Возможно, равенство — это право, но никакая сила на Земле не сделает его фактом (О. де Бальзак)

Сочинение

Продолжение исследования:

В контексте высказывания О. де Бальзака открывается важный вопрос о соотношении равенства и социальной действительности. Признание равенства как права не обязательно переводит его в факт на земле. Это становится очевидным при рассмотрении социального неравенства, преобладающего в обществе. Различия в доступе к материальным благам, образованию, медицинской помощи, а также разделение на господствующие и подчиненные слои создают неравенство, которое трудно преодолеть.

Согласно автору, идея абсолютного социального равенства нереалистична, исходя из того, что всегда существовали и будут существовать различия между людьми. Эта проблема актуальна и в современном обществе, где государственная политика не всегда направлена на выравнивание прав и возможностей различных групп населения.

В политической теории причины социального неравенства связаны с разделением общества по различным признакам, таким как класс, нация, демография. Рассматривается историческое существование классового разделения, начиная с древности, где лидеры обладали широкими правами, в то время как подчиненные им народы имели ограниченные права.

С политической точки зрения подчеркивается, что идеальное общество не может быть полностью однородным. Различия в темпераменте, физиологии, и других аспектах делают неравенство неотъемлемой частью человеческой деятельности. Вместе с тем, утверждается, что основными аспектами равенства должны быть право на жизнь, свободу и подчинение законам общества.

>> Народы — это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации (Д. Лихачев)

В рамках данного исследования мы обратимся к примерам из истории, чтобы проанализировать вопрос равноправия в обществе. В 17 веке на территорию США начали ввозить негров из Африки. Африканские жители не могли противостоять американской армии из-за отсутствия оружия. Негры были использованы белым населением в качестве рабов и подвергались ущемлениям в правах. Они часто страдали от насилия со стороны своих хозяев за неповиновение. На многих американских плантациях работало более 1000 афроамериканских рабов, включая и детей с 4-х лет. Рабы не имели никаких прав и свобод, считались имуществом владельца, и хозяин мог с ними делать все, что пожелает. Рабство было отменено только после Гражданской войны в 1861 году, однако и по сей день чернокожие жители США в некоторых штатах подвергаются дискриминации.

Для подтверждения мысли автора о неравенстве в обществе можно обратиться к данным СМИ. Например, согласно отчету Росстата за 2020 год, более 20 миллионов человек в России живут за чертой бедности. Президент выдвинул задачу ликвидации бедности, однако правительство сталкивается с проблемой определения, кому именно нужна помощь. Одной из основных причин существенного неравенства является нежелание некоторых людей получать дополнительное образование и осваивать новые виды работ. Они также категорически отказываются переезжать в другие регионы для работы в высокооплачиваемых государствах.

15 стр., 7439 слов

Всеобщее равенство обозначает . Всеобщее равенство. Справедливость ...

... ответа Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Всеобщее равенство обозначает. .Эссе на эту тему!!! Renata miron Любовь ... праздник, сопровождавшийся всеобщей попойкой, во время которой стирались все социальные различия: подмастерье пил на брудершафт с ... общества в двадцатом веке во многом обязана своим появлением идее «равенства». Стабильная, иерархическая система, опирающаяся на неравенство, ...

Исходя из рассмотренных теоретических доводов и конкретных примеров, можно сделать вывод, что добиться полного равноправия в обществе невозможно никакими методами. Любая человеческая деятельность порождает социальное неравенство, так как люди различаются по физическим потребностям, способностям и социальным взглядам.

Пройдите тест, чтобы проверить свои знания по данной теме.

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме.

Итак, продолжая исследование вопроса о правовом государстве, стоит обратить внимание на теоретическое обоснование данной концепции. В современных общественных науках особое значение придается понятию правовое государство. Оно определяет государство, которое ограничено законом в своей деятельности, подчинено воле суверенного народа, выраженной в конституции, и направлено на обеспечение основных прав и свобод личности.

