Живопись и литература

Курсовая работа

Живопись и литература – искусства, которые связаны множеством нитей, искусства, которые взаимопроникают и дополняют друг друга. «Такая связь существует между всеми искусствами. Это естественно, ведь искусства возникают не на пустом месте, все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас». Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Например, программа по литературе для 10-11-ых классов направлена не только на изучение историко-литературного процесса, но и на духовное становление личности учащихся, расширение кругозора, воспитание чувства прекрасного. С этой целью в программу по литературе для старших классов включена система обобщающих итоговых уроков по некоторым основополагающим темам курса: творчеству А.Н.

Островского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Эти уроки позволяют учащимся активно включаться в творческий процесс, развивать свои способности в той или иной области: инсценировка, вокал, восприятие произведений классического музыкального искусства и произведений живописи. Также литература и живопись эти два вида искусства имеют свойство взаимопроникновения и часто сочетаются в одной творческой личности. Приведем несколько примеров. Рисовальщиками были А. Пушкин и М. Лермонтов, серьезно увлекался живописью В. Хлебников. И наоборот, писали стихи художники М. Ларионов и П. Филонов, К. Малевич и В. Кандинский, Ю. Анненков и М. Шагал. По словам Е. Евтушенко, «они не стали художниками слова, но они были поэтами в живописи». И, может быть, их поэтический дар способствовал тому, что они стали замечательными художниками .Еще один яркий пример. Известный всему миру, Сальвадор Дали, создавший 1200 картин, тысячи рисунков, скульптур, гравюр, является еще и автором свыше двадцати литературных произведений (романов, стихов, киносценариев), а также балетного либретто. Теперь обратимся непосредственно к использованию произведений живописи в процессе урока и остановимся на этом этапе, когда комментарий к произведению искусства становится ключом к пониманию идеи труда литературного. Например, покажем поэму М. Лермонтова “Демон” и картину М. Врубеля “Демон сидящий”. Тиран-бог за бунт не только изгнал Демона из рая, он своим проклятием испепелил его душу. Изгнанник – одинокий мятежник – бессилен в своем негодовании против бога. На картине Врубель изобразил своего героя сильным, красивым юношей с длинными мускулистыми руками, удивительно беспомощно сложенными. Воспаленные, запекшиеся губы. В чертах лица, в глазах – бесконечная тоска и одиночество. Рядом с Демоном камень. Он прожжен слезой. Одной-единственной. Какова же глубина страдания юноши, если слеза прожгла камень?! (Этот комментарий – ключ к пониманию поэмы).

30 стр., 14588 слов

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...

... развитию художественных навыков. Структура и объем дипломной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи 1 ...

Также особенно интересным является сопоставление поэзии и живописи при изучении в 11-ом классе обзорной темы «Модернистские течения в поэзии Серебряного века». В рамках литературного материала учащиеся получают знания о символизме, акмеизме футуризме и других «измах». Для лучшего восприятия темы учащимися важно подчеркнуть мысль о том, что модернизм, выразившийся, прежде всего в поиске новых форм, в отрицании классических традиций в поэзии, стал настоящим обретением. Он дал яркий всплеск творчества, новые имена, замечательные произведения. Но, с другой стороны, модернизм был и утратой, т.к. чрезмерное увлечение формой вело порой к потере содержательности в поэзии. В этой связи наиболее приемлемым и интересным является сопоставление модернистских течений в живописи с русским футуризмом. В том же временном пространстве, в котором формировалась поэзия Серебряного века, шло активное формирование модернистских течений в живописи. Так же, как и в поэтическом творчестве, идет поиск новых форм, отрицающих классическое искусство. Широкое распространение получает абстрактное искусство. Одним из его основоположников был Василий Васильевич Кандинский (1886-1944).

В 1920 году он организовал в Москве Институт художественной культуры (Инхук), лозунгом которого было «аналитическое и синтетическое исследование искусства». Кандинский по праву считается одним из величайших художников-модернистов 20 века. С деятельностью Инхук связано имя знаменитого художника-авангардиста Александра Михайловича Родченко (1891-1956).

В первые послереволюционные годы Родченко разделял взгляды кубофутуристов, а затем стал одним из основоположников русского конструктивизма. Творчество Родченко было полностью экспериментально, он был одним из новаторов художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна в конструктивистском духе. Одним из направлений абстрактного искусства был супрематизм. Его создатель – Казимир Северинович Малевич. Художник кистью нацеливается на точку атома. «Каждый атом должен быть сделан». Его картины, действительно, воспринимаются как состоящие из маленьких кусочков, из «сотов». Филонов говорит о «сделанности» вещи как о ее главном мериле – в противовес интуиции и вдохновению. Разум и высокий профессионализм. Рассчитать и все превосходно сделать. Конечно же, художник умел великолепно изображать и штаны, и сапоги, и пиджак, о чем свидетельствуют работы, написанные в лучших традициях реалистической живописи рубежа веков. Но главенствует постулат: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов…». Но более всего удивило не это, а репродукция картины одного из художников с названием «Святой Себастьян». Сразу же возникла аналогия с одноименной картиной Тициана 1570 года. На уроке литературы, учитель вместе с учениками, пытаются ответить на вопросы: «Удалось ли художнику 20 столетия в столь нетрадиционной форме передать содержание, донести идею одного из знаменитых полотен эпохи Ренессанса? В чем сходство двух картин? Как современный художник создает образ мученика? Что оказалось утраченным?» Конечно же, с помощью нетрадиционной формы художник воплотил образ главного героя в конгломерате мышц, занимающем почти всю картину. В своеобразных дротиках, впившихся в мышцы, можно угадать стрелы, пронзившие тело мученика на картине Тициана. Самый главный вопрос в обсуждении: «Что не смог передать художник в современной форме?» И приходят к выводу. Образ Святого Себастьяна у Тициана – воплощение страдания. Нетрадиционная форма не дала возможности художнику выразить то, что составляет идейный стержень картины. Эта мысль заставляет вернуться к оценке модернистских течений в поэзии: чрезмерное увлечение формой ведет к потере содержательности в искусстве. Подобные параллели можно провести также на примере сопоставления известной картины великого Рембрандта “Сусанна и старцы” и картины художника Валерия Боброва с одноименным названием, созданной в 1945 году. Таким образом, работа с произведениями искусства – открывает необозримые горизонты для творчества учителя, и вызывают живой интерес у учащихся, помогают в изучении литературных произведений. Приобщать к прекрасному учеников надо начинать уже с 5-го класса.

