сидячие», «проходочные», можно наблюдать элементы припляса и пляски, где солисты разыгрывают действие песни. Однако танцевальный язык в этих хороводах технически ограничен.

В плясках же лексика значительно сложнее и включает дроби, вращения, хлопушки, присядки и другие элементы. Отличительной особенностью плясок является возможность исполнителя двигаться в пространстве, создавая новые рисунки и построения. Мужчины могут выполнять «выходку», женщины — проходку по кругу, а пары могут делать различные переходы и вращения. Все это придает пляске уникальность и своеобразие, которые отсутствуют в хороводе.

Интересно отметить, что под одну и ту же песню в разных селах могли танцевать пляски или водить хороводы. Например, в Бурятии под песню «Я по бережку похаживала» плясали семейские пляски, а жители Новосибирской области водили медленный хоровод. Это свидетельствует о разнообразии и местных традициях в сибирском танцевальном фольклоре.

Сибирская пляска приобрела более динамичный характер с появлением частушек — нового жанра русского песенного народного творчества. Частушки принесли с собой новые ритмы, острые и плавные одновременно. Более современные пляски, такие как «Саратова», «Табора», «Тюхтетка», исполнялись под гармонь, сопровождаемые частушками. Исполнители с легкостью выполняли дроби, присядки и иногда сопровождали пляску хлопками в ладоши.

Формирование местных традиций сибирского танцевального фольклора также было обусловлено своеобразием жизни и быта сибирского крестьянина. Основной деятельностью крестьян были земледелие, охота и рыболовство, причем земледелие занимало важное место. Из-за этого возникли обрядовые традиции, связанные с разными периодами сельскохозяйственных работ.

Несомненное воздействие на формирование народного танцевального искусства Сибири оказали природно-климатические условия. Суровый климат, долгая зима не только формировали особый тип человека, его внутренний и внешний облик, своеобразие одежды, обуви, но и во многом обусловили особенности композиции, манеру и характер исполнения танцев. Так, например, в зимнее время, когда мужское население уходило в тайгу на охоту, а женщины занимались рукоделием, большая часть времени проходила в избах. Пели песни, водили вечерошные хороводы, молодежь затевала игры. Ограниченность пространства избы породила сидячие хороводы.

Таким образом, возникновение и развитие традиций сибирского танцевального фольклора обусловлено целым комплексом факторов, их взаимодействием и единством, в результате чего в нем воедино слились общенациональные и локальные, местные проявления.

В чем же проявляется своеобразие сибирских танцевальных традиций?

Существуют три основные группы признаков, в которых отражаются местные особенности народного танца — этнографические, стилевые и исполнительские.

Этнографические признаки отражают формы бытования народных танцев. Прежде всего, они проявляются в характере обрядов, сопровождаемых песнями, танцами, музыкой. Например, драматургия сибирской свадьбы значительно отличается от традиций северных областей России: если в Сибири преобладают величальные, плясовые, веселые по настроению песни, то на Севере вся первая часть обряда бракосочетания имеет, подчеркнуто драматический характер: плач невесты, печальные песни-причитания ее подруг. Различия можно обнаружить не только в местных свадебных ритуалах, но и во всех других традиционных обрядах — семейных, календарных.

Народная хореография как составная часть свадебного обряда не имела главного смыслового назначения, но как выразительное средство целостного обряда представляет собой несомненный интерес для балетмейстеров.

На вечерке в доме невесты в основном водили хороводы на любовную тему, то есть «припевали» жениха. Сам характер вечерки отражал предсвадебную ситуацию. В основном водили игровые и вечерошные хороводы, где действующими лицами были девушка и парень. Заканчивались хороводы поцелуем той пары, которая танцевала в середине круга.

По композиционному построению такие хороводы были просты. Они включают следующие рисунки: круг как основной рисунок хоровода, круг в круге, «змейку», «воротца», «пускать стрелу». Основной танцевальный шаг — «шаг с каблука» на всю ступню на каждую четверть. Исполнители хороводов брались между собой за руки и двигались по заданному направлению.

Во втором этапе, когда шло гулянье в доме жениха, хоровод как жанр хореографии отсутствовал. Исполнялись пляски и переплясы — танцы в более быстром темпе и эмоциональные по характеру. Это групповые пляски, смешанные по составу, то есть исполняли мужчины и женщины. Жених и невеста в плясках не участвовали. Танцевали только родные и приглашенные на свадьбу.

Дружка, как главное действующее лицо на свадьбе, заказывал пляски гармонисту. Исполняя «Чижа», «Саратова», «Сербияночку», «Подгорную», танцующие использовали дроби «в три ноги», притопы», «повороты», «хлопки в ладоши», «ключ». У мужчин присядки, дроби, простые хлопушки, прыжки.