Анализируя высказывание Жан Д’Аламбера о верховенстве закона и равенстве граждан, можно сказать, что оно соответствует основным принципам правового государства. В настоящее время Конституция Российской Федерации закрепляет принципы верховенства права и приоритета прав человека, что соответствует формуле, предл��женной Д’Аламбером.

Однако необходимо отметить, что наша страна все еще находится на начальной ступени формирования правового государства. В связи с этим, нередко возникают противоречия между принципами правового государства и современной практикой правоприменения.

Существуют случаи, когда законность деятельности государственных органов и должностных лиц оказывается под вопросом. Это может приводить к нарушению принципа равенства перед законом и судом. В этих случаях гражданское общество и правозащитные организации выступают важными институтами, контролирующими соблюдение правовых норм и принципов.

Также следует отметить, что существует проблема частичной осуществимости принципов правового государства. В некоторых ситуациях, в целях обеспечения национальной безопасности или других важных интересов государства, баланс между законностью и эффективностью может быть нарушен. Решение таких вопросов требует тщательного обсуждения и поиска оптимального баланса между принципами правового государства и реальными потребностями общества.

В заключение, хотя Россия признается правовым государством в своей Конституции, необходимо продолжать работу по развитию и укреплению правовых принципов и норм. Важно совершенствовать правовую систему, повышать осведомленность населения о своих правах, а также усиливать контроль над соблюдением законности со стороны гражданского общества. Только таким образом можно обеспечить дальнейшее развитие и укрепление правового государства в России.

16 стр., 7697 слов

Список литературы любые вопросы по теории государства и права

... собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и ... В то же время в литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где ...

Однако, как уже говорилось ранее, в воплощении этой формулы в жизнь участвуют не только власти, но и сами граждане. Если они оказываются не готовы к подобному строю, недовольны существующим положением дел или же просто не поддерживают идей правового государства, то мы сталкиваемся с таким понятием, как правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом в современных общественных науках принято понимать отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и в целом тормозить развитие правовой системы.

Помимо теоретических аргументов, рассмотрим и конкретные фактические примеры. Обратимся к истории Великой Французской революции 1789 года, заразившей своими идеями всю Европу. Главным лозунгом французских революционеров стал следующий: «Свобода, равенство, братство». Причём под равенством они понимали именно тот аспект социально-политической жизни, к которому и в наше время стремится большинство государств. Для деятелей революции это равенство заключалось прежде всего в равенстве прав и свобод, а значит, и в равенстве всех перед законом и судом, без которого невозможно ни одно правовое государство.

Другим примером может послужить положение дел в царской России. Судебная система тогда была представлена набором сословных судов, то есть каждое сословие было под властью «своего» суда, и, естественно, спрос также был со всех разный. Это яркий пример отсутствия равенства в правах. Правами человек наделялся в зависимости от положения, занимаемого им в обществе.

Также можно привести пример из личного социального опыта. Я считаю, что можно провести некую параллель между государством и школой или даже обыкновенным школьным классом. Так, школьный класс гораздо больше будет ценить того учителя, который ко всем относится одинаково и оценивает учеников по факту, чем того, который выделяет среди учеников «любимчиков», для которых общие законы оказываются мягче. Иными словами, первый тип учителя вызывает в ребятах уважение и желание следовать законам, второй же, скорее всего, приведёт к отрицанию норм, принятых этим учителем, желанию нарушить их из чувства противоречия.

Обществоведческое эссе по социологии: равенство

Равенство является одним из основных прав человека и закреплено во многих документах международного права. Оно понимается как равенство всех людей в правах и свободах, независимо от их расы, пола, национальности и т.д.

Однако, как отмечает Оноре де Бальзак, равенство — это не только право, но и факт. И как показывает современная социология, на практике равенство не всегда соблюдается. Дело в том, что социальное равенство не только формально закреплено в законодательстве и правовых актах, но также зависит от социальных, экономических и политических условий окружающей среды.

Существуют так называемые социальные привилегии, которые позволяют одним людям иметь больше возможностей и преимуществ, чем другим. Речь может идти о привилегиях, связанных с образованием, занятостью, финансовым положением и даже внешним видом человека. Поэтому превосходство некоторых людей в обществе может порождать социальные и экономические проблемы и неравенство.

