Право на неприкосновенность произведения

Курсовая работа

Ранее действовавшее законодательство (ст. ст. 15 — 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на личные неимущественные права и имущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания.

По действующему ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные права, к которым относятся:

  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения;
  • иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

1. Исключительное право на произведение

Рассмотрение исключительного права на произведение целесообразно начать с исследования его правовой природы.

Данный вопрос в науке гражданского права является дискуссионным. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера [Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19]. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права [Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 658]. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные» [Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 47]. В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе [Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. С. 575].

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст. 128 и 138 ГК РФ).

В четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации разработчики исходили из того, что понятие «интеллектуальной собственности» относится только к объектам, рассматриваемым в данном контексте, а не к правам их субъектов. В связи с этим, названные права различаются по своей юридической природе и делятся на личные неимущественные, исключительные и иные права.

13 стр., 6346 слов

Исключительное право на произведение

... полном объеме. Даже при предоставлении иным лицам исключительной лицензии на использование произведения, несмотря на то что фактически дальнейшее распоряжение исключительным правом на период действия выданной исключительной лицензии, разумеется, ограничивается, формально считается, что ...

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и не связаны с имущественными интересами. Они выражаются, например, в праве автора на имя и противопоставляются исключительным правам, которые имеют имущественную природу и могут быть отчуждаемыми. Исключительные права позволяют правообладателю использовать произведение в любой форме и любым способом, при условии соблюдения закона.

Статья 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что автору произведения или другому правообладателю принадлежит исключительное право на произведение. Это право дает возможность использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, который не противоречит закону.

Использование произведения включает в себя различные действия, в том числе:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение произведения;
  • публичный показ или демонстрация произведения;
  • передача прав на произведение другим лицам;
  • перевод произведения на другой язык;
  • адаптация или изменение произведения;
  • и другие действия, предусмотренные законом.

Таким образом, исключительное право на произведение дает автору или правообладателю полный контроль над его использованием и защищает их интересы в области интеллектуальной собственности.

В данном примере рассматривается ситуация, когда ЗАО «Мир компьютеров» распространяло программы для ЭВМ, авторские права на которые принадлежат ЗАО «1С». При продаже экземпляра программы общество выдавало покупателю талон, подтверждающий проверку диска продавцом и гарантию отсутствия дефектов.

Такой талон предоставлял покупателю право в течение неопределенного времени обменять диск на любой другой, а также после совершения пяти обменов — право на получение одного диска бесплатно.

Данная ситуация подпадает под положения авторского права, которые определяют воспроизведение произведения, распространение произведения, публичный показ произведения, импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, а также прокат оригинала или экземпляра произведения.

В данном случае, общество осуществляет распространение программ для ЭВМ, что является одной из форм использования произведения. Кроме того, выдача талона с правом на обмен диска или получение диска бесплатно также является частью процесса распространения произведения.

Таким образом, ЗАО «Мир компьютеров» должно соблюдать авторские права, принадлежащие ЗАО «1С», и выполнять все необходимые действия для легального распространения программ для ЭВМ.

Введение

В настоящем исследовании рассматривается спор между ЗАО «1С» и ответчиком, связанный с нарушением авторских прав. ЗАО «1С» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании компенсации за нарушение своих исключительных прав на сдачу программ в прокат. Однако ответчик не признал иск, ссылаясь на исчерпание правообладателем своих прав после первой продажи программы и допустимость ее распространения без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Судебный процесс

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований ЗАО «1С», однако Президиум ВАС РФ указал на недостаточность рассмотрения дела и отменил судебные акты. Исковые требования ЗАО «1С» были признаны обоснованными, и суд указал на следующие основания для их удовлетворения.

13 стр., 6010 слов

Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества ...

... по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин "интеллектуальные права". Свобода творчества связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, ... об общественных объединениях. 2. Содержание свободы творчества в конституционном праве России В энциклопедических источниках творчество определяется как действие от глагола "творить" в значении ...