Все эти пляски носили веселый, задорный характер, что создавало особую зрелищность, праздничность свадебного обряда.

Следует подчеркнуть, что в разных районах Сибири встречаются различные, порой резко несхожие формы народной хореографии. Так, танцы, характерные для одной местности, района, села, могут быть неизвестны или редко встречаемы в других регионах. Например, пляска «Ножницы» встречается только у забайкальских «семейских», а песня-танец «Саратова» встречается повсеместно в Сибири. Сольная пляска «Голубка» известна только в Иркутской области, кадриль-пляску «Шестерка» исполняют в Сибири везде, вплоть до Урала.

По-разному проявляется и такой важный компонент народного искусства, как условное разыгрывание действия, сопровождаемое своеобразными движениями ног и рук, «Выходка» в сольной мужской пляске в Томской области отличается от «выходки» в Красноярском крае. Если в Томской области «выходка» мужчин выглядит «петушино», «бочком», то в Красноярском крае мужчина сначала стоял на месте, широко раскрыв руки в стороны, ударял в такт правой ногой, встряхивая головой, и лишь затем выходил в круг.

Вторая группа признаков, определяющих своеобразие сибирских традиций народного танцевального творчества, связана со стилевыми особенностями видов танцев. В каждой местности существуют свои излюбленные приемы художественной выразительности, используемые в танцах: своеобразная «выходка», типичные танцевальные приемы, характерные «коленца», названия танцев, их построение. Стилевое своеобразие танцев, исполняемых в определенном районе, селе, во многом проявляется независимо от их жанровой принадлежности.

Сравнение плясовых движений «семейских» и сибирских крестьянок из Красноярского края показывает, например, что дробные движения у «семейских» более мелкие, рассыпчатые, нога ударяет в пол всей стопой, не поднимаясь высоко. у крестьянок Красноярского края встречаются дроби каблучные, с переходом на всю стопу, как в повороте, так и в продвижении, руки в танце более активны.

Третья группа признаков, отличающих хореографический фольклор в той или иной местности, определяется особенностями народного исполнительства. Для каждого региона Сибири, даже села, района типична своя особая манера исполнения. Например, «Шестерка» Красноярского края отличается от «Шестерки» Кемеровской области по фигурам и набору движений. Несмотря на то, что последняя фигура («змейка») встречается там, в одинаковой форме, красноярская «Шестерка» более динамична по развитию и отличается рукосплетением в парном вращении и более быстрым темпом. По характеру исполнения обе ближе к уральской «Шестерке».

Сибирские хороводы разнообразны по композиции, но основной формой построения большинства хороводов является круг. Если в центральных и северных областях России в хороводах встречаются такие рисунки, как круг в круге или два-три круг рядом, то в Сибири распространены «малый круг», «полумесяц» или «сидячий круг» в зависимости от места, где водят хороводы. Сибирские хороводы имеют и другие построения, например «воротца;»‘, «стрела», «колонна», «карусель», «узор», «ножницы» и т.д. Необходимо отметить, что в Сибири одни и те же виды композиционного построения или рисунки хороводов могут иметь различные названия в зависимости от места бытования.

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что сохранение сибирского танцевального фольклора способствует обогащению общей национальной хореографической культуры.

Заключение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце.

Как мне кажется, в этой работе мне удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений.

В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из них имеет свои особенности. Хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

В моей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/regionalnyie-osobennosti-russkogo-tantsa/

1. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958

2. Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. — М., 1908.

3. Блок Л.Д, «Возникновение и развитие техники классического танца». М, 1987 г.

4. Васильева Е.Д «Танец». М., 1968 г.

5. Васильева — Рождественская М.В.«Историко-бытовой танец». М, 1963 г.

7. Гавликовский Н.А. «Руководство по изучению танцев». Л., 1959 г.

8. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964

9. Друскин М.С. « Очерки по истории танцевальной музыки». Л., 1936 г.

10. Жорницкая М.Я. Северные танцы. — М., 1970.

11. Захарова О.Ю.« Русские балы и конные карусели». М., 2000 г.

12. Захаров Р.В.« Беседы о танце». М., 1963 г.

13. Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978

  • Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981.

15. Королева Э.А. Ранние формы танца. — Кишинев, 1977.

16. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. — Л., 1983.

17. Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1848

  • Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1967

19. Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976

  • Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

21. Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889

22. Фомин А.С. Понятие «танец» и его структура // Народный танец: проблемы изучения. — СПб., 1991.