Но как можно бороться за социальную справедливость и равенство в нашем обществе? Один из возможных путей — это увеличение государственной поддержки тех слоев населения, которые сталкиваются с трудностями. Речь может идти о социальных выплатах, безвозмездной медицинской помощи, программ образования и многих других мерах.

Также, наиболее эффективный путь к равенству — это наращивание социальных взаимодействий между группами людей. Система повышения квалификации и межкультурные программы могут укрепить связи между людьми разных социальных групп, сократить расстояние между ними и увеличить их понимание друг друга.

Вывод:

Таким образом, равенство остается одним из ключевых прав человека, которое нужно бороться за сохранение на всех уровнях нашей жизни.

Проблема равенства и неравенства: естественное право и его значение в жизни человека и общества

Размышления о проблеме равенства и неравенства исходят из существования позитивного права и естественного права в обществе. Позитивное право является системой общеобязательных норм, исходящих от государства. Естественное право возникло объективно, из самой природы человека и общества. Этот вид права выражает право человека на свободу и равенство и проявляется в неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения правах.

Принципы и нормы естественного права становятся общечеловеческой ценностью и закреплены в основных международных правовых документах, таких как Всеобщая декларация прав человека. В соответствии с этим, право на равенство является естественным правом каждого человека, закрепленным законами и охраняемым государством.

И.А. Ильин отметил необходимость защиты естественного права и его роль в жизни человека и общества. Умаление или попрание естественного права извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека. В этом контексте, естественное право выступает как императив, стоящий выше государства и закона и выступающий в качестве образца, идеала и критерия справедливости.

Общепризнанными нормами естественного права являются права человека, которые законодательно охранятся государством и должны быть уважаемыми всеми членами общества. Именно эти права выражают неотчуждаемое право каждого человека на жизнь, свободу, равенство и достоинство.

Заключение

Таким образом, равенство – это естественное право каждого человека, которое выражает присущие человеку права на свободу и достоинство. Это право закреплено законодательно и защищено государством. Нарушение прав человека на равенство и достоинство должно рассматриваться как умаление или попрание естественного права, ведущее к искажению его сущности и духовной жизни человечества.

Социальное неравенство является неотъемлемой частью существования любого общества. Несмотря на то, что идеалом является равенство между людьми, в реальности мы сталкиваемся с неравным распределением ресурсов и возможностей. Это приводит к различию в степени влияния и власти, а также создает неравные условия для личностного и профессионального развития.

Социальное неравенство базируется на различиях в способностях и возможностях людей, ограниченности ресурсов общества и наличии социального расслоения. Неравенство неизбежно, поскольку различия между людьми неразрывно связаны с их жизнедеятельностью. Ни одна принудительная мера не сможет сделать равенство фактом.

Однако можно рассмотреть социальное равенство как равенство перед законом и равенство прав и возможностей. Главной задачей каждого общества, стремящегося к социальному равенству, должно быть создание равных возможностей для всех социальных групп. Это означает уважение прав и достоинства каждого гражданина.

Необходимо отметить, что имея равные возможности, люди достигают разных результатов, так как обладают разными способностями и интересами. Сильное неравенство может вызывать напряженность в обществе, поэтому власть должна осознавать важность соблюдения естественных прав людей.

В заключение, социальное неравенство является неотъемлемой частью жизни общества. Стремление к социальному равенству должно быть основной задачей государства, при этом необходимо учитывать индивидуальные различия и уважать права каждого гражданина. Взаимное понимание и справедливость являются важными составляющими сбалансированного и процветающего общества.

Изложенная цитата Ильина И.А. подтверждает правоту писателя Оноре де Бальзака, который утверждают, что равенство — это право, но никакая сила не сделает его фактом. Важно отметить, что признание естественного права за каждым человеком является началом правовой обязанности и правового равенства в жизни людей. Вместе с тем, люди не равны друг другу ни телом, ни душой, их духовная жизнь также отличается по содержанию, несмотря на обращение к одним и тем же предметным центрам духа. Тем не менее, каждый человек равен другому в своем праве на достойную жизнь.

