И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу». по картине. методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Конспект урока

Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Цель:

▪ учить читать картину, осмысливать её содержание, использовать изобразительно –

выразительные средства

▪ способствовать развитию творческого воображения детей, умению составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;

▪ способствовать развитию чувств и эмоций детей через восприятие художественных произведений (картины, музыки), интерес к творчеству И.И. Шишкина.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Литература: Воробьёва В. И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя / В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

1.Подготовка к восприятию картины.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника – пейзажиста И.И.Шишкина.( Слайд 2) В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской природы»

( Слайд 3).

Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств, член – учредитель товарищества передвижных художественных выставок. Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова. ( Слайд 4).

И.И.Шишкин называл Россию «страной пейзажей»., Почему художника называли «певцом русского леса»?

Замысел картины «Утро в сосновом лесу» был подсказан Шишкину его другом – тоже известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844 – 1905), написавшим в этой картине медведей. Эскиз картины перед вами. ( Слайд 11)

2. Беседа по картине.

( Слайд 12).Дети рассматривают картину под музыку Э. Грига «Утро». ( кликнуть)

— Как бы вы назвали эту картину? ( «Рассвет в лесу», «Весёлая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат» ).

8 стр., 3977 слов

По картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс. по картине куинджи осень 2 класс

... со статьёй «Сочинение по картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс» читают: Сочинение по картине Комарова «Наводнение», 5 класс Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине», 5 класс Сочинение по картине Нисского «Февраль. Подмосковье», 5 класс sochinenie-na-otlichno.ru «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" ...

  • Какое время года изображено на картине?
  • Какое время суток?

— Если бы картина была подписана как-то по-другому, могли бы догадаться, что на ней изображено раннее летнее утро? Как? По каким признакам? По каким деталям?

Создавая описание, постараемся сделать его ярким и выразительным. Что в этом поможет? (Художественно – выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения).

( Слайды 13, 14, 15,) Воспользуемся ими.

— На картине изображено раннее летнее утро в сосновом лесу: на востоке ещё догорает утренняя заря; из оврага поднимается синеватый туман; в лесную чащу уже пробиваются первые лучи солнца.

  • Теперь рассмотрим эту лесную чащу. Какие деревья здесь изображены? Что вы о них можете сказать?

— Первые лучи солнца освещают стволы могучих деревьев, золотят место слома и вершину поваленной бурей сосны, которую очень любят пушистые, смешные медвежата.

  • Рассмотрите медвежат и расскажите сначала о них, а потом о медведице.

— Ранним утром пробуждается вся природа, просыпаются и маленькие шалуны-мишутки. Они отправляются на утреннюю прогулку и обязательно приходят к любимой сломанной бурей сосне. Вот и сейчас два медвежонка проворно забрались на ствол дерева. Один из них что-то разыскал в коре и так увлёкся своим делом, что и не замечает, как за ним наблюдает пара карих любопытных глазок братишки. Кажется, что этот. Второй, медвежонок вот-вот скажет первому: «Чего ты там нашёл? Дай попробовать.» А третий заметил что-то интересное вдали и так загляделся, что отстал от своих друзей.

Медвежата забавные, весёлые, смешные. Они могут беззаботно играть, резвиться, кувыркаться. В лесной глуши им никто не страшен. Их зорко охраняет мать-медведица. Она большая, сильная, грозная. Несдобровать тому, кто посмеет обидеть её малышей! Медведи – «хозяева» русских лесов.

  • Какое впечатление на вас произвела картина?





Гостья явилась незваная,



Спутница грусти – тоска.



С ней оставаться не хочется,



И, распростившись с тоской,



Я ухожу в одиночестве



В сказочный лес над рекой…





Шепчутся сосны высокие,



Прячется гриб под кустом,



Белка, рассерженно цокая,



Рыжим мелькает хвостом.



Ты не ругайся, красавица,



Что твой нарушил покой –



Просто уж очень мне нравится



Сказочный лес над рекой.

4 стр., 1649 слов

По картине шишкина «утро в сосновом бору»

... 2 класс, 5 класс. http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-shishkina-i.i/sochinenie-opisanie-kartinyi-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu Сочинение по картине Утро в сосновом лесу (бору) Шишкина 2 класс Картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору» – символ неиссякаемой любви художника к лесной природе. На переднем плане картины изображены медвежата ...





Место душевного отдыха



Не заменить мне иным.



Пьян от соснового воздуха



С летом прощаюсь грибным,



И, с зародившейся песнею,



В сердце своём унесу



Эту картину чудесную:


«Утро в сосновом лесу»

Вот какое впечатление произвела картина на И. Трояновского из г. Иркутска, поместившего свои стихи в Интернет

3.Составление плана рассказа. (Слайд 16))

1.Наступление утра в сосновом бору.

2.Лесная глушь.

3. Мохнатая семейка.

4. Моё отношение к картине.

4.Словарная работа.

— Какие слова можно употребить вместо слова медвежата, медведица, со словами деревья, лес? (Слайд 17,18,19,20)

Ученики получают

Карточка 1

  1. Медвежата: Мишки, мишутки, малыши, они, шалуны, проказники.
  2. Пушистые, красивые, маленькие, забавные, смешные, неуклюжие, косолапые, игривые, шаловливые
  3. Медведица: Мать, мамаша, она, «хозяйка» леса.
  4. Большая, лохматая, заботливая, сильная, грозная, строгая (мать)
  5. Деревья: Вековые, могучие, столетние, гигантские, исполинские
  6. Лес: Густой, непроходимый, таинственный, сказочный

5. Работа над изученными орфограммами в словах из карточки №1

6. Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.

Карточка 2

а) Наступило утро в сосновом лесу.

б) Утром медвежата выбежали на поляну.

в) Раннее солнечное утро.

г) Передо мной картина художника Шишкина.

д) На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.

е) На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.

  • С какого предложения начали бы своё сочинение?
  • А как вы думаете, что же главное в этой картине?

Художник хотел показать не только прелесть летнего утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всём её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

7 Написание сочинений. (Слайд 13)

Детям со сниженным уровнем развития повторно предлагается карточка №1

Желаю успехов! ( Слайд 21)

20 стр., 9626 слов

Пришвин однажды утром гуляя по лесу . Однажды утром — Пляцковский ...

... однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Однажды утром гуляя по лесу я размышлял о том что значит талант сочинение ветер Тут вы историк литературы, и литературный критик. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/искусство духоподъемно.docx о том, как он однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант. размышляет ...

Приложение. Примерные сочинения учащихся.

«Художник- пейзажист И.И.Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.

Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимается из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.

В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево. Маленькие, мохнатые, весёлые, шаловливые, они исследуют дерево, по которому лазают и карабкаются. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно, он самый любопытный.

Рядом их мать. Она внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы, рычит, предупреждает детей, чтоб не шалили зря.

Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в нём».

(Кирилл П.)

«Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой.

Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, вот она и рычит.

В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны, и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще, подышать свежим воздухом и даже поиграть с медвежатами».

(Павел М.)