Сочинение история и человек в древнерусской литературе

Сочинение

Сочинение на тему «Человек и история в фольклоре» , Вариант 1

Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.

В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…

Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.

А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» — об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» — о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о способах путешествий.

В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.

Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.

Вариант 2

С давних времен человечество передавало свою историю с помощью древнерусской литературы и фольклора. В древнерусской литературе часто описывали исторические события, связанные с революциями, а с помощью фольклора пытались донести свои традиции.

К фольклору относятся песни, анекдоты, прибаутки и сказки. С его помощью передались обычаи, правила поведения, установившиеся порядки. Фольклор – это народное творчество, у него нет автора. Все, что к нему относится, взято из народа.

12 стр., 5698 слов

Ономастическое пространство рассказов, с помощью которых создаются ...

... ономастика, изучающая функционирование онимов в текстах художественной литературы. Когда писатель создает свое произведение, он непосредственно наблюдает жизнь ... помощью которых создаются образы персонажей произведений. Не оставляя никого равнодушным, искусство В.М. Шукшина - писателя, ... работы являются ... ономастики разных родов литературы эпического, драматического, лирического. Это связано с тем, ... на ...

Люди, услышав какую-нибудь историю, писали со своей точки зрения о ней, поэтому фольклор – это голос народа, в нем нет конкретики. Мы узнаем из фольклора множество традиций, которые, зачастую, оказываются спорными, так как в разных источниках они описаны по-разному. Марина Цветаева о фольклоре отзывалась такими словами:

«Фольклор — общее дело, творимое уединенными».

Человек и история в древнерусской литературе.

В литературе часто описывали исторические события. Авторство в древнерусской литературе, как правило, невозможно установить из-за давности. Но в литературе уже не обобщают все события, описывают более конкретно. В ней стали описываться различные характеры героев: как отрицательные, так и положительные. К древнерусскому писанию относится «Слово о полку Игореве» — оно передает всю историю неудачного похода русских князей на половцев в 1185 году, учит будущее поколение делать выводы и не повторять ошибок прошлого.

Фольклор и литература помогают нам узнавать историю и прослеживать ошибки наших предков. Ведь, как говорится:

«История имеет свойство повторяться».

Вариант 3

Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.

Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.

Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам.

Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.

2 стр., 958 слов

Летописи как основной жанр средневековой исторической литературы. ...

... исторических коней. ПВЛ – произведение эпохи средневековья, пропитанное теоцентрическим восприятием мира. Методологической основой этого сочинения является провиденциализм. Бог – источник исторических ... светской мирской жизни. Летописи как жанр средневековой литературы покончили с ... историческая жизнь народов определяется не только божественным промыслом, но и борьбой двух начал – добра и зла. Если люди ...

Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.

Вариант 4

С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером. Я бы хотела проанализировать русские народные песни.

Несказанно прекрасен мир народной песни. В каждом доме пели песни на праздники, но также пели песни и на похороны. Песни делились на группы:

1) календарные песни использовались в определённое время года, по праздникам;

2) лирические песни были медленные, протяжные, песни – раздумья, песни сетования;

3) любовные песни пели влюблённые люди, это было их душевное состояние, их порыв эмоций;

4) семейные песни – эти песни пелись на семейные праздниках, мероприятиях;

5) шуточные песни обычно пели на весёлых и энергичных праздниках, так как жизнь народа была тесно связана с шуткой;

6) обрядовые песни, а также свадебные обрядовые песни, пели на свадьбах, они украшали свадьбу и делали её памятным событием в жизни человека;

7) причитания – плачи звучали на похоронах, а также при отъезде в дальнюю дорогу;

частушки – это весёлые, лирические попевни, они появились во второй половине четырнадцатого века;

9) исторические песни отражали исторические события, происходившие в то время, в этих песнях показывали и восхищались силой русских народных героев.

Мне кажется, что русские народные песни помогали в жизни людей, были их отдушиной. С песнями люди могли передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, которые наполняли их сердца.

Вариант 5

Произведения устного народного творчества древнерусской литературы и литературы 18 века содержат реальные исторические факты или указывают на исторические лица. В этом году я на уроке литературы читал исторические песни “Пугачев казнен”, “Пугачев в темнице”. Народ видел в Пугачеве заступника. Народ связывал с ним надежду на лучи жизни. Цитирую: “Ты, звезда, ли моя звездочка.” В устном народном творчестве рассказывается в основном о людях, которые нравились народу. При изучении Древнерусской литературы я прочитал рассказ “Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского”.