Оноре де Бальзак (1799-1850) — французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия», состоящей из 90 романов и рассказов. Его произведения, такие как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», и «Кузина Бетта», являются шедеврами французской литературы и представляют грандиозную картину реалистического общества Франции.

Отца писателя звали Бернар Франсуа Бальсса, он был служащим в военном снабжении. Бальзак использовал сходство фамилий, чтобы возвести свое происхождение от дворянского рода Бальзак д’Антрег и прибавил к своей фамилии частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему, а младший брат писателя, Анри, был побочным сыном соседнего замкового владельца. Семейные проблемы Бальзака и атмосфера, которая царила в его семье, частично объясняют его интерес к проблемам брака и адюльтера в его произведениях.

Таким образом, отмечается важность равенства перед законом и его связь с правовой обязанностью и правовым равенством в жизни людей. Хотя люди могут отличаться телом, душой и содержанием своей духовной жизни, каждый человек равен другому в своем праве на достойную жизнь.

Справочный материал:

Фамилия БАЛЬЗАК (Balzac)
Имя и отчество Оноре де
Годы жизни 1799-1850
Национальность Француз
Произведения — Роман «Неведомый шедевр» (1831)
— «Шагреневая кожа» (1830-1831)
— «Евгения Гранде» (1833)
— « Отец Горио» (1834-1835)
— «Цезарь Биротто» (1837)
— «Утраченные иллюзии» (1837-1843)
— «Кузина Бетта» (1846)

Источник: Эпопея Бальзака. «Человеческая комедия». Грандиозная по размеру реалистическая картина французского общества.

Актуальность проблемы реализации принципа равенства перед законом

Цитата А.Ф.Кони «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и милостив» является актуальной и по сей день. Главная мысль этого изречения заключается в принципе равенства людей перед законом, независимо от их социального статуса.

Автор считает, что независимо от того, богатый ли человек или бедный, имеет власть или нет, за совершенные преступления люди должны отвечать одинаково. Для закона должно быть безразлично, кем и когда совершается преступление. Проблема реализации конституционного принципа равенства является актуальной и сегодня.

Теория правоведения и понятие закона

Закон представляет собой нормативно-правовой акт, изданный государством и призванный регулировать общественные отношения. Он является основой правопорядка и должен быть одинаково применим ко всем гражданам.

Правонарушение представляет собой противоправное действие, нарушающее закон. В случае совершения правонарушения, каждый должен нести ответственность независимо от своего социального положения или статуса.

Закрепление принципа равенства перед законом

С мнением А.Ф.Кони о принципе равенства законодательной властью можно не соглашаться. Принцип равенства закреплен в таких важных государственных документах, как Конституция РФ, а также в отраслевых законах, включая Уголовный кодекс.

Мнение автора крайне ясно — для закона не должно быть привилегий. Если человек виновен, ему следует понести наказание, и наоборот, если человек не виновен, его должны оправдать. Автор считает, что высшая справедливость заключается в непредвзятости и объективности суждения. С этим мнением трудно не согласиться.

В демократическом обществе законы контролируют отношения в социуме. Все люди равны между собой и, следовательно, должны быть равны и перед законом.

Примеры реализации принципа равенства

Принцип равенства проявляется, например, в период выборов президента. Голосовать за главу государства имеют право все члены общества, независимо от социального положения или статуса. Даже заключённые имеют право голосовать, за некоторыми исключениями. Также женщины и подростки, достигшие 18 лет, имеют право влиять на результаты выборов. При этом никто не может повлиять на голос другого.

Нарушение принципа равенства перед законом

Однако в современной истории наблюдаются случаи, которые демонстрируют, что принцип равенства не всегда функционирует полноценно и всюду. В глобальных СМИ не раз освещались преступления, совершенные чиновниками, людьми, находящимися у государственного аппарата, или просто влиятельными личностями. В таких случаях известно, что преступники получали менее строгое наказание, чем обычные граждане за те же самые преступления.

Это нарушает принцип равенства перед законом и свидетельствует о том, что привилегии и влияние часто влияют на реализацию справедливости в правовой системе.