Исключительное право на распространение

Исключительное право автора на использование произведения, в том числе на распространение его экземпляров, означает право осуществлять или разрешать осуществлять данные действия. Отношения между ответчиком и потребителями свидетельствуют о том, что потребители не только приобретали вещное право на экземпляр программы для ЭВМ, но и право на использование программы путем воспроизведения. Таким образом, ответчик нарушал исключительное право ЗАО «1С» на распространение программы без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Гарантийный талон и коммерческий прокат

Обязательства общества, изложенные в гарантийном талоне, сводились к коммерческому прокату программ для ЭВМ. Это приводило к широкому копированию программ, что наносило ущерб исключительному праву на воспроизведение. Действия ответчика представляли собой самостоятельный способ использования объекта авторских прав, нарушали принцип исчерпания прав и запрещали распространять произведения в коммерческих целях без согласия автора.

Заключение

Таким образом, Президиум ВАС РФ указал, что действия ответчика нарушали исключительное право ЗАО «1С» на распространение программ в прокат. Указанные действия подлежат пресечению, а правообладателю должна быть выплачена компенсация за нарушение его исключительных прав.

В данном исследовании рассматривается понятие публичного исполнения произведения, которое включает представление произведения в живом исполнении или с использованием технических средств, таких как радио, телевидение и другие аудиовизуальные устройства. Также рассматривается показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Важно отметить, что произведение может быть воспринято либо в месте его представления или показа, либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Пример, приведенный в данной статье, является показательным и прецедентным. Российское авторское общество (РАО) обратилось в суд с иском к организации К., требуя взыскать денежную компенсацию за нарушение авторских прав. РАО указывало на то, что в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляет предпринимательскую деятельность, были публично исполнены музыкальные произведения, состоящие в программных блоках радио «Европа Плюс», без соглашения с авторами использованных произведений.

Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований, пришедший к выводу, что в данном случае не было незаконного публичного исполнения музыкальных произведений. Посетителям ресторана была предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подчеркнула, что публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Важно отметить, что восприятие произведений может происходить как в месте их сообщения, так и в другом месте одновременно с сообщением произведений.

7 стр., 3304 слов

Лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения ...

... договоров — договора об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионного договора о предоставлении права использования произведения. Например, пользователь по авторскому договору о передаче исключительных прав на исключительных условиях фактически мог на срок действия договора приобрести абсолютное право использования произведения, включая передачу полученных прав ...

Разъяснение понятия «публичное исполнение» музыкальных произведений

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться как нарушение смежных прав.

В соответствии с действующим законодательством, к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения.

В своем определении Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в помещении ресторана с использованием технических средств (музыкального центра) для коллективного прослушивания является публичным использованием музыкальных произведений.

Кроме того, следует иметь в виду, что использование музыкальных произведений в эфире или кабельном вещании без заключения соответствующих договоров с авторами является неправомерным. Данное действие квалифицируется как нарушение смежных прав и может повлечь за собой судебную ответственность.

Понятие «сообщение в эфир»

Сообщение в эфир — это любое сообщение произведения, предназначенное для всеобщего сведения, которое осуществляется с использованием средств эфирного или кабельного вещания. При этом включается не только показ или исполнение музыкальных произведений, но и любые другие средства массовой информации, такие как радио, телевидение и т.д. Также под сообщением понимается любое действие, при котором музыкальное произведение становится доступным для слухового и/или зрительного восприятия.

В случае, если происходит сообщение музыкальных произведений через спутник, понятие «сообщение в эфир» включает в себя прием сигналов с наземной станции на спутник и передачу сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия, то сообщение кодированных сигналов также признается сообщением в эфир.

Заключение

Таким образом, для того чтобы использование музыкальных произведений в эфире и кабельном вещании было законным, оно должно осуществляться с условием выплаты исполнителю вознаграждения и заключения соответствующих договоров с авторами. В противном случае, такое использование может квалифицироваться как нарушение смежных прав и повлечь за собой судебную ответственность.

3 стр., 1359 слов

Свободное использование произведений

... Свободное использование объектов авторского права // "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2008, N 7 Ананьева Е.В. Свободное использование произведений // "Современное право", N 3, 2000 Данный реферат ... именно: воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или их существенных частей; воспроизведения программ для ...