В этом произведении говорится о житие и храбрости Александра Невского. Народ считал цитирую: “Я, ничтожный многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра…”. В древнерусской литературе писалось о исторических лицах, которые сделали что-то хорошее для народа. Изучая Русскую литературу XVIII века, я наткнулся на произведение “Недоросль”. В этой комедии говорится о семье Простоковых и о их сыне Митрофане. Здесь происходит высмеивание необразованных людей. Но еще здесь идет посыл на Екатерину II.

3 стр., 1122 слов

Проблема влияния массовой литературы на людей

... в отпуск, а на моральную пенсию, что еще страшнее. Автор считает, что массовая литература, которую создают люди, далекие от настоящего ... сказать, что можно читать массовую литературу для удовольствия, когда хочется отдохнуть от мира, проблем, но забывать и ... люди считают, что настоящей любви в чате не место. (13)Какая любовь , если ни разу не видел предмет своей страсти? (14)Только голос и буквы на ...

Русская литература XVIII века говорит уже не о знаменитых личностях, а высмеивает простых людей не совершивших никакого подвига. Каждый век менялся посыл произведений: сначала говорилось о любимцах народа, затем о великих людях, и в итоге о простых людях необразованных.

Творческий отчет по теме «Межпредметные и интегративные связи на уроках литературы» , МОУ «Корликовская ОСШ».

Обоснование значимости методической темы

Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием большого массива информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности учащихся.

Целью изучения данного цикла предметов является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и воспитанию активного творческого читателя. В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. Предмет «Литература» — один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин. Специфика литературы определяется сущностью литературы как вида искусства.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы – находить их. Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова.

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитывать всесторонне развитого человека;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • формировать обобщённые знания и умения;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство

Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой… Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д. – то есть, художественное произведение попадает в широкий контекст и может, и должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

14 стр., 6705 слов

По русской литературе : "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ...

... лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. Основные принципы романтизма: 1.3. Русский романтизм 19 века ... этическую тенденцию акцентировал все сильнее. Психологически-этическая емкость отличает его баллады – музыкальные, изящные. Баллады занимают значительное место в творчестве поэта. Песенное начало в ...

Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе мы попытаемся обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Интеграция и межпредметные связи с позиций современной педагогики

Многие педагоги до сих пор путают два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время и я считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ находим в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания. Начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг. интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел «Межпредметные связи». В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее время стал все меньше использоваться, но в начале 90-х гг. в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции.

Возникновение интеграции — результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих установление глубинной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре. Применительно к учебной дисциплине «литература» можно говорить о трех видах интеграции.

Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, логика, этика, мировая художественная культура.

Второй тип интеграции — установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.

Третий тип интеграции представлен в программе по литературе для учащихся 9-го класса, завершающих образование. В ней литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях.

23 стр., 11043 слов

Современный урок литературы: классификации, концепции

... разработка проблемы. Таким образом, дипломная работа будет посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературы - определению места урока литературы в системе современного ... урока; определение главных путей, по которым следует идти к цели. Бунаков указывает на необходимость планирования. "Урок целесообразно начинать с повторения пройденного материала, в целях установления связи ...

В современной педагогической практике на уроках словесности используется несколько типов интегративных связей. Простейшим из них является последовательный тип интеграции. На таком уроке материал, относящийся к разным видам искусств, организован в своеобразные блоки. На практике нередко такой урок могут вести два педагога-предметника (бинарный урок), что значительно повышает его содержательный и операционный уровень, так как словесник не всегда может на должном уровне анализировать произведения смежных искусств и вынужден обращаться к помощи коллег. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т.д.

Второй тип интеграционных связей на уроках литературы — параллельная связь литературы и других видов искусств (или учебных предметов), которые изучаются синхронно на каждом из этапов урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нем разные искусства, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Данный тип интеграции особенно эффективен на вводных и заключительных уроках по изучению как творчества отдельного писателя, так и историко-литературного процесса в целом. На этапах такого урока школьники синхронно с изучением литературного текста обращаются к разным видам искусств. Урок со смешанным типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интегративную связь литературы, истории, изобразительного искусства и т.д. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусств, выходит к концепциям, идеям, понятиям других учебных предметов, сохраняя при этом автономность литературы как учебного предмета. Такой тип урока используется как в ходе анализа художественного текста, так и при изучении основ теории и истории литературы, но чаще всего на вводных, заключительных этапах изучения литературной темы и особенно на уроках изучения биографии писателя.