Интересующий нас вопрос – достижимо ли истинное равенство граждан в обществе. Ведь равенство, несмотря на то, что оно является одним из самых важных принципов социальной и правовой системы, все еще остается объектом битвы в различных аспектах нашей жизни.

Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, как мы понимаем понятие «равенства» и как мы его реализуем. Конечно, существует достаточно различных мнений по этому поводу, но можно выделить несколько подходов.

Первый подход – попытаться уравнять максимально возможное количество людей в таких параметрах, как социальный статус, экономическое положение, образование, возможности для самореализации. В данном подходе изначально предполагается, что равенство может являться прямым следствием отсутствия неравенства в этих параметрах, но на самом деле это не совсем правильно.

Дело в том, что даже при уравнивании указанных параметров, каждый человек все еще остается в определенной мере уникальным и не поддающимся прямому сравнению. Кроме того, даже при наличии одинакового начального уровня в социальных категориях, различия в характере, опыте, семейном воспитании и множестве других параметров неизбежно делают людей несравнимыми.

Еще один подход – попытаться уравнять людей в их начальных условиях и получаемых возможностях. Например, дать всем детям равный доступ к образованию, здравоохранению, культурным мероприятиям и другим общественным благам.

Этот подход имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он может помочь сделать шаг в сторону равенства и сделать более справедливой систему распределения благ в обществе. С другой стороны, он также требует дополнительных ресурсов для реализации, не обеспечивает полной равенности в тех случаях, когда неравные перерасходы инволюционными процессами отделяют людей от равных и одинаковых возможностей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что истинное равенство граждан не может быть достигнуто на практике в смысле буквального равенства в параметрах и возможностях. Вместо этого, равенство подразумевает уважение и соблюдение прав каждого человека, при создании равных условий для каждого по максимуму.

В итоге, главная задача состоит в том, чтобы создать общество, в котором будут уважаться права и свободы каждого из нас, а также строить правовую систему на принципах честной и беспристрастной реальности. Только тогда мы сможем говорить о том, что истинное равенство граждан в обществе на самом деле существует.

Равенство граждан в соблюдении законов

Соблюдение законов является одним из важнейших принципов, обеспечивающих равенство граждан в обществе. Каждый гражданин обязан подчиняться законам, которые установлены в главном законодательном акте страны – Конституции РФ. Это создает равные возможности для всех социальных групп в получении образования, медицинских услуг, занятиях экономической и политической деятельностью.

Например, в нашем обществе люди разного социального положения имеют равные возможности при поступлении на учебу, устройстве на работу, продвижении по службе и т. д. Это гарантировано законом и зафиксировано в Конституции РФ.

Однако следует отметить, что равные возможности, предоставленные законом, не всегда приводят к одинаковым результатам. Реализация этих возможностей зависит от самого человека и его личных усилий. Например, в общественную палату при Совете Федерации могут быть избраны представители различных профессий и социальных групп, такие как рабочий, актриса или даже студентка.

В настоящее время в России создан Закон об антикоррупционной деятельности, который распространяется на чиновников всех рангов. СМИ систематически информируют общество о преступлениях, совершаемых представителями власти, и они предстают перед правосудием за нарушение законов. Это показывает, что законы являются общеобязательными правилами, которые существуют для всех граждан без исключения и обеспечивают их истинное равенство.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Ж. Д’Аламбер абсолютно прав, утверждая, что истинное равенство граждан состоит в одинаковом подчинении законам. Чем больше граждан будут уважать закон, подчиняться ему, тем здоровее и благополучнее будет общество, а равенство в правах и возможностях этих граждан будет укрепляться.

«Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».