Судебная практика в области авторских прав является важным источником информации, позволяющим разобраться в особенностях использования произведений и программ для ЭВМ. Один из интересных примеров из судебной практики связан с иском ЗАО (правообладателя) к индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на использование программ для ЭВМ.

Авторское право предоставляет правообладателю контролировать использование своих произведений. В данном случае речь идет о программе для ЭВМ, которая является объектом авторского права. Программа для ЭВМ может использоваться различными способами, одним из которых является прокат компьютера с установленными на нем программами.

ЗАО, являющееся правообладателем программы для ЭВМ, обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на использование программы. В данном случае речь идет о незаконном использовании программы для ЭВМ без согласия правообладателя.

Судебные органы рассматривают такие иски с учетом законодательства об авторском праве. В соответствии с законом, использование программы для ЭВМ без согласия правообладателя является нарушением исключительного права на использование программы.

В данном случае ЗАО требует взыскать сумму компенсации за нарушение исключительного права на использование программы для ЭВМ. Возможные суммы компенсации определяются судом и могут зависеть от различных факторов, таких как степень нарушения, ущерб, причиненный правообладателю и другие обстоятельства дела.

Судебная практика в данной области позволяет установить прецеденты и определить нормы, которые помогают защитить авторские права правообладателей программ для ЭВМ. Это важно для обеспечения справедливости и защиты интересов правообладателей.

Таким образом, судебная практика играет важную роль в разрешении споров, связанных с нарушением авторских прав на программы для ЭВМ. Она позволяет определить права и обязанности сторон, установить суммы компенсации и обеспечить соблюдение законодательства в данной области.

В данном случае истец является правообладателем игровых программ, которые были установлены на компьютерах, принадлежащих индивидуальному предпринимателю. Однако, ответчик сдавал данные компьютеры в прокат физическим лицам.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что он имеет право устанавливать программы на свои компьютеры и заниматься сдачей в прокат именно компьютеров, а не программ для ЭВМ. Он ссылался на статью 626 Гражданского кодекса РФ, которая определяет прокат как предоставление арендодателем движимого имущества во временное владение и пользование за плату. Согласно данному определению, предметом проката являются сами компьютеры.

Суд, удовлетворяя иск, руководствовался следующим.

Целью сдачи в прокат компьютеров ответчиком является предоставление арендаторам возможности пользования программами для ЭВМ, установленными на этих компьютерах. Однако, право на осуществление действий, связанных с функционированием программы, должно быть реализовано непосредственно пользователями программы.

Предоставление права пользования программами третьим лицам за плату не относится к правам пользователя программы для ЭВМ.

4 стр., 1727 слов

Контрольная работа: Защита прав авторов на музыкальные произведения

... и автором (в случае выступления со сцены с концертной программой) либо между композитором и театром (если музыкальное произведение используется в театральных постановках). Также законом разрешается свободное использование объектов авторского права, но ...

Программы для ЭВМ могут предоставляться вместе с устройством, на котором они установлены, без согласия правообладателя только в случае, если объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной программой (например, калькулятор, стиральная машина и т.п.).

В данном случае компьютер и установленное на нем программное обеспечение не являются неразрывно связанными между собой.

Ответчик не заключал договор с истцом о передаче ему исключительных прав на прокат программ для ЭВМ.

Использование программного обеспечения в прокат: как это регулируется законодательством

Одним из способов использования программного обеспечения является сдача его в аренду или прокат. Однако, право на такое использование может ограничиваться авторским правом.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ №122 от 13 декабря 2007 года, в договоре между правообладателем и пользователем программного обеспечения должны быть четко прописаны условия использования программы. В том числе и условия использования программы в прокат.

Если в договоре на использование программного обеспечения отсутствуют условия о сдаче его в аренду, можно делать вывод, что такое использование запрещено. Так, если в условиях договора указано, что программное обеспечение не должно предоставляться в прокат или к использованию третьими лицами на коммерческой основе, ответчик нарушает авторское право при сдаче программного продукта в аренду.

Использование программного обеспечения в прокат может нарушать право на эксклюзивное использование произведения, которое принадлежит правообладателю. Для того, чтобы указать на свое право на произведение, пользователь программного обеспечения должен использовать знак охраны авторского права.