Первые три типа интеграционных связей на уроках литературы довольно часто встречаются в современной практике. Они осуществляются как на уровне содержания, так и форм и способов деятельности. Значительно реже встречается опоясывающий тип интеграционных связей. На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают Данный тип интегративного урока может осуществиться только в классе с высоким уровнем ответственности и самостоятельности учащихся, так как свободные ассоциации в рамках определенной литературно-культурной темы предполагают высокую мотивированность обучения, широту кругозора школьников, овладение умениями самостоятельной интерпретации произведений искусств. Рассматривая литературный материал, школьники преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура урока напоминает собой «ромашку», в центре которой литературный текст, а ее «лепестки» — материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности

11 стр., 5145 слов

Уроков по истории

... дарства. - Почему началась гражданская война в Риме? План На доске: тема урока, новые слова: гражданская война, Гай и Тиберий ... продолжалось дело до тех пор, пока Тиберий Семпроний Гракх, человек знатного происхождения, очень честолюбивый, пре­восходный оратор, благодаря ... большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, ...

Описание опыта работы по теме «Интегративные и межпредметные связи на уроках литературы»

В практике своей работы чаще мы используем смешанный тип интеграции, а также традиционные межпредметные связи литературы с другими учебными дисциплинами.

Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка. В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Интеграция в основной школе осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв и др., письменных: развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение небольшого объема и др. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. Так, к 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе. В старших классах интеграцию осуществляем через комплексный анализ художественного текста, так как именно в 10-11 классах происходит закрепление и углубление знаний по всем разделам языка, расширение знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но считаем, что нет необходимости сводить урок литературы к грамматическому разбору текста, ведь тогда исчезнет эмоциональный настрой школьников, чувство сопричастности.

Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, мы используем различные приемы: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей. Так, произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», А.С. Пушкина «Капитанская дочка» подразумевают тщательную работу не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.) перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени).

2 стр., 700 слов

«Кончились всякие знамения, и наступили события…» (Человек ...

... обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа мать, «светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла ... роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. ...

Иногда получается, что учитель литературы дает ученикам совершенно новый исторический материал. Так, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается на уроках литературы в 8 классе, а знакомство с историческими событиями того времени (Емельян Пугачев, Пугачевский бунт, правление Екатерины II) изучается в курсе истории значительно позже. Но чаще всего историки опережают словесность, поскольку трудно понять глубину художественного произведения без знания той или иной исторической эпохи.

Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, «Богатырская симфония” и «Князь Игорь” Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом для глубокого образно – поэтического понимания национальной истории. На таком уроке целесообразно использовать репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри”).

Причем, следует учесть размеры подлинника (295,3 х 446см), и, при наличии технической возможности, размеры проекции максимально приблизить к ним. Только тогда монументальность этого произведения поразит воображение учащихся и побудит их к серьезному разговору – поиску исторической перспективы в высокохудожественных произведениях литературы и живописи.

Еще одним примером могут служить произведения писателей о Великой Отечественной войне. На таких уроках литература неразрывно связана с историей, а включение живописи в урок будет активно воздействовать на эстетическое восприятие материала школьниками. Школьная программа по литературе не предусматривает раскрытия взаимосвязей литературы и обществознания, тем не менее, наблюдается связь в рассмотрении многих вопросов. На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др. Дети не только говорят о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт. В 2007-2008 учебном году в рамках открытого урока чтения в 10 -11 классах была проведена читательская конференция по повести Виктора Астафьева «Людочка». Это произведение очень заинтересовало старшеклассников, на конференции разгорелся жаркий спор о проблемах общества, показанного в произведении в сравнении с проблемами современного общества. Учащиеся говорили о безнравственном поведении героев, о проблемах семьи, в которой росла Людочка, о добре и зле и др., высказывали свои мнения о том, как изменить мир к лучшему, возможно ли это. По окончании конференции ребята сами предложили чаще использовать такую форму общения двух классов, предлагать самим произведения для обсуждения.