Мы живем в огромном мире, и чтобы познать его полностью, одной человеческой жизни не хватит. Сотни стран, народов, языков, менталитетов, культур существуют в определенных местах и развиваются во времени. В современных странах все люди, согласно законодательству, равны в своих правах. Что это — равенство прав? Раз его провозглашают, следовательно, когда-то имело место неравенство? И чем права современного человека отличаются от прав древних людей? Цитата Сенеки, вынесенная в заголовок, датируется 1 веком нашей эры, поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема равенства прав уже тогда интересовала умы человечества. Попробуем предположить, как жили наши предки много тысяч лет назад. Из учебника древней истории мы узнаем, что люди пасли скот, выращивали растения, охотились, а также воевали с соседними племенами за территорию. Позже появилась военная верхушка, которая принимала важные решения и поэтому имела больше прав. Вот здесь и появляется деление общества на сильных и слабых, на воинов и «скотоводов». Естественно, что люди в то время не подозревали о праве и о письменных законах, поэтому всем приходилось принимать правила своего племени, чтобы выжить. Со временем расслоение в первобытном обществе становилось все более ярко выраженным. А потом постепенно из племен образовались государства… Но и в древних государствах основным занятием людей оставалась война, хотя правители уделяли внимание и внутренней политике своих стран. Стоит вспомнить Александра Македонского, подчинившего себе население огромных территорий… В современном мире все иначе. Лучшим президентом или правителем страны признается тот, кто улучшил жизнь людей, кто поднял экономику, кто добился крупных успехов в науке, а не тот, кто разрушил пару-тройку стран и сделал их своими колониями. Теперь слово «государство» не нагоняет страх, а, напротив, является неким гарантом стабильной жизни. С чем же сейчас ассоциируется понятие «государство»? Власть, ветви власти (законодательная, судебная, исполнительная), чиновники, налоги, социальная политика, президент, управление, законы… Это перечисление можно долго продолжать, но все эти слова так или иначе связаны с государственным управлением. Зачем оно нужно? А можно ли жить без него? Государственная власть осуществляется с помощью универсального инструмента — правового законодательства. Именно законами определяются права, обязанности, пределы свободы каждого из нас: ребенка, работника, инвалида, пенсионера, студента и т. д. Нарушение прав непременно влечет за собой ответственность. В чем же заключается смысл законов? Цель любого государства — благополучие каждого гражданина. Все мы рождаемся с одинаковыми правами, установленными в Конституции и других законах. Но не у всех у нас одинаковые способности. Кому-то ближе математика и наука, кому-то спорт, а у некоторых с рождения имеются отклонения в здоровье. По мере взросления человек может утратить имеющиеся способности: непредвиденные обстоятельства, болезни… При выходе на пенсию даже самый лучший работник теряет часть заработной платы или уходит с работы. Несмотря на равенство прав, нельзя сравнивать возможности пятилетнего ребенка и его тридцатилетнего отца. Также во все времена актуальна проблемы равенства мужчины и женщины, дискриминации последних в различных ситуациях. Государство призвано сделать так, чтобы всем перечисленным людям было хорошо. Для этого существуют налоги, с которых пенсионерам и нуждающимся людям выплачиваются пенсии и пособия, для многих действуют льготы и другие меры социальной поддержки. Нельзя думать, что законы ограничивают нас в чем-то. Наоборот, они защищают нас от непредвиденных обстоятельств, дают гарантию стабильности в обществе. Ст. 8 п.2 Конституции гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Предположим, что в нашей стране отсутствует власть и система права, и каждый делает то, что ему заблагорассудится. Картина получается нежизнерадостная: часть людей в силу природной лени ничего не делает, другая часть делает, но так, что своими действиями портит жизнь других. Дети и старики никому не нужны, а если и нужны, то в качестве прислуживающих самым наглым в обществе, которые силой принудили более слабых к подчинению. Люди, физически или психически неполноценные, которых немало в таком социуме из-за постоянного страха и нестабильности, обречены на смерть или нищее существование, потому что о них некому заботиться. Поистине, ситуация в традициях Чарльза Дарвина: «Выживет сильнейший». Функционирование системы права не допускает таких беспорядков. Общество всегда делилось на группы. В разные времена они назывались по-разному: сословия, классы… Сейчас им на смену пришло определение «страты». Помимо деления на страты, каждый человек играет в обществе одну или несколько социальных ролей: роль ребенка в семье и ученика