Стандартный знак охраны авторского права включает латинскую букву «C» в окружности, имя или наименование правообладателя и год первого опубликования произведения.

Борьба с незаконным использованием программного обеспечения

Правообладатели службами и обществами, чья компетенция включает мониторинг несанкционированного использования произведений, могут легче бороться с незаконным использованием программного обеспечения, обладая знаниями о ее авторском праве. С помощью знака охраны пользователи могут отличать законные от незаконных копий программного обеспечения.

В общем, можно сделать вывод, что использование программного обеспечения в прокат возможно лишь при условии, что договор на использование программы содержит соответствующие условия. Кроме того, правообладатель должен воспользоваться знаком охраны авторского права для защиты своих прав на произведение и борьбы с незаконным использованием программного обеспечения.

Введение

Авторская правовая охрана является важной частью интеллектуальной собственности. В современном цифровом мире защита авторских прав становится все более актуальной проблемой. Для того чтобы эффективно защитить свои авторские права, необходимо понимать основные принципы действующего законодательства Российской Федерации в этой области.

Охрана авторских прав

Следует подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права не является обязательным и не влияет на авторскую правовую защиту произведения. Правообладатель имеет право использовать и обращаться с исключительным правом на свое произведение любым способом. Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распоряжаться своим исключительным правом на произведение путем отчуждения или лицензирования.

5 стр., 2353 слов

Примеры «Право- это добро и справедливость»

... государство. "Право - это искусство добра и справедливости" (изр. римского права) Автор в данном высказывании затрагивает идею осуществление добра и справедливости через право. Смысл высказывания римского права я ... они закреплены в правовых актах и поддерживаются силой государственного принуждения. За невыполнение норм права грозит наказание, которое зависит от тяжести совершенного преступления. ...

Срок действия исключительного права на произведение составляет 70 лет после смерти автора, если иное не установлено договором. В случае произведения, созданного в соавторстве, срок действия исключительного права истекает через 70 лет после смерти последнего автора. Если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок его авторско-правовой защиты составляет 70 лет с момента его правомерного обнародования. В случае, если автор произведения раскрывает свою личность в течение срока авторско-правовой защиты произведения, срок его исключительного права продлевается до 70 лет после смерти автора. Для произведений, обнародованных после смерти автора, срок авторско-правовой защиты составляет 70 лет после обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Заключение

Защита авторских прав является необходимым условием для развития интеллектуальной собственности и стимулирования творческой деятельности. Авторы и правообладатели должны понимать свои права и обязанности в области авторских прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных ст. 1151 Кодекса, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

2. Право авторства и право на имя

Согласно ст. 1265 ГК РФ право авторства — это право признаваться автором произведения. Право авторства носит исключительный и абсолютный характер.

Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть носителем этого права на тот же объект.

Абсолютный характер права авторства вытекает из предоставляемой автору возможности требовать от всех третьих лиц признания и уважения того факта, что он является создателем соответствующего произведения.

Как и любое другое нематериальное благо, право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.

Неотчуждаемость права авторства, как и права на имя, специально оговорена в п. 1 ст. 1265 ГК РФ, что подчеркивает личный характер этих прав и означает невозможность их передачи другому лицу ни при жизни автора, ни, разумеется, после его смерти. Эти права не передаются и при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении ему права использования произведения.

При рассмотрении вопроса о праве авторства и праве на имя возникают определенные сложности на практике. Например, не всегда лицо, указанное как автор произведения, является его настоящим автором. В последнее время все чаще возникают случаи покупки дипломных работ, диссертаций и других научных или литературных произведений. Продавец и покупатель осознанно совершают такие сделки, хотя закон не разрешает отказаться от права авторства и авторского имени. Аналогичная проблема возникает и в случае передачи авторских прав «по должности».

14 стр., 6596 слов

Право на свободу и личную неприкосновенность

... конституционного права на свободу и личную неприкосновенность. Задачи Рассмотреть сущность Конституции РФ как основы конституционных прав. Рассмотреть право на свободу и личную неприкосновенность в контексте конституции РФ и Конвенции о правах человека. Глава I. Конституция РФ – основа реализации прав и свобод человека ...