13 стр., 6025 слов

«Искусство и художники Северного Возрождения

... может быть правильно понята сущность искусства Северного Возрождения. Нидерланды Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, ... работали при бургундском дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в ... поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира. Влияние Италии Художественное развитие ...

Глава II . Бытовая картина на уроках литературы

«Порожняки»

  • Былины (1 четверть),
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов» (2 ч.),
  • Русские женщины. Некрасов (3 ч.),
  • Огненные годы – 1941–1945 (4 ч.).

Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.

К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Дается понятие о былине. Выясняются, каковы отличительные черты былин. Знакомятся с элементами композиции. Делаются выводы: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы – сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском». Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок. Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение двух уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети – душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств. Таким образом, интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

12 стр., 5967 слов

Интегрированные уроки изобразительного искусства как средство ...

... интегрированные уроки изобразительного искусства. Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования интереса младших школьников к народному искусству; спроектировать и частично апробировать серию интегрированных уроков изобразительного искусства. Задачи: 1. Проанализировать психолого — педагогическую и научно — методическую литературу ... Изобразительное искусство в начальной школе ...

Заключение

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества, так и их определенное сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные, например, с общностью решения и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Вполне очевидное различие литературы и изобразительного искусства состоит в том, что писатель, воссоздающий действительность, пользуется словом — условным знаком, не обладающим чертами визуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобию чувственных предметов. Свою невещественность художественная литература искупает оперативным и компактным изображением жизни во всей ее многоплановости, поскольку слово является точным эквивалентом наших мыслей и эмоций. Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, в то время как изобразительное искусство имеет дело со строго ограниченным пространством. Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись.

В заключение надо подчеркнуть, что использовать произведения искусства следует не только умело, но и с некоторой долей осторожности. Следует помнить, что при всех своих достоинствах произведения изобразительного искусства все-таки играют вспомогательную роль на уроке и далеко не каждая тема дает возможность их использовать. Нельзя забывать о том, что ранее должно произойти потрясение души художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится и раньше, и глубже в душу проникнет. Ведь в самом ребенке работает энергия здоровых духовных сил, и она обязательно откликнется. Тема интеграции имеет давние традиции. Сегодня обращение к картине очень значимо: «телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не соприкасается с прекрасным. Воспоминание о живописных полотнах ограничивается «Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утром в сосновом бору» И. Шишкина. В 11 классе не знают ни одного импрессиониста! Как читать И. Бунина, представить образы символистов?! Наблюдая столь плачевную ситуацию, надо стараться как можно чаще «приглашать» картину на урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписалась в контекст урока и «заработала». Почему так важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, литературность живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения ее на уроке литературы». Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения. Интегрируя уроки, надо ставить перед собой следующие задачи:

2 стр., 599 слов

Зачем нужна литература в школе непомнящий

... написана статья? Публицистическим. Во-первых, в тексте содержится общественно значимая информация о роли литературы, культуры; во-вторых, автор убеждает нас в необходимости изучения литературы в школе, в огромном её влиянии ... окрашенная лексика. 8. Олицетворение 9. Оксюморон 10. Авторские неологизмы. 14. Итог урока: Чтение книг — это труд, направленный на формирование собственной души. Выстраданная ...

  • привлечь подростков к миру искусства, культуры;
  • расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи;
  • развить художественный вкус и творческие способности;
  • научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-literatura-i-izobrazitelnoe-iskusstvo/

1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе.- 1996,№5

3. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972.

4. Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М., 1962

5. Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы//Уроки литературы.- 2007,№3,с. 6-10.

6. Лобкова Е.В. Живопись и музыка на уроках литературы// Русский язык в национальной школе. – 1990, №2, с.40-42.

7. Маслова А.Ю. пейзаж как эмоционально-экспрессивная структура текста: элементы лингвистического анализ текста// Русская словесность. – 2005, № 2,с. 59-65

8. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ под ред. Колокольцева Е.Н. – М., 1990.

9. Нагуманова С. Ф. Живопись и музыка на уроках литературы// Русский язык в национальной школе. – 1990, №2, с.23-25.

10. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М., 1960

Межпредметные связи при изучении литературы в школе/под ред. Е.Н. колокольцева. – М., 1990

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М., 1962

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М., 1962

Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М., 1960

Ванселов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972