в школе, роль мамы и жены дома, руководителя на работе. Находясь в том или ином правовом статусе, мы обладаем теми или иными правами. Но есть права, которыми обладают все, независимо от возраста и социального положения. По Конституции, как ребенок и гражданин РФ я обладаю правом на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, медицинскую помощь, бесплатное среднее образование и т. д. Однако, это не значит, что я воспользуюсь всеми данными мне правами. Например, в ст. 43 указано право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, но далеко не все пользуются этим правом, выбирая средне-специальное образование или вообще оставаясь удовлетворенными аттестатом об окончании школы. Или статья 46, в которой прописано право на судебную защиту прав и свобод. Крайне редко в нашей стране, в отличие от европейских государств, происходят подобные судебные разбирательства. Значит, этим правом пользуется очень мало граждан. Все права, которыми обладает каждый человек и гражданин нашей страны, принято разделять на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Все эти группы прав юристы классифицируют как позитивные, есть устанавливаемые государством. Также есть права естественные, принадлежащие человеку от рождения. Мы живем в огромной стране, в которой каждому найдется место, независимо от его способностей и возможностей. Другой вопрос в том, как люди используют данные им права, так как нередко юридическая безграмотность является причиной разных недоразумений. Нередко человек живет в обществе, не подозревая о принадлежащих ему правах. Очень часто в различных ситуациях мы сами же ущемляем свои права по причине их незнания. Оказавшись пострадавшим от жестокости взрослых, ребенок может и даже должен обратиться в государственный орган социальной защиты или к социальному педагогу в школе, но он боится или просто не знает, куда следует идти. Другие дети, по-своему понимающие это право, жалуются родителям на учителя, который строго отчитал за невыполненное домашнее задание и поэтому нарушил его права как ребенка… Стоит пожалеть участников и первой, и второй ситуации. Приведенные примеры доказывают, что собственные права нужно знать и изучать. По-крайней мере, те права, которые положены нам по закону. Кроме них, есть еще моральные и этические каноны, за соблюдением которых следит наша совесть. Если человек циничный, завистливый и несправедливый, то никакие права ему не помогут. Такие люди видят плохое в каждом встречном человеке. Государство и право защищает нас от подобных личностей, которые, в свою очередь, обеспечивают работой правоохранительные органы. Таким образом, государство регулирует соблюдение прав. Может показаться, что законы и право основываются на силе и принуждении, что они ограничивают нашу свободу, которая является нашим правом. Но не стоит забывать, что мы живем в обществе, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Там, где есть права, есть и обязанности. За счет этого в обществе поддерживается баланс. Зная о своих правах, следует помнить о том, что окружающие обладают точно такими же правами. Если я хочу, чтобы другие ценили мою честь и достоинство, уважали мое мнение, то и я должна отвечать им взаимностью. Только тогда жизнь в государстве будет стабильной. Конечно, можно жить так, как хочется, с неограниченной свободой, без обязанностей, но и без прав — такое возможно на необитаемом острове! Я — ребенок, я — человек и, в то же время, я — гражданин своей страны. От меня зависит, насколько я реализую свои права и насколько расширю границы свободы. Переступив через закон, мы псевдоосвобождаемся, на самом деле загоняя себя в еще более тесные рамки. Из всего изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, все граждане обладают правами, независимо от их возраста, пола и места жительства. Но при равных правах у всех разные способности и возможности, поэтому не все провозглашенные права реализуются. Во-вторых, соблюдение прав и свобод гражданина — цель государства и способ поддержания стабильности в обществе. В-третьих, для того, чтобы разумно использовать свои права и не нарушать права других, необходимо их знать. В заключение хочется добавить, что права человека — одно из важных направлений сотрудничества различных государств. Представления многих стран мира о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1946 оду), в международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) Декларация 1948 года впервые провела взаимосвязь между правами и свободами человека. Она стала «мерилом» поведения государств по отношению к гражданам. Неисполнение норм этой декларации роняет престиж государства в глазах мирового сообщества. Права и свободы всех людей на планете охраняются Организацией Объединенных Наций, и следует знать, что туда стоит обращаться в случае нарушения своих прав.