Для публичных выступлений руководителей часто используется интеллектуальный труд спичрайтеров, которые создают произведение и передают его своему руководителю. Такие вопросы следует рассматривать не только с правовой, но и с моральной точки зрения.

Согласно статье 1257 Гражданского кодекса РФ, автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Презумпция авторства закрепляется и в Законе об авторском праве, согласно которому лицо, указанное как автор на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано обратное. Однако на практике это доказать довольно сложно.

Наиболее распространенным нарушением права авторства является плагиат, что означает кражу чужого произведения. Например, аспирант может предоставить свой проект диссертации научному руководителю, а потом обнаружить, что тот опубликовал его под своим именем. В случае обращения в суд с иском о признании авторства, особое значение будут иметь доказательства, подтверждающие, что произведение создано именно аспирантом.

При рассмотрении спора в суде «доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов» (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ).

В таких случаях может быть назначена лингвистическая экспертиза, которая позволяет сделать вывод о полном или частичном сходстве, тождестве или различии произведений, оригинальности или неоригинальности произведения[Галяшина Е.И., Горбаневский М.В. Роль лингвистической экспертизы при защите интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2005. N 46].

Споры об авторстве нередко длятся десятилетиями и встречаются в истории мирового и отечественного искусства, литературы и науки. До сих пор ведутся споры в отношении авторства некоторых произведений Леонардо да Винчи. Например, ряд экспертов считают, что в одном из вариантов картины «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи собственноручно изобразил лишь лица самой Мадонны и ангела, а автором большей части этого произведения является его ученик. Не утихает и спор о том, кто написал «Гамлета» — Шекспир или Фрэнсис Бэкон. Лишь недавно была поставлена точка в одном из самых громких литературных споров XX века — споре об авторстве «Тихого Дона» Михаила Шолохова.

С правом авторства тесно связано право на имя. Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст. 1265 ГК РФ указывает, что право автора на имя — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

5 стр., 2336 слов

Список литературы по юриспруденции (по отраслям права)

... общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права. Целью настоящей работы является рассмотрение списка литературы по юриспруденции. 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ИХ ... сельскохозяйственного производства. Метод правового регулирования данной отрасли права диспозитивный. Нормативными актами, используемыми для регулирования сельскохозяйственных отношений, являются Примерный Устав о ...

Использование имени и псевдонима в произведениях

В статье 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель упоминает о трех возможных способах указания имени в произведениях. Первый и наиболее распространенный способ — это указание подлинного имени автора. Если особого указания нет, то автор произведения может быть представлен фамилией, именем, отчеством или их комбинацией.

Второй способ — это использование вымышленного имени или псевдонима. Псевдоним, что в переводе с греческого означает «носящий ложное имя», часто становится вторым именем автора. Например, Анна Андреевна Горенко известна под псевдонимом Ахматова, а Алексей Максимович Пешков — под псевдонимом Максим Горький. Также известна Аврора Дюдеван, которая писала под мужским псевдонимом Жорж Санд. Интересно, что Аврора Дюдеван использовала псевдоним Жюль Санд в соавторстве с Жюлем Санд, а затем, когда писала самостоятельно, выбрала псевдоним Жорж Санд. Таким образом, псевдонимы могут иметь свою историю и изменяться в течение времени.

Сегодня псевдонимы чаще всего встречаются в шоу-бизнесе и артистической среде. Многие известные артисты используют псевдонимы, такие как Жасмин, Витас, Валерия, Верка Сердючка и другие.

Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет гражданину право изменить свое имя в порядке, установленном законом. Таким образом, псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, если гражданин решит изменить свое имя официально.

Автор может иметь несколько псевдонимов и использовать их по своему усмотрению. Он может писать некоторые произведения под одним псевдонимом, а другие под своим подлинным именем.

Если речь идет о произведении, созданном в соавторстве, порядок указания имен соавторов определяется соглашением между ними. Например, псевдоним «Кукрыниксы» объединил фамилии и имя трех художников — М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова.

Процесс выбора псевдонима в гражданском праве Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом (ГК) и Законом об авторском праве и смежных правах (ЗоАП).