2 стр., 514 слов

Маяковский В. В. Человек и время(история в стихотворении «Левый марш»)

... Они короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха. Маяковскому мастерски удалось в небольшом по объему стихотворении создать напряженную картину сурового времени и людей, живущих и действующих в ту непростую эпоху. ... правой? Левой! Левой! Левой! Кажется, само время водило пером поэта. Тревога за судьбу России и оптимизм звучат в каждом слове Маяковского. Он радостно возбужден, потому что ...

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Для этого как никогда лучше подходят такие уроки, на которых встречаются смежные виды искусств: литература, изобразительное искусство и музыка. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись. При этом учащиеся должны понять, что не существует тематической замкнутости на каком – либо виде искусства, будь то литература, музыка или живопись, что вечные вопросы, поднимаемые писателями в произведениях, пронизывают и живописные полотна, и музыкальные шедевры.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. Далеко не каждый человек может описать картину. Ученикам, посетившим выставку, всегда легче составить рассказ по картине. К сожаленью, сельские школьники реже имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода, нежели живущие в городе. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока проводим словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др).

Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.

Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Ю. Казакова «Тихое утро» может служить картина И.И. Левитана «У омута», изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», цикл уроков по произведениям Н.А. Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок», «На жатве. Лето» и др. (Приложение)

Одним из важных элементов работы на уроке литературы является создание психологического портрета писателя. И здесь не обойтись без портретов писателей, поэтов, созданных известными художниками-портретистами. Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности. Для объективной оценки портрета необходимо упомянуть и об отношении к нему самого писателя. Так, при знакомстве с картиной О.А. Кипренского «Портрет поэта А.С. Пушкина», необходимо отметить, что Пушкин высоко оценил работу художника и посвятил ему хвалебные строки:

Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века

Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох.

Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных авторов важно было показать все с героической стороны. Именно отсюда такие знакомые с детства нам герои, как могучие богатыри – защитники земли русской. Обязательным условием изображения такого героя в былине, исторической песне или другом произведении фольклора было наделение персонажа особыми качествами: силой, умом, желанием приносить пользу обществу, а значит ставить людские интересы превыше всего. Примечательно, что данный персонаж вырисовывался в реальной исторической эпохе, наряду с конкретными историческими деятелями, как правило, князьями. Однако, выделение его типажа, привносило особую сказочность в произведение.

Что касается древнерусской литературы, которая в большем своем числе уже стала авторской, человек становился творцом истории. Он отошел от изображенных ранее гиперболизированных характеристик, однако приобрел иное качество – богоподобие. Кроме того, ушли в прошлое обобщения и типизация, стали проявляться индивидуальные черты. И это так же объяснимо особенностями мировоззрения людей 9–12 века, на которых огромное давление имела церковь. Отсюда и сложились определенные каноны в написании произведений, ориентированных на изображение личности человека. Такие жанры как: сказания, поучения, жития, слово – диктовали особый образ жизни для всех людей, посредством описания идеалистической жизни героя – святого или героя-князя. Особым интересом и пользовались летописи, представляющие собой непосредственную хронику событий, исключающую характерных оценок автора.

Последующее развитие литературы стало изображать человека внутри истории, творцом этой самой истории, непосредственным деятелем событий. Здесь следовало бы упомянуть рыцарские романы, принадлежащие преимущественно английским писателям. Если говорить сугубо о русской литературе, то до 18 века вообще не было принято создавать вымышленных персонажей. Особый интерес к историческим личностям возник в литературе золотого века. Особо здесь мы отмечаем заслуги Пушкина в «Капитанской дочке», Толстого в «Войне и мире».

Далее ярким историческим этапом, отразившимся в творчестве литераторов, стали революционные события, замеченные Маяковским, Гумилевым, а также ВОВ, о которой так яро писали Солженицын и Шолохов.

История не стоит на месте и тем самым продолжает привлекать к себе внимание современных служителей пера, а это значит, что впереди нас ждут новые литературные гении и открытия.

