И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу». по картине. методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Цель:

  • учить читать картину, осмысливать её содержание, использовать изобразительно-выразительные средства
  • способствовать развитию творческого воображения детей, умению составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности
  • способствовать развитию чувств и эмоций детей через восприятие художественных произведений (картины, музыки), интерес к творчеству И.И. Шишкина

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Литература: Воробьёва В. И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя / В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

1. Подготовка к восприятию картины.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника – пейзажиста И.И.Шишкина.

В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской природы».

Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств, член-учредитель товарищества передвижных художественных выставок. Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова.

И.И.Шишкин и его творчество

И.И.Шишкин — известный русский художник, который был одним из лучших мастеров живописи пейзажей в России. Он был назван «певцом русского леса», а Россию – «страной пейзажей».

Картина «Утро в сосновом лесу»

Картина «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина была написана под влиянием его друга и художника Константина Аполлоновича Савицкого. Она изображает раннее летнее утро в сосновом лесу.

Описание картины

На востоке ещё догорает утренняя заря; из оврага поднимается синеватый туман; в лесную чащу уже пробиваются первые лучи солнца. Первые лучи солнца освещают стволы могучих деревьев, золотят место слома и вершину поваленной бурей сосны. На картине изображены пушистые, смешные медвежата, которые любят этот лес и его деревья.

Медвежата — это маленькие шалуны-мишутки, которые просыпаются рано утром и отправляются на утреннюю прогулку. Они обязательно заходят к любимой сломанной бурей сосне, где два медвежонка забрались на ствол дерева. Один из них увлекся своим делом и не замечает, как за ним наблюдает пара карих любопытных глазок братишки. Второй медвежонок скоро скажет первому, чтобы он поделился тем, что нашел. Третий же медвежонок отстал от своих друзей, так как заметил что-то интересное вдали.

3 стр., 1071 слов

По картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»

... освободить их и отправить в заповедник. Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году. Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким ...

Наступление утра в сосновом бору

  • Описание картинки «Утро в сосновом лесу»
  • Ощущения автора от увиденного
  • Описание наступления утра в лесу

Лесная глушь

  • Описание места
  • Упоминание о мохнатой семейке
  • Описание лесной глуши и её привлекательности для автора

Мохнатая семейка

  • Описание медвежат и медведицы
  • Употребление альтернативных слов для «медвежата» и «медведица»

Моё отношение к картине

  • Вывод автора о том, что место, описанное на картинке, является местом душевного отдыха для него
  • Упоминание о грибах и песнях, которые он связывает с этим местом
  • Употребление альтернативных слов для «деревья» и «лес»

Примечание:

Основной ответ находится в тексте выше и охватывает все четыре пункта оригинального плана. Поэтому пункт «Составление плана рассказа» и «Словарная работа» не являются частью основного ответа и были исключены.

Медвежата: Мишки, мишутки, малыши, они, шалуны, проказники.

Пушистые, красивые, маленькие, забавные, смешные, неуклюжие, косолапые, игривые, шаловливые

Медведица: Мать, мамаша, она, «хозяйка» леса.

Большая, лохматая, заботливая, сильная, грозная, строгая (мать)

Деревья: Вековые, могучие, столетние, гигантские, исполинские

Лес: Густой, непроходимый, таинственный, сказочный

5. Работа над изученными орфограммами в словах из карточки №1

6. Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.

Карточка 2

а) Наступило утро в сосновом лесу.

б) Утром медвежата выбежали на поляну.

в) Раннее солнечное утро.

г) Передо мной картина художника Шишкина.

д) На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.

е) На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.

  • С какого предложения начали бы своё сочинение?
  • А как вы думаете, что же главное в этой картине?

Художник хотел показать не только прелесть летнего утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всём её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

7. Написание сочинений. (Слайд 13)

Художник И.И.Шишкин и картина «Утро в сосновом лесу»

Картина «Утро в сосновом лесу» Российского художника И.И.Шишкина является настоящим шедевром живописи. Она воплощает в себе красоту русской природы и животного мира.

На этой картина портретирована юность природы. Жизнь только начинается, лес пробуждается, и маленькие медвежата исследуют его. Картина цепляет своей красотой, здесь можно чувствовать свежесть воздуха, наслаждаться красивыми картинками. Природа, воплотившаяся на холсте, обрастает смыслом, а медведи располагают к спокойной и безопасной обстановке.

8 стр., 3724 слов

«Описание осеннего леса. “Описание осеннего леса” Описание природы осенью в лесу

... творческих деятелей. сказочный чертог, всем открытый для обзора », у Алексея Плещеева – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золо ... и печально. Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или на осеннюю тематику. Краски природы Какое блаженство на душе, когда находишься в осеннем лесу! Здесь так тихо, ...

Описание картины

Картина «Утро в сосновом лесу» привлекает внимание своим мягким светом, который проникает через зеленую крону. Изображение медвежат, которые исследуют окружающую среду, приносит настроение легкости и невинности. Картина отражает красоту живой природы. Струящиеся ручьи, непроходимая густая чаща, могучие сосны — все это оживает на холсте И.И.Шишкина.

Интерпретация картины

Картина может рассматриваться не только как непосредственное изображение живой природы, но и как символ леса и животного мира. Раскидистые ветви сосен напоминают лавированный ковер, который дарит тень и прохладу. Картина напоминает о необходимости охраны природы, ее сохранения и разнообразия. Данное произведение рассматривается как метафора жизни и смерти. Хотя жизнь на картина описывается началом, она все же проходит через смерть и увядание природы.

Значение картины для детей со сниженным уровнем развития

Детям со сниженным уровнем развития повторно предлагается карточка №1. Она может стать замечательной возможностью для знакомства с природой, развитию когнитивных способностей и эмоционального развития. Картина позволяет рассмотреть разнообразное растительное и животное царства, а также особенности сезонов года. Визуальный контакт с картиными пейзажами помогает улучшить зрительную память и воображение. Она может вызвать эмоции в детях и помочь им научиться выражать свои мысли и впечатления.

Желаю успехов! ( Слайд 21)

Приложение. Примерные сочинения учащихся:

Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, вот она и рычит.

В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны, и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще, подышать свежим воздухом и даже поиграть с медвежатами».

(Павел М.)