Оба закона не устанавливают ограничений при выборе псевдонима, позволяя использовать любое имя. Однако, в рамках гражданского законодательства существуют определенные ограничения, обусловленные целями и смыслом этих законов.

Например, использование псевдонима, совпадающего с именем известного человека, может ввести публику в заблуждение относительно авторства произведения. Такие случаи, когда псевдоним В.В. Путин или А.Б. Пугачева используется в качестве авторского псевдонима, являются неправомерными и могут нарушать права других лиц, а также рассматриваться как злоупотребление правом. Статья 10 ГК РФ устанавливает запрет на ненадлежащее осуществление гражданских прав, включая злоупотребление правом.

Помимо использования псевдонима, автор может выбрать и анонимное размещение своего произведения, то есть без указания имени автора. Это является третьим способом реализации права автора на имя.

В случае использования произведения под псевдонимом или анонимно, лица, которым известно подлинное имя автора, не имеют права раскрывать его без согласия автора.

На практике, в договоре, по которому автор приобретает права и обязанности, указывается способ обозначения имени автора и условия соблюдения анонимности. После заключения договора стороны не могут изменить способ обозначения имени автора в одностороннем порядке, если это не предусмотрено в договоре.

3. Право на неприкосновенность произведения

Право на неприкосновенность произведения является важной составляющей авторского права и гарантирует создателю произведения возможность защиты его целостности. В частности, в соответствии со ст. 1266 ГК РФ, при использовании произведения изданием, публичным исполнением или ином использовании воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, его название, а также в обозначение имени автора.

В соответствии с п. 3 ст. 1282 ГК РФ, автор имеет право на запрет на все изменения, которые могут причинить ущерб его личности или репутации

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 1266 ГК РФ, воспрещается использование произведения в поврежденном виде, а также использование произведения с применением искажающих средств

Право на неприкосновенность произведения не теряет своей силы после смерти автора и может быть защищено любым заинтересованным лицом, если автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, не указал лицо, которое обладает правом на охрану неприкосновенности произведения.

В связи с этим, при использовании произведения необходимо соблюдать его неприкосновенность и не вносить в него никаких изменений, за исключением случаев, когда автор выразил свое согласие на такие изменения. В противном случае нарушение права на неприкосновенность произведения может быть признано незаконным и стать объектом судебного разбирательства.

Право на неприкосновенность произведения и его защита в российском законодательстве

Права авторов на защиту репутации, а также на неприкосновенность своих произведений являются важными аспектами права интеллектуальной собственности в Российской Федерации. По законодательству, право на защиту репутации автора было объединено с правом на переработку произведений. Так, согласно статье 15 Закона об Авторском праве, произведение, включая его название, должно быть защищено от всякого искажения или иного посягательства, которое может нанести ущерб чести и достоинству автора.

Возврат неприкосновенности произведения в качестве самостоятельного права осуществлен посредством внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ. Согласно статье 1266 ГК РФ, без согласия автора в произведение не допускается вносить изменения, сокращения, дополнения, комментарии и иллюстрации.

Тем не менее, это не означает, что авторы не могут использовать и комментировать произведения других авторов в этически допустимой форме. Закон запрещает только изменения в произведении без согласия автора, а всякое комментирование, критика или иллюстрирование произведения другого автора допустимы, если это не противоречит выраженной в произведении воле и замыслу автора.

Стоит отметить, что при использовании произведения после смерти автора, лица, обладающие исключительным правом на произведение, могут разрешать внесение изменений, сокращений или дополнений в соответствии с волей автора, выраженной в письмах, завещаниях, дневниках или других письменных документах.

Тем не менее, подвергание произведения искажениям, порочащему честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и его изменение, дают автору право на защиту его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ.

Право на обнародование произведения — это одно из важных авторских прав, которое закреплено в статье 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, автор имеет право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Это может быть опубликование произведения, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, либо любой другой способ.

Опубликование произведения, или выпуск в свет, является одним из способов обнародования. Это процесс, при котором произведение становится доступным для публики путем выпуска в обращение экземпляров произведения. Эти экземпляры представляют собой копии произведения в любой материальной форме. Количество экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Право на обнародование произведения является важным для автора, так как он может самостоятельно решать, когда и как его произведение будет доступно для всеобщего сведения. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым или законченным для представления его на суд публики, и поэтому имеет право не давать согласия на его обнародование.