«Чтение» и «Стаховский LIVE»

Писатель и радиоведущий Евгений Стаховский в прямом эфире радио «Маяк» зачитывает рассказы и повести русских и зарубежных авторов. Вы можете выбрать короткую запись, от пары минут, или длинную — до часа. Стаховский уже прочитал рассказы Константина Паустовского и Стефана Вайнфельда, Варлама Шаламова и Стивена Кинга, Федора Мезрина и Шервуда Андерсона. У радиоведущего выходит еще один подкаст — «Стаховский LIVE», где он делится своими впечатлениями и мыслями на темы истории, науки, литературы. Выпуски выходят не регулярно, но выбрать есть из чего.

Человек и история в древнерусской литературе

Бытует мнение, что написанная древнерусская литература – это тенденция написания, заимствованная у Запада. Однако, многие склоняются, что литературе тех времен по большей части присущ фольклор. Во многих произведениях можно проследить, что фольклор сочетается с чем-то иностранным.

Многие считают, что в Древней Руси фольклорное творчество прослеживалось в разных его исполнениях. Частушки, скороговорки, русские народные песни, сказки и прочее – все это является частью фольклора. В литературе древнерусских времен также ощущается тесная связь с фольклором. Многие былины, песни, сказания придуманы людьми.

В те времена на Руси было два языка – древнерусский и старославянский. На старославянском языке писали книги, а разговаривали на древнерусском. Русский язык стал преемником древнерусского языка, поэтому они так похожи. Так как на древнерусском языке говорили, что устное народное творчество сочинялось также на нем. Таким образом, все эти сказания смогли дойти до нас.

Устное народное творчество было неотъемлемой частью древнерусских сказаний. Оно зародилось еще в давние времена, когда люди не умели писать. Несмотря на это, присутствовали и мимика, жесты, интонация в рассказе и прочее. Только позже, овладев грамотой, люди смогли перенести это на бумагу. Тексты, в которых чувствовался русский дух, были приятны и интересны людям. Поэтому многим полюбились сказки о богатырях. Богатыри с большой силой олицетворяли всемогущую Русь. Ничего не боясь, они вставали на защиту.

Фольклор именно в то время стал значительным вкладом в литературу, и в творчество в целом. Без подобных жанров мы не смогли бы узнать, что происходило несколько веков назад. Естественно, есть много вымышленных элементов. Зато, твердо можно сказать, что в то время люди также могли фантазировать и придумывать разные небылицы. Возможно, без выдуманных богатырей, победивших целое войско и прочих выдуманных личностей, рассказы были бы не такими интересными.

Жизнь людей в то время была тесно связана с фольклором. До сих пор не ясно, для чего придумывалось все это творчество. Возможно для того, чтобы оставить потомкам память о себе.

Литература — зеркало жизни

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-istoriya-i-chelovek-v-drevnerusskoy-literature/

Литература — совершенно уникальный вид искусства. Долгое время она была — а для многих и ныне остаётся — самым доступным для понимания видом искусства. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все его взлёты и падения, запечатлевая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.

Русская литература не является исключением. Как и литература каждого народа, она начала зарождаться ещё в дописьменный период в форме сказок, легенд, поговорок и пословиц, передаваемых от одного поколения другому. С распространением в Древней Руси письменности литература начала стремительно развиваться.

Замечание 1

Своё начало русская литература берёт в XI веке.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-istoriya-i-chelovek-v-drevnerusskoy-literature/

Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Человек в русской литературе 470 руб.
  • Реферат Человек в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Человек в русской литературе 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так или иначе, человек всегда был центром внимания писателей всех эпох. А литература всегда оставалась не просто искусством и не просто наукой, а настоящим «человековедением».

Каким же запечатлён русский человек на страницах произведений русской литературы?

Человек в вихре исторических событий – сочинение 11 класс

Жизнь человека тесно взаимосвязана с историей. Человек творец истории, её участник и продолжатель. Каждое яркое историческое событие (война, революция, реформа) – дело рук человечества. В то же время, история врывается в жизнь отдельного человека внезапно, как вихрь, все разрушающий и ломающий на своем пути. Однако сам человек зачастую не знает об этом, не понимает того, что путь его уже предрешен, судьба определена.

Творцы истории — это не только великие люди, полководцы и государственные деятели. Каждый человек проживает свою отдельную жизнь, участвует тем самым в историческом процессе, находясь в зависимости от веяний эпохи, в которую ему довелось жить.

