Зачем нужна литература в школе непомнящий

Сочинение

по статье В. Непомнящего

Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, — формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности… А. Т. Твардовский.

План

1. В основе нашей работы на уроке будет текст В. Непомнящего, доктора филологических наук, известного литературоведа, автора интереснейших статей о творчестве А. С. Пушкина.

2. В чём, по мнению автора, состоит смысл преподавания литературы? (Выбираем вариант ответа)

Итак, автор видит смысл преподавания литературы в формировании у школьников системы нравственных ценностей.

3. Каким стилем написана статья?

Публицистическим. Во-первых, в тексте содержится общественно значимая информация о роли литературы, культуры; во-вторых, автор убеждает нас в необходимости изучения литературы в школе, в огромном её влиянии на нравственность человека.

4. Вопросы роли литературы, книги в жизни общества волновали людей разных эпох. Обратимся к мыслям наших писателей-классиков. (Беседа с учащимися)

5. Небезынтересно узнать, я думаю, мнение по этому вопросу учащихся нашей школы. (Результаты анкетирования)

6. Запишем эпиграф к уроку, а также следующие слова: гуманитарный, феномен, этнобиологический, энциклопедия, симфония, народ, население, экспрессия.

Эти слова важны в тексте, давайте вспомним их лексическое значение.

7. Автор, доказывая свою точку зрения, приводит в пример не только произведения литературы, но и высказывания выдающихся людей. Какое из них вас поразило?

(слова Энштейна о Достоевском)

Чем дорог миру этот писатель?

Достоевский провозгласил красоту основой человеческой жизни и деятельности, его гениальные произведения проникнуты глубоким сочувствием человеческому страданию. Мы ценим великого художника за неустанное искание истины, за огромную силу его таланта, за созданные им бессмертные образы.

8. Очень важно знать цитаты из текстов, уметь записать их без ошибок.

I ряд: «Жди меня» II ряд: «В землянке»

(Чтение учителем наизусть, письмо учащихся по памяти, самопроверка)

Почему именно эти стихи выделяет автор?

9. О каком музыкальном произведении идёт речь в тексте?

В риторическом восклицании «Она же помогла выстоять Ленинграду!» дана оценка роли этого выдающегося произведения.

10. Сообщение о Седьмой симфонии.

Прослушаем 1 мин. начало симфонии. А. Н. Толстой был потрясён величием этой музыки: «Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества».

14 стр., 6501 слов

Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...

... руководству истинами, которые заложены авторами в художественной литературе. Такие произведения сопровождают человека всю жизнь – от младенчества до глубокой старости. Роль духовной литературы в жизни современного человека Не секрет, ... она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить». Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Казалось бы, каждый из нас ...

11. Запись текста под диктовку.

Командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров приказал, чтобы 9 августа 1942 года ни один вражеский снаряд не упал рядом с Филармонией. Схема: /…глаг./, (союз чтобы)

И не выстрелы, а музыка гремела под городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

12. Обращаясь к произведениям литературы, автор в конце предложения ставит многоточие. Почему?

Действительно, каждое произведение литературы, изучаемое в школе, несёт глубокий нравственный смысл.

Обратимся к вашему домашнему заданию. Сочинение-миниатюра о произведении, изученном в 11 классе. (Прослушать 2—3 учащихся)

13. Для публицистического стиля речи характерны логичность, призывность и соответствующие им языковые средства.

Какие из 10 средств языковой выразительности есть в этом тексте?

(Коллективная работа)

+1. Синтаксический параллелизм

+2. Разговорные синтаксические конструкции

+3. Цепь вопросов

+4. Риторическое восклицание

+5. Цепь однородных членов

  • 6. Развёрнутое сравнение

+7. Экспрессивная эмоционально окрашенная лексика.

  • 8. Олицетворение
  • 9. Оксюморон
  • 10. Авторские неологизмы.

14. Итог урока: Чтение книг — это труд, направленный на формирование собственной души. Выстраданная совестью книга создаёт вокруг нравственное силовое поле, бесценное эмоциональное пространство.

15. Домашняя работа: сочинение-рецензия по данному тексту.