Автор может осуществить свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Важно отметить, что право на обнародование произведения, а также другие авторские права, такие как право на имя и право на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства, охраняются в соответствии с правилами статей 1228 и 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право на обнародование произведения является важным аспектом авторского права и позволяет автору контролировать доступ к его произведению. Это право позволяет автору защитить свои интересы и контролировать использование его произведения другими лицами.

4. Другие авторские права

Помимо права на обнародование, автору также принадлежат другие авторские права. Они включают в себя право на имя, право авторства и право на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства.

Право на имя автора означает, что автор имеет право быть названным при использовании его произведения. Это право позволяет автору защитить свою репутацию и идентификацию.

Право авторства означает, что автор является творцом произведения и имеет право быть признанным как таковой. Это право позволяет автору защитить свои творческие интересы и получить признание за свою работу.

Право на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства означает, что автор имеет право на защиту своего произведения от изменений, искажений или иных вмешательств, которые могут нанести ущерб его авторской чести и достоинству.

Все эти права охраняются в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, и их нарушение может повлечь за собой юридические последствия для нарушителя.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно — использовать свое право на отзыв.

Ранее (в ст. 15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения.

В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения. При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование).

При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право на отзыв не может быть применено автором к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Право следования ранее было закреплено ст. 17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст. 1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования также и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.

Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение [Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105].

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений — ст. 1292 ГК РФ соответствует ст. 17 ЗоАП. Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

5. Организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе

Управление авторскими и смежными правами на коллективной основе в российском законодательстве появилось сравнительно недавно.

Впервые организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе, к числу субъектов авторского права были отнесены ЗоАП (ст. 44).

Такие организации создавались непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действовали в пределах полученных от них полномочий на основе устава, который утверждался в установленном законом порядке. Допускалось создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

До ЗоАП законодательство не предусматривало создания подобных организаций. Регистрация публично исполняемых произведений, сбор и выплата гонорара за их использование осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП).

В 1991 году ВААП было трансформировано в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), а в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 24 февраля 1992 г. N 184 «О Российском агентстве интеллектуальной собственности при Президенте Российской Федерации (РАИС)» — в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

В связи с принятием ЗоАП и созданием российскими авторами организации по управлению их имущественными правами на коллективной основе — Российского авторского общества (РАО) Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) было упразднено.

РАО стало правопреемником РАИС в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или перешедшим к РАИС в порядке правопреемства, с российскими и зарубежными авторами, соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организациями и иными юридическими лицами (см. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»).

РАО обеспечивает имущественные интересы российских и зарубежных авторов и их правопреемников (сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения), а также их неимущественные права (право на имя, право на неприкосновенность произведения и т.д.).

У РАО есть региональные филиалы с центрами в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Воронеже, Самаре, Краснодаре, Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, а также представители в автономных республиках, краях, областях и крупных городах России.

Полномочия на коллективное управление РАО передаются как авторами, так и их правопреемниками (драматурги, композиторы, писатели, поэты, художники, хореографы и другие категории авторов).

РАО заключает договоры о возмездном представительстве интересов с авторско-правовыми иностранными организациями, объединяющими авторов и их правопреемников.

Правовое положение РАО и других организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются ГК РФ, законами о некоммерческих организациях (см. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и уставами соответствующих организаций.

Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (далее также — организации).

Такие организации создаются в двух случаях:

  • когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено (например, при публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении, воспроизведении произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцировании и в других случаях);

— когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения. Например, ст. 1326 ГК РФ допускает публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Создание организаций по управлению правами на коллективной основе не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Организации могут создаваться для управления:

  • правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав;
  • одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов;
  • любыми авторскими и/или смежными правами.

Основанием полномочий организации является договор о передаче полномочий по управлению правами. Он заключается с правообладателем в письменной форме. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный абз. 1 п. 3 ст. 1244 Кодекса, согласно которому аккредитованная организация вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.