По-моему мнению, те, кто производит революции, — люди, как правило, ограниченные, целеустремленные фанатики. Они рвутся к власти, не думая о других. Но последствия этих революций длятся годы, иногда десятилетия, накладывая свой отпечаток на многие поколения людей и на каждого человека в отдельности.

В войне или революции участвует народ как целостность. Народ проливает кровь за свою страну, за будущее своих детей, за лучшую жизнь. Народ – это огромная сила, это мощное оружие в руках талантливого полководца или правителя. Но ведь есть ещё и отдельно взятая личность с частной судьбой, со своим характером, с уникальным духовным миром. Какова роль народа и отдельного человека в вихре исторических событий?

Как в исторической науке, так и в художественной литературе важна тема национальной русской истории, причем острый интерес вызывает вопрос о роли в истории народных масс и отдельной личности. Заслуга Л.Н. Толстого как автора романа-эпопеи «Война и мир» состоит в том, что он первый глубоко раскрыл и ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях начала XIX века, в жизни русского государства и общества, в духовном бытии русской нации. Понимание народа как решающей силы в битве с внешними врагами дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Он был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска». Роль же отдельного человека, по мнению писателя, ничтожна.

В военное время жизнь души не прекращается. Она меняет своё направление для каждого человека. Война – это своего рода экзамен человеческой души. Именно тогда проверяется, насколько сильны её моральные принципы, могут ли они поменяться в зависимости от обстоятельств, что является истинной ценностью для каждого: своё «я», счастье родных людей, политическая идея, за которую идёт борьба. Война не только не «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой–либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.

Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной» заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.

В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный, мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством, и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?

Революция 1917 года и гражданская война – исторические события, которые наверняка оставили глубокую рану в сердце каждого их современника. Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Конечно, это трудное время нашло отражение в русской литературе.

Такие «шатания и мучительные поиски» изображены в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звезды становятся символом вечности, олицетворением жизни в начале романа стал домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом Булгаков продолжает и развивает мысль Л.Н. Толстого о приоритете частной жизни человека над жизнью исторической. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности.

Автор сборника рассказов «Конармия» Бабель в каждой из новелл размышляет о целесообразности многочисленных жертв войны. Автора, как и его главного героя Лютова, возмущают дикие расправы над людьми. Ведь жестокость порождает жестокость. «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Революцию делают злые люди», — так рассуждает старик Гедали из одноимённого рассказа.

Таким образом, любое историческое событие оставляет след в судьбе каждого человека. История может закрутить человека в своём неугомонном вихре, заставить принять новые ценности и унести далеко от того, что было дорого сердцу. Но важнее, насколько в этом вихре человек останется Человеком!

«Радио Arzamas»

В «Радио Arzamas» выходят аудиоматериалы, курсы лекций и подкасты. О литературе, истории, искусстве, антропологии и философии рассказывают лучшие российские ученые. Узнайте, почему и как художественный текст действует на читателей, что такое сюрреализм и откуда художники этого направления брали сюжеты для своих картин, как культура влияет на чувства людей и почему в средневековой Японии нельзя было влюбиться с первого взгляда. Выпуски доступны в приложении «Радио Arzamas» бесплатно и по платной подписке, а на сайте arzamas.academy можно послушать пробные лекции и целые курсы.

Человек и история в романе М Шолохова «Тихий Дон» — сочинение

По роману М. Шолохова «Тихий Дон» сняты два фильма, но ни один из них не заменит прочтения даже нескольких глав этой знаменитой эпопеи.

Я думаю, настало время шолоховского романа для молодежи. Человек и война, человек и история, Сегодня эти темы заняли первое место в телепередачах и на газетных полосах. А я советую своим друзьям прочитать «Тихий Дон» и поразмышлять над судьбой главного героя — Григория Мелехова,» который и олицетворяет искания человека в переломную эпоху.

Получая Нобелевскую премию, Шолохов не стал скрывать, что у его героя имелся прототип, но не стал называть его имени. Вероятно, писатель в данном случае занял правильную позицию: совершенно неважно, как звали этого офицера, важно, что он донес до нас весь трагизм и безысходность народа, казачьего или любого другого, в вихрях этой самой жестокой войны, основным принципом которой был закон: убей того, кто против тебя, брата, отца или сына.

Типичное и индивидуальное в образе Григория неразрывно связаны. Образ Григория не оторван от жизни села, он существует и развивается на общем фоне социальных условий казачества. Он находится в тесном единении как со своей семьей, так и казаками хутора, среди которых он вырос и жил.

Недаром роман начинается с описания событий мирного времени. Шолохов показывает, что в это время людей особенно интересуют нравственные проблемы, события личного характера. Мелехов, как и все односельчане, живет, соблюдая обычаи довоенной станичной жизни. Люди еще пытаются мирным образом уладить возникающие конфликты, они еще не ожесточены.

Картины мирной жизни резко сменяются военными событиями. Многих односельчан и сверстников Мелехова отправляют на фронт, где, подстрекаемые офицерами, они начинают не просто истреблять друг друга, а испытывать к прежним односельчанам патологическую ненависть. И Подтелков, и Мелехов, и Кошевой, и Коршунов не смогут избежать этой участи. Шолохов показывает, что остановить это безумие можно только тогда, когда человек до отвращения насытится кровью. Всякая война — это прежде всего трагедия нации.

Мелехов не просто безмолвный участник военных событий. Он подвергает их нравственной оценке, осуждению, переосмыслению. Именно на войне он наиболее ясно видит, как несправедливо устроена жизнь, как наслаждаются жизнью одни и как вынуждены напрягать свои силы другие для получения хоть сколько-нибудь сносного существования.

И эта война вызывает в нем противоречивые чувства. С одной стороны, ему приятно сознавать, себя храбрым человеком, он даже гордится собой, с другой — он прекрасно видит бессмысленность такой бойни.

Казак спасает жизнь офицера и получает Георгиевский крест. Награде он рад. Но встреча с большевиком Гаранжой на многое открывает ему глаза. «Теперь я зрячий и злой!» — говорит Григорий. Однако Чуватый и Изварин будят в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно малограмотному казаку найти правду в происходящем. С горечью он признается: «Блукаю я, как метель в степи». В своих сомнениях Мелехов старается найти ту правду, которая ближе к народу. После победы революции он с красными. Но, вернувшись на хутор, вновь ощущает душевный разлад.

Одним из самых острых этапов в жизни Григория Мелехова становится его участие в Верхнедонском восстании. Во время восстания он вдруг действует, как талантливый полководец, но понимает, что на самом деле восстанием тайно руководят полковники и офицеры. Тогда Григорий снова тянется к красным, но и с ними не находит путей примирения. Казак понимает, что «в середке нельзя — задавят».

Мучительные поиски своего места в жизни, стремление обрести правду и принять какую-нибудь сторону, примкнуть к определенному лагерю, найти ответы на многочисленные вопросы, которые ставит этот «безумный мир» перед Григорием, осложняются еще и драмой личного характера. Любовь к Аксинье, сначала бездумная и страстная, прошедшая все мыслимые испытания, перерастает в любовь-сострадание. Нравственные искания Григория, продиктованные необходимостью разобраться в путанице, вихре событий этих лет„ определить свое отношение к ним неразрывны с психологическими сдвигами, происходящими внутри Мелехова. И усталой душе Григория среди этого всеобщего разлада хочется мира и тишины. Именно поэтому, возвратившись домой, бросает он в воду ружье.

Люди, простые и естественные в своих потребностях, которым для нормального существования нужно не так уж много, — видеть до боли знакомые картины природы, ощущать удовольствие от своего труда, любить и растить детей, люди, оторванные от привычного образа жизни, не в состоянии смириться с простой исторической несправедливостью: каждый человек является игрушкой в руках других, более могущественных. И Григорий Мелехов своими поступками доказывает, что он не намерен играть такую роль, он идет только туда, куда хочет он, а не офицеры, подстрекающие казачество на бунт.

Так Шолохов показывает нам, что человек вершит историю, но история, в свою очередь, пересоздает человека. Гибнет единственный и родной ему человек, нелепо и случайно — любимая, исстрадавшаяся Аксинья. Григорий плачет по-мужски, сцепив зубы, то ли рыдая, то ли рыча. И разрывает пальцами землю от бессилия и усталости…

Он возвращается домой. И только тут «сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Но вряд ли Григория ждет спокойная жизнь: его предыдущие искания не забудет новая власть, видимо, он обречен на лагеря или расстрел. Человека, не способного заключать временные договоры со своей совестью, безжалостно уничтожает молот истории.